Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Климкина Анастасия Анатольевна

Участие в подготовке и проведении мероприятий Всероссийского детского оздоровительного конкурса "Супергерои против простуды и гриппа".

https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_...

Мастер - класс "Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольников"

Семинар для педагогов  «Как создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду в ДОУ»

Система и содержание оздоровительной деятельности  педагога - психолога из ПРОГРАММЫ по здоровьесбережению воспитанников Детского сада № 57 ОАО «РЖД»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №57 ОАО «РЖД»

Мастер   - класс

«Укрепление и сохранение

психологического здоровья   дошкольника»

Подготовила:

педагог-психолог:

Климкина А.А.

г. Смоленск


Мастер   - класс

«Укрепление и сохранение

психологического здоровья   дошкольника»

Задачи:

Раскрыть  педагогам  суть  понятий  «психологическое  здоровье»,  

«эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера»;

Познакомить педагогов со способами коррекции у детей

психоэмоционального  напряжения.  Способствовать  формированию  у  участников  мастер-класса способностей определять и управлять собственными эмоциями.

Организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;

Форма проведения: мастер-класс

Участники: педагоги

Ведущий: педагог-психолог

Ход собрания

1.Вступительное слово психолога:

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития  ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет,  есть  просто  слово  «здоровье»,  и  им  обозначается  состояние  полного  душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.  Отличие  психологического  здоровья  от  психического,  главным  образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое –относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием  полноценного  функционирования  и  развития  человека  в  процессе  его жизнедеятельности.

Проблема  предупреждения  и  коррекции  психоэмоционального  напряжения  у  детей  встала в настоящее время особенно остро.  Поскольку психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.

Под  эмоциональным  дискомфортом -понимаетсятакое  психическое  состояние, которое  характеризуется  субъективными  ощущениями  напряжения,  беспокойства, тревожности,  мрачных  предчувствий  или  просто  неприятными  эмоциональными ощущениями.Когда  окружающие  доброжелательно  относятся  к  ребенку,  признают  его  права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях  у  ребенка  преобладает  бодрое,  жизнерадостное  настроение.  Эмоциональное благополучие способствует  нормальному развитию личности ребенка, выработке  у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям –растет психологически здоровый человек.

Для психологического комфорта малыша важны:

Эмоциональное  самочувствие

–ощущение  и  переживание  эмоционального

комфорта или дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами

его жизни.

Эмоциональное  благополучие

–показатель  оптимального  общего  развития

ребенка и его психического здоровья.

Эмоциональное  благополучие  складывается  из  адекватного  проявления  ребенком эмоций (удовольствия, неудовольствия), переживания внутреннего спокойствия (отсутствие 2внешней угрозы), успеха или неудачи в достижении целей, комфорта при взаимодействии с окружающими людьми, положительной оценки результатов деятельности ребенка.

2.Эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. Ребенок 3

-7 лет осваивает социальные формы выражения эмоций; у него формируется чувство  долга по отношению к взрослым и сверстникам; получают дальнейшее развитие эстетические,  интеллектуальные,  моральные  чувства;  благодаря  речевому развитию  эмоции  становятся  осознанными,  управляемыми.  Эмоции –это показатель  общего  состояния  ребенка,  его  психического  и  физического самочувствия. Что, по вашему мнению, оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка? (Если педагоги затрудняются в определении причин, следует предложить им обсудить факторы, указанные А.И. Захаровым.)

Давайте обратимся к факторам, оказывающим влияние на психическое здоровье ребенка, которые выделены ученым-психологом А.И. Захаровым.

1.Факторы социально-культурного характера:

Ускорение темпа жизни;

Дефицит времени родителей;

Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;

Загруженность родителей и невротизация взрослых;

Неумение  решать  внутриличностные  конфликты  и  отсутствие

возможности оказать психотерапевтическую помощь.

2.Социально-экономические факторы:

Неудовлетворительные жилищно -бытовые условия;

Ранний выход матери на работу.

3.Социально-психологические факторы:

Дисгармония в семейных отношениях;

Дисгармония в семейном воспитании;

Нарушение в сфере детско -родительских отношений»

Педагогу очень важно уметь определять психическое состояние ребенка, четко  разграничивать  личностные  черты,  т.  е.    присущие  ребенку  и  особенности психического состояния ребенка.

Основными  признаками  дискомфортного  состояния  у  детей  являются

:Все это можно выявить на основе обычного способа –наблюдения.

Трудности с засыпанием, неспокойный сон;

Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему  очень легко;

Участившаяся  беспричинная  обидчивость,  слезливость  или,  наоборот,

проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т.д.);

Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;

Беспокойство, непоседливость;

Частое проявление упрямства, капризов;

Навязчивые привычки

–сосание пальца, грызение ногтей, накручивание

волос на палец, игра с половыми органами.

Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;

Стремление к уединению;

Невротические  проявления

–моргание  глазами,  подергивание  плеч,

дрожание рук и т.д.;

Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах,

беспокойная  непоседливость  также  говорят  о  дискомфортном

3психологическом состоянии.  Ребенок  в  таком  состоянии  чаше  ищет

одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в

стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Портрет психологически здорового ребенка:

1.Возрастные  «кризисы»  проходят  естественно,  безболезненно,  решаются закономерные возрастные проблемы.

2.Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на

аналогичные чувства родителей.

3.Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.

4.Обладает  устойчивым  чувством  «я»,  адекватной  самооценкой,  уверен  и

активен,  имеет  соответствующий  возрасту  уровень  притязаний  и

возможностей.

5.Способен к сопереживанию.

6.Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства –доброжелательности к людям.

7.Контактен и  общителен,  стремится  к  взаимодействию  со  сверстниками  на равных.Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.

Для коррекции и профилактики психоэмоционального

напряжения у детей, имеются разнообразные методы.

К ним относятся:

-Песочная терапия

-Игры с песком

-Игротерапия

игры повышающие авторитет, значимость и уникальность детей,

сплоченность детского коллектива, поднимает эмоциональный тонус.

-Сказкотерапия

–чтение сказок

-Упражнения на снятие напряжения во время интеллектуальной деятельности; Упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация и т.д. «Театр масок»

-расслабление мышц лица, снять мышечное напряжение, усталость;

Чаще всего коррекционно-развивающие упражнения связаны со снятием мышечного и эмоционального напряжения, но и зачастую требуются игры, которые повышают эмоциональный тонус ребенка, и поэтому я хочу познакомить вас с системой игр и упражнений, позволяющих как поднимать эмоциональный тонус, так и снимать мышечное и эмоциональное напряжение.  Это будут игры на снятие интеллектуального напряжения, мышечного напряжения, поднятия эмоционального тонуса. Имитационная игра. Мы с вами долго занимались,  немного устали, нам поможет снять интеллектуальное напряжение несколько упражнений

Упражнения выполняются сидя на стуле:

1. Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимать стопы от пола и выполнять ими едва заметные движения наружу и внутрь.

2. Напрягая мышцы спины, прогнуться в пояснице, свести и развести лопатки.

3. Напрягая мышцы шеи, выполнять едва заметные движения готовой вправо

-влево, вперед

-назад, по часовой и против часовой стрелки.

4. Опираясь ладонями о стол, а пятками -о ножки стула, напрячь и расслабить мышцы тела.

Как вы себя чувствуете? Что вы ощутили? Отдохнули немного?

"Ленивая кошечка"

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

"Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

"Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).  

Ох.как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).  

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

"Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.  

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех

пугаю (рычать).  

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,  

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,  

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

"Пара" (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя  друг  против  другаи  касаясь  выставленных  вперед  ладоней  партнера,  с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись  расслаблению,  каждый  ребенок  получает  то,  в  чем  ранее  испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных  или  волевых.  В  процессе  расслабления  организм  наилучшим  образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь,  возбужденные,  беспокойные  дети  постепенно  становятся  более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая  системная  работа  позволяет  детскому  организму  сбрасывать  излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье. Модель релаксационного тренинга

«Лимон»

Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.

Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)


Релаксация «Полет бабочки»

Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно.

Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...Проследите за движениями ее к рыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он –бабочка. Что у него красивые и большие крылья... Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка...рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.

Расскажите о своих ощущениях


Цель: Распространение педагогического опыта по сохранению и укреплению здоровья детей через образовательно-воспитательный процесс

Задачи:

  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
  • распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход мастер – класса:

Вступление:

Доброе утро, уважаемые педагоги! Разрешите представиться, меня зовут Жабовская М.А.. воспитатель ГККП ясли - детского сада «Солнышко». С Вашего позволения, я начну свое выступление.

-Доброе утро, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (Нет или да)

Деток вы любите? (Да или нет)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (Нет или да)

С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Сохранение и укрепление здоровья детей через образовательно-воспитательный процесс».

С начала мы с вами проведём упражнение, которое называется “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Сначала мы разделимся на 4 команды. Каждая команда должна нарисовать

воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.)

Темой  нашего  мастер-класса  является «Сохранение и укрепление здоровья детей через образовательно-воспитательный процесс

 Уважаемые коллеги,  я хочу, в рамках данного мастер- класса рассказать о своей педагогической  «лаборатории оздоровления» и представить Вашему вниманию некоторые формы работы, которые помогают мне реализовать задачи по оздоровлению и сохранению жизни дошкольников.

Работа по карточкам:

Выбирайте из чудесного мешочка бочонок с цифрой. Каждая цифра соответствует карточке с заданиями. 

Массаж ладоней и пальцев рук: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский)


Карточка №1 
Массаж шипованным резиновым мячом «Суджок»
Цель: развитие ловкости, моторики рук.
Ёжик-чудачок:

 Хитрый ежик-чудачок

 Сшил забавный пиджачок:   (ребенок катает мячик–ежик ладонями)

 Сто иголок на груди,                 

 Сто булавок позади.                

 Ходит еж в лесу по травке,

 Натыкает на булавки                    (ребенок катает мячик-ежик стопой)

 Грушу, сливу  – всякий плод,

 Что под деревом найдет.          (ребенок сжимает мячик–ежик ладонями)

 И с подарочком богатым        

 Возвращается к ребятам.  

     Массаж ладоней 
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.


Комментарии: самомассаж влияет на нервную систему, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. 


Карточка №2 Массаж ладоней шестигранным карандашом.

Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Упражнение « Утюжок».

Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение « Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно,потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Упражнение « Волчок».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

Упражнение « Вертолёт».

Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!

Отправляется в полёт

необычный вертолёт.

Упражнение «Скольжение»

Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.
Карточка № 3
Массаж рук «Шишки-малышки» по методике Су-Джок и «Оль-Ли»
«А у нас есть шишки, 
Шишки – малышки. (показывают шишки из-за спины)
Колючие, ершистые (трогают пальчиками)
Шишки золотистые. (показывают, хвастаются)
Будем с шишками играть
Меж ладошками катать.
Катаем, катаем,
кровоток улучшаем. (катают шишки между ладошками)
По ладошкам покатили
И до пальцев докатили.
(шишки на кончиках пальцев)
Станем в прятки мы играть
Прятать шишки и искать. (сжимают в кулачке, разжимают)
Сильно сжали и разжали. (сжимают в кулачке, разжимают)

САМОМАССАЖ РУК «ШИШКА»

Сосновую шишку возьму я в ладошку,                Катаем шишку между ладоней.

В ладошке ее покатаю немножко.

Кручу и катаю, катаю - кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу.

Я шишкой своей проведу по ладошке,                Проводим шишкой вдоль ладони.

И сразу на ней появились дорожки.

Я шишку легонько сжимаю, сжимаю –                 Аккуратно  сжимаем шишку одной рукой,

Так пальчики я свои разминаю!                         а затем другой.


Карточка № 4

САМОМАССАЖ ПРИЩЕПКАМИ

Бельевой прищепкой на ударные слоги стихотворения поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. (Проверить на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

Комментарии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.


Карточка№5

Пройти по массажным дорожкам. 
Комментарии: Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы; ходьба по массажным коврикам воздействует на биологически активные точки (Стопа – второе сердце человека, отвечающее за жизнь всего организма. Это объясняется тем, что на своде стопы расположены рефлекторные точки многих органов и проходят многие важные каналы. Всего здесь расположено более 60 активных зон, отвечающих за разные органы и их правильное функционирование. 
Из        истории 
Еще тысячи лет тому назад люди заметили: тот, кто много ходит, хорошо себя чувствует, а долгожители – обычно подвижные люди. Нормальная механическая нагрузка на подошвы активизирует работу всего тела: стоит только человеку спустить ноги с кровати и встать, как с подошв во все уголки тела поступают сигналы активации, а стоит только сесть или лечь, как сигналы прекращаются. Сегодня врачи выявили, что на наших подошвах расположено больше 70 тыс. нервных окончаний. Они связывают отдельные участки поверхности подошв с органами, участками тела и даже с определенными системами организма).  Для профилактики плоскостопия применяются: гимнастика для стоп, массаж стоп, голени, игры для профилактики плоскостопия.


Карточка №6
Коммуникативные игры

Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Содержание. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…..
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Разговор через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Содержание. Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе взрослых нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект.

Карточка №7

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю вам ознакомиться с тренажерами для дыхательной гимнастики : «ветродуями», «султанчиками», «Помпоны».

А сейчас я вижу, как вам самим не терпится придумать что-то новое, подберите к этим тренажерам упражнения и продемонстрируйте другим группам.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Карточка 8 Массаж спины «Дождик» с применением массажных рукавиц . 

Задачи: укреплять мышцы спины, груди и ног 

Взрослые встают друг за другом, руки на спине соседа.

Дождик капает по крыше, бом – бом – бом!

(легко хлопают по спине ладошками)

По весёлой звонкой крыше, бом – бом – бом!

(перебирают пальчиками по спине)

Дети, дома посидите! Бом – бом – бом!

(легко стучат по спине кулачками)

Никуда не выходите! Бом – бом – бом!

(по спине водят рёбрами ладоней)

Поиграйте, посчитайте, бом – бом – бом!

(Руками массажируют плечи соседа)

А уйду, тогда гуляйте! Бом – бом – бом!

(гладят ладошками по спине)

Карточка № 9

Бильбоке 

Цель игры заключается в том, что нужно забросить шарик в «лукошко». Держа лукошко, движением кисти надо подбросить шарик и поймать его в «лукошко».
Можно играть одновременно в несколько бильбоке, а можно и в один по очереди. Если включить в игру элемент соревнования, то выигрывает тот, у кого больше попаданий подряд, или за определенный промежуток времени.
Эта игра способствует выработке таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота реакции, и помогает ориентировке в пространстве, согласованности действий, тренирует вестибулярный аппарат, оказывает влияние на формирование нравственно – волевых качеств (выдержки, настойчивости).

Карточка №10
Тренажер «Непослушные глазки» Ребенок берет тренажер в руки и следит глазами за движениями руки: вправо-влево, вверх вниз и т.д.

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья младших дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.

Фиксация и закрепление знаний. "Собери букет" 
Мы ознакомились с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые я применяю в своей работе. А теперь прошу Вас нарисовать в группах на ватмане цветик семицветик и заполнить  «лепестки» здоровьесберегающими технологиями. Выберите каждый по лепестку, напишите технологию и возможность применения ее в своей работе. Например, гимнастика для глаз - использую во время динамической паузы на занятии. 

В завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Детский сад № 57 ОАО «РЖД»

Семинар для педагогов

«Как создать психологически безопасную и комфортную образовательную среду в ДОУ»

Составила: Педагог – психолог Климкина А.А.

     Новый стандарт дошкольного образования существенно изменяет образовательную среду в детском саду, определяет место видам и формам использования психологических знаний в организации среды дошкольного учреждения. Особое место занимают создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды и психическое здоровье детей. Поэтому на данном этапе развития системы дошкольного образования появилась потребность в организации психологического сопровождения внедрения образовательного стандарта на уровне каждого детского сада. Важной составляющей является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психологическая компетентность – это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию.

Для решения педагогических проблем служат следующие психологические приемы, знание которых помогает воспитателю быть эффективным и компетентным в своей деятельности. Педагог, обладающий психологическими знаниями, использует их истолкования, понимания и отображения различных мотивов поведения воспитанника, его состояния, педагогических ситуаций, и т.п.

Психологический климат — это преобладающий в коллективе эмоциональный настрой. Он является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным.

Социально-психологический климат — это качественная сторона психического состояния группы людей и межличностных отношений. Эта сторона межличностных отношений выступает как связь психологических условий, способствующих или препятствующих взаимодействию взрослых с детьми или сверстников. Еще социально-психологический климат — это психическое состояние детей в группе, оно обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это соединение эмоционального и интеллектуального — настроений, отношений, чувств детей.

Социально-психологический климат может быть благоприятный и неблагоприятный.

Вопрос: Какими характеристиками обладает благоприятный психологический климат в группе?

Признаки благоприятного социально-психологического климата:
• в течение всего дня хорошее настроение детей;
• свободное отправление детьми всех естественных потребностей,
• доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
• умение детей занять себя делом;
• возможность уединиться;
• со стороны взрослых отсутствие давления;
• знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
• высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи,
• желание участвовать в деятельности коллектива;
• удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.

Этот простой анализ психологического климата в группе детского сада. Разумеется, точной оценки он не дает, так как основан на наблюдении психического состояния. Но, по результатам этого анализа можно составить достаточно достоверное представление о социально-психологическом климате в конкретной группе и определить средства его возможной коррекции.

Кроме того, вы можете использовать критерии оптимального уровня, как ориентиры в своей работе, к которым нужно стремиться.

Какие проблемы не благоприятности психологического климата встречаются в вашей практике чаще всего?

Ответы с места

В каждом индивидуальном случае могут быть свои «слабые зоны», тем не менее можно выделить общие направления, по которым стоит работать в первую очередь

Направления в работе по созданию благоприятного психологического климата в группе.
1. Разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
2. Снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы
4. Развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции

Давайте познакомимся с практическими методами и приемами , которые помогут создать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Но для начала проанализируем, какие трудности существуют в работе воспитателя, что может мешать этой работе.

Назовите причины, из-за которых могут возникнуть трудности в работе по созданию благоприятного психологического климата

Основные трудности:
— недостаток психологических знаний
— нехватка времени, большая учебная нагрузка
— количество детей в группе

Каким образом можно преодолеть трудности, многие из которых не могут быть просто «отменены»? Необходимо использовать имеющиеся ресурсы, а также подобрать максимально эффективные методики и приемы, требующие небольшой подготовки.

Предметно-развивающая среда:
— зона уединения,
— зона художественного творчества (пластилин, бумага, карандаши, песок, вода и т.д.)
— зона физической активности (кегли, мячи, коврики)

Режимные моменты:
— утренний прием
— время до и после прогулки
— прогулка
— время засыпания и пробуждения детей
— вечернее время
— динамические паузы в течение дня

Прежде чем педагог будет заниматься формированием благоприятного психологического климата, необходимо познакомить детей с правилами поведения в группе (со старшими – можно обсудить вместе с детьми, как надо поступать, чтобы жить дружно, младшим – рассказать в доступной форме). Эти правила можно разместить на видном месте и обращаться к ним в случае необходимости, приучая детей оценивать свое поведение. Это могут быть, например, правила кота Леопольда или другого персонажа.

Предлагаю вам сейчас создать такие плакаты с правилами, ориентируясь на признаки благоприятного психологического климата. Учитывайте, что правила должны быть понятными детям, можно использовать рисунки, символы. Плакат должен привлекать внимание детей, быть красочным, но главное, — он должен «работать», то есть воспитатель использует его постоянно, оценивая поведение детей и постепенно приводя их к самостоятельности в оценке своих поступков.

Работа с плакатами (в подгруппах, ватманы, фломастеры), представление плакатов

Итак, вернемся к основным направлениям нашей работы:
Мы определили четыре направления работы, а сейчас я предложу вам способы и приемы работы по данным направлениям.

Приемы и упражнения проигрываются участниками (подгруппы)
1. Разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
— игры «Петушиные бои», «Бирюльки» (проиграть) и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток (проиграть))
— выплеск физической агрессии (сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, кидание мягких мячиков, мешочков с песком)

2. Снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
— спокойные игры, рисование в зоне уединения (индивидуально)
— методики релаксации («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо» (проиграть), отдых на ковре или в кроватках перед сном в сочетании с расслабляющим дыханием)
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток)

3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы,
— игры на умение видеть в другом хорошие качества «Волшебная труба» (проиграть), «Волшебный стульчик»
— игры на тактильные ощущения «Ласковые волны» (проиграть), «Слушаем сердечко», «Поздороваемся»
— игры в парах («Проведи через препятствия») и подгруппах («Остров») (проиграть)

4. Развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции
— игры «Пианино», «Передай движение»,
— подвижные игры с правилами (на улице), игры с правилами (настольные и малой подвижности – в группе)
— игры на обучение осознанию и выражению эмоций («Психогимнастика», «Камушек в ботинке», «Азбука эмоций») (проиграть)
— чтение литературы (и специальных сказок) с обсуждением поступков героев
— индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах (в утреннее и в вечернее время).

Сейчас я предлагаю объединить все полученные знания и заполнить таблицу, в которой вы можете запланировать проведение приемов по формированию благоприятного психологического климата. Она пригодится вам и в практической деятельности.

Работа в подгруппах по заполнению таблицы

В завершение нашей работы хотелось бы коснуться еще одного аспекта. Когда мы с вами говорим о благоприятном психологическом климате в группе, то предполагаем зачастую благополучие именно детей. Но не стоит забывать, что и педагог – часть коллектива группы, со своими чувствами, ожиданиями, и проблемами. Именно педагог определяет и поддерживает тот или иной психологический климат, зависит от воспитателя очень многое, поэтому своему психологическому состоянию важно уделять внимание и время.

Все вы слышали о синдроме профессионального выгорания.
Профессиональное выгорание — это синдром, который развивается на фоне стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания — опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми и чья деятельность связана с общением. Это большая тема и сегодня я лишь упомяну о ней. Но без здорового психологического климата в душе педагога невозможен благоприятный психологический климат в группе.

Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в коллективе детей:
• личностные качества воспитателя
• профессиональные качества
• ориентация педагогов на эмоциональный комфорт детей, это является следствием профессиональной и личностной подготовленности к действиям, которые формируют благоприятный психологический климат.



Предварительный просмотр:

Система и содержание оздоровительной деятельности 

 педагога - психолога

из ПРОГРАММЫ по здоровьесбережению воспитанников

Детского сада № 57 ОАО «РЖД»

Педагогические специалисты

Задачи работы

Формы работы, направления деятельности

Педагог  -психолог

1.Сохранение психологического здоровья детей.

2.Диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений

3. Консультационная работа с родителями и педагогами.

4.Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

5.Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.

 

 

Психодиагностическая работа

 С детьми  по следующим направлениям: диагностические наблюдения в период адаптации ребенка к условиям ДОУ;  диагностика психического развития детей; диагностика психологической готовности детей к школе.

С родителями: диагностика особенностей семейного воспитания, родительских установок (анкетирование, беседы); изучение внутрисемейных отношений.

 С педагогами: диагностика индивидуальных особенностей личности и их профессиональной направленности; социометрические исследования коллектива; диагностика по индивидуальным запросам.

Психопрофилактическая работа

 С детьми: контроль соблюдения в группах оптимального психологического микроклимата, предупреждение психологической перегрузки у детей (индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно – ролевые; психогимнастика.

С родителями: психологическое просвещение через выступления на родительских собраниях, наглядные материалы, индивидуальные памятки и буклеты.

Психокоррекционная работа

 С детьми: индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия  для будущих первоклассников.

С родителями: психологическая подготовка родителей будущих первоклассников (беседы, консультации); индивидуальные занятия с целью обучения навыкам эффективного общения с ребенком.

 С педагогами: индивидуальная работа по преодолению личностных проблем.

Консультационная работа

С детьми: психологическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 С родителями: групповое консультирование по вопросам и проблемам воспитания и развития детей в разных возрастных группах; индивидуальное консультирование по запросам.

 С педагогами: групповое консультирование по вопросам и проблемам воспитания и развития детей в разных возрастных группах; индивидуальное консультирование по запросам по проблемам взаимоотношений в коллективе, личностного роста, взаимоотношений с родителями воспитанников.