4.Родителям

Шиморина Татьяна Анатольевна

1.          Для родителей хочется привести слова Татьяны Тарасовой. Тренер и родители обязательно должы идти вместе, смотреть в одну сторону, чтобы добиться спортивных успехов. Точно также и в общеобразовательной школе учитель и родители должны быть вместе, а не на разных берегах, чтобы ребенок чувствовал поддержку и добился жизненных успехов. Уважаемые родители, обязательно прочитайте эту статью, чтобы ваш ребенок был был счастлив в этой жизни.

Татьяна Тарасова "О тандеме тренера и родителей".

____________________________________________________________________________

2.      Как мотивировать подростка на учебу? Многие дети во время пубертатного периода начинают терять интерес к занятиям, предпочитая проводить время в компании друзей, за компьютером, на прогулках. В силу возраста ребенок еще не способен в полной мере осознать необходимость и важность такого аспекта жизни, как достойное образование. Ваша задача как родителя:

  • Обрисовать все плюсы, которые приносит хорошая учеба.
  • Выявить интересы и увлечения вашего ребенка.
  • Привить любовь к учебе. Вообще-то над этим пунктом надо работать, начиная с первого класса, а то и раньше.

           Если у вас возникли проблемы, ознакомьтесь со статьей "7 способов мотивировать ребенка учиться".

_________________________________________________________________

 

3.        Информационная безопасность детей.

     Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Законе № 436 – ФЗ, регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Памятка для родителей.Информационная безопасность детей.

Тест на интернет-зависимость.

________________________________________________________________

4.        Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин

          Каждый вечер вы с ребенком часами просиживали за уроками. Вы точно знали, что ему задали, вместе готовили презентации и мастерили поделки, когда он уже спит.

Это была начальная школа. Как же быть сейчас? Ребенок в 5 классе. Помогать или приучать к самостоятельности? 

У практикующего психолога Ларисы Сурковой есть 5 весомых аргументов, почему этого делать не надо.

Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин.

________________________________________________________________

5.      Советы детского психолога.

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при вынужденном длительном нахождении дома: советы детского психолога.

Для этого необходимо:

1. Поддерживать и культивировать спокойную и доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая».

2. Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами и эмоциями. Рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций.

3. Посочувствуйте, скажите ребенку, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.

4. Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение).

5. Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных стрессовых состояний.

________________________________________________________________

6. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЙТИ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Памятка для родителей.

1. Устройте семейное собрание: обсудите новый распорядок дня, объясните ребенку, что дистанционное обучение — это не каникулы, установите зоны ответственности.
2. Соберите в одном месте контакты учителей, ссылки на платформы и пароли. Покажите этот список ребенку.
3. Будьте на связи с учителем, не пренебрегайте первыми онлайн-собраниями.
4. Составьте список заданий от всех учителей. Обязательно запишите даты сдачи.
5. Старайтесь разделить время учебы и время игр. Чтобы соблюдать режим, вместе с ребенком составьте распорядок дня и план заданий на неделю. Такое расписание можно повесить возле рабочего стола.
6. Просматривайте работу, которую ребенок выполнил за день. Не ругайтесь, если не довольны результатом. Первое время смысл не в качестве, а в самом факте выполнения заданий в новых условиях.
7. Ребенку, как и вам, трудно перестроиться на новый формат. Хвалите его за любой успех, пусть даже самый незначительный.
8. Регулярно спрашивайте ребенка, чем вы можете помочь.
 
КАК БЫСТРЕЕ ПРИВЫКНУТЬ К НОВОМУ РЕЖИМУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
 
Памятк адля учеников.
 
1. Начинай день с привычных действий: умойся и оденься, позавтракай, разложи на столе все, что тебе понадобится на уроке. Это поможет тебе настроиться на учебный день.
2. Перед первым занятием выйди на короткую прогулку или пробежку. Это заменит дорогу в школу и поможет лучше себя чувствовать в течение дня.
3. Каждые 30 минут делай пятиминутный перерыв. Во время перерыва встань из-за стола, походи по комнате, помограй, чтобы расслабить глаза.
4. Не забывай про завтраки, обеды и ужины. Обязательно ешь овощи и фрукты.
5. Если раньше ты приходил из школы и отдыхал за компьютерной игрой, теперь ты учишься за компьютером, а отдыхать нужно по-другому. Найди занятия, которые не требуют монитора. Собери паззл, построй здание школы из лего, поиграй с семьей в настольные игры, разбери старые игрушки, почитай книжку, наведи порядок в своих вещах.
 

ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНО НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ.

Памятка для учеников.

1. Начинай день с планирования. Проверь, какие занятия у тебя будут, и какие материалы нужно изучить. Составь список дел на день.
2. Постарайся не пропускать дистанционные занятия для класса. Самостоятельно наверстывать упущенное на дистанционке сложнее.
3. Не стесняйся задавать вопросы учителям и родителям. Всем сложно, все понимают.
4. Учителю сложно перестроиться на новый формат. Помоги ему: на время урока убери телефон, держи камеру включенной, не открывай другие ссылки.
5. В онлайне появятся новые форматы, с которыми ты раньше не сталкивался. Внимательно слушай инструкции учителя, чтобы освоить их.
6. Если ты нашел интересные материалы или задания, которые можно включить в онлайн-уроки, поделись с учителем и классом. Занятия станут еще интереснее!
7. Не волнуйся, если что-то не получается с первого раза. Это нормально. Ты осваиваешь крутой навык учиться онлайн. Он пригодится на всю жизнь. Если сейчас ты научишься быть продуктивным, то потом сможешь проходить онлайн-курсы и даже осваивать целые профессии дистанционно.

Узнать об итогах дистанционного обучения

С какими сложностями в период пандемии столкнулись родители, школьники и педагоги, как с ними справлялись и какой опыт получили?

Читать

___________________________________________________________________________________

7. Родительское собрание «Воспитание подростка в семье», 8 класс

 «Каково на дому, таково и самому»

Цель: расширить психологические знания родителей; показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи; помочь родителям наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татьяна Тарасова: "О тандеме тренера и родителей"

7 xm6djnp a

В наше время мы часто становимся свидетелями гиперучастия и всезнания родителей спортсменов дела, которым занимаются их дети. Тренеры часто слышат советы и претензии по своей работе. В определённый момент начинает назревать вопрос о том, зачем же мы вам так нужны, если по логике многих мы вообще понятия не имеем, что делать и вообще тратим свое время не на то и не на тех?


В свою очередь очень хочется спросить родителей о том, что же они сделали для того, чтобы их спортсмен добился успеха и внимания тренера? Да, да... Вы не ослышались. За внимание надо бороться. И все-таки давайте разберёмся.


1. О каких результатах вообще может идти речь, если ваш ребёнок все время пропускает занятия? 

По сути, в большинстве случаев получается, что когда нам надо, мы приходим и требуем строгости и внимания, а когда не надо, мы можем и пропустить. Сходить на день рождения, поесть тортик, скататься на экскурсию, а ещё принять участие в 125 кружках по чтению стихов, изготовлению глиняной посуды и художественному свисту. Скажу вам как спортсмен и тренер, что для того, чтобы был прогресс, обусловленный высокими амбициями, надо спать в зале. И может лет через пять у вас начнёт что-то получаться. А выполняет ребёнок домашнее задание? Я вас уверяю, что почти каждый спортсмен получает задания и работу на дом. Видели ли вы, чтобы он что-то выполнял дома? Школьные задания же вы решаете дома. Почему вы считаете, что задания тренера можно игнорировать? 


2. Следите ли вы за правильным питанием своего ребёнка? 

Есть определённый свод правил о внешности, весе и питании спортсмена в целом. Если вам жалко своего бедного голодного ребёнка, который съел первое, второе, но остался без сладкого, предлагаю вам эксперимент. Возьмите в руки 5-ти литровую бутылку с водой и попрыгайте часа 4. А теперь подумайте о том, что ваш ребёнок ещё и меньше вас в три раза. Лишний вес - это в первую очередь травматизм. Любите кушать, идите в дзюдо. Нравится вам это или нет.

3. А привили ли вы своему ребёнку понятие трудолюбия? 

Объясняете ли вы ему, что для того, чтобы что-то вышло, надо потрудиться, потерпеть? Что надо уметь слушать и слышать. Ведь тренер всем объясняет одинаково. Просто кто-то его слышит, а кто-то нет. А кому-то вообще не надо. А кто-то вообще жуткий лентяй и его хоть, простите, палкой бей, он стоять будет и лясы точить.


4. Очень часто приходится слышать от детей: " А мама сказала, что мне это не надо." 

Дорогие мои, мама тут вообще не причём. Есть указания тренера о том, что нужно собрать с собой на соревнования или сборы. Или что взять на тренировку. Почему вы считаете, что этим можно пренебречь? Что можно отправить ребёнка в лес без резиновых сапог, кроссовок или формы? Поймите, что проблемы получает только ваше дите. Записали ли вы все диски? Или вовремя принесли стартовый взнос?


5. Многие родители сегодня считают, что воспитывать должны школа и спорт. Нет. 

Научить элементарным правилам приличия должны родители. Ваш ребёнок должен знать, что такое уважение к старшим и тем более своему педагогу. Войдя в зал сказать: "здравствуйте". Уходя, не забыть поблагодарить за тренировку и сказать "до свидания". Возвращаясь с соревнований не забыть подойти к педагогам, которые их не сопровождали, но также готовили к этим стартам, и сказать "спасибо". Рассказать, как все прошло и обсудить ошибки. А работа в команде? Очень важно уметь начать с себя, а не винить друг друга в ошибках и выяснять отношения. Поверьте, миллион часов нам приходится тратить на изменения понимания, воспитание, беседы и пр... Детям сложно. Они привыкли жить в состоянии вечной правильности, а тренеру приходится ломать характер. Дети должны уметь принимать свои решения. Помогите нам их этому научить. У них тоже есть свои маленькие детские решения. За которые они должны уметь нести ответственность, а не искать виноватого и ждать, что кто-то за них все решит и все само устроится. 

6.Никогда не обсуждайте работу тренеров при детях. И никогда не вмешивайтесь в учебный процесс и план тренера. 

Опять же, когда я постоянно слышу какое-то недовольство и вопросы, хочется спросить: "К чему такие жертвы и мучения? Вас ведь никто не держит насильно". Что же тренеры – маньяки какие что ли? Поверьте, что для каждого ученика есть свой план работы и подход. Своя воспитательная работа. И свой темп развития. Кто-то соображает и учит быстро, а кому-то нужно время. Это нормально. Все мы живые люди и все мы разные. И не стоит биться в панике при одном неудачном выступлении. Дети не роботы и всегда имеет быть человеческий фактор. Олимпийские чемпионы допускают ошибки, чего уж там говорить о маленькой девочке, которая первый раз вышла выступать на больших соревнованиях. Забудьте слова:"проследите", "проконтролируйте", "обратите внимание" и пр... Мы же не приходим к вам домой и не учим вас жарить котлеты, например.


И ещё... Работа тренера, хореографа и любого другого педагога данной сферы – это бесконечная работа мозга и затрата энергии. Мы не можем, как бухгалтеры закрыть ноутбук и пойти домой. В голове всегда куча планов, постановок... Тренер всегда думает о том, как лучше сделать тут, а тут... А здесь... Он не отдыхает никогда. Поэтому, пожалуйста, давайте давать друг другу отдых. На работе мы всегда отдаём частичку себя, чтобы сделать ваших детей лучше. Ведь спорт учит не только садиться на шпагат. Он учит нас многим человеческим качествам, которые помогают нам жить во взрослой жизни: ответственности, умению добиваться своего не смотря ни на что, упорству, взаимовыручке, умению решать проблемы в острой ситуации, соображать и не теряться, достоинству и можно ещё очень долго перечислять. Это я к тому, что не нужно звонить в 8 утра в выходной день с вопросом о том, какие шорты купить или в 12ч ночи написывать смс-ки о том, что вы забыли в зале скакалку.


И конечно, как бы нам не хотелось и не мечталось, первое место одно. А спортсменов тысячи. Чтобы стать олимпийским чемпионом мало таланта, внешности и даже труда. Нужно родиться под очень счастливой звездой. И нет ничего плохого в том, что ваш ребёнок занимается ради процесса, а не ради медалей. Это все не пройдёт бесследно. 

Будьте своему ребёнку другом. Хвалите его, поддерживаете. А ругать его будут тренеры.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Информационная безопасность детей

     Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Законе № 436 – ФЗ, регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

       Согласно Закону № 436 – ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

  • информация, запрещенная для распространения среди детей;
  • информация, распространение которой ограничено среди детей определенных  возрастных категорий.

К информации запрещенной для распространения среди детей, относится:

  1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

  2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

  3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

  4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

  5) оправдывающая противоправное поведение;

  6) содержащая нецензурную брань;

  7)содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

  1) информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или  иного антиобщественного действия;

  2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

  3)представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

  4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся е нецензурной брани.

     Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

  1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";

  2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";

  3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

 

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";

  5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".";    

                   



Предварительный просмотр:

Тест на интернет-зависимость 

Никогда или крайне редко - 1 балл

Иногда — 2 балла

Регулярно — 3 балла

Часто — 4 балла

Всегда — 5 баллов

Часто ли вы:

1. Замечаете, что проводите в  on-line больше времени, чем планировали?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побыть в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети общению с партнером?

4. Заводите знакомства с пользователями интернет, находясь в on-line?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проведенного вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали совершать успехи в учебе или работе, потому что слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете электронную почту ранее, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9. Отмалчиваетесь, когда вас спрашивают, чем занимаетесь в сети?

10. Блокируете мысли о вашей реальной жизни, которые беспокоят, мыслями об интернете?

11. Находитесь в предвкушении очередного входа в сеть?

12. Чувствуете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Ругаетесь, кричите или иным способом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. «Смакуете» тем, чем предстоит заняться в интернете, находясь в on-line?

16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?

17. Были ли у вас попытки сократить время, проведенное в on-line?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами  в сети?

19.Вместо того, чтобы пойти куда-то с друзьями, выбираете интернет?

20. Чувствуете депрессию, угнетенность или нервозность, находясь вне сети, и отмечаете то, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в on-line?

Результаты:

20-49 баллов. Вы — мудрый пользователь интернетом. Можете путешествовать в сети очень долго, потому что умеете контролировать себя.

50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас — в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.

80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам нужна срочная помощь психотерапевта.



Предварительный просмотр:

Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин

Каждый вечер вы с ребенком часами просиживаете за уроками. Вы точно знаете, что ему задали, вместе готовите презентации и мастерите поделки, когда он уже спит. У родителей всегда находятся причины, почему они помогают детям с домашней работой. А у практикующего психолога Ларисы Сурковой есть 5 весомых аргументов, почему этого делать не надо.

Школа — зона ответственности ребенка

Родители уже давно окончили школу. Теперь учатся дети. Школа – это зона их ответственности. Даже если речь идет о первоклассниках.

Впрочем, в каком бы классе ни учился школьник, начало учебного года – самое время перестать воспринимать его как малыша и делегировать ему право самому собирать рюкзак и делать домашнюю работу.

Конечно, в первое время возможны и двойки, и замечания. Но рано или поздно школьник поймет, что учится он сам, а не мама или бабушка.

Учеба — не вся жизнь. Берегите нервы

Сколько семейных драм происходит из-за учебы. А повзрослевшие дети чуть не до старости вспоминают, как мама или папа просиживали с ними до ночи над математикой и – заставляли, заставляли, заставляли…  

Но школа – это лишь один из этапов в жизни. И она не должна становиться между родителями и детьми. Если же все одиннадцать лет стоять над ребенком, то ему не привить интерес к знаниям. Таким способом можно только отбить у детей желание учиться и разрушить с ними отношения.

Вы растите безответственного исполнителя

Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает все по указке, которой легко манипулировать. Такой ребенок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность. В том числе – и за невыученный урок.

Это очень важный воспитательный момент, когда ребенок что-то не приготовил, получил двойку и сделал соответствующие выводы. Причем не делать за него домашнее задание – не значит полностью самоустраниться. Можно проверить выполненное, можно и нужно помочь разобраться в сложном вопросе. Дальше – пусть он сам.

В противном случае ребенок так никогда и не научится решать задачи и писать сочинения. А двойка – всего лишь оценка, часто субъективная. Все же важны не оценки, а знания. Можно ходить с ребенком в музеи, на выставки, покупать настольные игры, которые покажут, что каких-то знаний ему не хватает, и воспитают желание узнавать новое.

Вы растите безответственного исполнителя

Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает все по указке, которой легко манипулировать. Такой ребенок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность. В том числе – и за невыученный урок.

Это очень важный воспитательный момент, когда ребенок что-то не приготовил, получил двойку и сделал соответствующие выводы. Причем не делать за него домашнее задание – не значит полностью самоустраниться. Можно проверить выполненное, можно и нужно помочь разобраться в сложном вопросе. Дальше – пусть он сам.

В противном случае ребенок так никогда и не научится решать задачи и писать сочинения. А двойка – всего лишь оценка, часто субъективная. Все же важны не оценки, а знания. Можно ходить с ребенком в музеи, на выставки, покупать настольные игры, которые покажут, что каких-то знаний ему не хватает, и воспитают желание узнавать новое.

Лучше в детстве научиться распределять время и нагрузку

У современных детей часто складываются сложные отношения с временем. Они его «не чувствуют» – ведь расписание составлено учителями и родителями. Взрослые же и следят, чтобы оно выполнялось. В итоге ребенок корпит над уроками до ночи не потому, что задано слишком много, а потому что не умеет правильно распределить время.

Помощь родителей в этом случае – медвежья услуга. Готовы ли они и в институте писать за своего ребенка рефераты, курсовые, диплом? Там ведь тоже очень много задают.

Чтобы ребенок научился правильно делать уроки, нужны не надзирающие родители, а стол, стул и будильник. На домашнюю работу по каждому предмету отводится не более получаса. Не успел – все равно переходит к следующему заданию. Так школьник научится распределять время.

Если же эта проблема возникает у всего класса, значит, нужно обратиться к классному руководителю и, может, даже к директору, чтобы они пересмотрели нагрузку.

Вы сэкономите время для себя

Когда ребенок самостоятельно делает уроки, у родителей появляется масса свободного времени. Наверняка они найдут на что потратить пару часов, которые раньше проводились над тетрадками.

Со временем при правильной организации домашней работы освободятся вечера и у школьника. И появится время на прогулки. А вот разговоры на тему «Ты сделал уроки?» останутся в прошлом.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Воспитание подростка в семье», 8 класс

Разработка родительского собрания для 8 класса «Каково на дому, таково и самому»

Цели: расширить психологические знания родителей; показать, что мир в семье - главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи; помочь родителям наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Участники: родители, классный руководитель.

Подготовка:

• за 2 недели до собрания среди родителей проводится анкетирование «Принципы воспитания детей»;

• среди учащихся проводится анкетирование «Это я».

Оформление, оборудование: выставка книг о воспитании подростков; на доске слова А.С. Макаренко: «Семья - это место, куда приходят отдыхать победные силы человека».

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

- «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя», - так говорил великий Конфуций.

Современные ученые рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина. Специальные исследования показали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. От того, какие были взаимоотношения в семье, получили ли дети достаточно любви и ласки, зависит будущая жизнь ребенка, зависит его место в жизни и то, насколько комфортно ему будет среди других людей.

II. Анализ анкетирования «Принципы воспитания детей», проведенного среди родителей

- По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей. Социальная психология утверждает, что виды взаимоотношений в семье могут быть следующими. Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку. Паритет - ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. Соревнование - желание добиваться большего и лучшего по сравнению с другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений. Конкуренция - стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.

Любой из этих 5 характеров отношений может в той или иной степени проявляться в семье, способствуя или, наоборот, препятствуя ее стабильности, сохранению и выполнению важнейших функций жизнедеятельности. Естественно, что идеальный характер отношений - это сотрудничество. Атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки, действенного сочувствия крайне важна не только для сохранения семьи. Именно в ней воспитание и развитие ребенка протекают ровно и безболезненно. Однако, к сожалению, сохранить эту атмосферу сотрудничества в семье удается не всегда. При определенной эрозии супружеских чувств, усталости и взаимопривыкании между супругами (а впоследствии и другими членами семьи) могут возникнуть паритетные отношения. Это тоже неплохо, хотя для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеальной - слишком уж важна для них эмоциональная связь с родителями, а вот эмоций-то здесь как раз и недостает. Соревнование между членами семьи тоже допустимо, если, конечно, оно направлено на достижение действительно нужных и полезных и для семьи, и для общества целей. Однако наличие соревнования в семье зачастую таит в себе момент нервозности, не всегда полезный для развития детей, и в случае отсутствия выдержки, такта или простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию. А здесь уже ни о чем хорошем говорить не приходится.

И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Но еще страшнее они сказываются на детях, которые могут или просто не появиться в подобной семье, либо постоянно испытывать в ней столь тяжелые травмы и потрясения, что нормальное их развитие становится невозможным.

Ситуация в семье часто осложняется, когда ребенок вступает в переходный возраст. Сегодня мы поговорим о том, насколько в подростковый период важно для ребенка именно семейное общение. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты, и как следствие - развал отношений. Часто к отчуждению приводят неосторожные фразы родителей, произнесенные в состоянии раздражения. Симон Соловейчик, автор книги «Педагогика для всех», в одной из глав приводит такой пример. Юноша-десятиклассник жаловался: «Ну что такое? Шестнадцать лет живем с родителями под одной крышей и никак общего языка найти не можем!»

Все наши затруднения с детьми можно описать как неумение найти общий язык. Не понимает нас ребенок! В русском языке для выражения недовольства ребенком есть огромное количество устойчивых оборотов, что свидетельствует об остроте и всеобщности проблемы:

• Ты что - не слышишь?

• Ты что - глухой? Оглох?

• Я кому говорю?

• Я что - стенке говорю?

• Я тебе говорю или нет?

• Я тебе, кажется, русским языком говорю!

• Ты что, русского языка не понимаешь?

• Сколько раз тебе повторять?

• Мне надоело повторять тебе одно и то же!

• Тебе что - сто раз повторить нужно?

• Ты что молчишь?

• Ты что - язык проглотил?

- Нам кажется, что дети нас действительно не слышат и надо повторить, надо сказать в третий раз, да прикрикнуть - вот тогда и услышит, и поймет, и все будет хорошо. Но многое из того, что мы говорим ребенку, до него никогда не дойдет, потому что мы не на том языке говорим. Общий язык - это не язык команды и послушания, это язык желаний. Общий язык - это общие желания. Это язык веры. Язык надежды. Язык любви. Общаться - значит пробуждать чувство, привлекать внимание.

III. Практикум для родителей

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты «Знаете ли вы своих детей?», вопросы которой были использованы ранее в анкете для учащихся «Это я».

Анкета «Знаете ли вы своих детей?»

• Любимый цвет вашего ребенка?

• Любимый праздник?

• Сколько лет вашему ребенку?

• К какому знаку Зодиака относится?

• Сколько денег вы даете на карманные расходы?

• Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?

• Сколько у него друзей?

• Любимая группа или солист?

• Пишет ли он стихи?

• Ведет ли он дневник?

Затем классный руководитель предлагает родителям сравнить их ответы с ответами детей и прокомментировать, насколько хорошо они знают своих детей.

IV. Продолжение беседы

- Условием преодоления трудностей в воспитании подростка и общении с ним прежде всего является разумная организация жизни семьи. В семье нужно создать атмосферу уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в т. ч. и подростка. Иногда мы требуем от него выполнения какой-нибудь работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам.

Когда взрослый нарушает данное ребенку слово, у него быстро находится оправдание этому. Ребенку же, случается, взрослые не дают даже объяснить причину его поведения. А ведь у каждого человека своя жизнь, свой путь в ней. Поэтому надо понять, что разумно применять и такое правило общения: «Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка».

Иногда, чтобы разрешить ту или иную трудную ситуацию, надо лишь постараться в этой ситуации разобраться, не считая себя последней и обязательно правой инстанцией.

V. Разбор различных житейских ситуаций

Ситуация 1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

- В чем сложность данной ситуации? Попробуйте сами ее разрешить.

(Высказывания родителей.)

Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него. Отсюда следует правило: «Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выход из тупиковой ситуации».

Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел? Все это вполне реально можно обсудить с сыном или дочкой, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость - вот что надо нашим детям постоянно! Тогда будет ребенку дома комфортно и спокойно, и он состоится как личность.

Ситуация 2. Девочка приходит домой с мыслью, что сейчас она расскажет все свои новости приехавшей из командировки матери. Но как только девочка входит в дом, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

(Разбор ситуации с помощью родителей.)

Подведение итога. Еще одно правило для взрослых: «Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой Ребенок тоже нашел себя в этом мире». Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

Ситуация 3. Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.

(Обсуждение ситуации.)

- Надо ли вникать в такие ситуации?

- Всегда ли они кажутся нам важными?

- Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?

(Высказывания родителей.)

Подведение итога. А ведь еще одна задача родителей - создать такую живительную среду, чтобы ребенок мог сам развиваться, активно строя свою уникальную личность.

Еще одно правило: «Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы».

VI. Заключительное слово классного руководителя

- Итак, на сегодняшнем собрании мы задумались о необходимости полноценного общения родителей с детьми. Воспитательные действия, общение должны быть наполнены любовью и пониманием, тогда они будут результативными. Залогом воспитательного успеха будут также знания, основанные на бесконечной родительской любви, заботе о ребенке, о его настоящем и будущем. Если ребенок дома ощущает любовь и понимание родителей, он будет чувствовать себя уверенно и комфортно в обществе. Ведь каково на дому, таково и самому.

- В качестве решения собрания сформулируем правила в памятку «Принципы отношения родителей с детьми».

1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт детским любящим сердцам.

2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

3. Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.

4. Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.

5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.

6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.

Дополнительный материал

Анкета «Принципы воспитания детей»

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Ключ к тесту

а) могу и всегда так поступаю - 3 балла;

б) могу, но не всегда так поступаю - 2 балла;

в) не могу - 1 балл.

Анализ результатов теста

От 30 до 39 баллов: вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов: ваш метод воспитания - кнут и пряник.

Менее 16 баллов: у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Анкета «Это я»

• Мой любимый цвет...

• Мой любимый праздник...

• Мне... лет.

• Мой знак Зодиака...

• На карманные расходы мне дают... денег.

• Я предпочитаю... стиль одежды.

• У меня ...друзей.

• Моя любимая группа или солист...

• Я пишу стихи (Да, нет).

• Я веду дневник (Да, нет).

Памятка для строгих родителей

Нельзя наказывать и ругать ребенка:

• когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;

• когда он ест, перед сном и после сна, во время игры или работы;

• сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например, упал, подрался, принес плохую оценку и т. д.;

• если он при всем старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки;

• если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;

• если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;

• если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены.

Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Вы в таких случаях попросту срываете на детях зло.

Три «волшебных» способа обойтись без нотаций

1. Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический прием. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.

2. Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: «Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят эту красоту - вот славно будет!». Ироническая похвала - как стрела: всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.

3. Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.

Таких «волшебных» способов воспитания можно придумать множество. Ведь лучше самих родителей ребенка не знает никто.

Тест «Достаточно ли внимания вы уделяете ребенку?»

Ответьте «да» или «нет» на каждый вопрос.

1. Я часто рассказываю ребенку о своем детстве.

2. Мы редко играем вместе с детьми.

3. Мой ребенок всегда готов рассказать мне новости, а иногда секреты.

4. Я уверена: если у сына или дочери возникнут проблемы, они обратятся ко мне за помощью.

5. Я считаю, что нужно обращать внимание даже на небольшие оплошности ребенка, ведь это помогает ему быть более организованным.

6. Мы ходим в театры, музеи, кино минимум два раза в месяц.

7. Если дети просят меня помочь с домашним заданием, я им обязательно помогаю.

8. Я точно знаю, какую книгу читает сейчас мой ребенок.

9. Если сын или дочь получают «3» или «2», их ждет наказание.

10. Я часто стараюсь найти повод, чтобы похвалить ребенка.

11. Мы любим поговорить по душам.

12. Иногда мне кажется, что я трачу время только на то, чтобы ругать детей, настолько плохо их поведение.

13. Я часто глажу ребенка по голове, обнимаю его.

14. Мой тон в разговорах с ребенком часто строгий и назидательный.

15. Мне приходится делать уроки вместе с детьми, иначе они ничего не сделают вообще.

16. Я знаю, о чем мечтает мой ребенок.

17. Я часто привожу в пример сыну или дочери других детей или себя.

18. Если ребенок в гневе испортит вещи или устроит скандал, он будет наказан.

19. Мы обсуждаем с ребенком книги, которые он читает, и фильмы, которые смотрит.

20. Я рассказываю ребенку о проблемах семьи (например, о здоровье родственников, о финансовых проблемах).

21. Мой сын (дочь) может посочувствовать и помочь мне, если я устала или нездорова.

22. Мой ребенок иногда говорит, что ему хотелось бы быть со мной почаще.

23. Я испытываю удовольствие, разговаривая с детьми.

Ключ к тесту

Подсчитайте баллы, прибавляя по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы: 1,3,4, 6, 7, 8,10,11,13,16,19, 20, 21, 23 и за каждый ответ «нет» на вопросы: 5, 9,12,14, 15,17,18.

Анализ результатов теста

От 0 до 7 баллов. Возможно, вашему ребенку не хватает хорошего, «позитивного» внимания. Да, вы слишком заняты на работе и по дому, но ребенок испытывает острый дефицит общения. Помните, важно не количество, а качество внимания. Можно рассказать ребенку о своем детстве, послушать о его школьных проблемах, пока вы моете посуду или готовите ужин. А как здорово делать все это вместе со своим помощником!

От 8 до 13 баллов. Возможно, ваш ребенок испытывает дефицит внимания. Подумайте, может быть, ваше общение носит формальный характер: накормить, напоить, проследить за режимом, посмотреть дневник? Но этого мало! Важно интересоваться чувствами ребенка, его повседневными делами.

От 16 до 21. Вашему ребенку достаточно внимания. Вы сумели создать доверительные отношения. Ребенок чувствует «тыл», знает, что может обратиться к вам за советом. Это хорошая почва для его личностного, интеллектуального и эмоционального развития.



Предварительный просмотр:

Принципы отношения родителей с детьми.

1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт детским любящим сердцам.

2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

3. Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.

4. Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.

5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.

6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.

Памятка для строгих родителей

Нельзя наказывать и ругать ребенка:

• когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;

• когда он ест, перед сном и после сна, во время игры или работы;

• сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например, упал, подрался, принес плохую оценку и т. д.;

• если он при всем старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки;

• если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;

• если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;

• если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены.

Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Вы в таких случаях попросту срываете на детях зло.

Принципы отношения родителей с детьми.

1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт детским любящим сердцам.

2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

3. Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.

4. Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.

5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.

6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.

Памятка для строгих родителей

Нельзя наказывать и ругать ребенка:

• когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;

• когда он ест, перед сном и после сна, во время игры или работы;

• сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например, упал, подрался, принес плохую оценку и т. д.;

• если он при всем старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки;

• если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;

• если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;

• если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены.

Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Вы в таких случаях попросту срываете на детях зло.

Три «волшебных» способа обойтись без нотаций

1. Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический прием. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.

2. Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: «Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят эту красоту - вот славно будет!». Ироническая похвала - как стрела: всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.

3. Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.

Таких «волшебных» способов воспитания можно придумать множество. Ведь лучше самих родителей ребенка не знает никто.

Три «волшебных» способа обойтись без нотаций

1. Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический прием. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.

2. Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: «Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят эту красоту - вот славно будет!». Ироническая похвала - как стрела: всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.

3. Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.

Таких «волшебных» способов воспитания можно придумать множество. Ведь лучше самих родителей ребенка не знает никто.