Сотрудничество с родителями
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов детского сада с родителями, которое было бы направлено на повышение психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков. Важно найти такие формы и методы работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
В нашем ДОУ, наряду с воспитателями и другими специалистами, я стремлюсь к использованию эффективных и инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников с целью установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечение семьи в коррекционно-образовательное пространство.
Статья "Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду".
Статья "Родительские гостиные - традиция нашего Детского сада № 57 ОАО «РЖД".
Проект "Шаг на встречу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_psihologa_s_roditelyami.docx | 21.19 КБ |
roditelskaya_gostinaya.docx | 18.55 КБ |
shag_na_vstrechu.docx | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагога-психолога
с родителями дошкольников в детском саду.
Составитель: Климкина А.А. педагог – психолог.
Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, специалист планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте и в опыте его коллег.
И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.
При этом личный профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что для наибольшей эффективности работу с родителями следует проводить поэтапно. При этом целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника:
1. Этап подготовительный. Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на детский сад, уверенности в пользе для ребёнка посещения данного дошкольного учреждения; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.
На этом этапе:
• Педагог-психолог организует родительское собрание, на котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду, обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.
• Проводит мини-анкетирование родителей по теме: «Каким я вижу взаимодействие с психологом».
• Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная», где обсуждает с родителями вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду; раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада; здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.
• Осуществляет анкетирование по теме: «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», где определяется готовность его к детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.
• Встречается с родителями в индивидуальном порядке, организует беседу на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», в ходе которой помогает родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.
• Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.
2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.
На этом этапе:
• Оформляются информационные стенды.
• Организуются индивидуальные беседы.
• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.
• Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги.
Тематика встреч самая разнообразная:
• «Особенности поведения детей 5-6 лет»
• «Гиперактивный ребенок. Что делать?»
• «Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»
• «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»
• «Психологическая готовность дошкольника к школе»
• «Семья на пороге школьной жизни»
• «Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»
• «Как справиться с кризисом 3-х лет?»
На этих встречах используются необычные приемы, например, такие как:
• моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования - научить родителей формировать навыки поведения у малыша;
• обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;
• проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми;
• совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;
• проведение бесед в вопросно - ответной форме
Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.
Информационные стенды:
• «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
• «Психологическая готовность к школе, ее компоненты»
• «Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»
• «Развиваем внимание»
• «Развиваем мышление»
Памятки:
• «Развитие зрительно-моторной координации. Игры»
• «Как правильно сформировать самооценку у детей 6-7 лет?»
• «Кризис 7 лет»
• «Как помочь тревожному ребенку?»
• «Готовим руку к письму»
• «Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»
• «Тест для родителей «А я к школе готов?»
3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада. Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.
На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.
4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия. На этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями, проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет по теме: «К школе я готов», на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения.
Итак, в процессе моей профессиональной практики сформировались некоторые убеждения, которые определяют особенности моей работы как специалиста в этом направлении.
1. Я убеждена, что необходим индивидуальный подход к каждой семье, так как все семьи и дети разные.
2. Большое значение в работе приобретает взаимное доверие между педагогом-психологом и родителями и эмоциональный контакт между ними. Именно доверительные тёплые отношения, сложившиеся на этапе первого взаимодействия, в последствии во многом определяют характер взаимоотношений родителей с детским садом в целом.
3. Практика показала, что интересными и эффективными приемами в работе с родителями являются: моделирование ситуаций, анализ детских работ, а так же участие родителей в деловых и ролевых играх.
Предварительный просмотр:
Родительские гостиные - традиция нашего Детского сада № 57 ОАО «РЖД»
Составитель: Климкина А.А. – педагог - психолог
В нашем дошкольном учреждении № 57 ОАО «РЖД» Родительские гостиные проводятся систематически. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ, воспитатели, музыкальные руководители, хореограф, учитель - логопед, педагог-психолог, преподаватель иностранного языка. Приглашаются: учителя начальных классов, дополнительного образования (тренера, педагоги), врачи (невролог, педиатр), писатель и т.д.
Вот некоторые темы наших гостиных:
- «Помочь учиться»
- «Такие взрослые трёхлетки»
- «Возраст почемучек»
- «Спорт и дети»
- «Адаптация без слёз»
- «Сказка в жизни ребёнка»
Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.
Структура проведения гостиной следующая:
1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);
2. Проведение родительской гостиной;
3. Обратная связь.
Подготовка к Родительской гостиной проходит в несколько этапов и включает в себя следующие мероприятия:
- Определяется тема гостиной, чему она будет посвящена. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей.
- Определяется дата, время, место, где будет проходить гостиная.
- За неделю до гостиной вывешивается объявление о её проведении.
- Родителям раздаются Пригласительные, сделанные руками детей.
- Расставляется мебель, видеоаппаратура.
- Приглашаются для выступления специалисты.
- Подготавливаются Памятки для родителей, видеоматериал.
- Разрабатываются вопросы обратной связи.
Ход проведения Родительской гостиной:
1. Традиционно Родительские гостиные начинаются с музыкального номера. Дети с удовольствием поют и танцуют для родителей.
2. Затем, с целью положительного настроя на встречу (на снятие напряжения; на знакомство), проводятся игры с родителями.
3. Основная часть включает в себя:
- объявление темы;
- ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
- представление приглашенных специалистов;
- демонстрация видеоматериала (презентация, видео с утренников, открытых занятий, видеоролик педагога-психолога);
- выступление по теме (учителя, медицинские работники, педагог-психолог);
- диалоги с родителями (вопросы).
IV. В заключение мероприятия проводится опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.
Регламент гостиной – 1 час 10 мин.
Проведение тематических родительских гостиных дало свои результаты. По нашим исследованиям, несмотря на то, что работа с родителями и раньше проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй, в среднем лишь 42% родителей проявляли заинтересованность в жизни детского сада. Сейчас, после введения в практику проведения Родительских гостиных, заметно увеличилось (до 86%) число родителей регулярно посещающих родительские собрания, Родительские гостиные. Анализируя обратную связь (письменный опрос), можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями как тематическая Родительская гостиная способствует более тесному взаимодействию ДОУ с семьей, росту психолого-педагогической компетенции родителей, росту доверия и взаимоуважения между педагогами и родителями.
В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в Детском саду привело к следующим положительным результатам:
1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в Детском саду.
2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).
3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.
4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ШАГ НА ВСТРЕЧУ»
(ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА)
Руководитель: педагог – психолог Климкина А.А.
НИ ОДИН ПЕДАГОГ И ПСИХОЛОГ МИРА НЕ СМОЖЕТ ДО КОНЦА ПОНЯТЬ ВАШЕГО РЕБЁНКА
ТАК КАК ЕГО ПОНИМАЕТЕ ВЫ.
БУДУЮЩЕЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА НА 90 % ЗАВИСИТ ОТ ВАС И НА 10% ОТ ПЕДАГОГОВ.
У КАЖДОГО РЕБЁНКА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫБОР, В КАЖДОЙ СЕМЬЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАПОВЕДИ.
Цель: сделать родителей партнёрами педагогов, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, дать возможность поделиться семейным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы, выработать единые требования.
Задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- Создать атмосферу общности интересов;
- Объединить усилия для развития и воспитания детей;
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
Результаты:
- Родители не зрители и наблюдатели, а активные участники проекта;
- Родители начинают заново открывать для себя радость общения с ребёнком;
- Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей;
- Такая форма работы с родителями позволила им расширить взгляды на воспитательные проблемы.