Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Белоусова Виктория Валерьевна

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса ( изучение предмета на  базовом уровне).

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_-10_kldocx.docx48.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лицей №3 имени А.С. Пушкина Октябрьского р-на г. Саратова»

   «Согласовано»

Руководитель МО

________________

/Жаркова О.С.        /

               ФИО

Протокол № ___

от   «__»   ________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей №3

им. А.С.Пушкина»

____________________ /Митрофанова Л.В.  /

            ФИО

 «__»   __________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Лицей №3

им. А.С.Пушкина»

___________________

/Денисова Т.А. /

       ФИО

Приказ № ___

от  «__»   __________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учителя  высшей  категории  

Белоусовой Виктории Валерьевны

по  географии  для  10  класса.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ______

от  «__»   ______2012 г.

2012 – 2013  учебный год

г. Саратов

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса ( изучение предмета на  базовом уровне).

Теоретическое содержание курса отражает тенденцию   развития школьной  программы в направлении фундаментализации, (углубления общеобразовательного научного содержания). Курс формирует у обучающихся базовые компетенции в области  географической  науки. (ознакомление учащихся с основными содержательными линиями предмета, определенными в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования. Образовательная область «география». Это, прежде всего, линии: «Современные методы географических исследований. Источники географической информации»; «Политическая карта мира»; «Природные ресурсы»; «Население мира»;  «Мировое хозяйство и НТР».

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Ориентирована на УМК:

Учебник: Гладкий Ю. Н.,  Лавров С.Б. География.  Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

Географический атлас. 10 класс. – М.:Дрофа,2009.

Контурные карты. 10 класс. – М.:Дрофа,2009.

Мультимедийные обучающие программы:

  1. География 10 класс.  "Экономическая и социальная география мира" .
  2. География 9 класс. Россия: хозяйство и регионы
  3. Интерактивные карты

         4)   Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

         5)  Электронные и дисковые носители.

         6)  География 6-10 класс.

Предмет «Экономическая и социальная география мира» включает в себя: «Современные методы географических исследований. Источники географической информации»; «Политическая карта мира»; «Природные ресурсы»; «Население мира»;  «Мировое хозяйство и НТР».

На изучение  «Экономической  и социальной  географии мира» в 10-м классе (базовый уровень) отводится  1 учебный час в неделю,  всего  34 часа.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют  цели  обучения:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Задачи:

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  • научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

Данная программа реализуется в  2012/2013  уч. году в  10 «А», «Б»  классах.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.  

Содержание курса  «Экономическая и социальная география мира» в 10-м классе включает следующие тематические блоки: «Современные методы географических исследований. Источники географической информации»; «Политическая карта мира»; «Природные ресурсы»; «Население мира»;  «Мировое хозяйство и НТР».

Учебно – тематический план

ТЕМА

Кол-во часов

из них

Теория

Практика

1.

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

4

2

2

 2.

Политическая карта мира

3

2

1

3.

Природные ресурсы

8

5

3

4.

Население мира

8

4

4

5.

Мировое хозяйство и НТР

10

7

3

N.

Повторение.

1

1

Итого:

34 часа

22

13

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:  

Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

Содержание тем учебного курса

Раздел. Современные методы географических исследований.      

                 Источники географической информации.

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел 1.Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира - 4 ч.

Политическая карта мира. Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно – территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

Практическая работа: 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». 2. Характеристика политико-географического положения страны.

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы (5 часов)

 Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов.

 Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

 Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

 Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды, причины и последствия. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Экологическая политика.

Практическая работа: 1. Составление картосхемы размещения крупнейших

месторождений полезных ископаемых. 2. Обсуждение проблемы Средиземноморья. 3.Оценка ресурсообеспеченности стран.

Тема 3. География населения мира (6 часов)

 Население как предмет изучения социально-экономической географии. Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этнорелигиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия.

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское население и формы его расселения.

Практические работы: 1. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран по выбору.  2. Объяснение причин миграционных процессов. 3. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору. 4. Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.

 Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (4 часа)

 Научно-техническая революция и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии. Научно-техническая революция. Характерные черты НТР. Составные части НТР. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы  НТР.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Международное географическое разделение труда как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах, высокоразвитые, депрессивные отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах, перестройка прежних структур.

Территориальная структура непроизводственной сферы. Культурные регионы мира.

Практическая работа: 1. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства. 2. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и  развивающейся стран. 3. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (13 часов)

   Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии.  География промышленности мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.  Нетрадиционные источники энергии.

  Горно-добывающая промышленность, ее значение и структура, главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии, главные страны и районы. Особенности географии машиностроительной, химическо , лесной  и легкой промышленности, главные страны и районы.

   Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

 Рыболовство, основные черты географии.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Практическая работа: 1. Составление картосхемы размещения промышленных районов мира. 2. Определение преобладающих видов  транспорта в субрегионах мира, оценка степени их  развития. 3. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей  промышленности мира.

 


Календарно тематическое планирование

Наименование раздела

программы

Кол-во часов на  тему

№ п/п

 Тема урока

Содержание урока

Практическая работа

 Форма итогового и текущего контроля

ТСО 

 Дом. задание

 Дата проведения

Современные методы географических исследований.                Источники географической информации

Раздел 1.

Современные методы географических исследований. Источники географической информации

 

Физич., Политич. Карта мира, карта населен региональные экономические карты, атласы, к\к, учебник, схемы, табл. Интерактивные карты. Ресурсы Интернет, ИКТ

Положение географии в системе наук. Виды географической информации, ее роль и практическое использование в жизни людей

Лекция

 09

Географическая карта – особый источник информации о действительности

1. Анализ и составление карт различной тематики

Комбинированный урок

09

Традиционные и новые методы географических исследований

2. Составление картосхем и простейших карт

Комбинированный урок

09

Статистический метод – один из основных в географии. Виды статистических материалов ГИС.

3. Использование статистической информации разной формы и содержания

Комбинированный урок

09

Раздел 2.

Политическая карта мира

Многообразие стран мира и их типы

4. Анализ политической карты мира

Лекция.

Практическое занятие

10

Влияние международных отношений на политическую карту мира

Комбинированный урок

10

Государственный строй стран мира

Комбинированный урок. Тестирование

10

Раздел 3.

Природа и человек в современном мире

Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды»

Семинар, Тестирование

11

Природные ресурсы Земли, их виды Ресурсообеспеченность

5. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

Комбинированный урок

11

География природных ресурсов Земли

География природных ресурсов Земли

Комбинированный урок

Комбинированный урок

11

11

Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов

6. Анализ карт, статистических таблиц

Практическое занятие

12

Загрязнение и охрана окружающей среды

7. Анализ карты «Экологические проблемы мира»

Комбинированный урок

12

Рациональное и нерациональное природопользование. Пути сохранения качества окружающей среды

Семинар

12

Контроль знаний по разделу 3.

Тестирование

12

II-е   ПОЛУГОДИЕ

Наименование раздела

программы

Кол-во часов на  тему

№ п/п

Наименование разделов и тем

Практическая работа

Дата

Виды

работ

 ТСО

 Дом. задание

Раздел 4.

Население мира

ИКТ, Интерактивные карты

Физич., Политич. Карта мира,  .   карта населен региональные экономические карты, атласы, к\к, учебник, схемы, табл. Ресурсы Интернет, ИКТ

Постоянный рост населения Земли, ее причины и последствия. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира

8. Анализ карт, статистических таблиц. Определение демографической ситуации политики в разных странах и регионах

 01

Комбинированный урок

§1-2

Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню)

9. Анализ карт, диаграмма. Оценка особенностей уровня и качества жизни  население в разных странах и регионах

01

Комбинированный  урок

§3-4

Определения

География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

01

Комбинированный урок.  

Тестирование

§5-6

Главные особенности размещения населения

10. Анализ карты «Плотность населения»

02

Комбинированный урок.  

§7-8

Основные направления и типы миграций в мире

11. Обозначение на контурной карте

02

Комбинированный урок.  

§9-10

Формы расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира

12. Составление таблицы. Анализ карт, статистических таблиц, диаграмм.

02

Комбинированный урок.  

§11-12

Определения

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира

13. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

02

Комбинированный урок.  

§13-14

Контроль знаний по разделу 4.

03

Тестирование

§15-16

Раздел 5.

География мирового хозяйства (МХ)

03

МХ, основные этапы его развития

03

Лекция

§17-18

Отраслевая и территориальная структура МХ. Международное географическое разделение труда; специализация и кооперированные, крупнейшие формы и ТНК

03

Лекция

§19-20 Определения

География  важнейших отраслей МХ. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы

14. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья

04

04

04

Комбинированный урок.  

Комбинированный урок.  

Комбинированный урок.  

§21-22

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание СЭЗ. География мировых валютно-финансовых отношений

15. Определение стран и регионов международного туризма и отдыха, стран представляющие банковские и другие услуги

04

Комбинированный урок.  

§23-24

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

05

Семинар Тестирование

§25-26

Международная торговля- основные направления и структура.

Главные центры мировой торговли

16. Определение основных направлений международной торговли; факторов определяющих международную специализацию стран и регионов

05

Комбинированный урок.  

Определения

Контроль знаний и умений по разделам 1 – 5

05

Тестирование

§1-26

Итоговое повторение

05

Семинар

Наименование раздела

программы

Кол-во часов на  тему

№ п/п

Тема урока 

Содержание урока 

Форма итогового и текущего контроля 

Дом. задание

ТСО 

Дата проведения


Требования к уровню подготовки обучающихся __ класса.

Обязательные результаты изучения курса «_________» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

В результате изучения ученик должен

знать/понимать:

 

уметь:

;

;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

;

•.

Учебно-методическре обеспечение

  1. Методические и учебные пособия
  2. Оборудование и приборы
  3. Дидактические материалы

Список литературы.

Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса (изучение предмета на профильном  уровне).Рабочая программа по географии со...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс с темами проектов

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс с темами проектов...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 11 класс

Рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основе авторской программы В. И. Сиротина по курсу «Экономическая и социальная география мира» для образовательных учреждений.Программа включ...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира». 10 класс

Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе авторской программы В. И. Сиротина по курсу «Экономическая и социальная география мира» для образовательных учреждений. Программа вкл...