Публичное представление методики работы с одарёнными детьми

Иванова Надежда Ефимовна

Краткое изложение методики работы. Презентации с семинаров и публичных выступлений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ Презентация к региональному семинару «РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» Руководителя школьного театра «Жемчужина» Ивановой Н.Е. МБОУ «Центр образования №5» имени Героя России Максима Сураева

Слайд 2

Методы диагностики одарённости у детей и подростков

Слайд 3

Принципы выявления одаренных детей: длительность идентификации анализ поведения в тех сферах деятельности , которые максимально соответствуют его склонностям и интересам использование тренинговых методов комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка

Слайд 4

Методика «Интеллектуальный портрет» Методика «Сфера личностного развития» Методика «Карта одаренности» Методика оценки общей одаренности Методики изучения творческих способностей

Слайд 5

Проблемы и сложности развития одарённых детей и подростков.

Слайд 6

Суицидальное поведение - склонность к изучению и обсуждению проблемы. Семейные проблемы – отсутствие эмоционального контакта в семье Демонстративное поведение – попытки привлечь внимание, зачастую ведут к конфликтам со сверстниками. Комплекс неполноценности – возникает в процессе формирования самоидентичности в период подросткового кризиса .

Слайд 7

оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны ближайшего развития опора на экологически валидные методы психодиагностики подключение к оценке экспертов , специалистов в соответствующей предметной области деятельности

Слайд 8

Коммуникативные – сложности в общении со сверстниками. Девиация – отклонение от нормы, поведенческая нестандартность Аутические тенденции – сложности социального взаимодействия Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности через изменения своего психического состояния


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ Презентация к региональному семинару «РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» Руководителя школьного театра «Жемчужина» Ивановой Н.Е. МБОУ «Центр образования №5» имени Героя России Максима Сураева

Слайд 2

«Талант — это дар делать то, чему нельзя ни научить, ни научиться» Иммануил Кант

Слайд 3

Диагностика одарённости детей и подростков

Слайд 4

Структурные компоненты одаренности: анатомо-физиологические задатки, сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью высокий уровень продуцирования новых образов доминирующая роль познавательной мотивации исследовательская творческая активность интеллектуальные и мыслительные способности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы эмоционально-волевые структуры , предопределяющие длительные доминантные ориентации

Слайд 5

Дивергентность творческого мышления - качество интеллекта одаренного ребенка Дивергентность имеет четыре основные характеристики : быстрота, гибкость, оригинальность и точность Внешние проявления одаренности многообразны. Они выражаются в детстве: более быстрое развитие, быстрота и точность выполнения умственных операций; Ранняя увлеченность , стремление к творчеству, любознательность ребенка, высокая познавательная активность;

Слайд 6

Интеллектуальная одаренность: высокий уровень интеллектуального развития Творческая одаренность: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности Духовная одаренность: связана с высокими моральными качествами, альтруизмом Социальная одаренность: определяющаяся успешностью в общении Академическая одаренность: успешность обучения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ Презентация к региональному семинару «РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» Руководителя школьного театра «Жемчужина» Ивановой Н.Е. МБОУ «Центр образования №5» имени Героя России Максима Сураева

Слайд 2

Решение проблем развития одарённых детей в рамках работы театральной студии «Жемчужина»

Слайд 3

Любая творческая деятельность помогает одарённым детям Даёт возможность раскрепоститься, раскрыть свой творческий потенциал Вокальная студия, театральная студия, занятия музыкой в любом формате открывают для одарённых детей новые возможности Всё, что мы можем предложить детям, поможет им осознать свои силы, поверить в себя

Слайд 4

Школьный театр «Жемчужина» Не ставит задачи воспитания актёров и будущих студентов театральных институтов. Основной задачей театральной студии является дополнительное творческое развитие учеников школы. В театральной студии не предусмотрен какой-либо творческий конкурс. Все учащиеся, желающие заниматься, становятся актёрами театра « Жемчужина ». Успешность каждого из актёров – задача руководителя студии и режиссёра.

Слайд 5

Подбор театрального репертуара проходит в тесном сотрудничестве – решают все вместе и каждый имеет право голоса. Девиз театра – «вместе мы сила». Большинство спектаклей строится на тесном взаимодействии акт ё ров Занятия техникой речи, актёрским мастерством, пластическим отображением помогают понять и контролировать свои эмоции. В ходе репетиций актёры учатся не «изображать», а «проживать» жизнь своего героя.



Предварительный просмотр:

ВСТУПЛЕНИЕ

«Я люблю сцену, на ней все

гораздо правдивее, чем в жизни»

 О. Уайльд

Если бы учителя, как рыцари на турнирах, выбирали себе девиз, я бы, не задумываясь, выбрала изречение Карло Гоцци: «Мы не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой».

Если бы десять лет назад мне кто-нибудь сказал, что я стану учителем, да еще и в своей родной школе, я сильно бы удивилась. А еще раньше – подняла бы его на смех. Я никогда не представляла себе жизнь и работу учителя.

Тем не менее, я окончила педагогический институт, правда, выбрала его не из любви к профессии, а из-за вечернего отделения, которое мне было необходимо, чтобы совмещать учебу с работой. Свою жизнь я планировала связать с музыкой и сценой, и все к этому располагало.

Сначала была музыкальная школа и музыкальное училище – выступления на сцене, игра на рояле и много вокала, поиск ярких образов. Потом новый уровень – своя рок-группа, с которой мы выступали в небольших клубах. Я была солисткой и автором песен, уже по-новому осваивала сцену, и, кроме того, училась руководить творческим коллективом и создавать самостоятельно тот продукт, то искусство, которое этот коллектив представляет зрителям. В институте мне тоже, в некотором роде, повезло – мой курс попал в экспериментальную программу внедрения театрального искусства в педагогическую деятельность. Курс «Основы режиссуры» научил меня смотреть на сцену не как непосредственный исполнитель, а как создатель. Правда, я по-прежнему не представляла, что буду применять эти знания на практике.

Когда дочь училась в средней школе, я часто приходила к ее классу, делала с ребятами музыкальные композиции ко Дню Победы, писала капустники на Дни Учителя, но не относилась к этому как к работе, тем более – как к призванию, хотя, безусловно, работа с детьми была крайне интересной.

Однажды, после одного из капустников, ко мне подошел директор школы, – мой бывший классный руководитель, - с предложением, от которого было трудно отказаться. Он пригласил меня в школу на работу, но не в качестве учителя, а как организатора мероприятий – на еще существовавшую в то время должность вожатого. Я согласилась, не представляя, чем это обернется.

Неожиданно добавилась музыка, – вот и пригодился мой диплом! – и работа в школе предстала передо мной с совершенно иной стороны, не теоретической, а глубоко практической. Взяв на себя руководство театральным кружком, существовавшим в то время в зачаточном состоянии, я активно принялась применять все те знания, которые получала раньше, попутно выяснив, что почти ничего о театре не знаю. Во всяком случае, о школьном театре. Тогда, путем проб и ошибок, сложился мой собственный метод работы в детском театре – не диктат, а сотрудничество. Оказалось, что не только я учу чему-то детей, но и они меня. Вместе мы учились писать сценарии, понятные школьникам, вместе наполняли пустую костюмерную, вместе обустраивали сцену и рисовали декорации. А через несколько лет руководство школы обрадовало меня новостью – мне доверено классное руководство. Новость эта крайне меня испугала – я по-прежнему воспринимаю себя не как учителя, а как человека искусства и музыканта, а на меня возложили ответственность за целый класс, а это, ни много ни мало, двадцать шесть человек!

На первом же собрании класса я предложила этим, теперь уже моим, детям заниматься в театральной студии. К моему удивлению, на следующее занятие пришли все двадцать шесть.

Прошло пять лет, весь мой класс по-прежнему занимается театральным мастерством. Многие аспекты работы изменились, но принцип сотрудничества остался. Мы – полноценная театральная труппа, и за пять лет мои ученики превратились в ярких актеров, способных музыкантов, художников и просто хороших людей, воспитанных в духе взаимопомощи и в понимании того, что такое работа и настоящее партнерство.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

«Ставьте перед собой большие цели,

по ним тяжелее промазать!»

Народная мудрость

«Мы ничему не учимся у того, кто говорит: делай, как я. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят “делай со мной”» (Жиль Делез). Стало быть, учитель сам должен быть яркой личностью, чтобы воспитать кого-то.

Честность, терпимость, интеллект, любовь к жизни, уважение к людям, стремление к знаниям, умение помогать, умение дружить и желание учиться я считаю самыми важными качествами любой личности, вне зависимости от профессии.

Поэтому цель всей моей работы – не научить, а помочь ребенку раскрыть себя, проявить свои способности и таланты. Билл Гейтс сказал, что «жизнь становится намного веселее, если подходить ко всем ее вызовам творчески», и каждый учитель, наверное, согласится с ним. Ведь без творчества нет работы учителя и нет хорошей школы.

Классный руководитель – особая должность, огромная ответственность и «проверка на качество» для каждого учителя. Дети смотрят на нас, работают с нами, и оценивают нас. Каждый наш шаг, каждое слово подвергается строгой оценке на правдивость. Стоит только допустить мысль, что дети – «маленькие и не поймут», капкан захлопывается. Дальше работать в школе невозможно. Писатель Сергей Федин сказал замечательные слова: «Начав задавать вопросы, ребенок становится человеком, перестав их задавать – взрослым». И нет ничего более жалкого, чем учитель, который всё знает, всё умеет и всему уже научился.

Как классный руководитель, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Создать трудоспособный и дружный коллектив;
  • Ставить коллективные цели и задачи, в том числе, личностно-ориентированные;
  • Контролировать нравственно-психологический климат, условия комфортного сотрудничества учеников;
  • Создать условия для самореализации всех детей;
  • Корректировать межличностные отношения, способствующие разрешению конфликтов между учениками;
  • Стимулировать позитивное поведение учащихся;
  • Оказывать помощь в сложных, затруднительных ситуациях;
  • Координировать взаимодействие учителей, учащихся и родителей.

Эти истины, очевидные для опытных педагогов, открывались мною заново. Я основывалась на опыте воспитания собственных детей, на своем опыте руководителя и на понимании важности тесных дружеских связей в классе. Я составила свой план, по которому начинала свой путь классного руководителя. Сегодня, спустя четыре года, я не могу сказать, что мой класс – самый лучший театр, но мой театр – безусловно, самый дружный класс.


ТЕАТР  КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

«Театр - не отображающее зеркало,

а увеличительное стекло»

В. Маяковский

Став классным руководителем, я столкнулась с определёнными проблемами: детей много, каждый хочет своего, есть непонимание и  неприятие друг друга, есть лидеры и аутсайдеры. Что может объединить всех? Что позволит им понять и уважать друг друга? Как создать коллектив, который сможет воспитывать внутри себя личность в каждом? Я нашла ответ в своём любимом деле – в театре.

Я действительно не люблю кого-то чему-то учить. Больше всего на свете я люблю две вещи – учиться и создавать спектакли. И мои ребята стали моими соратниками, друзьями, помощниками и в чём-то учителями.

Театр – модель жизни в действии, только гораздо более выпуклая и яркая, чем жизнь. Каждый из нас с первых дней играет разные роли – ребёнка, хорошего или плохого ученика, друга, врага. Ведь в детстве «звёзды светят ярче», и восприятие более выпуклое, и полученный опыт не заслоняет реальность. Как говорил Константин Сергеевич Станиславский «нет маленьких ролей – есть маленькие актёры». Поэтому главная моя задача – помочь ученикам открыть в себе БОЛЬШОГО актёра. Зажечь в них интерес к самопознанию, подтолкнуть к открытию своих способностей и талантов.

Я твёрдо верю, что бездарных детей нет, в каждом маленьком человеке есть зёрнышко таланта. Моя задача – найти его и показать миру.

Театр многогранен, а самодеятельный театр ещё и зависим – нет сцены, декораций, костюмов, пьес, актёры не слишком опытны (мягко говоря), но я всегда считала, что «дорогу осилит идущий». С другой стороны – театр в школе даёт безграничные возможности для создания дружного коллектива. Ведь от КАЖДОГО зависит успех общего дела.

Вы скажете – не все могут играть на сцене! Разумеется, есть люди для этого просто не приспособленные. В том-то и состоит для меня прелесть театра, что каждому человеку можно найти занятие по душе и по способностям. Кто-то влюбляется в сцену с первого выхода, с первой малюсенькой роли. Другой боится публики до дрожи, но прекрасно подбирает и придумывает костюмы, третий обнаруживает в себе интерес к работе с малышами – работа на детских утренниках составляет едва ли не половину нашей театральной деятельности! Даже такая простая, на первый взгляд, вещь, как оформление сцены в нашем театре требует не просто способностей, но мастерства и таланта, так как сцены как таковой у нас нет. Но главное – дело в нашем театре находится для каждого. Приведу маленький пример. В моем классе есть девочка по имени Ира – очень скромная, симпатичная, способная. В шестом, седьмом классе играла на сцене, но удовольствия не получала. Очень переживала, боялась публики, всегда на представлении выглядела слабее, чем на репетиции. Однажды нам были нужны очень сложные прически. Ирина взялась за дело, и поразила всех нас изысканностью и красотой своих творений. С тех пор Ира - главный парикмахер нашего театра.

НАПРАВЛЕНИЯ, В КОТОРЫХ МЫ РАБОТАЕМ

«Так бывает довольно часто:

главную трудность представляет

не главная роль».

Дж. Б. Шоу

Наша театральная деятельность удовлетворяет все требования, предъявляемые мной к воспитанию личности. Воспитание многогранной личности требует разнообразной деятельности. Вот основные направления, в которых, на мой взгляд, незаменимо влияние нашей театральной деятельности:

  • Нравственное воспитание;
  • Патриотическое воспитание;
  • Воспитание личностных качеств;
  • Развитие фантазии и креативного мышления;
  • Развитие всех заложенных способностей;
  • Воспитание здорового образа жизни;
  • Профилактика девиантного поведения.

Школьный театр ежегодно решает все вопросы, связанные с традиционными школьными мероприятиями. Начиная с первого сентября, мы предлагаем театрализованные представления на каждый школьный праздник – День Знаний, День Учителя, посвящение в первоклассники, праздники Осени для учеников начальной школы, новый год, День Защитника Отечества, международный женский день, прощание с Азбукой, День Победы.  Все эти праздники готовит и проводит школьный театр. Нравственное воспитание здесь выходит на первый план, помогая актёрам осознать важность прописных истин: уважать других людей, ценить чужой труд, уважать учителей, и т. д. В приложении я представлю наиболее яркие образцы наших утренников и праздников – Посвящение в первоклассники, прощание с Азбукой, День учителя, 8 Марта по-одесски и ещё многое другое.

Работая на утренниках для начальной школы, ребята примеряют на себя роль учителя, так как им приходится не просто играть спектакль, а вовлекать младших школьников в игры, проводить конкурсы, поддерживать дисциплину. Кроме того, эти праздники помогают актёрам полюбить детей, ведь ещё долгое время после утренника малыши, встречая актёров в школьных коридорах, дают им ощущение всенародной (все-школьной) славы. Крики: «Смотри, Закладка!», «Ой, Царь-Дневник!», «Королева Осень!» сопровождаются бурным проявлением детской непосредственной любви и поклонения. Нередко можно наблюдать картину, в которой кто-нибудь из актёров стоит, облепленный толпой первоклассников, не в состоянии тронуться с места, ведь все они хотят прикоснуться к своему герою! Подобные моменты воспитывают в актёрах чувство ответственности и достоинство. Ведь, в самом деле, не может же Дед Мороз курить в туалете или ломать школьную мебель?!

Немалую роль в нравственном воспитании играет близкое знакомство с кинематографической, музыкальной и литературной классикой. Одно дело – прочитать рассказы А.П. Чехова, другое – создать на сцене Чеховские образы так, чтобы это было интересно зрителям – таким же школьникам. Или  донести основную мысль пьесы великого драматурга А.Н. Островского до своих друзей, сидящих в зале. Воплотить на сцене бессмертных героев А.С. Грибоедова, А. С. Пушкина, У. Шекспира, Н. В. Гоголя так, чтобы все в зале поняли всю глупость и красоту, нелепость и мудрость, всё многообразие мыслей и чувств, созданное великими мастерами. Театр даёт понять и прочувствовать важность музыки для создания образа, близко знакомит с классической музыкой, ведь спектакль без музыки невозможен. И часто мы все приходим к выводу, что для классических литературных произведений больше всего подходит классическая музыка.

В приложении я предлагаю наиболее яркие и удачные наши сценарии, вместе с фотографиями костюмов и музыкальным сопровождением.

Огромную роль театр играет в патриотическом воспитании. Празднование Дня Защитника Отечества и Дня Победы создаёт необходимость учить много стихотворений военной тематики и читать их со сцены, музыкально-литературные композиции и спектакли помогают погрузиться в атмосферу военных лет, атмосферу каждодневного подвига и служения отечеству. Ведь актёр должен верить, в то, что он говорит – иначе ему не поверит зритель. В наших спектаклях звучит музыка военных лет, иногда незаслуженно забытые песни и мелодии. Да и технические сотрудники театра погружаются в эту атмосферу – ведь каждый год надо создать новое оформление сцены, подбирать костюмы для выступающих, искать максимально достоверное внешнее воплощение образов. А это значит – смотреть фото и видео материалы времён войны, создавать декорации, и, таким образом, не только развивать креативное мышление, но и погружаться в эту атмосферу. В такой работе ребята начинают по-настоящему глубоко понимать, что такое война и что такое Родина.

Наши композиции «Нет войне», поздравление ветеранов с днём Защитника Отечества и награждением их медалями «70 лет Победы», и спектакли «Памятники» и «Рядовые Великой войны» – наиболее яркие образцы нашей работы, можно найти в приложении.

Театр воспитывает такие личностные качества как ответственность, честность, взаимовыручка, умение дружить, умение выходить из сложных ситуаций. Ведь это детский театр, а значит, в любой момент актёры могут разволноваться, забыть реплику, поэтому, партнёрство для нас – не пустые слова, это жизненная необходимость. А из актёрского, сценического партнёрства рождается настоящая дружба.

Театр, безусловно, будит фантазию и развивает креативное мышление. Нередко ребята, не понимая всей сложности задачи, брались за очень сложные постановки. После летних каникул, придя в седьмой класс, наш коллектив решил ставить «Красавицу и Чудовище», отталкиваясь, естественно, от Диснеевского мультфильма. Ребята видели красоту этого фильма и хотели создать подобные образы на сцене. Я видела только проблемы. Именно о них я и сказала, как руководитель театра: очень сложная смена декораций, всего две женские роли, невероятно сложные костюмы, некоторые очень трудны физически – ведь в шкуре Чудовища будет живой актёр! А ещё – нет базового сценария! Но моих ребят это не напугало. «Сценарий? – сказали они, – напишем!». Я им: «Костюмы!», - а они мне: «Сошьём!».

Такой творческой работе, какую проделали мои ребята, может позавидовать любой настоящий театр. Привлекли даже родителей – кто-то шил костюмы (действительно очень сложные!), кто-то помогал ребятам сделать движущиеся декорации и нарисовать все картины, необходимые для  создания маленького городка, где жила Красавица. В сценарии появились новые герои, вернее, героини, вспомнили русскую версию сказки – «Аленький цветочек», и у главной героини появилась сестра, кстати, многие герои поменяли имена. Фантазия работала «на полную катушку». Необходимость быстрой смены сцен и декораций, абсолютно разное цветовое решение Городка и Замка Чудовища, заставила моих учеников по-новому взглянуть на проблему отсутствия сцены. Пришлось немало потрудиться и актёрам (пластические и танцевальные сцены занимают в нашей постановке не последнее место): пластическое воплощение Будильника и Подсвечника, отработка внятной речи из-под закрытой маски, плюс сложности костюмов – особенно Чудовища и Чайника. Но успех спектакля оправдал все трудности подготовки – зрители были в восторге, да и родители, которые пришли на премьеру, не узнавали своих детей.

В приложении есть сценарий, фотографии со спектакля, а также всё музыкальное сопровождение – ведь у нас, как в настоящем театре, у каждого героя своя музыкальная тема.

Театральная работа поддерживает физическое воспитание и требует следования здоровому образу жизни. Ведь прежде чем выйти на сцену, актёры проводят длительную подготовку – мы работаем над сценическим движением, делаем танцевальную разминку, учимся двигаться с различными предметами, занимаемся сценической речью, вырабатываем «долгое» дыхание. Вообще, актёрская работа немыслима в одном ряду с употреблением табака, алкоголя или наркосодержащих веществ, поэтому актеры (а они, кстати, часто выступают в агитбригадах «За здоровый образ жизни») не интересуются подобными вещами. Кроме того, их жизнь так заполнена театром и учёбой, что на глупости времени просто не остаётся. В приложении я предлагаю агитбригаду, которую мы придумывали вместе с ребятами на эту тему.

Девиантное поведение подростков является огромной проблемой современной школы, и профилактика такого поведения – одна из важнейших задач школьного театра. Неуспевающие, недисциплинированные  школьники, дезорганизаторы, и основные участники правонарушений и детских  преступлений встречаются в каждой школе. Но ребята моего класса, хоть и страдают иногда отсутствием дисциплины, стараются успевать по учебным предметам. Ведь девиантное поведение – это крик о помощи, попытка ребёнка обратить на себя внимание. А школьникам, регулярно выступающим на сцене, внимания всегда хватает. Также работа на сцене способствует воспитанию чувства собственного достоинства – ведь на них смотрит вся школа! А девиантное поведение совершенно не совместимо с достоинством. Таким образом, театр помогает моему классу успешно справляться с трудностями пубертатного периода, не переходя границы разумного и достойного поведения.

 

ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ

 «Если вы уверены, что всё под контролем,

значит, вы просто не всё знаете!»

Народная мудрость

Наверное, бывают идеальные классы, где все ученики старательны, умны, побеждают на олимпиадах и хотят всему научиться. Я таких классов не встречала, но должна же быть вера в чудо? В моём классе немного сильных ребят, в основном учатся средне, но это не значит, что они меньше других хотят внимания и признания! На момент знакомства, у нас были лидеры, маленькие группки, отдельные мирки, почти не соприкасающиеся друг с другом, был и аутсайдер – девочка-второгодница Катя, пришедшая в пятом классе. Её не принимали в игры, дразнили, не спрашивали её мнения, чаще всего просто не замечали. Когда мы начали работать, эта девочка, как и остальные, пришла в театр. И получила небольшую, но необходимую роль в постановке. На занятиях театральным мастерством я много времени уделяю театральным играм, направленным на сближение коллектива, на партнёрство и взаимопомощь в сценических ситуациях.

Пока мы ставили спектакль, отношения постепенно менялись – я с удовольствием видела, как ребята привыкают с ней общаться, вместе обсуждают возникающие вопросы. Да и разделение на группы стало почти условным. За первый год такой работы у нас не осталось «лишних» людей.  Каждый нашёл в классе своё место. А сам класс – сдружился, ребята научились работать в команде, ведь на сцене слаженный актёрский ансамбль – самое важное условие успеха.

Одна из самых частых проблем детей-актёров – «звёздная болезнь», когда после одной, двух успешно сыгранных ролей ребёнок решает, что он и так звезда, можно больше не работать, а роли он будет играть только главные. Эта ситуация решается достаточно просто, если вовремя заметить её появление. Ведь дети-артисты все гордятся собой, и с удовольствием возьмут на себя роль зазнавшегося партнёра. Обычно, одного подобного действенного предупреждения бывает достаточно, особенно, если актёр, заменивший «звезду» сыграет лучше. Но у такого решения проблемы есть обратная сторона. В зависимости от характера ребёнка, можно оттолкнуть его навсегда, отправить в неизвестность, предоставить возможность влиться в асоциальную группу, и, в итоге, потерять его как личность и достойного представителя социума. Более мягкий вариант – предложить ребятам сыграть сценический этюд «Я - звезда», или что-то близкое. Если «пациент» не глупый человек, (а «звёздная болезнь» редко передаётся недалёким детям), он всё поймёт, и скорректирует своё поведение.

У нас есть прекрасный актёр – Саша, он пришёл в театр ещё до того, как я стала классным руководителем, всегда очень трепетно относился к работе, великолепно работал на утренниках. Но после спектакля «Красавица и Чудовище», где ему выпала нелёгкая главная роль, Саша «заболел». Признание всей школы, комплименты по поводу его актёрской работы, все признаки уважения и восхищения в коллективе вскружили ему голову. Перед прощанием с Азбукой Саша очень долго не мог (вернее, не считал нужным), выучить текст, на репетициях отвлекался, начал говорить, что и без репетиций прекрасно всё сделает. Надо признать, что утренники – одна из самых сильных сторон этого актёра, и раньше мы все считали, что Саша лучше всех справляется с любой игрой, конкурсом, и может расшевелить даже самый тихий и скромный класс начальной школы. Необходимо было что-то делать, ведь актёр – это девяносто процентов работы и только десять процентов таланта. У нас бытует поговорка, что если таланта несколько меньше, просто надо добавить работы, и всё получится. Поэтому Слава, хоть и не блистал до этого на утренниках, взял на себя Сашину роль. Саша обиделся, пропустил две репетиции, и пришёл, – не мог не прийти! – на детский праздник. В каком же изумлении он был, когда Слава прекрасно проводил игры, делал всё, что делает обычно Саша, очень ярко и очень понравился и запомнился детям. Польза от этой ситуации вышла двойная: Слава переборол свой страх перед утренниками, а Саша, подумав немного,  подошёл ко мне и извинился за своё поведение.  

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

«Если вы серьёзно полагаете,

Что жизнь вас чему-то учит,

Значит, она вас так ничему

и не научила»

Б. Кригер

После пяти лет работы моего класса в театральном коллективе, я могу говорить об определенных результатах, причем эти результаты крайне разносторонние.

Во-первых, мои ребята приобрели огромное количество практических навыков, которые будут полезны им в дальнейшей жизни в независимости от того, свяжут ли они свое будущее с театром и профессией актера. Работа над декорациями, отсутствие финансирования и ограниченные средства научили их создавать привлекательную картинку не сцене, в том числе интерьер, из подручных средств. Особенно для девочек полезны оказываются те знания, которые они приобрели как гримеры: это и умение создавать образ при помощи причесок и макияжа, и понимание уместности и умеренности макияжа, и осознание важности грамотного и здорового ухода за своей внешностью – ведь даже самый щадящий грим можно накладывать только на ухоженную кожу.

Во-вторых, сложно переоценить значение полученных ими актерских навыков. За пять лет работы в театре все они научились держаться на публике, перестали бояться публичных выступлений. Музыкально-пластические композиции научили их хорошо двигаться и слушать музыку. Даже мальчики, которые, чаще всего, в подростковом возрасте отличаются неуклюжестью, научились владеть своим телом. Также необходимость часто учить наизусть большой текст развила у ребят хорошую память. И, несмотря на то, что начальные способности у всех были разные, сейчас даже наиболее слабые дети легко справляются с выучиванием прозы или поэзии наизусть.

В-третьих, существенно изменился уровень духовного развития. Постоянное соприкосновение с шедеврами русской и мировой литературы и музыки, осмысление вечных вопросов, которые ставили авторы, воплощение и проживание сложных классических образов сформировали у ребят нехарактерное для современных школьников уважительно отношение к классике.

Помимо духовного здоровья, театр способствовал улучшению физического. Потребность соблюдать здоровый образ жизни, частая дыхательная гимнастика и физические упражнения привели к тому, что мой класс реже других простужается, меньше болеет.

И, наконец, невозможно переоценить те нравственные установки, которые театр сформировал в душах детей. Актерское ремесло формирует понимание необходимости быть честными. Ребята понимают, что честность – основа их личного человеческого достоинства. Коллективная работа и постоянная взаимовыручка научили их ценить партнерскую поддержку, работать в команде и решать проблемы сообща, не ставить свои интересы выше интересов дела.

Мои ребята – отличные импровизаторы, они легко выходят из сложных ситуаций, не впадают в ступор от непредвиденных проблем.

К тому же, активное участие в делах школы, участие и победы в различных конкурсах и фестивалях обогатили их портфолио грамотами и благодарностями.