Статья"Игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста".
статья на тему

Макарина Ольга Сергеевна

Для благополучного существования человека, ему необходимо воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из окружающего его мира, уметь анализировать и выделять существенное. Для этого, у полноценного человека есть мышление, речь, память, воображение и внимание.
Важный элемент в развитии ребенка это его стремление познавать. Ребенок желает получать новые впечатления, становится любознательным и получает больше информации из окружающего мира. Где-то до 2-х лет ребенку нравится сам процесс познания, а результат отходит на второстепенное место. Примерно к 3-м годам малыш начинает понимать, какой результат он хочет получить от своих действий. Его деятельность обретает целенаправленность, проявляются такие качества как настойчивость и самостоятельность. Эти особенности составляют важную роль в формировании личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Для благополучного существования человека, ему необходимо воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из окружающего его мира, уметь анализировать и выделять существенное. Для этого, у полноценного человека есть мышление, речь, память, воображение и внимание.
Важный элемент в развитии ребенка это его стремление познавать. Ребенок желает получать новые впечатления, становится любознательным и получает больше информации из окружающего мира. Где-то до 2-х лет ребенку нравится сам процесс познания, а результат отходит на второстепенное место. Примерно к 3-м годам малыш начинает понимать, какой результат он хочет получить от своих действий. Его деятельность обретает целенаправленность, проявляются такие качества как настойчивость и самостоятельность. Эти особенности составляют важную роль в формировании личности.

Обучение детей от 2-х до 4-х лет:

1.

- Развитие ориентировки в предметах и явлениях окружения; 
- Формирование представлений о свойствах; - Освоение знаний на основе установления связей между объектами и явлениями окружающего мира.

2.

- Совершенствование восприятий и ощущений
- Развитие знаний о системе сенсорных эталонов и умения их использовать в видах деятельности.

3.

- Формирование навыков учебной деятельности
- развитие умения принять задачу, слушать наставника, отвечать на поставленные вопросы

4.

- Развитие речи (расширение словарного запаса и формирование связной речи)

Обучение пространственному и количественному представлению малыша, является важным условием развития в дошкольном возрасте, так как это необходимо для приобретения ребенком новых знаний о мире, а также, в дальнейшем, способствует овладению школьных математических понятий.
Малышей в возрасте 3-х, 4-х лет знакомят с количественными образованиями и отношениями, формируется сенсорный опыт, который полезен при освоении счетных навыков в дальнейшем. Главным методом развития детей младшего дошкольного возраста выступает игра. Играя, дети успешно удовлетворяют свою любознательность и узнают окружающий мир, пробуют себя в новых ролях, проигрывая житейские ситуации, осваивают бытовые навыки. 
Благодаря играм, удается привлечь внимание малыша к предметам, которые вне игры ребенка не интересуют. Такие игры называют дидактическими.
Особое внимание необходимо уделять играм развивающие мыслительную способность ребенка. В развитии интеллекта особо эффективны игры, способные формировать математические представления. Ведь в этом возрасте малыш знакомят с предметами и явлениями, сравнивая и анализируя их, различает по количеству. Деятельность воспитателя по освоению элементарных математических знаний детьми начинается с младших групп и сохраняется до конца пребывания малыша в детском саду. Математика развивает воображение, речь, память, а также творческий потенциал личности. Как правило, занятия по математике проводятся один раз в неделю. Для продуктивного эффекта развития, новые знания необходимо давать постепенно, с учетом приобретенных малышами знаний ранее. Усвоение материала обеспечивается повторением упражнений, но для того, чтобы ребенок не утомился и не терял интерес из-за однообразных действий, нужно варьировать приемы подачи и менять наглядный материал. Важно, чтобы математика стала для малыша отражением мира, а не как сухая теория. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы малыш, как можно раньше стал проявлять заинтересованность к процессу, задавал вопросы, проявлял желание узнать новое.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на группы:
1) С числами и цифрами
2) На ориентирование в пространстве
3) С логическим мышлением
4) С геометрическими фигурами

Для занятий используются учебно-методические пособия, демонстрационный материал и рабочая тетрадь. Важно предоставить возможность ребенку использовать полученные знания и навыки самостоятельно, в этом эффективно помогают настольные математические игры, детские конструкторы, лото.

Еще одним элементом успешного развития детей является сотрудничество воспитателя и родителей малыша. Родителей необходимо ознакомить, что педагогическое отношение к ребенку с их стороны, так же имеет важное значение. Не лишним будет ознакомить родителей с программой обучения, предложить материалы для домашних занятий. Участие семьи малыша в педагогическом процессе положительно сказывается на развитии ребенка. Дети чувствуют участие родителей в их жизни, радуются успехам вместе с ними, а в случае неудач ощутить поддержку родителей.

В заключении необходимо подчеркнуть основные моменты в развитии детей при работе по формированию математических представлений. Ребенок развивает интеллектуальные способности, формируется интерес к познанию, навыки культуры речевого общения, а также установить преемственность между развитием малыша в дошкольном возрасте и последующем обучением в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

Математические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

В последние десятилетия теоретики и практики дошкольного образования все больше внимания уделяют поискам эффективных методов обучения детей, формированию самостоятельности мышления, интереса к обучени...

План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В современном мире трудно представить нашу жизнь без информационных технологий. На сегодняшний день умение работать с информационными ресурсами является обязательным требованием к работе педагога...