Главные вкладки

    Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
    рабочая программа по географии (6 класс)

    Червякова Любовь Александровна

    Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    1.Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа по географии для 6 «Э»  класса «География Физическая география»: 

    1)  Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».                                                                                  

    2)  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Приказ министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г.);

    4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);

    5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;

    6) Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких,   в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

    2.Цели и задачи изучения начального курса географии 6 класса.

    • Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
    • Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей  практической деятельности;
    • Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
    • Заложить основы географического образования учащихся, начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
    • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за  состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
    • Выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему организации проектной деятельности, наблюдения и практических работ в географической среде; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
    •         Развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
    • Развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
    • Создание образа своего родного края. Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
    • Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
    • Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
      соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
    • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
    • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
    • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
    • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
    • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
    • Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
    • Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
    • Начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных. Сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

    3.Общая характеристика учебного предмета:

    Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

    В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

    Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

    Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познаний.

    Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «География Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

    Курс «География Физическая география» освещает географические темы: «Земля как планета», «Географическая карта», «Литосфера», «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Почва и географическая оболочка».

    4. Место учебного предмета в учебном плане

    Учебный предмет «География Физическая география» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в учебном плане любого общеобразовательного учреждения. Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариантную часть программы, содержание формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по географии для 6 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под редакцией Е.М. Домогацких. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год-34 часа. По учебному плану ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера на изучение предмета «География Физическая география» отводится 34 часа 1 час в неделю.  Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.

    5. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе. Полностью сохранено содержание учебного предмета, описанное данной авторской программой. Распределение часов по темам составлено по авторской программе. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Последовательность изучения тем авторской программы сохранена.

    При разработке рабочей программы учтены особенности учащихся 6 Э класса Количественный состав обучающихся 22 человек, их них   16 девочки и 6 мальчиков.

    У учащихся наблюдается средний уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме.

    В организации работы с детьми данного возраста учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера.

    6.Особенности УМК.

    Программа  предназначена  для работы по учебнику  «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2015.     Учебник обладает четко выраженной структурой, соответствующей программе по географии для общеобразовательных школ.

    Доступность – одна из основных особенностей учебника. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.

    Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по географии.

    Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые географические компетенции и понять роль предмета среди других наук о природе, значение ее для человечества.

    7.Информация о количестве учебных часов.

    В соответствии с учебным планом на изучение географии  в 6 классе отводится 34 учебных часа, из них:

    на проведение практических работ – 13 часов;

    на уроки повторения и обобщения изученного материала – 5 часов;

    на проведение контрольных работ – 3 часа

    Содержание программы

    Тема 1. Земля как планета (5 часов)

    Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тела на поверхности Земли. Тепловые пояса.

    Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

    Персоналии: Клайд Томбо.

    Практическая работа:

    1)        Определение географических координат.

    Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины. Уметь сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

    Тема 2. Географическая карта(5 часов)

    Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

    Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

    Практические работы:

    1)        Определение масштаба, направления и расстояний, географических координат по карте.

    2)        Определение сторон горизонта и передвижение по азимуту.

    3)        Составление простейшего плана местности.

    Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.

    Тема 3. Литосфера (7 часов)

    Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

    Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

    Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

    Основные понятия:  земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

    Практические работы:

    1)        Определение ГП островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

    2)        Нанесение на контурную карту границ тектонических плит, составление схемы различия гор и равнин по высоте.

    Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

    Тема 4. Атмосфера (8 часов)

    Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

    Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

    Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

    Практические работы:

    1)        Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

    2)        Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменение погоды.

    Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

    Тема 5. Гидросфера (4 часа)

    Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

    Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

    Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

    Практические работы:

    1)        Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

    2)        Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

    Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

    Тема 6. Биосфера (2 часа)

    Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

    Основные понятия: биосфера, Красная книга.

    Персоналии: В.И. Вернадский.

    Практическая работа:

    1)        Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

    Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

    Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

    Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

    Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая среда человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

    Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

    Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадский.

    Практические работы:

    1)        Описание природных зон Земли по географическим картам.

    2)        Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

    Требования к уровню подготовки обучающихся: знать основные географические термины и понятия, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

    8. Технологии и формы обучения

    Реализации данной программы способствует использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

    Для достижения целей данной рабочей программы  использовались:

    Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая.

    Методы обучения:

    по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

    по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

    Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. К основным формам организации учебного процесса относятся:

    работа в группах, работа в парах,  индивидуальная и дифференцированная работа,

    составление опорных схем, заполнение таблиц,  подготовка сообщений, докладов, рефератов,  сравнение, анализ, работа с различными источниками информации.)

    В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на создание оптимальных условий обучения; развитие положительной мотивации к освоению программы по предмету «География Введение в географию».

    9. Виды и формы контроля знаний

    Методы мониторинга знаний и умений учащихся, используемых при реализации данной программы –  осуществление систематического контроля  выполнения домашних заданий, организация самостоятельной работы учащихся, и осуществление контроля за ходом их выполнения, тесты, проверочные письменные работы,  устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации), практические и лабораторные работы и т.д.

    Промежуточный и итоговый контроль знаний осуществляется в формате ГИА.

    Практические работы:

    1)        Определение географических координат.

    2)        Определение масштаба, направления и расстояний, географических координат по карте.

    3)        Определение сторон горизонта и передвижение по азимуту.

    4)        Составление простейшего плана местности.

    5)        Определение ГП островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

    6)        Нанесение на контурную карту границ тектонических плит, составление схемы различия гор и равнин по высоте.

    7)        Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

    8)        Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменение погоды.

    9)        Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

    10)        Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

    11)        Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

    12)        Описание природных зон Земли по географическим картам.

    13)        Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

    Контрольные работы 3: (входящий, промежуточный, итоговый контроль в форме тестирования)

    10.Соответствие требованиям ГИА

    Система знаний, полученная в результате освоения данной программы, готовит учащихся к промежуточной аттестации. К традиционным вопросам и заданиям, использованным при текущей проверке изученного материала, при закреплении изученного материала,  на проверочных и контрольных работах добавлены задания, соответствующие ГИА, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена. Кроме того итоговая контрольная работа и промежуточный контроль знаний проводится в формате ГИА

    11.Планируемые результаты.

    Учащиеся должны:

    1. Называть и показывать:

    - форму и размеры Земли;

    - полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

    - части внутреннего строения Земли;

    - основные формы рельефа;

    - части Мирового океана;

    - виды вод суши;

    - причины изменения погоды;

    - типы климатов;

    - виды ветров, причины их образования;

    - виды движения воды в океане;

    - пояса освещенности Земли;

    - географические объекты, предусмотренные программой.

    2. Приводить примеры:

    - различных видов карт;

    - горных пород и минералов, их типов;

    - взаимовлияния всех компонентов природы.

    3. Определять:

    - стороны горизонта на местности (ориентироваться);

    - относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

    - расстояния и направления по плану и карте;

    - осадочные и магматические горные породы;

    - направление ветра.

    4.Описывать:

    - географические объекты.

    5. Объяснять:

    - особенности компонентов природы своей местности.

    Учебно-методический комплекс

    Название учебной программы

    Используемые учебники

    Пособия для учителя

    Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» составлена на основе  программы Е.М. Домогац-ких,   в соответствии с Федеральным государст-венным образовательным стандартом общего образо-вания. В данном курсе используется  учебник «География Физическая география» для 6 класса общеобразо-вательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких,  Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово — учебник,  2015год  

    Учебник «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких,  Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово— учебник,  2015год .

    Учебник «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких,  Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово— учебник,  2015год . Методические рекомендации к учебнику  авторов  Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.   «География Физическая  география» Н.В. Болотникова  Москва «Русское слово - учебник» 2014 – 240 с. – (Инновационная школа)

    Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н,И.Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких ООО «Русское слово – учебник», 2015г.

    Литература для учителя: 

    1.Программа курса «География. 5 -9 классы» / Автор-составитель  Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

    2.Учебник «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких,  Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово— учебник,  2015год .

     3. Методические рекомендации к учебнику  авторов  Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.   «География Физическая  география» Н.В. Болотникова  Москва «Русское слово - учебник» 2014 – 240 с. – (Инновационная школа)

     4.Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н,И.Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких ООО «Русское слово – учебник», 2015г.

    5.Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию 5 класс»: дидактические материалы / Н.В. Касьянова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

    6.Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

    7.География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие /Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
    8. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 656 с.
    9. Малый атлас мира. - М.: Ультра Экстент, 2006-191 стр.

    10. Климанов В. В.,  Климанова о. А. Тесты по географии для поступающих в ВУЗЫ. – М.:Айрис – пресс,2003. -288с.

    11. Элькин Г.Н.География. Тесты 6 – 7 классы. – С – ПБ.:«Паритет»2005. - 176с
    12. Элькин Г.Н. Физическая география.6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.

    Литература для учащихся:

    1.Учебник «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких,  Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово— учебник,  2015год .

    2.Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» для 6 класса, Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких ООО «Русское слово – учебник», 2015г.

    3.Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

    4.Контурные карты. География. Начальный курс. 6 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

    5.Большой атлас мира, Л.С. Ванян, С.В. Камышева, издательство    «Мир книги», 2007.

    6.Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.:  Просвещение, 2008.

    7.Энциклопедия для детей: Т.З.: География. – 3-е изд. – М.: Аванта 2007.

    8.Старкова И.Г. и др. Рабочая тетрадь по курсу физической географии. 6 класс. М.: Просвещение, 2008.

    9.Пивоварова Г.П. За страницами учебника географии. 6 класс. М.:  Просвещение, 2006.

    10.Горохов В.А., Вишневская С.С.По национальным паркам мира. М.: Просвещение 2006.

    11.Пармузин Ю.П. Живая география. М.: Просвещение, 2008.

    12.Берлянт А.М. и др. Физическая география: Справочные материалы. М..: Просвещение, 2007.

    Список ресурсов Интернет, используемых для подготовки к урокам:

    Официальный сайт Министерства образования и науки http://http://www.mon.gov.ru/ 

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ 

    Газеты по предметам издательского дома «Первое сентября» http://mat.1september.ru/ 

    Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/ 

    Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru/ 

    Сайт Федерального Института Педагогических Измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru/ 

    Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 

    Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/ 

    Билеты, ответы и материалы для подготовки к экзаменам http://www.examens.ru/ и http://college.ru/ 

    Образовательный портал http://ucheba.ru/ 

    Методические разработки в помощь учителю http://ucheba.com/index.htm 

    Бесплатная методическая помощь http://www.uroki.net/index.htm 

    Сайт учитель учителю http://uchitel.moy.su/ 

    Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru/index.php 

    Образовательные ресурсы по предметам http://www.alleng.ru/index.htm 

    Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://u.to/hbkG 

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/19/p/page.html 

    Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании": http://www.ict.edu.ru/ 

    Тематическое планирование География. Физическая география 6 класс, 34 часа        (1 час в неделю)

    п/п

    Содержание

    Кол-во часов

    1

    1 четверть

    Тема 1 « Земля как планета»

    5 часов

    2

    Тема 2 «Географическая карта»

    5 часов (3 часа)

    2 четверть

    2

    3

    Тема 2 «Географическая карта»

    Тема 3 «Литосфера»

    5 часов (2 час)

    7 часов (5часов)

    3четверть

    3

    4

    5

    Тема 3 «Литосфера »

    Тема 4 «Атмосфера»

    Тема 5 « Гидросфера»

    7 часов(2 часа)

    8 часов

    4 часа (1 час)

    4 четверть

    5

    6

    Тема 5 « Гидросфера»

    Тема 6 «Биосфера»

    4 часа(3часа)

    2 часа

    7

    Тема 5 «Почва и географическая оболочка»

    3 часа

    Всего                                                                                                                34 часа



    Предварительный просмотр:

    Поурочно-тематическое планирование по географии для 6 «Э» класса

    2018 – 2019 учебный год

    № п/п


    урока

    Дата

    Тема урока

    Элементы содержания

    Практика

    Формы контро

    ля

    ИКТ-поддерж

    ка

    Планируемые результаты обучения

    Предметные

    Метапредметные

    (Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

    Личностные

    I четверть.

    Тема 1. Земля как планета 5 часов

    06.09

    Введение. Земля и Вселенная

    Познакомить учащихся с новым  учебным предметом. Определить  цели и задачи географии. Вызвать интерес к предмету.  Раскрыть многообразие природы, населения и основных видов деятельности человека. Самостоятельная работа по опережающим заданиям: рассказы о самой большой планете Солнечной системы и о ближайших к Земле планетах (работа с учебником, дополнительным  материалом)

    Беседа.

    формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

     Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

    2

    2

    13.09

    Система географических координат.

    Выработать умение определять географические координаты на глобусе и карте полушарий. УГТ – географическая широта, географическая  долгота,  географические координаты. Работа по  определению географических координат

    Практическая работа№1 «Определение по карте координат различных географических объектов»

    Индивидуальный опрос, тестирование

    Презентация «Географические координаты»

    Давать определения терминов, понятий. Показывать на карте экватор, параллели, меридианы. Определять географическую широту и долготу

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

    3

    3

    20.09

    Времена года

    Раскрыть причины, вызывающие смену времён года в нашей местности. УГТ – теллурий, тропики, полярные круги, пояса освещённости, тепловые  пояса. Доказать взаимозависимость изменения высоты Солнца над горизонтом и изменения температуры по временам года.

    Индивидуальный опрос

    Давать определения терминов и понятий.Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; понимание влияния специфики времён года на образ жизни человека

    4

    4

    27.09

    Пояса освещённости

    Сформировать представление о распределении солнечного света и тепла на Земле. Объяснить причины неравномерного нагрева земной поверхности. Углубить первоначальные знания о тепловых астрономических поясах Земли. Определить положение своей местности в поясах солнечного освещения. Показывать  тепловые пояса  на глобусе и географической карте.

    Индивидуальный опрос,

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять географические следствия движений Земли; объяснять неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформировать познавательный интерес к изучению географии, понимание специфики освещённости поверхности Земли.

    5

    5

    04.10

    Итоговый урок

    Тестирование

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока;

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;  сформировать познавательный интерес к изучению  географии.

    Тема 2. Географическая карта 5 часов.

    6

    1

    11.10.

    Географическая карта и её масштаб.

    Закрепить знания учащихся о масштабе и его видах. Научить детей пользоваться масштабом, переводить именованный в численный и обратно. Сформировать приёмы определения  расстояний  на плане  с помощью масштаба. УГТ – масштаб и его виды: именованный, численный, линейный. Сам. работа на определение расстояний с помощью масштаба. Топографический диктант по предложенному тексту.

    Практическая работа№2 «Определение направлений и расстояний по карте»

    Индивидуальный опрос, фронтальный опрос

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; роль географических карт в процессе изучения географии и в повседневной деятельности. Сформировать познавательный интерес к изучению географии.

    7

    2

    28.10

    Виды условных знаков.

    Составление топографического диктанта с помощью условных знаков.УГТ – план местности, условные топографические знаки. Изобразить в тетради  топографические знаки на  оценку -  « 5» - 25 знаков  « 4» - 20 знаков.                 « 3» - 15 знаков. Размеры прямоугольников 3 на 5 клеток. Усвоить умение  определять объекты местности на плане и сформировать приёмы  работы по использованию условных знаков.

    Практическая работа «Определение сторон горизонта»

    Фронтальный опрос

    Презентация «Условные знаки карты»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, работать с условными знаками, читать географические карты на основе их легенды, сравнивать географические карты.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; понимание  роли условных знаков при анализе и чтении географических карт; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

    8

    3

    25.10

    Ориентирование.

    Определение расстояний и направлений на плане и карте.УГТ – ориентирование, азимут,  линия горизонта, стороны горизонта. Научиться пользоваться  компасом. Определять стороны горизонта по  Солнцу. В тетради отметить 8 основных  направлений сторон горизонта.  Научиться определять  азимут по компасу и с помощью транспортира на плане местности.

    Практическая работа№4 «Составление простейшего плана местности»

    Устный опрос

    Презентация «Ориентирование на местности»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, ориентироваться по глобусу и карте, определять направления по сторонам горизонта, местным признакам, азимуту.

    П: Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; понимание  значения навыков ориентирования в жизни человека

    II четверть

    9

    4

    08.11

    Изображение рельефа на карте

    Сформировать представление об особенностях  изображения  земной поверхности на глобусе и карте.  Определение абсолютных высот и глубин по шкале высот. Определение высот точек  и их координат на глобусе и картах. Знакомство со способами изображения земной поверхности. УГТ - рельеф, абсолютная   и относительная высота, нивелир, горизонталь, бергштрих, послойная окраска, отметки  высот, изобаты,  шкала высот и глубин.

    Работа с контурной картой

    Индивидуальный опрос.

    Презентация «Изображение рельефа на карте»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, анализировать различные виды карт, определять абсолютную и относительную высоты местности, использовать шкалу глубин и высот для описания форм рельефа.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; понимание  особенностей изображения форм рельефа.

    10

    5

    15.11

    Итоговый урок по теме: «Географическая карта»

    тестирование

     Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, роль географических карт в процессе изучения географии и в повседневной деятельности.

    Литосфера 7 часов

    11

    1

    22.11

    Строение земного шара.

    Закрепить знания о строении Земли. Познакомить учащихся с земными оболочками. Дать представление о внутреннем строении Земли и способах его изучения. Сформировать представление о типах земной коры – океанической и материковой. Познакомить учащихся с профессиями геолога, сейсмолога, вулканолога, геофизика. Усвоение географических терминов (УГТ) -  атмосфера, гидросфера,  биосфера, литосфера, мантия (астеносфера),  земная кора, ядро,  географическая оболочка.

    Работа с плакатами

    Индивидуальный опрос.

    Презентация «Строение земного шара»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, анализировать различные виды  карт, овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него. Сформировать познавательный интерес к изучению географии.

    12

    2

    29.11

    Виды горных пород

    Расширить и углубить знания  об образованиях земной коры – минералов и горных  пород. Показать их деление на группы по  внешним признакам,  по происхождению, по другим свойствам. Научить выполнять простейшие схемы. Формировать интерес к геологии. УГТ – магматические, осадочные и  метаморфические  образования земной коры, глубинные и излившиеся породы, драгоценные камни. Работа с коллекциями –горных пород и минералов с целью выработки умения различать их по происхождению и внешним признакам Заполнение таблицы:        «Горные породы и минералы»

    Работа с коллекциями

    Индивидуальный опрос.

    Презентация «Горные породы»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, объяснять отличия горных пород от минералов; составлять классификацию и описания горных пород и минералов.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него. Сформировать познавательный интерес к изучению географии. Понимание причин разнообразия происхождения, условий залегания горных пород и минералов

    13

    3

    06.12

    Полезные ископаемые

    Расширить и углубить знания  о полезных ископаемых, делении их на группы и использовании их в хозяйственной деятельности.

    Работа с коллекциями

    Групповая работа

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, выявлять и объяснять отличия горных пород от минералов; составлять классификацию и описания горных пород и минералов. Проводить сравнительный анализ свойств горных пород и минералов.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него. Сформировать познавательный интерес к изучению географии. Понимание причин разнообразия происхождения, условий залегания горных пород и минералов.

    14

    4

    13.12

    Движения земной коры

    Дать представление  о постоянном  движении  в литосфере. Познакомить с видами движения земной коры  в непрерывном её развитии. Сформировать представление о землетрясениях, причинах их проявления, а также знание о медленных колебаниях земной коры. Познакомить с правилами безопасности при землетрясениях. Вооружить знаниями и навыками при работе с картой землетрясений.УГТ – внутренние процессы Земли, землетрясения, эпицентр, очаг землетрясений, горизонтальные складки, грабен, горст, сейсмограф, сейсмические пояса, астеносфера, вулканы,  кратер, жерло вулкана, очаг магмы, лава,Закреплять умение в определении  географических координат. Определить  по координатам и нанести  на к/к  вулканы.  Уметь показывать вулканы на карте, определяя их географическое положение и высоту. Характеризовать явление вулканизма

    Работа с плакатами

    Индивидуальный опрос.

    Презентация «Движение земной коры»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, описывать типы земной коры, объяснять причины движения земной коры, анализировать тематические карты.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  кизучению географии, понимание роли движений земной коры в формировании рельефа и жизни человека; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере.

    15

    5

    20.12

    Выветривание горных пород.

    Сформировать мировоззренческое представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов, влияющих на создание рельефа.

    Практическая работа№5  Нанесение на контурную карту границ тектонических плит, составление схемы различия гор и равнин по высоте.

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, объяснять причины разрушения горных пород, классифицировать процессы выветривания, определять районы преобладания отдельных сил выветривания.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии, понимание роли сил выветривания в формировании рельефа, принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере.

    16

    6

    27.12

    Рельеф суши и дна Мирового океана.

    Познакомить учащихся с формами рельефа. Познакомить со строением гор, равнин и характером залегания пород Учить определять географическое положение равнини  гор, географические координаты их вершин по плану учебника. Сформировать представление учащихся  о различии равнин по высоте и характеру поверхности.  Познакомить учащихся   с образованием и изменением равнин под действием внешних и внутренних сил Земли. Сформировать представление об особенностях  рельефа дна  Мирового океана. Дать знания о способах измерения глубин в океане. Объяснить с помощью шкалы глубин методику определения  толщины слоя воды океанов и морей на карте.УГТ – шельф, атолл, риф, материковый склон,  ложеокеана,  срединный  океанический хребет, жёлоб,  эхолот,  впадина,  шкала глубин. Знать способы изображения глубин на  физических  картах. Определить координаты Марианской впадины.

    Практическая работа №6«Определение по картам географического положения гор и равнин»

    Работа с картами атласа

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, анализировать, показывать на картах географические объекты по тематике урока, описывать и сопоставлять формы рельефа; устанавливать закономерности размещения форм рельефа по поверхности Земли.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии, понимание специфики строения рельефа суши и дна Мирового океана.

    III четверть

    17

    7

    Итоговый урок по теме «Литосфера».

    тестирование

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, анализировать, показывать на картах географические объекты по тематике урока.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии.

    Атмосфера 8 часов.

    18

    1

    Строение атмосферы.

    Познакомить со способами и средствами изучения атмосферы. Знакомство с профессией метеоролога. Развивать умение работать с учебником. Закрепить навыки исследовательской работы при наблюдении за погодой и фиксировании данных. УГТ – атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, озоновый слой, ионосфера, термосфера, верхние слои атмосферы, метеорологическая станция, метеорологическая будка. В тетради зафиксировать  4 момента, раскрывающих  значение атмосферы. Подготовка календаря погоды для выполнения практической работы  наблюдение  за погодой в течение месяца.

    Фронтальный опрос.

    Презентация «Строение атмосферы»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, называть состав атмосферы, описывать свойства и особенности строения атмосферы.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии.

    19

    2

    Температура воздуха.

    Доказать, что основным источником тепла на Земле является Солнце. Научить определять среднесуточную  температуру воздуха и  амплитуду колебаний.  Научить приёму построения  графика хода суточных температур. Закрепить умение определять температуру по термометру. УГТ – термометр,  амплитуда колебаний, максимальные, минимальные и среднесуточные температуры. Краткая запись в тетради основных свойств воздуха. Вычисление  максимальных, минимальных и среднесуточных температур  воздуха,  определение амплитуды колебаний. Построить график хода суточных температур для  своего населённого пункта и уметь читать эти графики.

    Практическая работа№7: Построение графика хода суточных  температур.

    Групповая работа

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, проводить инструментальные измерения температуры воздуха, рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур.Строить и читать графики хода температур.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии. Понимание закономерностей изменения температуры воздуха во времени и пространстве, влияние температуры на здоровье человека; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере.

    20

    3

    Атмосферное давление.

    Углубить знания о свойствах воздуха: его весе, расширении при нагревании и сжатии при охлаждении.  Сформировать представление об атмосферном давлении и его изменении с высотой. Ознакомить учащихся с приборами для измерения давления. Научить определять атмосферное давление. УГТ –  нормальное, повышенное и пониженное  атмосферное давление, барометр – анероид, барограф. Уметь определять по барометру – анероиду атмосферное давление. Решение задач на определение атмосферного давления и  абсолютныхвысот в зависимости от давления.

    Устный опрос.

    Презентация «Атмосферное давление»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, объяснять причины изменения атмосферного воздуха с высотой, устанавливать зависимость атмосферного давления от температуры, определять и рассчитывать атмосферное давление, работать с тематическими картами.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии. Понимание закономерностей изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияния атмосферного давления на здоровье человека.

    21

    4

    Движение воздуха.

    УГТ –  ветер, флюгер, анемометр, бриз,  муссон, роза ветров. Выписать виды ветров. Построение розы ветров в тетради на основе краеведческого материала. Расширить и углубить знания  о ветре и  причинах его возникновения. Объяснить зависимость скорости и силы ветра от разности атмосферного давления. Научить определять силу ветра, скорость и  направление. Объяснить особенности построения розы ветров.Углубить знания о свойствах воздуха: его весе, расширении при нагревании и сжатии при охлаждении

    Устный опрос.

    Презентация «Ветер»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, устанавливать причинно – следственные связи между характером подстилающей поверхности,  температурой воздуха, атмосферным давлением и образованием ветра, объяснять зависимость скорости и силы ветра от разности атмосферного давления. Научить определять силу, скорость и  направление ветра .

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии. Понимание закономерностей образования ветра, его влияния на жизнь и здоровье человека, принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере.

    22

    5

    Вода в атмосфере.

    Построение диаграмма облачности и осадков по данным календаря. Определение облачности на данный момент.Установить причинно-следственные. связи между кол-м водяного пара в воздухе и  t˚ воздуха, а также подстил. поверх-ю.   Сформировать представление об относительной и абсолютной влажности воздуха.Углубить знания об образовании облаков, тумана и росы. Научить определять относительную влажность воздуха и визуально степень облачности.УГТ –  гигрометр, относительная и абсолютная  влажность. Виды облаков. Построить диаграмму облачности  с использованием краеведческого материала.

    Групповая работа

    Презентация: «Виды облаков»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, выявлять зависимость между изменением температуры воздуха и его влажностью; раскрыть процесс образования тумана и облаков, причины образования разных видов осадков.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  кизучению географии. Понимание закономерностей образования осадков, их влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере.

    23

    6

    Погода.

    Описание погоды по календарю. Прогноз погоды по метеорологическим картам.Сформировать представление о погоде,  еётипах и  причинах изменчивости. Обучать приёму описания погоды за сутки, месяц и год. Закрепить умение анализировать календарь погоды. Познакомить учащихся  с народными приметами, связанными с предсказанием погоды. Рассказать о необходимости наблюдения за погодой. УГТ – погода, воздушные массы, прогноз. Составить описание  погоды за день, используя  свой календарь погоды. Заполнение таблицы « Народные приметы ясной и пасмурной погоды». Обработка метеорологических данных за период наблюдений. Описание погоды за сутки и  месяц. Прогноз погоды.

    Практическая работа№8: Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

    Групповая работа

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, называть характеристики погоды, свойства воздушных масс, объяснять причины изменения погоды.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебнопознавательного интереса  к изучению географии. Понимание закономерностей формирования погоды, её влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека, принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере.

    24

    7

    Климат.

    Составление схемы климатообразующих факторов. Сформировать представление о климате. Показать влияние климата на природу,  жизнь и деятельность человека. Сделать вывод о зависимости климата от географической широты. Систематизировать знания учащихся об элементах погоды в течение  определённого времени года.  Сформировать представление о  пяти причинах, влияющих на  климат. Закрепить понятие  «климатообразующие факторы», охарактеризовать их.УГТ – фактор, климатообразующие факторы, морской климат, муссонный, континентальный климат

    Устный опрос

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока, объяснять зависимость климата от климатообразующих факторов; устанавливать взаимосвязь между погодой и климатом.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии. Понимание закономерностей формирования климата, его влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере.

    25

    8

    Итоговый урок по теме «Атмосфера».

    Тестирование

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии.

    Гидросфера 4 часа.

    26

    1

    Единство гидросферы.

    Сформировать представление о гидросфере, её составе. Показать роль воды для жизни на Земле. Дать представление о свойствах  воды.Рассмотреть  взаимосвязи и взаимодействие атмосферы, литосферы и гидросферы. Подчеркнуть роль мирового круговорота воды в природе.УГТ – мировой круговорот воды в природе. Напишите рассказ о путешествии капельки воды, испарившейся с поверхности океана.

    Практическая работа№ 9: «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»

    Групповая работа

    Презентация «Составные части гидросферы»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока; называть составные части гидросферы; описывать мировой круговорот воды в природе; оценивать значение мирового круговорота воды в природе, значение воды в жизни человека.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии. Понимание единства гидросферы. Значения мирового круговорота воды в природе.

    IV четверть

    27

    2

    Воды суши: реки и озёра.

    Дать представление о Мировом океане, его частях, единстве  водного пространства. Развивать умение работать с географическими картами  - правильно показывать границы океанов и морей, острова и полуострова, заливы и проливы. Определять географическое положение объектов. Работа с к/к: нанесение морей на к/к (по программе). Нанесение на к/к теплых и холодных течений.УГТ  - океан,  море,  залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, моря внутренние  и окраинные.Выполнить схему  « Виды  островов по происхождению».Определение географического положения океанов, морей.  Рассчитать  расстояние до  морей и  океанов, ближайших  к нашей местности  

    Практическая работа №10:«Описание по карте географического положения реки»

    Фронтальный опрос

    Презентация «Реки и озера»

    Давать определения терминов, понятий по теме урока; сравнивать изучаемые природные объекты, выделять составные части речной долины, использовать карты атласа для описания гидрографических объектов.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии. Понимание специфики и значения гидрографических объектов суши; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в гидросфере.

    28

    3

    Воды суши: подземные воды и природные льды.

    Построение схемы подземных вод. Рассмотреть особенности происхождения подземных вод и их использование человеком. Научить определять на плане местности выходы подземных вод, повторить условные обозначения родников, колодцев. Показать опыты по просачиванию воды через речной песок и глину.УГТ – подземные воды - грунтовые, межпластовые, минеральные;  слои - водоносные  и  водопроницаемые, водоупорные; пещеры.Рассказать о причинах образования ледников и их значении. Познакомить учащихся с различными типами ледников. Закрепить навыки самостоятельной работы с дополнительной  литературой и навыки коллективной работы.покровные и   горные ледники, морена, снеговая  линия, айсберг, фирн, гляциология.Составить схему  различных типов ледников.

    Устный опрос.

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока; показывать на карте гидрографические объекты, объяснять механизм образования подземных вод, ледников.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии. Понимание специфики и значения гидрографических объектов суши;

    принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в гидросфере.

    Биосфера 2 часа.

    29

    1

    Царства живой природы.

    Формирование представления о биосфере, ее разнообразии и значенииЗакрепить знания учащихся о разнообразии организмов на Земле. Выявить причины неравномерного распределения организмов по планете. Доказать наличие связи между растительным и животным миром в биосфере. УГТ – биосфера, широтная зональность, высотная поясность.

    Фронтальный опрос.

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока; анализировать роль отдельных организмов в биосфере, описывать царства живой природы.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии. Понимание специфики царств живой природы.

    30

    2

    Биосфера и охрана природы

    Сформировать мировоззренческую идею о  целостности взаимодействующих сфер Земли. УГТ – природный компонент, природный комплекс. Научить учащихся характеризовать компоненты природы своей местности. Доказать, используя приём схем,  взаимосвязь природных компонентов в  любом природном комплексе.

    Практическая работа№11 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»

    Фронтальный опрос

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте веществ; определять роль особо охраняемых территорий для сохранения природы.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии; понимание значения охраны природы.

    Почва и геосфера 3 часа.

    31

    1

    Почва.

    УГТ  - почва, плодородие, гумус, компоненты природы. В тетради составить простейшую схему состава почв, указав влияние на её литосферы, биосферы, гидросферы и атмосферы. Объяснить особенности  появления  нового образования  - «почв» -  в результате взаимодействия земных оболочек. Углубить знания об истории образовании почв и их свойствах.

    Презентация «Почва»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять роль В. В. Докучаева в разработке учения о почвах; описывать процесс образования почвы, определять связь содержания гумуса от климатических условий.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии; понимание специфики почвы как особого природного тела.

    32

    2

    Природный комплекс.

    Составление схемы взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Дать описание природных зон Земли по географическим картам, используя алгоритм.

    Практическая работа №12 Описание природных зон Земли по географическим картам.

    Фронтальный опрос

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока; называть составные части географической оболочки, приводить примеры взаимодействия оболочек Земли.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии; понимание специфики и причин разнообразия природных комплексов Земли.

    33

    3

    Природные зоны.

    Углубить знания о разнообразии природных зон на Земле.  Объяснить причины приспособления растений и животных к условиям обитания в различных  природных зонах. Познакомить учащихся с картой природных зон мира и проанализировать её.  УГТ – природная зона, влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, тайга, смешанные леса. Характеристика  природных зон и заполнение таблицы – работа в группах.  Знание типового плана характеристики природной зоны.

    Практическая работа №13 Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

    Фронтальный опрос.

    Презентация «Природные зоны Земли»

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока; формулировать закон географической зональности, называть основные природные зоны; выявлять причины смены природных зон, называть для каждой природной зоны климатические условия, характерных представителей растительного и животного мира.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии; понимание специфики и причин разнообразия природных зон Земли.

    34

    Итоговый урок.

    Контрольная работа:   (итоговый контроль)

    Давать определения терминов, понятий по тематике урока.

    П:Находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал; Формулировать выводы; Определять понятия; строить логически обоснованные  рассуждения.

    Р:Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно – практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

    К: Излагать своё мнение, понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

    Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, сформированностьучебно познавательного интереса  к изучению географии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии к учебнику И. И. Баринова "Физическая география России. Природа" ( 8 класс)

    Рабочая программа по курсу "Физическая география России" 8 класс и тематический поурочный план....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

    Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

    ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

    ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

    Анализ учебника Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География. Физическая география» 6 класс

    Анализ учебника Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География. Физическая география» 6 класс ...

    Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

    Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....