статья «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»
статья (математика, средняя группа) по теме

ЧУЧАНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

автор раскрывает важность применения развивающих игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_razvivayushchih_igr.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

     «Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

   Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми. При этом развивающие игры стали играть наиболее важное значение в формировании личности ребенка. В практику детских садов вошло большое количество инновационных методик и технологий работы с детьми. При формировании элементарных математических представлений  у детей младшего дошкольного возраста в своей практике я широко использую логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадрат  Никитина, игры З.А.Михайловой, Воскобовича.  

   Используя на занятиях и в игре блоки Дьенеша, мы развиваем у детей умение выделять несколько признаков: цвет, форму, размер, толщину; умение классифицировать множество по одному-двум свойствам. С детьми младшего возраста проводила игры, цель которых освоение свойств; слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. С интересом дети создают изображение приёмом наложения и свои (по замыслу).

     Знакомя детей с палочками Кюизенера, обратила внимание на их цвет    

     (основные цвета) и величину; учились сравнивать их по длине, пользуясь  

     приёмом наложения и приложения; воссоздавать модель по образу.

  Для развития у детей способностей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, я предложила детям игру Б.П. Никитина «Сложи узор». Сначала мы вместе с детьми разложили выложенный заранее узор из кубиков. Рассмотрели предложенные чертежи – вкладыши с другими узорами. Предложила детям собрать эти чертежи вместе с воспитателем. Когда дети научились самостоятельно собирать простейшие узоры, внесла более сложные чертежи – вкладыши и предложила детям самостоятельно собрать их. Дети полюбили эту игру, и с удовольствием собирают более сложные рисунки, придумывают свои. Для развития пространственного образного мышления детям была предложена игра «Кубики для всех». Игра начиналась с простейших чертежей рисунков, состоящих из 2-х фигур, затем по мере их усвоения вносились более сложные задания-чертежи. Чтобы построить определённую фигуру, дети должны произвести мыслительный анализ рисунка-задания, то есть на какие фигуры он раскладывается, затем соединить нужные кубики и уложить их в модель. Эта игра развивает у детей сообразительность, помогает развитию творческого ума.

Предлагая детям игру Воскобовича «Волшебные квадраты» ставила перед собой следующие задачи: развитие пространственных представлений, смекалки, сообразительности; закрепление понятий сверху, снизу, слева, справа, верхний правый угол (левый угол), нижний правый угол (левый) и так далее. Эти квадраты дети очень полюбили. Сначала они выполняли задания вместе с воспитателем, а затем самостоятельно; придумывали свои новые фигуры. Затем познакомила детей с игрой Воскобовича «Чудо практики» (какого цвета крестики; из какого количества частей состоит). Сначала рассмотрели целый крестик, потом из двух частей, из трёх и так далее. Затем учились строить из крестиков «башню», а потом перешли к составлению других фигур (из частей крестиков; сначала используя приёмы наложения и приложения). Эта игра способствует развитию у детей сенсорных способностей восприятия цвета, формы, величины; тренирует мелкую моторику руки. Предлагая детям игры со счётными палочками по З.А. Михайловой, я ставила перед собой следующие задачи: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола (анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом) и других несложных построек; сосчитать палочки, из которых построена фигура; назвать геометрические фигурки, изображающие предмет; упражнять в самостоятельном составлении фигур.

        В процессе творческой работы с детьми у меня накопился собственный богатый материал, который лег в основу разработанных мной развивающих математических игр для детей младшего дошкольного возраста.

    Разработанные мной развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и простейшие правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры имеет два аспекта: 1 – познавательный, т.е. то, что ребенок может узнать, каким способам действия с предметами он может овладеть; 2 – развивающий, т.е., какие психические процессы или способности мы развиваем у ребенка для его успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста".

Для благополучного существования человека, ему необходимо воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из окружающего его мира, уметь анализировать и выделять существенное. Для этого, у полно...

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....

Статья "Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, поня...

Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему" Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста". Математика &nda...

Проект. «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

Аннотация. Дети младшего дошкольного возраста уже способны обучаться, различению количества предметов (один, много, ни одного), сравнению, чего больше, чего меньше, различению предметов по величи...

"Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста по средствам развивающей игры".

Дошкольники проявляют огромный интерес к математическим характеристикам окружающего мира, другими словами можно сказать проявляют интерес к математике. В современное время дошкольников надо научить пр...