Театральные будни.

Иванова Надежда Ефимовна

Эта страничка расскажет, как проходят репетиции, как мы занимаемся в театре, как учимся менять себя для каждой новой роли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приоритетная цель школьного театра - личностный рост каждого участника совместного творческого процесса: и ребенка и взрослого и их взаимообогащение. Основой такого сотрудничества является стремление к диалогу как форме межличностного общения. В связи с этим существенно меняется и роль самого руководителя театра: его задача - координировать общие совместные действия. В такой работе педагог востребован в большей степени, чем режиссер в привычном для нас смысле этого слова, так как он призван учитывать личностные особенности ребенка, исходить из его индивидуальных потребностей, а не только осуществлять свои собственные идеи и замыслы.

Открытое занятие в рамках промежуточной аттестации воспитанников театра-студии «Магистраль»

Возраст обучающихся: 9-12 лет

Год обучения: 1 год обучения

Тема занятия: «Город творчества- Магистраль»

Тип занятия: комбинированное

Время занятия: 1 час 30 мин.

Конспект итогового открытого занятия театра-студии «Магистраль»

План занятия:

Вступительная беседа – 5 мин.

Теоретическая часть – 5 мин.

Практическая часть – 1 час 10 мин.

Подведение итогов – 10 мин.

Цель занятия: Проверка теоретических знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами, закрепление на практике.

Задачи:

Образовательные:

1. проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства, пластики.

2. снять мышечные и психологических зажимы;

3. формировать способности к импровизации;

4. способствовать переходу порога сцены, преодолев страх перед публичным одиночеством.

Развивающие:

1. развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, стремление к самовыражению;

2. развить способность к перевоплощению через создание этюдов;

3. развить физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

4. развить умения взаимодействовать с партнёром, навыки свободного общения, коммуникабельности

Воспитывающие:

1. воспитать умение работать в коллективе;

2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;

3. мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Методическое обеспечение

Методы:

Развитие творческого потенциала ребёнка: на основе различных игр. Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров. Т.е. при построении данного учебного занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи:

Метод физических действий;

Этот метод используется в работе над пьесой, сущность которого заключается в том, чтобы найти в пьесе точный событийный ряд, разбив ее на цепь событий, начиная с наиболее крупных и докапываясь до самых мелких. Это процесс познания материала. Этот метод вполне применим в работе над этюдами.

Голосо-речевой тренинг — освобождение природного голоса, формирование навыков открытого общения, систематическое совершенствованию речевого аппарата, постановка правильного дыхания, чёткой дикции.

Метод ритмического воспитания - «Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.

Актёрский тренинг - это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.

Метод игровой импровизации - применяется на разных этапах обучения актера: в целях развития восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами, в действенном, этюдном способе анализа пьесы и роли, выявлении характерности и в ряде других моментов обучения.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей.

Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех;

Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Метод усложнения заданий - от простого к сложному обязателен в обучении.

Упражнения:

«Хлоп-топ ритм»

«Хлопки» («Хлопки — ускорение», «Хлопок-ответ», «Хлопки хаотичные», «Хлопки – внимание».

«Ходьба по сцене»

«Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»

«Коробка передач — 5 скоростей»

«Повтори движение»

«Движение в предлагаемых обстоятельствах».

«Мостик»

«Воздух, жале, камень»

«Пристройка»

Этюды:

«Новости»

«Прогноз погоды»

«Интервью»

«Репортаж»

«Город «Магистраль»

«Жизнь предметов» (будильник, зеркало, радио-приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина, спички)

«Животный мир» (хомяк, котёнок, павлины, попугай, рыбки)

«Профессии» ( художник, модель, рыбаки, стоматолог)

«Цвета» (серый, оранжевый, зелёный, красный, розовый)

Традиции:

Исполнение «Гимна актёра» всеми обучающимися.

Рефлексия:

Анализ данного мероприятия самими учащимися через упражнение: «Свободный микрофон»

Формы работы: Групповая, в мини-группах (по индивидуальному заданию)

Наглядно-дидактические материалы: фото- и видео-презентация.

Музыкальное сопровождение:

Подборка музыкальных отрывков:

Заставка «Новости», «Прогноз погоды», «Музыкальные отбивки», «Jazzbit”, “Games tubes”, Оффенбах «Парижский балет» (галоп), Штраус «Трик-трак полька», Моцарт «Симфония №40», Бетховен «Симфония №5», «Begin-Ing» Boris Covac.

Условия проведения занятия, оборудование:

- Учебная аудитория со сценой, ширмами, стульями;

- форма одежды детей: футболки «Магистраль», чёрные брюки, удобная обувь.

- обязательное отсутствие колющих предметов, булавок, волосы у девочек собраны на резинку.

- театральные костюмы и атрибуты.

ТСО:

- музыкальный центр;

usb — накопитель с музыкой, фото, видео — материалом.

Ноутбук

мультимедийное оборудование

Сценарий проведения открытого итогового занятия

Вступительная беседа

Педагог:

Здравствуйте уважаемые родители, гости!

Театр-студия «Магистраль» приветствует вас на открытом аттестационном занятии воспитанников.

Сегодня для студийцев 1 года обучения состоится первое совместное выступление перед зрителем. Поприветствуем юных актеров.

Педагог:

Сейчас я хотела бы познакомить вас с тем чему обучает и что реализует образовательная программа театральной студии «Магистраль».

Сама идея создания театра-студии родилась от желания создать такое объединение единомышленников, где каждый смог бы развить свои творческие возможности, свою индивидуальность, самореализоваться по средствам театрального искусства.

Отсюда и цель образовательной программы - создание условий для развития творческих способностей, самовыражения, социализации детей и подростков, приобщения их к миру искусства через обучение основам театральной деятельности.

Современный мир диктует нам свои условия: что бы добиться успеха в жизни, надо уметь общаться. Значит, учить детей общению необходимо. Занятия актёрским мастерством в студии развивают в детях коммуникабельность. Не маловажно учить детей думать и видеть мир самостоятельно. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы видим, и не чувствуем окружающих, а театр - это всегда партнёрство, работа в коллективе.

Поэтому одной из важнейших задач образовательной программы театра-студии является создание дружного, творческого коллектива.

Образовательная программа предусматривает следующие дисциплины: дисциплины:

основы театральной культуры

актёрское мастерство

сценическая речь

пластика

грим

работа над спектаклем

хореография

На первом году обучения педагог театральной студии определяет главные задачи обучения, такие как:

Раскрытие и развитие творческих способностей ребёнка;

Снятие зажатости и эмоциональное раскрепощение;

Развитие навыков свободного общения и коммуникабельности;

Формирование умения концентрировать внимание

Развитие памяти, фантазии, воображения,

Воспитание наблюдательности, волевых качеств, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел;

Формирование способности выступать перед аудиторией

Воспитание личности, способной к сознательному систематическому творческому труду, к самостоятельной работе над ролью.

Постановка голоса, дыхание.

Умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией.

Теоретическая часть

Педагог: А сейчас слово предоставляю ребятам!

Практическая часть

Помощник режиссёра (сообщает из-за кулис): 1 минута до эфира!!

Выглядывает, видит, что ведущей нет на месте. В панике ищет выход из ситуации, но тут вбегает опоздавшая ведущая, садится за стол. Судорожно ознакамливается со сводом новостей.

Помощник режиссёра: 3 секунды, 2…1. Эфир!

Звучит заставка «Новости»

Ведущая случайно роняет лист, не успев ознакомится с текстом, пытается импровизировать! Но как только ей удалось поднять его, она уверенно и с улыбкой продолжает новости!

Этюд «Новости»

Этюд «Прогноз погоды» муз. заставка «Погода»

Ведущая приглашает в студию жителя города «Магистраль», который даёт короткое интервью.

Этюд «Интервью»

Репортаж с города «Магистраль»

Видео на экране. В это время на сценической площадке делается перестановка, убираются стулья.

ВИДЕО на экране:

Репортёр: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте уважаемые телезрители! Я веду свой репортаж с одной очень удивительной и необычной страны! Имя этой страны ЦВР «На Сумском». И как в любой другой стране, здесь очень много городов. Деятельность людей, живущих в этих городах совершенно различная, кто поёт, кто танцует, кто рисует! А сегодня мы посетим один из таких городов, имя которому «Магистраль». Я здесь не бывал, но наслышан! Так что предлагаю всё увидеть своими глазами!

Открывает дверь.

Видео прекращается, в дверь заходит репортёр и оператор.

В этот момент выходят «магистральцы» ,каждый занят своим делом: кто то читает, кто репетирует, кто пишет…итд.

Этюд «Город Магистраль»

Репортёр: Вот мы на месте, говорят, это театральный город, посмотрите, каждый занят своим делом! А давайте спросим, чем они занимаются!

Скажите, вы что то репетируете?

Магистралец 1: Это актёрский тренинг. Я готовлюсь к репетиции. А тренинг помогает раскрепоститься, снять зажимы, освободить мышцы от напряжения, развить внимание, фантазию, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства и.т.д.

Репортёр: Скажите пожалуйста, а чем ещё вы занимаетесь?

Магистралец 2: Формы наших занятий совершенно разные: это беседы, совместное прочтение литературного материала, упражнения, этюды, репетиции, просмотр спектаклей, коллективное посещение и участие в мероприятиях Центра.

Репортёр: А как давно вы живёте в этом городе?

Магистралец 3: Мы здесь первый год!

Магисталец 4: А давайте мы вам покажем, с чего всё начиналось и чему мы научились!

Репортёр: А нам с вами можно?

Все магистральцы: Конечно!!

Уходят за кулисы

5. Ритмическая зарисовка «Хлоп-топ ритм»

Дети показывают часть ритмического тренинга в форме ритмического номера. От простого ритма к сложному, от одного человека к группе.

«Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.

Ритмический тренинг – один из вариантов развития внимания. Он не только заставляет собирать внимание, а так же слух, чувство ритма, приучает слушать других, что помогает сплочению коллектива.

Педагог: Необходимая и неотъемлема часть во время репетиции, беседы, просмотра, выполнения упражнения — это внимание. В жизни оно непроизвольно и инстинктивно. Для сцены нам нужно воспитать иное качество внимания – целенаправленное, волевое.

Итак, следующее упражнение называется «Хлопки».

«Хлопки»

Педагог предает хлопок.

Задача воспитанников — поймать и вернуть его педагогу.

2 хлопка: 1-ый - поймали, 2-ой - отдали.

От участников требуется внимание и соблюдение ритма.

1. «Хлопки — ускорение»

2. «Хлопок-ответ»

3. «Хлопки хаотичные»

4. «Хлопки – внимание»

Педагог:

Ни одно из упражнений предыдущих и последующих, конечно, не может быть верно, выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания.

Эти упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности ,чувство локтя, ощущения себя в коллективе.

«Ходьба по сцене»

Итак, внимание наше сосредоточено, теперь необходимо физическое и психологическое раскрепощение, снятие внутренних и внешних зажимов, освободить мышцы от лишнего напряжения. Тоже существует множество упражнений, построенных как на статике, так и на динамике. Мы покажем цикл упражнений, построенных на постоянном перемещении в пространстве, хаотичном или упорядоченном.

Итак, движемся по аудитории, спокойный ритм, стараемся заполнять всю площадку, не оставляя пустых пятен.

«Упражнение на мышечное расслабление и напряжение»

У каждого человека свой жизненный ритм и темп. Эти понятия столь важные для сценической работы, лежат в основе тематической цепочки упражнений. Ритм – чередование каких либо элементов в звучании или движении, темп – степень быстроты в осуществлении чего-либо. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Объединяя эти два понятия, мы определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью. Актёру очень важно попасть в нужный темпоритм. Наш повседневный ритм жизни зависит от многих условий, как внутренних, так и внешних.

Итак, начнём упражнения с того, что заменим слово «темп» на «скорость»

Условно разделяем наше движение на 5 скоростей (как коробка передач).

«Коробка передач — 5 скоростей»

Упражнение на внимание, умение ориентироваться в пространстве, чувство партнёра, темпоритма, уже здесь вера в предлагаемые, фантазия, воображение, распределение мышечной энергии, умение быстро переключаться, чувство свободы.

Теперь упорядочим наше движение, идём по кругу, стараемся держать его ровным, расстояние на вытянутых руках.

«Повтори движение»

А сейчас мы добавим предлагаемые обстоятельства, плюс воображение. Зажим как излишнее физическое напряжение, доказывает нам К.С. Станиславский, парализует всякую творческую деятельность, сковывает психическую жизнь человека. Появления зажимов у детей неожиданны и разнообразны. Лучший способ борьбы с этими зажимами – увлечь игрой или предлагаемыми обстоятельствами. Необходимо проводить пластические тренинги на элементарном актёрском уровне, для некоторого овладения своим телом, что бы справиться не только с психологическими, но и с физическими зажимами.

«Движение в предлагаемых обстоятельствах».

Идём по песку, мокрому асфальту, смоле, лужам, по берегу моря, скользкому льду, по болоту, углям, тонкой досочке, через крапиву.…и.т.д.

А сейчас попробуем сконцентрироваться на одном из предлагаемых обстоятельств.

«Мостик»

И движемся с третьей, первой, второй, пятой, второй..и.т.д. скоростью. Сейчас по моему хлопку вы принимаете неожиданную для всех позу, так 3 раза. А сейчас попробуйте её оправдать., что бы вы делали в таком положении.

«Воздух, жале, камень»

Итак, третья скорость, игра «Воздух, желе, камень» Когда я говорю воздух – ваши движения становятся воздушными, лёгкими, камень – движения скованные , жёсткие, желе- движения плавные, пружинистые.

«Пристройка»

Магистралец: Это и есть актёрский тренинг! А сейчас мы бы хотели познакомить вас с нашими самостоятельными работами!

2 БЛОК - самостоятельная работа студийцев.

Педагог:

К.С. Станславский сказал: «Воображение создаёт то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем.»

Я всегда поражаюсь и радуюсь детской фантазии. Он и могут придумать то, что взрослые никогда не догадаются. Но целенаправленной и организованной её назвать трудно. Поэтому фантазию нужно направлять в заданное русло. Коллективное творчество рождает более глубокие эмоциональные и социальные переживания! Поэтому детям необходим тренинг для развития фантазии. В этом нам помогли этюды:

«Жизнь предметов»

(муз. «Jazzbit»)

Ребята показывают собственные одиночные этюды на задание «Предмет». Все предметы находятся в одной комнате и с ними взаимодействует человек. (будильник, зеркало, радио-приёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина)

Этюд «Спички»

«Животный мир»

Показ собственных одиночных и групповых этюдов на тему «Животные». (хомяк, котёнок, павлины, попугай, рыбки)

«Профессии»

(муз.Оффенбах «Парижский балет» (галоп), Штраус «Трик-трак полька», Моцарт «Симфония №40», Бетховен «Симфония №5»)

Показ самостоятельных этюдов на тему «Профессия» (художник, модель, рыбаки, стоматолог)

«Цвета»

(«Begin-Ing» Boris Covac)

Показ самостоятельных этюдов на тему «Цвет»

Выходит репортёр

Репортёр: Вот мы и побывали в чудном городе Магистраль. К сожалению, наше путешествие заканчивается, и я прощаюсь с вами, передаю слово Екатерине. Екатерина?

Екатерина: спасибо Николай. Уважаемые телезрители, надеюсь вы узнали много нового и не скучали! Наша программа подходит к концу! С вами была я – Екатерина Стиженова! До свидания! До новых встреч!

Финальный номер «Маски» - Гимн актёра.

Пока затишье и пока,

Блестит во мраке капля света!

В огромном зале тишина,

Ещё не начался спектакль.

И холодна пустая сцена!

И холодна пустая сцена!

Актёр, иди туда, смелей!

По театральному закону

Плачь, смейся, сердце не жалей,

Слова любви, как дождь пролей,

Всё до последнего поклона!

Всё до последнего поклона!

Спектакль закончился, Пора!

Взорвали зал аплодисменты!

Поэт сказал «вся жизнь-игра»,

Взошла актёрская звезда

И засияла ярким светом!

И засияла ярким светом!

Подведение итогов

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Конспект урока театра «Жемчужина»

1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа с карточками (мимическая гимнастика для обезьянок): страх, удивление, веселье, злость, зазнайство, глупость.

4. ПО-ГО-ВО-РИМ – ПО-РАС-СУЖ-ДА-ЕМ!

Что бы произошло, и что бы ты делал, если бы…

а) из крана полился апельсиновый сок?

б) из тучи вместо дождя стал падать изюм?

в) ложка стала бы карандашом?

г) деревья покрылись бы книжными страницами?

5. Рассказываем стихи:

         шепотом,

         с пулеметной скоростью,

         со скоростью улитки,

         как роботы,

         как иностранцы.

Переменка. Игра: «Хороводная чепуха».

Взялись за руки. Каждый задумал свою песню.

Первый запевает, второй вступает со своей песней, третий – со своей… и т.д. Задача удержать свою мелодию, допеть до конца. Приветствуем победителя.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Выучить и проговаривать медленно и четко скороговорки:

«Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши»

«Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои».

2. Продумать телефонный разговор. Найти конфликт.



Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ КРУЖКА (Приложение № 2)

Механизм оценки результатов (на основе наблюдения)

Акцент в организации театральной деятельности коллектива «Жемчужина» делается не только на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, но и на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. Отсюда критерии оценки деятельности, сделанные на основе наблюдения и анализа работы учащихся 2-го и  3-го и старше годов обучения.

1. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает.

2. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но редко использует средства выразительности.

3. Навыки актёрской деятельности.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует в рамках заданной роли в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки актёрской деятельности в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками.

4. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.


2-й год обучения

 3-й и старше год обучения



Предварительный просмотр:

Значение театрализованной деятельности
в 
развитии школьников

Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.

Врачи, физиологи, педагоги утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона (Н. Бехтерева, Д. Камбарова, С. Маневский, В. Матвеева). Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя. И даже создания целого спектакля.

Организация работы театральной студии
детей школьного возраста

В процессе работы в театральной студии с детьми была поставлена следующая цель.

Цель: вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников, развития эмоциональности у детей.

Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:

1. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, выразительных движений и интонации.

2. Развитие творческих способностей детей, средствами театрализованной деятельности.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизацию на детских музыкальных инструментах.

Свою работу с детьми в театральной студии я разделила на три основных этапа

Этапы работы

1-й этап – “Открытие”

Открытие ребенка в театрализованной деятельности для педагога, и открытие для ребенка радости общения с театром.

Задачи первого этапа:

1. Выявить уровень эмоционального развития.

2. Определить основные направления развития эмоциональной сферы ребенка.

3. Подобрать драматический материал, с учётом полученных данных.

Для решения поставленных задач на первом этапе, использовала набор многофункциональных упражнений, которые помогают “раскрепостить” детей, помочь обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Эти упражнения строятся согласно нескольким принципам: игрового самочувствия; от простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию образа, большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Например: “Знакомство– дразнилка”, “Крэо–крау”, “Поводырь”, “Зеркало”, “Звучащие игрушки”.

На основе результатов диагностики, участников театральной студии производится подбор драматического репертуара.

Драматический репертуар должен соответствовать следующим основным формам: создание новой оригинальной пьесы; инсценировка литературного произведения; адаптация готовой пьесы к условиям конкретного театрального коллектива, спектакли должны быть недлинные (не более 40–45 мин.). Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но и в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

2-й этап – “Развитие”

Второй этап – самый длительный и продуктивный. Непосредственно развивающая работа, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Основная задача этого этапа – это воспитание свободных людей, т.е. помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.

На данном этапе используются упражнения – тренинги на развитие: внимания, воображения, силы голоса, речевого дыхания, выразительности речи, мимики и жестов, коммуникативных способностей.

3-й этап – “Творчество”

Это важнейший этап. Его основное содержание – создание и участие в спектакле (инсценировке).

Задачи:

1. Развивать потребность в активной театральной деятельности.

2. Развивать индивидуальные особенности детей в театральной деятельности.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать следующие правила: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Основные этапы работы с актёрами над спектаклем

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.

Главное педагог должен похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

И последний, заключительный раздел – это повторные показы спектакля (инсценировки). Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и тоже. Этого можно избежать, если играть спектакль в разных составах. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).

 Театр – модель жизни. И, работая на сцене, ребенок учится не только основам актерского искусства. Уверенность в своих силах, умение разбираться в людях и жизненных ситуациях, концентрироваться и собирать внимание, держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, самостоятельность мышления, высокий интеллект и умение созидать новое необходимы ребенку в жизни.



Предварительный просмотр:

В учреждениях общего образования. Внимание: опыт!

Школьный театр как средство

воспитания и социализации детей

Н.Е. ИВАНОВА,

учитель музыки и истории Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Центр образования № 5 им. Героя России Максима Сураева»,

руководитель школьного театра «Жемчужина»,

 г. Ногинск, Богородский городской округ, Московская область

 «Я люблю сцену, на ней все

гораздо правдивее, чем в жизни»

 О. Уайльд

Если бы учителя, как рыцари на турнирах, имели девиз, я бы, не задумываясь, выбрала бы себе девизом изречение Карло Гоцци: «Мы не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой».

Десять лет назад, если бы мне кто-нибудь сказал, что я стану учителем, да еще и в своей родной школе, я удивилась бы бы очень сильно, потому что никогда не представляла себя в роли учителя.

Однако так получилось, что я окончила педагогический институт, и выбрала его не из любви к профессии, а из-за наличия в нем вечернего отделения, которое мне было необходимо, чтобы совмещать учебу с работой.

Свою жизнь я планировала связать с музыкой и сценой, и все к этому располагало. Сначала была музыкальная школа и музыкальное училище – выступления на сцене, игра на рояле и много вокала, поиск ярких образов. Потом новый уровень – своя рок-группа, с которой мы выступали в небольших клубах. Я была солисткой и автором песен, уже по-новому осваивала сцену, и, кроме того, училась руководить творческим коллективом и создавать самостоятельно тот продукт, то искусство, которое этот коллектив представляет зрителям.

В институте мне тоже в некотором роде повезло – мой курс попал в экспериментальную программу внедрения театрального искусства в педагогическую деятельность. Правда, я по-прежнему не представляла, что буду применять эти знания на практике.

Когда моя дочь училась в школе, я часто приходила в ее класс, помогала, чем могла: делала с ребятами музыкальные композиции ко Дню Победы, писала капустники ко Дню учителя, но не относилась к этому как к работе, тем более – как к призванию, хотя, безусловно, работать с детьми мне было интересно.

Однажды, после одного из капустников, ко мне подошел директор школы, мой бывший классный руководитель, с предложением, от которого было трудно отказаться. Он пригласил меня в школу на работу – но в качестве не учителя, а организатора мероприятий: в то время еще существовала должность вожатого. Я согласилась, даже не представляя, во что это выльется.

Так получилось, что неожиданно к моим занятиям с детьми добавилась музыка и пригодился мой диплом. Приняв на себя руководство театральным кружком, пребывавшим в то время в зачаточном состоянии, я активно принялась применять на практике знания, которые получила в пединституте, попутно убедившись, что мало что знаю о театре как таковом, а о школьном – и подавно. Постепенно, методом проб и ошибок, я пришла к пониманию того, как надо руководить детским театральным коллективом, что главное в этом деле – не диктат, а сотрудничество. Оказалось, что не только я учу чему-то детей, но и они учат меня. Вместе мы набирались опыта написания сценариев наших постановок, вместе наполняли нашу костюмерную театральными нарядами, вместе обустраивали сцену и рисовали декорации…

И все шло своим чередом, пока пять руководство школы не доверило мне классное руководство. Было это пять лет назад, и, надо признать, такое поручение поначалу меня сильно испугало – ведь я по-прежнему воспринимала себя не столько как учителя, сколько как человека искусства, музыканта. А тут на меня возложили ответственность за целый класс, в котором двадцать шесть детей!

На первом же собрании класса я предложила моим воспитанникам приходить на занятия в театральной студии. И, к моему удивлению, уже на следующее занятие театрального кружка пришли все двадцать шесть моих учеников…

С тех пор минуло пять лет, и весь мой класс по-прежнему участвует в работе школьного театра. Многие ее аспекты изменились, но принцип сотрудничества остался. Мы – полноценная театральная труппа, и за пять лет мои ученики превратились в ярких актеров, способных музыкантов, художников. А самое главное – они впитали в себя дух сотрудничества, взаимопомощи и понимание того, что есть в жизни приносящее радость творчество.

Цели и задачи

«Ставьте перед собой большие цели,

по ним тяжелее промазать».

Народная мудрость

Французскому философу Жилю Делёзу принадлежит такая фраза: «Мы ничему не учимся у того, кто говорит: “Делай, как я!”. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят: “Делай со мной!”». Учитель сам должен быть яркой личностью, чтобы воспитать кого-то. Честность, терпимость, интеллект, жизнелюбие, уважение к людям, способность сопереживать и помогать, умение дружить, желание учиться – эти качества представляются очень важными для человека любой профессии, а для учителя – особенно.

Цель моей работы – не только научить ребенка, но и помочь ему раскрыть себя, проявить свои способности и таланты. Билл Гейтс говорил, что «жизнь становится намного веселее, если подходить ко всем ее вызовам творчески». И каждый учитель, наверное, с этим согласится, ведь без творчества нет работы учителя и нет хорошей школы.

Классное руководство – особая миссия, сочетающаяся с огромной ответственность, для каждого учителя это дополнительная «проверка на качество». Дети смотрят на нас, работают с нами, и оценивают нас. Каждый наш шаг, каждое слово подвергается с их стороны строгой проверке и оценке. Стоит только сделать что-то не так, допустив мысль, что дети – «маленькие и не поймут», как капкан захлопывается, и дальше работать в школе оказывается невозможно. Писатель Сергей Федин сказал замечательные слова: «Начав задавать вопросы, ребенок становится человеком, перестав их задавать – взрослым». И нет ничего более печального, чем учитель, который все знает, все умеет и всему уже научился.

Как классный руководитель, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создать трудоспособный и дружный коллектив;
  • ставить коллективные цели и задачи, в том числе, личностно-ориентированные;
  • контролировать нравственно-психологический климат, условия комфортного сотрудничества учеников;
  • создать условия для самореализации всех детей;
  • корректировать межличностные отношения, способствующие разрешению конфликтов между учениками;
  • стимулировать позитивное поведение учащихся;
  • оказывать помощь в сложных, затруднительных ситуациях;
  • координировать взаимодействие учителей, учащихся и родителей.

Эти истины, очевидные для опытных педагогов, открывались мною заново. Старалась опираться на опыт воспитания собственных детей, на жизненный опыт и навыки организатора, на понимание важности тесных дружеских связей в классе. Составила план, по которому начинала путь классного руководителя. И сегодня, пять лет спустя, я не могу сказать, что мой класс – самый лучший театр, но зато уверенностью могу утверждать, что мой театр – безусловно, самый дружный класс.

Театр как средство воспитания

«Театр – не отображающее зеркало,

а увеличительное стекло».

В. Маяковский

Став классным руководителем, я столкнулась с определенными проблемами: детей много, каждый хочет своего, есть непонимание и неприятие друг друга, есть лидеры и аутсайдеры. Что может объединить всех? Что позволит детям понять и уважать друг друга? Как создать коллектив, который сможет воспитывать внутри себя личность в каждом? Я нашла ответ в своем любимом деле – в театре.

Мне действительно не нравится кого-то чему-то учить. Больше всего на свете я люблю две вещи – учиться и создавать спектакли. И мои ребята в этом деле стали моими соратниками, друзьями, помощниками, а в чем-то – и учителями.

Театр – модель жизни в действии, только гораздо более выпуклая и яркая, чем жизнь. Каждый из нас с первых дней и до конца жизни играет разные роли. У детей это роли послушного или непослушного ребенка, хорошего или плохого ученика, друга или врага – этих ролей не счесть. Ведь в детстве и «звезды светят ярче», и восприятие всего происходящего более острое, и полученный опыт не заслоняет реальность.

К.С. Станиславский говорил, что «нет маленьких ролей – есть маленькие актеры». И моя задача – помочь ученикам открыть в себе БОЛЬШОГО актера. Зажечь в них интерес к самопознанию, подтолкнуть к открытию своих способностей и талантов. Я твердо верю, что бездарных детей нет – в каждом ребенке есть зернышко таланта, и я должна помочь ребенку его талант проявить и развить.

Самодеятельный театр особенно нуждается в поддержке,  ему требуются сцена, декорации, костюмы, репертуар. К этому добавляется отсутствие у детей-актеров необходимого мастерства и опыта. Но я всегда следовала той истине, что «дорогу осилит идущий». С другой стороны – школьный театр создает прекрасные возможности для формирования дружного коллектива, в котором успех общего дела зависит от успеха каждого.

Вы скажете – не все могут играть на сцене. И действительно, есть люди, которые к этому просто не способны. Но лично для меня прелесть театра в том и состоит, что каждому человеку в нем можно найти занятие по душе и по способностям. Кто-то влюбляется в сцену с первого выхода на нее, с первой малюсенькой роли, и у которого все получается. Другой боится публики до дрожи, но прекрасно подбирает и придумывает костюмы. Третий обнаруживает в себе интерес к занятиям с малышами – работа на детских утренниках является важной составной частью нашей театральной деятельности. Даже такое, казалось бы, нехитрое дело, как оформление сцены, требует от тех, кто этим занимается, и определенных навыков, и мастерства, особенно если учесть, что постоянной сцены у нас нет.

Главное в том, что занятие в нашем театре находится для каждого. Приведу маленький пример. В моем классе есть девочка по имени Ира – очень скромная, симпатичная, способная. В шестом, седьмом классах она играла на сцене, но получалось у нее не очень. Очень переживала, боялась публики, на представлениях всегда выглядела слабее, чем на репетиции. Однажды героям нашей постановки понадобились сложные прически. Ирина взялась их делать и поразила всех изысканностью и красотой своего искусства. И теперь Ира – главный парикмахер нашего театра.

Направления работы

«Так бывает довольно часто:

главную трудность представляет не главная роль».

Дж. Б. Шоу

Наша театральная деятельность удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым мною, как педагогом, к работе по воспитанию детей. Формирование многогранной личности ребенка требует оказания на него воспитательного воздействия по самым разным направлениям. Назову основные из них, где, на мой взгляд, особенно велико влияние занятий в театральной студии:

  • нравственное воспитание;
  • патриотическое воспитание;
  • воспитание личностных качеств;
  • развитие фантазии и креативного мышления;
  • развитие способностей;
  • привитие здорового образа жизни;
  • профилактика девиантного поведения.

Школьный театр активно задействуется при организации и проведения всех традиционных школьных мероприятий. С начала и до конца учебного года мы обеспечиваем театрализованными представлениями каждый отмечаемый в школе праздник, будь то День знаний, День учителя, Посвящение в первоклассники, Праздник осени, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, Прощание с Азбукой, День Победы или что-то еще. Все самые значимые в жизни страны, области, города, образовательного учреждения события в школе проходят при непосредственном участии школьного театра.

На первый план, помогая маленьким актерам осознать важность прописных истин (что надо уважать других людей, ценить чужой труд, проявлять милосердие, помогать нуждающимся и др.), выходит нравственное воспитание.

Работая на утренниках для начальной школы, ребята примеряют на себя роль учителя, ведь им приходится руководить младшими школьниками, вовлекать их в игры, проводить с ними конкурсы, поддерживать среди них дисциплину. Эти праздники помогают нашим актерам подружиться, сблизиться с младшими детьми. Потом еще долгое время после утренника малыши, встречая школьных артистов в коридорах на переменах, выражают им свои восхищение и признательность, создавая для них ситуацию успеха и всешкольной славы. Крики: «Смотри, Царь Дневник, Королева Осень!» сопровождаются бурным проявлением любви и поклонения. Нередко можно наблюдать картину, когда кто-то из наших актеров стоит, облепленный толпой первоклассников, не в состоянии тронуться с места – все они хотят хотя бы прикоснуться к своему кумиру! Подобные моменты воспитывают в наших служителях Мельпомены чувства ответственности и внутреннего достоинства. Ведь, в самом деле, не может же Дед Мороз курить в туалете или ломать школьную мебель!  

Немалую роль в нравственном воспитании играет близкое знакомство детей с литературной, кинематографической и музыкальной классикой. Одно дело – прочитать рассказы А.П. Чехова, другое – создать на сцене чеховские образы, причем сделать это так, чтобы действие захватывало зрителей, было для них по-настоящему интересным. Или воплотить на сцене слова, поступки бессмертных персонажей произведений А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и У. Шекспира, и при этом добиться того, чтобы сидящие в зале зрители поняли всю красоту и уродливость, мудрость и глупость, благородство и низость чувств и помыслов действующих на сцене героев…

Театр дает возможность прочувствовать огромную важность для создания театрального образа музыки, вводит в мир музыкой классики – классические драматургические произведения с классической музыкой неразделимы.

Огромную роль театр играет в патриотическом воспитании. Празднование Дня защитника Отечества и Дня Победы побуждает юных артистов обращаться к художественным произведениям военной тематики, читать со сцены стихи поэтов-фронтовиков, ставить музыкально-литературные композиции и спектакли о войне и подвиге советских людей, наших предшественников, одолевших страшного и опасного врага. Все это помогает детям погрузиться в атмосферу военного лихолетья, проникнуться атмосферой каждодневного подвига, служения Отечеству, которая насыщала жизнь наших дедов и прадедов. Ведь актер должен верить в то, что он делает, говорит – иначе ему не поверит зритель. В наших спектаклях звучат песни, мелодии военных лет. Технический персонал школьного театра тоже погружается в эту атмосферу – ведь необходимо соответствующим образом оформить сцену, для достоверного воплощения образов фронтовиков подобрать костюмы. Чтобы их сшить, создать декорации, предварительно надо просмотреть фотографии, и кинофильмы военных лет, впитать в себя эту ауру.

Театр воспитывает у детей-актеров такие личностные качества, как ответственность, честность, взаимовыручка, умение выходить из сложных ситуаций. Ведь это театр детский, а значит, в любой момент артисты могут разволноваться, забыть реплику… Поэтому партнерство, чувство локтя для нас не пустые слова, а жизненная необходимость. И мы имеем возможность постоянно наблюдать, как актерское, сценическое взаимодействие детей перерастает в настоящую дружбу.

Театр, безусловно, развивает фантазию и креативное мышление. Нередко случалось так, что ребята, не понимая всей сложности задачи, брались за очень сложные постановки. После летних каникул придя в седьмой класс, наш коллектив решил поставить «Красавицу и Чудовище» по мотивам одноименного диснеевского мультфильма. Ребята решили воплотить на сцене гуманизм и красоту этого произведения. Я же в этом их замысле видела массу подводных камней, о чем, как руководитель театра, и сказала: очень сложная смена декораций, всего две женские роли, невероятно сложные костюмы, в которых актеру очень трудно находиться даже просто физически – например, в шкуре того же Чудовища. К тому же нет базового сценария… Но моих ребят все это не остановило. «Сценарий напишем, костюмы сошьем!», – уверенно заявили они. И надо признать, что такой энергичной творческой работе, какую проделали они, мог бы позавидовать любой настоящий театр. Трудились сами и привлекли родителей: кто-то шил костюмы (действительно, очень сложные!), кто-то участвовал в сооружении движущихся декораций, кто-то рисовал Городок, в котором жила Красавица. В сценарии появились новые персонажи: вспомнили русскую версию «Красавицы и Чудовища» – сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», и у главной героини появилась сестра (кстати, многие герои поменяли имена). Фантазия ребят работала на полную катушку. Необходимость быстрой смены места действия и декораций, абсолютно разное цветовое решение Городка и Замка Чудовища заставили моих учеников по-новому взглянуть на проблему отсутствия сцены и постараться решать ее нестандартно. Пришлось немало потрудиться и актерам, проявив свое мастерство в пластике, танце, декламации, да и просто показав свое умение терпеть неудобства (пластическое воплощение Будильника и Подсвечника, отработка внятной речи из-под закрытой маски, сложности пребывания в костюмах – особенно Чудовища и Чайника). Однако успех спектакля оправдал все трудности его подготовки: юные зрители были в восторге, да и родители, которые пришли на премьеру, – тоже.

Театральная деятельность поддерживает физическую форму самодеятельных артистов и побуждает их следовать здоровому образу жизни. Прежде чем выйти на сцену, актеры проводят серьезную подготовку – работают над сценическим движением, делают танцевальную разминку, учатся двигаться с различными предметами, занимаются постановкой сценической речи, вырабатывают «долгое» дыхание. Все это никак не совместимо с употреблением табака, алкоголя, психоактивных веществ и напрочь отвергается нашими юными артистами. Многие из них активно участвуют в акциях агитбригад «За здоровый образ жизни!».

Большой проблемой современного общества, в том числе и школы, является девиантное поведение подростков. Поэтому профилактика данного явления – одна из важнейших задач школьного театра. Неуспевающие, недисциплинированные, дезорганизующие учебный процесс, совершающие правонарушения подростки встречаются в каждой школе. Но ребята моего класса, хотя и у них тоже случаются нарушения дисциплины, стараются успевать по всем учебным предметам. Надо понимать, что девиантное поведение ребенка – это его крик о помощи, попытка обратить на себя внимание. Школьникам же, регулярно выступающим на сцене, внимания всегда хватает. Кроме того, работа на сцене способствует самоутверждению детей, воспитанию у них чувства собственного достоинства – ведь на них смотрит вся школа! А девиантное поведение с чувством собственного достоинства никак не совместимо. Таким образом, приобщение к театральной деятельности помогает ученикам моего класса успешно справляться и с трудностями пубертатного периода.

 Проблемы и их решение 

«Если вы уверены, что все под контролем,

значит, вы просто не все знаете».

Народная мудрость

Наверное, бывают идеальные классы, где все ученики старательны, умны, побеждают на олимпиадах и хотят всему научиться. Лично я таких классов не встречала, но надо же верить в чудо… В моем классе сильных учеников не так уж много, в основном ребята учатся средне. Но это вовсе не значит, что они меньше других хотят внимания и признания…

На момент моего знакомства с классом в нем были лидеры, вокруг которых формировались маленькие группки, отдельные мирки, почти не соприкасающиеся друг с другом. Был и аутсайдер – девочка-второгодница Катя, пришедшая к нам в пятом классе. Ее не принимали в игры, дразнили, ни о чем не спрашивали, чаще всего просто не замечали, игнорировали. Когда мы начали работать, эта девочка, как и все остальные дети, пришла в театр и получила хоть небольшую, но очень важную роль. Надо сказать, что на занятиях по сценическому мастерству я много внимания уделяю театральным играм на сближение коллектива, формирование у юных артистов партнерских отношений. И в процессе этого отношение ребят к Кате постепенно стало меняться – я с удовольствием наблюдала, как они привыкают с ней общаться, вместе обсуждают разные вопросы. Да и разделение детей на группы стало почти условным. За первый год такой работы у нас не осталось «лишних» людей – каждый ученик класса нашел в нем свое место, а сам класс – сдружился, ребята научились работать в команде, прочно усвоив, что на сцене слаженный актерский ансамбль – главное условие успеха.

Одна из самых частых проблем детей-актеров – «звездная болезнь», когда после одной-двух успешно сыгранных ролей ребенок решает, что он и так «звезда», поэтому можно больше не работать, а роли он будет играть только главные. Если проявления «звездности» вовремя заметить, эта ситуация решается достаточно просто. Ведь юные артисты все гордятся собой и с удовольствием возьмут на себя роль зазнавшегося партнера. Обычно, одного подобного действенного предупреждения бывает достаточно – особенно, если актер, заменивший «звезду», сыграет лучше его. Но у такого решения проблемы есть обратная сторона. В зависимости от характера ребенка, его можно оттолкнуть навсегда, побудить присоединиться к плохой компании, и, в итоге, потерять его не только как творческую личность, но и как достойного члена общества. Более мягкий вариант – предложить ребятам сыграть сценический этюд «Я – “звезда”!», или что-то в этом роде. Если «пациент» – человек неглупый (а «звездной болезнью» редко страдают недалекие люди), он все поймет и скорректирует свое поведение.

В этой связи приведу такой пример. У нас есть прекрасный актер – Саша, он пришел в театр еще до того, как я стала классным руководителем, всегда очень трепетно относился к работе, великолепно работал на утренниках. Но после спектакля «Красавица и Чудовище», где ему выпала нелегкая главная роль, Саша «заболел». Общешкольное признание, восторженные комплименты, проявления уважения и восхищения вскружили ему голову. Перед мероприятием «Прощание с Азбукой» Саша очень долго не мог (вернее, не считал нужным) выучить текст, на репетициях отвлекался, заявлял, что и без репетиций прекрасно все сделает. А надо отметить, что утренники – одна из самых сильных сторон этого актера, и раньше мы у нас считалось, что Саша лучше всех проводит игры, конкурсы и может расшевелить даже самых тихих и скромных учеников начальной школы. С таким отношением Саши к репетиционным занятиям необходимо было что-то делать, ведь мастерство артиста – это девяносто процентов работы и только десять процентов таланта. У нас бытует поговорка, что если таланта несколько меньше, то просто надо добавить работы, и все получится. Поэтому другой актер нашего театра, Слава, хоть и не блистал до этого на утренниках, взял на себя Сашину роль. Саша обиделся, пропустил две репетиции, но все же пришел, – не мог не прийти! – на детский праздник. В каком же изумлении он был, когда увидел, как замечательно Слава проводит игры и выполняет все то, что прежде делал сам, каким успехом он пользуется у публики! Польза от этой ситуации вышла двойная: Слава переборол свою неуверенность перед выступлениями на утренниках, а Саша переосмыслил свое поведение. Потом Саша подошел ко мне и извинился, признав, что вел себя неправильно.

РЕЗУЛЬТАТЫ

«Если вы серьезно полагаете,

что жизнь вас чему-то учит,

значит, она вас так ничему и не научила».

Б. Кригер

После пяти лет работы моего класса в театральном коллективе я могу говорить об определенных достигнутых результатах.

Во-первых, мои ребята приобрели много практических навыков, которые будут полезны им в жизни независимо от того, чем они будут заниматься. Работа над декорациями при ограниченности в средствах научили их создавать привлекательную картину сцены, включая интерьер, из подручных материалов. Для девочек очень полезными оказываются знания, которые они приобрели как гримеры: это и умение создавать образ при помощи причесок и макияжа, и понимание уместности и умеренности макияжа, и осознание важности грамотного, здорового ухода за своей внешностью – ведь даже самый щадящий грим можно накладывать только на ухоженную кожу.

Во-вторых, сложно переоценить значение полученных детьми актерских навыков. За пять лет работы в театре все они научились держаться на публике, перестали бояться публичных выступлений. Участие в музыкально-пластических композициях научило детей хорошо двигаться и слушать музыку. Даже мальчики, которым в подростковом возрасте свойственна неуклюжесть, научились владеть своим телом. Необходимость заучивать наизусть большие тексты развила у ребят хорошую память. Притом что у детей разные способности, даже те из них, кто изначально не обладали хорошей памятью, сейчас легко справляются с выучиванием наизусть стихов и прозы.

В-третьих, благодаря участию в театральной деятельности у детей существенно повысился уровень духовного развития. Постоянное соприкосновение с шедеврами русской и мировой литературы и музыки, осмысление вечных истин, вопросов, которые ставили великие авторы, воплощение и проживание сложных классических образов сформировали у моих учеников нехарактерное для современных школьников уважительно отношение к классике.

Помимо укрепления духовного здоровья, занятия театральной деятельностью способствовали улучшению физических кондиций детей. Потребность вести здоровый образ жизни, частые физические упражнения и дыхательная гимнастика привели к тому, что ученики моего класса реже других простужаются, меньше болеют.

И, наконец, невозможно переоценить те нравственные установки, которые театр заложил в души моих воспитанников. Актерское ремесло формирует у ребят понимание необходимости быть честными. Они осознают, что честность – основа их личного человеческого достоинства. Коллективная работа и постоянная взаимовыручка научили их ценить партнерскую поддержку, работать в команде и решать проблемы сообща, не ставить свои интересы выше интересов дела.

Мои ученики – отличные импровизаторы, они легко выходят из сложных ситуаций, не впадают в ступор из-за непредвиденных проблем. Наконец, важно и то, что активное участие в делах школы, победы в различных конкурсах и фестивалях обогатили их портфолио грамотами и благодарностями.