РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Тимошечкина Надежда Николаевна

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В.П.Максаковский .Экономическая и социальная  география мира. 10 класса: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-11_kl._rabochaya_programma.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Нижнекарачанская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла

                                                   

 Протокол № ___ от

«____»____________г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________________      Верещагина Е.Н.

«______» ___________ г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Нижнекарачанская СОШ

_____________Быханова В.И.

Приказ № ___ от «___»______________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс   

УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Составила:  Тимошечкина Н.Н.

учитель географии

2013-2014 у.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для  10-11 классов «Экономическая и социальная география мира» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования, примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

            Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

 Часть І «Общая характеристика мира» изучается в 10 классе, части ІІ «Региональная характеристика мира» и часть ІІІ «Глобальные проблемы человечества»  изучается в 11 классе.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

            Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ Нижнекарачанской СОШ на 2013-2014 учебный год рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником, утвержденным приказом по школе в списке учебников, используемых в 2013-2014 учебном году -                                                             

 В.П.Максаковский .Экономическая и социальная  география мира. 10 класса: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Базовый уровень.

  1. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
  2. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
  3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

-методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

-методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

-методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

                Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Срок реализации рабочей программы учебный год.

Содержание курса.

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает экономическая и социальная география мира. Содержание, структура учебника и рекомендации по работе с ним. Освоение Земли человеком. Историко-географические регионы мира. Источники географических знаний. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной  экономической и социальной географии зарубежных стран.

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Тема 1. Современная политическая карта мира(6 ч )

    Политическая карта мира как предмет изучения политической географии. Количество и группировка стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте стран различных типов.

2. Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.

3. Анализ политико-географического положения одной из стран мира.

 

Тема 2.География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды(5часов).

Географическая оболочка и географическая среда. Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые ( возобновимые и невозобновимые ) и неисчерпаемые. Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления. География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв. Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления. Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов. Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения. Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов. Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира. Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования. Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды. Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Практические работы:

4. Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.

5. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

 Тема 3. География населения мира(5часов).

Численность и размещение населения мира. Плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные ареалы размещения населения мира. Страны с максимальными и минимальными показателями средней плотности населения. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства: современный и традиционный; их характерные черты и особенности географического распространения. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Демографическая проблема человечества. Демографический кризис и демографический взрыв. Демографическая политика в странах разных типов. Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды ( стабильная, суженная и расширенная ) в странах различных типов. Расовый и национальный ( этнический ) состав населения мира. Классификация народов по языковому признаку. Крупнейшие народы и языки мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения: однонациональные, двунациональные и многонациональные страны. Религиозный состав населения мира. Виды религий: мировые ( христианство, ислам и буддизм ) и национальные ( индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, традиционные и языческие верования ). География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений. Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения ( групповое, рассеянное и кочевое ) и их географические аспекты. Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов. Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Практические работы:

6. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.

7. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин выявленных различий, составление демографического прогноза.

            8. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным или религиозным составом населения.

9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.

          10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.

 

Тема 4.Научно-техническая революция и мировое хозяйство(5часов).

Научно-техническая революция, её характерные черты и составные части. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР. Мировое хозяйство. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Модели мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда и его причины. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.  Международная экономическая интеграция. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Практические работы:

11. Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.

12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

Тема 5.География отраслей мирового хозяйства(14часов).

География добывающей промышленности мира. Основные черты размещения топливной и горнорудной промышленности мира. Главные добывающие районы мира. Страны - лидеры по добыче основных видов минерального сырья. Крупнейшие экспортёры и импортёры минерального сырья. География обрабатывающей промышленности мира. Характерные черты структуры, развития и размещение мировой энергетики, металлургии, машиностроения, химической, лесной, лёгкой и пищевой промышленности. Крупнейшие промышленные районы и центры мира. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и природная среда. География сельского хозяйства мира. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Характерные черты размещения основных видов растениеводства и животноводства. Главные сельскохозяйственные регионы мира. Крупнейшие страны - производители основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и природная среда. География мирового транспорта. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Всемирные экономические отношения, их виды и географические аспекты. Особая роль международной торговли, научных и производственных связей, кредитно-финансовых отношений, предоставления международных услуг и международного туризма. Главные торговые, банковские и туристические центры мира.

Практические работы:

13. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности мира.

14. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.

            15. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.

            16. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.

17. Составление проекта международного туристического маршрута.

 

Часть II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА(35часов).

 Тема 6.Зарубежная Европа(10часов).

 «Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма и рекреации. Население. Воспроизводство населения и демографическая ситуация. Внешние миграции. Основные черты национального и религиозного состава. Традиции культуры. Расселение, география городов, уровни и темпы урбанизации. Западноевропейский тип города. Субурбанизация. Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности. Машиностроение. Химическая промышленность. Топливно-энергетическое хозяйство. Металлургия. Лесная промышленность. Сельское хозяйство и его типы: североевропейский, среднеевропейский, южноевропейский. Рыболовство. Транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Главные транспортные магистрали и узлы. Портово-промышленные комплексы.           Отрасли непроизводственной сферы. Основные черты географии науки. Главные финансовые центры. Главные районы горного и приморского туризма. Города как объекты туризма. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая политика. Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: пример Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: пример Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона. Субрегионы и страны. Субрегионы зарубежной Европы: Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа. Краткая социально-экономическая характеристика некоторых отдельных стран.

Практические работы:

          19. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы.

          20. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.

          21. Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей промышленности в одной из стран     Зарубежной Европы.

          22. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.

 

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия(10часов).

 «Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй.              Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Орошение земель. Население. Особенности воспроизводства, проявления «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия — родина мировых религий. Традиции культуры. Особенности размещения населения и процессы урбанизации. Тип азиатского (восточного) города. Формы сельского расселения. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, преобладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищного животноводства.    Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Китай. Территория, границы, положение: представление о масштабности. Государственный строй. Китай — самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава и расселения. Традиции культуры. Хозяйство: достижения и проблемы. «Лицо» Китая в мировом промышленном производстве. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их размещение. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Китайское село. Внутренние различия и города. Восточная (приморская) зона, города Шанхай и Пекин. Центральная зона. Западная зона. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Япония. Территория, границы, положение. Государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизация. Главные городские агломерации; мегаполис Токайдо. Значение Токио. Хозяйство: на пути в XXI в. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Структура и география сельского хозяйства. Значение рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Зависимость Японии от международных экономических связей. Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии — главное социально-экономическое ядро страны. Тихоокеанский пояс, главные промышленные районы. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» часть Японии. Региональная политика; создание технополисов. Индия. Территория, границы, положение: индийский субконтинент. Государственный строй. Население: численность и воспроизводство. Этнический состав: Индия — самая многонациональная страна в мире. Религиозный состав. Традиции культуры. Размещение населения, темпы и уровни урбанизации. Сельское расселение.    Общая характеристика хозяйства: страна контрастов. Промышленность: основные черты отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Две главные земледельческие зоны.                     Географический рисунок хозяйства и расселения в Индии центры и «коридоры» развития. Главные центры — Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Практические работы:

            23. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии.

24. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.

25. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.

            26. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

Тема 8.Африка(2часа).

 «Визитная карточка» региона. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Государственный строй. Природные условия и ресурсы как важнейший фактор развития стран Африки. Полезные ископаемые, земельные, агроклиматические и лесные ресурсы. Население. Особенности воспроизводства. Этнический состав. Плотность населения и основные черты урбанизации; «городской взрыв». Традиции культуры. Хозяйство: место Африки в мире. Горнодобывающая промышленность, тропическое и субтропическое земледелие. Понятие о монокультуре. Субрегионы Африки. Северная Африка: образ территории. Различия между приморской и глубинной частями субрегиона. Арабский тип города. Каир. Тропическая Африка: образ территории. Тропическая Африка — самая отсталая часть «третьего мира». Проблемы обезлесения и опустынивания. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.

Практические работы:

            27. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.

28. Составление прогноза экономического развития стран Африки.

 

 Тема 9. Северная Америка(6часов).

«Визитная карточка» региона. Общая характеристика США. Территория, границы, положение: благоприятные предпосылки. Государственный строй. Население. Численность и естественный прирост. Иммиграция и формирование американской нации. Плотность населения и география городов; североамериканский тип города. Главные города, городские агломерации и мегаполисы США. Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Территориальная структура хозяйства. География промышленности. Природные предпосылки для ее развития. География главных отраслей. Промышленные районы и пояса. География сельского хозяйства. Природные предпосылки для его развития. География главных отраслей. Сельскохозяйственные районы и пояса. География транспорта: главные магистрали и узлы. Основные черты географии науки. География отдыха и туризма, главные районы. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Макрорегионы США. Северо-восток США — «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон. Средний Запад США — регион крупной промышленности и сельского хозяйства. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Город Чикаго. Юг США — регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад — самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Канада. Основные черты положения, природных ресурсов, населения и хозяйств.

Практические работы:

29. Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

            30. Влияние природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения в макрорегионах США.

            31. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Канады.

 

Тема 10. Латинская Америка(4часа).

 «Визитная карточка» Латинской Америки. Общая характеристика. Территория, границы, положение. Государственный строй.

Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Полезные ископаемые и возобновимые ресурсы; проблемы, связанные с их использованием. Население. Особенности воспроизводства. История колонизации и формирование этнического состава. Контрасты в размещении населения. Темпы и уровни урбанизации; латиноамериканский тип города. Крупнейшие городские агломерации: Мехико, Буэнос-Айрес. Понятие о ложной урбанизации.  Хозяйство: противоречия развития. Горнодобывающая, обрабатывающая промышленность; главные районы и центры. Сельское хозяйство; особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты развития и размещения транспорта. Особенности территориальной структуры хозяйства: гипертрофированная роль столиц.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Бразилия. Бразилия — тропический гигант. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства, Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения Амазонии.

Практические работы:

             32. Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

             33. Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке.

 

Часть III. Глобальные проблемы человечества(3часа).

Тема 11.Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы человечества. Понятие о глобальных проблемах. Проблема мира и разоружения. Экологическая проблема — «земля только одна!». Демографическая проблема — одна из проблем века. Энергетическая и сырьевая проблемы: причины возникновения и пути решения. Продовольственная проблема и пути ее решения. Проблема использования ресурсов Мирового океана. Мирное освоение космоса. Взаимосвязь глобальных проблем. Преодоление отсталости развивающихся стран — крупнейшая общемировая проблема. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Глобальные прогнозы: пессимистический и оптимистический подходы.                                Глобальные гипотезы: о чем спорят ученые? Глобальные проекты.

Практическая работа:

35. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

 

        

Календарно-тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 у.г

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактически

Часть I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА.(35часов).

I полугодие

16 часов

Тема 1.Современная политическая карта мира(6часов).

1.

Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника.

1

2.

Многообразие стран современного мира.

1

3.

Типология стран мира.

1

4.

Государственный строй стран мира, влияние международных отношений на политическую карту мира.

1

5.

Международные отношения. Политическая география и геополитика.

1

6.

Обобщение по теме

«Политическая карта мира»

1

7.

Взаимодействие общества и природы.

1

8.

Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира.

1

9.

Биологические, климатические, космические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.

1

10.

Загрязнение окружающей Среды. Рациональное природопользование.

1

11.

Итоговый урок по теме.

1

12.

Численность и воспроизводство населения мира.

1

13.

Состав (структура) населения мира

1

14.

Размещение и миграции населения стран мира. П.р. Изучение изменений темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения отдельных стран, направлений миграций в современном мире.

1

15.

Городское и сельское население.

1

16.

Итоговый урок по теме.

1

II полугодие

19 часов

17.

НТР, ее характерные черты и составные части.

1

18.

Мировое хозяйство.

1

19.

Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства.

1

20.

Факторы размещения хозяйства.

1

21.

Итоговый урок по теме.

1

22.

Промышленность – ведущая отрасль материального производства.

1

23.

Топливно-энергетическая промышленность.

1

24.

Электроэнергетика.

1

25.

Горнодобывающая промышленность.

1

26.

Металлургия

1

27.

Машиностроение.

1

28.

Химическая, лесная, легкая промышленность.

1

29.

Промышленность и окружающая среда.

1

30.

Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство. Животноводство: три ведущие отрасли. Рыболовство. Сельское хозяйство и окружающая среда.

1

31.

Транспорт.

1

32.

Всемирные экономические отношения.

1

33.

Мировая торговля

1

34.

Международные финансово-кредитные отношения. Прочие виды всемирных экономических отношений.

35.

Итоговый урок по разделу «Общая характеристика мира».

1

Часть II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА(35часов).

I полугодие

16 часов

Тема 6.Зарубежная Европа(10часов).

1.

Общая характеристика Зарубежной Европы

1

2.

Промышленность.

1

3.

Сельское хозяйство, транспорт и туризм региона.

1

4.

Франция. П.р. ЭГ Характеристика страны.

1

5.

Италия.

1

6.

Сравнительная экономико-географическая характеристика  Великобритании и Германии

1

7.

Малые страны Западной Европы.

1

8.

Страны Восточной Европы

1

9.

Субрегионы Европы. Европа

как центр мирового хозяйства.

1

10.

Итоговый урок по теме.

1

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия(10часов).

11.

Общая характеристика Зарубежной Азии.

1

12.

Хозяйство: уровень развития международная специализация, основные районы сельского хозяйства, проблемы.

1

13.

Страны Юго-Западной Азии.

1

14.

Страны Южной и Юго-Восточной Азии

1

15.

Страны Восточной и Централь ной Азии. Китай. П.р. Объяснение внутренних различий стран на основе использования учебника, графического и картографического материалов.

1

16.

Япония.

1

II полугодие

19часов

17.

Япония.

1

18.

Индия 

1

19.

Австралия и Океания

1

20.

Итоговый урок по теме.

1

Тема 3.Африка(2часа).

21.

Общая характеристика Африки

1

22.

Субрегионы - Северная и тропическая Африка.

1

Тема 9. Северная Америка(6часов).

23.

Общая характеристика США.

1

24.

Роль США в мировой экономике.

1

25.

География промышленности, транспорта, туризма.

1

26.

Макрорайоны США.

1

27.

Канада

1

28.

Итоговый урок по теме.

1

Тема 10. Латинская Америка(4часа).

29.

Общая характеристика Латинской Америки.

1

30.

Бразилия.

1

31.

Сравнительная характеристика развивающихся стран мира. Определить географическую специфику стран расположенных в различных регионах мира.  

1

32.

Итоговый урок по теме

1

Часть III. Глобальные проблемы человечества(3часа).

Тема 11.Глобальные проблемы человечества.

33.

Глобальные проблемы человечества.

1

34.

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.

1

35.

Итоговый урок по разделу «Региональная характеристика мира».

1

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  1. Основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь:

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Тематика обязательных практических работ по курсу «Экономическая и социальная география мира»

  1. Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
  2. Ресурсообеспеченность различных стран и регионов. География природопользования в современном мире.
  3. Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
  4. Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
  5. Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.
  6. Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
  7. Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки

Литература:

  1. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
  2. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
  3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.
  4. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Ч. 1, II и III. Ярославль, 1993, 1995, 1996.
  5. Максаковский В. П. Новое в мире: цифры, факты. Дополнительные главы к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира». М.: Дрофа, 1999.
  6. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М.: Просвещение, 1993.
  7. Кузнецов А. П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. М.: Дрофа, 1999.
  8. Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география. 11 кл. М.: Дрофа, 1999.
  9. Холина В. Н. География человеческой деятельности. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1995.
  10. Плисецкий Е. П. Коммерческая география. 10 кл. М.: Просвещение, 1996.
  11. Винокурова Н. Ф. и др. Природопользование. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1994, 1996.
  12. Кучер Т. В. и др. Медицинская география. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1996.
  13. Дронов В. П., Максаковский В. П., Ром В. Я. География: Справочные материалы. 9—10 кл. М.: Просвещение, 1994.
  14. Ратанова М. П. и др. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.: Мнемозина, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса ( изучение предмета на  базовом уровне).Рабочая программа по географии составлен...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса (изучение предмета на профильном  уровне).Рабочая программа по географии со...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира. 10 – 11 классы»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии (Экономическая и социальная география мира) 10-11 класс. (Базовый уровень)

Рабочая программа данного курса соответстует образовательному стандарту и полностью реализует Федеральный компонент среднего образования в 10-11 классах...


 

Комментарии

Орлова Елена Алексеевна

Спасибо ,Надежда Николаевна, за данный материал!При составлении своей рабочей программы учла некоторые моменты.

Горбунова Елена Юрьевна

Надежда Николаевна, в Вашй программе какая-то несостыковка с часами. В 10 классе - Вы больше 35 часов не сможете провести, а у вас - 36. В 11 классе на второй рздел - не 35 часов, а 32, на третий раздел придется оставить только 2 часа - потому что 11 класс заканчивает учиться на неделю раньше и 35-ю неделю Вы нигде не найдете. Кроме того, согласно "Примерной программе основного общего образования по географии" между "Региональной характеристикой мира" и "Глобальными проблемами человечества" должен быть раздел "Россия в современном мире". У Вас он отсуствут вовсе. Вы сделали свою программу основываясь лишь на учебник. Кроме того, нет обоснования измнений всей программы по сравнению с "Примерной программой основного общего бразования по геграфии". Изменения допускаются (при должном обосновании), но не целые же разделы выкидывать.