Страничка самообразования.

Шалина Татьяна Дмитриевна

Предварительный просмотр:

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».

Шалина Т. Д. 2016-17 уч.г.

        В этом году мною была выбрана следующая тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».

       В связи с этим поставила перед собой цель: повысить профессиональную квалификацию по данному вопросу через изучение учебной, справочной, научно- методической литературы.

       На основе изученного теоретического и практического материала по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма старалась моделировать свою работу с детьми, направляя ее на развитие у них чувства ритма, тренировку внутреннего слуха, умения выделять сильную долю такта. А также развивать у них творческое воображение; воспитывать дружеские отношения.

       Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах

      Результатами работы считаю:

• Знание детьми музыкальных инструментов и узнавание их по звучанию.

• Передача ритма при помощи музыкальных инструментов.

• Владение навыками игры на разных инструментах.

• Развитие творческого воображения (передача художественного образа с помощью музыкального инструмента).

• Подбор и применение в самостоятельной деятельности инструментов для оркестровки песен, сказок.

• Игра в оркестре.

• И, конечно же, радость и духовное удовлетворение

Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

   "Слушай, слушай, различай. Звук короткий и протяжный.

 Чувства ритма развивай –это очень, очень важно!

Не секрет, что количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, связанные с недоразвитием фонематических процессов ежегодно увеличивается. Также у таких дошкольников часто отмечается и нарушение слоговой структуры слова в виде пропусков и перестановки слогов (например, вместо «самолёт» ребёнок говорит «масолёт» или «бегемот» - «гебемот» или вместо «пингвин» - «пигин», что тоже говорит о нарушенном фонематическом восприятии. Как правило, логопеды с такими детьми работают по развитию фонематической стороны речи и устранением нарушений слоговой структуры слова, что не всегда даёт быстрые и положительные результаты.

Детям, имеющим фонематическое недоразвитие довольно сложно выполнять задания на оценку и воспроизведение ритмического рисунка. Они затрудняются в подсчёте количества хлопков, ударов, даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, допускают ошибки, не правильно расставляют паузы в предложениях.

При заучивании стихов такие дети нарушают рифму стихотворения, так как от них «ускальзывает» ритм и рифма стихотворной формы.

Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слова, словесного и логического ударения, а также совершенствуется организация речедвигательного акта, подготавливается работа над звукослоговой структурой слова, над расстановкой ударения, интонационной выразительностью.

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный этап работы очень важен в развитии фонематического слуха.

Игры на развитие ритма позволяют добиться более эффективных и ускоренных результатов в развитии фонематического восприятия у дошкольников. Так же работа над ритмом эффективна в работе с детьми с моторной алалией.

Сначала тренируют детей воспринимать на слух (слушать) и правильно оценивать (воспроизводить) небольшое количество ударов или хлопков без пауз: I, II, III и т. д (от 1 до 3-5 ударов). Далее даются сочетания комплексов хлопков или ударов, состоящих из различного количества ударов с короткими и длинными паузами (промежутками):

III --- iii, III-iii-III, iii-II-ii (I- сильный удар, i –слабый удар, --- - пауза).

Работа по оценке и воспроизведению ритмов должна проходить в следующей последовательности:

Оценка количества ритмов;

Выполнение ритма по зрительному образцу;

Выполнение ритма по словесной инструкции.

Игры на развитие ритмического чувства в старшей группе.

«Послушай, как стучит сердце»

Цель: знакомство с ритмом.

Ход игры

Дети друг у друга слушают как бьются сердца, затем голосом, повторяют услышанное. После этого простукивают ритм ладошками.

«Покажи нужную карточку»

Цель: определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком

Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры

Педагог  показывает карточки с изображением ритмических рисунков от 1 до 3 или 5. Затем прохлопывает определённый вначале несложный ритм и предлагает ребёнку найти карточку, соответствующую количеству хлопков.

«Простучи столько раз, сколько точек на карточке»

Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры

В начале игры рассматриваются карточки с изображенными ритмическими рисунками. На каждой карточке считается количество точек. Затем логопед показывает карточку и предлагает прохлопать или простучать изображённый ритмический рисунок. Вначале игры используются карточки без пауз, затем с одной паузой.

«Морзянка»

Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз

Ход игры

Педагог прохлопывает несложный ритм и просит ребёнка повторить его в той же последовательности.

«Простучи, как я скажу»

Цель: воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции

Ход игры

Педагог  предлагает ребёнку по словесной инструкции отхлопать (простучать) определённый ритм. В начале обучения даётся несложный ритм без пауз, затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять.

Примерные ритмические рисунки:

Х-х, х-Х,

х-х-х, х-Х-х, Х-х-х, х-х-Х,

х-х-Х-х, Х-х-х-х, х-Х-х-х

Х – сильный удар или хлопок.

х – слабый удар или хлопок.

Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма.

         Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Музыка эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее. Большой возможностью в развитии у детей чувства ритма обладает элементарное музицирование, так как является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

           Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов. В процессе игры на детских музыкальных инструментах, развиваются музыкальные способности и прежде всего, все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

      Большой возможностью в развитии у детей чувства ритма обладает элементарное музицирование, так как является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

      Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов. В процессе игры на детских музыкальных инструментах, развиваются музыкальные способности и прежде всего, все виды музыкального слуха:

-звуковысотный,

-метроритмический,

-ладогармонический,

-тембровый,

-динамический,

-чувство музыкальной формы.

Консультация для родителей.

       Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

       Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо-двигательный.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка – эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

     Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

      Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.

      В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

Кроме этого, музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

      Предлагаем музыкальные игры на развитие у детей ритмического слуха.

«Передай ритм».

Цельразвитие ритмического слухаслуховой памяти.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех)«передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

«Слушай и повтори».

Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

«Песня гриба».

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.

Текст песни: Дождь идет…дождь идет,

Дождь грибной…дождь грибной.

Я расту…я расту

Под сосной…под сосной.

Лес притих…. Лес притих

Под дождем… под дождем.

Еж сидит…еж сидит

Под кустом … под кустом.

«По какому предмету стучу?»

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух.

Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Надо музыку послушать, инструменты подобрать.

Их звучание запомнить и по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения«Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.

«Имена и ритмы».

ЦельРазвитие у детей чувства ритма.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

«Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)».

Педагог предлагает детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.

                               Формирование ритмического чувства у детей.

  Формированию ритмического чувства ребенка способствует сама жизнь, весь окружающий мир. Большую помощь в развитии ритмичности оказывают ; музыкальные занятия.         

    Необходимо, чтобы и вы, родители, были в этом заинтересованы. Например, дети часто повторяют движения, которые они выучили на занятиях в детском саду, такие как марш, прыжки, хлопки, притопы. Если ребенок проявляет активность при восприятии музыки, не останавливайте его, а наоборот – поощряйте. Подскажите, как лучше выполнить то или иное движение.

   Дети всегда с радостью выполняют ваши задания, если вы просите показать. Не всегда у детей хорошо все получается, но следует всегда поощрять их, учить откликаться на музыку.

   Включайте музыку различного характера - веселую и спокойную, а дети придумают танцевальные движения, которое подходит к данной музыке.

   Дети часто смотрят детские передачи по телевидению. Попросите, чтобы они повторяли движения за детьми, которых они видят в передаче. Или пусть придумают к данной музыке свои движения.

   Чаще интересуйтесь у детей: что нового они выучили,  какие новые танцы и песни знают и т. д.


Предварительный просмотр: