Статья: Особенности использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Троякова Карина Александровна

Использование дидактических игр по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_ispolzovaniya_didakticheskih_igr.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Троякова Карина Александровна

воспитатель

Медведева Инга Андреевна

воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Хрусталик»

г.Абакан, Республика Хакасия

Особенности использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Аннотация: Статья описывает особенности работы использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в отношении детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дидактическая игра, формирование элементарных математических представлений, игра.

Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя — вызвать интерес ребёнка к этому предмету. Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра. Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность малыша, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
        Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [2, с.8].
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание детям предлагается в игровой форме. Дети одновременно играют и осваивают определенные знания, умения, приобретают навыки. Дидактические игры используются и для формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Многообразие игрового материала по формированию элементарных математических представлений является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков [1, с.26].

В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по формированию элементарных математических представлений.

Большое разнообразие дидактических игр — универсальное средство формирования математических представлений у малышей третьего года жизни. При этом предметные и словесные игры обычно проводятся непосредственно на образовательном занятии, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам в свободное время.

Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, «Игра для них - учёба, игра для них-труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». У каждого ребенка наблюдается потребность в игре [3, с.11].

Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Таким образом, использование разнообразных игр, игровых упражнений с применением дидактического наглядного пособия в младшей группе, стимулируют умственную активность детей, формируют основные математические представления и понятия: (в будущем) как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения, вооружают детей приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением, развивают психические познавательные процессы, а значит, способствуют более успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры. [Текст]   М -П. – 2006.
  2. Давидчук А.Н.  Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 12, 1996. К – 12. С. 22.
  3. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. [Текст]  М.,  2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....

План по самообразованию на 2019 - 2020 уч. год «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

План самообразования «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»...

Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему" Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста". Математика &nda...

Разновидность дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья "Разновидность дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"...

«Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа, человеку прожить не возможно. Поэтому, чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы мате...

Дидактический материал для педагогов «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Весёлая математика»

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В п...