2.Подробнее о себе

Шиморина Татьяна Анатольевна

Работаю в Средней общеобразовательной школе № 15 учителем музыки, ИЗО и МХК. Имею высшую квалификационную категорию.

Образование высшее, закончила Шадринский государственный педагогический институт в 1994г., по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация –  учитель начальных классов.

Среднее специальное образование:  Каменск-Уральское педагогическое училище, 1987 год, специальность «Музыкальное воспитание», квалификация – учитель музыки, музыкальный воспитатель.

Стаж педагогической работы по специальности, в данной должности, в данном учреждении более 30 лет.

Являюсь организатором проведения ГИА в аудитории.

В своей работе я использую современные педагогические технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение,  проектная деятельность, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, системно-деятельностный  подход.

2011-2016 г.г. принимала активное участие в разработке рабочих программ по Музыке и ИЗО для обучающихся 1 – 8 классов в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Я активно работаю в школьном и городском  методическом объединении учителей музыки, искусства.

           Опытом  работы  делюсь с коллегами  через выступления на педагогических советах, педагогических конференциях различных уровней:

           на городском методическом объединении учителей музыки:

  • проведение семинара «Организация научно-исследовательской деятельности на уроках музыки, искусства, как одно из направлений реализации ФГОС». (март 2017г.)
  • семинар «Организация внеурочной деятельности в области музыкального образования» (март 2018г.)
  • работа с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам), использование интернет-ресурсов  для проведения уроков музыки (ноябрь 2019г.).

          на уровне России:

 - имею публикации на портале: «Педагоги.Онлайн», «Инфоурок». Все материалы имеют сертификаты и свидетельства о публикации.

Ежегодно принимаю участие в работе экспертных комиссий города по проверке олимпиадных работ и научно-практических проектов по МХК.

     Показателями успешности  обучающихся считаю следующие достижения: 

  1. привлечение учащихся к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам  по предмету:
  2. участие в научно-практических конференциях:

Год

Мероприятие                                                                  

Результат

 

2014 - 2015

             

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

  2 победителя: 11кл., 7 кл.

  3 призера: 7 кл.

III Всероссийский турнир по ИЗО и МХК «LUMEN ARTIS» 

 

  Лауреат I степени

  Лауреат III степени

  Дипломант

2015 - 2016

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Участвовали 17 чел.

  1 победитель: 8кл.

2016 - 2017

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.  

Участвовали 13  чел.

  1 победитель

2017 - 2018

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Участвовали 9  чел.

  1 победитель

  4 призера

2018 - 2019

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Участвовали 4  чел.

  1 победитель
2019 - 2020

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Участвовали 10 чел.

 3 призера
2020 - 2021

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Участвовали 13 чел.

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. 

1 победитель

11 призеров

2 участника

2021 - 2022

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Участвовали 15 чел.

1 победитель

5 призеров

 

 

Год

Мероприятие                 

Результат

2014 - 2015

Городская научно-практическая конференция

  1 место

Городская научно-практическая конференция школьников и студентов «XXI век: Наука – человек» при поддержке Представительства общественной организации «Ассоциация выпускников УПИ, УрГУ, УГТУ-УПИ и УрФУ» в г. Каменске-Уральском.

  4 место

2015 - 2016

Городская научно-практическая конференция.

 1 Победитель, рекомендована на область

2017 - 2018

Муниципальный этап НПК

  1 призер (3место)

2020 - 2022

Муниципальный этап НПК  1 призер (3место)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальный орган управления образованием

«Управление образования администрации г. Каменска-Уральского»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за межаттестационный период

с 2014 по 2018 годы

Составитель:

Шиморина Татьяна Анатольевна

                                                                         Должность:

 учитель музыки

                                                           

                           

Каменск-Уральский

2018


                                                   Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3                                                                                                              

Глава 1. Аналитическая часть. ……………………………………………….. 5                                                                          

  1. Анализ результатов эмоционально-психологического компонента деятельности. ………………………………………………………………. 5                                                                                                
  2. Анализ результатов регулятивного  компонента деятельности. ……. 7
  3. Анализ результатов аналитического  компонента деятельности. ….. 16
  4. Анализ результатов творческого  компонента деятельности. ……… 22
  5. Анализ результатов социального  компонента деятельности. ……… 24
  6. Анализ результатов деятельности по самосовершенствованию. …… 26
  7. Противоречия и проблемы, возникшие в межаттестационный период.30

Глава 2. Проектная часть. …………………………………………………….. 31

Заключение. ……………………………………………………………………  33

Литература. …………………………………………………………………….  34

Введение

«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим,                                                

его следует воспитывать, прежде всего, эстетически»

Ф. Шиллер

Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъективности учащихся в учебном процессе.

«Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся».

Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка.

Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели обучения: не снижая планки программных стандартов, развить познавательную активность, сделать процесс обучения средством развития ребенка.

          Федеральный государственный образовательный стандарт, оставляя значительную свободу для реализации  индивидуальных возможностей конкретной школы и учителя, тем не менее, диктует некую основу, базис, который должен присутствовать в любой авторской программе и методике преподавания.

Изучая документы, пришла к выводу, что актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию.

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составная часть процесса познания мира, как часть общего развития человека, в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Сегодня даже представители точных наук говорят о пользе и необходимости музыкального образования. Так, английский педагог Рой Слек отметил: «Музыка является по-настоящему воспитывающей, так как развивает мозг и, кроме того, развивает и облагораживает чувства».

В условиях бурного вхождения России в информационную цивилизацию и рыночную экономику при всем несоответствии реальных условий – приоритетной педагогической задачей общества является сохранение и акцентирование в системе образования и его структуре задач по формированию и сохранению компонентов духовно-нравственного образования. Музыкальное образование – именно то своеобразное явление, занимающее особое место в развитии личности ребенка. Получение узкоспециальных знаний приводит к тому, что ребенок уже в детстве лишается выбора собственной первоначальной установки мироощущения. Справедлив вывод Е. Фейнберга: «Только искусство, дополняя науки гуманитарные, проецируя весь мир человека, придает целостность восприятия мира современному человеку. Функции гуманитарной части образования, включая музыкальное, должны расти, если человечество желает сохранить здоровье…».

Таким образом, музыкальная культура сегодня дает возможность сохранить духовность России.   Музыкальная культура представляет своеобразную атмосферу, позволяющую человечеству выжить в сложных условиях современной действительности. Лучшие образцы музыкального искусства во многом олицетворяют ценностно-ориентационный спектр, являясь универсальным носителем духовной культуры человека.

В своей педагогической деятельности выявила следующее противоречие:

  • между необходимостью обеспечить гармоничное развитие личности, его творческих способностей и неумением применять новые педагогические технологии.

Отсюда вытекает проблема: 

  • необходимость совершенствования уроков музыки, умение применять новые педагогические технологии.

Таким образом, в межаттестационный период, в связи с рекомендациями аттестационной комиссии и введением новых образовательных стандартов основного общего образования,  поставила перед собой  цель: создание условий для развития  познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через реализацию ФГОС. Для достижения этой цели определила следующие  задачи:

  • формировать высокий уровень знаний обучающихся, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
  • создавать условия для поисковой и исследовательской деятельности, обеспечивать возможность самопознания через внедрение в практику  метода проектов;
  • развивать личность ребёнка и раскрывать его творческий потенциал в соответствии с индивидуальными особенностями школьников;
  • обеспечить безопасность условий жизнедеятельности обучающихся, способствовать  укреплению и сохранению их здоровья;
  • повышать  профессиональную  компетентность  через прохождение курсовой подготовки и участие в семинарах практической направленности.

Работа в межаттестационный период позволила подойти к оформлению результатов деятельности в форме аналитического отчета.

Основной целью данного аналитического отчета является самоанализ и самооценка своей профессиональной деятельности за межаттестационный период по данной проблеме. С позиции достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

  1. дать оценку результатам внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования на уроках музыки;
  2. проанализировать эффективность применения новых педагогических технологий в образовательном процессе;
  3. сделать выводы о значимости применения новых педагогических технологий для себя и образовательного учреждения;
  4. наметить цель и задачи педагогической деятельности на следующий межаттестационный период.

1. Аналитическая часть.

В данном аналитическом отчете я представляю результаты моей педагогической деятельности в межаттестационный период. Мною изучена, отобрана и структурирована информация, выявлены условия, в той или иной степени влияющие на развитие процесса обучения, дана оценка результатов педагогической деятельности.

1.1. Анализ результатов эмоционально-психологического компонента деятельности.

Осознаем мы этого или нет, но эмоции постоянно присутствуют в нашей жизни и оказывают влияние на все, что мы делаем. Педагогический процесс не является исключением. Известно, что атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, толерантность в отношениях, создание благоприятного психологического климата, выделение в качестве приоритетных интересов и потребностей обучающихся способствуют лучшему восприятию ими информации.

Считаю, что создание психологического комфорта на уроке является одной из наиболее важных задач в работе с детьми и выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребёнок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и одноклассниками, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстранённым. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощённости, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создаёт комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищённости, нервозности, боязни и отчаяния. На уроке музыки я стараюсь уделить внимание каждому учащемуся, подбодрить более робких, похвалить неуверенных, помочь им справиться с боязнью выйти перед классом, чтобы спеть или выступить с другими видами деятельности. Обязательно отмечаю положительную динамику изменений в учебной деятельности, настраиваю на дальнейший успех. Вместе учимся замечать у других сначала то, что получилось, а затем корректно указать на неудачные моменты. Делаю акцент на то, что у каждого разные способности, но успех приходит к тому, кто умеет трудиться.

Использую различные виды обращений к обучающимся в зависимости от психологического состояния класса на данный момент. Личностно-доверительное обращение: «Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу». Такая форма обращения полезна в общении с подростками, ведь у них выражена потребность сотрудничать со взрослыми на равных. Эмоционально-личностное обращение: «Вы устали к шестому уроку, и у меня был трудный день – побережём друг друга». Тогда устанавливается взаимопонимание.

Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства. Потому формирование познавательной мотивации происходит через различные виды музыкальной деятельности. Это слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование; дирижирование;  импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры; исполнение тем из прослушиваемых произведений. Все эти виды деятельности помогают детям лучше понять и почувствовать музыку. Включенные в урок, они способствуют развитию познавательного интереса у школьников. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Проявление творческого начала осуществляется и в размышлениях о музыке, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах, выполнение рефератов, творческих проектов, выполнение различных творческих заданий: создание ребусов, стихотворений, рисунков.

Урок музыки должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы и приёмы, применяемые мною на уроках:

  • метод размышления о музыке
  •  метод забегания вперед и возвращения к пройденному
  • метод музыкальных обобщений
  • метод эмоциональной драматургии
  • метод проблемного изложения материала
  • метод интонационно – стилевого анализа
  • метод импровизации
  • метод творческих заданий

        Таким образом, учебно-познавательная мотивация – основное условие успешного обучения.

1.2. Анализ результатов регулятивного компонента деятельности.

В период с 2010 года и по настоящее время в нашем образовании происходят значительные изменения. В основе их – нормативно-правовые документы, принятые в последние годы:

  • В 2010 году принят ФГОС второго поколения, в котором определено фундаментальное ядро содержания образования;
  • В 2012 году принят Федеральный закон от 29.12 №273 – «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Утверждена государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы»;

В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательного  учреждения входит разработка и утверждение образовательных программ учебных курсов и дисциплин. Мною были разработаны рабочие (образовательные) программы по музыке для 1 – 4 и 5 – 8 классов, МХК, которые соответствуют следующим документам:

  • Федеральному государственному образовательному стандарту;
  • Учебному плану образовательного учреждения;
  • Примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Все образовательные программы успешно реализуются, что зафиксировано в ежегодных отчетах по выполнению программ, качеству их освоения, в аналитических справках. Познакомиться с программами можно на сайте школы.

Самым главным средством достижения результативности работы, безусловно, является урок. Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения учебного занятия. В мастерской каждого учителя существует большое количество разнообразных приемов и средств, позволяющих поддерживать высокий уровень преподавания. Время вносит коррективы в образовательный процесс, поэтому арсенал методических средств каждого педагога постоянно пополняется. Непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику.

Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.

Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг ребёнка, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Существует три постулата, лежащие в основе современного урока:

  1. Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя.
  2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  3. Ученик в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Моя цель в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учениках. Это означает, что процесс обучения направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

После  проведенного урока я провожу анализ с использованием следующего плана:

  1. Какими требованиями руководствовалась?
  2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
  3. Как учитывались особенности обучающихся, в том числе сильных, слабых, с ОВЗ?
  4. Как спланирована деятельность учащихся?
  5. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
  6. Оправдали ли себя приемы и методы, если нет, то почему?
  7. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ИКТ?
  8. Что способствовало развитию познавательных способностей обучающихся?
  9. Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учеников?
  10. Что дал урок для формирования мировоззрения обучающихся, для воспитания их    нравственных черт, воли, характера, культуры  поведения?
  11. Как был предвиден и как оправдан ход урока?
  12. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были преодолены?
  13. Оценка результативности урока.
  14. Пути совершенствования урока.

С целью активизации познавательной и творческой деятельности школьников на своих уроках я применяю различные инновационные технологии:

  • технологию личностно-ориентированного обучения;
  • технологию проблемного обучения;
  • технологию коллективного обучения;
  • проектно-исследовательскую технологию;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающую технологию.

1. В технологии личностно ориентированного развивающего обучения меня привлекает прежде всего акцент целей:

  • развить индивидуальные познавательные и творческие способности каждого ребенка;
  • максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка;
  • помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Современный урок не может быть не личностно ориентированным. Особенно это касается такого специфического предмета, как музыка. Учитель идет рядом со своими учениками, открывает им тайны своего предмета, показывает значимость музыки для человека.

Эта технология дает возможности использования активных форм обучения, реализуемых в ходе нестандартных уроков:

  • урок-исследование («Классификация музыкальных звуков: звуки шумовые и музыкальные»  – 1 класс; «Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки» – 2 класс; «Воздействие музыки на человека» –  6 класс);
  • урок-путешествие («Путешествие в мир театра» – 2 класс; «Формирование знаний о национальных инструментах, национальной одежде»  – 3 класс;  «Музыкально-сценические жанры»  –  4класс; «Авторская песня: прошлое и настоящее» – 8 класс);
  • интегрированный урок музыки  и литературы в 5 классе «Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.  Н.А.Римский – Корсаков Опера «Садко»; музыки, изо и истории «Портрет в музыке и изобразительном искусстве. С.Прокофьев Кантата «Александр Невский».
  • урок-характеристика («Стилевые особенности творчества С.В.Рахманинова» –6 класс; «И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко»);
  • урок-спектакль («Музыкально-театрализованное представление»).

Итак, отправными точками личностно ориентированного развивающего обучения являются следующие принципы:

  • урок – это открытие, поиск и осмысление истины. Ключевой результат – развитие интеллекта и логического мышления каждого участника образовательного процесса;
  • урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой части должно совершаться на творческом уровне;
  • высшей ценностью на уроке является человек.

2.Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой  деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся  формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества.  При проблемном обучении преподаватель  не сообщает  знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание  найти способ ее разрешения. По степени познавательной самостоятельности учащихся  проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной  исследовательской деятельности.

Постановка учебной проблемы начинается с создания проблемной ситуации.

Считаю, что процесс мышления берёт своё начало в проблемности познания.

Постановку учебной проблемы я могу осуществлять на разных этапах урока. Но чаще на этапе актуализации знаний и формулировании темы урока. Например, тема урока в 3 классе «Хоровая планета. Хоровые коллективы и их виды». На слайде показываю фотографии различных хоровых коллективов. Спрашиваю, кто входит в состав данных хоров. Дети отвечают. Затем спрашиваю,  как называются певческие голоса в разных хорах. Дети знают только некоторые. Начинаем знакомиться с остальными голосами, иногда с помощью ребят, посещающие музыкальные школы. Определяем свой тип голоса.

Проблемно-поисковые технологии я применяю также и на этапе закрепления полученных знаний или на этапе рефлексии, предлагая ребятам в группах обсудить и выполнить задания: при изучении темы «Симфонический оркестр» выбрать из предложенных только струнные смычковые или деревянные духовые и т.п., или распределить предложенные инструменты по группам.

Проблемно-поисковые технологии я совмещаю с импровизацией или театрализацией на уроке. Например, в начальной школе при изучении тем «Мир музыкальных звуков»,  «Музыкальные краски»  при работе в группах даю задание найти нужные музыкальные инструменты  для озвучивания звуков природы или каких-то персонажей. Этот творческий процесс настолько увлекает учащихся, что они сами в дальнейшем могут придумать сюжет для озвучивания.

При  театрализации песен также ставлю проблему: найти нужную интонацию, мимику, жесты для исполнения роли персонажа. Например, в 1 классе  предлагается разыграть песню  Книппера «Раз морозною зимой». Здесь я применяю и индивидуальную, и групповую, и фронтальную формы работы. Одна группа детей  исполняет роли лисы, медведя, дятла, белки; другая – озвучивает песню, применяя детские музыкальные инструменты.  А третья группа исполняет слова автора.

 При восприятии  и анализе произведений  я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке;  придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения. 

Выбор методов поиска решения будет зависеть от уровня подготовленности класса и мастерства самого педагога, его способности быстро ориентироваться в условиях меняющейся ситуации на уроке.

В 8 классе есть тема «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов». На этом уроке очень хорошо использовать технологию проблемного обучения.

При  рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения делаю вывод, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. 
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся. 

3. Коллективный способ обучения. Общение – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, но общаться подростки не умеют – не умеют слышать и слушать, не умеют обмениваться информацией. Традиционная педагогика отводит ученику пассивную роль слушателя, наблюдателя. Ведущая роль отводится учителю, который несёт знания ученику.

Педагогика сотрудничества, сотворчества, основанная на гуманистической идее совместной развивающей деятельности детей и взрослых, основывается на искренности, открытости, доверительности отношений, организации такого общения учителя с учениками и учащихся между собой, в процессе которого происходило бы обучение, воспитание и развитие личности каждого учащегося в обучении музыке. Правильно организованное педагогическое общение снимает психологический дискомфорт его участников, создавая условия для посильного участия учащегося в процессе обучения.

Воспитание у учащихся умения включаться в общение, чувствовать себя комфортно в новых, непривычных условиях не является целью обучения, но, тем не менее, вносит важный вклад в общее воспитание и развитие учащихся. Вот почему при проведении многих занятий  я отдаю предпочтение коллективному способу обучения, как способу организации познавательной деятельности и развивающего общения учащихся.

Использование коллективного способа обучения на уроке позволяет реализовать обучающую и воспитывающую функции урока не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности, формировать такие качества учащихся, как коллективизм и ответственность в учебной работе, что при традиционных способах обучения было затруднительно. Центральная роль на таких уроках принадлежит учащимся. Взаимодействие преобладает над воздействием. Включить учеников в активное усвоение знаний и передачу информации и опыта удается при организации обучения в сменных парах.

Как происходит такое обучение? Ученики работают в группе по 4-5 человек, каждая группа готовит сообщение по заданной теме, затем защищают её у доски. Группа отвечает на дополнительные вопросы и получает оценку. Например, в 8 классе на уроке «Рок-музыка и ее отдельные направления», каждая группа готовит сообщение о каком-либо стиле рок-музыке, подбирают музыкальные примеры.  Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности. Их общение на уроке носит сугубо предметный и продуктивный характер. Работа в группах интересна.

4. Технология проектного обучения, это одна из наиболее востребованных на современном этапе технологий.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, навыки работы в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, системное мышление.

В методической литературе обычно отмечают, что проект – это пять «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация.

Мой опыт работы в школе показал, что  если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет ученикам  перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Это один из эффективных методов формирования УУД. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:

  • личностно-ориентированный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

  1. Ролевые проектынапример, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
  2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных  инструментов».
  3. Сценарные проекты – сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
  4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и т.д.
  5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и т.д.
  6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

Во время уроков музыки реализуются краткосрочные проекты, например, «Татаро-башкирские народные инструменты», «Ф. Шуберт – композитор-романтик» и др.

В чем преимущество метода проектов?

  • позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания;
  • дает возможность связать теорию с практикой;
  • развивает исследовательские, творческие способности учащихся;
  • создает условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора;
  • позволяет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками.

Таким образом, метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика.

5. Современные информационно-коммуникационные технологии во всем их многообразии и многоплановости, при разумном их распределении и использовании, могут сыграть немаловажную роль в развитии ключевых компетенций учащихся. Практика показывает, что дети:

  • с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
  • формируют информационную культуру, которая необходима школьнику для его будущей социализации;
  • расширяют культурный, социальный, интеллектуальный кругозор.

Современный урок невозможен без информационно-коммуникационных  технологий.  ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников.  Оптимизирует  процессы понимания и запоминания учебного материала, повышает   интерес к предмету «Музыка». Благодаря использованию ИКТ  ученики  стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой  и т.п. На уроках я использую:  презентации, тексты разучиваемых песен,  фрагменты из опер, балетов,  музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты  фильмов о жизни и творчестве композиторов, репродукции произведений изобразительного искусства, звуковые фонограммы произведений.

Я активно использую эту технологию на уроках.  Мною были созданы «Методические рекомендации для учителя музыки по использованию ИКТ», разработки уроков музыки и МХК с использованием ИКТ и представлены на заседании городского  методического объединения учителей искусства.

За межаттестационный период я научилась работать в программе ВидеоМастер, Corel VideoStudio Pro X4. Сейчас создаю  не только презентации к урокам, но и видеоролики.                                                                                                                                                                              

6.Здоровьесберегающие  технологии. 

Использование данных технологий позволяет мне равномерно во время урока распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО. Использую дыхательную гимнастику, физкультминутки с пением и движениями под музыку,  пластическое интонирование, что дает положительные результаты в обучении.

Использование на уроке музыки современных педагогических технологий даёт высокую положительную, эмоциональную удовлетворённость, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление, прививает интерес к уроку, даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, развивает творческие способности обучающихся и является важным условием повышения качества образования.

1.3. Анализ результатов аналитического компонента деятельности.

Важным условием для получения положительных результатов является материально-техническое оснащение кабинета. В соответствии с требованиями Основной образовательной программы по музыке кабинет пополняется ТСО, раздаточным и дидактическим материалом.

На протяжении всех лет разрабатываю авторские дидактические и методические материалы.

Созданные условия обеспечивают стабильные результаты и положительную динамику достижений обучающихся. При 100% успеваемости  учащиеся  имеют  следующее  качество знаний  по  предмету:

учебный год

2014 - 2015

2015 – 2016

2016 - 2017

2017 - 2018

предмет

%

успев.

%

кач-ва

%

успев.

%

кач-ва

%

успев.

%

кач-ва

%

успев.

%

кач-ва

Музыка  1-4 кл. ФГОС

100

100

100

100

100

100

100

100

Музыка 5-7 кл. ФГОС

-

-

100

98,5

100

98,8

100

98,8

Искусство 5-9кл.

ФК ГОС

100

90,9

100

87,6

100

87,9

100

94,7

МХК  10-11кл.

100

98,6

100

98,8

100

100

-

-

ИТОГО:

100

96,5

100

96,2

100

96,7

100

97,8

Проведенный мониторинг за межаттестационный период показывает положительную динамику качества знаний обучающихся по предмету.

Для изучения процесса формирования предметных и метапредметных УУД необходим свой инструмент, которым является мониторинг.

        Веду мониторинг образовательных  достижений обучающихся, мониторинг формирования универсальных учебных действий.           

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Универсальные учебные действия – это система действий учащегося, обеспечивающая  культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

На  уроках в начальной школе  использую игровую деятельность, которая позволяет формировать УУД.

Регулятивные УУД.

Такие игры учат ребёнка регулировать свою деятельность: ставить цель, составлять план и последовательность своих действий, оценивать качество усвоения. При подготовке детей к активному восприятию новых знаний использую элементы театрализации – появление гостя, например, Царицы Мелодии, Бабы Яги, волшебницы Осени.

  Выявление затруднений и постановка проблемы – самый важный этап урока, так как формулируется тема, определяются задачи урока, и происходит оценка того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Дети ищут тему урока в ребусе или с помощью музыкальных фрагментов.

«Оцени соседа» - игра при оценивании проверочной работы.

Большое внимание уделяю этапу рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдет осознание результата своей учебной деятельности. Предлагаю завершить предложения: Я узнал… Я запомнил…Я научился… Мне понравилось… Мне было трудно… Я не понял… Я могу…

Эти предложения находятся перед глазами детей, и они уже умеют выстраивать фразы по заданному началу. Обязательно нужно объяснить причину самооценки (почему?).

Познавательные УУД.

Определённой методической трудностью представляется формирование у младших школьников музыкальной грамотности. В игре ребёнок чувствует радость учения, поэтому использую стихи и сказки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях.

Игра «Прятки» при усвоении темы «Динамика и динамические оттенки». Выбирается водящий, в отсутствии которого прячется какой – либо предмет. Водящий ищет его, вслушиваясь в музыкальное звучание, которое может сопровождаться ритмическими хлопками детей. Чем громче звучат хлопки и музыка, тем ближе предмет.

Игра «Лишнее слово» поможет при изучении любой темы и на любом этапе урока.

Например: скрипка, флейта, виолончель, контрабас.

Игра «Кто больше?». Детям показываю портрет композитора и предлагаю назвать его произведения. За каждый правильный ответ ребёнок получает жетон.

Очень важно, чтобы у детей возникало чувство неудовлетворённости имеющимися знаниями, что побудило бы их к стремлению узнать что-то новое. Стараюсь создать проблемные ситуации, чтобы ребёнок сам или с помощью родителей узнал, например, как выглядят и как звучат татаро-башкирские народные инструменты; кто из родственников и знакомых слышал игру нашего земляка – гармониста  А.П. Устьянцева, кто узнал какие-либо интересные факты его биографии; какие песни любили петь в школьные годы родители и т.п.

Коммуникативные УУД.

Большое значение в работе по формированию коммуникативной компетенции имеет вокально-хоровая работа. Использую вокальные упражнения по методике Емельянова, попевки и упражнения на развитие вокально-хоровых навыков. Совместное исполнение песен  учит согласовывать динамику звучания своего голоса с голосами других детей, помогать тем, кто стесняется, выбирать себе партнеров для пения в ансамбле. Стараюсь подбирать репертуар, который будет близок по своему содержанию современному ребёнку, который будет учить доброте, дружбе, уважению к другим людям.

  Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений и навыков играют  танцевальные движения, которые придумываем вместе в зависимости от характера песни. Это раскрепощает детей, позволяет проявить свои творческие способности, развивает чувство ритма, координацию и пластику, помогает снять напряжение и усталость.

Личностные результаты.

Личностные результаты обеспечивают умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор. Исходя из этих определений, существует формула сформированности личностных результатов для обучающегося: «Я осознаю себя как личность; умею себя оценить; понимаю важность ценностей: Россия, Родина, семья». Формированию этих качеств подчинён весь урок и каждый его элемент в отдельности.

  Например, воспитанию личности способствует детский фольклор: заклички, прибаутки, пословицы и поговорки, народные песни, в которых отражена житейская мудрость, жизнь и традиции русского народа. На Масленицу мы играем в масленичные игры, поём частушки и прибаутки, на Рождество – колядки, песни-игры.

По результатам  мониторинга сформированности УУД, проведённого в 4 «А» классе в 2015-2016 уч. году и в 6 «А» классе в 2017-2018 уч. году,  получены следующие данные:

Познавательные УУД

Личностные результаты

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Рассматривая приведённые графики, можно наблюдать положительную динамику формирования познавательных,  регулятивных, коммуникативных УУД и личностных результатов обучающихся.

Диагностика личностных результатов  (уровень проявлений эмоциональной отзывчивости учащихся во время восприятия музыки).

Термин "музыкальное восприятие" в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности на уроке - хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает непосредственно слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников - восприятие музыки и собственно творчество - неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Надо развивать восприятие музыки, как деятельность активную.  Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их трудно выявлять, нелегко наблюдать, и особенно сложно формировать.

На основании  работы Н.А. Ветлугиной можно выделить четыре уровня сформированности музыкального восприятия младшего школьника: начальный, низкий, средний, высокий.

Начальный — элементарное восприятие, когда воспринимается лишь в самых общих чертах характер произведения, его сюжетная сторона; школьники отождествляют музыку только с двумя эмоциональными аспектами — грустно и весело. При таком восприятии музыкальное произведение выступает в первую очередь как развлекательное.

Все последующие уровни музыкального восприятия предполагают овладение знаниями закономерностей музыкального языка.

Низкий уровень — направленное восприятие,  создающееся при помощи установки самим учащимся  понимания природы жанра искусства в результате предшествующего опыта. Уже сами названия «Вальс», «Полька» и т. п. создают специфическую направленность восприятия, формируют соответствующую «систему ожиданий».  Включиться в процесс восприятия музыкального произведения помогают различные формы внешних установок: вступительная беседа, рассказ педагога.

Средний уровень — контекстное восприятие, обогащенное знанием исторических условий создания произведения, биографии композитора, особенностей его творчества, тех направлений, к которым он принадлежал.

Высокий уровень — системное восприятие, отличающееся богатством ассоциаций, связывающих восприятие конкретного музыкального произведения с другими произведениями по форме и содержанию, обстоятельствам создания произведения и его последующей судьбы. Системное восприятие позволяет дать глубокий и всесторонний анализ музыкального произведения и в дальнейшем удерживать его в памяти и как целое, и как множество отдельных моментов, деталей.

Выделенные выше уровни я  рассматривала как  шкалу измерения музыкального восприятия младшего школьника, которая позволит более эффективно решать педагогические задачи. Я использовала методику Н.А. Ветлугиной для детского сада, которую переработала и адаптировала для младшего школьного возраста.

Необходимо подобрать 2 - 3 музыкальных произведения, контрастных по характеру и незнакомых  ученикам. Предложить внимательно послушать. Изучать непосредственные реакции на музыку, наблюдая за мимикой, движениями, речью.  

Диагностировать с помощью следующих критериев оценки эмоциональных проявлений:

  • желание слушать музыку;
  • сосредоточенность, устойчивость внимания;
  • продолжительность восприятия (дослушал до конца);
  • двигательная активность  (наличие движений, мимических реакций);
  • вокализация (напевает);
  • сила эмоционального воздействия музыкального произведения.

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса и имеет положительную  динамику.

1.4. Анализ результатов творческого компонента деятельности.

Важным направлением своей работы я считаю развивающую внеурочную деятельность по предмету. Мои ученики активно участвуют в конкурсных мероприятиях Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», в других творческих конкурсах и показывают высокие результаты.

Предметные олимпиады

Год

Мероприятие                  

Результат

2014 - 2015

        

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

2 победителя: 11кл., 7 кл.

3 призера: 7 кл.

III Всероссийский турнир по ИЗО и МХК «LUMEN ARTIS» 

Лауреат I степени

Лауреат III степени

Дипломант

2015 - 2016

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Участвовали 17 чел.

1 победитель: 8кл.

2016 - 2017

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Участвовали 13  чел.

1 победитель

2017 - 2018

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.

Участвовали 9  чел.

1 победитель

4 призера

Результаты проектной деятельности представлены в таблице:

Год

Мероприятие                  

Результат

2014 - 2015

Городская научно-практическая конференция.

1 место

Тема  проекта «Эко-стиль».

Городская научно-практическая конференция школьников и студентов «XXI век: Наука – человек» при поддержке Представительства общественной организации «Ассоциация выпускников УПИ, УрГУ, УГТУ-УПИ и УрФУ» в г. Каменске-Уральском.

4 место

2015 - 2016

Городская научно-практическая конференция.

1 Победитель, рекомендована на область

Тема  проекта «Уникальное направление современного искусства – пескография.»

2017 - 2018

Муниципальный этап НПК

1 призер (3место)

Тема  проекта «Квест это просто игра, или…»

        С 2015 года я организовываю и провожу в школе конкурс «Битва хоров».

Декабрь 2015г. – «Песни 80-х», 1 – 4 классы.

Февраль 2016г. – «Патриотические песни», 7 – 11 классы.

Апрель 217г. – «Весна», 5 – 10 классы.

Май 2017г. – «Детство.Дружба.Лето», 1 – 4 классы.

Май 2018г. – «Музыкальный клип», 5 – 7 классы.

Декабрь 2018г. – «Комсомольские песни», 7 – 8 классы.

При активной поддержке классных руководителей  придумывали танцевальные движения и костюмы, работали над вокальным мастерством и эмоциональностью исполнения. На конкурсы приходят родители, которые с большим интересом следят за происходящим на сцене. Все классы выступают на очень хорошем уровне, и родители, и дети, и педагоги довольны результатом.

        Разработка и проведение этих мероприятий – это мой личный вклад в повышение качества творческого музыкального образования в школе.

        В этом учебном году начала работу по созданию  школьного хора в рамках внеурочной деятельности. Мною разработана рабочая программа  по хору, которая успешно реализуется. В  хоровой коллектив  принимаются все желающие, занятия проходят  два раза в неделю в каждой группе с 1 по 5 класс. Наше первое выступление состоялось на концерте, посвященном Дню матери.

Занятия внеурочной деятельностью раскрывают творческий потенциал обучающихся, предоставляя возможность проявить себя индивидуально, приобретая новые знания, умения и опыт.

1.5. Анализ результатов социального компонента деятельности.

В последние годы становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. В связи с этим большое значение приобретает систематическая работа по формированию социально-коммуникативных умений и навыков.

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Коммуникативные способности включают в себя:

  • желание вступать в контакт;
  • умение организовать общение;
  • знание норм и правил при общении.

Коммуникативные умения и навыки формируются на уроках, когда учитель использует различные технологии этой направленности, еще в большей степени – во внеурочное время через различные виды деятельности.

Я использую следующие методы, способствующие развитию коммуникативных и других способностей к общению:

  • метод психологического воздействия (убеждение, внушение, самовнушение);
  • методы активного взаимодействия: дискуссионные (дискуссия, полемика, диспут, «мозговая атака») и методы социально- психологического тренинга (игровые, ролевые и др.).

Современному миру нужны активные образованные личности, владеющие культурой жизненного самоопределения, способные не только принимать решения, но и нести за них ответственность. Одним из наиболее значимых видов деятельности учителя считаю воспитательную работу.

За межаттестационный период  я  являлась классным руководителем:

  • 2014 – 2015 уч.год – 6 Б класс;
  • 2015 – 2016 уч.год – 7 Б класс;
  • 2016 – 2017 уч.год – 8 Б класс;
  • 2017 – 2018 уч.год – 9 Б класс;
  • 2018 – 2019 уч.год – 5 Б класс.

Будучи классным руководителем в выпускном 9-ом классе, главной задачей передо мной была – сдать выпускные экзамены без «двоек» и помочь учащимся определиться с выбором дальнейшего обучения.

В данный момент я являюсь классным руководителем 5 Б класса.

Цель  воспитательной  работы  с  классом:

        Помочь  учащимся  класса  сформировать  позитивное  отношение  к  жизни,  умение  слушать  и  слышать,  смотреть  и  видеть,  осознавать  и  делать  выводы.

Задачи  воспитательной  работы с  классом:

  1. Определить  круг  реальных  учебных  возможностей  ученика,  его  ближайшую  зону  развития.
  2. Формировать  у  учащихся  нравственное  отношение  к  окружающим.
  3. Формировать  у  учащихся  культуру  общения  в  системе  «учитель – ученик»,   «ученик – ученик»,  «взрослый – ребенок».
  4. Формировать  у  учащихся  культуру  сохранения  и  совершенствования  собственного  здоровья.
  5. Создать  условия  для  проявления  учащимися  класса  инициативы  и  самостоятельности,  ответственности,  искренности  и  открытости  в  реальных  жизненных  ситуациях.
  6. Предоставить  учащимся  соответствующие  знания  о  праве,  правовых  нормах  как  регуляторах  поведения  человека  в  обществе  и  отношений  между  личностью  и  государством,  требующих  самостоятельного  осознанного  выбора  поведения  и  ответственности  за  него.
  7. Организовать  психолого-педагогическое  просвещение  родителей  по  вопросам  воспитания  детей   через  систему  родительских  собраний,  тематических  и  индивидуальных  консультаций,  бесед.
  8. Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им, общаться, сотрудничать с ними.
  9. Формировать  у  учащихся  самостоятельность  и  ответственность  за  свои  действия.
  10. Главная  задача – создание  дружного  детского  коллектива.  

Учащиеся принимают активное участие в делах класса и школы.

1.6. Анализ результатов деятельности по самосовершенствованию.

Значительную роль в прохождении аттестации приобретают такие показатели как уровень профессионализма и продуктивности профессиональной деятельности педагога, которые предусматривают самообразование педагога, обмен опытом работы с коллегами,  прохождением курсовой подготовки для повышения квалификации.

На протяжении всего межаттестационного периода активно работаю в школьном   методическом объединении учителей общеразвивающих дисциплин и городском объединении учителей музыки.

Опытом  работы  делюсь с коллегами  через выступления на педагогических советах, педагогических конференциях различных уровней.

           На городском методическом объединении учителей музыки:

  • проведение семинара «Организация научно-исследовательской деятельности на уроках музыки, искусства, как одно из направлений реализации ФГОС». (март 2017г.)
  • семинар «Организация внеурочной деятельности в области музыкального образования» (март 2018г.)

          На уровне России:

 - имею публикации на портале: «Педагоги.Онлайн», «Инфоурок». Все материалы имеют сертификаты и свидетельства о публикации.

Мною создан  Мини-сайт в Социальной сети работников образования nsportal.ru,  и инфоурок,  где я размещаю свои разработки уроков музыки и МХК с использованием ИКТ, участвую в обсуждениях, форумах.

           Я активно принимаю участие в работе экспертных комиссий города по проверке олимпиадных работ и научно-практических проектов по МХК.

Все перечисленные выше результаты моей деятельности подтверждают положительную динамику учебных достижений обучающихся, доказывают эффективность используемых мною подходов в организации процесса обучения.

Одним из условий, обеспечивающих эффективность моей работы, является повышение уровня профессиональной компетентности. За межаттестационный период мною пройдены следующие курсы:

Образовательная программа

(семинары, курсы)

Учреждение

(где проходили курсы)

№ сертификата, свидетельства

1.

«Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС» (112ч.)

Политехнический институт (филиал) УрФУ в г.Каменске-Уральском

№662401072806 регистрационный № 0087. Дата выдачи 23.04.2016

2.

Курсы «Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (72 ч.)

УрФУ

Удостоверение       № 9135, 17.12.2016

3.

Планирование, организация и руководство воспитательным процессом в условиях реализации ФГОС ООО (72 часа)

К.-Ур. педагогический колледж

Удостоверение  

№ 662406496039  регистрационный номер 3628,08.12.2017

4.

Приняла участие во Всероссийской педагогической онлайн-конференции: «Современный урок: требования, технологии, анализ» (8 ак.часов)

Дистанционный центр развития талантов «Школа талантливого учителя».

Сертификат участника

Приказ № 388241441

5.

Тестирование на тему «Современные образовательные технологии»

Дистанционный центр развития талантов «Школа талантливого учителя».

Диплом 1 степени Приказ № 388241441 от 18.12.2017

6.

Курсы повышения квалификации по программе «Концептуальные аспекты преподавания учебных дисциплин предметной области «Искусство». (40ч.)

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской обл. «Институт развития образования».

Удостоверение  

регистрационный номер 8072

от 28.04.2018

7.

Дистанционное обучение по учебному курсу «Подготовка организаторов в аудитории ППЭ в основной период 2018 года».

Учебная платформа
по подготовке специалистов,
привлекаемых к ГИА

ФГБУ «Федеральный центр тестирования»

edu.rustest.ru

Сертификат № 56d62230-5912-11e8-b0db-0557147a5502

от  16.05.2018

Являюсь активным участником вебинаров от издательства «Просвещение»:

  • «Открытый урок с «Просвещением». Разведение понятий внеурочной деятельности и дополнительного образования.
  • Развитие метапредметных УУД. Преобразование заданий. Ориентир на развитие.
  • Музыка 1 – 4 кл. системы «Перспектива» – УМК нового поколения для начальной школы.
  • Метод проектов  как эффективное средство достижения результатов.
  • Развитие метапредметных УУД. Как на это работает проектная работа.
  • Развитие метапредметных УУД. Как структурировать урок?  
  • Развитие метапредметных УУД. Что я знаю и умею? Что могу?

                За межаттестационный период имею следующие награды:

2015г. – Благодарственное письмо Оргкомитета Всероссийского турнира по ИЗО и МХК «LUMEN ARTIS» за высокий уровень профессионализма и педагогического мастерства.

            – Благодарственное письмо Управления образования за подготовку победителя муниципального этапа научно-практической конференции учащихся.

– Грамота Управления образования за активное участие в городском социально-педагогическом проекте «Самый культурный класс».

– Благодарственное письмо Управления образования за воспитание активной гражданской позиции, формирование патриотического сознания детей и подростков, подготовку и проведение мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.

– Благодарственное письмо школы за подготовку победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по МХК.

2016г. – Почетная грамота школы за высокий уровень подготовки обучающихся к олимпиадам и исследовательской деятельности.

– Благодарственное письмо Управления образования за подготовку победителя муниципального этапа научно-практической конференции учащихся.

– Почетная грамота школы за системность в работе с коллективом учащихся и родителей, за высокий уровень обеспечения процедуры проведения итоговой аттестации на ППЭ.

– Благодарственное письмо школы за подготовку победителя муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по МХК.

2017г. – Благодарность ЦДО за большую  помощь в проведении городской игры «Путешествие в страну Этикета» в рамках социально-педагогического проекта «Самый культурный класс».

– Грамота Управления образования за многолетний плодотворный труд, значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса.

– Диплом I степени организатора – «Школа талантливого учителя» от проекта «Мега-талант», подтверждающий то, что успешно прошла тестирование на тему: «Современные образовательные технологии».

– Благодарственное письмо школы за подготовку победителя и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по МХК.

2018г. – Благодарность проекта «Инфоурок» за существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей.

– Благодарственное письмо ЦДО за подготовку призера муниципального этапа научно-практической конференции учащихся.

– Почетная грамота школы за высокий уровень подготовки обучающихся – победителей предметной олимпиады и конкурсов различных уровней,  за ответственное отношение к возложенным обязанностям.

1.7. Противоречия и трудности, возникшие в межаттестационный период.

        Таким образом, активно работая над осуществлением поставленных задач, я достигла необходимого уровня и планирую развитие и совершенствование своей профессиональной деятельности. Считаю, что полученные результаты, а также используемые мною технологии и методы педагогически целесообразны, помогают созданию ситуации успеха для обучающихся, способствуют укреплению положительной мотивации детей к учению, способствуют развитию творческих способностей и самосовершенствованию.  

         В результате проведённого мною самоанализа педагогической деятельности за период, предшествующий аттестации, с 2014 по 2018 годы, удалось выявить следующие противоречия:

  • между необходимостью использования инновационных технологий и трудностью их применения в повседневной практике;
  • между необходимостью сохранения, укрепления и развития здоровья учащихся и интенсивностью процесса обучения, все возрастающей нагрузкой;
  • между необходимостью оценивания планируемых результатов обучения и сложившейся традиционной системы оценивания
  • между единым для всех учащихся базовым содержанием образования и индивидуальными способностями и интересами школьников;
  • между острой потребностью учителей в повышении квалификации и недостаточно эффективной её реализацией через традиционно существующие формы повышения, слабой освоенностью современных технологий повышения профессиональной компетентности образовательной практикой.

Исходя из выявленных противоречий, считаю необходимым в следующий межаттестационный период  свою деятельность направить на развитие своей профессионально – методической компетентности через работу с детьми с особыми образовательными потребностями.

  1. Проектная часть.

Одной из важных составляющих своей педагогической деятельности считаю работу с учащимися, имеющими особые  образовательные потребности.

В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года была принята Конвенция «О правах инвалидов», в которой прописывается право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства путем организации их интегрированного обучения с нормально развивающимися сверстниками. По данным статистики, в настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Это более 2 млн. детей с ОВЗ (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. 

 Согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

        Поэтому считаю необходимым на следующий межаттестационный период разработать и внедрить в педагогическую деятельность рабочую программу по внеурочной деятельности для занятий с обучающимися с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить нормативно-правовые основы образования детей с ОВЗ;
  • определить психолого-педагогические особенности учебной деятельности учащихся с ОВЗ;
  • изучить особенности организации «безбарьерной» образовательной среды для учащихся с ОВЗ;
  • познакомиться с передовым педагогическим опытом;
  • разработать рабочую программу по внеурочной деятельности для занятий с обучающимися с ОВЗ;
  • создать условия для развития таких обучающихся в соответствии с их способностями;
  • обобщить свой опыт,  распространить в педагогическом сообществе.

Этапы реализации программы

Срок

Этапы

Мероприятия

2018 – 2019г.

1этап  Подготовительный

  • Изучить нормативно-правовые основы образования детей с ОВЗ
  • Подбор и изучение педагогической литературы по данной теме.
  • Прохождение курсов повышения квалификации по данной теме.
  • Знакомство с приёмами диагностики развития детей в процессе создания модели программы.

2019 – 2021г.

2этап  Организационно-содержательный

  • Составление рабочей  программы.
  • Отработка педагогических технологий.
  • Отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция.
  • Мониторинг творческих показателей.

2022 – 2023г.

3этап  Аналитический

  • Анализ и обобщение результатов развития обучающихся.
  • Анализ мониторинга творческих достижений.
  • Анализ деятельности  по работе с детьми с ОВЗ.
  • Определение проблем, возникших при реализации программы и путей их решения, корректировка программ.
  • Обмен опытом среди коллег педагогического сообщества.

                                             

Заключение.

Обобщив и систематизировав опыт работы, проанализировав результаты педагогической деятельности за межаттестационный период, я могу сделать следующие выводы:

  • Работа по созданию условий для успешного развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности проводилась целенаправленно, планомерно и результативно. Цель и задачи, поставленные мною, достигнуты.
  • Использование современных образовательных технологий в учебном процессе способствовало повышению качества образования по предмету.
  • Система педагогического мониторинга образовательных достижений обучающихся и их личностного  развития способствовала эффективной диагностике, коррекции и прогнозированию педагогических результатов.

На основании полученных результатов и тенденции развития ОУ, потребностей учащихся планирование деятельности на следующий аттестационный период состоит в следующем:

  • повышение собственной педагогической компетентности через самообразование, обучение на курсах, семинарах, вебинарах;  обобщение собственного опыта работы
  • ориентация на образовательные потребности обучающихся, их личностное развитие.

        В целом мою деятельность в межаттестационный период 2014 – 2018 г.г. считаю достаточно результативной, позитивной, творческой.

Для меня как для учителя музыки очень важно видеть в глазах своих учеников готовность к познанию нового, почувствовать их эмоциональный отклик и о щутить сопричастность к такому важному и такому сложному процессу, как становление личности, которая  осознаёт  свою  ценность и неповторимость.

Считаю, что вышеизложенные результаты моей педагогической деятельности за межаттестационный период являются основанием для аттестации на высшую квалификационную категорию.

Список литературы.

  1. Закон РФ об образовании. М.,2012
  2. Россия 2020. Основные задачи стратегического развития Российской федерации. М., 2008
  3. Государственный образовательный стандарт (№ 1089 от 05 марта 2004г.)
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 04.02. 2010 г.)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010.
  6.  Аблисимова Л.А. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы.  // Электронный ресурс. - http://nsportal.ru
  7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя - М., Просвещение, 2008.
  8. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. – М.: Астель, 2012.
  9. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
  10. Крылова И.В.  Современные образовательные технологии в начальной школе.  // Электронный ресурс. – http://festival.1september.ru
  11. Патрикеева И.Д. ФГОС НОО. Осваиваем деятельностный подход: Книга для учителя.- М.: Мнемозина, 2013.
  12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М., 2010.
  13. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе. – М.: Баласс, 2010.
  14. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВГ1.-М., НИИ школьных технологий, 2005.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.: Народное образование, 1998.
  15. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после. – 2010.
  16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  17. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под редакцией А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2008
  18. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 классы / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская – М., Просвещение, 2013
  19. Музыка 2-4 классы. Промежуточный и итоговый контроль / О.П. Лагунова, Волгоград, 2011
  20. http://www.1september.ru
  21. http://pedsovet.ORG.ru
  22. https://nsportal.ru/
  23. https://infourok.ru/
  24. https://минобрнауки.рф/



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №15

ЭССЕ

«Почему мне нравится работать в школе?»

Автор: Шиморина Татьяна Анатольевна
учитель музыки, ИЗО, МХК

 МАОУ СОШ №15

г. Каменск - Уральский
2019

«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим,                                                

его следует воспитывать, прежде всего, эстетически»

Ф. Шиллер

В последнее время всё чаще мне задают один и тот же вопрос в разных формулировках. А тебе не скучно столько лет работать в школе? У вас ведь там каждый год одно и то же. Первое сентября, День учителя, Новый год, Восьмое марта, Последний звонок, экзамены, выпускной. И опять всё по новой. Не надоело? А ты, к тому же, в одной и той же школе работаешь.

Можно, конечно, начать возвращать эти подачи отправителям. Дескать, у вас-то, у бухгалтеров, менеджеров и администраторов работа, жуть какая разнообразная. Вы, можно подумать, горите творческим огнём между своими платежками, клиентами, совещаниями и авансовыми отчётами. Но это избегание вопроса, а не ответ.

Да, чуть больше 30 лет я проработала на одном месте в общеобразовательной школе №15 учителем музыки.  Люблю работать с детьми, учить их понимать прекрасное.

         Первые лет десять своей работы в школе я вообще не задумывалась, почему мне нравится работать в школе, почему мне не скучно. В то время мне было трудно, у меня многое не получалось. Я старалась соответствовать, пыталась решать возникающие проблемы, училась на своих ошибках и курсах повышения квалификации. Некогда было задумываться. Учебный год пролетал так быстро, что даже лето наступало как-то неожиданно.

Сейчас, конечно, я научилась организовывать свой учебный год более рационально, и у меня остаётся время поразмышлять об особенностях моей работы.

Итак, несколько причин, почему мне нравится работать в школе и совсем некогда скучать.

Я пока не провела свой идеальный урок. Такой, где всё было бы логично, содержательно, увлекательно, эффективно и уложилось в положенные 40 минут. Случаются  уроки, близкие к тому, как я это себе представляю. Но всегда что-то идёт не по плану. Очень часто мне хочется рассказать ребятам больше интересных и увлекательных моментов о музыке, об искусстве,  но понимаю, что мой урок всего один раз в неделю, и я не успею дать следующую тему. Уже несколько раз меня назвали сказочницей, потому что интересно рассказываю.

Урок музыки должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно этого я добиваюсь на своих уроках.

Иногда  вижу, что не все понимают мои объяснения. Начинаю объяснять по-другому, теряю время и внимание тех, кто понял с первого раза. Понимаю, что в следующем году надо делать как-то иначе. Откладываю этот план урока в папку для переделок на следующий год. Или, кажется, что всё прошло нормально. А потом вечером — бах! — и озарение. И прямо понимаю, что надо было делать не так, надо в следующий раз заходить с другой стороны. На сегодняшний день мне интересно искать, стараться, пробовать и профессионально расти. Я каждый год что-то меняю, переделываю, вычеркиваю, добавляю, заменяю, читаю, перечитываю, рву и выбрасываю, начинаю заново и возвращаюсь к исходным вариантам.

Не бывает одинаковых уроков в разных классах. И вообще, работа учителя — это не работа с учебным материалом, а работа с детьми. А они думают по-разному, реагируют по-своему, ведут себя, кто во что горазд. Я даже не знаю, с чем это сравнить. Может, с работой в театре. Я где-то читала, что у актеров один и тот же спектакль проживается по-разному с разными зрителями. Но это не совсем подходящее сравнение. Ведь ученики непредсказуемее театральных зрителей. Они активнее включены в урок, ближе знакомы с учителем, они не просто зрители, скорее, соучастники происходящего на уроке. Например, недавно я взяла на урок конспект, по которому уже два года проводила одну тему вполне удачно. И не пошло. Просто не пошло, и всё тут. Пришлось на ходу перестраиваться и выруливать.

Однажды мне кто-то сказал, что столько лет, работая в школе, можно не тратить время на подготовку уроков. Биография композиторов, их музыка не меняется... Но классы разные,  и каждый год дети уже другие.

И музыка разная, и дети другие... да и мы сами становимся другими. Идет время, и мы чему-то учимся. Часто на уроках музыки сравниваю классическую музыку и современную. Например, в 6 классе: как музыка классическая и современная может преобразовать слушателя. В 7 классе определяем музыкальные образы в классической и современной музыке. В 8 классе разбираем понятия "легкой" и "серьезной" как в классической, так и в современной музыке. Когда мы начали говорить о популярной музыке, учащиеся вспомнили все произведения популярной классической музыки, фрагменты которых я включала. Очень было приятно, когда во всех классах сказали, что эту музыку они знают и любят.

На каком еще уроке есть такое множество различных видов деятельности? А на моем уроке музыки есть. Это слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование; дирижирование;  импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры; исполнение тем из прослушиваемых произведений. Все эти виды деятельности помогают детям лучше понять и почувствовать музыку. Включенные в урок, они способствуют развитию познавательного интереса у школьников. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Проявление творческого начала осуществляется и в размышлениях о музыке, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах, выполнение рефератов, творческих проектов, выполнение различных творческих заданий: создание ребусов, стихотворений, рисунков.

А ещё есть какое-то волшебство.

Оно просто есть. То чувство, когда видишь, что твои ученики научились понимать искусство. И понимаешь, что ты их научила. Когда открываешь протокол олимпиады и видишь, что твои ученики в призёрах и все в самой верхушке рейтинга. Я испытываю большую профессиональную гордость, когда вижу победы своих учеников, победы не столько в школьных соревнованиях, сколько победы над собой, когда долго неподдающимся навыком вдруг овладевают в полной мере. Когда родители после концерта удивляются заинтересованности своих детей в выступлениях на сцене. Говорят, что думали, вообще петь не умеют, нет ни слуха, ни голоса. Оказывается, всё совсем не так, и их дети уже артисты.

С 2015 года я организовываю и провожу в школе конкурс «Битва хоров».

При активной поддержке классных руководителей  придумываем танцевальные движения и костюмы, работаем над вокальным мастерством и эмоциональностью исполнения. На конкурсы приходят родители, которые с большим интересом следят за происходящим на сцене.

А ведь есть ещё просто разговоры на чаепитиях за сдвинутыми партами.  Когда приходят бывшие мои ученики-выпускники со словами благодарности.

Я уверена, что учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Быть всегда в самой гуще детей, жить их жизнью, их интересами, зажигать в их душах стремление постичь секреты и красоту, таинство искусства. Это и есть смысл моей жизни. Думаю, что многим моим ученикам  пригодится в жизни умение видеть прекрасное, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться.

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливая: у меня замечательная семья, увлекательная профессия. Ведь учителем может быть не каждый. Учитель это дар природы, талант. Поэтому, кроме знаний, полученных в стенах педагогических ВУЗов, нужно еще стремление любить детей и быть любимой.

Я не знаю, как это объяснить, всё то, что стоит за дежурной фразой «мне нравится работать в школе».

Учитель. Это профессия,

Призвание иль дорога,

Иль творчества песнь совместная,

Иль крест по веленью Бога?

Устами Христа брошено,

Что Путь победит идущий.

Учитель имеет прошлое,

Но только он весь в грядущем.

Учитель – это страдание,

Пред жизнью сплошной экзамен.

Учитель - это отдание

Терпеньем, добром, слезами.

Учитель – это профессия,

Где труд не имеет меры.

Учительство – есть конфессия

Надежды, любви и веры.