Участие в пректировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с родителями

Цель :

– повысить педагогическую культуру родителей, объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого ребёнка;

– создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсы просвещения родителей

по вопросам детской психологии и педагогики.

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка «Родничок» рекомендует  курсы просвещения родителей по вопросам детской психологии и педагогики.

Цель деятельности курсов:

– повысить педагогическую культуру родителей, объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития каждого ребёнка;

– создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений.

Курсы ведет   педагог-психолог высшей квалификационной категории Галкина Ольга Петровна.

Стаж педагогической деятельности -  28 лет.

Из них 25 лет работает психологом.

 В 1984 г закончила Тобольское педагогическое училище. Квалификация – воспитатель дошкольных учреждений

В 1997г закончила Московский государственный открытый педагогический университет. Квалификация –методист по дошкольному воспитанию; практический психолог. Автор программы развития эмоциональной сферы «Сказочное путешествие в Тайноград», программы развития творческих способностей  «Золотые нити творчества», «АБВГДейка» (формирование психологической готовности к школьному обучению)

.  

План-график курсов

для родителей (законных представителей)

 несовершеннолетних детей

 по основам детской психологии и педагогики

В НРМ ДОБУ «ЦРР - д/с «Родничок» на 2022-2023уч. Год

Сроки проведения

(месяц, год)

Наименование мероприятия по основам детской психологии и педагогике

Форма организации курсов

1

Октябрь 2021

Секреты успешной адаптации

Родительское собрание

2

Ноябрь 2021

Самоценность дошкольного детсва. Психологические особенности современных дошкольников.

Консультация

3

Декабрь 2021

Подготовка к школе. Когда начинать?

Консультация

4

Февраль 2022

Нужно ли дошкольника учить читать?

Консультация

5

Март 2022

Нужнго ли дошкольников учить писать?

Консультация

6

Апрель 2022

Эмоциональный интелект. Как развивать его у дошкольников.

Родительское собрание

7

Май 2022

Лето перед школой.

Буклет

План-график курсов

для родителей (законных представителей)

 несовершеннолетних детей

 по основам детской психологии и педагогики

В НРМ ДОБУ «ЦРР - д/с «Родничок» на 2022-2023уч. год

Сроки проведения

(месяц, год)

Наименование мероприятия по основам детской психологии и педагогике

Форма организации курсов

1

Октябрь 2022

Почему устают мамы и папы, или Чего ждут от нас дети?

Стендовая информация в групповых уголках

2

Ноябрь 2022

Как дисциплина дружит с любовью?

Консультация в родительских группах

3

Декабрь 2022

Ловушки для родителей

Консультация в родительских группах

4

Февраль 2023

Детская ложь

Консультация в родительских группах

5

Март 2023

Каким может быть и не быть папа?

Изготовление буклетов

6

Апрель 2023

Игра не только развлечение

Консультация в родительских группах

7

Май 2023

Воспитывая ребенка – ты воспитываешь себя?

Консультация в родительских группах



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Способы противостоять детским манипуляциям

1.Техника бесконечного уточнения («… то есть ты считаешь, что я была не права, когда наказала тебя, потому что ты меня обманул?»). Благодаря постоянным уточнениям можно понять, что является объектом нападения или критики. Кроме того, выигрывается время, которое ребёнок тратит на обдумывание ответа.

2.Техника внешнего согласия («… да, ты прав я действительно поступила плохо, когда пообещала тебе, что мы сходим в парк, но так и не сходили с тобой…»). Когда взрослый соглашается с ребёнком, тот окунается в атмосферу тепла, принятия, даже счастья. Это обезоруживает. Ребёнку, с которым соглашаются, хочется, чтобы с ним и дальше соглашались.

3.Техника испорченной пластинки («…возьми ложку и начинай кушать, возьми ложку и начинай кушать возьми ложку и начинай кушать…»). Используется для отказа в просьбе. Заключается в многократном повторении с одной и той же интонацией одной и той же ёмкой фразы, содержащей в себе важное сообщение манипулятору.

4.Информационный диалог («…как ты хочешь, чтобы я поняла тебя?»). Это разговор о существе дела, или, по крайне мере, попытка такого разговора. Если ребёнок идёт на обсуждение вопроса по существу, постепенно отказываясь от манипуляции, противостояние можно считать успешно завершённым.

5.Конструктивная критика – подкреплённое фактами обсуждение целей, средств или действий ребёнка и обоснование их несоответствия целям, условиями и требованиям взрослого. При этом оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личность. Анализ и оценка производится без эмоций, повышения голоса и т.п. Техники конструктивной критики:

6.Высказывание сомнения в целесообразности действий («…я не уверена, что будет лучше, если ты пойдёшь гулять без шапки…»; «… мне кажется, это не лучшая идея…» и т.п.);

7Цитирование прошлого случая («… помнишь, когда в прошлый раз мы пошли гулять, ты от меня убежал. А мне пришлось…»).

 



Предварительный просмотр:

Как противостоять детским манипуляциям

Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусственное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Люди подвержены чужому влиянию. Все вокруг манипулируют друг другом: дети – родителями, родители – детьми, начальники – подчинёнными и наоборот и так далее. Когда меленький ребёнок, упав и ударившись, бежит, сдерживая слёзы, к маме и лишь перед её лицом разражается громким плачем – что это, как не попытка манипулирования (причем чаще всего успешная). Чем взрослее становится человек, тем большим числом окружающих он пытается манипулировать с той или иной степенью успешности. Более того, свои манипуляции люди воспринимают как нечто естественное, но когда внезапно выясняется, что кто-то манипулировал ими, они приходят в негодование.

Как становятся манипуляторами.

Станет ли ребёнок манипулятором или нет – зависит от воспитания. Родители часто не замечают, что буквально заставляют ребёнка прибегать к манипуляции, ведь в своё время их мама и папа так же поступали с ними. Можно сказать, что тактика создания манипуляторов передаётся по наследству. Она так привычна и естественна, что никому и в голову не придёт взглянуть на себя со стороны. Например, хотите, чтобы ребёнок терпеть не мог убирать игрушки в своей комнате, а со временем возненавидел домашнюю уборку и мытьё посуды? Покажите ему, какая это трудная и неприятная работа. Для этого достаточно, заходя в его комнату, говорить: «Какой у тебя беспорядок! Опять придётся всё за тобой убирать! Как же мне это надоело!».

Если мама испытывает отвращение к домашней работе, с какой стати ребёнок должен её любить? Он ищет и находит самый простой выход из ситуации: когда ему предлагают убрать игрушки, он пускает в ход целый раздражающий арсенал – злится, ворчит, дуется, показывает своё упрямство, даёт понять, что он занят и у него нет времени на подобную ерунду. В итоге мама теряет терпение и делает всё за него. Перевоспитать такого упрямца трудно, проще заложить с детства позитивный настрой на домашние дела. На первых порах, когда приходит время уборки, можно предложить малышу: «Если хочешь, я тебе помогу. Ты собирай игрушки, а я заправлю постель. А потом вместе пойдём пить чай». Ответная реакция, скорее всего, будет положительной, ведь если вы искренне решили разделить с малышом т работу, и отдых – он чувствует ваш живой интерес. Мало того мама рядом, после уборки его ждёт приятное занятие – пообщаться и съесть что-нибудь вкусненькое! Со временем ребёнок научиться всё делать быстро, это войдёт в привычку, и помощь мамы не понадобиться. А память при слове «уборка» услужливо подкинет хорошее воспоминание.

Одной из причин манипуляций является нехватка внимания, и чтобы её восполнить ребёнок опытным путём выбирает самый действенный для него способ. Он может превратиться в «реактивный самолёт» – стать очень активным: везде лезть, всё опрокидывать, громко кричать, в общем, производить как можно больше шума. Родители вынуждены будут как-то на это реагировать. Даже мамин окрик для малыша – это уже диалог и внимание, которого ему не хватает (ребёнку, уставшему от одиночества, всё равно, какое внимание оказывается, – лишь бы оно было).

Напомнить родителям о себе можно став «показательно рассеянным»: всё забывать, несколько раз на дню спрашивать, как чистить зубы, как застегнуть крючок, как зовут героя из любимой книжки и т.п. «Растяпа» всё делает медленно, разыгрывает из себя беспомощного хотя, на самом деле он всё прекрасно помнит и всё давно умеет. В сотый раз переспрашивая о чём-то, ребёнок словно напоминает: «Эй я здесь! Побудь со мной!». Когда мама, ворча, застёгивает его пальто и завязывает шнурки на ботинках, ей невдомёк, что ребёнок добился того, чего хотел: она рядом, и всё её внимание принадлежит только ему.

Очень удобно быть болезненным ребёнком. Однажды заметив, в какой ужас привела маму его сыпь или температура, малыш запомнил её реакцию и научился пользоваться своим положением. Ребёнок твёрдо знает: родители бросят любимые дела и сядут рядом, если он заплачет или пожалуется на боль. А в будущем он распространит этот способ манипуляции на других людей. Даже дети могут пожалеть его, когда он плачет от несуществующей боли, и уступить ему лучшие игрушки. Можно противостоять, что болит живот, и не пойти в детский сад. Со временем ситуация может осложниться – иногда в погоне за родительским внимание малыш так убедительно притворяется, что и в самом деле чувствует боль, ведь дети легко поддаются самовнушению.

Виды манипуляций

Манипуляция бывает прагматическая – с целью получения выгоды и гедонистическая – ради удовольствия, она может быть осознанной и не осознанной.

Что вызывает манипуляцию:

1.Неудовлетворённая потребность ребёнка.

Проявляется она неврозами, фобиями, патологической боязливостью, ощущением заброшенности, они инстинктивны и в дальнейшем у ребёнка может быть масса проблем (например, он будет воспринимать  любые повседневные ситуации как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни).

Нереализованные эмоциональные потребности проявляются в стремлении любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи антисоциального поведения и т.д.). Для того чтобы найти кого-то, кто «примет меня таким какой я есть», малыш будет позволять манипулировать собой, он может легко попасть под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, чрезмерная привязанность к вещам как компенсация тёплого человеческого общения.

2.Моральная и материальная выгода.

Неповторимый образ манипулятора создал Астрид Линдгрен в сказке «Карлсон, который живёт на крыше». Помните слова Карлсона: «Ты придёшь узнать, как я себя чувствую, и я тебе скажу, что я самый тяжело больной в мире. И ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого-пребольшого куля конфет!»?

Этот «в меру упитанный» инфантильный, жадный, хвастливый, надутый, испытывающий жалость к себе эгоцентричный, хотя и не лишённый обаяния человек крутил и вертел Малышом как ему было удобно. На что же опиралась его самоуверенность и эгоцентризм? На страх Малыша остаться одному. Самая «убийственная» угроза Карлсона: «Нет, я так больше не играю!».

Это наиболее безобидный вариант манипулирования другим человеком. Потому что последний осознаёт происходящее и верно оценивает его. А когда человек всё понимает, способен что-то предпринимать, делать выбор – он до определённой степени свободен.

3.Изменение эмоционального фона: вина, любовь шантаж, жадность, алчность, потребности.

Карлсон: «Нет, я так не играю! Я просто вне себя! Но если я получу какой-нибудь небольшой подарок, то возможно, всё же повеселею…». Здесь применяется классическая формула шантажа: «если ты не…, то я …». Такую манипуляцию довольно трудно провести бессознательно, но и это бывает.

Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которой часто пользуются дети: «Если ты будешь меня ругать, я тебя любить не буду». Ребёнок уверен, что самые близкие люди пойдут на всё, чтобы доказать свою любовь.

Использование людских страхов – один из самых любимых примеров манипуляторов всех типов и мастей. Например: «Будешь заставлять ходить в садик, я убегу от тебя!».

Самый лучший способ манипуляции близким человеком – это обида или чувство вины. Например, ребёнок с обидой произносит: «Ты пообещал(а) погулять со мной после садика и не погулял(а), я на тебя обиделся!». Если ребёнок, чтобы повлиять на своего родителя, становится несчастной жертвой – это сработает, ведь именно жертва оказывается на вершине пирамиды в семейной системе и контролирует, влияет на других с помощью чувства вины.

Противостояние детским манипуляциям

В основе любого типа детских манипуляций лежит тревога потерять родителей. Для каждого малыша его мам – это человек, который поддерживает в нём жизнь. И если она вдруг куда-то надолго исчезает, для ребёнка это становится настоящей катастрофой. В возрасте от полугода до трёх лет дети начинают постепенно осознавать, что мама может жить отдельной жизнью и не всегда бывает рядом. Поэтому манипуляции – это способ не только привлечь её внимание, но и убедиться: она здесь и никуда не уйдёт.

Очень важно активно участвовать в жизни ребёнка. Бывают ситуации, когда мама хоть и всегда дома, но, тем не менее, постоянно чем-то занята, кормит ребёнка, одевает, но не играет с ним – она вроде и рядом, но в тоже время её нет. В такой ситуации малыш обязательно будет пускаться на разные хитрости, чтобы вернуть её себе.

Ребёнку необходимо, чтобы родители вели себя последовательно, тогда он твёрдо знает, чего от них ожидать, и чувствует себя уверенно. Например, если родители то не спускают малыша с рук, то вдруг требуют, чтобы он вёл себя как большой и сам играл в своей комнате, ребёнок теряет почву под ногами, потому что не привык к такой свободе, и она его пугает. Манипуляция для него становится единственной надеждой: а вдруг всё станет как прежде? Надо только заболеть или стать беспомощным, и всё вернётся на свои места.

Что делать если ребёнок начинает хныкать или становиться «гиперреактивным»? в первую очередь, дать то, чего ему в данный момент не хватает: ласку, заботу и тактильный контакт. Не стоит говорить ребёнку, что он ведёт себя как маленький, скорее всего он будет вести себя ещё хуже. Лучше взять малыша на руки и сказать ему: «Я знаю, что ты иногда чувствуешь себя маленьким. Я не вижу в этом ничего плохого», Хандра сразу же улетучится. А с излишне активным крохой лучше вместе чем-то заняться, а не увлекаться беседами с другими гуляющими родителями.

Если вы заняты важными делами, время от времени делайте маленький перерыв для того, чтобы просто обнять малыша, погладить его по голове, повторить в сотый раз, как вы его любите, обратить внимание на то, как он здорово что-то сделал.

Перестаньте ставить себе оценки за родительское мастерство. Если ваш ребёнок не умеет читать или считать в три года, это ещё не конец света. Когда родители увлекаются созданием «лучшего в мире ребёнка», он чувствует огромную ответственность и думает, что если не будет соответствовать родительским ожиданиям, мама и папа не будут его любить. И любая неудача толкнёт его к манипуляции. А как ещё вернуть любовь родителей, если сложить два и два и выучить стихотворение ему оказалось не по силам? Малышу важно знать, что его любят таким, какой он есть, а не за его успехи.

Любые действия родителей «по рецептам» знаменитых педагогов и психологов не дадут нужного результата, если они не будут искренними. Когда мама или папа занимаются детьми, потому что «так надо», дети мгновенно это чувствуют. Ребёнок никогда не будет пытаться манипулировать мамой, если она будет рядом с малышом, чтобы он чувствовал её поддержку и одновременно учился быть самостоятельным. Она не перебарщивает с лаской и строгостью, ведёт себя ровно. Может отличить каприз от действительно важного желания ребёнка. Рецепта, как стать матерью, не существует. Надо найти его самостоятельно, опираясь на свою интуицию и наблюдение за малышом.

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Детские капризы. Что делать родителям?

(По материалам Н.И. Козлова)

Капризы детей - вещь неприятная, но естественная. Дети чаще капризничают, когда они плохо себя чувствуют и когда чувствуют, что капризничать им - можно. Нередко бывает, что с мамой ребенок капризничает, а с папой - нет, потому что от папы схлопочешь, а мама только грозится. Что делать с капризами? Понятно, что единого рецепта нет, но у опытных родителей дети действительно капризничают реже.

Да и капризы бывают разные. Одно дело – капризничать , потому что  сделали не так хотелось ребенку, другое дело – попытка понять  границы своих возможностей и прав; установление правил – « так можно делать, а вот так уже  нельзя». Своеволие ни к чему хорошему не приводит; а «проба сил и власти» помогает устанавливать иерархию отношений, становится понятно – кто главный.

Необходимо внимательно относится  к физическому состоянию ребенка. Плохо поспал днем, перебегался вечером, долго ждать в очереди или в дороге, слишком много новых впечатлений, просто заболел - плохое физическое самочувствие обычно создает почву для капризов. Здоровые дети капризничают реже. Если ваш ребенок раньше не капризничал, а сегодня его как будто подменили - обратите внимание, он не заболел? Это действительно важно. К сожалению, и здесь не все просто: более всего пекутся о физическом самочувствии детей тревожные родители, и как раз у тревожных мам чаще всего капризные дети. В чем разгадка? О здоровье детей не нужно тревожиться - о здоровье детей нужно заботиться. Необходим разумный режим, рациональное питание, закаливание. Не позволяйте детям зависать в гаджетах (это здоровье точно не прибавит), больше гуляйте на свежем воздухе.

Если ребенку все нельзя, но за этим никто не следит, а папа и мама между собой делят власть и выясняют отношения, капризы будут обязательно. Ребенку жизненно необходимы разумные правила и определенная свобода для развития самостоятельности, активности, инициативности.

Постарайтесь не относится к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас.. Постарайтесь понять, что ребенок от вас хочет на самом деле, и поищите возможность согласиться с тем, в чем он прав. Дайте ему то, что дать ему можно. Хочет самостоятельности - дайте ему самостоятельности, только чтобы она была ему по возможностям.

Кризис «Я сам!» Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. После кормление необходимо купать. Пытается сам завязать шнурки, затем маме приходиться распутывать; надевает штаны , попадает в одну штанину и падает. При попытке исправить ситуацию - злится, кричит. Это - не капризы. В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще то-то и то-то. Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».

Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим».

Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей. В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.

Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, когда ему остается только в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка:

- Ванечка, ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты печеньку хочешь?

Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.

Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.

Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.

Для этого есть один единственный способ - родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка. Уже трехлетний ребенок, приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне может сказать:

- Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете (прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трехлетнего сына).

Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.

И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку, пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребенок.

Но вот если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки - от состояния здоровья, а у дяди - от отметок, которые ребенок получил в школе... И все это относится к чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване... Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети.

В семье, где много народа и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, на основе достигнутых соглашений имеет смысл даже составить итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае.

Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.

Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия.

Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка - это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться. А упорства ему не занимать.

Нужно ли обращаться к психологу? И чем может помочь специалист?

В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу детских капризов необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. Особенно это относится к детям, страдающим пренатальной энцефалопатией и детям с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Здесь правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и таких грозных осложнений, как детский церебральный паралич (ДЦП).

Кроме того, специалист может помочь родителям определить причины капризности ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

Если причиной капризности ребенка являются внутрисемейные конфликты, то имеет смысл обратиться к такому методу, как семейная психотерапия. Даже краткосрочная позитивная семейная психотерапия, проведенная квалифицированным специалистом, часто позволяет существенно улучшить поведение ребенка и заодно наладить отношения в семье.



Предварительный просмотр:

Лето перед школой

Лето перед школой, после окончания детского сада, особенное. Ребенок вырос из детсадовца и готовится к статусу «школьник». Родители задумываются, как подготовить малыша к 1 классу. В этой статье мы разберем полезные и вредные рекомендации дошкольникам на лето, а так же дадим список хороших летних игр для будущих школьников. 

Первый класс — волнительная пора для родителей. Но часто мы забываем — дети тоже волнуются. Их ждет неизвестный новый мир. Часто детские психологи замечают признаки стресса у первоклассников: ребенок грызет ногти, скрипит зубами, его руки и пальцы в постоянном движении...

Подготовим ребенка к школе без стресса, соблюдая простые советы. 

Вредные советы родителям будущих первоклассников 

1.    Учиться, учиться и еще раз учиться. Часто родители думают: ребенок еще не готов к школе. Он не умеет читать или делает это не так хорошо, по мнению родителей. Рука малыша не готова к письму или он не умеет вычитать и складывать. Родители переживают тревогу, поэтому приходят к логичному выводу: заниматься. И начинаются интенсивные занятия на протяжении всего лета. Детский мозг вместо отдыха, впечатлений и общения получает ударную дозу новых знаний. Часто такие дети выгорают к началу учебного года. Поэтому помним: соблюдаем золотую середину — занимаемся в игровой форме, так чтобы ребенок не уставал, и ему было интересно. 
2.    Нервничать и переживать. Чем больше нервничает родитель, тем больше переживает ребенок. Страх — сильная и заразительная эмоция. Она легко передается детям. Поэтому старайтесь избегать таких фраз в общении с ребенком: «‎Что же нас ждет», «‎Школа — это кошмар», «‎Будет тяжело», «‎Все, детство кончилось, готовься много учиться»... Эти и подобные фразы, легко дадут ребенку установку, что школа это плохое место, где будет тяжело. 
3.    Забирать игрушки. Часто перед школой родители решают сделать ремонт в детской — подготовить ее к учебе. При этом помимо новых обоев и школьной мебели, часто перебираются и игрушки ребенка. Взрослые что-то выкидывают, что-то отдают, считая что малыш уже вырос из таких игр. Но положительного влияния такие эксперименты не оказывают. Чем больше мы сохраняем привычную для ребенка обстановку, тем меньше подвергаем его стрессу. 
4.    Задержаться в отпуске. Поздно вернуться из отпуска или приехать из него уже после 1 сентября — не лучшая идея. Нервная система ребенка будет перевозбуждена от событий, он не сможет успокоиться и быстро адаптироваться к школьным правилам. Важно познакомится с классом до того, как дети подружатся между собой. Приезжайте из отпуска за 2 недели до начала первого учебного года.

Полезные советы будущим первоклассникам

1.    Играйте в школу. Учителя начальных классов отмечают, что самая большая проблема первоклассников — правила. Нет, не русского языка. Дети не знают правил поведения в школе. Почти всю первую четверть преподаватели учат их именно правилам: отвечать с поднятием руки, не вставать посреди урока, для чего звонок с урока или на урок и т.д. Играйте с ребенком в школу. Ролевые игры — лучшая тренировка перед школой. 
2.    Переходите на школьный режим дня заранее, лучше всего за месяц, вводя его постепенно. Представьте, ваш ребенок привык ложиться спать в 22-23 часа, а вставать после 9-10 утра. Лето, не надо никуда спешить. С приходом сентября его расписание резко поменяется: нужно будет вставать в 7 утра или раньше, быстро завтракать и бежать в школу. Но малыш привык поздно ложиться. В итоге это приведёт к стрессу, недосыпу и переутомлению.  
3.    Развивайте самостоятельность. Для тех детей, кто посещал детский сад, самостоятельность уже вошла в привычку. Для тех, кто не посещал, ситуация может быть иной. Но в обоих случаях — приучайте ребенка к самостоятельности: одеваться, обуваться, собирать свои вещи и следить за ними, убираться в комнате и т.д. 
4.    Не идеализируйте школу. Рассказывайте ребенку о школе в положительном ключе, но не забывайте мягко упомянуть и о школьных трудностях: домашних заданиях, новом окружении, о правилах. Говорите с малышом о том, какие ситуации могут возникнуть, и какой выход из них можно найти.

Игры на лето для будущих первоклассников

Учителя первых классов часто отмечают, что главный враг первоклассников — невнимательность. Именно от умения концентрироваться зависит огромная часть успеваемости ребенка. Поэтому мы дадим 3 простых игры на развитие внимания и умение концентрироваться: 

1.    Раз, два, три — скорее смотри.
Для игры вам понадобится коробка или ширма. В коробке или за ширмой прячем мелкие предметы по группам, например: 3 камешка, 4 детали конструктора, 1 цветок. На 5-7 секунд открываем коробку, что ребенок успел посмотреть. После того как коробка будет снова закрыта, ребенок называет сколько и чего там лежит. Игра тренирует внимание, память и счет.
2.    Птичка в клетке.
На листке бумаги рисуем квадрат с игровым полем 3 на 3, всего 9 ячеек. В ячейку посередине ставим птичку. Это может быть магнит, фишка из любой игры, кубик, пуговица. Дальше ведущий дает команды: влево, вверх, вправо, вниз.  Игроки должны проследить в какой клетке окажется птичка, когда ведущий скажет «‎СТОП». Победил тот игрок, который первым правильно покажет клетку. Для начала, игрок может двигать птичку по своему полю, а затем усложните игру — двигайте птичку в уме. 
3.    Хлопни в ладоши. 
Выбираете ключевое слово. Например, слово — поросёнок. Ведущий рассказывает сказку, поет песенку или придумывает рассказ. Задача ребенка хлопнуть в ладоши или выполнить любое другое действие, оговоренное с ведущим. Например:

Три мышонка бежали по полю, увидели ферму с поросятами (ХЛОПОК). 
Поросята (ХЛОПОК) лежали на солнышке и смотрели на куриц. 

Развитие внимания, памяти и мышления — основа для успешной учебы. На сайте Разумейкин вы найдете разделы с развивающими заданиями в игровой форме именно на эти сферы. Задания разработаны так, чтобы ребенку было интересно заниматься, поэтому занятия на сайте не только не приводят к утомлению, но и наоборот, помогают понять, что учиться — интересно. 



Предварительный просмотр:

Нужно ли учить дошкольника читать?

Большинство взрослых ответят на этот вопрос утвердительно. Практика показывает, что родители стремятся научить ребёнка чтению и счёту как можно раньше, иногда с двух-трёхлетнего возраста, аргументируя свои действия тем, что «это понадобится в школе». Тревоги родителей вполне понятны, однако мы рекомендуем руководствоваться принципом «не навреди».

Когда начинать обучать ребёнка чтению

Психофизиологи считают, что до четырёх лет мозг ребёнка вообще не готов перерабатывать такую абстрактную информацию, как буквы и цифры. На деле мы видим кроху, знающего буквы не только русского, но и английского алфавита, но при этом засыпающего с пустышкой и в памперсе. Дисбаланс в развитии навыков нарушает эмоциональную сферу ребёнка и проявляется в пугающих симптомах: невротических реакциях, тревогах, страхах, капризах, повышенной возбудимости, вспыльчивости, требовательности ребёнка. Это сигналы, что мозг не справляется с предложенной ему нагрузкой. Нередко ребёнок, умеющий читать предложения в столь раннем возрасте, до конца не понимает смысл прочитанного им текста, для него изображение буквы – это лишь картинка, имеющая своё название, настоящее понимание письменной речи (чтения и письма) произойдёт сильно позже.

Поэтому, несмотря на желание быть впереди или как минимум не хуже, призываем очень осторожно и ответственно отнестись к вопросу раннего обучения чтению вашего 5–6-летнего дошкольника. Подождите с изучением букв до поры готовности ребёнка. Научить ребёнка читать – не главное, что необходимо дошкольнику в этом возрасте. Можно сказать, что самостоятельное чтение – это лишь «верхушка айсберга», основанием которого являются:

1) благополучное развитие речевого восприятия и речевой деятельности ребёнка. Для освоения письменной речи (умения читать и писать) речевое развитие крохи должно соответствовать следующим требованиям:

  • речь малыша стала чёткой и понятной, связанной и логичной, он свободно может выражать свои переживания, рассказывать об увиденном, поддерживать диалог;
  • ребёнок полностью понимает текст, может пересказать содержание, находит причинно-следственные связи;
  • дошкольник может произвести звуковой анализ слова – определить первый и последний звуки, найти звук в слове, определить звук как гласный и согласный, согласный – как звонкий и глухой, разбить слово на слоги, найти ударный слог.

2) появление у ребёнка интереса к чтению, к книге. Желание послушать книжку и рассмотреть картинки вместе со взрослым есть у большинства малышей – это естественная для ребёнка потребность в новых интересных впечатлениях. Если читать крохе интересную и доступную литературу, обращаться к книге в поиске интересующей информации, то постепенно ребёнок поймёт, что именно чтение – это источник знаний и ярких впечатлений.

Так ли важна скорость чтения?

Когда такое отношение к книге появилось, малыш сам выразит желание научиться читать – это сигнал, что пора начать заниматься обучением. В каком возрасте это произойдёт, зависит во многом от индивидуальных темпов развития: кто-то готов учиться читать уже в пять лет, а кто-то только к семи (а то и позже) годам.

Формально говоря, этот навык является школьным, его формирование – задача начальной школы, и требовать от ребёнка, поступающего в первый класс, навыков быстрого чтения никто не будет. Имея крепкую базу (речевое благополучие и интерес к чтению), ребёнок легко и с удовольствием начнёт читать, уже будучи первоклассником. А вот если у малыша не сформированы вышеперечисленные качества и умения, то и школьное обучение может оказаться для него трудным. Поэтому так важно, чтобы образовательная система учитывала особенности каждого ребёнка, чтобы ему было комфортно в процессе обучения.

Ребёнок овладевает навыком чтения постепенно. Сначала он учится читать вслух медленно, по слогам. Этот этап всегда сложен для малыша, он требует большого терпения, настойчивости и усидчивости. При постоянной тренировке речь ребёнка при чтении становится все более плавной, размеренной, увеличивается темп, появляется интонация – это признаки того, что навык автоматизируется, закрепляется.

Как заинтересовать дошкольника увлекательным процессом чтения книг? Прислушайтесь к рекомендациям психолога.

  • А вы сами читаете? Не забывайте! Лучший пример для ребёнка – родительский. Если малыш часто видит маму и папу с книжкой в руках, он непременно заинтересуется.
  • Заведите ритуал вечернего чтения на ночь. Пусть этот процесс ассоциируется у малыша с чем-то уютным, приятным и радостным. А от совместных чтений, во время которых мама читает сыну или дочке, до чтения сказки по ролям не так уж далеко.
  • Не сравнивайте малыша с другими! Да, возможно, мамы вокруг с гордостью говорят, что их дети давно читают не по слогам, а сложноподчинёнными предложениями. И вы говорите! Очень важно оценивать только успехи самого малыша относительно его прошлых результатов (и поменьше верить другим мамам).
  • Не принуждайте, а играйте. Возможно, интерес к чтению у малыша ещё не проснулся, и именно игра поможет его пробудить.

Игры для любознательных

Мы не устаём повторять: будущего первоклассника не надо учить читать специально. Но что остаётся делать маме, если сам дошколёнок рвётся изучать грамоту? Не стоит тормозить такой благой порыв, интерес к новым знаниям обязательно нужно поддерживать. Как?

  • Игра в слова. Очень известная – и очень полезная: каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего. Города, фрукты, овощи, средства передвижения, всё, что видите вокруг: можно ограничить игру какой-то определённой темой, а можно дать максимально широкую возможность выбора. Ребёнок не только познакомится с буквами и звуками, но и существенно расширит свой словарный запас.
  • Как можно больше. Придумай как можно больше слов на букву С или на букву А. Это ещё одна разновидность игры в слова, не менее интересная.
  • Объясни, как понимаешь. Для этой игры придётся вспомнить пословицы, поговорки, крылатые выражения, яркие метафоры и аллегории («красна девица», «Красная площадь», «Не рой другому яму») – и попросить малыша объяснить, как он их понимает. Игра расширяет не только словарный запас, но и кругозор.
  • Загадки – ещё одно весёлое и очень развивающее занятие.
  • Найди букву. Если вы читаете книжку вместе и малыш уже знает какие-то буквы, попросите находить их в тексте. То же можно проделывать буквально на ходу: например, одним из любимых занятий детей является чтение вывесок.

Пожалуйста, не подгоняйте своего маленького «ученика». Да, навык чтения (именно с позиции понимания, осознания содержания и смысла читаемого текста) очень важен, ведь он формирует базу для будущих образовательных успехов ребёнка, в дальнейшем именно он поможет в лучшем усвоении учебного материала, станет фундаментом для освоения школьной программы в более старших классах. Берегите и прививайте любовь ребёнка к чтению, демонстрируйте её собственным примером, не идите на поводу родительских амбиций. Пусть ребёнок познаёт мир в удобном для себя темпе.