Психологическое сопровождение создания безопасных условий организации образовательного процесса ДОУ

Климкина Анастасия Анатольевна

При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды  психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов, а главной задачей психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Программа "Психологическое сопровождение создания безопасных условий организации образовательного процесса ДОУ"

План психологического сопровождения образовательного процесса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Педагог – психолог Климкина А.А.

     Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них.

Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются:

процесс адаптации при поступлении в ДОУ;

уровень развития коммуникативных навыков;

уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности;

отсутствие отклонений в поведении.

Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.

3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств   для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдо заботой о безопасности ребенка.

5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

11. Неблагоприятные погодные условия.

12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения.

В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию

комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности,

когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно,

служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

Наш детский сад использует следующие средства обеспечения психологической безопасности личности ребенка в детском саду.

1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов

2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, различные виды массажа, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.

3. Арома - и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.

4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.

6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

10. Система работы педагога-психолога по организации психологически безопасного пребывания ребенка в ДОУ.

ВЫВОД: Итак, понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.



Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Психологическое сопровождение создания безопасных условий

 организации образовательного процесса ДОУ

                                                                                                                                        Составитель: педагог – психолог Климкина А.А.

      Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника  предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОУ по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.

Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.

Безопасность образовательной среды появилась как идея и факт защиты детей от внешней опасности в таких экстремальных ситуациях, как землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической опасности ребенок сталкивается с психологическими проблемами, с необходимостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять определенные действия в условиях стресса, риска, неопределенности, принимать жизненно важные решения и т.д. И начинать его подготовку надо не тогда, когда что-то случится, а в условиях мирных и с раннего детства. Необходимы, с одной стороны, условия достаточно комфортные для развития, личности, а с другой – подготовка к ситуациям стрессовым, а может быть и экстремальным.

Исследования ученых РАО, РАМН, НИИ педиатрии, других организаций и практиков давно бьют тревогу: у поколения «детей XXI века» снижен целый ряд показателей физического и психического здоровья.  
-
снижены витагенные возможности детского организма: энергопотенциал, мышечная сила, адаптационные возможности, устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды;
- наблюдается рост функциональных нарушений и психических расстройств;
-  в психологическом портрете современного ребенка стало больше диспропорций: нарушены возрастно-нормативные темпы развития. Особенно диспропорции коснулись сфер познавательного развития, мотивации, психорегуляции деятельности и общения;
информатизация жизни привела не только к нарушению структуры общения, глубины мышления. У современных детей и подростков серьезно нарушен режим дня, суточный цикл имеет выраженную деформацию.


В итоге за последние 10 лет:

  • пятая часть детей дошкольного возраста не готова к школе;
  • к моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей составляет всего 39%;
  • не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями школьных образовательных программ.

Очевидно, что ДОУ должно стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности и комфорта.

К основным структурным компонентам психологической безопасности образовательной среды относятся следующие:

  • отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников;
  • удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении;
  • создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды;
  • реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;
  • профилактика угроз, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;
  • обеспечение развивающего характера образовательного процесса, способствующего нормальному функционированию всех его субъектов, ориентированного на формирование у них умений выстраивать психологически безопасные отношения и минимизировать возникающие.

Структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:

  • систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
  • систему организации межличностных отношений в ДОУ.

1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

  •  создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д.;
  •  организация безопасности и комфортности образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
  • реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;
  • профилактика угроз и насилия, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;

2. Система организации межличностных отношений в ДОУ:    

  • влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его имидж, профессионализм);
  • психологический климат в коллективе «воспитатели-дети» (удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении,  стиль общения, традиции, атмосфера в группе);
  • создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды.

При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды  психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов, а главной задачей психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому так важна среда, в которой проходит воспитательный процесс. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость,  формирует у ребёнка умения  разбираться в собственных чувствах и переживаниях. С другой стороны, педагог-психолог ДОУ осуществляет работу  по прогнозированию  и  предупреждению рисков, по своевременной профилактике, способствует созданию психологически комфортной среды, в которой находится ребенок, и в первую очередь - это создание таких условий в первом его социальном коллективе,  в группе детского сада. Ребёнок обретает собственный опыт, необходимый для его успешного вхождения в социум.

Дошкольные образовательные учреждения – это социальные институты, широко представленные в обществе, которым особо важно создавать и постоянно совершенствовать свою систему психологической безопасности. Дети как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку они не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей. Сензитивность  дошкольников создает дополнительные условия для психологической уязвимости, восприимчивости к насилию, агрессии, страхам и тревожности, а также прочим угрозам.

Стремление создать безопасные условия для жизни и деятельности, защитить всех участников образовательной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что следует менять или как совершенствовать образовательную среду, необходимо  «научиться не только выявлять скрытые болевые точки, психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы их предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному развитию каждой становящейся личности» (М. С. Мириманова).

В ДОУ, когда ребенок впервые активно осваивает социальное пространство, он может подвергаться жестокому обращению, агрессии со стороны сверстников, а иногда и взрослых (родителей, воспитателей). Неосознанно дети копируют поведение взрослого  и черпают из него представления о нормах и правилах человеческого общежития, о взаимоотношениях людей, создавая иногда искаженную собственную картину мира.

Важнейшим  условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие,  укрепление его психологического здоровья.

Доктор психологических наук И. А. Дубровина выделяет три уровня психологического здоровья дошкольников:

  • Созидательный уровень-это те дети, которые не нуждаются в психологической помощи, адаптированы к изменяющейся среде, способствуют ее безопасности и комфортности, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций. Это идеальный ребенок - редко встречается в ДОУ.
  • Адаптивный уровень-большинство благополучных детей, в целом адаптированных к обществу, к коллективу, но у них появляются отдельные признаки дезадаптации в виде повышенной тревожности, страхов, неоправданных капризов, невропатий. Эти дети нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.
  • Третий, низкий уровень-это дети неспособны к гармоничному взаимодействию, проявляют зависимость от внешних факторов, не владеют механизмом защиты, не чувствую и не управляют своими психологическими границами, не готовы к само изменению в соответствии с окружающим миром. Проявляется в виде нарушения форм поведения, конфликтах, в кризисах дома и ДОУ. В эту же группу входят дети, которые приспособились, в ущерб собственным потребностям и интересам. Это тихие примерные дети, не приносящие проблем ни родителям, ни педагогам, и крайне редко кто-то из взрослых замечает у них стойкий эмоциональный дискомфорт.

Что может свидетельствовать о психологическом здоровье детей? Конечно же, положительное эмоциональное состояние, наличие настроения.

К критериям благоприятного состояния психики относятся:

  • положительное эмоциональное состояние, наличие хорошего  настроения, которое включает эмоциональную устойчивость (самообладание); минимизация эмоции страха, увеличение переживаний радости;
  • зрелость чувств соответственно возрасту;
  • управление негативными эмоциями (страхом, гневом, завистью и т. д.), контроль реакций;
  • свободное естественное проявление чувств и эмоций.

На основании результатов исследования необходимо разработать концепцию (систему) той образовательной среды, в которую будут входить различные мероприятия, психологическая диагностика, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги личностного роста и т.д., исходя из определившихся проблем для всего ДОУ  и отдельно взятой группы детей или взрослых.

Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды

в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;

2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

Рассмотрим содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

1. Диагностический этап.

На данном этапе анализируются:

  • отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;
  • психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
  • степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;
  • психологический климат педагогического коллектива.

Педагог-психолог использует специально подобранный инструментарий – набор диагностических методик для оценки безопасности и комфортности среды образовательного учреждения Данные использует для коррекционно-развивающей, профилактической работы, а также для проведения мониторинга.

2. Организационно-практический этап.

В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды:

  • Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.
  • Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию режима жизнедеятельности воспитанников.
  • Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастику, аутогенную тренировку, снятие психомышечного напряжения, релаксацию и пр.). Педагог-психолог использует различные программы коррекции и развития в работе с детьми (приложение  2).
  •  Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых.

Пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора. Различные уголки, зоны психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние.

ЗОНЫ И УГОЛКИ ДОСТУПНОГО КОМФОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА

Название

Направленность зоны

Структура

1

Комната Фей

обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции;

формирование умения владеть собой в различных ситуациях;

«Комната Фей» делится на четыре зоны:

1.Волшебный дуб» - для поднятия самооценки ребенка, формирования у него уверенности.

2.«Добрые ласковые друзья» - для снятия напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

3.«Спокойные игры и секреты» - для успокоения расшалившихся детей, обучения приемам саморегуляции. Здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4.«Зеркальное озеро» - для знакомства с различными эмоциональными состояниями.

2

Уголок приветствия

создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.

 стенд «Здравствуйте, я пришел!», на котором размещены фотографии детей.

стенд «Мое настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок пиктограмм отмечают свое настроение.

3

Уголок достижений

повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок;

«Звезда недели» (в середине большой звезды – фото ребенка, на концах – информация о нем, которой он гордится);

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок).

4

Зона воды и песка

снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.

По желанию ребенка эти зоны могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Здесь ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей.

5

Зона уединения

предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

Оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. Рядом уместно расположить уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку. В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты.

6

Уголок сенсорного развития

развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Организация мониторинга

Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе   диагностики   позволит   контролировать   качество   психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание детей. В результате этого следует ожидать не только повышения уровня защищенности от насилия и степени,  удовлетворенности основными характеристиками ДОУ, но и психического и профессионального развития субъектов образования процесса – воспитанников, педагогов, родителей.

Мониторинг проводится по результатам диагностических обследований детей и взрослых не реже, чем на начало и конец учебного года.

Сравниваются подобные шкалы, например:

  • психологическое здоровье детей и взрослых;
  • уровень защищенности от угроз и насилия;
  • уровень психологической комфортности в учреждении, в коллективе;
  • возможность получения квалифицированной помощи и пр.

Отмечается динамика работы системы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды. Данные используются в различных отчетах, статистических и аналитических справках, планировании, на педсоветах и семинарах.

ТАБЛИЦА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Значимые ориентиры

 диагностики

Этапы обследования

Результаты (мониторинг)

уровни, шкалы, количествен-ные значения показателей

+[1]

     -[2]

сентябрь

апрель

Выводы. Рекомендации.

ИСТОЧНИКИ.

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
  2. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение.        Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30—31 октября 2013.
  3. Мириманова Н. С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М.: Экон-информ, 2012. — 51 с.
  4. Мириманова М.С. Подходы к экспертизе психологической безопасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: информ.-метод. бюл. М., 2009.
  5. Психологические аспекты безопасности личности.  Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян. Вестник практической психологии образования №1(18) январь—март 2009, с. 43-47.
  6.  Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования).    Приказ Минтруда России от 24.07.2015 №514-н.
  7. Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 1-2015. Издательство «Деловая пресса», 2015.
  8. http://psyjournals.ru/education21/issue/55357_full.shtml - Экспертиза психологической безопасности дошкольных образовательных учреждений - Психология образования в XXI веке: теория и практика.
  9. http://psyjournals.ru/bezopasnost_obrazovania/issue/pazukhina_full.shtml - Методы оценки психологической безопасности образовательной среды участниками педагогического процесса.
  10. http://psychlib.ru/mgppu/disers/KaluginDV/KMs-d-156.htm - Калугин Д. В. «Мотивация социального поведения участников образовательного процесса и ее роль в оценке характеристик психологической безопасности образовательной среды/

             Приложения.

Приложение 1.

РЕЕСТР

ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМФОРТНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО

Методики диагностики

Значимые шкалы

Диагностика дошкольников.

1.

Исследование межличностных отношений в детском коллективе. Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе

2

Методика «Разноцветные домики» (Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомирова)

Особенности эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам.

3.

Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка

Общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольного возраста.

4.

Методика  «Мой Светофорик» (Е. Д. Полякова)

Уровень эмоционального отношения к детскому саду.

5

Графическая методика «Кактус» Тэммл, Дорки

 Состояние эмоциональной сферы (наличие агрессивности).

6.

Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой

Уровень наличия страхов.

7.

Диагностическая методика “Секрет” (”Подарок”)

(разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой)

выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

8.

Контроль психологических границ. Регуляция психологических границ. Методика «Чтение сказки «Три медведя» 

описание сущности феномена границ «Я» у детей 2–10 лет, выявление актуального развития психологических границ и зоны развития.

9.

Осознанность и «чувствование» психологических границ. Способы защиты границ «Я».  Методика «Мой дом»  

описание свойств психологических границ, их динамических особенностей и способов защиты.

10.

Лист оценки психологического здоровья О. В. Хухлаевой.

Оценка уровня психологического здоровья детей 5-12 лет.

Диагностика взрослых

1

Опросник "Психологический климат в педагогическом коллективе"

( И. А. Баева)

Психологическая атмосфера в педагогическом коллективе. Умение педагога предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими.

2

Тест-опросник для педагогов «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?».

3

Анкета-опросник для педагогов «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»

 Выявление признаков насилия и наличия межличностных конфликтов во взаимоотношениях учителя с учениками, другими педагогами, родителями учащихся, администрацией. Наличие у педагога  профессиональных деформаций.

4

Диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов (В. В. Бойко)

Выявление уровня эмоционального выгорания воспитателя и связанных с этим рисков.

5

Анкета-опросник для родителей "Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы" (И. А. Баева).

Удовлетворенность родителей  психологической безопасностью образовательной среды учреждения.

Анкета для родителей «Ребенок пришел в детский сад»

Выявление  основных адаптационных возможностей ребенка.

6

Тест-опросник родительского отношения к ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Оценка наличия признаков насилия и межличностных конфликтов во  взаимоотношениях ребенка со сверстниками, воспитателями, родителями.

7

Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева)

Показатель психологической

напряженности в стиле управления коллективом.

Название программы / автор (составитель)/ целевая аудитория

Цель

Задачи

  1. Программы на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника

1. Коррекционно - развивающая программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» (С.И. Семенака)

Программа для групповой и индивидуально-групповой работы с детьми 5–7 лет.

коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы.

  • развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
  •  расширение представлений о добре и зле;
  • формирование гуманного отношения к родным, сверстникам, животным.

2. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе (С.И. Семенака)

Коррекционно-развивающая программа для групповой и индивидуально-групповой работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

обучить защитным реакциям, коррекция механизмов социально-психологической защиты.

  • снижение значимости травмирующего фактора;
  • снятие напряжения; повышение самооценки;
  • развитие волевой саморегуляции поведения;
  • формирование умения выражать негативные чувства в безопасной символической форме

3. Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей (О.В. Хухлаева)

Профилактическая программа для индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой работы с детьми 3–6 лет

предупреждение нарушений психологического здоровья детей.

  • обучение позитивному отношению к себе и принятию других людей;
  • формирование умения сотрудничать и потребности в саморазвитии;
  • развитие личностной рефлексии;
  • содействие росту и развитию ребенка.

4. Программа групповых игровых сеансов по социализации ребенка раннего и младшего дошкольного возраста(А. С. Роньжина). 

Воспитанники первых и вторых младших групп

создание условий для обеспечения психологического благополучия и позитивной социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия

  • вызвать у ребенка интерес к сверстникам - партнерам по взаимодействию;
  • облегчить процесс адаптации вновь набранных детей;
  • сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;
  • научить выполнять одновременно одинаковые игровые действия, достигая общего игрового результата, а также наблюдать за других детей;
  • сформировать благоприятный климат в группе;
  • сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком;
  • сформировать доверительные отношения;

5. Развивающая программа «Давайте жить дружно!» (С.В. Крюкова)

Программа для групповой работы с детьми 4–5 лет.

развитие психологических предпосылок для успешной адаптации к новым социально-психологическим условиям

  • формирование позитивного отношения к своему «Я», чувства принадлежности к группе;
  • повышение уверенности; развитие самостоятельности, способности к эмпатии, сопереживанию;
  • развитие навыков социального поведения.

6. Развивающая программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Программа – призер Всероссийского конкурса авторских разработок по социально-психологической адаптации детей и подростков. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник)

Рекомендована для групповой  и индивидуальной работы с детьми 4–6 лет

развитие эмоциональной сферы через создание условий для проживания детьми определенных эмоциональных состояний, их осознания и словесного обозначения.

  • развитие эмоциональности; формирование умения узнавать свое эмоциональное состояние, дифференцировать переживаемые чувства, адекватно проявлять свои чувства и распознавать чувства других людей;
  • развитие эмпатии.

7.Программы коррекции тревожности (Л.М. Костина)

1) «Сказочная шкатулка»

2) «Самочувствие»

3) «Это Я»

Программа направлена на выработку у детей уверенности в своих силах; повышение навыков самоконтроля; осознание собственных чувств, переживаний; освоение социально приемлемых стратегий поведения.

Программа направлена на повышение активности, самоценности ребенка; овладение способами установления отношений с другими детьми

  1. Программы комбинированной направленности

1. Адаптационная программа (А.С. Роньжина)

Развивающая программа для групповой работы с детьми 2–4 лет.

успешная адаптация детей к условиям детского сада.

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, повышенной двигательной активности, тревоги, агрессии,
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения,
  • навыков взаимодействия детей друг с другом, внимания, восприятия, речи, воображения;
  • чувства ритма, координации движений.

2. Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней и старшей группах (В.Л. Шарохина)

Коррекционно-развивающая программа для групповой (6 человек) работы с детьми 3–7 лет.

развитие психических функций и личностных качеств у детей с трудностями формирования познавательной сферы, а также с проблемами коммуникации и адаптации.

  • развитие зрительного восприятия (цвет, форма, величина),
  • мышления, внимания, памяти, речи, общей и мелкой моторики;
  • совершенствование навыков общения, адаптационных возможностей;
  • развитие эмпатии.

3. Программа коррекционно-развивающих занятий в подготовительной группе (Л.И. Катаева)

Коррекционно-развивающая программа для групповой работы с детьми 5–7 лет.

коррекция и развитие познавательной сферы, формирование произвольности

  • развитие восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, моторики;
  • формирование способности к согласованному взаимодействию.

4. Игры в школе и дома (Н.В. Самоукина)

Коррекционно-развивающая и профилактическая программа для индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой работы с детьми 5–7 лет.

Программу можно использовать в качестве основы для составления психопрофилактических программ, направленных на профилактику дезадаптивного поведения.

коррекция нарушений личностного и познавательного развития; развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер; профилактика дезадаптации в школе.

  • развитие внимания (8 игр), памяти (13 игр), произвольных движений и самоконтроля (7 игр), мышления и речи (13 игр), коммуникативных способностей (3 игры);
  • формирование эмоциональной и волевой сфер, коррекция личностных нарушений (8 игр); снятие эмоционального возбуждения (2 игры), страхов, в том числе боязни школы (6 игр).

7. Программа коррекционных занятий с гиперактивными детьми (И.Л. Арцишевская)

Коррекционно-развивающая программа для групповой и индивидуальной работы с детьми 4–5 и 5–7 лет.

коррекция психологических проблем детей, отличающихся гиперактивностью

  • управление двигательной активностью;
  • развитие произвольности и самоконтроля, внимания и воображения, согласованности движений, эмоционально-выразительных движений;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

8. Психологическая помощь дошкольнику по осознанию и сохранению психологических границ (Н.Г. Яковлева)

Коррекционно-развивающая программа для групповой работы с детьми 4–7 лет.

разностороннее развитие и коррекция психики детей с различными трудностями (страхами, тревожностью, агрессивностью, заниженной самооценкой и пр.); выработка навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, осознание и удержание своих психологических границ.

  • управление двигательной активностью;
  • развитие произвольности и самоконтроля, внимания и воображения, согласованности движений, их эмоциональной выразительности;
  •  снятие психоэмоционального напряжения; коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения;
  •  оказание помощи в осознании своего реального «Я»; повышение самооценки

Тренинговая программа занятий с детьми 3–6 лет «Здравствуй, я сам!» (С.В. Крюкова)     Развивающая программа для групповой работы.

развитие восприятия и эмоциональной сферы.

выработка навыков осознания чувств, ощущений; помощь в осознании эмоций и их проживании на телесном уровне; развитие навыков ассоциативно-образного восприятия; развитие самосознания, уверенности; повышение групповой сплоченности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2003. 
  2. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. М.: Книголюб, 2004; Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе. М.: Книголюб, 2004; Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.: Книголюб, 2004
  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль: Академия развития, 2004. 
  4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. СПб.: Питер, 2004. 
  5. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2011.
  6. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.:  Валери-СПД, 2001. 
  7. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет. М.: Генезис, 2007. 
  8. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5–8 лет. М.: АРКТИ, 2003. 
  9. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М.: АРКТИ, 2004. 
  10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему «Я». Дошкольники. М.: Генезис, 2004. 
  11. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2005. 
  12. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. :  Речь, 2003. 



Предварительный просмотр:

Детский сад № 57 ОАО «РЖД»

План

психологического сопровождения

 образовательного процесса

педагога – психолога

Климкиной А.А.

на 2019/ 2020 учебный год

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  1. Охрана психического и физического здоровья детей. Создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и эффективному развитию личности ребенка, через развивающую и психокоррекцианную работу с использованием телесно-ориентированных подходов.
  2. Способствовать профессиональному расту педагогов, повышению квалификации, продуктивности педагогического труда через проведение педагогических практикумов, консультаций
  3. Повышать уровень психологической грамотности родителей, через проведение групповых и индивидуальных консультаций, семинаров – практикумов.

Направления, виды и формы работы

Сроки

Примечания

Диагностическая работа

1

Диагностика познавательных процессов, готовность к школе (подготовительная группа)

Диагностика развития

тонкокоординированных движений руки

Сентябрь

Октябрь

2

Диагностика познавательных процессов (младшая группа)

Декабрь

3

Диагностика познавательных процессов (средняя группа)

Ноябрь

Декабрь

4

Диагностика познавательных процессов (старшая группа)

Диагностика развития

тонкокоординированных движений руки

Октябрь

Ноябрь

5

Диагностика уровня развития самооценки (подготовительная группа)

Февраль

6

Диагностика степени прироста интеллектуальных процессов (старшая группа)

Апрель

7

Диагностика степени прироста интеллектуальных процессов (подготовительная группа)

Апрель

8

Готовность к школе (подготовительная группа)

Май

Развивающая и коррекционная работа

1

Психогимнастика в оздоровительной группе

Занятия на сплочение коллектива.

В течение года

2

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию и коррекции психических процессов (Ганичева «Телесно-ориентированные подходы в развивающей работе с детьми»)

В течение года

3

Занятия на развитие мелкой моторики с детьми младшей группы

В течение года

4

Подгрупповые занятия с детьми подготовительной группы по программе Погосовой  «Цветовой игротренинг»

В течение года

Консультативная и просветительская работа

1

Индивидуальное консультирование специалистов, воспитателей по вопросам организации учебно-воспитательного процесса

В течение года

2

Групповое консультирование специалистов и воспитателей

Консультации

  • Становление  нравственности в раннем и дошкольном возрасте.

  • Особенности диагностики и развития чувства юмора у детей дошкольного возраста

Сентябрь

Декабрь

ж-л «Психолог в детском саду» №2, 2007

Микшеева Н.В. «Коррекционно-развивающие занятия в детском саду»

Педагогическая мастерская № 2

«О гендерном образовании дошкольников»

  • Мальчики и девочки – два разных мира

Ноябрь

ж - л. «Дошкольное воспитание», № 4, 2008

г-та «Детский сад со всех сторон» № 20 (56), май , 2001

Педагогическая мастерская № 3

«О результативности и качестве воспитательно-образовательного процесса по формированию у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ»

(изучение динамики по сравнению с октябрем)

Апрель

Совместно с инструктором по физкультуре

3

Индивидуальное и групповое консультирование родителей

В течение года

Консультации

  • Я Почемучка! А ты – Потомучка!

  • «Что делать, если ребенок боится врачей?»

  • «Гормоны смеха»

  • Сила радости

Сентябрь

Октябрь

Апрель

Июнь

Семинар – практикум «Я учусь быть мамой» (решение педагогических задач)

Октябрь

Совместно со старшим воспитателем

Устный журнал «Азбука молодых родителей»

  • Бабушка и дедушка
  • Избалованные дети
  • Когда ребенок говорит неправду
  • Родительская любовь
  • Подзатыльники

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Февраль Апрель

А. Фромм «Азбука для родителей» // Пер. И.Г. Константиновой; Предисл. И.М. Воронцова. – Л.: Лениздат, 1991

ж-л «Игра и дети» №1, 2009 (февраль)

Стендовая информация

  • «Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад»
  • «Прежде чем воспитывать ребенка…»
  • Если ребенок не желает заниматься серьезными делами

  • Странная привычка
  • Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.
  • Если дети балуются

  • Если ребенок дерется
  • Если ребенок упрямится
  • Если ребенок дразнится и ругается

  • Если ребенок слишком много смотрит телевизор.
  • Воровство
  • Если ребенок все время льнет к вам

  • «Подготовка руки дошкольника к письму
  • Дети с преждевременным сексуальным развитием
  • Если ребенок испытывает страхи

  • Одаренный ребенок
  • Если ребенок сосет палец
  • Узнай своего ребенка (кинестетик, визуалист, аудиал)

  • Готов ли родитель к школе
  • Кризис семи лет
  • Как помочь первокласснику

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

 

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

С.В. Глебова Детский сад – семья: аспекты взаимодействия,

с 70 - 71

с 22 - 23

Методическая работа

1

Организационная встреча, знакомство с планом работы городского МО психологов ДОУ, заполнение регистрационных карт

Сентябрь

2

Оформление документации. Подготовка регистрационных карт, бланков, рабочего журнала

Сентябрь

3

Оформление результатов диагностического обследования, папок «психологического сопровождения группы»

В течение года

4

Участие в семинарах, заседаниях городского методического объединения психологов, дорожных мероприятиях

В течение года

5

Составить картотеку игр на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Декабрь

6

Мастер-класс «Человек начинается с добра»

Декабрь

Совместно с воспитателем подготовительной группы

7

Творческий день ЗОЖ «Доктор Айболит и его звери»

  • Путешествие в страну здоровья (упражнения для снятия мышечных зажимов, развитие внимания, «Язык нашего тела»)

Февраль

Совместно с инструктором по физкультуре

Ж-л «Воспитатель ДОУ» № 5, 2009

11

Оформление индивидуальной карты готовности выпускников к школе

Апрель

Май

12

Оформление результатов обследования по теме «Психолого-педагогическая оценка готовности детей подготовительной группы к началу школьного обучения»

Май

Экспертная работа

1

Знакомство с планом работы ПМПк

Сентябрь

2

Аналитический контроль «Рациональное использование психогигиенических мероприятий в режиме дня»

Ежемесячно

3

Участие в разработке положения о Смотре – конкурсе по готовности к новому учебному году

до 26.08

Совместно со

старшим воспитателем

4

Участие в разработке плана творческого дня «Юный пешеход»

Сентябрь

Совместно со

старшим воспитателем

5

Участие в разработке плана недели «Разноцветной недели»

Октябрь

Совместно со

старшим воспитателем

6

Анализ сформированности эмоционально-положительного отношения к содержанию занятий по физической культуре

Октябрь

Март

Ж-л «Дошкольное воспитание»,

 № 4 -2008

7

Участие в разработке плана недели «Волшебства и чудес»

Декабрь

Совместно со

старшим воспитателем

8

Участие в разработке плана проведения творческого дня ЗОЖ

Январь

Совместно с Инструктором по физ.культуре

Музыкальным руководителем

9

Участие в создании логотипа Детского сада № 57

Февраль  

10

Участие в составлении календаря знаменательных дат

Март

11

 Аналитический контроль «Минутки тишины и любования»

Март

12

Участие в разработке плана недели «Тайны родного города»»

Март

Совместно со

старшим воспитателем

13

Разработать план «Недели памяти «Поклонимся великим тем годам»

Апрель

Совместно со

старшим воспитателем

14

Аналитический контроль «Использование в работе с детьми игр с песком развивающих творческое воображение»

Апрель

15

Помощь при выпуск газеты «Маленький дом большого здоровья»

В течение года

16

Составление анализа годового плана и определение перспектив на следующий учебный год

Май

Совместно со

старшим воспитателем