7.Педагогические разработки

Мичурина Валентина Анатольевна

7.Педагогические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r._form-e_v._rechi.docx56.34 КБ
Файл k.r._m-ka.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание                                                                                                       стр.

Введение……………………………………………………………………2

1. Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………….6

1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников………………………………………………………………6

1.2 Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников……………………… 11

1.3 Способы и методы формирования выразительности речи…………17

1.4. Рекомендации по формированию выразительности речи………… 24

Заключение…………………………………………………………………26

Список использованных источников……………………………………  28

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучение грамоте.

        Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Важным качеством детской речи является выразительность. «Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», -- писал Н.С. Рождественский.

Выразительность речи - это коммуникативное качество речи, особенность ее структуры, которая воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания человека; поддерживает внимание и интерес у слушателя и читателя (Б. Н. Головин).

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Выразительность речи используется в процессе коммуникации для усиления влияния говорящего на чувства, слушающего путем воздействия на эмоциональную сферу собеседника.

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец [9, 36], так же педагогов — А. В. Лагутина А.В., Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, и др. 21,34,38]. Однако в этих работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.

Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.

Постановки русских народных сказок, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.

В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр такими авторами, как Г. И. Батурина, Р. И. Жуковская, Бородич А. М. и др. [6, 7,15].

Однако, признавая бесспорную ценность научных трудов перечисленных авторов, приходится констатировать, что отдельные работы не предусматривают методику формирования выразительности речи театрализованными играми, в связи, с чем в дошкольных учреждениях возникают затруднения по формированию выразительности речи посредством театрализованных игр.

Актуальность исследования определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью формирования выразительности речи у старших дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. Поэтому тему нашего исследования обусловили несомненная значимость театрализованных игр в формировании выразительности речи и освоения речевой культуры.

Объект исследования: процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Предмет исследования: использование театрализованных игр как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников.

Цель исследования: изучение литературы по вопросу формирования выразительности речи и определение возможности формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр.

Задачи исследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2) Рассмотреть возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников.

3) Изучить способы формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр.

5) Разработать методические рекомендации по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

1. Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В. А. Жилин, Г. Г. Кравцов, и др.) [9,20,37].

В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Л. С. Выготский и др.)[9].

Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А. Н., Филичева Т. Б., Швачкин Н. Х. и др. 10,40,42]

Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок становится чутким к звучанию слов взрослых, и от случая к случаю он руководствуется в овладении звуками языка преимущественно то слухом, то артикуляцией.

Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность. Неоднократно отмечались случаи, когда ребенок, схватывая слоговой состав слова, обращает мало внимания на звуки этого слова. Слова, произносимые в этих случаях детьми, большей частью весьма точно отвечают по количеству слогов словам взрослых, но по составу звуков чрезвычайно отличаются от них [2,с. 56]. Ритмичность речевого выражения и восприятия ребенком обнаруживается в случаях так называемой слоговой элизии, то есть опускания слогов слова. Общепринятое определение слоговой элизии гласит: ребенок выделяет в слове ударный слог и обычно опускает неударные слоги. Например, вместо «молоток» ребенок произносит «ток», вместо «голова» — «ва».

По вопросу о ритмической структуре начальных речевых выражений нет никаких высказываний в литературе. Однако некоторые данные, имеющиеся в дневниках родителей, позволили Н. Х. Швачкину придти к выводу, что первые ритмические выражения принимают структуру хорея [42, с. 102]. Это предположение подкрепляется тем, что первые слова, с которыми взрослый обращается к ребенку, по преимуществу, двухсложны с ударением на первом слоге.

В процессе дальнейшего речевого развития, ребенок сталкивается со словами взрослых, которые обладают различной ритмической структурой. Как известно, слова русского языка в ритмическом отношении могут быть односложными, двухсложными (хорей, ямб), трехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест) и, наконец, многосложными.

Указанные факты приводят к выводу, что слоговая элизия происходит не только вследствие выделения ударного слога и опущения неударных слогов и не только в силу несовершенства артикуляции звуков слова, а и в связи с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической структуре — в структуре хорея.

С развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть служебную роль, они подчиняются слову. В связи с этим удельный вес хорея в речи ребенка снижается [41,с. 118].

Ритмико-интонационная активность ребенка направляется в сторону стихотворного творчества. Это характерно для всего периода дошкольного детства, причем у младшего дошкольника обнаруживается преобладание ритма и интонации над словом. Наблюдаются случаи, когда в детском саду дети постигают ритм песни, не улавливая всех ее слов [41,с. 119].

Стихотворное творчество ребенка на начальной ступени обычно сопровождается его телодвижениями. Однако не все стихи ребенка непосредственно связаны с жестикуляцией. Есть песенки и прибаутки, не сопровождаемые никакими движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией.

Вся деятельность ребенка связана с песней. Есть песни сказочные, хоровые, игральные. Однако недолго игры и другая деятельность ребенка сопровождаются песней. Дети бросают петь при своих играх, они переходят к играм без песен.

К этому же периоду отмечается изменение ритма и в стихах детей. Пропадает хорей. Сами стихи становятся аритмичными.

При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность [3,с. 89].

Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками [1,с. 151]:

Просодика — сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Интенсивность произнесения — степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика речи — совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи — скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса — окраска, качество звука.

Логическое ударение — интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко [1,с. 153].

Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (Е.Э. Артемова, Н. С. Жукова др.) [3,13].

Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее [41,с. 56]. Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте [41,с. 54]

Л.С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его важным каналом духовного формирования личности [9,с. 251].

Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад [34,с. 49]

Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи. Вместе с тем перестройка ритма и интонации речи таит в себе опасность: слово может настолько оттеснить ритм, что фактически речь ребенка теряет свою выразительную красочность и ритмичность.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.

1. 2 Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников

Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка [3,с. 99]

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

Театрализованные игры позволяют ребёнку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становиться культурным человеком. Самодеятельность ребёнка служит развитию его творческих способностей в процессе освоения культуры. Театрализованная игра, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении [4,с. 39]. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям [27,с. 111].

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это -- конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность формировать выразительную речь [31,с. 29].

Развитие ребенка в театрализованной деятельности, в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности

— поощрять исполнительское творчество

— развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении

— побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

— создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых [31,с. 39].

Разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром [4,с. 101].

Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий «Кукольный театр», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью [6,с. 59]

В работе студий могут принимать участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи искусственная изоляция детей, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми (дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку» - возрастную группу - и общаются, как правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.

Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты их желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми [6,с. 65]

Театральные игры детей способствуют активизации разных сторон речи:

— словаря, грамматического строя, диалога, монолога;

— совершенствованию звуковой стороны речи и др. [5,с. 44].

Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценировка, приплясывания, напевания и т. д.) [5,с. 52].

В книге Г. А. Волковой «Логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации» [11,с. 83].

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Содержание театрализованных занятий включает:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— логоритмические упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— упражнения по социально-эмоциональному развитию детей [33,с. 61].

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

— формированию выразительности речи

— созданию атмосферы творчества;

— социально-эмоциональному развитию детей.

Содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т. е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Поэтому, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры [28,с. 87].

Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет детям старшего дошкольного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация театрализованной деятельности.

1.3 Способы и методы формирования выразительности речи

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется выразительность речи, детское творчество.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. Л. С. Выготский писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» [9,с. 375]. Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

В методике развития выразительности речи можно выделить несколько групп методов [17,с. 57].

Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.

Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления [17,с. 58].

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ.

Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа), и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых) [17,с. 58].

В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки -- предмета и т. д.) [17,с. 58].

Практические методы. Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей [17,с. 59].

Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые [17,с. 59].

Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами--пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко [17,с. 60].

Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.

Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей [17,с. 60].

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко - похвалой, замечанием, порицанием.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен [17,с. 60].

При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.

Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др. - также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов:

— интригующая интонация голоса при вопросе,

— утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания,

— использование шутки при объяснении задания.

Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты) [17,с. 61]. Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др. 17, с. 61]. Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие - план, варианты плана, вопросы - будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным - коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы - ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль [17,с. 62].

Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).В методике приемы развития речи называют по-разному.

Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др. [17,с. 63]

Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию [17,с. 64].

Таким образом, существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения и логопедические техники, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступных и понятных методов для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

1.4.Рекомендации по формированию выразительности речи

1. Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.

2. Родители должны работать дома над формированием выразительности речи следуя данным логопедом или воспитателем рекомендациям.

3. Для развития просодических компонентов речи можно использовать вербальные и невербальные тренинги, театрализованные игры и различные логоритмические упражнения.

4. Проводить работу по формированию мелкой моторики, формировать тонкие движения пальцев рук.

5. Развивать чувство и восприятие ритма.

6. Научить детей выражать эмоции при помощи мимики, для этого можно использовать: «Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Улыбалки», «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п.

7. Проводить логоритмические минутки. Например, зарядка: А - руки в стороны вверх. О - руки соединить. И - руки развести в стороны. У - руки вперед, назад, вместе.

8. Научить детей повышать и понижать голос. Например, упражнение «Укачивание» (имитация укачивания куклы): А - А - А - А.

9. Для развития интонации и выразительности в экспрессивной речи использовать упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса. Например, повествовательные, восклицательные или вопросительные предложения.

10. Родителям и педагогам уделять должное внимание упражнениям, играм, инсценировкам на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.

11. Использовать художественную литературу для развития выразительности речи: инсценировки сказок, выразительное чтение и т.д.

12. Заучивание стихов и декламирование их на разных праздниках, развлечениях.

Заключение

В данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников средствами театрализованных игр и сделаны соответствующие выводы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Театрализованная деятельность позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность - важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Существует множество способов и методов формирования выразительности речи. Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.

По результатам работы были сформированы методические рекомендации родителям и педагогам по формированию выразительности речи у старших дошкольников.

Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы для оптимизации коррекционной работы в условиях специальных дошкольных учреждений и семьях.

        

Список использованных источников

1. Антипова A.M. Просодия //Лингвистический энциклопедический словарь - М.: Гардарики. 2006 - 276 с.

2. Алмазова E.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. - М.: Сфера, 2003 - 189 с.

3. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, ... канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2005 - 189 с.

4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2001. -127 с.

5. Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006 - 168 с.

6. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2001 - 126 с.

7. Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 176 с.

8. Витт П.В. Информация об эмоциональных Состояниях к в речевой интонации //Вопросы психологии. 2006 - №3 - 56 с.

9. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО. 2002. - 458 с.

10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 - 210 с.

11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

12. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2006 - 136 с.

13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: 2003 - 132 с.

14. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 2002. - 156 с.

15. Жуковская Р.И. «Игры и трудовые занятия в детском саду» - М.: Владос, 2002 - 156 с.

16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды- М.: ТЦ Сфера, 2001 - 562 с.

17. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми. -М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 - 138 с.

18. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.

19. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с

20. Кравцов Г.Г. Психологическая готовность к школе - М.: Знание 2000 - 77 с.

21. Лагутина А.В., О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошк. воспитание. - 2006. - № 11. - С. 76-80.

22. Лагутина А.В., О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи // Логопед в детском саду. - 2006. - №6(15). - С. 27-31.

23. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004. - 219 с.

24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - М.: СПб., 2001 - 189 с.

25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003 - 189 с.

26. Максаков А.Н., Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 128 с.

27. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М.:ТЦ «Сфера», 2001 - 169 с.

28. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.

29. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - М.: СПб., 2005. - 213 с.

30. Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с.

31. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. - М.: М.: Школьная пресса, 2003 - 136 с.

32. Ромусник М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. - 2006. - № 1. - С. 39-43.

33. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.

34. Сохин Ф.А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников - М.: МОДЭК МПСИ, 2002 - 240 с.

35. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2001 - 221 с.

36. Теплов Б.М. Избранные труды. В двух томах. Том 1 - М.: Педагогика.2001 - 340 с.

37. Технология проблемно-развивающего обучения. Использование элементов орфопедагогики педагогов-новаторов: Т. А. Боровик, В.А. Жилина, Т. Э. Тютюнниковой. - М.: ТЦ «Сфера», 2006 - 312 с.

38. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи. - М.: Сфера. 2009 - 2040

39. Чернова Т.В. Организация взаимодействия логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР / Т.В. Чернова, И.Ю. Лебеденко // Дошк. педагогика. - 2007. - № 2. - С. 48-51.

40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном - Пресс, 2001 - 189 с.

41. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ.2008 - 222 с.

42. Швачкин Н.Х. Развитие первых слов ребенка - М.: НПО «МОДЭК», 2001 - 138 с.

43. Эльконин Д.Б. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 2000. - Т.1.



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………………………………………….2

  1. Состояние проблемы формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………..4
  2. Используемые программы по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста………………………………….8
  3. Диагностические задания, разработанные на основе комплекта диагностики В.П.Новиковой……………………………………….9
  4. Рекомендаций по развитию уровня освоения величины у детей младшего дошкольного возраста………………………………….15

Список используемой литературы…………………………………….17

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что согласно Концепции модернизации российского образования в основу его обновления в деятельности дошкольных образовательных учреждениях должна быть положена коммуникативная компетенция, которая для дошкольников является одной из базовых, поскольку благодаря ей происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Формирование элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте создает фундамент для дальнейшего математического образования. Поэтому ребенку необходимо дать возможность представления о величине как важной части формирования элементарных математических представлений.

Между тем, дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: в частности – к величине, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Именно, поэтому проблема поиска наиболее эффективных средств и форм развития элементов логического мышления, детей дошкольного возраста представляет несомненную актуальность.

Педагогические исследования в области содержания и методов работы по формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста уделяют внимание в основном обучению детей измерению. Усвоению величины посвящались немногие работы методического характера: Л.В.Глаголевой, Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.С.Метлиной.

Проблеме формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте уделяют внимания и современные педагоги. В.В.Данилова ,Т.И.Ерофеева, В.П.Новикова, З.А.Михайлова

Объект исследования – математическое развитие детей дошкольного возраста.  

Предмет исследования – процесс формирования знаний о величине предметов у детей младшего дошкольного  возраста.

 Цель исследования – представить опыт работы по исследованию представлений о величине предметов у ребенка младшего дошкольного возраста.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

  1. Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста.
  2. Опыт работы по созданию диагностического инструментария для исследования выявления уровня освоения ребенком темы «Величина» у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Выработка рекомендаций по развитию уровня освоения величины у детей младшего дошкольного возраста.

1.  Состояние проблемы формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе

Познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. В связи с проблемой освоения детьми дошкольного возраста размеров в литературе чаще всего используется термин «величина».

Понятие величина в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории развития общества подвергалась ряду обобщений и конкретизаций. Величина – это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т.д. Величина предмета – это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным. При этом чаще всего величина предмета воспринимается одновременно несколькими анализаторами: зрительно – двигательным, тактильно – двигательным и т.д. Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим. [2]

Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость – основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества в том числе длину. Ширину, высоту, объем и многое другое. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. Мы часто производим мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями размеров известных предметов. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов. [1]

Еще выдающиеся педагоги прошлого – Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский придавали особое значение измерениям в системе первоначального обучения. [5] Педагоги той эпохи под влиянием практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дальнейшем обучении. Ими высказаны отдельные предложения о содержании и методах обучения детей в условиях семьи. Специальных пособий они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в работы по воспитанию и обучению.

Методы формирования у детей понятия о величине нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах се6нсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребель и итальянского педагога М.Монтессори. В классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с величинами, измерениям, составление рядов предметов по размеру, весу и т.д. М.Монтессори, опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о величинах. [3]

Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н.Блехер еще в 20 -30- е годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению. Они в общих чертах определили объем и содержание знаний, пути и методы обучения. [4]

Е.И. Тихеева большое внимание уделяет ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними: больше-меньше, шире – уже, длиннее – короче и др. Она высказывалась против систематического обучения дошкольников. В тоже время она возражала и против полной стихийности обучения. [4]

Л.В.Глаголева разработала разнообразные методы при обучение сравнению величин. При этом большое значение имеет каждый из них: лабораторный метод (обработка практических действий с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий). Она уделяла особое внимание игре, как методу обучения сравнению величин.[11]

Ф.Н. Блехер разработала, апробировала и предложила воспитателям широкую программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике. В качестве средств математического развития Ф.Н. Блехер рекомендует использовать различные жизненные ситуации. Знания, приобретенные ребенком в повседневной жизни, закрепляются в индивидуальных играх – занятиях с дидактическим материалом. Для работы с детьми по освоению величины ею разработаны карточки для закрепления знаний о величине, времени и т.д. [11]

В 50 -60 годы появляется научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М. Леушиной. Многие современные методические пособия для воспитателей дошкольных учреждений созданы на основе дидактической системы, разработанной А.М. Леушиной и ее последователями. [4]

В 90-е годы 20 в. предматематическая подготовка детей в нашей стране традиционно велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанным и официально утвержденным единым программам дошкольного образования. Основной целью математического образования дошкольников являлось формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе. Разработчиком методики работы по этой программе, общепринятой во всех детских садах огромной тогда страны, являлась Л.С.Метлина, ученица А.М.Леушиной. Книга «Занятия по математике в детском саду» (авторы А.М. Леушина, Л.С. Метлина) выдержала с 1977 года несколько изданий и долгие годы была единственным пособием для воспитателей, называемое «традиционным». В данном пособии также выделены задачи по формированию у детей представлений о величине. Итак, А.М. Леушина и ее последователи Т.А. Мусейибова, З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман и др. являются основоположниками дошкольного математического образования.

Проблеме формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте уделяют внимания и современные педагоги. В.В. Данилова считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети младшего дошкольного возраста учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы. Они ставят предметы рядом, определяют результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Именно в этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов зрением, на ощупь, с помощью движений, сравнивать предметы контрастные и равные по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами накладывания и прикладывания (длиннее – короче, равные по длине). Для сравнения сначала используются предметы, контрастные по размеру. Разница в размере демонстрационного и раздаточного материала не менее 10- 15 см. Предметы размещают так, чтобы выделенный параметр было хорошо видно.

Т.И. Ерофеева предлагает занятия с детьми младшего возраста начинать с интересной игры или привлекательной для детей деятельности. Ни в коем случае не надо копировать школьный урок. Она предлагает развивать представления о величине у детей младшего дошкольного возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных играх, на всех занятиях. [2]

В.П. Новикова – предлагает методику ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной; З.А.Михайлова – игровую технологию для наиболее эффективного усвоения детьми представлений о величине, выделяет способы познания свойств предметов (сравнение, составление сериационных рядов, классификация). [5]

Таким образом, анализ литературы позволил выделить следующее:

1. Величина предмета – это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным.

2. Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольника.

3. Современные авторы (З.А. Михайлова, В.В. Данилова, Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова) выделяют основные способами познания величины предметов в младшем дошкольном возрасте являются: сравнение («на глаз», способами наложения, приложения), сериация и классификация.

2.Используемые программы по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время педагогами используется рабочая программа по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста, составленная на основании программы «Из детства – в отрочество» для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет (авторы Т.Н. Доронова, Л.Г.Голубева, Н.А. Гордова и др.) , методического пособия для педагогов «Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет» (авторов Т.И. Гризик, Т.И. Ерофеевой).

В соответствии с рабочей программой педагогов основными направлениями и задачами по формированию представлений о величине детей младшего дошкольного возраста являются:

1.Выделять и называть параметры величины (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий).

2.Развивать умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров с использованием приемов наложения и приложения, указывать на результаты сравнения.

3. Способствовать пониманию взаимосвязи действий соизмерения и результата. Закреплять использование слов: одинаковые, равные по длине, длиннее-короче; одинаковые по высоте ,выше-ниже; одинаковые по ширине, шире - уже; одинаковые по толщине, толще-тоньше; одинаковые по величине, больше-меньше.

3.Диагностические задания, разработанные на основе комплекта диагностики В.П.Новиковой

Для того, чтобы выявить уровень сформированности представлений о величине в младшем дошкольном возрасте, нами были выделены критерии и показатели освоения величины в младшем дошкольном возрасте на основе теории и технологии математического развития З.А.Михайловой, А.А.Столяра, М.Н.Полякова, Е.А.Носовой. []

Таблица 1.

Критерии.

Показатели.

Полнота (дифференцированность,

объем представлений и умений)

Непосредственное сравнение «на глаз» двух предметов по длине (ширине, высоте).

Непосредственное сравнение 2 предметов способом наложения по длине (ширине, высоте).

Непосредственное сравнение 2 предметов способом приложения по длине (ширине, высоте).

Доказательность.

Умение отражать в речи результаты сравнения: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине, шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте).

Умение отвечать на вопрос: «Почему ты так думаешь?»

Действенность.

Умение при сравнении 2 групп предметов использовать прием наложения.

Умение при сравнении 2 групп предметов использовать прием приложения.

Умение выстроить сериационный ряд по размеру предмета, классификация.

Таблица 2.

Характеристика уровней

Показатели.

Уровни.

Непосредственное сравнение «на глаз» двух предметов по длине (ширине, высоте).

Высокий: Может выбрать «на глаз» самый длинный (широкий, высокий) предмет и самый короткий (узкий , низкий). Отвечает на вопрос: «Почему ты так думаешь?»

Средний: Может выбрать «на глаз» самый длинный (широкий, высокий) предмет и самый короткий (узкий , низкий). Но не отвечает на вопрос: «Почему ты так думаешь?»

Низкий: Не может выбрать «на глаз» самый длинный (широкий, высокий) предмет и самый короткий (узкий , низкий). Не отвечает на вопрос: «Почему ты так думаешь?». Отвечает наугад.

Непосредственное сравнение 2 предметов способом наложения по длине (ширине, высоте).

Высокий: при сравнении двух предметов пользуется приемом наложения самостоятельно

Средний: при сравнении двух предметов пользуется приемом наложения с помощью взрослого.

Низкий: при сравнении двух предметов приемом наложения не пользуется, не проявляет интерес к сравнению.

Непосредственное сравнение 2 предметов способом приложения по длине (ширине, высоте).

Высокий: при сравнении двух предметов пользуется приемом приложения самостоятельно

Средний: при сравнении двух предметов пользуется приемом приложения с помощью взрослого.

Низкий: при сравнении двух предметов приемом приложения не пользуется, не проявляет интерес к сравнению.

Умение отражать в речи результаты сравнения: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине), шире, уже, одинаковые (равные по ширине, выше, ниже, одинаковые (равные по высоте).

Высокий: при сравнении предметов использует в речи слова: длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); шире, уже, одинаковые (равные по ширине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте).

Средний: при сравнении предметов использует в речи слова длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); шире, уже, одинаковые (равные по ширине); выше, ниже, одинаковые (равные по высоте).

с помощью взрослого.

Низкий: при сравнении предметов не использует в речи слова длиннее, короче, одинаковые (равные по длине); шире, уже, одинаковые (равные по ширине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте, не проявляет интерес к сравнению.

Умение при сравнении 2 групп предметов использовать прием наложения.

Высокий: при сравнении двух групп предметов пользуется приемом наложения самостоятельно

Средний: при сравнении двух групп предметов пользуется приемом наложения с помощью взрослого.

Низкий: при сравнении двух групп предметов приемом наложения не пользуется, не проявляет интерес к сравнению.

Умение при сравнении 2 групп предметов использовать прием приложения.

Высокий: при сравнении двух групп предметов пользуется приемом приложения самостоятельно

Средний: при сравнении двух групп предметов пользуется приемом приложения с помощью взрослого.

Низкий: при сравнении двух групп предметов приемом приложения не пользуется, не проявляет интерес к сравнению.

Умение выстроить сериационный ряд по размеру предмета.

Высокий: выстраивает сериационный ряд самостоятельно, называет самый большой и самый маленький предмет.

Средний: выстраивает сериационный ряд с помощью взрослого, называет самый большой и самый маленький предмет.

Низкий: не выстраивает сериационный ряд, не проявляет интерес.

Первая серия эксперимента.

Задание 1.

Цель: определить умение детей сравнивать «на глаз» два предмета по длине.

Материал: 2 веревочки разного цвета и  разной длины или использование палочек Кюизенера.

Ход задания: Выбрать « на глаз» самую длинную, самую короткую и рассказать по цвету.

Задание 2.

Цель: определить умение детей сравнивать «на глаз» два предмета по ширине.

Материал: широкая и узкая ленточки одинаковой длины черного и серого цвета (дорога и тропинка), а также игрушечные машинка и велосипед.

Ход задания: Поставить машинку на широкую дорожку, а велосипед– на узкую. Вопросы:

-На какой ленточке стоит машинка? велосипед?

-Можно ли поставить машинку на узкую ленту?

-Если нельзя, то почему?

-Какого цвета широкая дорожка? Узкая?

Задание 3.

Цель: определить умение детей сравнивать «на глаз» два предмета по высоте.

Материал: сделанные из конструктора 2 фигуры мальчиков  (высокий -желтый и низкий- зеленый), 2 домика  (разные по высоте и цвету: красный и синий). Можно использовать логические блоки Дьенеша.

Ход задания: Детям предлагается рядом с высоким домом поставить высокого мальчика, а рядом с низким – низкого.

Задаются вопросы:

-Какие по высоте дома? мальчики? Какого цвета мальчик выше? Ниже?

-Какой дом выше? Какой ниже? Какого цвета дом выше? Какой ниже?

-Какой мальчик  выше? Какой ниже?

Вторая серия эксперимента.

Задание 4.

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по длине, установить умение использовать прием наложения.

Материал: 2 ленты: длинная и короткая и разного цвета или использовать палочки Кюизенера.

Ход задания: Детям предлагается найти длинную и короткую ленту.

Задаются вопросы: какая лента длинная? Какая короткая? Какая лента длиннее? Какая короче? Как ты узнал?

Задание 5.

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по ширине, установить умение использовать прием наложения.

Материал: 2 веревочки: широкая и узкая и разного цвета или использовать палочки Кюизенера.

Ход задания: Детям предлагается найти широкую и узкую ленты.

Задаются вопросы: какая лента широкая? Какая узкая? Какая лента шире? Какая уже? Как ты узнал?

Третья серия эксперимента.

Задание 6 .

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по длине, установить умение использовать прием приложения.

Материал: детали конструктора типа «Лего», логические блоки Дьенеша, а также игрушки: медвежонок и зайчонок.

Ход задания: Детям предлагается сделать из деталей дорожку любой длины. Затем воспитатель просит сделать еще одну дорожку, которая должна быть длиннее, чем предыдущая. После выполнения задания мы просим ребенка на длинную дорожку поставить медвежонка, а на короткую – зайчонка. Задаются вопросы: по какой дорожке идет медвежонок? А по какой зайчонок? А как проверить: какая дорожка длиннее, какая короче? А может они равные по длине?

Задание 7.

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по ширине, установить умение использовать прием приложения.

Материал: речка и 2 мостика разного размера: шире и уже, фигурки животных (зайцы, лиса, медведь, еж), логические блоки Дьенеша.

Ход задания: Ребенку предлагается речка и два мостика. Игровая ситуация: животным нужно перебраться с одного берега речки на другой. Но вдруг появляются охотники. Испугались звери и  хотят перебраться на другой берег. Они просят спасти их– для маленьких зверей узкий мостик, а для больших зверей  широкий.

Затем ребенок отвечает на вопросы:

-Почему ты выбрал этот мостик?

-Почему другой мостик не подошел?

-Какой мостик шире? Какой уже?

-Если бы ты взял другой мостик для медведя, чтобы случилось?

Задание 8.

Цель: выявить у детей умение сравнивать предметы по высоте, установить умение использовать прием приложения.

Материал: 2 дерева разной высоты ( 2 дома), логические блоки Дьенеша.

Ход задания: Ребенку предлагается сравнить деревья по высоте.

-Какие деревья по высоте?

Какое  дерево выше? А какое ниже?

Четвертая серия эксперимента.

Задание 9.

Цель: выявить у детей умение сравнивать 2 группы предметов по длине, установить умение использовать прием наложения.

Материал: 2 плоских колбаски из пластилина (длинная и короткая), клеенка или палочки Кюизенера.

Ход задания: Воспитатель просит ребенка сделать такие же колбаски. Выяснить, какой длины колбаски. У кого колбаски длиннее, у кого короче?

Ребенок накладывает одну колбаску на другую и определяет какие они по длине.

Задание 10.

Цель: выявить у детей умение сравнивать 2 группы предметов по длине, установить умение использовать прием приложения.

Материал: . 4 зеленых и 5 красных магнитов, магнитная доска или логические блоки Дьенеша.

Ход задания: Воспитатель выкладывает 4 зеленых магнита в ряд. Предлагает ребенку положить 5 красных магнитов.

Вопросы:

-Дорожка из каких магнитов длиннее?

-Из каких короче? А как ты узнал?

Пятая серия эксперимента.

Задание 11.

Цель: Выявить умение выстроить сериационный ряд по размеру предмета (по высоте).

Материал: Картинки с изображением домиков разной высоты (5 шт) или логические блоки Дьенеша.

Ход задания: Воспитатель предлагает детям разложить домики  от самого маленького до самого большого.

Вопросы:

-Почему ты так думаешь? Какой домик самый маленький? Какой самый большой?

4. Рекомендаций по развитию уровня освоения величины у детей младшего дошкольного возраста.

1. В работе с детьми  воспитателям использовать разнообразные методы и приемы, применимые для данного возраста: практические и словесные (игровой метод, упражнения подражательно- исполнительского характера, и т.д.).

2. Использование современных технологий , различных логических игр и упражнений (палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша).

3. Использование  дидактических игр на развитие умения у детей выделять и называть параметры величины («Дальше - ближе»; «Расставь по порядку»; «Разложи по размеру»; «Матрешки»; «Пирамидки»; «Самая длинная, самая короткая»; «Сравни предметы по высоте»; «Собери коллекцию»), а также игровые приемы, способствующие активизации познавательного интереса к данному виду деятельности.

4. Формировать представления о величине  по принципу нарастающей сложности: от умения выделять более контрастные размеры предметов до одинаковых размеров.

5. Перенос знаний о величине в повседневную жизнь с повторением изученного материала, его уточнением и расширением.

6. Для определения уровня освоения программного материала детьми младшего дошкольного возраста воспитателями проводить педагогический мониторинг в начале, середине и конце учебного года. В соответствии с результатами педагогического мониторинга планировать индивидуальные маршруты для детей с низким уровнем развития.

 

Используемые источники литературы

  1. Беженова М.О. Веселая математика. [Текст] – Д: Сталкер, 1998.
  2. Белошистая А.В.. Обучение математике в ДОУ. [Текст] М., Айрис пресс. 2005.
  3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. –М., 1997.
  4. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.
  5. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч.ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 304 с.
  6. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуациидля детей дошкольного возраста. Диагностика освоения математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – 112с.+40с. цв.ил. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  7. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. // Под ред. В.В. Даниловой. – М., 1987.
  8. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.
  9. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  10. Сербина Е.В. Математика для малышей. [Текст] – М., Просвещение, 1992.
  11. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. // Под ред. А. Столяра. – М., 1988.
  12. Фрейлах Н.И. Методика математического развития/Н.И.Фрейлах. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. – 240 с.:ил. – (Профессиональное образование).
  13. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.