Сотрудничество с родителями

Климкина Анастасия Анатольевна

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. В настоящее время актуальной проблемой является  взаимодействие педагогов детского сада с родителями, которое было бы направлено на повышение психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков. Важно найти такие формы и методы работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. 

В нашем ДОУ, наряду с воспитателями и другими специалистами, я  стремлюсь к использованию эффективных и инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников с целью установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечение семьи в коррекционно-образовательное пространство.

Статья "Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду".

Статья "Родительские гостиные -  традиция нашего Детского сада № 57 ОАО «РЖД".

Проект "Шаг на встречу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога-психолога

с родителями дошкольников в детском саду.

Составитель: Климкина А.А. педагог – психолог.

Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, специалист планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте и в опыте его коллег.

И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).

Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.

При этом личный профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника:

1. Этап подготовительный. Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.

На этом этапе:

• Педагог-психолог организует родительское собрание, на котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду, обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.

• Проводит мини-анкетирование родителей по теме«Каким я вижу взаимодействие с психологом».

• Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная», где обсуждает с родителями вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду; раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада; здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.

• Осуществляет анкетирование по теме«Готовность ребенка к поступлению в детский сад», где определяется готовность его к детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.

• Встречается с родителями в индивидуальном порядке, организует беседу на тему«Как подготовить ребенка к детскому саду», в ходе которой помогает родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.

• Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.

2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.

На этом этапе:

• Оформляются информационные стенды.

• Организуются индивидуальные беседы.

• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.

• Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги.

Тематика встреч самая разнообразная:

• «Особенности поведения детей 5-6 лет»

• «Гиперактивный ребенок. Что делать?»

• «Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»

• «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»

• «Психологическая готовность дошкольника к школе»

• «Семья на пороге школьной жизни»

• «Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»

• «Как справиться с кризисом 3-х лет?»

На этих встречах используются необычные приемы, например, такие как:

• моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования - научить родителей формировать навыки поведения у малыша;

• обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;

• проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми;

• совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;

• проведение бесед в вопросно - ответной форме

Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.

Информационные стенды:

• «Возрастные особенности детей 6-7 лет»

• «Психологическая готовность к школе, ее компоненты»

• «Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»

• «Развиваем внимание»

• «Развиваем мышление»

Памятки:

• «Развитие зрительно-моторной координации. Игры»

• «Как правильно сформировать самооценку у детей 6-7 лет?»

• «Кризис 7 лет»

• «Как помочь тревожному ребенку?»

• «Готовим руку к письму»

• «Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»

• «Тест для родителей «А я к школе готов?»

3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада. Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.

На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.

4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия. На этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями, проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет по теме«К школе я готов», на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения.

Итак, в процессе моей профессиональной практики сформировались некоторые убеждения, которые определяют особенности моей работы как специалиста в этом направлении.

1. Я убеждена, что необходим индивидуальный подход к каждой семье, так как все семьи и дети разные.

2. Большое значение в работе приобретает взаимное доверие между педагогом-психологом и родителями и эмоциональный контакт между ними. Именно доверительные тёплые отношения, сложившиеся на этапе первого взаимодействия, в последствии во многом определяют характер взаимоотношений родителей с детским садом в целом.

3. Практика показала, что интересными и эффективными приемами в работе с родителями являются: моделирование ситуаций, анализ детских работ, а так же участие родителей в деловых и ролевых играх.



Предварительный просмотр:

Родительские гостиные -  традиция нашего Детского сада № 57 ОАО «РЖД»

Составитель: Климкина А.А. – педагог - психолог

В нашем дошкольном учреждении № 57 ОАО «РЖД» Родительские гостиные проводятся систематически. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ, воспитатели, музыкальные руководители, хореограф, учитель - логопед, педагог-психолог, преподаватель иностранного языка. Приглашаются: учителя начальных классов, дополнительного образования (тренера, педагоги), врачи (невролог, педиатр), писатель и т.д.

Вот некоторые темы наших гостиных:

  • «Помочь учиться»
  • «Такие взрослые трёхлетки»
  • «Возраст почемучек»
  • «Спорт и дети»
  • «Адаптация без слёз»
  • «Сказка в жизни ребёнка»

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Подготовка к Родительской гостиной проходит в несколько этапов и включает в себя следующие мероприятия:

  • Определяется тема гостиной, чему она будет посвящена. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей.
  • Определяется дата, время, место, где будет проходить гостиная.
  • За неделю до гостиной вывешивается объявление о её проведении.
  • Родителям раздаются Пригласительные, сделанные руками детей.
  • Расставляется мебель, видеоаппаратура.
  • Приглашаются для выступления специалисты.
  • Подготавливаются Памятки для родителей, видеоматериал.
  • Разрабатываются вопросы обратной связи.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Традиционно Родительские гостиные начинаются с музыкального номера. Дети с удовольствием поют и танцуют для родителей.

2. Затем, с целью положительного настроя на встречу (на снятие напряжения; на знакомство), проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

  • объявление темы;
  • ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
  • представление приглашенных специалистов;
  • демонстрация видеоматериала (презентация, видео с утренников, открытых занятий, видеоролик педагога-психолога);
  • выступление по теме (учителя, медицинские работники, педагог-психолог);
  • диалоги с родителями (вопросы).

IV. В заключение мероприятия проводится опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Регламент гостиной – 1 час 10 мин.

Проведение тематических родительских гостиных дало свои результаты. По нашим исследованиям, несмотря на то, что работа с родителями и раньше проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй, в среднем лишь 42% родителей проявляли заинтересованность в жизни детского сада. Сейчас, после введения в практику проведения Родительских гостиных, заметно увеличилось (до 86%) число родителей регулярно посещающих родительские собрания, Родительские гостиные. Анализируя обратную связь (письменный опрос), можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями как тематическая Родительская гостиная способствует более тесному взаимодействию ДОУ с семьей, росту психолого-педагогической компетенции родителей, росту доверия и взаимоуважения между педагогами и родителями.

В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в Детском саду привело к следующим положительным результатам:

1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в Детском саду.

2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).

3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.

4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

 



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ШАГ НА ВСТРЕЧУ»

(ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА)

Руководитель: педагог – психолог Климкина А.А.

НИ ОДИН ПЕДАГОГ И ПСИХОЛОГ МИРА НЕ СМОЖЕТ ДО КОНЦА ПОНЯТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА

ТАК КАК ЕГО ПОНИМАЕТЕ ВЫ.

БУДУЮЩЕЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА НА 90 % ЗАВИСИТ ОТ ВАС И НА 10% ОТ ПЕДАГОГОВ.

У КАЖДОГО РЕБЁНКА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫБОР, В КАЖДОЙ СЕМЬЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАПОВЕДИ.

Цель: сделать родителей партнёрами педагогов, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, дать возможность поделиться семейным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы, выработать единые требования.

Задачи:

  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • Создать атмосферу общности интересов;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.

Результаты:

  • Родители не зрители и наблюдатели, а активные участники проекта;
  • Родители начинают заново открывать для себя радость общения с ребёнком;
  • Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей;
  • Такая форма работы с родителями позволила им расширить взгляды на воспитательные проблемы.