ПЕДАГОГАМ

Вершинина Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в музыке, рисунке, игре, труде.

  ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами.  Именно поэтому можно  говорить об универсальности  теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

 ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В своей работе я использую методики и приёмы  Анатолия  Гин «Приемы педагогической техники», «ТРИЗ-педагогика» , тренинг по ТРИЗ. Юрия Саламатова, «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» Михаила Орлова.

 Использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель  выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

 Актуальность данной  теории  заключается в формировании у дошкольников творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к  решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Эта методика  требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие задачи:

·         Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

·         Обучение самостоятельной работе.

·         Воспитание  творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

 

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.

Цель второго этапа - учить детей фантазировать и изобретать.

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?".

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из  сложной ситуации.

 При этом я применяю ряд  превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду в среду.

Работая в ДОУ с детьми 4-5 лет, использую следующие методы:

1. Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

-уменьшение  - увеличение объекта  (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку) ;

- наоборот (добрая лиса и хитрый зайчик);

- оператор времени ( нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя бабушка в детстве);

2.Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

 Темами мозгового штурма могут быть такие:

  -как уберечь продукты от мышей;

  -как не намокнуть под дождем;

  -как выгнать лесу из зайкиной избушки;

  - как оставить кусочек лета в зиму.

Напомню правила мозгового штурма:

 -исключение всякой критики;

 -поощрение самых невероятных идей;

 -большое количество ответов, предложений;

 -чужие идеи можно дополнять и  улучшать.

Результаты мозгового штурма непременно отражаем в продуктивной деятельности: рисуем свой кусочек лета в зиму; лепим  продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.

3.Метод аналогий

 Предлагаю детям представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

-изобрази чайник, который забыли выключить;

-покажи походку человека, которому жмут туфли;

-изобрази рассерженного быка, встревоженного щенка, радостного кролика и т.д.

4.Метод фокальных объектов

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М.Ф. О.).

Работу по М.Ф.О. я начинаю с детьми 4-го года жизни.

-придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

-познакомить детей с новым объектом;

-создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

-проанализировать художественное произведение.

5. Метод противоречий.

 Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Эти и другие методики в средней  группе я  реализую посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание детей, привлекающих их интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим  воспитателем.

Игровая форма  подачи теории  дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед воспитателем и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

 Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей.

Приведу примеры некоторых ТРИЗ-игр, которые использую в своей группе:


Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины  средней группы)

Воспитатель называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

- Что можно сказать об объекте, у которого длинная шея и пятнистая шкура?

- Что можно сказать об объекте, если там есть длинный хобот?

 

Игра «Теремок»

(проводится со средней группы)

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» и сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

 В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

- Тук-тук. Кто в теремочке живет?

- Это я, лиса. А ты кто?

-  А я волк, пусти меня к себе!

-Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

- И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха,  шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.

 

Игра «Фантазия»

Цель этой игры- развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- игрушки и т.д.

Игра «Чем был - чем стал?»

 Воспитатель называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Например, стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.  Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. Бывает стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы, в часах тоже есть стекло. А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет мне вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Развивая детей по технологии ТРИЗ-педагогики, я получаю такой результат, где дети сами учатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи.

Используя  элементы ТРИЗ-педагогики , я надеюсь выпустить из-под своего крыла ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволит качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность своего педагогического труда. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников Подготовила :воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад № 2» Вершинина Наталья Ивановна

Слайд 2

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. Сухомлинский Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства

Слайд 3

Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей .

Слайд 4

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Так что же такое сказкотерапия ? Первое, что приходит в голову — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Когда мы говорим о том, что сказкотерапия — это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Слайд 5

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слайд 6

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Благодаря этому методу у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.

Слайд 7

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

Слайд 8

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач: Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии. Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей. Обучение преодолению страхов и трудностей. Развитие способности к грамотному выражению эмоций. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом .

Слайд 9

Что такое сказкотерапия ? Это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Сказкотерапия –это метод повышения детской самооценки, увеличения словарного запаса детей , развитие речи , воображения и мышления.

Слайд 10

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.» В .А.Сухомлинский Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички , песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз.

Слайд 11

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии , важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Слайд 12

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры .

Слайд 13

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Слайд 14

. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» Подготовила: Вершинина Н.И., воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №2»

Слайд 2

Актуальность данной темы обусловлена ухудшением нравственного состояния общества, обеднением его моральных устоев, выражающихся в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях . : Актуальность:

Слайд 3

Самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании является театрализованная деятельность

Слайд 4

Средствами театральной деятельности возможно: воздействие на формирование внутреннего мира дошкольников; формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства; приобщение к духовному богатству, развивитие эмоциональной сферы ребенка( сочувствие персонажам) ; воспитание у дошкольников отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости

Слайд 5

Цель: создать условия для развития нравственных ценностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Слайд 6

Задачи: • Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия; • Создать атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками) ; работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка. • Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать; • Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.

Слайд 7

В группе оборудована театральная зона , в которой размещены : - различные виды театров : «бибабо», настольный, пальчиковый , театр масок, пластилиновый театр; - реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол; ширма для кукольного театра , элементы костюмов

Слайд 10

Жанр сказок является щедрой почвой для формирования представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых.

Слайд 11

Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить; сказка «Репка» развивает у дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Гуси-лебеди», «Снегурочка»учат слушаться родителей, старших; . страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики»; хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается (« Хаврошечка », «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка») мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»); забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Слайд 12

Сочиняем сказки сами!

Слайд 13

Благодаря театрализованной деятельности произошло формирование нравственных качеств дошкольников , помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Произошло осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры , как воспитанников, так и родителей, что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.

Слайд 14

Театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы нравственного воспитания .

Слайд 15

Спасибо за внимание !