Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Юный биолог" для 7-9 классов.

Шакирова Рауфа Рафаэловна

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Юный биолог" для 7-9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Шибаевская основная общеобразовательная школа »

Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности

«Юный биолог»

для 7- 9 классов

                                                                                                                                                                                                   Программу разработала

                                                                                                                                                                                           Шакирова Рауфа Рафаэловна

учитель биологии и химии

МКОУ «Шибаевская ООШ»  

2021-2022 уч.год

Данная программа внеурочной деятельности "В мире клеток и тканей" рассчитана для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по биологии. Рабочая программа «В мире клеток и тканей» обще – интеллектуального направления является составной частью программы образовательного учреждения и ориентирована на учащихся  7 -  9 классов МКОУ «Шибаевская ООШ», изучающих биологию в рамках ФГОС.

В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ), возник вопрос: «А как теперь готовить учащихся к предстоящему экзамену?». Этот вопрос возник не только у учителей, его задают ученики и родители. На сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ курсов, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. После просмотра большого объёма предлагаемых курсов, было решено составить свою программу подготовки к предстоящему экзамену.

В 9 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.

В соответствии с особенностями новой версии контрольно- измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды», был составлен данный курс «В мире клеток и тканей».

Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

Курс «В мире клеток и тканей» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

Курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.

Цель курса:

Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).

Задачи курса:

1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.

3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Результаты  изучения     курса:

   

     Личностные  результаты:

1) знание  основных  принципов и правил  отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

4) формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

Метапредметными результатами освоения  программы являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности  включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

 Учащиеся должны знать:

•    пути решения экологических проблем, связанных с деятельностью человека;

•    влияние факторов среды на генофонд человека;

•    значение рационального питания для здоровья человека;

•    роль биоритмов на жизнедеятельность;

•    особенности квартиры как экосистемы;

•   способы избавления от бытовых отходов;

• особенности среды и заболевания, связанные с ней(профессиональные, природно-очаговые, сезонные, грибковые, вирусные и бактериальные заболевания, СПИД, гепатит С), меры профилактики;

•   последствия применения диоксинов, пестицидов, нитратов для здоровья;

•   последствия употребления пищевых добавок, газированных напитков

        Учащиеся должны уметь:

•  выявлять и характеризовать позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;

•   осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности;

•   проводить исследование помещения на соответствие его экологическим нормативам;

•   соблюдать правила применения препаратов бытовой химии;

•   выявлять основные стрессогенные факторы среды;

•   определять свой хронобиотип;

•   анализировать с экологической точки зрения состояние квартиры;

•  грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;

•  определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;

• использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.

Электронная образовательная платформа Learnis поможет провести учебное занятие или внеклассное мероприятие нестандартно. За счет игровых технологий повышается мотивация учащихся. 

LearningApps – полностью бесплатный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний.

Электронная образовательная платформа «1С урок» - платформа с интерактивными учебными материалами, предназначенный для подготовки и проведения внеурочной деятельности.

Содержание курса

Общее количество часов – 34ч.

1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

2. Признаки живых организмов (4часа)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

4. Человек и его здоровье (16 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.

Календарно – тематическое планирование

урока

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

материально-техническое оснащение урока

Введение (1 час)

1.

1.

Биология как наука. Методы биологии Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам:

«Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

Признаки живых организмов (4часа)

2.

1.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.

Презентация «Строение клетки».

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/ 

3.

2.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Презентация «Вирусы»

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/

4.

3.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами.

Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/ 

5.

4.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Комнатные растения https://bio-oge.sdamgia.ru/search?keywords=1&cb=1&search=

Презентация https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-sposobi-razmnozheniya-rasteniy-i-zhivotnih-3187782.html 

Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

6

1.

Царство Бактерии.

Презентация и схема по теме «Бактерии» https://nsportal.ru/user/705859/page/prezentatsii-uchitelya-k-urokam-biologii-9-klass 

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/

7

2.

Царство Грибы

Презентация«Грибы»https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-carstvo-gribi-klass-436882.html

Видео «Грибы» https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE 

8

3

Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Пособие «В схемах и таблицах».  Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами.

Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/

Видео» Роль лишайников»   https://yandex.ru/video/preview/?text 

9

4.

Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам:

«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

10

5.

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам:

«Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

11

6.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам:

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

12

7.

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам:

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

Человек и его здоровье (16 ч)

13

1.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план

строения и процессы жизнедеятельности человека.

Видео «Сходство человека с животными и отличие от них».  

   https://yandex.ru/video/preview/?filmId=795055863592465 

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/

14

2.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа № 6 «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2022 год

«Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция

организма»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

15

3.

Железы внутренней секреции. Гормоны.

Документальный фильм «Гормоны» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12750857174824723799&text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%8B 

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/

16

4.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/

17

5.

Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 7: «Решение тестовых заданий по темам:

«Система пищеварения, дыхание»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

18

6.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

Видео «Внутренняя среда организма» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14184109494420074911&text=

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/

19

7.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами.

Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/

20

8.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам:

«Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен

веществ»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

21

9

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/ 

Видео «Система выделения»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16077909253009238670&text=

22

10

Покровы тела и их функции.

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/ 

Презентация «Покровы тела и их функции»  

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-pokrovi-tela-stroenie-i-funkcii-kozhi-3817816.html .

23

11

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 9: «Решение тестовых заданий по темам

«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

24

12

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/ 

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами.

Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/

25

13

Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по темам:

«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

26

14

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение

Презентация «Сон и его значение» https://infourok.ru/prezentaciya_po_biologii_na_temu_son_i_ego_znachenie8_klass-502553.htm 

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/ 

27

15

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/ 

Презентация «Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание» https://infourok.ru/prezentaciya-uhod-za-volosami-kozhey-rukami-nogtyami-klass-3908446.html   

28

16

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам:

«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)

29

1.

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.

Видео «. Популяция» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17461786123396640882&from 

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами.

Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/

30

2.

Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы.

Презентация «Взаимоотношения живых организмов» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13999869645655194671&text=

Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами.

https://learningapps.org/

31

3.

Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.

Видео «Пищевые связи в экосистеме».    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13871152176752470394&text 

32.

4.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)

33

1.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Практическая работа № 11: «Решение тестовых заданий.

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год

34

2.

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Практическая работа № 12: «Решение тестовых заданий.

В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год