Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Юный биолог" для 7-9 классов.
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Юный биолог" для 7-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Юный биолог" для 7-9 классов. | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шибаевская основная общеобразовательная школа »
Рабочая программа
занятий внеурочной деятельности
«Юный биолог»
для 7- 9 классов
Программу разработала
Шакирова Рауфа Рафаэловна
учитель биологии и химии
МКОУ «Шибаевская ООШ»
2021-2022 уч.год
Данная программа внеурочной деятельности "В мире клеток и тканей" рассчитана для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по биологии. Рабочая программа «В мире клеток и тканей» обще – интеллектуального направления является составной частью программы образовательного учреждения и ориентирована на учащихся 7 - 9 классов МКОУ «Шибаевская ООШ», изучающих биологию в рамках ФГОС.
В связи с переходом на новую форму аттестации учащихся 9 классов в форме государственной итоговой аттестации (ОГЭ), возник вопрос: «А как теперь готовить учащихся к предстоящему экзамену?». Этот вопрос возник не только у учителей, его задают ученики и родители. На сегодняшний день существует большое количество разнообразных программ курсов, обеспечивающих повышение познавательного интереса к предмету или углубление в отдельные темы, которые рассматриваются в курсе основной программы не очень подробно. После просмотра большого объёма предлагаемых курсов, было решено составить свою программу подготовки к предстоящему экзамену.
В 9 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.
В соответствии с особенностями новой версии контрольно- измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: « Биология как наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды», был составлен данный курс «В мире клеток и тканей».
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Курс «В мире клеток и тканей» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Преподавание курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Результаты изучения курса:
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
4) формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
• пути решения экологических проблем, связанных с деятельностью человека;
• влияние факторов среды на генофонд человека;
• значение рационального питания для здоровья человека;
• роль биоритмов на жизнедеятельность;
• особенности квартиры как экосистемы;
• способы избавления от бытовых отходов;
• особенности среды и заболевания, связанные с ней(профессиональные, природно-очаговые, сезонные, грибковые, вирусные и бактериальные заболевания, СПИД, гепатит С), меры профилактики;
• последствия применения диоксинов, пестицидов, нитратов для здоровья;
• последствия употребления пищевых добавок, газированных напитков
Учащиеся должны уметь:
• выявлять и характеризовать позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;
• осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности;
• проводить исследование помещения на соответствие его экологическим нормативам;
• соблюдать правила применения препаратов бытовой химии;
• выявлять основные стрессогенные факторы среды;
• определять свой хронобиотип;
• анализировать с экологической точки зрения состояние квартиры;
• грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;
• определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;
• использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.
Электронная образовательная платформа Learnis поможет провести учебное занятие или внеклассное мероприятие нестандартно. За счет игровых технологий повышается мотивация учащихся.
LearningApps – полностью бесплатный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний.
Электронная образовательная платформа «1С урок» - платформа с интерактивными учебными материалами, предназначенный для подготовки и проведения внеурочной деятельности.
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
1. Введение. Биология как наука. Методы биологии.(1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2. Признаки живых организмов (4часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
4. Человек и его здоровье (16 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ, используя материал ФИПИ.
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | № урока в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | материально-техническое оснащение урока |
Введение (1 час) | |||||
1. | 1. | Биология как наука. Методы биологии Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
Признаки живых организмов (4часа) | |||||
2. | 1. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. | Презентация «Строение клетки». Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. | ||
3. | 2. | Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | Презентация «Вирусы» Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. | ||
4. | 3. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. | Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами. Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/ | ||
5. | 4. | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. | Комнатные растения https://bio-oge.sdamgia.ru/search?keywords=1&cb=1&search= Презентация https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-sposobi-razmnozheniya-rasteniy-i-zhivotnih-3187782.html | ||
Система, многообразие и эволюция живой природы (7 часов) | |||||
6 | 1. | Царство Бактерии. | Презентация и схема по теме «Бактерии» https://nsportal.ru/user/705859/page/prezentatsii-uchitelya-k-urokam-biologii-9-klass Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. | ||
7 | 2. | Царство Грибы | Презентация«Грибы»https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-carstvo-gribi-klass-436882.html Видео «Грибы» https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE | ||
8 | 3 | Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Пособие «В схемах и таблицах». Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами. Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/ Видео» Роль лишайников» https://yandex.ru/video/preview/?text | ||
9 | 4. | Царство Растения Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
10 | 5. | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Практическая работа № 3: «Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
11 | 6. | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
12 | 7. | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Практическая работа № 5: «Решение тестовых заданий по темам: | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
Человек и его здоровье (16 ч) | |||||
13 | 1. | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | Видео «Сходство человека с животными и отличие от них». https://yandex.ru/video/preview/?filmId=795055863592465 Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. | ||
14 | 2. | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Практическая работа № 6 «Решение тестовых заданий по темам: «ОГЭ по биологии» -2022 год «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
15 | 3. | Железы внутренней секреции. Гормоны. | Документальный фильм «Гормоны» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12750857174824723799&text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%8B Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. | ||
16 | 4. | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. | ||
17 | 5. | Дыхание. Система дыхания. Практическая работа № 7: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
18 | 6. | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | Видео «Внутренняя среда организма» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14184109494420074911&text= Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. | ||
19 | 7. | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами. Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/ | ||
20 | 8. | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Практическая работа № 8: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
21 | 9 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. Видео «Система выделения» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16077909253009238670&text= | ||
22 | 10 | Покровы тела и их функции. | Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. Презентация «Покровы тела и их функции» https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-pokrovi-tela-stroenie-i-funkcii-kozhi-3817816.html . | ||
23 | 11 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Практическая работ № 9: «Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
24 | 12 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами. Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/ | ||
25 | 13 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
26 | 14 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение | Презентация «Сон и его значение» https://infourok.ru/prezentaciya_po_biologii_na_temu_son_i_ego_znachenie8_klass-502553.htm Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. | ||
27 | 15 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание | Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. Презентация «Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание» https://infourok.ru/prezentaciya-uhod-za-volosami-kozhey-rukami-nogtyami-klass-3908446.html | ||
28 | 16 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Практическая работа № 9: «Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 часа) | |||||
29 | 1. | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. | Видео «. Популяция» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17461786123396640882&from Работа с интерактивной доской на образовательной платформе «1С урок» с интерактивными учебными материалами. Электронные учебные материалы. https://urok.1c.ru/ | ||
30 | 2. | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. | Презентация «Взаимоотношения живых организмов» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13999869645655194671&text= Работа с интерактивной доской на образовательной платформе с интерактивными учебными материалами. | ||
31 | 3. | Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. | Видео «Пищевые связи в экосистеме». https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13871152176752470394&text | ||
32. | 4. | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа) | |||||
33 | 1. | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Практическая работа № 11: «Решение тестовых заданий. | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год | ||
34 | 2. | Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Практическая работа № 12: «Решение тестовых заданий. | В.С.Рохлов «ОГЭ по биологии» -2022 год |