Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "
проект по физкультуре (5 класс) по теме

Змеева Татьяна Ивановна

 

  • ØОпыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой  расположены   2 спортивных зала,  на территории  1 спортивная площадка, 1 игровая площадка.  В школе обучаются 260 человек, что составляет 11 классов из них 6 классов- комплектов.
  • ØРабота по реализации опыта была начата с 2011 года с обучающимися 1 ступени в 1 кассе  и успешно продолжена во 2-4 классах.
  • ØВ результате анализа существующих в педагогической практике форм и методов физического воспитания, психолого-педагогической литературы по данной проблеме в качестве одного из условий повышения эффективности уроков физической культуры была определена проблема использования в образовательном процессе подвижных игр. Выделение данной проблемы в качестве приоритетной является началом становления опыта.
  • ØДвижение поддерживает обменные процессы развития, воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. В современных условиях жизни при значительном снижении двигательной активности учащихся значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников многократно возрастает.
  •  Актуальность данного опыта является повышения показателей уровня физической подготовленности учащихся младшего возраста – укрепления их здоровья, повышения мотивации, улучшения показателей физического развития на основе применения народных, подвижных и спортивных игр.           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Великомихайловская средняя общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области"

" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности  младших школьников на занятиях физической культуры "

Змеева Татьяна Ивановна

учитель физической культуры

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа"

Великомихайловка

2014 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

  1. Информация об опыте……………………………………………3

  1. Технология опыта…………………………………………………8

  1. Результативность опыта…………………………………………17

  1. Библиографический список………………………………………………………………25  

      5.   Приложения к     опыту………………………………………….26  


Тема опыта " Подвижные игры как средство повышения двигательной активности  школьников I ступени на занятиях физической культуры "

Раздел I.                                                                                                                Информация об опыте

1. Условия возникновения и становления опыта:  Змеева Татьяна Ивановна  работает в МБОУ «Великомихайловская СОШ » с 1993 г.  Опыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ ». Школа размещена в трехэтажном здании 1968 года постройки, в котором расположены:   2 спортивных зала, на территории 1 спортивная площадка и 1 игровая площадка.  В школе обучаются 270  учащихся, что составляет 11 классов из них 6 классов- комплектов. Количество педагогов – 30. Обучение организовано в одну смену. Работа по реализации опыта Змеевой Т. И. была начата с обучающимися младших школьников в 1 кассе  и успешно продолжена во 2-4 классах. В результате анализа существующих в педагогической практике форм и методов физического воспитания, психолого-педагогической литературы по данной проблеме в качестве одного из условий повышения эффективности уроков физической культуры определена проблема использования в образовательном процессе подвижных игр. Выделение данной проблемы в качестве приоритетной является началом становления опыта.

Для  изучения исходного состояния  была  проведена диагностика уровня двигательных  способностей, уровня физического развития, опрос (анкетирование) учащихся 1-4. В результате анкетирования (Приложение №1)  была выявлена недостаточная мотивация учеников к систематическим занятиям физическими упражнениями. Результаты определили необходимость внедрения и поиска новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к урокам физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную.

  Актуальность опыта. Основоположники отечественной детской физиологии И.М.Сеченов,  Н.А.Бернштейн, И.А.Аршавский и другие показали, что в тесной связи с движениями и физической активностью ребенка протекает вся его органическая и духовная жизнь. Движение поддерживает обменные процессы развития, воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. В современных условиях жизни при значительном снижении двигательной активности учащихся значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников многократно возрастает. Решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в условиях учебного заведения возможно только в комплексе, объединив все силы и возможности. Гармоничное физическое развитие предполагает совершенствование основных физических качеств и способностей, повышение функциональных возможностей всех систем организма.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, бег, игры) занимает только 16-19% времени суток.

      Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы, так как:

-   не учитывает конкретных условий обучения;

- не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными потребностями и физическими возможностями;

- недостаточно реализует потребности детей в движении.

В тоже время нельзя отрицать наличие в практике физического воспитания эффективных форм его организации, позволяющих решать как выделенные проблемы, так и обеспечить комплексное физическое развитие, формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью. Среди таких форм, по мнению учёных, занимающихся проблемами физического воспитания, в частности Л.Н. Волошиной, Л.В Былеева, И.М. Короткова  выступают подвижные и спортивные игры.

       На основании приказа Департамента образования, культуры и  молодежной политики Белгородской области от 17 июля 2008 года «О  совершенствовании физического воспитания учащихся в           общеобразовательных школах области» в целях повышения интереса учащихся к урокам физической культуры утверждены новые формы проведения уроков физической культуры в общеобразовательных школах.

         Актуальность проведения исследований объясняются необходимостью повышения показателей уровня физической подготовленности учащихся младшего возраста – укрепления их здоровья, повышения мотивации, улучшения показателей физического развития на основе применения народных, подвижных и спортивных игр.            

          Ориентация на формирование потребности детей к движениям, способной

 к самоопределению и свободному развитию побуждает педагога постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия двигательного потенциала школьников.

     Богатейший педагогический потенциал народных, подвижных и спортивных игр до настоящего времени не реализован в содержании занятий по физической культуре в школе. Так, подвижные игры практикуются обычно в младших классах, спортивные – в средних и старших классах, а народные игры в регионах Российской Федерации применяются в школе достаточно редко.

       В то же время некоторые авторы указывают на то, что применение различных игр и игрового метода на занятиях  физической культурой с учащимися разного возраста и пола может раскрыть новые перспективы в совершенствовании содержания и организации занятий по  физической культуре. Нужно совершенствовать методы обучения и дополнять ранее принявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых, возможно, было бы успешно развивать физические качества учащихся, умение самостоятельно приобретать знания  из разных источников.

В связи с этим возникли противоречия 

  • в пересмотре сложившейся в школе системы физического воспитания и внедрении в образовательный процесс более эффективных форм его организации.
  • между распространенным малоподвижным образом обучающихся 1-2-й ступени и возросшими требованиями и сохранению их здоровья;
  • между    пренебрежительным   отношением    отдельных школьников   к занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения уровня их двигательной активности.
  • между распространением вредных привычек в ученической среде и современным курсом общества на здоровый образ жизни.

     3. Ведущая педагогическая идея опыта. Ведущей идеей педагогического опыта является создание условий  для повышения двигательной активности школьников на уроках физической культуры,  совершенствования методики и организации занятий физической культуры школьников.

Главное, подвижные игры  рассматривать как составную часть управляемого процесса физическим развитием и воспитанием, эффективность каждого можно повысить, если есть  сочетаемость с методикой обучения.  Игры больше, чем любое другое средство физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма. Правильно подобранная игра приносит ожидаемый результат в решении поставленных задач урока. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что творчество, фантазия, инициатива есть непременное условие большинства игр.  

4.  Работа над опытом длилась в течение трех лет.          

              Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1-й этап. Аналитико-диагностический  (2010-2011гг). Анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта физического воспитания, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках работы над опытом, проведение диагностики исходного состояния физической подготовленности и физического развития обучающихся, их уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

2-й этап. Практический. Определение целей и задач, разработка мероприятий, отслеживание процесса развития  двигательных качеств, поэтапный и сравнительный анализ полученных результатов; корректировка содержания намеченной методики, системы тестирования.

3-й этап.  Аналитико-обобщающий.  Апробация   и   моделирование     содержания   с    корректировкой  действий, обработка полученных данных; сопоставление  результатов с поставленными   целями; обобщение результатов опыта, выработка  рекомендаций, публичное   выступление   на   педагогических    советах,   методических  объединениях, конференциях.

        5.  Диапазон опыта  Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа».                                                                                                              

Работа по обозначенной теме предусматривает создание условий и внедрение в урочную  деятельность методики обучения посредством народных подвижных  игр, направленных на формирование физической культуры личности ребенка, укрепление здоровья, созданию у них положительного эмоционального фона, активизации двигательной деятельности на уроке.

6. Теоретическая база опыта. Был изучен опыт работы учёных П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, которые подтверждали роль игры в развитии психофизических качеств ребёнка.

Лесгафт П.Ф. считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить подчинять свои действия сознанию». Лесгафт П.Ф. указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т. е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество. Все эти положения П. Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр [13].

Гориненский В.В  подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей. В процессе подвижных игр у детей воспитываются морально-волевые качества, поэтому игра является средством формирования личности ребенка. Гориневский В.В. предъявлял серьезные требования к методике проведения подвижных игр, требуя от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Он ставил вопрос о целесообразности введения в игры элементов доступного детям соревнования, исключающего, однако, азарт, возбуждение, недоброжелательность друг к другу [13]

Теоретической базой  опыта явились исследования и идеи  А. Г. Сухарёва,

И.И. Горехмана, Л.П. Матвеева, основателя   российской системы

 физического воспитания П.Ф.Лесгафта.

     В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И.Быковой, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, и др.

         В методическом плане использовались игровые технологии  Никитина Б.П., информационные технологии и передовой педагогический опыт ведущих учителей города, района, страны.

       7.  Новизна опыта

Новизна опыта заключается в выделении педагогического потенциала  подвижных и спортивных игр, обосновании особенностей их использование в образовательном процессе в условиях массовой школы, показана возможность использования игр как условия повышения эффективности процесса физического воспитания.

Практическая значимость опыта состоит в разработке календарно – тематического планирования уроков физической культуры с использованием подвижных игр на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся1-11кл» под редакцией В.В. Ляха, А.А.Зданевич, 2013год для 1-4, (приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06.04.2009г.№694). Особенностью планирования является проведение  третьего часа уроков физической культуры  в виде игрового и соревновательного метода с использованием: в 1-4 классах народных игр.   Важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения. Этому способствует возможность создания большого числа альтернативных программ и направлений, которые позволили бы учителям физической культуры использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалифицированный и спортивный потенциал, а также учитывать при выборе различных вариантов работы экологические факторы, состояние материально-технической базы, национальные и местные традиции.

В данной работе наиболее полно отражена организация эффективной работы с  детьми по физической культуре, что представляет собой особую практическую ценность в современных условиях. Данный опыт можно отнести к категории репродуктивно - поискового.

        

 8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта:  диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Работа над темой опыта систематически проводится на уроках и во внеклассной работе. Данный подход в работе можно использовать в практике любого учителя физической культуры, студентов, молодых специалистов.

                                                                                                                 

Раздел II.                                                                                                                 Технология опыта                                                                                                               1. Определение цели обучения и постановка задач, способствующих достижению данной цели

      Цель опыта – повышения двигательной активности  младших школьников на занятиях физической культуры с применением народных, подвижных и спортивных игр.

На основании цели были сформулированы следующие задачи:

  • провести анализ методической литературы и существующей педагогической практики с целью отбора комплекса подвижных и спортивных игр применимых к использованию в образовательном процессе.
  • выявить исходный уровень физической подготовленности,                          физического развития учащихся, их потребности к занятиям физическими упражнениями и заболеваемость;
  • разработать систему использования подвижных и спортивных игр в образовательном процессе с учётом возраста обучающихся и направленностью игр на развитие двигательных качеств.
  • провести апробацию системы использования подвижных и спортивных игр на уроках физкультуры и во внеклассной работе по предмету.
  • разработать программно-методическое обеспечение для проведения занятий по физической культуре с учащимися на основе применения подвижных, народных и спортивных игр;
  • создание картотеки народных, подвижных игр.

Для решения задач применялись следующие методы:

  • анализ и обобщение данных научной и методической литературы и документов;
  • опрос (анкетный) в виде методики неоконченных предложений.
  • измерение антропометрических показателей;
  • тестирование  уровня физической подготовленности учащихся;
  • компьютерная оценка уровня теоретической подготовленности учащихся по предмету «Физическая культура»
  • педагогический эксперимент;  

2. Организация учебно-воспитательного процесса.

       Содержание обучения.   Подвижные и народные игры как средство и метод физического воспитания широко применяют на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой, лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. Каждую задачу урока ставим предельно конкретно, особенно при проведении уроков освоения нового материала. Чтобы повысить интерес учащихся к усвоению нового материала, мы используем элементы соревновательной деятельности, потому что как только ученик освоил какое-либо двигательное действие, интерес к нему резко снижается. Однако стоит включить в процесс обучения соревновательный момент и отношение обучаемого к данному двигательному действию сразу меняется. Игра, наряду с трудом и учебой, одна из основных видов деятельности человека. Народные и подвижные игры позволяют решить важнейшие задачи работы с детьми и подростками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.  

  Методику организации проведения игр диктуют особенности физического и психического развития детей. Подбор подвижных и народных игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, игровым опытом, а также прохождением программного материала.

На уроках в 1 – 2 классах обычно включают 3-4   игры разной интенсивности и с различными видами движений, чтобы воздействовать на различные группы мышц.  Практический материал по подвижным играм: Подвижные игры для учащихся 1 – 2 классов: «Мы весёлые ребята», «Волк во рву», «Два мороза», «Заяц без логова», «Птицы и клетка», «Угадай кто», «Эстафета зверей», «Эстафета с мячами», «Стой», «Попрыгунчики-воробушки», «Волк во рву» «Метко в цель».

В 3-4 классах одна – две игры. В этом возрасте школьников привлекают   игры с соревнованием между командами. Они отличаются большей интенсивностью и длительностью, более строгим судейством. Практический материал по подвижным играм : « День и ночь», «Вызов», «Караси и щука», «Гонка мячей по кругу», «Перестрелка», «Защита укрепления», «Не давай мяч водящему», «Бой петухов», «Класс, смирно!», «Охотники и утки», «Перебежка с выручкой», «Прыжок за прыжком», «Встречная эстафета с преодолением препятствий», «Челнок», «Город за городом», «Переправа», «Эстафета с элементами баскетбола», «Борьба за мяч», «Русская лапта», «Борьба в квадратах», «Город за городом», «Борьба за мяч», «Летучий мяч»,«Круговая эстафета», «Преследователи», «Перетягивание каната», «Лапта волейболистов», «Прыгуны», «Зашита ворот», «Эстафета лыжников», «Снайперы». [12]

          Формы, методы и средства учебной работы.  

Работу над проблемой использования подвижных игр для активизации двигательной активности школьников Змеёва Т.И.  начала с поиска наиболее рациональных методов организации учебного процесса. Традиционно на уроках используются три метода: фронтальный, когда дается одно общее задание всему классу; групповой, когда класс делится на несколько групп, каждой из которых даются разные задания и индивидуальный, когда персональное задание получает каждый ученик. Это позволяет решить задачу овладения школьниками базовыми основами двигательной деятельности, однако не всегда удается решить задачу расширения двигательного опыта учащихся, границ их двигательной активности.

Работая над поиском форм и методов обучения учащихся групповому взаимодействию, учитель пришел к выводу о необходимости широкого использования подвижных игр и соревнований. На любом этапе обучения они помогают решить задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений, содействуют совершенствованию двигательной функции и закладывают основу для подготовки школьников к конкретной игровой деятельности. Играющим  предоставляется простор для творческого решения двигательных задач,  внезапное изменение ситуации по ходу игры  обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией  двигательных способностей.

В соответствии с целями и задачами деятельности по введению в образовательный процесс подвижных и спортивных игр на первоначальном этапе реализации опыта был проведён анализ литературы и педагогической практики по соответствующей опыту тематике. В результате была собрана картотека подвижных   (Приложение №2) и   спортивных игр (Приложение №  3).

На основании дифференциации имеющихся игр по преимущественному развитию психических процессов и физических качеств были составлены ориентировочные таблицы использования игр для развития двигательных  физических качеств для начальной школы (Приложение №4) и для школьников среднего звена по основным (базовым) видам программного материала уроков физической культуры. (Приложение №5). Таблицы использовались при разработке тематического планирования уроков физической культуры, где на каждом из уроков, в зависимости от группы образовательных задач запланировано проведение тех или иных подвижных и спортивных игр.

При планировании уроков и уже в ходе их проведения  использовались следующие подходы:

- использование нетрадиционных форм и методов организации класса к работе на уроке;

- выполнение ОРУ самостоятельно, в индивидуальном темпе под музыку;

- деление класса на подгруппы по интересам;

-оценивание физической подготовленности с учетом динамики изменений показателей в конкретном упражнении;

- выявление индивидуальных способностей учащихся в популярных русских видах спортивных состязаний: лапта, городки, перетягивание каната, гиревой спорт. (Приложение №6)

Очень важно для учителя при использовании подвижных игр глубоко вникать в структуру каждой игры, чтобы эффективно применять ее различные элементы для разучивания и совершенствования движений из разных видов спорта. Например, подвижная игра «Лапта волейболистов» очень интересная, но вместе с тем непростая как по совокупности технических приемов, так и по правилам подсчета набранных очков. Для ее освоения учитель задействует  несколько уроков.

Так на 1 и 2 уроках  знакомит  ребят с правилами, но и проводит  интерактивные формы ознакомления с основными приемами. Подача (нижняя или боковая) мяча через веревочку высотой 200 см; бег с препятствиями; ловля и энергичная подача мяча партнеру (2-мя руками от груди, от головы, одной рукой от плеча).

На уроке учитель использует специальные компьютерные устройства, проведение видеоэкскурсий, компьютерного тестирования и др.

Применение на уроках физкультуры компьютерные устройства позволяет облегчить процесс обучения теоретических знаний. Учитель, показывает правила  на слайды, показывает  их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью схем во время показов слайдов рисует  стрелками направления движения ног, рук, туловища. Таким же способом  проводит учитель и разбор ошибок. Рисуя стрелками учитель показывает учащимся, как можно  предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Использование компьютерных технлогий на уроках физкультуры  обеспечивает:

а) доступность материала при любом уровне физической подготовленности обучающихся;

б) повышение заинтересованности обучающихся в изучении техники приемов сложной игры;

в)  прочность знаний и возможность их применения в жизни (на отдыхе, в летних лагерях и т.д.).

Отснятый на камеру материал урока учитель использует при работе над ошибками. Давая возможность учащимся посмотреть на себя со стороны, учитель преследует несколько целей, а главное – улучшить исполнение игрового приема.

Игры, кроме развития двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы) помогают преодолеть комплекс неполноценности, возникающий при «страхе» не перебить мяч через волейбольную сетку при подаче и т.д.

Интерес у детей вызывают игры с элементами традиционных спортивных игр. Так игра «Баскетбол волейболистов» нравится как детям симпатизирующим баскетболу, так и волейболу. В этой игре две команды играют в баскетбол, но ведение и передача мяча партнерам осуществляется как в волейболе одной или двумя руками сверху или снизу.

Организация учебно-воспитательного процесса.

       Учителем физической культуры разработано планирование уроков с применением игрового и соревновательного методов.

        Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей,  вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной  мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей  к занятиям физическими упражнениями [4]. В основе уроков физической культуры с использованием подвижных и учитель применяет  игровой и соревновательный метод обучения. Все учащиеся, включая освобожденных,  присутствуют на уроке в спортивной форме и спортивной обуви. Освобожденных детей учитель так же задействует в судействе и оценке игровой деятельности учащихся. На уроке со всеми учащимися проводится общая разминка одним учителем, затем классы расходятся на игровые площадки и играют в разные игры: лапта, перестрелка, пионербол. Через десять минут классы меняются площадками. В конце урока учитель подводятся итоги и классы-победители. Подбор игр  учитель осуществляет из изучаемого материала школьной программы, а также от поставленных задач перед учениками на том или ином уровне.  

         Применяя соревновательный метод учитель имеет возможность создавать на уроках создавать положительный эмоциональный фон и сознательное отношение к занятиям  физическими упражнениями

            Учителем  разработана и опробована технология игровой деятельности. На каждом занятии используются игры, игровые задания или соревнования различной направленности. Подбор игр учитель осуществляет  в зависимости от изучаемого материала школьной программы, а так же от конкретно поставленных задач перед учениками на том или ином уровне.

Раздел – легкая атлетика – бег 30м, 60м, эстафеты по кругу, комбинированные эстафеты, челночный бег, подвижные игры на внимание, меткость.

         Раздел – спортивные игры – эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, подвижные игры с мячами.

         Раздел – гимнастика – полоса препятствий, соревнования по ОФП, эстафеты с гимнастическими элементами, народные игры.  

В форме соревнований один раз в четверти учитель проводит тестирование уровня физической подготовленности по следующим упражнениям: прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание (юноши), отжимание (девушки), бег 30 м, бег на 1000м., наклон туловища см. Сравнивает результаты с предыдущим тестированием. По результатам мониторинга физического развития учащихся экспериментальных классов был создан  банк данных физического развития детей.

       По результатам тестирования подводятся и определяются лучшие результаты в личном зачете, среди классов. Используя  соревновательный метод,  учитель проводит беговые эстафеты по кругу с этапами 60м, 100м, 200м; эстафеты с применением разнообразных предметов: скакалки, обручи, маленькие и большие мячи. По итогам эстафет победители награждаются грамотами.

Ежегодно в первой четверти при прохождении раздела «Лёгкая атлетика» на стадионе  в игровой форме проводятся соревнования   между классами школы. Во второй четверти,  изучая раздел «Гимнастика» - тест на гибкость, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание, прыжки через скакалку, поднимание туловища за 1 минуту. В  третьей четверти -  товарищеские встречи по «Веселым стартам», Пионерболу, волейболу, баскетболу. К судейству учитель привлекает лучших спортсменов по данному виду спорта и судей школьного КФК. Змеева Т. И. систематически подводит итоги прошедших соревнований, выявляет сильнейших учащихся в личном первенстве и определяет классы-победители  по четвертям и за весь  учебный год.

             На уроке физкультуры учителем в первую очередь решаются образовательные задачи в рамках урока: развитие двигательных способностей,  овладение двигательными умениями,  повышение знаний. Являясь сторонником осмысленного, сознательного обучения, Змеева Т. И. считает, что теоретические знания играют важную роль в решении образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физической культуры (Приложение №7).

          Включая школьников в соревновательную деятельность на уроках, преподаватель активизирует их деятельность и повышает эффективность обучения, делая уроки более разнообразными и интересными.

        Психологическая установка учеников на соревновательную деятельность при обучении и совершенствовании двигательным умениям и навыкам формируется через систему разнообразных игр и эстафет. В процессе соревнований у детей формируется чувство дружбы, товарищества, развивается стремление к взаимопомощи, воспитывается ответственность за выполнение порученных заданий. [2]                                                                                                                          

Для организации и проведения игр, игровых заданий и соревнований, учитель руководствуется следующими принципами:

 - соответствие применяемых игровых форм психофизическим особенностям занимающихся;

 - доступность;

 - зрелищность, эмоциональность игры, задания;

 - целостность и последовательность игровых заданий;

 - взаимное уважение, доброжелательность;

 - развлекательность;

 - анализ и корректировка правил игры и нагрузки.

             От четкой и правильной  организации соревновательного момента и подвижных игр зависит общий порядок и красочность. Соревнования  учитель проводит по трём системам:

- личные (определение сильнейших по виду спорта);

- командные (определение лучшего класса);

- смешанные (лично-командные).  

Для повышения активности школьников на уроках физической культуры  устраиваются  соревнования между группами учащихся в дисциплине, быстроте построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие результаты в младших и средних классах, поскольку деятельность старшеклассников в меньшей мере зависит от эмоций.

В школе проводятся достаточное количество внутришкольных мероприятий, многие из которых являются  традиционными:

-  Школьный турнир по футболу (2-4;5-6;7-8;9-11 классов)

-  Первенство школы по русской лапте(2-4;5-6;4-8 классов);

-  Школьный турнир по баскетболу (4;5-6;7-8;9-11 классов);

-  «Рыцарский турнир» для мальчиков 1-4 классов;

-  «Веселые старты» (начальные классы);

-  Школьный турнир по пионерболу (2-4;5-8 класс);

     В 2014 г проведя школьный этап приняли участие в районном конкурсе «От Старта до финиша на одном дыхании».  Участвуя в конкурсе, учащиеся,  максимально проявив функциональные возможности организма и получили много положительных эмоций и пвыиграли почетное 1 е место.

Учитель систематически подводит итоги прошедших соревнований, выявляет сильнейших учащихся в личном первенстве и определяет классы-победители  по четвертям и за весь  учебный год.

          Регулярно фотоматериалы и итоги соревнований учитель отражает на школьном сайте и спортивном стенде «Спортивная жизнь школы».

Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствовать появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры.          Работая над поставленной проблемой, учитель, прежде всего, овладела методикой проведения подвижных игр, которые включает для себя основные этапы: Выбор игр, подготовка к игре, руководство игрой, окончание игры

Подвижные игры учитель считает наиболее эффективным средством развития быстроты, силы, выносливости, ловкости формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков. Чтобы пробудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм,  подбирает интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры. Вначале дети играют в знакомые игры, чаще используются сюжетно-ролевые, требующие большого внимания, определенных умений и навыков.      При выборе игры для урока учитывается степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки. Большой популярностью у детей пользуются такие игры как:  «Охотники и утки», «Перестрелка»,   «Лапта»,    «Снайперы», «Городки», «Третий лишний», «Салка-цепь», «Удочка», «Ловцы и бегуны», «Бой петухов», «Метко в цель», «Салки с выручалками», «Чехарда», «Пионербол»  и другие.

Среди разнообразия подвижных игр большим потенциалом обладают народные игры.

Характерная особенность русских народных игр: движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.

Так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу. (Приложение № 6).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь. (В  "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).

Применение русских народных игр в учебном процессе требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителям физической культуры планирование уроков и наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы. [9].  

Доказано, что игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий.

                  Проведение эксперимента способствовало внедрению новых эффективных форм и  методов  физического воспитания детей. Дети с удовольствием посещали уроки, проводимые в форме подвижных и спортивных игр, среди которых игры на реакцию, догонялки;   игры- эстафеты; спортивные игры (по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола,  волейбола, баскетбола); игры с мячом ( мяч – атрибут множества игр);  прыгательные игры (со скакалкой, резинкой) и т.д. Все они направлены на развитие двигательных  физических качеств с учетом возраста учащихся.

Разработаны методические рекомендации по проведению утренней гимнастики на уроках физической культуры в начальной школе с элементами подвижных игр  и составлены комплексы (Приложение № 8).

         За 4 года работы  над опытом накоплено много материала по подвижным и народным играм, разработаны методические рекомендации по проведению  игр с  учетом места проведения (Приложение № 9).

 

Раздел III.                                                                                                            Результативность опыта

В  педагогическом  эксперименте Змеевой Т. И. участвовали   учащихся  классов  одной параллели 2011-2012г -1 б класс 2014-2015-4 а, 4б класс

В течение всего периода эксперимента велся контроль за состоянием здоровья детей и уровнем их физического развития. Для этого использовались методики: измерение антропометрических показателей; тестирование уровня физической подготовленности учащихся;  пульсометрия.

Повысился  уровень  физической  подготовленности учащихся.

        Сравнительный анализ результатов уровня физической подготовленности учащихся двух классов  на начало и на конец эксперимента позволил сделать вывод об улучшении функциональных качеств учащихся экспериментальных классов - скоростных, силовых, скоростно-силовых и общей выносливости.

          Для проведения тестирования физической подготовленности  обучающихся общеобразовательных учреждений взяты тесты, входящие в систему общероссийского мониторинга, оценочная шкала разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК) (Приложение № 10).

Повышение уровня мотивации к физической культуре.

Для выявления отношения школьников к уроку физкультуру, а так же к методам преподавания было использовано следующие методики: анкетирование методом неоконченных предложений (Приложение №1).

          Цель:   Выявить отношение детей к уроку физкультуры. Выявить те виды деятельности, которые вызывают наибольший интерес у детей, а так же наибольшее отторжение. Определить субъективный уровень принятия уроков физкультуры, эмоциональное отношение к ним.

Обработка: были   высчитаны    средние  рейтинговые   баллы по   предметам, а так  же проанализировано соотношение высоких баллов по физкультуре и низких.  

Анкетирование в виде  методики неоконченных предложений дала следующие результаты:                        

1.Мне больше всего нравится на уроках

физкультуры…    

На начало эксперимента

На конец эксперимента.

а)  играть в баскетбол

14 чел.

 19 чел.

б)  играть в волейбол

13 чел.

     17 чел.

в)  спортивные игры

13 чел.

50 чел.

г)  играть

      6 чел.

10 чел.

д)  сдавать нормативы, соревноваться

       7 чел.

3 чел.

е)  прыгать

8 чел.

3 чел.

ж) гимнастика

9 чел.

5 чел.

з)  все, что мы делаем

7 чел

     9 чел.

2. Иногда мне не нравится на уроке физкультуры…

а)  когда нет урока

2 чел.

      10 чел.

б)  бегать на улице утром, когда холодно

2 чел.

2 чел.

в)   бег на длинные дистанции

3 чел.

3 чел.

г)   носить форму

2 чел.

 1 чел.

д)   гимнастика

5 чел.

3 чел.

е)   бегать

5 чел.

3 чел.

ж)  веселые старты

4 чел.

2 чел.

и)  прыгать на скакалке

4 чел.

3 чел.

л)  быстро кончается урок

14 чел.

10 чел.

м)  чувство усталости в конце урока

11 чел.

1 чел.

н)   бег на время

12 чел.

       2чел.

о)  челночный бег

12 чел.

2чел.

3.Мне хотелось бы на уроке физкультуры …..

а)   побольше играть в разные игры

18чел.

      11 чел.

б)   побольше спортивных игр

16 чел.

      1 8 чел.

в)   больше баскетбола

15 чел.

      1 8чел.

г)  играть с мячом

16 чел.

17 чел.

д)  играть в футбол

15 чел.

17 чел.

и)  заниматься плаванием

14 чел.

13 чел.

к)   лазить по канату

13 чел.

11 чел.

м)   больше гимнастики

13 чел.

12 чел.

н)   больше легкой атлетики

14 чел.

12 чел.

о)   больше спортинвентаря, тренажеры

14 чел.

14 чел.

п)  больше урок по времени

11 чел.

11 чел.

р)  каждый день урок физкультуры              

       13чел.

        14 чел.

Из этих результатов хорошо видно, что на конец эксперимента преимущественно учащиеся выбирают либо подвижные игры, либо спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол). Сорок один человека из пятидесяти шести останавливает свой выбор на игровой деятельности, а девять – говорит о том, что их все устраивает. Лишь отдельные дети выбирают конкретные направления, в которых, как выяснилось, они добились наиболее высоких результатов, или в меньшей степени видны качества, которые считаются ребенком плохо развитыми.

         Рейтинговая оценка предметов на конец эксперимента дала следующие результаты:

Класс

1-4

Предмет

Средняя рейтинговая оценка по  предмету

русский язык

7,1

литература

7,2

математика

7,4

история

6,2

Биология (природоведение)

7,0

Музыка

6,0

ИЗО

6,2

Физическая культура

9,1

ОБЖ

8,1

английский

6,5

информатика

7,1

технология

6,2

Из таблицы видно, что самая высокая рейтинговая оценка  из опрошенных классов у предмета физическая культура.  Конечно, нельзя утверждать, что только выбор игровой деятельности, как основного метода, является причиной высокого рейтинга. Понятно, что существует множество других факторов, но метод неоконченных предложений подтверждает, что учащиеся с большим удовольствием играют в игры, а следовательно, если их умело использовать, можно добиться  большей эффективности урока.

      Повысились результаты внеурочной  деятельности по физической культуре. Помимо положительной  динамики роста физических и двигательных качеств учащихся, приобретения двигательного опыта, приобщения к здоровому образу жизни, следует отметить в числе положительных результатов эксперимента также  увеличение спортивных достижений обучающихся школы за период с 20013 по 2014гг 

Библиографический список

  1. Ахундов Р.А. «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»: учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2001.
  2. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение 1987, 144 с.                                                        
  3. Букатов. В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия         игровых     приемов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство “Первое сентября”,   2000.
  4.  Л.В.Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева     "Подвижные игры", ТВТ Дивизион, М.2005.
  5.  Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского // В    четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.
  6.  Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы.  Универсальное издание/ М.: ВАКО, 2005 – 400с.            
  7.  Коджарспиров Ю.Г. «Развивающие игры на уроках физической культуры» Физическая культура в современной школе: опыт проблемы перспективы: материалы региональной научно-практической конференции (Белгород 16 декабря 2009г.),  406 с.
  8. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры.   На6ережные  Челны, 1996, 100 с.
  9.  Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года // Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ – 2002. – № 6. – С. 12.
  10.  Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического    воспитания учащихся 1-11 классов / В.И.Лях, А.А.Зданевич.-

-3-е издание.-М.: Просвещение, 2010.-127с.

  1.  Методические рекомендации по организации и проведению     подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста (библиотечка журнала «Вестник образования»).-М.: Издательство «Про-Пресс»-№ 3.- 2001.-56с.
  2.  Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень.- М., 1990.                                                      
  3.  Покровский Е.А. «Детские игры, преимущественно русские». (В связи с  историей, этнографией, педагогикой и гигиеной).- М., 1
  4.  Проведение учебных и внеклассных занятий с учащимися по народным массовым видам спорта./Методические рекомендации, Белгород
  5.  Погадаев. Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий  в школе. 1-11 кл.: метод.
  1.           пособи е / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. –М.: Дрофа, 2005.-110с

Приложение

  1. Приложение       № 1  -  Анкета

  2. Приложение       №2   -  Картотека подвижных игр для младшего звена.

  3. Приложение       № 3  - Картотека подвижных игр для среднего звена.

  4. Приложение       № 4  - Ориентировочная таблица использования подвижных игр, направленных на развитие  физических качеств в начальном звене.

Приложение       №5   - Ориентировочная таблица использования подвижных игр по основным (базовым) видам программного материала уроков физической культуры.

Приложение       № 6   - Доклад: «Лапта на уроках легкой атлетики».

Приложение       №7    - Тесты контроля теоретических знаний

Приложение       №8    - Комплекс утренней гимнастики для начальной школы с элементами подвижных игр.  

Приложение       №9 -   Игры на летней площадке.

Приложение       №10 - Оценочная шкала уровня физической подготовленности.

Приложение № 1

Анкета

 Цель:   Выявить отношение детей к уроку физкультуры. Выявить те виды деятельности, которые вызывают наибольший интерес у детей, а так же наибольшее отторжение. Определить субъективный уровень принятия уроков физкультуры, эмоциональное отношение к ним.

В анкетировании опрашиваемым предлагается  закончить предложения:  

а) Больше всего на уроках физкультуры мне нравится…                                           б) Иногда на уроках физкультуры мне не нравится…                                                    в) Мне хотелось бы на уроках физкультуры…

Обработка:                                                                                                                                          а)  На качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду деятельности на уроках физкультуры.                                                       б) На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и          «не популярных» видов и форм деятельности.

Рейтинговая оценка предметов.                                                                                  По шкалам от 1 до 10 баллов учащимся было предложено оценить предметы изучаемые в данных классах по программе.                                                                         1 балл – самая низкая оценка.                                                                                              10 баллов – самая высокая

  1. Приложение № 4

  2. Ориентировочная таблица использования подвижных игр, направленных на развитие  физических качеств в начальном звене.

  1. Проявляемые качества

Название подвижных игр

Быстрота

«Октябрята», «Два мороза», «К своим флажкам», «Салки с выручкой», «Пустое место», «Линейная эстафета», «День и ночь», «Белые медведи», «Вызов номеров», «Бегуны»

Скоростно-силовые качества

«Веревочка под ногами», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Прыжки по полоскам», Эстафета с прыжками в длину и высоту, «Парашютисты», «Не оступись», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Снайперы», «Охотники и утки», «Кто дальше бросит», «Защита укрепления», «Заставь отступить»

Выносливость

«Не давай мяча водящему», «Салки простые», «Салки по кругу», «Встречная эстафета», «Команда быстроногих», «Мяч ловцу», «Гонка с выбыванием»

Сила

«Тяни в круг», «Бой петухов», «Выталкивание из круга», «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Эстафета с набивными мячами»

Ловкость и координация

«Прыгуны и ползуны», «Кувырок с мячом», «На встречу удочке», «Эстафета с лазанием и перелезанием», «Бег пингвинов», «Эстафета с преодолением препятствий»

Приложение № 5

Ориентировочная таблица использования подвижных игр по основным (базовым) видам программного материала уроков физической культуры.

  1. Проявляемые качества

Название подвижных игр

Легкая атлетика

«Бег за обручем», «Бег под уклон», «Эстафета с препятствием», «Прыжки на одной ноге», «Опереди прыжок соседа», «Перепрыгни ручей», «Прыжок сквозь обруч», «Подвешенный мяч», «Меткие метания» «Увернись от мяча», «Попади в мишень», «точное метание», «Спринт с метаниями», «Метание с предельным отскоком», «Закинь палку»

Спортивные игры

«Преследование с мячом»,  «Десять ударов с передачей»,  «Челночный бег», «Полет мяча»,  «Гонка мячей по кругу», «Поймай мяч с лета», «Быстрые передачи»,«Перехват мяча», «Передачи капитану», «Стремительные передачи», «Броски в корзину смета»,»броски в корзину на бегу», «отскоки», «Подбивание мяча ногой», «Совместный бег в обруче». «Пока летит мяч».

Гимнастика

«Соблюдай равновесие»,  «Переправа по узким жердям», «Удержись на месте», «Встреча на скамейке», «качающееся бревно», «Борьба на бревне», «Прыжок и кувырок»,  «Акробатическая эстафета»,

«Комбинированная эстафета с набивным мячом», Скалолазы», «Окольцуй вершину столба»

«Не дай обручу упасть», «Пробеги под скакалкой», «Тяга кольца»,  «10 прыжков со скакалкой», «Бег со скакалкой», «Прыжки с подбрасыванием мяча».

Лыжная подготовка

«Скользи дальше, «Скольжение на одной лыж», «передача лыжных палок», «Спуск по снежному склону», «Спуск вдвоем», «Штурм вершины», «Ловкие повороты», «Не останешься без палок», «Вакантное место», «Гонка лыжных колон», «Преодоление изгороди», «Подъем по одному».

Плавание

«Перетягивание в воде», «Плавающая мина», «Прыгни дальше», «Выпрыгивание из воды», «Плавание с задержкой дыхания», «Вращение винтом», «Кто  сделает меньше гребков», «Встречная переправа», «Забросить мяч в обруч», «Дельфины».

Приложения № 7

Тесты контроля теоретических знаний

1. Физическая культура представляет собой...                                                     а) учебный предмет в школе;                                                                                          б) выполнение упражнений;                                                                                        в) процесс совершенствования возможностей человека;                                              г) часть человеческой культуры.                                                                  

2.Отличительным признаком физической культуры является...                а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;                 б) физическое совершенство;                                                                                            в) выполнение физических упражнений;                                                                        г) занятия в форме уроков.                                                                                             

3.Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека,        при котором...  

а) легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы;                                                                    б) он обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;                                                                           в) он бодр и жизнерадостен;                                                                                             г) наблюдается все вышеперечисленное.                                                                        4.Что понимается под закаливанием?                                                                                а) купание в холодной воде и хождение босиком;                                                     б) приспособление организма к воздействиям внешней среды                                          в) сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;                                                                                                                      г)  укрепление здоровья.                                                                                           

5. Осанкой называется...                                                                                                  а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;                                                                                                                     б) пружинные характеристики позвоночника и стоп;                                                в) привычная поза человека в вертикальном положении;                                            г) силуэт человека.                                                                                                               

6. Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены, касаетесь ее...

 а) затылком, ягодицами, пятками;                                                                                       б) лопатками, ягодицами, пятками;                                                                                    в) затылком, спиной, пятками;                                                                                             г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.                                                                   

7. Главной причиной нарушения осанки является...                                          а) привычка к определенным позам;                                                                        б) слабость мышц;                                                                                                               в) отсутствие движений во время школьных уроков;                                                    г) ношение сумки, портфеля на одном плече.

8.Замена одних видов деятельности другими, регулируемая режимом дня, позволяет поддерживать работоспособность в течение дня потому, что...  

а) положительно сказывается на физическом и психическом состоянии человека;                                                                                                                                б) снимается утомление нервных клеток головного мозга;                                                  в) ритмичное чередование работы с отдыхом предупреждает возникновение перенапряжения; г) притупляется чувство общей усталости и повышается тонус организма.

9. Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как...                                                           а) хорошая циркуляция крови во время упражнений обеспечивает поступление питательных веществ к органам и системам организма;                         б) повышаются возможности дыхательной системы, благодаря чему в организм поступает большее количество кислорода, необходимого для образования энергии;                                                                                                        в) способствуют повышению резервных возможностей организма;                              г) при достаточном энергообеспечении организм легче противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.                                                   

10.Укажите, какая последовательность в комплексе утренней гигиенической гимнастики должна выполняться (используя перечисленные ниже упражнения).                                                                     1.     Дыхательные упражнения.

  1.  Упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости.
  2. Потягивания.
  3. Бег с переходом на ходьбу.
  4. Ходьба с постепенным повышением частоты шагов.
  5. Прыжки.
  6. Поочередное напряжение и расслабление мышц.
  7. Бег в спокойном темпе.
  1. а) 1,2, 3,4, 5,6, 7,8; б)7,5,8,6,2,3,2,1,4; в)3,7,5,8,1,2,6,4 г)3,1,2,4,7,6,8,4.                                                                      

11.Релаксация - это …                                                                                                           а) физическое и психическое расслабление                                                                               б) физическое расслабление                                                                                                    в) физиологическое расслабление                                                                                                                              г) психическое расслабление.                                                                                              

12. Укажите последовательность упражнений, предпочтительную для утренней гимнастики?                                                                                                        1. Упражнения, увеличивающие гибкость                                                                            2.Упражнения на дыхание, расслабление ,восстановление                                                   3.Упражнения для ног: выпады, приседания, подскоки 4.Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы                                                                                                                       5. Упражнения, укрепляющие основные мышечные группы

6.Упражнения, способствующие переходу организма в рабочее состояние                        7.        Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса                                              а)  1,2,3,4,5,6,7. б) 6,7,1,4,5,3.в)  3,5,7,1,3,2,4.г) 6,4,5,1,7,3,2

                                                                                                                                                  13. Смысл физической культуры как компонента культуры общества  заключается в...                                                                                                                       а) укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей                                   б) обучении двигательным действиям и повышении работоспособности                  в) совершенствовании природных, физических свойств людей                                     г) создании специфических духовных ценностей                                                             

14. Основными источниками энергии для организма при длительных аэробных нагрузках являются...                                                                                       а) белки и витамины                                                                                                           б) витамины и жиры                                                                                                              в) углеводы и минеральные элементы                                                                              г) углеводы и жиры                                                                                                         

15. Задачи по укреплению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе...                                                              а) закаливания и физиотерапевтических процедур                                                                 б) совершенствования телосложения                                                                                      в) обеспечения полноценного физического развития                                                      г) формирования двигательных умений и навыков

Ответы: 1-г, 2-в,3-г,4-б,5-в,6-г,7-б,8-в,9-в,10-в,11-а,12-г, 13-в,14-б,15-в.

Приложение №8  

Комплекс утренней гимнастики для начальной школы с элементами подвижных игр.

Комплекс №1

  1. Подвижная игра «Найди свое место в колонне» (3-4р)

       Дети под марш ходят обычным шагом, под быструю музыку бегают по всему залу врассыпную. Когда заиграет марш, дети должны найти свое место в колонне.

  1. Оздоровительная игра «Наоборот» (развивает сообразительность, быстроту реакции).

      Дети становятся в две шеренги одна напротив другой, лицом друг к другу. Одна шеренга делает одно движение (приседают), вторая делает противоположное движение (прыгают). Тот ребенок, который перепутал движение переходит в другую шеренгу. Выигрывает шеренга, где больше всего детей. Играют2-3 минуты.

  1. Подвижная игра «Ловишка, бери ленту!» (3-4р)

  Дети заправляют цветные ленты за пояс. Ловишка без ленты. По сигналу «1, 2, 3- лови!  » дети разбегаются по всей площадке, ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть как можно больше лент. По сигналу «1, 2 – кончилась игра» дети останавливаются, ловишка подсчитывает ленты. Игра повторяется с другим ловишкой.

  1. Подвижная игра «Море волнуется» (3-4р)

Дети говорят слова и делают плавные волнообразные движения руками, ходят по всему залу, кружатся. «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри!». По окончанию слов дети должны сделать фигуру и сохранять равновесие в течение 15секунд.

                5. Логоритмика «На водопой» (действовать в соответствии с текстом)

 В жаркий день, лесной тропой звери шли на водопой:

 За мамой лосихой прыгал лосенок, (подскоки, скрестив руки над головой)

 За мамой волчицей топал волчонок,  (широким шагом)

 За мамой медведицей шел медвежонок, (на высоких четвереньках)

 За мамой лисицей крался лисенок, (крадучись)

 За мамой зайчихой прыгал зайчонок.  (прыжки на двух ногах)

Комплекс №2

1. Оздоровительная игра «Слушай хлопки» (5-6р)

 Дети идут в колонне друг за другом.  Учитель хлопает в ладоши 1 раз – дети  выполняют упражнение «Ласточка» (стоят на одной ноге, сохраняя равновесие, руки в стороны, вторая нога отведена назад, туловище наклонено вперед);

 2 хлопка – «Рыбка» (лежа на животе ноги вместе, слегка приподнять; прогнут спину, вытянуть руки вперед);

 3 хлопка – обычная ходьба.

2.   Русская народная игра «Игровая» (5-6р)

 Дети идут по кругу, в центре – ведущий. Дети говорят слова:

 У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.

 Они не пили, не ели, друг на друга смотрели.  

 Разом делали, как я!

 При последних словах все начинают повторять движения за ведущим.

 Кто лучше всех повторил движения, становится ведущим.

3. Подвижная  игра «Подними платок» (5-6р)

 Игроки стоят в кругу, в центре лежит платок. Звучит мелодия, все танцуют  с окончанием музыки каждый старается первым поднять платок.

                        4.  Подвижная игра  «Дом» (3-4р)

 В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором весит платок (1х1 м). Дети идут по кругу и поют:

 Мы, веселые ребята,

 Соберемся все в кружок.

 Поиграем и попляшем

 И помчимся на лужок.

 На мелодию без слов дети бегают врассыпную. На конец музыки дети бегут к своим стульям и натягивают платок над головой, чтобы получилась крыша. Выигрывает группа, которая первая справиться с заданием.

Приложение № 9

ИГРЫ НА ЛЕТНЕЙ ПЛОЩАДКЕ

Защита крепости

           Все играющие образуют круг, в центре которого ставятся 3—4 булавы, здесь же стоит «защитник». Ребята, стоящие в кругу, стараются мячом сбить булавы; «защитник» должен отбивать мяч. Одну или две булавы «защитник» может поставить вновь. Однако когда будут сбиты все булавы, на место «защитника» встает тот, кто сбил последнюю булаву. «Защитник» не имеет права ловить мяч, а должен только отбивать его, играющие не должны переходить линию круга.

Ножной мяч в кругу

        Ребята образуют круг. В центре его становится водящий, который пытается выбить мяч из круга. Остальные не выпускают мяч за пределы круга. Пропустивший мяч становится водящим.

Круговая лапта

         Отмечается веревкой круг (диаметр — 15 шагов). Можно вместо круга начертить прямоугольник или квадрат. Группа делится на две команды. По жребию одна команда находится в кругу, другая — за кругом.

          Игроки за кругом перебрасывают (или иногда делают вид, что бросают) друг другу мяч. Они должны попасть в игроков, находящихся в кругу. Каждый осаленный выходит из круга. Игра продолжается.

Заставь мяч прыгать

        На расстоянии 8—10 метров от стены проводится линия: (старт—финиш), на которой с интервалом 1—1,5 метра кладутся 3—5 мячей (баскетбольных, волейбольных, футбольных). Возле каждого мяча стоят игроки. По сигналу руководителя соревнующиеся ударами рук по мячу ведут его баскетбольным дриблингом, направляясь к стене. Коснувшись стены рукой, участники возвращаются. Достигнув финиша, они ловят мяч и поднимают его вверх. Побеждает игрок, первым выполнивший задание.

Быстрей перенеси

       Все имеющиеся хоккейные, теннисные или малые резиновые мячи сложить в одном месте. В 10—15 метрах от него чертятся два круга диаметром 1 метр, в каждом из которых находится участник. По команде руководителя оба игрока устремляются к мячам и, захватив как можно больше, переносят в свой круг. Затем, уже без дополнительной команды, они выполняют перебежки до тех пор, пока не будут перенесены все мячи. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его. Побеждает тот, кто перенесет больше мячей.

Не задень мяч

        Вдоль натянутой веревки подвесить на разной высоте и с различными интервалами 10—12 мячей, связанных парами. Участник, запомнив расположение мячей, должен пройти спиной вперед, не задев ни один из них. Игроки имеют право двигаться только по прямой, приседая под мячами. Побеждает игрок, выполнивший задание.

Попади в летящий мяч

         Руководитель подбрасывает мяч (волейбольный или баскетбольный). Участник, стоящий в 5—10 метрах от него, стремится попасть теннисным мячом в летящую цель. Количество попыток определяет руководитель. Побеждает самый меткий.

Вращающийся мяч

         Руководитель становится на гимнастического козла, коня, поставленного широкой стороной по отношению к играющим. В руках у проводящего аттракцион веревка, на конце которой привязан волейбольный мяч. Играющие выстраиваются в колонну по одному в двух шагах от руководителя, лицом к нему. По команде участник должен пролезть под снарядом так, чтобы его не задел мяч, который вращает руководитель в вертикальной плоскости. Игрок, своевременно не выполнивший команду или задетый мячом, выбывает. Колонна постепенно редеет. Кто останется последним, тот и победитель.

Поворот в воздухе

        Игрок с мячом в руках стоит под баскетбольным кольцом. Его задача — подпрыгнуть и, повернувшись в воздухе, забросить мяч в кольцо. Побеждает участник, забросивший больше мячей.

Прыгни через палку

         Игроки держат палку горизонтально впереди себя. Их задача — перепрыгнуть через палку, не выпуская её из рук. Побеждает тот, кому большее количество раз подряд удалось это сделать.

Выбей шайбу

           На полу чертятся два круга диаметром 1 метр. Расстояние между ними — длина гимнастической палки. В центре каждого круга лежит шайба или мяч. Игроки с гимнастическими палками в руках находятся за пределами круга. По сигналу руководителя они пытаются выбить шайбу противника, защищая свою. Входить в круг запрещается. Проигравший выбывает из игры. Ученик, победивший в 3—5 сражениях подряд — победитель.

 

Приложение 10

     При диагностике физического развития использовала антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность  грудной клетки. Учитель провела измерения роста учащихся,  массы тела, окружности грудной клетки, определив пропорциональность телосложения, нашла весо-ростовой индекс. Данные своих измерений  занесла в таблицу, там же отразила показатели, характерные для данного возраста и провела оценку результатов.  

  1. Рост

  1. Масса тела

  1. Окружность  грудной клетки

  1. Осанка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Волейбол как средство повышения двигательной активности школьников" , 7 класс

В содержание данного урока входят: 1)комплекс ОРУ в парах с набивными мячами, 2)индивидуальные и парные упражнения с волейбольным мячом, 3)подвижные игры "Мяч в воздухе", "Лапта волейболистов", т...

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение его в неигровых видах физической подготовки....

Конспект интегрированного урока по физической культуре и окружающей среде во 2 классе «Русские народные игры как средство повышения двигательной активности»

Цель урока: способствовать повышению двигательной активности учащихся через применение русских народных игр.Задачи урока:развитие основных двигательных способностей (скоростных, скоростно-силовых, коо...

«Повышение уровня мотивации у школьников к занятиям физической культурой посредством учебно-воспитательного процесса»

цель работы:Определить эффективные средства повышения у учащихся мотивационной сферы физического совершенствования.Разработать и внедрить в практику методы, формы, средства повышения у учащихся мотива...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры

Описание педагогического опыта Поповой  Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...

Статья "Спортивные соревнования как средство мотивации школьников к занятиям физической культурой." в журнале Образование в современной школе№ 1-2 2022

В статье описывается основные направления работы для привлечения школьников к осознанному занятию физической культурой и спортом....

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...