ЧУЧАНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: МАТЕМАТИКА

Увлечения: КНИГИ, СТИХИ

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: МОСКОВСКИЙ РАЙОН

Место работы: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tatyana-aleksandrovna-chuchanova

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его интеллекта, ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. На решение этой задачи  направлены содержание и методы предматематической подготовки детей.

    Многие годы,  интересуясь формированием элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, я увлеклась темой: «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

   В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того,  что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает собственную задачу. В современной дошкольной педагогике признается воспитательное и обучающее значение игры. Но, как правило, в практике педагоги используют в основном дидактические игры, цель которых непосредственное обучение детей тем или иным навыкам, действиям и т.д., закрепление знаний полученных на занятиях. Такое искусственное разделение обучения на усвоение нового и закрепление усвоенного противоречит психологическим особенностям познавательного процесса в младшем дошкольном возрасте.

      Особо следует помнить о развитии восприятия, памяти, внимания, мышления дошкольника. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут даваться эталоны (шар, пирамида, куб, другие геометрические фигуры или эталоны цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.  Характерной особенностью внимания ребенка младшего дошкольного возраста является его непроизвольность, т.е. то, что оно вызывается внешне  привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6 – 8 минут.  Что касается развития памяти, то в младшем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными. Учеными отмечено, что продуктивность запоминания в игре значительно выше. Даже дети 3 – 4 летнего возраста в играх могут произвольно запоминать, помнить и припоминать различный материал. Большинство нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста имеют неплохую развитую механическую память. Но они легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное и слышанное при том условии, что оно вызвало у них интерес. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей.  У детей этого возраста преобладает наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.

     Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В тоже время огромные возможности развивающих игр, как правило, не используются. В развивающей игре как раз ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Часто,  на занятиях, развивающая игра  подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого или простыми упражнениями. Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой – стоит дать ребенку пирамидку или матрешку и, считается, что игра состоялась. Но это не так.  Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

О себе

РАБОТАЮ В ДЕТСКОМ САДУ НА КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ БОЛЕЕ 25 ЛЕТ

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

КНИГИ РЕМАРКА, ТОЛСТОГО, ЧЕХОВА

Мои достижения

БЛАГОДАРНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Моё портфолио

         Что нужно для того , чтобы ребенок рос любознательным,  умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться? Нужно постараться прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Три года – это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребенок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать еще больше. Наша задача – помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника главное – это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребенка.

      В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительная работа к обучению детей счету. Цель ее – дать представление о группе предметов как совокупности, состоящей из отдельных предметов. Дети учатся различать все предметы одной группы, видеть их равенство или неравенство (раздел «количество»). Такая подготовительная работа вызывает у малышей интерес к определению количества с помощью счета. Дети трех лет  сравнивают и отдельные предметы (ленты, полоски, палочки) друг с другом, устанавливая их протяженность, размер (раздел «величина»). Младших дошкольников необходимо учить сравнивать предметы по длине, высоте и обозначать результаты словами «длиннее – короче», «выше – ниже», «больше – меньше». Практически, действуя с предметами, различными по размеру, обследуя их, накладывая один на другой или прикладывая один к другому, дети начинают усваивать такое свойство как размер. В младшем дошкольном возрасте нужно познакомить детей с простейшими свойствами круга, квадрата, опираясь на которые они могут узнавать и называть геометрические фигуры (раздел «геометрические фигуры»).

Необходимо продолжать учить детей трех лет различать и называть правую и левую руку, «на основе чего различать пространственные направления от себя». Для выполнения этих задач нужны специальные упражнения. Также дети 3 – 4 лет должны различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь (раздел «ориентировка во времени»). Знакомство с частями суток лучше всего начинать с прямо противоположных отрезков: день – ночь; утро – вечер, после чего можно дать представление о сменяемости частей суток в последовательности.

     Учитывая возрастные особенности детей нельзя забывать и особенности их индивидуального развития. На протяжении многих лет я работаю в логопедической группе, которую посещают дети с общим недоразвитием речи.

    Общее недоразвитие речи дошкольников не обязательно бывает осложнено какими – либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако в практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологических синдромов встречается часто. Так часто отмечается у таких детей нарушение умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения. Для детей характерны быстрая утомляемость и пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность в одних случаях и преобладание вялости, пассивности, заторможенности – в других.    У детей выражено нарушение внимания, памяти и восприятия учебного материала. Часто у детей с ОНР наблюдается повышенная обидчивость, ранимость, впечатлительность.  Наличие указанных болезненных черт у детей с общим недоразвитием речи, объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы. Таким образом, проблема коррекции общего недоразвития речи в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой. Поэтому квалифицированная педагогическая диагностика с учетом структуры дефекта необходима. Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо для определения тех черт и качеств дошкольника, которые могут быть скорректированы в ходе его обучения и воспитания. Поэтому ежегодно, в начале, середине и конце года  я провожу обследование детей в частности по интересующей меня теме: «Формирование элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста». При проведении обследования,   я  использую ряд развивающих игр математического содержания. Это:

« Угадай кого загадали», «Сделай узор»,  «Давайте посчитаем», «Поможем бабушке собрать урожай», « Найди такую же фигуру».

Подобные игры помогают провести обследование уровня развития детей в более увлекательной, доступной для них форме. Дети увлеченно, с интересом выполняют необходимые в игре действия, наблюдая за действиями детей я могу  увидеть как ребенок справляется с тем или иным условием игры, легко ему дается задание  или затруднительно, или совсем не по силам. Так как программный материал  этих игр соответствует нормальному уровню развития ребенка (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.васильевой) я делаю соответствующие выводы об уровне развития у детей данного возраста математических способностей.

      Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом.

Добавить грамоту в портфолио