Выступления на научно- практической конференциях, педагогических чтениях, семинарах

Семинар " Формирование толерантных отношений у детей дошкольного возраста", выступление на тему " Будем толерантны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ОЦ«Вершина»»детский сад № 51

 «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Выполнила:

Хазипова А.З.., воспитатель

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

 В. В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”. В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей. " (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

 Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

 В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

 Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

 В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений. Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

 1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

 2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

 3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие;

 4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

 5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

 7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

 8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

 Актуальность вопроса формирования чувства толерантности у детей дошкольного возраста

 В условиях гуманизации и демократизации общества, проблема толерантности весьма актуальна, так как на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, необходимость диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Учитывая многонациональность Ненецкого автономного округа в ДОУ решаются ряд важнейших задач по воспитанию толерантности, которые реализуются через различные формы педагогической работы с дошкольниками. Одним из главных средств формирования толерантности у детей считаем приобщение его к культуре и традициям народов, проживающих на территории нашего НАО и за его пределами. Работа по воспитанию толерантности у дошкольников планируется и проводится музыкальным руководителем в течение всего учебного года, в различных видах музыкальной деятельности: слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, посредствам образовательной и воспитательной работы вне занятий.

 Это позволяет детям узнать, понять и с уважением относится к обычаям и традициям народов проживающих на территории нашего округа, в нашей стране и за ее пределами. Приобретенный опыт позволяет дошкольникам различать особенности ритма, мелодии, звучание музыкальных инструментов характерных для того или иного народа, а создание бесконфликтного поля общения между воспитанниками детского сада, понимания и принятия национальных особенностей разных народов, способствует формированию полноценной толерантной личности. Цель: Показать систему работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства толерантности, общности и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе.

 Основные задачи по формированию у детей дошкольного возраста чувства толерантности: Развивать и обогащать музыкально-интеллектуальный кругозор детей, воспитывать интерес к другим национальным культурам мира. Воспитывать чувство общности и единства с людьми живущими на Земле, России, округе, городе.

 Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности. Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны. Формировать сознание «человека мира», чувство сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России, малой Родине.

 Развивать способность понимать эмоциональное состояние людей: все люди схожи в своих заботах, интересах, радости и печали, желании быть счастливыми. Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к другим людям, культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

 Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.



Предварительный просмотр:

                             Картотека игр на тему

 «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

«Имена» Педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Узнай, про кого расскажу» Педагог описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.

«Похвали себя» Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры — обсуждение:

Легко ли было хвалить себя? -     

   Кого вам легче хвалить, себя или других? -  

    Кто вас хвалит? -    

   Что вы чувствуете, когда вас хвалят? -       

   Вы любите хвалить других?

«Моя улица» 

 Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц. 2 часть. Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).

«Домино» Первый участник (желательно — ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики — «С одной стороны, я ношу очки, с другой — люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны — у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино — можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.

Вопросы для обсуждения: -     

-  что нового узнали друг о друге; -    

   -что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них; -     

  -что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; -   

  - хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

«Все мы разные»

 Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом — в другой.

 «Все мы похожи»

 Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

 «Фисташки»
Цель: Поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

 Ход игры:
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы :
 - Какие фисташки на ощупь?- А какие люди на ощупь? -        

 -Как бы вы описали скорлупу?

 - А как бы вы описали человеческое тело? -       

 - У фисташек одинаковые размер и форма?

   -А у людей одинаковые размер и форма? -     

    -Фисташки одного цвета?

    -А люди одного цвета? -       

    -Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?

    - А люди могут ломаться и трескаться?

  - Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?

    -А люди отличаются внутри и снаружи? -      

   -Съешьте фисташки. Какие они на вкус?

   -Можно ли сказать, что у человека есть вкус? -   

   -Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?

    -А можно ли поступать так с людьми?

«Я тоже»

Цель:  научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; -    

 -осознать уникальность других; -    

- создать атмосферу открытости и доверия.

Ход игры: Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику.

 В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.

Обсуждение:  Хорошо ли быть особенным?  Каждый ли человек особенный. Почему?

«Большие и маленькие»

 Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» — «веселый», и т. д.)

 Цель: Развить навыки невербальной коммуникации; -    

      помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным; -          создать веселую атмосферу;

 Ход игры: Во время выполнения заданий запрещается разговаривать -         

 Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте.

Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие — слева». -      

 Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо. -        

  Придумайте еще несколько критериев.

После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.

 Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

«А я считаю»...

Цель: Осознать возможность сосуществования различных мнений;     

- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;

Ход игры: Проведите посреди помещения воображаемую черту.

С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры:  Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках. – 

 - Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.

 - Весна лучше осени.      

  -Самый классный мультик — «Маша и медведь». -        

  Самое прекрасное домашнее животное — кошка.

 Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
«Надо договориться»

 Цели:      

  -сконцентрировать внимание участников;   

-  осознать ценность сотрудничества;

 - показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия

 - сплотить группу.

 Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй — «два», и т. д. Есть только одна проблема — если участники произнесут число одновременно — группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.

Обсуждение: -    как началась игра?

 -  чего хотелось каждому сначала?

 - почему сначала ничего не получалось -     

  - как удалось досчитать до десяти? -    

  -  чему нас учит эта игра?

«Кого я боюсь?»

Цели:  выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; -          придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными; 

- вербальная разрядка страха

Материал: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.

 Ход игры:  Напомните детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве. -          Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте. 

   Покажите группе «шляпу страхов». 

  Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы

   Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.       

 -  Испытывает ли он тоже этот страх? ·  

  - Почему у человека может появиться такой страх? ·

  -Надо ли этого бояться? Если нет, то почему?     

  -Что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

 Обсуждение:    

 -Почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем? -   

-  Может быть, кто-нибудь боится нас? Всегда ли эти страхи оправданы?        

Дома спросить у родителей, чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся?



Предварительный просмотр:

МБОУ «ОЦ«Вершина»»

детский садN51

Хазипова Алевтина Замировна

воспитатель

Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

             В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо  стараться  сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие;
4) проведение, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Будем толерантны»

Автор: Хазипова А.З.

Воспитатель
Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений «Будем толерантны»

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема толерантности, которая широко обсуждается в современном мире и это не случайно. Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

Быть толерантным – значит уметь правильно себя вести, где бы он ни был. Толерантный человек вежлив и внимателен к людям.

Цель:

Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.

Задачи:

Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.

Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

- Я рада видеть вас! Сегодня я хотела бы поговорить о толерантности. Не секрет, что в нашей стране обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных отношениях, которые носят разрушающий характер. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и понимания.

Чтобы наше общение удалось – вам необходимо хорошее настроение, позитивный настрой друг к другу.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. (Звучит музыка, рассказывается сказка).

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки).

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Песчинки мы на этом Свете

У каждого своя Судьба

Творить добро в огромном Мире

За этим посланы сюда…

Твори добро на этом Свете

Твори и знай, что для тебя

День прожитый

без доброго деянья

Потерян будет в жизни навсегда

Его исправить может каждый

С улыбкою по жизни

нужно всем идти.

А человек с улыбкой доброй

Не сможет зла,

другому принести…

Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете побыть королем. ("Король"). Не на - всегда, конечно, а всего лишь минут на 10. Все остальные становятся слугами и должны делать все то, что приказывает король. Естественно, король не может отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей. Но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы ему все подавали и т. д. Кто кочет стать первым королем? Со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. За 1 раз в роли короля могут быть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, все вместе обсуждаем полученный опыт.

-Как ты чувствовал себя, когда был королем?

-Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

-Легко ли было отдавать приказы?

-Что ты чувствовал, когда был слугой?

-Когда королем был (имя, он был для тебя добрым или злым королем?

Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для агрессивных и стеснительных детей. Они получают право высказать все свои желания. В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Игры на разрешение проблем и конфликтов помогут детям в спокойной обстановке сконцентрироваться на принятии решений и научить отказываться от быстрого принятия решения проблемы в свою пользу.

Вы все любите море? Предлагаю покататься всем вместе на лодке (лист бумаги или кусок материала). При этом Вы сами должны решить, как на ней разместиться и кто будет рулевым, пассажиром, на вёслах. Участвуя в упражнении «Лодка» ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение, принимать групповое решение.

А сейчас предлагаю немного передохнуть и сыграть в игру, которая называется «Это здорово!» Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец. Выходить надо по очереди. Такая игра повышает самооценку, дети получают поддержку от группы.

Я принесла для вас небольшой коврик, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом гак, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (Положите коврик в центр круга, а на него - красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что (имя… и (имя… хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира". Никто из них не имеет права просто взять игрушку. У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему? После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира" : "Сейчас мы можем превратить этот коврик в "ковер мира "нашей группы. Вы должны мне помочь украсить его". Эта процедура имеет большое значение, гак как дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира "исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без помощи взрослого.

И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа о вербальной или физической агрессии.

Анализ упражнения:

-Почему так важен для нас "ковер мира"?

-Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

-Почему недопустимо применение в споре насилия?

-Что ты понимаешь под справедливостью?

Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные. ” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может, вы заметите то, чего раньше не замечали” Это упражнение помогает преодолеть отчуждённость в отношениях со сверстниками.

В каждом человеке есть много хороших, положительных качеств и очень хорошо, что вы их заметили в каждом из вас.

Рефлексия на снятие мышечного напряжения. Игра «Паутинка»

Материал: Клубок ниток.

С помощью этого клубочка мы будем ткать паутинку (объяснение хода игры).

- Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что мастер класс, помог нам всем понять, что мы не можем изменить мир, но можем изменить себя, своё отношение к тому, что происходит вокруг нас. В наших силах сделать жизнь добрее. Будьте сами добры и постарайтесь научить детей быть добрыми.

Давайте. Жить, любить и удивляться,

Давайте верить, помнить и жалеть,

От Счастья плакать, от Души смеяться

Давайте жить, чтоб Сердцем не стареть.

Давайте будем просто восхищаться

Полями, небом, серебром росы,

И если трудно, все же не сдаваться –

Идти вперед, не опуская головы.

Давайте будем искренни в общенье,

Честны в словах, поступках и делах,

Давайте верить, свято, без сомнений

Жить на яву, открыто, а не во снах!

Давайте будем честно признаваться

В своих ошибках, зависти и лжи,

Давайте. Жить, любить и восхищаться -

Расправьте крылья у своей Души



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад МБОУ средняя общеобразовательная школа № 20

Консультация для педагогов «Интеллект-карта как средство речевого развития ребёнка»

                                                                           Подготовила: воспитатель Хазипова А.З.

                                                          2022г

Тема: «Интеллект карта – как средство речевого развития ребёнка».

Интеллект-карты : один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность

Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Но я считаю, что наиболее эффективной методикой для освоения знаний является метод Интеллект - карт Тони Бьюзена - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти, лектора и консультанта по вопросам интеллекта.

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Благодаря своим свойствам использование метода Интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.

Цель: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода Интеллект - карт.

Задачи:

развивать психические функции (внимание, память, мышление);

• стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;

развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

• формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развивать воображение и творческую активность;

• формировать преемственность между детским садом и школой;

развивать мелкую моторику рук;

• формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;

развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Свойства интеллект - карты :

• наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

• привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);

• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);

• своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток информации);

• творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Методика составления карты

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Интеллект - карту в работе с детьми вводится постепенно и, этот процесс поделили на 3 уровня:

1 этап. Подготовительный

Знакомство детей с интеллект - картой (2 половина старшей группы).

В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».

1 вариант – сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.

2 вариант – далее дети с помощью педагога (родителя) составляют интеллект - карты по заданной теме.

Например «Птицы». Для составления интеллект - карты берём лист бумаги, располагаем его горизонтально. В центре листа выделены птицы, от них расходятся цветные ветви. Каждая ветвь обозначает определённый признак или действие. Например: синяя ветвь – это виды птиц, коричневая, - что они делают, красная, – что у них есть и т. д. Дети по картинкам составляют предложения, которые складываются в рассказ.

2 этап. Основной

Использование интеллект - карт для обобщения знаний по теме комплексно-тематического плана (1 половина подготовительной группы).

Данную работу разберём на примере создания интеллект - карты «Семья».

I этап. Знакомство с темой «Семья»

Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.

Цель. Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей. Расширять представления детей о своей семье, родословной.

Формы работы обязательная образовательная деятельность Ознакомление с окружающим «Моя семья», рисование «Моя семья».

II этап. Создания интеллект - карты «Семья», это - сбор информации, осуществляется, через:

самостоятельную деятельность;

совместную деятельность;

при взаимодействии с семьёй.

В группе оформили выставку «Я мамин цветочек»; выставку макетов «Генеалогическое древо семьи».

III этап – итоговый - по созданию интеллект - карты «Семья».

Оформление интеллект карты «Семья». Составление рассказов по интеллект карте.

Предлагаем подробно рассмотреть процесс создания интеллект-карты «Семья».

Обучение-игру проводили в 1-ой половине дня, вместо занятия. Заранее подготовили фотографии о семье детей. На столах расположили несколько чистых листов бумаги. Запаслись набором ярких, цветных карандашей и фломастеров. Мотивация. «Ребята, мы с вами много узнали нового о своих семьях. Давайте сейчас попробуем составить о них рассказ в картинках». Провела беседу:

- Что вы видите перед собой?

- Почему вы решили, что это семья?

Варианты ответов детей фиксируются на листе ватмана в виде рисунка. Дети сами предлагают варианты знаков - заменителей слов

( например: это я – а это вся моя семья, у папа есть мама – она моя бабушка, это мои брат и сестра – они ходят в школу.)

Затем объединяем рисунки в смысловые группы.

«Мы с вами нарисовали много о семье, но сможем ли мы сейчас составить красивый рассказ. (Нет) Что же можно сделать?» Если дети затрудняются ответить, предложить соединить картинки ключевыми словами. Например – кем работает папа, чем занимаешься дома, и т. п. Для этого выделяли цветным фломастером те слова или фразы, которые относятся к описанию признака.

После этого начинаем заполнять интеллект - карту (для детей – «рисовать рассказ») в соответствии с законами её построения в следующей последовательности:

в центре листа, расположенного горизонтально, красочно изображаем Семью; в стороны от семьи, как лучи от Солнца, рисуем стрелки, количество которых равно количеству ключевых слов или ключевых фраз. Каждая стрелка соответствует цвету ключевого слова или ключевой фразы. На каждую стрелку поместили ключевое слово или ключевую фразу.

К каждому ключевому слову или фразе добавили ответвления по количеству слов-рисунков. Зрительно отделяем друг от друга цветными блоками смысловые группы.

Нашли с детьми смысловые связи между группами (зависимость действий с членами семьи, любимых занятий, обязанностей по дому и т. п. После этого составили рассказ о семье, используя интеллект - карту. Рассказали составленные рассказы воспитанникам подготовительной группы и родителям.

3 этап. Заключительный Планирование своей деятельности и осуществление самоконтроля

(2 половина подготовительной группы) :

1 вариант. Составление интеллект карты в начале изучения темы, для определения знаний детей по данной теме.

2 вариант. Составление интеллект карты в конце изучения темы, чтобы понять чему научились дети по данной теме.

Работа по использованию метода интеллект - карт в работе с детьми проводится в первой половине дня в процессе ООД, либо совместной деятельность педагога с детьми.

Список используемой литературы:

1. Афонькина интегративных качеств дошкольников. В. 2013г., «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития»; Бьюзен Т. и Б. Супермышление/ пер. с англ. ; Худ. обл. – 2-е изд. – Мн. :, 2003. – 304 с.

2. Технология проектирования в ДОУ. М. 2006.

3. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP русски.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. 2005.

5. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Под ред.. М. 2008.

6. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред., М., 2004г.