Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Червякова Любовь Александровна


Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по географии России для 8 класса 68 часов (2015 -2016)

№ п/п


урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Практика

Формы контроля

ИКТ- поддерж

ка

Планируемые результаты обучения

1четверть

Введение 1 час

1

1

Что изучают в курсе география России. Структура учебника.

География – один из способов познания окружающего мира. Задачи географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой.

Вводный урок, объяснение материала с элементами беседы

Анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии.

Раздел №1. Пространства  России (7ч.)

2

1

Россия на карте мира.

Доля России в населении и территории мира. Географическое положение, крайние точки территории, протяжённость. Административно – территориальное устройство. Субъекты Российской Федерации.

Работа с политической картой России, мира АТД.

Устный опрос, подготовка к зачёту по АТД.

Презентация «Россия на карте мира»

Понимают уникальность и знают специфику географического положения Российской Федерации. Сравнивают географическое положение России и других стран

3

2

Границы России.

Границы России сухопутные и морские. Воздушное пространство, территориальные воды.

Практическая работа №1 «Географическое положение России»

Практическая работа №1 «Географическое положение России»

Презентация «Границы России»

Знают особенности границ России. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации

4

3

Россия на карте часовых поясов.

Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени»

Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени»

Презентация «Россия на карте часовых поясов»

Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей. Умеют определять местное, поясное, декретное время

5

4

Формирование территории России.

Формирование территории России. Расширение Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение  «Дикого поля»

Составление таблицы по тексту

Устный опрос, составление таблицы по тексту учебника.

Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации

6

5

Формирование территории России.

Дальний Восток на рубеже XIX-XX веков. Завершение процесса расширения территории в XX веке.

Составление таблицы по тексту учебника.

Зачёт АТД

Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации

7

6

Географическое изучение территории России.

Главные задачи, которые стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий. Могут ли географы помочь преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии России?

Фронтальный опрос

Понимают и объясняют задачи географии в разные исторические периоды; используют различные источники географических знаний.

8

7

Обобщающий урок по теме «Пространства России»

Систематизация и обобщение знаний по теме «Пространства России»

Проверочная работа по теме «Пространства России» (Тест)

Природа России и человек 41час. Рельеф и недра 6 часов.

9

1

Строение земной коры на территории России.

Геологическая история развития Земли. Геохронологическая шкала, что она отражает?

Работа с настенной картой «Тектоническое строение России»

Индивидуальный опрос

Презентация «Тектоническое строение России»

Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации

10

2

Строение земной коры на территории России.

Что такое тектонические структуры. Как образуются горы?

Индивидуальный опрос

Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы

11

3

Важнейшие особенности рельефа России?

Что представляют собой равнины России? Какие горные сооружения окаймляют равнины?

Работа с контурной картой

Работа с контурной картой

Презентация «Рельеф России»

Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации

12

4

Современное развитие рельефа.

Как внутренние силы влияют на рельеф?

Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа»

Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа»

Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы

13

5

Современное развитие рельефа.

Роль внешних сил в формировании рельефа.

Индивидуальный опрос

Знают основные рельефообразующие процессы, объясняют понятие «покровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладающем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека

14

6

Использование недр.

Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добывают полезные ископаемые осадочного происхождения?

Проверочная работа (тест)

Проверочная работа (тест)

Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «открытая разработка», «террикон», «рекультивация», приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Климат 6 часов

15

1

Общая характеристика климата России.

Климатические пояса на территории России. Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и холодную продолжительную зиму на территории нашей страны?

Работа с настенной картой и атласом «Климат России»

Индивидуальный опрос у карты

Знают факторы, определяющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «тепловое излучение Земли». Приводят примеры влияния климата на различные компоненты природы

16

2

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Закономерности движения воздушных масс на территории России. Влияние западного переноса воздушных масс. Что такое атмосферный фронт. Циклоны, антициклоны.

Заполнение таблицы, сравнительная характеристика циклонов и антициклонов.

Работа в малых группах

Презентация «Циклоны и антициклоны»

Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «области постоянного давления»

17

3

Распределение температуры и осадков на территории России.

Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения?  Какой регион России самый холодный? Каковы закономерности изменения количества осадков на территории нашей страны?

Работа с настенной картой и атласом «Климат России»

Фронтальный опрос

Презентация «Распределение температуры и осадков на территории России»

Применяют в процессе учебного познания понятия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антициклонов. Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта

18

4

Типы климата России.

Чем характеризуются арктический и субарктический климаты? Климатические области в пределах умеренного климатического пояса России? Характеристика типов климата России.

Работа с настенной картой и атласом «Климат России», характеристика климата по плану.

Фронтальный опрос.

Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны и понятия: «температурная аномалия», «континентальность климата» Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий

2четверть

19

5

Климат и человек.

Что такое комфортность климата? Почему важно прогнозировать погоду? Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства?

Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов»

Индивидуальный опрос Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов»

Составляют краткую географическую характеристику климата на основе разнообразных источников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

20

6

Обобщающий урок по теме: «Климат»

Обобщение и систематизация знаний.

Проверочная работа (Тест)

Проверочная работа (Тест)

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тема №3. Богатство внутренних вод России 6 часов.

21

1

Реки России.

Как распределена речная сеть по территории России? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Чем питаются и в каком режиме живут реки? Характеристика рек по плану.

Разгадывание кроссворда, работа  с контурной картой.

Объяснение нового материала с элементами беседы (разгадывание кроссворда)

Презентация «Волга – великая русская река»

Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, питание и режим реки. Определяют их зависимость от рельефа и климата. Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования

22

2

Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Происхождение озёрных котловин. Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми?

Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования»

Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования»

Презентация «Озеро Байкал»

Знают определения понятий озера и болота, подземных вод.  Умеют показывать на карте, определяют возможности хозяйственного использования внутренних вод России.

23

3

 Подземные воды.

Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми?  Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников.

Индивидуальный опрос

Знают определения понятий озера и болота, подземных вод.  Умеют показывать на карте, определяют возможности хозяйственного использования внутренних вод России.

24

4

Болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников. Почему воду считают источником всего живого на Земле?

Работ с настенной картой «Физическая карта России», номенклатура водных ресурсов России.

Индивидуальный опрос, подготовка к тесту

Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, границы максимального покровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе

25

5

Человек и вода. Водные ресурсы и их охрана.

Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что происходит с рекой при строительстве гидротехнических сооружений? Почему мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Экологические проблемы. Охрана вод.

Индивидуальный опрос, подготовка к тесту

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

26

6

Обобщающий урок по теме Внутренние воды России»

Проверочная работа (тест)

Проверочная работа (тест)

Тема №4. Почвы – национальное достояние страны 5 часов.

27

1

Почвы – «особое природное тело»

Строение почв. Почему почвы «особое природное тело»?

Проверочная работа по теме «Внутренние воды России (тест)

Объяснение нового материала с элементами беседы.

Презентация «Почвы России»

Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Характеризуют основные типы почв России

28

2

География почв России.

Какие типы почв наиболее распространены в России. Почему на севере почвенный профиль маломощный?

Составление таблицы «Почвы России», Работа с картами атласа

Индивидуальный опрос

Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия

29

3

География почв России.

Типы почв России. Почвенная карта России.

Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России»

Индивидуальный опрос

Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия

30

4

Почвы и урожай.

Плодородие почв. Структура почв. Как можно поддерживать плодородие почв? Агротехнические мероприятия.

Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России»

Индивидуальный опрос

Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия

31

5

Рациональное использование и охрана почв.

Важнейшие средства охраны почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвы.

Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России»

Индивидуальный опрос, подготовка к тесту

Знают важнейшие средства охраны почв. Приводят примеры рационального использования и охраны почвенных ресурсов, районов, нуждающихся в комплексных мелиоративных мероприятиях

Тема №5. В природе всё взаимосвязано 3 часа.

32

1

Понятие о природном территориальном комплексе.

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России.

Объяснение нового материала с элементами беседы

Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирования. Объясняют значение физико-географического районирования

3 четверть

33

2

Свойства природных территориальных комплексов.

Свойства ПТК: целостность, устойчивость, ритмичность развития и  их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Работа с текстом учебника.

Фронтальный опрос

Объясняют свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК

34

3

Человек в ландшафте.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные – причины их возникновения и условия существования.

Заполнение таблицы «Природно – антропогенные ландшафты»

Фронтальный опрос

Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйственный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов

Тема №6. Природно-хозяйственные зоны 11 часов

35

1

Учение о природных зонах.

Что такое природная зона. Зональность – всеобщий закон природы. Почему природные зоны точнее было бы назвать природно – хозяйственными?

Работа с картой «Природные зоны России», характеристика природных зон по плану.

Фронтальный опрос

Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйственные, приводят примеры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздействию

36

2

«Безмолвная» Арктика.

Природные особенности Арктики. Полярные дни и ночи. Занятия населения в Арктике. Экологические проблемы.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы

Заполнение таблицы, фронтальный опрос

Презентации «Природные зоны России – зона арктических пустынь»

Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повышенный интерес к территории, где практически нет постоянных жителей

37

3

Чуткая Субарктика.

Тундра и лесотундра – северная полоса России. Особенности климата тундры и лесотундры. Вечная мерзлота. Её влияние на природу. Редкоочаговое расселение. Экологические проблемы.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией

Подготовка к проектной деятельности, создание презентаций

Презентации «Природные зоны России – зона тундры»

Показывают на карте природные объекты, называют коренные народы тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятельности

38

4

Таёжная зона.

Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Преобразования тайги человеком. Последствия индустриального освоения тайги.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, характеристика природных зон по плану.

Индивидуальный опрос

Презентации «Природные зоны России – зона тайги»

Знают отличительные природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира. Объясняют причины изменения таежных ландшафтов

39

5

Болота.

Можно ли считать болота «гиблыми» местами России. Что такое болото? Низинные и верховые болота.

Фронтальный опрос

Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распространения и значение, прогнозируют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого

40

6

Зона смешанных  широколиственных лесов.

Особенности жизни и хозяйственной деятельности в зоне смешанных широколиственно-хвойных лесов. Характеристика смешанных лесов Восточно-Европейской равнины.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы.

Защита проектов

Презентации «Природные зоны России – зона смешанных лесов»

Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги

41

7

Зона смешанных  широколиственных лесов.

Особенность муссонных лесов Дальнего Востока.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы.

Защита проектов

Презентации «Природные зоны России – муссонные леса Дальнего Востока»

Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги

42

8

Лесостепи и степи.

Современные лесостепи и степи. Чем степи отличаются от лесостепи? Значение зоны степей.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией

Защита проектов

Презентации «Природные зоны России – лесостепи и степи»

Характеризуют лесостепные и степные природные комплексы. Объясняют причины господства антропогенных ландшафтов, значение степной зоны для народного хозяйства

43

9

Полупустыни, пустыни, субтропики.

Характерные особенности природы полупустынь. Особенности природы пустынь. Природные условия полупустынь и пустынь и хозяйственная деятельность. Знакомство с субтропиками России.

Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией

Защита проектов

Презентации «Природные зоны России –пустыни и полупустыни, субтропики»

Описывают природу субтропиков полупустынь и пустынь. Знают ограничивающие факторы хозяйственного освоения пустынь

44

10

«Многоэтажность» природы гор. Человек и горы.

Что такое высотная поясность, от чего она зависит. Как высотная поясность проявляется в разных горах? Какие другие природные условия гор отличают их от равнин? Растительность и животный мир горных районов. Хозяйственная деятельность человека в горах

Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов

Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов

Презентации «Природные зоны России»

Описывают особенности природы гор, показывают горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Приводят примеры, доказывающие влияние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность

45

11

Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»

Проверочная работа по теме.

Тестирование.

Презентации «Природные зоны России»

Составляют краткую географическую характеристику разных территорий России

Тема №7 Природопользование и охрана природы 4 часа.

46

1

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости. Что такое природопользование?

Подготовка к презентации на тему «Охраняемые территории России»

Объяснение нового материала

Знают определения понятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресурсы по их исчерпаемости

47

2

Рациональное использование природных ресурсов.

Как используются неисчерпаемые ресурсы? Использование исчерпаемых  возобновимых ресурсов. Что значит рационально использовать минеральные ресурсы?

Фронтальный опрос

Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования, умеют показывать на карте охраняемые территории России.

48

3

Охрана природы и охраняемые территории.

Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Работа с катами атласа «Охраняемые территории России»

Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации

Презентации «Заповедники и национальные парки на территории России»

Решают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

49

4

Охрана природы и охраняемые территории России.

Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы

Работа с катами атласа «Охраняемые территории России»

Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации.

Знают примеры охраняемых территорий России, умеют их показывать на карте. Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентации).

Раздел 3. Население России 16 часов.

Тема 8. Сколько нас  - россиян? (2 часа)

50

1

Численность населения

Изменение численности населения России. Демографические кризисы.

Работа с картой «Население России»

Объяснение нового материала

Презентация «Население России»

Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис. Умеют читать график изменения численности населения

51

2

Воспроизводство населения

Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? Типы воспроизводства: традиционный тип воспроизводства, современный тип воспроизводства.

Таблица по тексту учебника «типы воспроизводства»

Индивидуальный опрос

Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения населения, прогнозируют изменение численности населения России

Тема 9. Кто мы?  (2 часа)

52

1

Соотношение мужчин и женщин  (половой состав населения)

Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны.

Индивидуальный опрос.

Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны.

53

2

Возрастной состав населения

Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид.

Работа с текстом учебника и половозрастными пирамидами

Индивидуальный опрос.

Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид.

4 четверть

Тема 10. Зачем и куда едут люди? (3 часа)

54

1

Миграции населения России

Влияние миграций, причины миграций, переселение и поведение людей. Чтение картограмм. Изменение направления миграций

Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241

Индивидуальный опрос

Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы

55

2

Внешние миграции

Миграционный обмен с внешним миром. Миграции населения в20 веке. Причины внешних миграций.

Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241

Индивидуальный опрос

Приводят примеры экономических и политических миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему

56

3

Территориальная подвижность населения.

Причины территориальной подвижности населения.

Индивидуальный опрос

Называют причины территориальной подвижности населения и факторы ее повышения. Составляют краткую географическую зарисовку

Тема 11. Человек и труд. (1час)

57

1

География рынка труда.

Трудовые ресурсы их роль в создании национального богатства страны. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда.

Индивидуальный опрос

Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем

Тема 12. Народы и религии России (3 часа)

58

1

Этнический состав населения России.

Представление об этническом составе населения России. Отличительные признаки этносов. Языковые семьи и группы.

Работа с картой «Население России», «Народы России»

Индивидуальный опрос.

Презентации «Народы России»

Объясняют понятия: этнос, этнография, самосознание, межнациональные конфликты. Приводят примеры этнических проблем

59

2

Этническая мозаика России.

Разнообразие этнического состава населения России. География народов, и административно – территориальное деление страны.

Работа с картой «Население России», «Народы России»

Индивидуальный опрос.

Презентации «Народы России»

Объясняют понятия: языковая семья, автономный округ, титульные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России

60

3

Религии народов России.

Преобладающие религии России, религиозный состав населения России.

Выступление с сообщениями.

Выступление с сообщениями

Презентации «Народы России»

Выступают с сообщениями религии народов и с сообщениями об одном из народов, проживающем на территории России (презентации)

Тема 13. Где и как живут люди? (5 часа)

61

1

Плотность населения.

Карта плотности населения России, плотность населения в определённых районах России.

Вычисление плотности населения отдельных территорий.

Индивидуальный опрос

Презентации «Народы России»

Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория. Показывают на карте главную полосу расселения. Объясняют различия в плотности населения отдельных территорий страны

62

2

Расселение и урбанизация.

Численность городского и сельского населения России. Главная полоса расселения. Что такое урбанизация?

Работа с картой – города главной полосы расселения.

Индивидуальный опрос

Презентации «Народы России»

Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни и сельского

63

3

Сельская Россия.

Сельская местность – это обитаемая территория вне города. Урбанизация сельской местности.

Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России»

Индивидуальный опрос. Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России»

Описывают условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Объясняют влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах

64

4

Города России.

Как росло число городов России? Функции городов. Какие районы России самые городские и самые сельские. Города миллионеры

Работа с контурной картой и настенной картой – города миллионеры России

Презентации «Города России»

Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории

65

5

Обобщающий урок по теме «Население России»

Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос, подготовка к тесту.

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

Раздел 4. География Санкт – Петербурга и области (3часа).

66

1

Географическое положение региона.

Особенности географического положения своей местности. Положительные и отрицательные стороны географического положения региона.

Индивидуальный опрос.

Определяют географическое положение Ленинградской области, крайние точки и их координаты. Перечисляют административные районы города Санкт – Петербурга. Узнают историю развития региона.

67

2

Природные условия и ресурсы (рельеф, полезные ископаемые, климат)

Главные особенности рельефа, полезные ископаемые региона, климатические условия, агроклиматические ресурсы.

Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области»

Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области»

Умеют характеризовать рельеф Санкт – Петербурга, объясняют происхождение терасс, образование дельты Невы,  знают полезные ископаемые своего региона. Знают особенности климата своего региона, объясняют причины неустойчивой погоды в Санкт – Петербурге зимой и летом, агроклиматические условия.

68

3

Природные условия и ресурсы (внутренние воды, почвы,  природные зоны, растительный и животный мир)

Водные, почвенные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира.

Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области»

Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области»

Знать основные речные системы региона, крупнейшие озёра, распространение почв и основных представителей растительного и животного мира Ленинградской области. Уметь показывать на карте объекты своего края, давать краткую характеристику по плану.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка по курсу «География России. Природа и население для 8 класса.

Рабочая программа по географии России для 8  составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

1)  Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2)  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 № 1089); ИЛИ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).

3)  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312);

4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);

5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;

6) Авторская программа:  Примерной программы  основного общего образования « География России» (8-9 классы) базовый уровень,  авторы: А.И.Алексеев, Низовцев  рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации, М., 2009год.                                        

Авторская программа для общеобразовательных школ: География России 8- 9.Ким Э.В., Кузнецова,  Г.Ю. Лисенкова, Г.Я., Низовцев В.А., Сиротин В. И. М.: Дрофа, 2010. География 6 -11классы: программы для общеобразовательных учреждений, составитель Овсянникова Е. В., Дрофа 2010 год.                                                                             Федеральный перечень  учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебном году.                                    

2.Цели и задачи изучения предмета:                                                                                           Цели:                                                                                                                                                          -Подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде.

-Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства.

-Овладение умениями применять  полученные знания для решения познавательных и практических задач.

-Воспитание  на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.

Задачи:

-сформировать у учащихся знания о родной стране и её положении в мир.

-вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).

-развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

-создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.                                          

 Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений и навыков, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

 — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.                                                                                                                  

3.Общая характеристика учебного предмета:                                                                 География в основной школе — учебный предмет, который формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей. Формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об экологических, социально-экономических и иных процессах, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических  подходах к устойчивому развитию территорий.                                                                                                                    Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

4.Место учебного предмета в учебном плане:                                                                            География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 245, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6 классе и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования
 и учебного плана образовательного учреждения на изучение «Географии России» в 8 классе отводится 68  часов (2ч/неделю) из федерального компонента. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.                                                                                                                                          На уроках географии большое внимание уделяется работе с контурными картами, так как работа с данным материалом способствует развитию моторики и памяти.  На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

  5.Изменения, внесённые в авторскую программу:                                              Рабочая программа предусматривает некоторые изменения авторской программы. Полностью сохранено содержание учебного предмета, описанное данной авторской программой. Распределение часов по темам составлено по авторской программе. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Последовательность изучения тем авторской программы сохранена, изменено лишь количество часов, отведенных на изучение конкретных тем: Введение 1 час, вместо 2часов, по  1 часу добавлено на темы: «Внутренние воды», «Почвы», «Природные зоны»  в связи с большим объемом учебного материала, а также многие из вопросов тем содержатся в материалах ГИА 9 (ОГЭ) и ЕГЭ, на раздел «География своего региона: Санкт – Петербург и Ленинградская область» - 3 часа. 

6.Особенности УМК.

Программа  предназначена  для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с., Атлас география России 8 – 9 М., Дрофа,2012г. прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки  РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год.

Доступность – одна из основных особенностей учебника. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками 8 класса.

Основное содержание учебника приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по географии.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые  компетенции и понять роль данного курса среди других наук о природе, значение ее для человечества.

7. Информация о количестве учебных часов:                                                                         Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  68 учебных часов для обязательного изучения «Географии России» в 8 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в  неделю.  Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования                                                        на проведение практических работ – 7 часов;                                                                                                   на уроки повторения и обобщения изученного материала – 5 часов;                                                                             на проведение проверочных работ – 6 часов

Оценочные практические  работы в 8 классе (7 практических работ):

1.Практическая работа №1: «Характеристика географического положение России» Обозначение границ России на контурной  карте.                                                                                                                                                        2.Практическая работа №2 « Решение задач на определение поясного времени»                                                                        3. Практическая работа №3 «Установление взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми».                                                                                                                                      4. Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов»                                                                                                                                                  5. Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования»                                                                                                    6. Практическая работа № 6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон»    

7. Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России» Выделение на контурной карте главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны.

Тестирование (проверочные работы) для 8 класса (6 проверочных работ):                                                      1.Тестирование по теме: «Пространства России».                                                                2.Тестирование  по теме: «Рельеф России»                                                                    3.Тестирование по теме: « Климат»                                                                               4.Тестирование по теме: « Внутренние воды»                                                                   5.Тестирование  по теме: «Природно-хозяйственные зоны»                                                                     6.Тестирование по теме: «Население России»                                                                                            

8. Технологии и формы обучения

Реализации данной программы способствует использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

Для достижения поставленных целей данной рабочей программы  использовались:

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

     Методы обучения:

     по источнику знаний:

     словесные, наглядные, практические;

по уровню познавательной активности:

проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

по принципу расчленения или соединения знаний:

аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение, технология развития критического мышления и т.д.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на создание оптимальных условий обучения; развитие положительной мотивации к освоению программы по географии России.

9.Виды и формы контроля знаний:                                                                                           Методы мониторинга знаний и умений учащихся, используемых при реализации данной программы –  осуществление систематической проверки выполнения домашних заданий, организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения, тесты, проверочные письменные работы,  устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации), практические и лабораторные работы и т.д.                     Промежуточный и итоговый контроль знаний осуществляется в формате ГИА. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:                                                                                                                                         Итоговые тестовые самостоятельные работы;                                                                          Фронтальный и индивидуальный опрос;                                                                            Отчеты по практическим  работам;                                                 

 Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов);                                                                                                                                            Презентация творческих и исследовательских  работ с использованием  информационных технологий.

Формы контроля, используемые для учащихся данного класса:

вид контроля

количество часов (работ)

Практические работы, работы с контурными картами

7

Обобщающие уроки

5

Тестовый контроль

6

Подготовка сообщений, презентаций

5

Составление таблиц в тетради

6

10.Соответствие требованиям ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ

Система знаний, полученная в результате освоения данной программы, готовит учащихся к промежуточной аттестации. К традиционным вопросам и заданиям, использованным при текущей проверке изученного материала, при закреплении изученного материала,  на проверочных и контрольных работах добавлены задания, соответствующие ГИА (ОГЭ), что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации. Кроме того итоговая контрольная работа и промежуточный контроль знаний проводится в формате ГИА (ОГЭ).          

11.Требования к результатам  обучения.

      В результате изучения курса «География России. Природа и население» 8 класс, ученик должен:
      1) знать / понимать:                                                                                                       географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства,  моря, омывающие страну, крайние точки России;
положение России на карте часовых поясов;
 административно-территориальное деление России;
 историю формирования и заселения территории России;
 вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории  России.

Связь рельефа России с тектоническим строением;
 Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные   месторождения;
 Факторы, определяющие особенности климата России, основные климатические пояса и типы климата России;
 Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
 меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
 Особенности морей, омывающих берега России;
  ресурсы морей и их использование человеком;
  Крупнейшие речные системы и озера страны.
  Границу распространения многолетней мерзлоты на территории России;
   меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
   Основные типы почв, их размещение по территории страны;
   особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

природные зоны России;
  Особенности природно-хозяйственных зон.
  Влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
  пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах.
  Что такое территориальная организация общества.
  Что такое Всемирное наследие.
  Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
   Что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.
Численность населения, плотность и воспроизводство населения на территории России;
 Особенности естественного движения населения страны;
 Основные направления миграций;                                                                                                                 Состав трудовых ресурсов России;
 Национальный и религиозный состав населения России;
 Особенности размещения населения;
 Типы поселений;
      2) уметь:
  характеризовать географическое положение страны и своей области (республики,

края);
 определять поясное время;
определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения,

естественном и механическом движении населения, современную демографическую

ситуацию в стране.
Уметь использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации о населении  России.
Уметь устанавливать зависимость между рельефом территории России, тектоническим строением,  размещением полезных ископаемых по территории страны по физической и тектонической картам.
 Пользоваться климатической картой, климатическими диаграммами  для определения

типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на различных  территориях России;
 Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования

представления о взаимосвязях компонентов природы;

      3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края);
 природно-ресурсный потенциал страны;
 климатические ресурсы России;
водные ресурсы России и своей местности;
 влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
 тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
современные проблемы России.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-методический комплекс

Название учебной программы

Используемые учебники

Пособия для учащихся

Пособия для учителя

Примерные программы по учебным предметам география. 5 – 9 классы. М. Просвещение, 2012. – 75. (Стандарты второго поколения), География

Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Составитель В. И.Сиротин -  М., Дрофа, 2002 г.

Программы общеобразовательных учреждений. География 6- 11 составитель Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа,2010.-126с.

«География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.

«География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.

Атлас география 8класс, 9класс «Издательство ДИК» Дрофа, М. 2012г.

 География России. 8 класс. Природа и население. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кн.1: Природа и население» /Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев – М.: Дрофа, 2005. – 112с.

Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. _ СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.

За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 – 223с.

Литература для учителя:

1.География России. 8 класс. Природа и население. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кн.1: Природа и население» /Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев – М.: Дрофа, 2005. – 112с.                                                          2.За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 –223с.                                                                                  3.Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. - СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.

Литература для учащихся.

1. Атлас география 8класс, 9класс «Издательство ДИК» Дрофа, М. 2012г.                                                                      

2.География Россия. Природа и население -  учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.

3.География и экология Санкт – Петербурга и Ленинградской области: Учеб. Пособие для 8 -9 классов общеобразовательной школы /Под ред. С.В. Васильева, О. В, Гаврилова. – М.: Изд – во МГУ, 2006. – 88с.

4. .За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 – 223с.

 5.Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. - СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.

                                    Интернет - ресурсы:

http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

http://geographer.ru – Географический портал.

http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.

http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.

http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.

Тематическое планирование по предмету «География России» _8_ класс (68 часов).

№ п/п

Название раздела

Содержание

Количество часов

1 четверть

Введение

1

1

Пространства России

7

2

3

Природа и человек (41 часов)

Население 16 часов

Рельеф и недра

6

Климат (4часа)

4

2четверть

Климат (2часа)

Богатство внутренних вод

Почвы – национальное достояние страны

В природе всё взаимосвязано

3четверть

2

6

5

1

В природе всё взаимосвязано.

2

Природно  –  хозяйственные зоны

11

Природопользование и охрана природы

Сколько нас – россиян?

Кто мы? (1час)

4

2

2

4 четверть                                                              

Кто мы? (1час)

Куда и зачем едут люди?

3

Человек и труд

1

Народы и религии России

3

Где и как живут люди?

5

География своей области

3

Всего

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На тему "География России. Природа и население" 8 класс.

Учебная программма, включает тематическое планирование и список практических работ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Природа и население,8 класс.

пояснительная записка,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по алгебре для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.М.Кузнецовой в 7 классе.

Программа по алгебре для учащихся  7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с базисным учебным планом, утвержд...

Рабочая программа по физике к учебнику для общеобразовательных учреждений под редакцией А. В. Перышкина 8 класс

Данная рабочая программа разработана к учебнику для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В.Перышкина...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...

КТП по истории России, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией академика РАН А.В.Торкунова, в 2 - х частях, Москва, "Просвещение", 2019

На мой взгляд, КТП по истории России, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией академика РАН А.В.Торкунова, в 2 - х частях, Москва, "Просвещение", 2019, будет очень ...