Рабочие программы по географии
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Рабочие программы по географии дла 6,7,9,10 и 11 классов. Думаю поможет молодым , начинющим учителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по курсу

«Экономическая и социальная география мира»

 автор Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский

(10 -11 классы- 70 часов)

                                                                              Статус документа.

Данная рабочая программа по географии 10-11 классы, составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции) ;

- Федерального  государственного  образовательного стандарта  основного общего  образования (утвержден приказ МО и Н РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011г., регистрационный № 19644) (с действующими изменениями);

- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);

- Приказа МО и Н РФ от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень),

- Закон РТ « О государственных  языках РТ и других языках  РТ»;

- Приказа МО и Н РТ от 10 июля 2012 года № 4165/ 12  «Об утверждении базисного учебного плана  для образовательных учреждений РТ, реализующих программы образовательных учреждений Республики Татарстан среднего (полного) общего образования», 

- Учебного плана МБОУ – Арской гимназии № 5 Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол  №  1 , от 27    августа 2012 года)

Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени  в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Часы национального регионального компонента прослеживаются при изучение тем всего курса, проводятся аналогии в сравнении

хозяйства, экономики, культуры регионов мира.

.

Требования к уровню подготовки учащихся: Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Компетенции: Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов России; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

  Список  дополнительных пособий: для учителя:

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., «Глобальная география XI класс», М., «Дрофа»

Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа»

Левицкий Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение»

Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе, М., «Просвещение»

Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира», М., «Просвещение»

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты, М., «Дрофа»

 В.П. Максаковский  «Экономическая и социальная география мира».  Москва, «Просвещение» 2008,

Содержание курса:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

НАСЕЛЕНИЕ МИРА

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения[1][1]. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финан-совых отношений.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА

Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

 ПОДГОТОВКИ ВЫПУСНИКОВ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 

Учебно-тематическое планирование

Часть 1. Общая характеристика мира – первый год обучения.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 совместная деятельность – СД, работа группами создание проектов – РГ, индивидуальная – И

КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК – К, УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА – ИНМ, УРОК-ПРАКТИКУМ -УП

                                                                        Часть 1. Общая характеристика мира

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Хар-ка дея-ти уча-ся или виды уч.дея

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Фактич

                                                                                           Источники географической информации (4 часа).

1

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований..

1

ИНМ

СД

Урочные - традиционные

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

§1

2

Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

1

УП

СД

Практическая работа №1

«Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов»

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

3

Статистический метод – один из основных в географии

1

УП

И

  Практическая работа №2. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов

4

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

1

К

РГ

     

УТ

Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование.

                                                          Природа и человек в современном мире (6 часов)


5

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем

1

К

СД


УТ

Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды»



§9,10

6

Природные ресурсы Земли и их виды. 

1

К

СД

Практические работы №3 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».



Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых.

§ 11,12

7

Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания

1

ИНМ

И



УТ

Минеральные ресурсы, рудные, нерудные полезные ископаемые, земельные ресурсы, лесные ресурсы, водные ресурсы, ресурсы Мирового океана и другие виды ресурса.

§13-15

8

Основные типы природопользования.

1

К

УТ

Заповедники, национальные парки, заказники. Безотходное производство, замкнутый производственный цикл, современные очистные сооружения, использование чистых видов топлива.

§ 16,17

9

Рациональное и нерациональное природопользование

1

ИНМ


УТ

§18

10

Источники загрязнения окружающей среды. Пути сохранения качества окружающей среды.

1

К




УТ

Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых. Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.









§19,20

Население мира (5 часов)

11

Численность и динамика населения мира. Типы воспроизводства населения.

Практические работа №4. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.


Рождаемость, смертность и естественный

прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

§ 4. Стр 32

12

Состав и структура  населения

1

УП


И

Практическая работа №5. 1. Анализ поло

возрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 2. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных.

§5

13

География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

1

К

СД

§6 Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.

14

Основные направления и типы миграций в мире.

1


К







И

 Практическая работа №6. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

§7 Общий рисунок расселения человечества на планете.

15

Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

1

К

И

Практическая работа №7. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

§8 Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы.

                                                                                      География  мирового хозяйства

16

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.

1

К

СД

            УТ

География важнейших отраслей. Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

§21, стр 138

17

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство.

1

К

СД


УТ

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР  на территориальную  и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

§22, стр 145

18

Топливно энергетический промышленность  мира

Практическая работа№8 Составление тест-опросника по теме: «ТЭП мира»

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

§23составить тест

19

Металлургия. Черная металлургия

1

К

СД

Урочные - традиционные

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

§24

20

Цветная металлургия мира

1

К

СД

21

Машиностроение. Структура машиностроения.

1

К

СД

Урочные - традиционные

§25

22

Машиностроение. Станы лидеры.

1

К

СД

23

Сельское хозяйство.

1

К

СД

Урочные - традиционные

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

§27

24

Земледелие и животноводство.

1

К

СД

25

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран.

1

К

СД

Урочные - традиционные

§28

26

Виды транспорта. Транспорт и мировое хозяйство.

2

К

СД

Урочные - традиционные

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты».

§29

27

Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Практическая работа №9 Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

30

28

Международные экономические отношения.

1

К

СД

Урочные - традиционные

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

§31

29

 Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

1

К

И

Практическая работа №10. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений

сообщения

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (2 часа)

30

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях

1

К

СД

Практическая работа11.

 Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.


Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.

Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем

§32

31

Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.

1

К

СД

УТ

презентация

32

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения

1

К

СД

УТ

сообщения

33

Роль географии в решении глобальных проблем человечества

1

К

СД

УТ

доклад

34

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

1

К

И

УТ

презентация

35

Итоговый урок.

1

К

И

Практическая работа №12. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

                 Часть 2. Региональный обзор мира – второй год обучения

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Хар-ка дея-ти уча-ся или виды уч.дея

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

Фактич

Тема 1. Политическая карта мира

1

Многообразие стран на политической карте мира.. Этапы формирования политической карты

1

К

СД

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

 Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды. Регионы мира и международные организации Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.


§1-2

Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.

2

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира

1

УП

СД

Практическая работа №1 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

Тема 2. Зарубежная Европа

4

Состав и географическое положение

1

УП

СД

Практическая работа№2 Обозначение на контурной карте границ субрегионов

Европы.


Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский.  Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

§3

5

Природа и люди

1

К

СД

§4

6

Хозяйство и внутренние различия стран Зарубежной  



Европы

1

К

СД

§5

7

Страны Европы.

ФРГ.

1

К

СД

§6

§7

Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.

Тема 3. Зарубежная Азия

8

Географическое положение и ресурсы.

1

К

И

Практическая  работа№4 Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.  Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.


§8: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

9

Население и хозяйство.

1

К

СД

§9

10

Страны Азии. Япония. географическое положение, ресурсы и население.

1

К

СД

§10

11

Хозяйство Японии

1

К

СД

§11

12

Китайская народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население.

1

К

СД

§12

13

Хозяйство Китая.

1

К

СД

§13

14

Республика Индия.  Географическое положение, ресурсы и население.

1

К

И

 Практическая работа№5

Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.

§14

Тема 4. Америка.  Страны Северной Америки

15

США.  Географическое положение, ресурсы и население.

1

К

СД

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения.  Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

§16

16

США. Хозяйство, внутренние различия.

1

К

И

Практическая работа№7 Заполнение таблицы «Экономические районы США».  

§17

17

Канада.  Географическое положение, ресурсы и население.

1

К

СД

§18

Тема 5. Латинская Америка

18

Географическое положение, ресурсы и население.

1

УП

И

Практическая работа№8 Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

Состав и  общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.  

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в  мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии.  Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы.  Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

§19

19

Хозяйство и внутренние различия.

1

К

СД

§20

20

Федеральная Республика Бразилия.

1

К

СД

§21

Тема 6. Африка  

21

Географическое положение, ресурсы и население.

1

К

И

Практические работы

№ 10.

Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы  размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.  Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

§23

22

Население и хозяйство.

1

К

СД

§24

23

ЮАР. Географическое положение, ресурсы и население.

1

К

СД

Южно-Африканская Республика (ЮАР) –  единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей  отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

§25

24

Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население.

1

К

СД

Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

§26

Тема 7. Австралия и Океания (2 часа)

25

Австралия.

1

ИНМ

И

Практическая работа №12

Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Австралия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных  ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

 Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

 Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

§27

26

Океания.

1

К

СД

§28

Тема 8. Россия в современном мире (9 часов)

27

Россия на политической карте мира.


 

1

УП

СД

Практическая работа№13

Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

Экономико-географическая история России. Роль России в  мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира.  Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

§29

28

 Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации

1

К

СД

Практическая работа№14

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

§30

29

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего.

1

СД

Практическая работа№15

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

§30

30

Россия в системе международных  финансово-экономических и политических отношений.

1

К

СД

реферат

31

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России

1

К

СД

УТ

доклад

32

Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей.

1

К

СД

УТ

презентация

33

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ).

1

К

И

УТ

сообщение

34

Участие  России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

1

К

И

УТ

презентация

35

Итоговый урок

1

К

И

УТ

вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...


 

Комментарии

для начинающих учителей

В помощь учителя географии