Выступления, доклады из опыта работы

Шумилова Олеся Генннадьевна

Уважаемые коллеги, на этой странице расположены доклады из опыта  моей работы. Буду рада, если материал будет вам полезен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области

Доклад

Использование парной и групповой работы при отработке  заданий из раздела «Синтаксис» (в  рамках подготовки  ВПР по русскому языку)

                                                                     Подготовила: Шумилова О.Г., учитель первой                          

квалификационной категории  МБОУ СОШ  

№ 29 р.п.Чунский

р.п. Чунский

2020

«Использование парной и групповой работы при подготовке заданий из раздела «Синтаксис»

Сегодня наряду с Государственной итоговой аттестацией, с

национальными и международными исследованиями качества образования

используются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проблема подготовки

педагогом обучающихся к ВПР весьма актуальна для современного общества.

Данный мониторинг проводится по разным предметам школьной программы. Но

ВПР по русскому языку считается одним из самых сложных. Поэтому, все  мы  ищем пути и способы по повышению  качества  выполнения ВПР.  

Наряду с разными приёмами по повторению и отработке  заданий ВПР, я стала активно использовать парную и групповую работу. Приведу некоторые упражнения, которыми я пользуюсь.

1. «Одна голова хорошо, а две – лучше» (для парной работы предлагать более сложные задания).

2. «Разъединение – объединение». Например: шаг 1 – прочитай текст самостоятельно; шаг 2 – расскажи товарищу (не учителю!), о чём ты прочитал; шаг 3 – поработайте в парах: сравните материал, сделайте вывод.  Использовать эту работу можно при отработке задания 11 на определение вида подчинительной связи в словосочетании.

Карточка-задание

  1. Вспомни, какие словосочетания называются подчинительными. Какие виды подчинительной  связи слов в словосочетании .
  2.  Расскажи определение видов связи соседу.
  3. Вместе выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) Собственной жизнью

2) Выйти и сказать

3) Раскрыть реально

4) Закон эволюции

Задание 14.

Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на определённую тему. Например, вводные слова,  а сосед по парте расставляет знаки препинания, графически обозначая их в написанном тексте.

3. Создание ролевых ситуаций (задание: разыграйте учебный  диалог, каждому субъекту в паре предлагается роль учителя и ученик). Каждому из учеников даётся распечатанное предложение. Задача ученика-учителя- составить вопросы для соседа по парте (из раздела синтаксис). Задача ученика-ученика- ответить на вопросы. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).(задание 12)

Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность.

-Назови основу предложения

- Назови обособленный член предложения

-найди примеры словосочетаний со  связью согласование, управление

4. Использование игровых моментов. Например: Определите тип односоставного предложения под номером 14. Запишите ответ.  За 3 минуты выпишите номера предложений такого же типа, как и предложение 14. Выиграет та пара, которая  найдёт больше подходящих примеров.(задание 13)

(14)Учитесь преданности книге, знанию.

 1. Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день...

 2Скверная собач...нка!

 3. Приучайте себя к сдержанности и терпению.

 4. Шумим братец шумим....

 5.Не спи...ся.

 6. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам.

 7. Дня через три пот...плело.

 8. В защиту мира вставайте люди!

 9. Как постел...шься, так и высп...шься.

10. Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день...

11. От шума ломило уши, давило грудь.

12. Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё...о проходивш...х с фабрики на обед и обратно.

13. Эту песню н... задуш...шь, н... убьёшь.

5. Задание 15,16

Каждой паре  выдаётся разрезанное предложение. Задание: кто быстрее и правильнее «соберёт» эти слова  в предложение и выложит их на парте.  Объяснить знаки препинания.

Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту.

6. Можно организовать игру «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

«Рассказ правила по цепочке». Условие – соблюдать логику изложения.

Победит та команда, которая даст самый логичный и полный ответ.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

7. «Дуэль» Класс делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу, причем к выступлению готовят наиболее слабых участников. "Дуэлянту" могут помогать "секунданты", как правило, их двое, учитель ставит оценку по результатам "дуэли" всем участникам.

При отборе заданий для отработки тем курса русского языка важно придерживаться следующих принципов:

  1. Задания должны быть разнообразными. Это важно для того, чтобы учащийся понимал, что тот или иной планируемый результат проверяется не всегда одинаково одним и тем же типом задания. Разнообразная форма заданий будут совершенствовать знания и умения учащихся, т.к. одна из целей обучения русскому языку — научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий этому способствует.
  2. Заданий должно быть достаточно, чтобы достичь планируемый результат. На основании одного-двух заданий невозможно адекватно отработать навык и сделать выводы о достижении учащимися планируемого результата по определенной теме.
  3. Задание должны быть разноуровневыми, т.е. основная часть заданий должна прорабатывать и проверять достижение результата освоения знаний курса русского языка на базовом уровне, некоторые задания должны проверять достижение результатов на повышенном уровне. Этот опыт обязателен для учащихся, т.к. помогает им, к примеру, принимать решения о выполнении трудных заданий: если не получается выполнить какое-либо задание сразу, надо следовать дальше, чтобы вернуться к этому заданию чуть позже, рассчитывая время и свои возможности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                     Доклад-презентация

 «Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе»

 Слайд 1: Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе

Актуальность темы:

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. 

Одной из перспективных форм деятельности, в среде обучающихся я считаю проектно-исследовательскую работу.

Почему проектно - исследовательская деятельность представляет такую важность?

Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная), подготавливает к дальнейшей учебе; развивает организаторские умения.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить выше перечисленные  проблемы.  

Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

В основе каждой работы лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.

Слайд 2:Этапы проектно - исследовательской работы:

1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ) 

Направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования.

 2 этап. Выбор и определение темы.

Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной,  аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой  ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику  исследования.

3 этап. Обзор литературы по выбранной теме.

4 этап. Исследование.

-Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

-Выбор способа представления конечного результата (форма отчета). 

-Сбор информации, решение промежуточных задач. Выполнение проекта.

-Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

-Анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов

5 этап. Текстовое оформление работы. Я бы остановилась и сказала, что этот этап тоже считаю важным, так как умение правильно оформить проектную работу необходимо в будуще. Кроме того, когда дети сталкиваются с оформлением проекта, выясняется, что многие из них не знают элементарныйх вещей: что такое нужный шрифт, междустрочный интервал, абзацный отступ, поля страницы. Они не только не знают этого, но и не умеют  работать с текстовым документом в формате  ворд. Также некоторые дети не умеют делать презентации…..

6 этап. Выступление обучающихся с результатами исследования. Тоже важный этап, так как помогает ребятам почувствовать себя в роли  выступающего. Это бесценный опыт преодоления себя, страха публичного выступления. И этот опыт тоже необходим в будущем.

Выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело

Проектная деятельность позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности.

В процессе работы учитель выступает в роли консультанта. Успех проектно – исследовательской деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающегося с преподавателем.

В среднем звене целесообразно вводить какие-либо элементы исследовательской деятельности в учебный процесс, что позволит уже в старших классах, опираясь на полученный опыт, без особых трудностей перейти к проектно-исследовательской  деятельности.

Проекты могут быть разными. Информационный проект призван научить ребят добывать и анализировать информацию. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литературу, библиотечные фонды школы, поселка, района, СМИ) осваивают методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

Ребята увлеченно работают над сбором необходимой информации и над совместной ее обработкой в группах. Собранные материалы не только расширяют представления ребят о жизни, творчестве писателей, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволяют ребятам других классов пользоваться собранными материалами.

Самым необычным моментом защиты проектов для ребят является этап рефлЕксии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось)

 Слайд 3: Цель творческого проекта – переосмысление творчества писателей и создание литературно – музыкальных композиций.

 Имея опыт проектной деятельности, ребята более уверенно, осознано берутся за создание очередного проекта: распределяют роли, подбирают музыкальное и литературное сопровождение. В стороне не остается никто, демонстрирую скрытый творческий потенциал, порой неожиданные способности и таланты.

Методы:

1. Работа с информационным источниками (Интернет, материалы СМИ).

2. Анализ и обобщение информации.

3. Социологический опрос, беседа.

Слайд 4

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Слайд 5

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

Слайд 6

Ø   проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

Ø   целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

Ø   самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

Ø   представление результатов своей деятельности и хода работы;

Ø   презентации в различных формах (макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

Ø   поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

Ø   практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;

Ø   выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

Ø   проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет  достичь положительных результатов.

Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор,  активно участвуют в деятельности школы и района.