"Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста по средствам развивающей игры".
статья по математике (младшая группа)

Солошенко Анна Владимировна

Дошкольники проявляют огромный интерес к математическим характеристикам окружающего мира, другими словами можно сказать проявляют интерес к математике. В современное время дошкольников надо научить применять полученные знания не только в различных видах деятельности, где ставится конкретная задача, но и мыслить нестандартно, творчески. Этому помогают развивающие игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ»

Деятельность каждого педагога невозможна без теоретической подготовки. Также важно знать задачи воспитания и развития детей, физиологические особенности детей – все это необходимо для успешной работы педагога.

В начале учебного года для успешной работы в области формирования элементарных математических представлений надо было выявить «багаж» знаний, с которыми дети поступили в младшую группу. С этой целью я провела констатирующий эксперимент, работа проводилась индивидуально с каждым ребёнком. В ходе эксперимента беседовала с детьми, показывая им картинки, иллюстрации, обыгрывала с ними различные отрезки времени с характерными действиями детей в эти отрезки. Постепенно стала узнавать знания детей.  Такая работа дала мне понять, что к началу обучения многие дети не знают  цвета, нет понятия обозначения группы предметов словами «один» и «много», многие затруднялись ответить «какая геометрическая фигура?»,поэтому у них вызывало трудности такие задания как «Отбери все синие кубики»,«Назови предмет такого же цвета», «Один-много» и так далее. Без этих знаний была бы невозможна дальнейшая работа по усвоению математических понятий. Поэтому в первую очередь моя работа была направлена на заполнение этих пробелов в знаниях детей.

Мы шли с ребятами по принципу от простого к сложному. Сначала детям предлагалось назвать один цвет, потом предметы такого же цвета на картинках, а потом назвать предмет такого же цвета в окружающей действительности. Сначала такие задания вызывали трудности у детей, так как у них не было сформированы эти понятия.

При последующих использованиях такого рода заданий, дети с легкостью называли цвет и предметы такого же цвета в окружающем среде.

В дальнейшей работе с детьми пришла к выводу, что затруднения у детей вызывает не только цвет, но и такое понятие как геометрические фигуры в целом. Это и определило мою дальнейшую работу, которую я решила построить в формирующем эксперименте, на узнавании фигур в целом, составление геометрических фигур из частей, а в дальнейшем составление узоров из геометрических фигур. К началу обучения уровень развития детей составил примерно 41%.

Я обратила внимание, что более эффективно вести работу по развитию представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) будет через игровую деятельность (развивающие игры), так как она у дошкольников является ведущей.

На первом этапе работы я предлагала детям такие игры, которые способствовали их целостному восприятию, т.е.соотнесение предметов по форме. Большой интерес у детей вызвала  игра «Наряди мишку». Эта игра имеет вариативность заданий. 1-й вариант: выкладывание геометрических фигур по контуру приемом наложения, игра считается законченной, если все контуры закрыты геометрическими фигурами нужного цвета. Этот вариант игры хорош тем, что ребёнок выкладывая проговаривает цвет фигуры и называет саму фигуру, т.е. проговаривая запоминает их. 2-й вариант «Дорожки для мишки». Ребенок берет дорожку и выкладывает фигуры одной формы, но разные по цвету. В этом варианте акцент идет на группировку фигур по одному признаку – форме. Игра считается законченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится. Детям которые хорошо справились с 1-м и 2-м вариантами игры, я предлагала 3-й вариант игры. Дети самостоятельно выбирали мишку, наряжали его, а затем выбирали понравившуюся дорожку и выкладывали фигуры разные по цвету. Такой вариант игры добавляет детям уверенности в себе, в своих собственных силах. И 4-й вариант игры - «Найди мишке его дорожку». Этот вариант поможет закрепить все предыдущие варианты игры. Ребёнка можно попросить, например, взять мишку с красным бантиком, разложить фигуры по контуру, а затем найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если все мишки стоят на своих «дорожках». Еще использовала игру «Закончи ряд» - выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

С помощью этих игр я закрепила с детьми знание геометрических фигур, узнавание их по контору, а также закрепила основные цвета.

Этой работой по целостному восприятию геометрических фигур, я подвела детей к основному этапу своей работы. Помочь детям видеть не только целостность предметов (геометрических фигур), но и то, что целое может состоять из отдельных частей.

Так как большинство игр сводится к тому, что нужно подобрать рисунок, сложить рисунок, то есть ребенок имеет возможность зрительно сопоставить рисунок и части. А я же считаю, что должна быть такая игра,  в которой ребёнок может развивать свое творчество, воображение, зрительную память, логическое мышление. В этом ребёнку помогут развивающие игры с геометрическими фигурами, как целыми, так и разделенными на части.

Работу я начала с детьми от разделения фигуры на две части. Детям  давался лист с нарисованным контуром, это делалось для того чтобы у ребенка было понятие что одна целая геометрическая фигура состоит из двух меньших. Так дети выкладывали все геометрические фигуры (круг, квадрат,  треугольник, прямоугольник). Сначала все фигуры были одного цвета, для того чтобы не отвлекались на другой признак-цвет. Затем я ввела все фигуры 4-х основных цветов, получилось, каждой фигуры было по 4.

Сначала это была геометрическая фигура, поделённая на две части (за основу я взяла квадрат, так как на примере квадрата более полно можно показать детям деление фигуры на части). Основная масса детей с легкостью справилась с этим. Затем эту же фигуру я поделила на 3 части – дети проговаривали цвет, закрепляли понятие целого, составление целого из отдельных частей (форма частей), также закреплялся счёт, то есть  дети называли количество частей, из которых состоит геометрическая фигура ( в данном случае три).

Используя такой метод работы с геометрическими фигурами (деление на части), можно использовать дифференцированный подход. Может быть вариативность заданий, так как есть дети, которые сами легко справляются, есть которым нужна моя помощь, а некоторым детям очень тяжело дается восприятие целого, разделенного на части. Поэтому я постепенно усложняла такое деление фигур, сначала это было деление четко посередине(на две равные части), затем на три (фигура делилась пополам и одна из половинок делилась еще пополам, получалось одна большая и две маленьких половинки). Затем как усложнение я стала делить фигуры на разные части, но каждый раз дети проговаривали цвет, форму и размер составных частей (фигур).

На основе наблюдений и проделанной работы, в январе я увидела изменения,  дети стали более уверенными, самостоятельно складывают, то есть у них повысился уровень знания геометрических фигур. Так как дети справляются с квадратом, я решила их познакомить с трапецией, что она состоит из квадрата и двух треугольников, а также познакомила, из каких геометрических фигур может состоять такая геометрическая фигура как прямоугольник.

Следующий этап моей работы состоял в том, чтобы развить у детей воображение, мышление, пространственное соотношение частей, а также творческие способности.

Так как у детей уже сформированы такие понятия как цвет, форма и величина, я начала подбирать такие развивающие игры, чтобы дети могли раскрыть свои способности.

Одной из игр является игра «Четвёртый лишний» - развивает у детей внимание, умение распознавать геометрические фигуры по одному схожему признаку. Дети внимательно выслушали меня, что нужно найти на картинках, и принялись за поиск тех признаков, по которым фигуры схожи. Первая карточка была легкая для них, на ней изображены четыре квадрата, но три из них зеленых, а один синий, это был видимый признак, лишний по цвету. Другая карточка может быть наоборот – цвет у  всех фигур был одинаковый, а сами фигуры разные. Вариативность таких карточек может быть разная, в зависимости от знаний и умений детей.

Постепенно мы пришли к составлению узоров или изображений из геометрических фигур. Сначала эти изображения были простые по количеству фигур. Детям давалось готовое изображение на листе бумаги и нужное количество фигур, методом наложения дети на лист выкладывали изображение. Как усложнение было выкладывание изображения на столе по образцу, это развивает не только мышление, зрительную память, но и пространственное соотнесение частей.

Далее можно использовать такую игру как «Цветная мозаика». Игра рассчитана на детей 3-5лет. Эта игра поможет закрепить не только знания о геометрических фигурах и основных цветах, но и развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление и связную речь. Детям предлагается из фигурок собрать картинки. Я обращала внимание детей на то, что фигурки нужно подбирать по цвету контура. В эту игру можно играть как индивидуально, так и небольшими группами. Собирать можно все  изображение либо какую-то его часть. В этой игре также можно проявить свое творческое воображение, соединяя несколько картинок в одну, либо использовать отдельные части разных картинок, объединяя их в один рисунок.

Детям очень нравиться составлять изображения не только по образцу, но и самим, из личного опыта. Детям предлагается коробка с набором геометрических фигур, отличающихся по цвету, форме, величине. Это развивает воображение, мышление, пространственно мыслить, творческие способности.

После проведения серии игр был проведен контролирующий эксперимент. Было видно, что в начале всего 41 % детей,   владели достаточными знаниями о геометрических фигурах и форме предметов, а в конце обучения уже 91% детей. Нужно закреплять полученные знания и в дальнейшем.

Родители заинтересованы в успехах своих детей, поэтому активно участвовали и помогали в приобретении книг, плакатов, изготовлении пособий для работы детей в группе.

О значении формирования элементарных математических представлений в жизни детей младшего дошкольного возраста, с родителями детей группы, я проводила консультации по теме: «Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста», «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста".

Для благополучного существования человека, ему необходимо воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из окружающего его мира, уметь анализировать и выделять существенное. Для этого, у полно...

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр...

Математические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

В последние десятилетия теоретики и практики дошкольного образования все больше внимания уделяют поискам эффективных методов обучения детей, формированию самостоятельности мышления, интереса к обучени...

Проект. «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

Аннотация. Дети младшего дошкольного возраста уже способны обучаться, различению количества предметов (один, много, ни одного), сравнению, чего больше, чего меньше, различению предметов по величи...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В современном мире трудно представить нашу жизнь без информационных технологий. На сегодняшний день умение работать с информационными ресурсами является обязательным требованием к работе педагога...