РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе.
Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовцев,Э.В.Ким/под редакцией А.И.Алексеева/ География. Россия. Природа и население . 8 класс(учебник). - М.: Дрофа, 2011г. Министерством образования и науки РФ.
География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред.А.И. Алексеева.- М.: Дрофа, 2011г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8-9_rabochaya_programma_na_2013-2014.doc | 475.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Нижнекарачанская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла
Протокол № ___ от «____»__________2013 г. | Согласовано зам. директора по УВР _________________ Верещагина Е.Н. «______» ___________2013 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Нижнекарачанская СОШ _____________Быханова В.И. Приказ № ___ от «___»______________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс»
«География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»
УМК: География. Россия. Природа и население.
География России. Хозяйство и географические районы. Под ред.А.И.Алексеева
Составила: Тимошечкина Н.Н.
учитель географии
2013-2014 у.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 8-9 классов «География. Россия. Природа и население.8кл.», «География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9кл» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по географии .
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В 8 классе изучается 1-я часть курса «География. Россия.Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России», «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья.
В 9 классе изучается 2-я часть курса «География. Россия. Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России». В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.
8 часов в 8 классе и 9 часов в 9 классе используются на изучение географии Воронежской области.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика, химия, ОБЖ ), проведение интегрированных уроков.
Например: Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».
Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: « Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», « Природные зоны России».
Связь с экологией проявляется при изучении раздела « Человек и природа».
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей страны; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В соответствии с учебным планом МКОУ Нижнекарачанской СОШ на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником, утвержденным приказом по школе от .08.2013г. № 87 в списке учебников, используемых в 2013-2014 учебном году:
8 класс
А.И. Алексеев, В,А.Низовцев,Э.В.Ким/под редакцией А.И.Алексеева/ География. Россия. Природа и население . (учебник). - М.: Дрофа, 2011г. Министерством образования и науки РФ.
9 класс
География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред.А.И. Алексеева.- М.: Дрофа, 2011г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Формы контроля:
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами, топографические и географические диктанты, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Срок реализации программы 2013-2014 учебный год.
Тематическое планирование курса «География России. Природа и население»
№ | Раздел. Тема. | Количество часов |
1 | Введение. | 1 час |
Раздел I. Пространства России. 6 часов | ||
Раздел II. Природа и человек. 38 часов | ||
2 | Тема 1. Рельеф и недра России. | 6 часов |
3 | Тема 2. Климат. | 6 часов |
4 | Тема 3. Богатство внутренних вод России. | 5 часов |
5 | Тема 4. Почвы – национальное достояние страны. | 4 часов |
6 | Тема 5. В природе всё взаимосвязано (ПТК). | 4 часа |
7 | Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. | 11 часов |
8 | Тема 7. Природопользование и охрана природы. | 2 часа. |
9 | Раздел III. Население России. | 16 часов |
10 | Тема 8. Сколько нас Россиян? | 2часа |
11 | Тема 9. Кто мы? | 2часа |
12 | Тема 10.Куда и зачем едут люди? | 2часа |
13 | Тема 11. Человек и труд | 1час |
14 | Тема 12. Народы и религии России | 3часа |
15 | Тема 13. Где и как живут люди? | 6часов |
16 | Тема 14. География Воронежской области | 8часов |
17 | Итоговый урок. | 1час |
Резервный урок. | 1час | |
Итого | 70 часов |
Тематическое планирование курса «География. Россия. Хозяйство и географические районы»
Раздел, тема | Количество часов |
Введение | 1час |
Раздел I. Хозяйство России Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. | 18 часов 3часа |
Тема 2.Главные отрасли и межотраслевые комплексы. | 15 часов |
Раздел II. Районы России Тема 3.Европейская часть России. | 49 часов 24 часа |
Тема 4. Азиатская часть России. | 13 часов |
Тема 5. Особенности населения и хозяйства Воронежской области. | 9 часов |
Тема 6. Россия в современном мире | 3 часа |
Резерв | 2 часа |
Итого | 70 часов |
Содержание учебного предмета
8класс
Введение 1 час
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют её.
Практические работы: Ознакомление с тематическими картами.
РАЗДЕЛ I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ(6ч).
Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории и её протяжённость. Административно – территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий. Дальний Восток на рубеже 19 – 20 вв. Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Современные задачи географии.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.
Практические работы: Оценка особенностей географического положения России. Обозначение на контурной карте границ, крайних точек России. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени).
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК(38ч).
Тема 1. Рельеф и недра(6ч).
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Вулканизм, землетрясения, цунами – опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно – ледниковый рельеф. Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.
Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.
Практическая работа: Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа н жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина – Урал, Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ).
Тема 2. Климат(6ч).
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно – континентальный. Континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Значение прогнозирования погоды.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практические работы: Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельный географических объектов. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника).
Тема 3. Богатство внутренних вод России(5ч).
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении территории России. География российских рек. Сточные области. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодье, наводнения – их причины и последствия.
Разнообразие и значение озёр России. Происхождение озёрных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Реки – транспортные артерии страны. Каналы – рукотворные реки. Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.
Практические работы: Обозначения на контурной карте крупных рек. Определение по картам режима питания , особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования. Обозначения на контурной карте крупных озер. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны(4ч).
Значение почвы для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы – особое природное тело. В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Строение почвы. Понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле.
География почв России. Их особенности, распространение по территории России. Почвенная карта. Почвы и урожай. Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав. Структура почвы. Агротехнические мероприятия, механические приёмы обработки почвы, внесение удобрений. Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Практические работы: Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв России (кол-во тепла, влаги, рельеф, характер растительности)
Тема 5. В природе всё взаимосвязано(4ч).
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное районирование.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость и их значение для планирования хозяйственной деятельности..
Человек и ландшафты. Природно – антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты. Городские ландшафты и природно – технические комплексы. Культурные ландшафты.
Тема 6. Природно – хозяйственные зоны(11ч).
Учение о природных зонах. В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения о ландшафтно – географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека.
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Экологические проблемы.
Таёжная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Очаговое заселение и освоение. Последствия индустриального освоения тайги.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Смешанные леса. Факторы разнообразия её ландшафтов. Смешанные леса Восточно – Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно – хозяйственной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Зона сплошного освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни, пустыни и субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и её последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Человек и горы. Освоение гор. Разнообразие природных условий и ресурсов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
Практические работы: Составление характеристики одной из природных зон. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
Тема 7. Природопользование и охрана природы(2ч).
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы и их значение для человека. Охрана природы и охраняемые территории.
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
Практическая работа: Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ(16ч).
Тема 8. Сколько нас Россиян?(2ч)
Как изменялась численность населения России в 19 – 20вв. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Практическая работа: Определение по картам размещения населения.
Тема 9. Кто мы?(2ч)
Соотношение мужчин и женщин в населении. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида населения России. Доля детей, пожилого населения и трудоспособного.
Практическая работа: Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
Тема 10. Куда и зачем едут люди?(2ч)
Виды миграций населения. Факторы миграций. Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Изменение потоков миграций между Россией и ближнем зарубежьем. Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные и годовые циклы передвижений населения. Картограмма как вид географической информации.
Практическая работа: Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.
Тема 11. Человек и труд(1ч)
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Тема 12. Народы и религии России(3ч).
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России. Связь географии народов и административно – территориального деления России. География русского языка. Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Практическая работа: Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России.
Тема 13. Где и как живут люди?(6ч)
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и других странах. Главная полоса расселения. Расселение людей, типы населённых пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации и её показатели. Причины роста городов и повышение их роли в жизни общества. Города России. Типы городов России. Сельское расселение, его особенности. Сельская местность как хранительница культурных традиций. Условия и образ жизни людей. Люди – главное богатство страны.
Практические работы. Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.
Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.
Тема 14. География Воронежской области(8ч)
Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Россия. Природа и население».8класс
№ урока | Тема | К-во часов | Дата проведения | Практические работы | Примечание | |
По плану | Факт. | |||||
I четверть 16 часов | ||||||
ВВЕДЕНИЕ(1ч) | ||||||
1. | Зачем мы изучаем географию России | 1 | П/р№1Ознакомление с тематическими картами. | |||
Раздел I.ПРОСТРАНСТВА РОССИИ(6ч) | ||||||
2 | России на карте мира. П.р. Оценка особенностей географического положения России. Обозначение на контурной карте границ, крайних точек России | 1 | Практическая работа№ 2 Оценка особенностей географического положения России. Обозначение на контурной карте границ, крайних точек России | |||
3 | Границы России. П.р. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. | 1 | Практическая работа № 3 Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. (оценочная) | |||
4. | Россия на карте часовых поясов. П.р. Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени). | 1 | Практическая работа № 4 Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени). | |||
5. | Формирование территории России. | 1 | ||||
6 | Географическое изучение территории России. | 1 | Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны | |||
7. | Итоговый урок по разделу «Пространство России». | 1 | ||||
Раздел II.ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (38ч) Тема 1. Рельеф и недра(6ч). | ||||||
8. | Геологическая история развития Земли. | 1 | Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы»,«Геология» | |||
9 | Строение земной коры на территории России. | 1 | ||||
10 | Особенности рельефа России | 1 | Практическая работа№ 5 Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур. (оценочная) Практическая работа№ 6 Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа н жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина – Урал, Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ). | |||
11 | Современное развитие рельефа. | 1 | ||||
12 | Использование недр. | 1 | Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. | |||
13 | Тематический контроль по теме «Рельеф и недра России». | 1 | ||||
Тема 2. Климат(6ч). | ||||||
14 | Общая характеристика климата России. | 1 | ||||
15 | Закономерности циркуляции воздушных масс. | 1 | П/р №7 Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельный географических объектов. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января, и июля, годового количества осадков. | |||
16 | Распределение температур и осадков. П.р. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января, и июля, годового количества осадков. | 1 | ||||
II четверть 16 часов | ||||||
17 | Типы климата нашей страны. | 1 | Практическая работа № 8 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. | |||
18 | Климат и человек. | 1 | Практическая работа № 9 Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. (оценочная) | |||
19 | Тематический контроль по теме «Климат России». | 1 | ||||
Тема 3.Богатство внутренних вод России(5ч.) | ||||||
20. | Реки. П.р. Обозначения на контурной карте крупных рек. | 1 | Практическая работа № 10 Анализ карты «Водные ресурсы». Обозначения на контурной карте крупных рек. | |||
21 | Основные характеристики реки. П.р. Составление характеристики одной из крупных рек. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. | 1 | Практическая работа № 11 Составление характеристики одной из рек с использованием. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. | |||
22. | Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | 1 | Практическая работа № 12 Обозначения на контурной карте крупных озер. | |||
23. | Человек и вода. П.р. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России. | 1 | Практическая работа № 13 Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России. | |||
24. | Обобщающий урок по теме «Богатство внутренних вод России». | 1 | ||||
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны(4ч). | ||||||
25. | Почвы - «особое природное тело». | 1 |
| |||
26. | География почв России. П.р. Анализ почвенной карты. | 1 | П/р №14 Анализ почвенной карты. Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв России (кол-во тепла, влаги, рельеф, характер растительности) | |||
27. | Почвы и урожай. | 1 | ||||
28. | Рациональное использование и охрана почв. | 1 | ||||
Тема 5. В природе все взаимосвязано(4ч). | ||||||
29. | Понятие о ПТК. | 1 | ||||
30. | Свойства ПТК | 1 | ||||
31. | Человек в ландшафте | 1 | ||||
32. | Контроль знаний по изученным темам раздела: «Природа и человек». | 1 | ||||
III четверть 20 часов | ||||||
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны(11ч). | ||||||
33. | Учение о природных зонах. | 1 | ||||
34 | «Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. | 1 | Практическаяработа№15Составление характеристики одной из природных зон. (обучающая) | |||
35 | Таежная зона | 1 | ||||
36 | Болота. | 1 | ||||
37. | Зона смешанных широколиственно -хвойных лесов | 1 | ||||
38. | Лесостепи и степи: П.р. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах. | 1 | Практическая работа № 16 Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах. | |||
39 | Полупустыни, пустыни,субтропики П.р. Составление характеристики одной из природных зон. | 1 | П/р№17 Составление характеристики одной из природных зон. | |||
40. | «Многоэтажность» гор. | 1 | . | |||
41. | Человек и горы. | 1 | ||||
42. | Тематический контроль, по теме: «Природно-хозяйственные зоны» | 1 | ||||
43. | Обобщение и коррекция знаний по теме: «Природно-хозяйственные зоны». | 1 | ||||
Тема 7. Природопользование и охрана природы(2ч). | ||||||
44. | Основные принципы рационального использования природных ресурсов. | 1 | ||||
45. | Охрана природы и охраняемые территории | 1 | Практическая работа № 18 Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий. (оценочная) | |||
Раздел III.НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ(16ч). Тема 8.Сколько нас - россиян?(2ч). | ||||||
46. | Численность населения. | 1 | П/р №19 Определение по картам размещения населения. | |||
47 | Воспроизводство населения. | 1 | ||||
Тема 9.Кто мы?(2ч) | ||||||
48 | Кто мы? Половой состав населения. | 1 |
| |||
49. | Возрастной состав населения России. П.р. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации. | 1 | Практическая работа № 20 Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации. | |||
Тема 10.Куда и зачем едут люди?(2ч) | ||||||
50. | Куда и зачем едут люди? | 1 | ||||
IVчетверть 18часов | ||||||
51. | Внешние миграции. Территориальная подвижность населения. | 1 | Практическая работа № 21 Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве. | |||
Тема 11. Человек и труд(1ч). | ||||||
52. | География рынка труда. | 1 | ||||
Тема 12. Народы и религии России(3ч). | ||||||
53. | Этнический состав населения | 1 | ||||
54. | Этническая мозаика России | 1 | Практическая работа № 22 Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России. (оценочная) | |||
55. | Религии: народов России | 1 | Анализ карт населения. | |||
Тема 13.Где и как живут люди?(6ч) | ||||||
56. | Плотность населения. П.р. Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания. | 1 | Практическая работа № 23 Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания. | |||
57. | Расселение и урбанизация. | 1 | ||||
58. | Города России | 1 | Практическая работа № 24 Нанесение на к / карту городов - миллионеров, объяснение особенностей их развития. (оценочная) | |||
59. | Сельская Россия. П.р. Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения. | 1 | П/р №25 Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения | |||
60. | Тематический контроль по разделу «Население России» | 1 | ||||
Тема 14. География Воронежской области(8ч) | ||||||
61. | Физико-географическое положение Воронежской области. | 1 | П/р№26 Определение по картам географического положения объекта. | |||
62. | Особенности геологического строения. Полезные ископаемые Воронежской области. | 1 | ||||
63. | Рельеф территории Воронежской области. | 1 | ||||
64. | Климат и агроклиматические ресурсы Воронежской области. | 1 | П/р№27Хозяйственна оценка природных условий | |||
65. | Почвенный покров. | 1 | ||||
66. | Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области. | 1 | ||||
67. | Растительный и животный мир Воронежской области Особо охраняемые территории. | 1 | ||||
68. | Природные зоны и ландшафты. | 1 | ||||
69. | Итоговый урок за курс: «География. Россия. Природа и население». | 1 | ||||
70 | Резервный |
Тематическое планирование курса «География. Россия. Хозяйство и географические районы»
Раздел, тема | Количество часов |
Введение | 1час |
Раздел I. Хозяйство России Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. | 18 часов 3часа |
Тема 2.Главные отрасли и межотраслевые комплексы. | 15 часов |
Раздел II. Районы России Тема 3.Европейская часть России. | 49 часов 24 часа |
Тема 4. Азиатская часть России. | 13 часов |
Тема 5. Особенности населения и хозяйства Воронежской области. | 9 часов |
Тема 6. Россия в современном мире | 3 часа |
Резерв | 2 часа |
Итого | 70 часов |
Содержание учебного предмета.
9класс
Раздел 1. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ(18ч)
Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3ч).
Понятие хозяйства. История формирования хозяйства и его размещение. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.
Планируемые результаты подготовки учащихся:
Называть (показывать) основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры РФ.
Объяснять понятия отрасль, состав и структура хозяйства, факторы размещения, специализация, кооперирование, комбинирование, себестоимость.
Объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Уметь описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России (15ч).
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства. Понимать особенности с/х страны. Знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля, районы садоводства и виноградарства, основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и др. видов домашних животных. Уметь объяснить принципы их размещения.
Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. География лесной промышленности.
Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Проблемы лесного комплекса. Продукция лесной промышленности. Знать: о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла. Уметь объяснить проблемы этих отраслей.
Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика. Типы электростанций. Единая энергетическая система страны.
Особая роль ТЭК в хозяйстве страны. Размещение угольной, нефтяной и газовой промышленности. Проблемы и перспективы развития этих отраслей. Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные.
Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Влияние сырьевого, энергетического, транспортного, потребительского факторов на размещение металлургических. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии. Конструкционные материалы. Экологические проблемы.
предприятий. Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Показывать главные районы и центры наукоёмкого , трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, объяснять факторы их размещения.
Военно-промышленный комплекс (ВПК). Показывать на карте России города и технополисы. Приводить примеры наукоёмкости производства в России.
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Значение химической промышленности. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров.
Инфраструктурный комплекс.
Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы.
Информационная инфраструктура. Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильём, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства.
Территориальное географическое разделение труда. Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов.
Раздел 2. РАЙОНЫ РОССИИ(49ч).
Тема 3. Европейская часть России(24ч).
Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.
Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория России.
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Тема4. Азиатская часть России(13ч).
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири.
Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.
Тема 5. Особенности населения и хозяйства Воронежской области(9ч)
Введение (территория, границы, ЭГП, административно-территориальное деление). Природные ресурсы, как фактор формирования хозяйства Воронежской области. История заселения и освоения территории Воронежской области. Население и трудовые ресурсы. Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Общая характеристика хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: комплекс обрабатывающих отраслей. Другие отрасли промышленности. АПК Воронежской области. Инфраструктурный комплекс. Историко-культурный комплекс. Территориальная организация хозяйства и внешние экономические связи.
Тема 6. Россия в современном мире(3ч).
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Россия. ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ.9класс
№ | Тема | К-во часов | Практические работы | Дата проведения | Примечание | |
По плану | Факт | |||||
I четверть По плану 16 часов | ||||||
Введение(1ч) | ||||||
1 | Введение. П.р.Определение по картам особенностей экономико-географического положения России. | Определение по картам особенностей экономико-географического положения России. | ||||
Раздел I. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (18ч) | ||||||
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование(3ч). | ||||||
2 | Понятие «хозяйство». Структура хозяйства. | 1 | ||||
3 | Этапы развития хозяйства. | 1 | ||||
4 | Географическое районирование. П.р.Обозначение на контурной карте субъектов РФ. | 1 | Обозначение на контурной карте субъектов РФ(оценочная). | |||
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы(15ч). | ||||||
5 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | Анализ карт: « зерновые культуры», «технические культуры», «Агроклиматические условия». | |||
6 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. П.р. Анализ карты «Животноводство». Объяснение зональной специализации с/х России. | 1 | Анализ карты «Животноводство». Объяснение зональной специализации с/х России. | |||
7 | Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность. | 1 | Составление типовой схемы АПК. Анализ карт «Растительность», «Животноводство». | |||
8 | Лесной комплекс. | 1 | ||||
9 | Топливно-энергетический комплекс. | 1 | Характеристика района добычи нефти, угля или газа. (оценочная) | |||
10 | Электроэнергетика. | 1 | ||||
11 | Металлургический комплекс. П.р. Составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. | 1 | Составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. | |||
12 | Машиностроительный комплекс. | 1 | Определение по картам размещения трудоемкого и металлоёмкого машиностроения. | |||
13 | Военно-промышленный комплекс. | 1 | ||||
14 | Химическая промышленность. | 1 | Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. | |||
15 | Транспорт. | 1 | Характеристика одной из магистралей по типовому плану. | |||
16 | Информационная инфраструктура. | 1 | ||||
I I четверть По плану 16 часов | ||||||
17 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | 1 | ||||
18 | Территориальное разделение труда. | 1 | Моделирование вариантов нового районирования. | |||
19 | Итоговый тест о теме «Хозяйство России». | 1 | ||||
Раздел II. РАЙОНЫ РОССИИ(49ч). | ||||||
Тема 3.Европейская часть России(24ч). | ||||||
20 | Восточно-Европейская равнина. | 1 | ||||
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ | ||||||
21 | Волга. | 1 | Экологические и водные проблемы Волги: оценка и пути решения. | |||
22 | Центральная Россия: состав, географическое положение. | 1 | Составление экономико-географической характеристики экономического района. (тренировочная) | |||
23 | Центральный район: особенности населения. | 1 | Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. | |||
24 | Хозяйство Центрального района. | 1 | Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России. | |||
25 | Москва – столица России. | 1 | Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. | |||
26 | Города Центрального района. | 1 | ||||
27 | Центрально – Чернозёмный район. П.р. Составление экономико-географической характеристики экономического района. | 1 | Составление экономико-географической характеристики экономического района. | |||
28 | Волго -Вятский район. | 1 | ||||
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН | ||||||
29 | Северо-Западный район. Географическое положение и природа. | 1 | ||||
30 | Города на старых водных торговых путях. | 1 | ||||
31 | Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России и вторая столица России. | 1 | ||||
32 | Калининградская область | 1 | ||||
III четверть По плану 19часов | ||||||
ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР | ||||||
33 | Европейский Север. Географическое положение и природа. | 1 | ||||
ПОВОЛЖЬЕ | ||||||
34 | Этапы развития хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. | 1 | ||||
35 | Поволжье. Географическое положение и природа. | 1 | Экологические и водные проблемы района. | |||
36 | Население и хозяйство. | 1 | ||||
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ | ||||||
37 | Северный Кавказ. Природные условия. | 1 | Экологические проблемы. | |||
38 | Хозяйство района. Народы Северного Кавказа. | 1 | ||||
39 | Южные моря России. | 1 | ||||
УРАЛ | ||||||
40 | Урал. Географическое положение и природа. | 1 | ||||
41 | Этапы развития и современное хозяйство. | 1 | Определение тенденции хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы). | |||
42 | Города Урала. Проблемы района. | 1 | ||||
43 | Итоговое тестирование по разделу «Европейская Россия». | 1 | Определение тенденций хозяйственного развития Европейской части России. | |||
Тема 4. Азиатская часть России(13ч). | ||||||
44 | Природа Сибири. П.р. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива. | 1 | Изучение и природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива. Экологические проблемы. | |||
45 | Природа и ресурсы Южной Сибири. | 1 | ||||
46 | Арктические моря. | 1 | ||||
47 | Население Сибири. | 1 | ||||
48 | Хозяйственное освоение Сибири. | 1 | Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона. | |||
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ | ||||||
49 | Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Хозяйство района. | 1 | ||||
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ | ||||||
50 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. П.р. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух экономических районов России (Западной и Восточной Сибири) | 1 | Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух экономических районов России (Западной и Восточной Сибири). | |||
51 | Байкал. | 1 | ||||
I Vчетверть По плану 17 часов | ||||||
52 | Хозяйство района. | 1 | ||||
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК | ||||||
53 | Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. | 1 | ||||
54 | Моря Тихого океана. | 1 | ||||
55 | Население района. Хозяйство района. | 1 | Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. | |||
56 | Итоговое тестирование по разделу «Азиатская часть России» | 1 | ||||
Тема 5. Особенности населения и хозяйства Воронежской области(9ч) | ||||||
57 | Экономико -географическое положение и административно-территориальное деление Воронежской области. П.р. Составление экономико-географической характеристики Воронежской области. | Составление экономико-географической характеристики Воронежской области (оценочная) | ||||
58 | Природные условия и ресурсы области. | |||||
59 | История освоения территории. Население и трудовые ресурсы. | |||||
60 | Общая характеристика промышленности. | |||||
61 | Межотраслевые комплексы. Ведущие отрасли промышленности. | |||||
62 | Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. | |||||
63 | Инфраструктурный комплекс. | |||||
64 | Территориальная организация хозяйства. Внешние экономические связи. | |||||
65 | Зачет по теме «География Воронежской области» | |||||
Тема 6. Россия в современном мире(3ч)+2 часа резервные | ||||||
66 | Россия в современном мире. Внешние экономические связи. | 1 | ||||
67 | Россия в современном мире. П.р. Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации. | 1 | Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации. | |||
68 | Итоговый урок по теме «Регионы России». | 1 | ||||
69-70 | Резервные | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии в 8-9 классах ученик должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Перечень практических работ в 8 классе
№ п/п | Практическая работа |
1 | Ознакомление с тематическими картами. |
2 | Оценка особенностей географического положения России. Обозначение на контурной карте границ, крайних точек России |
3 | Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. |
4 | Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени). |
5 | Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы» и обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур. |
6 | Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния рельефа н жизнь и хозяйственную деятельность людей. (Восточно-Европейская равнина – Урал, Среднерусская возвышенность – Хибины или Кавказ). |
7. | Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. |
7 | Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных географических объектов. |
8 | Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. |
10 | Анализ карты «Водные ресурсы».Обозначения на контурной карте крупных рек, озёр. |
11 | Определение по картам режима питания , особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования. Составление характеристики одной из рек. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. |
12 | Обозначения на контурной карте крупных озер. |
13 | Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России. |
14 | Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв России (кол-во тепла, влаги, рельеф, характер растительности) |
15 | Составление характеристики одной из природных зон. |
16 | Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах. |
17 | Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий. |
18 | Определение по картам размещения населения. |
19 | Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации. |
20 | Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве. |
21 | Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России. |
22 | Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания. |
23 | Нанесение на к / карту городов - миллионеров, объяснение особенностей их развития. |
24 | Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения |
25 | Определение по картам географического положения Воронежской области. |
26 | Хозяйственная оценка природных условий Воронежской области |
Перечень оценочных практических работ. 9 класс.
№ п/п | Тема |
1 | «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам». |
2 | «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистически материалам». |
3 | «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам». |
4 | «Моделирование вариантов нового районирования России» |
5 | «Сравнение географического положения районов, регионов и его влияние на природу. Жизнь людей и хозяйство» |
6 | «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера» |
7 | «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России» |
8 | «Сравнение географического положения и планировки двух столиц Москвы и Санкт – Петербурга» |
9 | «Выявление и анализ условий для развития хозяйства района (Поволжья)» |
10 | «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала предложение путей решения экологических проблем» |
11 | « Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека». |
12 | «Составление характеристики нефтяного комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)» |
13 | «Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе». |
Географическая номенклатура по курсу «География. Россия. Природа и население.» 8 класс
Географическое положение и границы России: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Дагестан, Кавказ, Балтийская коса, Калининградская область, мыс Дежнева, остров Ратманова, Кольский полуостров, Финский залив, проливы: Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Керченский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро; Земля Франца-Иосифа, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка; реки Амур и Уссури. Содружество Независимых Государств (СНГ). Государства — соседи РФ.
Формирование территории России: Шпицберген, Белгородская черта, Становой хребет, Новороссия, Аляска и Алеутские острова, Приамурье и Приморье, Маньчжурия, Чита, Владивосток.
Рельеф и недра: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье, Кумо-Манычская впадина; Кавказ (Большой Кавказ, горы Казбек, Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, вулканы Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Верхоянский хребет, Черского хребет, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.
Бассейны каменноугольные: Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский.
Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Горная Шория.
Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Норильск. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров.
Климат: Оймякон, Сибирский антициклон, Черноморское побережье Кавказа.
Внутренние воды. Реки: Волга, Кама, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Индигирка, Колыма, Амур. Озера: Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское.
Живая природа. Заповедники: остров Врангеля, Центральнолесной, Центрально-черноземный, Баргузинский, Сихотэ-Алинский, Астраханский.
Республики: Карелия, Коми, Удмуртская, Марийская, Мордовия, Чувашская, Татария, Башкирия, Калмыкия, Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Ингушская, Чеченская, Дагестан, Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия, Саха (Якутия).
Автономная область: Еврейская. Автономные округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Ачинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Корякский, Чукотский.
Города-«миллионеры»: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск.
Географическая номенклатура по курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы.» 9 класс
Машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Мосва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск. Центры маталлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Топливно-энергетический комплекс. Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).
Металлургический и химико-лесной комплекс. Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии:
Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре. Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на –Амуре.
Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Авхангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.
Регионы России. Европейский Север. Моря: Баренцева, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора. Онега, Мезень. Озера: Имандра. Баломорско-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металллов кольского полуострова и Карелии. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.
Центральная Россия. Моря: Балтийское. Заливы: Финский. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низменности: Окско Донская, мещерская. Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: рыбинское, Горьковское. Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва – Волга). Заповденики: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.
Литература:
- География. Россия. Природа и население. 8класс: рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И.Алексеева «География. Россия. : Природа и население» / Э.В.Ким, Н.А.Марченко, В.А.Низовцев.-М.: Дрофа,2011
- География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И.Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы» / Э.В.Ким, Н.А.Марченко, В.А.Низовцев.-М.: Дрофа,2011
- Петрушина Н.П. География России. Хозяйство и географические районы. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А.И.Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы »: метод. Пособие / Н.П. петрушина, Э.В.Ким.-М.:- Дрофа,200
- Петрушина Н.П. География России. Природа и население. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А.И.Алексеева «География России. Природа и население»: метод. Пособие / Н.П. Петрушина, Э.В.Ким.-М.:- Дрофа,2009
- Дронов В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. -
М.: Дрофа, 2007. - Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.
- Маерова Н. Ю. Уроки географии: 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. - М.: Дрофа, 2004.
- Родионова И. А. Экономическая география России / И. А. Родионова. - М., 2001.
- Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х т. / Е. Л. Плисецкий -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005.
- Маерова Н. Ю. Уроки географии: 8-9 кл. / Н. Ю. Маерова. - М.: Дрофа, 2004.
- Пятунин Б. Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии: 8-9 кл.–М.: Дрофа,2009
- В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2009.
- В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»
- Перлов Л.Е. «Дидактические карточки-задания по географии. 8 – 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010 год.
- Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.
15.В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
16. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10): Пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2003
17..Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл.-М.:Дрофа, 2003.
Интернет –ресурсы:
- http://www.openclass.ru/ ; http://pedsovet.su; http://geo.1september.ru/urok; http://collection.cross-edu.ru/catalog/
2. Универсальные поурочные разработки по географии: 9 класс Е.А. Жижина,- М.: «ВАКО», 2009г
3.Р. Х. Хабибуллин. Дидактические карточки-задания по географии. 9 класс. К учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной "География: Население и хозяйство России. 9 класс"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс
Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова...
Рабочая программа по географии России. Природа, 8 класс
Здесь представлена рабочая программа по географии Природа России для 8 класса по учебнику/ География России. Природа. И.И.Баринова, которая рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа ...
Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс
Рабочая программа "География. Россия: природа, население, хозяйство" 8 класс расчитана на 2 часа в неделю, в год - 68 часов. Практических работ - 10.Рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа по географии для 9 класса по курсу "География России: хозяйство и географические районы" с учётом требований ФГОС.
Рабочая программа по географии России для 9 класса по курсу "Хозяйство и географические районы"состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена на 2 часа...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа учебного курса по географии: «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, М., Дрофа, 2016 г.) и ориентирована на использ...
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС. Учебник "География России. Население и хозяйство 9 класс"; издательство "Дрофа": авторы В.П. Дронов, А.Я. Ром (классическая линия)
Рабочая программа по географии России 9 класс по ФГОС ( классическая линия)...