методическая разработка "Математические игры для детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме
комплекс математических игр для детей младшей, средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_matematicheskie_igry.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические игры для детей младшего дошкольного возраста
Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Игровые действия всегда включают в себя развивающую задачу, т.е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение развивающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же дает и наибольшее удовлетворение. Содержание развивающей задачи может быть самым разнообразным: выложи из фигур такую же картинку, выбери нужную картинку, укрась фигурами платочек и т.д. Вот некоторые игры , которые я предлагаю детям:
1 РАЗДЕЛ. КОЛЛИЧЕСТВО И СЧЕТ.
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать умение пересчитывать предметы и отвечать на вопрос: «Сколько всего?», умение классифицировать по определенным признакам.
Материал: Мешочек, в котором по 3, 4, 5 разных игрушки знакомых детям.
Содержание:
Воспитатель показывает детям мешочек. Рассматривает его вместе с детьми и предлагает отгадать что в мешочке. Выслушав предположения детей, воспитатель предлагает каждому ребенку достать из мешочка предмет, поставить его на стол и назвать его. Если попадется предмет, который уже есть на столе, нужно поставить эти предметы рядом друг с другом.
Дети выполняют задание. После его выполнения, воспитатель обращает внимание детей на то, что у нас несколько матрешек, мишек, чашек и т.д.
- давайте узнаем по сколько их. Что для этого нужно сделать? Правильно, посчитать.
Дети считают сначала одни игрушки и отвечают на вопрос «сколько всего?», затем другие игрушки.
- молодцы, ребята. У нас много игрушек. Давайте сложем их обратно. О сначала только мишек, затем только…
2 РАЗДЕЛ. ВЕЛИЧИНА.
«Поможем бабушке собрать урожай»
Цель: Развитие восприятия цвета, формы, величины. Развивать умение классифицировать фигуры или предметыпо величине.
Материал: кукла би-ба-бо, блоки Дьенеша, изображение дерева.
Содержание:
Воспитатель вносит в группу куклу би-ба-бо (бабушку). Бабушка говорит, что у нее в саду растет дерево. Это дерево необычное, «волшебное» и растут на нем фрукты различной формы и величины. Бабушка просит детей помочь собрать фрукты в корзины: большие – в большую корзинку, маленькие – в маленькую корзинку.
3 РАЗДЕЛ. ФОРМА.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие восприятия формы, закрепление словесного обозначения эталонов формы.
Материал: мешочек, в котором детали детского мелкого строителя.
Содержание:
Чебурашка приносит детям мешочек и спрашивает: «Как вы думаете, что там?» - дети отвечают.
Затем Чебурашка загадывает загадки о геометрических фигурах:
- он круглый (шар)
- он квадратный (кубик)
- она треугольная (призма)
Чебурашка достает каждый предмет и показывает его детям и называет. После этого , складывает предметы обратно в мешочек и просит детей самих достать и назвать любую фигуру.
4 РАЗДЕЛ. ЦВЕТ.
«Чудесный мешочек»
Цель: Развитие зрительного восприятия цвета, закрепление названий основных цветов.
Материал: мешочек и в нем игрушки (однотонные) основных цветов, Петрушка или любая игрушка, силуэты игрушек черного цвета.
Содержание:
В гости к детям приходит Петрушка.
- Здравствуйте, ребята! Как много у вас игрушек! У меня тоже есть игрушки, но они черные, не интересные, не то что ваши – разноцветные. Я даже не знаю как правильно называются цвета, в которые ваши игрушки раскрашены. А , мне так хочется поиграть красивыми игрушками.
- дети, давайте подарим Петрушке игрушки.(воспитатель)
- У нас есть чудесный мешочек. Вы, ребята, по очереди будете доставать из мешочка игрушку и заодно подскажете Петрушке, какого она цвета. Так Петрушка получит и подарок, и научится называть цвета.
Дети достают и называют игрушку и цвет. В конце игры Петрушка называет цвета игрушек сам и благодарит детей.
5 РАЗДЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
«Железная дорога для зверей»
Цель: Развитие восприятия пространства, величины. Развитие воображения. Развитие умения анализировать, сравнивать. Совершенствование грамматического строя речи, развитие мелкой моторики.
Материал: игрушки зверей, вагоны, счетные палочки, карточки-схемы.
Содержание:
Собрались как-то раз звери в лесу и захотелось им побывать в городе и посетить там цирк или кино, или зайти в гости. А как туда добраться? Только по железной дороге на поезде. А её в лесу – нет. Давайте, ребята, построим для зверей железную дорогу. Дети рассматривают схемы и строят из палочек железную дорогу, воспитатель подсказывает детям где и куда поворачивают рельсы. Дети повторяют слова воспитателя. После того, как железная дорога будет построена, зверей усаживают в вагоны и они едут по дороге в город, заранее выстроенный воспитателем. Во время поездки, дети называют, куда повернул поезд.
( для строительства города перед игрой можно привлечь детей и проговорить куда мы укладываем кубики крупного строителя – на кубик, рядом, спереди, около)
Соблюдая принципы последовательности и постепенности введения материала, я предлагаю развивающие математические игры в течении года преподносить детям в следующей последовательности:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАИЯ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ГОД
месяц | Лексическая тема | игра | Программные задачи, реализуемые в данный период |
сентябрь | обследование Осень деревья
| «Дерево» (счетные палочки) «Поможем бабушке собрать урожай» «Чудесный мешочек» «Найди такую же фигуру» «Угадай, кого загадали» «Сложи узор» | Развивать умение выделять и называть один предмет и много предметов, классифицировать предметы по этому признаку. Развивать умение понимать и называть пространственные отношениия на, под.; выделять и называть шар, кубик.Развивать умение различать и классифицировать предметы по величине (большой, маленький) Развивать умение выкладывать изображение предмета по образцу и по представлению из 4 кубиков. |
октябрь | Фрукты овощи | «Поможем бабушке собрать урожай» «Когда это бывает?» «Птички» «Чудесный мешочек» «Найди все фигуры как эта1» - Дьенеш счетные палочки «Морковка» палочки Кюизенера «Яблоко» «Сверни ленту» «сбор урожая» | Развивать умение выделять и называть один предмет и много предметов, классифицировать предметы по этому признаку. Развивать умение понимать и называть пространственные отношениия на, под.; выделять и называть шар, кубик.Развивать умение различать и классифицировать предметы по величине (большой, маленький), считать до 2; определять ленточку длиннее, короче. |
ноябрь | Игрушки Одежда обувь | Блоки Дьенеша «Мишка», счетные палочки «Машина»; «Сверни ленту» «Собери неваляшку» «Бусы в подарок…» | Продолжить знакомство с понятиями «один», «много»; развивать умение считать до 2; различать круг, квадрат; определять полоски длиннее, короче; классифицировать предметы по определенным признакам |
декабрь | Мебель Зима, зимние забавы Новый год | «счетные палочки «Кроватка» блоки Дьенеша «Снеговик» «Чудесный мешочек» «Давайте посчитаем» «Бусы в подарок» «мебель для игрушек» | Развивать умение различать круг и шар; формировать навыки счета до 3; формировать представление о пространственных отношениях: на, над, под; формировать представление о понятиях «высокий», «низкий» |
январь | Дикие животные Домашние животные | Блоки Дьенеша «зайка» Палочки Кюизенера «собаки» «Построй избушку для зайчика» «Давайте посчитаем» «Чудесный мешочек» «Коврик для кошечки» | Развивать умение различать круг и шар; формировать навыки счета до 3; формировать представление о пространственных отношениях: на, над, под; формировать представление о понятиях «высокий», «низкий»; Формировать умение различать основные цвета и называть их. |
февраль | Зимующие птицы Посуда транспорт | Блоки Дьенеша «Грузовик» «Что катится» «Угадай, кого загадали» «Чудесный мешочек» «Железная дорога для зверей» «Воробушки и автомобиль» | Формировать навыки счета до 4; формировать представление о квадрате и кубе; формировать пространственные отношения: на, над, под, сверху, снизу, впереди, сзади |
март | Весенние цветы Перелетные птицы | «палочки Кюизенера, блоки Дьенеша «Цветок»; «сложи квадрат» «Воробушки и автомобиль» «Сверни ленту» «Найди такую же фигуру» «Железная дорога для зверей» «Чудесный мешочек» | Формировать умение считать до 5; формировать пространственные отношения: на, над, под, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева, посередине; формировать умение различать и называть квадрат, куб, круг, шар, овал; закрепить умение различать предметы по длине, высоте. |
апрель | Домашние птицы Домашние животные и их детеныши | Палочки Кюизенера «Птичий двор» Блоки Дьенеша «Кошечка» «коврик для кошечки» «Чудесный мешочек» «давайте посчитаем» «один, два, три» «железная дорога для зверей» | Закрепить навыки счета до 5; формировать навыки порядкового счета; развивать умение выделять и называть круг, шар, квадрат, куб, овал, прямоугольник; формировать пространственные отношения: на, над, под, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева, посередине; формировать представление о величине:большой-маленький, низкий-высокий, длинный-короткий |
май | Наш город Моя улица насекомые | «Чудесный мешочек» «давайте посчитаем» «один, два, три» «сложи квадрат» «Воробушки и автомобиль» «Сверни ленту» «Найди такую же фигуру» «Железная дорога для зверей» «Что катится» «Угадай, кого загадали» блоки Дьенеша «гусеница», «Бабочка» | Закрепить навыки счета до 5; формировать навыки порядкового счета; развивать умение выделять и называть круг, шар, квадрат, куб, овал, прямоугольник; формировать пространственные отношения: на, над, под, сверху, снизу, впереди, сзади, справа, слева, посередине; формировать представление о величине:большой-маленький, низкий-высокий, длинный-короткий; узкий-широкий. |
Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В тоже время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.
Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только на занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Но если игра совсем незнакома детям и требует от них довольно высокого уровня умственного напряжения, ее следует непременно проводить утром, в часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое.
Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по разному, и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.
Во время игры все ее участники должны быть активны. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
Играя с ребенком в математические развивающие игры нужно помнить, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, при организации развивающих игр нужно помнить некоторые правила:
- не давать малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будут проводиться игры, чтобы у него не пропал интерес к ним;
- во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша;
- игры должны быть достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно. Но всегда нужно стремиться, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого, можно сменить игру на новую – тогда внимание ребенка снова оживет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. "Формирование навыков сюжетно- ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста"
Раскрытие актуальности и практической значимости темы формирования навыков сюжетно-ролевой игры....
методическая разработка математические игры для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка математических игр...
Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»
Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»...
Методическая разработка. "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре"
Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. "Зимушка- зима"...
Методическая разработка. Сценарий вечера досуга « Мы с цветочками играем» для детей младшего дошкольного возраста.
Летний веселый праздник можно проводть на улице. Содержить интересные игры, танцы, песни. Подойдет музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ...
Методическая разработка. Экологическая развивающая игра для детей младшего дошкольного возраста «Кто где живет» Гнездо, улей, нора…
Экологическое воспитание имеет особое важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.Основной целью экологического воспитания является формирование культуры поведен...
Методическая разработка.Проект для детей младшего дошкольного возраста.Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста
Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста...