учителя географии

учителя географии общеобразовательных школ

 На сегодняшний день одна из важнейших проблем человечества – это экологическая проблема. Истощение окружающей среды в  результате нерационального природопользовании, загрязнение её твердыми  , жидкими и газообразными отходами и , более того «отравление» её радиоактивными и другими высокотоксичными веществами уже привели к значительной деградации глобальной экологической системы.

Сегодня стало очевидным, что мы, граждане цивилизованного 21 века живем в условиях экологического кризиса. До этого состояние довели его предыдущие поколения, а мы продолжаем усугублять обстановку, потому вопрос о воспитании экологической  культуры подрастающего поколения сегодня стоит очень остра. Надо признать, что проблема настолько остра, что необходимо не только  говорить об охране природы,  её ресурсов, но и создавать условия для изменения  менталитета человека, относящегося к природе потребительски, думающего только о своем благе, а не последующих  поколений. Мы, учителя географии и экологии считаем своей задачей воспитания экологически воспитанных учащихся. Слова Тургеневского героя о том, что природа это не храм, а мастерская сейчас не только не верны, но и вредны. Мы должны воспитать подрастающего поколения в духе поклонения к природе, её красоте и богатствам. Лишь тогда, наверное, через некоторые время мы получим рачительных хозяев природы. А начинать работу нужно, если говорить поэтически: с ручейка в родной деревне, с березки, у крыльца, а если обратиться к терминологий: на местном экологическом материале.

image

Новые материалы

21.10.2013 - 19:42 Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "  ØОпыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой  расположены   2 спортивных зала, ...
Змеева Татьяна Ивановна
22.10.2012 - 22:48 презентация по теме Япония презентация на урок по теме япония.основные этапы: страна - наоборот, страна восходящего солнца, японское чудо,... Комментариев: 1
18.10.2012 - 10:47 Рабочие программы по географии Рабочие программы по географии дла 6,7,9,10 и 11 классов. Думаю поможет молодым , начинющим учителям. Комментариев: 8

 В 2000 году появился международный документ, в котором были сформированы фундаментальные принципы устойчивого развития. Хартия Земли- это документ, содержащий принципы создания XXIвеке справедливого, устойчивого мирного глобального сообщества. Она направлена на то, чтобы пробудить в каждом человеке новое чувство взаимозависимости и всеобщей ответственности за процветание людей и всего живого сообщества. Мы свою деятельность ведем, опираясь на основные положения и принципы этого документа.


  При организации уроков и  внеурочных работ по экологическому воспитанию успех данной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы и их разумного сочетания. Из многообразия методических приемов нужно отбирать те, которые помогут детям получить навыки самообразования.[2c.62]

  Научный поиск, выбор нужного материала из информационного потока, отстаивание своей точки зрения способствуют проявлению индивидуальных черт детей. Ребята в этом возрасте мечтатели и романтики, поэтому, чтобы не исчез детский интерес к изучению окружающего мира, в работе надо придерживаться системности, постепенно усложняя задания и включая элементы эксперимента. Постепенно выявляются учащиеся, которые проявляют особый интерес к географии, геологии, экологии. Таким ученикам надо дать индивидуальные, с экспериментом и опыта, задания. Например, если на уроках-экскурсиях с классом загрязненность окружающей среды определяется простейшими и общедоступными методами ( визуально или с помощью лакмусовой бумаги и т.п.), то для глубокого анализа ребятами применяется более сложные методы(микробиологий метод, биологический метод с использованием микроскопа и т.п.). Накопленный на экскурсиях материал часто используется на уроках, а также в виде докладов и проектов, с которыми ребята выступают на конференциях и олимпиадах.

Навигация

Ученики 10 класса провели огромную исследовательскую работу по выявлению воздействия окружающей среды (водная сфера, воздух, почва, пища и. т д) на здоровье человека. Мы живем в эпоху экологического кризиса и это отражается на здоровье человека, особенно на здоровье детей и подростов. Ученые выделяют общие факторы, которые формируют здоровье: условия и образ жизни(50%), экология (20%), наследственность (20%), медицинское обеспечение (10%).(Ю.П.Лисицкий)

- «Вода в природе и в жизни человека.»

При выполнении данной работы использовались знания не только по географии, но и химии и биологии .Были исследованы физические и химические свойства питьевой воды г. Арска.

- «Овраги и меры борьбы с ними»

Группа учащихся, используя результат многолетней работы школы по закреплению склонов оврагов в черте поселка Арска и долины реки Казанка.

Определили виды деревьев, которые желательно использовать в противоэрозионной работе и озеленении поселка.

Основной задачей экологического воспитания также является овладение школьниками практическими природоохранными умениями и способами пропаганды идей охраны природы. Исходя из преемственности экологического образования и воспитания, эта деятельность опирается на теоритические экологические знания, полученные учениками на уроках, в процессе самообразовании. Данная задача в основном решается преимущественно во внеурочной деятельности  со школьниками.[1c.45]

При планировании работы по экологическому воспитанию у учащихся 6-10 классов пользуется успехом комплексные внеурочные мероприятия природоохранительной тематики, имеющие игровой характер: устные журналы, ролевые игры, праздники «День воды»,  «День Земли», «Встреча пернатых друзей», «День леса», «Праздник  урожая», «Федеральная судья», «Экологический суд», «Тропинками родного края» и др.

Основным направлением в работе по экологическому воспитанию учащихся является привлечение широких масс населения района и совместная работа с Северным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов в г. Арске. Учащихся нашей школы уже в течении нескольких лет сотрудничают с этой экологической организацией, проводя ряд мероприятий в рамках природоохранной акции – «Марш парков»:

Конкурс рисунков, сочинений, круглые столы, экологические беседы с большим успехом проходят во всех классах школы, в центральной районной библиотеке и в доме школьников.

Вошло в традицию также посадка деревьев с учащимися 1 и 11 классов, в парке возле школы – аллея первоклассников и выпускников.

Одной из действенных форм экологического воспитания является экскурсия  

в природу, на сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Тематические экскурсии должны способствовать закреплению и конкретизации полученных на уроках экологических знаний и привитие интереса и любви к природе. Пояснения к объектам, наблюдаемым во время экскурсии необходимо строить таким образом, чтобы у учащихся формировалось представление о природе как едином комплексе и цельное представление об экологической обстановке конкретной местности. Поэтому важное место в этих объяснениях должна знать пропаганда общих принципов охраны природы, бережного отношения, к животным на примере полезных насекомых и все это должно способствовать формированию экологической культуры у учащихся. При организации экскурсии на водоем, реку местности Казанка, следует разъяснять учащимся значение водных растений и животных, необходимость охраны водоемов и воспитывать чувство любви и бережное отношение к окружающей среде.[2c.66]

 При проведении экскурсии очень важно активизировать деятельность учащихся. Ученики не должны пассивно следить  за работой учителя, а должны принимать посильное участие. Итоговую работу после экскурсии, наблюдений и исследований оформляем в виде брошюр, альбомов и фото стендов, которые проставляются на школьных и районных выставках. Организуются круглые столы, где ребята обмениваются впечатлениями, новыми знаниями и делают выводы из полученной информации. При этом каждый ученик должен правильно оценивать свое отношение к природе, опираясь на знания,  приобретенные на уроках.

 Работа по  данной теме продолжается и набирает темп в связи с внедрением новых педагогических технологий, в том числе компьютерных, в процесс школьного обучения. Это позволяет нам рассчитывать на более высокие результаты работы. Тем не менее, главной целью моей работы остается формирование у детей основ  эколого – нравственного поведения в современном обществе.