Выступления в рамках педсовета МКДОУ, на районных методических объединениях.

Шалина Татьяна Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Пение для здоровья: 6 причин заняться вокалом.

Петь любят все. Маленькие дети с удовольствием придумывают «песни» на ходу или подхватывают мотив, не особо задумываясь о попадании в мелодию. Взрослые чаще всего стесняются, боясь показать отсутствие талантов в этой области, и напрасно: пение очень полезно для здоровья. О том, что занятия вокалом положительно влияют на организм, врачи догадывались еще в античные времена. В последние десятилетия большинство таких предположений получило научное подтверждение.

Оздоровление печени

Воздействие пения на печень и другие внутренние органы связано с вибрацией, которую создают звуковые волны. Экспериментально установлено, что лишь пятая часть данных волн направлена наружу, а 80% колебаний проникает внутрь тела и стимулирует работу органов брюшной полости. При пении у человека интенсивно поднимается и опускается диафрагма, и эти движения способствуют своеобразному массажу печени, желчного пузыря и кишечника. В результате усиливается отток желчи, оптимизируется пищеварение, снижается вероятность развития застойных процессов, активизируется выведение токсинов из организма.

Защита от стресса

 В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили бессонницу и нервное возбуждение. Музыка и сегодня помогает врачам, работающим с пациентами, которые страдают психическими расстройствами, эмоциональной нестабильностью, мигренью, неврозами, депрессией и фобиями. Пением полезно заниматься при коррекции заикания и других нарушений речи. Когда человек поет, его мозг усиленно продуцирует эндорфины, называемые гормонами радости. Пение повышает жизненный тонус, усиливает способность к концентрации внимания, увеличивает физическую и интеллектуальную активность.

Лечение болезней дыхания

Систематические занятия вокалом тренируют диафрагму и мышцы, ответственные за движение ребер при дыхании, оптимизируют процесс вентиляции легких. Правильное пение требует быстрого вдоха и медленного, постепенного выдоха. При этом увеличивается концентрация углекислого газа в крови, что способствует активизации иммунной системы. Человек становится более устойчивым к сезонным простудным заболеваниям. В последнее время врачи заинтересовались использованием пения для лечения таких недугов, как хронический бронхит, пневмония и бронхиальная астма. Повышение тонуса и продление жизни

Среди оперных певцов не случайно, очень много долгожителей: первое, чему учат будущего исполнителя – правильное дыхание и самоконтроль. Без этого человек не может выдержать многочасовое напряжение, связанное с участием в классическом спектакле. В результате певцы овладевают навыками регулировки вдоха и выдоха, правильной работы диафрагмы, у них увеличивается активный объем легких, укрепляется сердечная мышца. Подобных результатов можно достичь и при любительском пении; важно только грамотно подойти к вопросу постановки голоса.

Улучшение внешности

Занимаясь вокалом, человек постоянно эксплуатирует мышцы лица и шеи, что способствует укреплению мускулов, повышению тонуса кожи, ее разглаживанию и уменьшению количества морщин. Певцы долго сохраняют правильный овал лица и даже в солидном возрасте выглядят моложе своих сверстников. Пение – энергозатратный процесс. Час занятий вокалом стоит организму около 120 ккал, а тренировка диафрагмы способствует подтягиванию мышц живота. Все вышеназванное позволяет поддерживать фигуру в форме.

Польза для беременной и плода

 Будущей маме обычно рекомендуют слушать классическую музыку: это успокаивает и женщину, и ее малыша. Однако мало кто знает, что для беременной не менее полезно самой петь ласковые колыбельные или тихие лирические песни. Известно, что дети в утробе постоянно слышат голос матери, понимают его интонации. Мамино пение усиливает ощущение гармонии, спокойствия и защищенности, а в послеродовый период привычные приятные звуки помогут ребенку быстрее адаптироваться к непривычному миру. Взрослому человеку совсем не обязательно петь перед публикой, полезно это делать и для себя. Занятия вокалом повышают настроение, тонизируют организм, улучшают внешность, помогают решить многие проблемы со здоровьем. Человек, не стесняющийся петь, коммуникабелен и контактен, ему проще наладить личную жизнь, добиться социальной и профессиональной реализации.



Предварительный просмотр:


«Сюжетно-ролевые игры дошкольников

с использованием музыки»

Шалина Т.Д.  2017 год

   Современные ориентиры в развитии системы дошкольного образования определены федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых выступает игра. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как основной ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и средство их воспитания.

    Среди видового разнообразия игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра. Сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы.

Немаловажное место в этом ряду должны занимать сюжетно-ролевые игры с использованием музыки.

   К сожалению в практике работы в ДОУ игры с использованием музыки не находят достаточного места в работе педагога.       Отсутствие музыкальной подготовки у воспитателей;  нежелание проводить такие игры;  отсутствие помощи музыкального руководителя;  пассивная роль музыкального руководителя в организации помощи воспитателю и непосредственного участия в подобных играх,  объясняющего отсутствием времени;   недостаток методических пособий с разнообразной музыкальной тематикой сюжетно-ролевых игр;   отсутствие или недостаток технических средств в группе: детских музыкальных игрушек, наглядности,  атрибутов к играм. Все это затрудняет возможность использовать музыкальные сюжетно-ролевые игры как средство музыкального развития ребенка.

   Условиями овладения детьми самостоятельной музыкально-игровой деятельностью являются:

1. Обогащение детей знаниями,  впечатлениями в процессе организации  ООД (слушание музыки, освоение певческого, музыкально-ритмического  материала в процессе музыкальных занятий; комплексные занятия); беседы с детьми о музыке, о роли музыкального руководителя, учителя музыки, музыкальных профессиях; инсценировка песен, музыкальных произведений, праздники и развлечения, музыкально-дидактические игры, использование  ИКТ (видеозаписи, мультимедиа,  музыкально-обучающие игры); встречи с людьми музыкальных профессий (пример, проекты, концерт детей музыкальной школы, филармонии, экскурсии сотрудников ДО с детьми в музыкальную школу, театр, на концерт, выступление на конкурсах, работа с родителями (посещение родителей и детей в филармонии, театров, концертов, участие в праздниках) и т. д.

2. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

3. Активное участие воспитателя и музыкального руководителя должны принимать в сюжетно-ролевых играх детей (играть вместе с детьми).

В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства.  Возбуждение интереса,  предложение,  напоминание, совет,  собственное исполнение музыкального репертуара,  координация взаимоотношений детей,  подбор игрового материала, беседа-разговор по поводу замысла игры, поручения, вопросы,  использование иллюстрированного материала, изготовление атрибутов для игры, элементов костюма, и др. – вот те методические приемы, способствующие становлению и развитию сюжетно-ролевой игры как творческой деятельности.

     Детям можно задать следующие вопросы:

- Какие обязанности выполняет музыкальный руководитель (воспитатель) на музыкальном занятии (игра «Музыкальное занятие»?

- Какие уроки можно проводить в музыкальной школе? Какие домашние музыкальные задания будут выполнять «ученики»? (игра «Школа искусств» или «Музыкальная школа»).

- Роли каких музыкальных профессий понадобятся нам в игре?

- Кто будет дирижером  (музыкантом оркестра, актером, костюмером, контролером, кассиром? Как будем озвучивать спектакль? (голос, ДМИ, самодельные игрушки-инструменты, ТСО) (Игра «Музыкальный театр»).

- Какие музыкальные номера нам нужны для съемки музыкального фильма ролика? («Музыкальный фильм»).

- Кто будет художником мастерской по изготовлению музыкальных инструментов? (игра «Мастерская или фабрика музыкальных инструментов»).

- Какую роль вы предложите мне?

4. Организация и своевременное изменение музыкальной предметно-игровой среды (подбор соответствующего игрового материала, изготовление самодельных музыкальных инструментов и пособий.)

5. Повышение квалификации педагогов в вопросах музыкально-игровой деятельности (проведение педсоветов, консультаций для воспитателей, открытых просмотров по данной проблеме).

Тематика сюжетно-ролевых игр с использованием музыки может быть следующая:

 музыкальное занятие в детском саду,  музыкальная школа,  оркестр, концерт,  музыкальный магазин,  музыкальный театр,  день рождения,  детское Евровидение,  дискотека,  композиторы,  музыкальная библиотека,  музыкальная почта,  музыкальное путешествие,  музыкальное шоу,  музыкальный зоопарк, путешествие с героями любимых песен,  съемка музыкального фильма, танцевальная студия,  угадай мелодию,  мастерская (фабрика) музыкальных инструментов и т. д.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида № 1 г. Пудожа Республики Карелия

корпус 2   «Журавушка»

Выступление на районном МО

музыкальных руководителей

по теме:

«Использование нетрадиционных игровых методических приемов для развития танцевального творчества у дошкольников»

                                                  Шалина Т. Д.

Декабрь 2020 г.

          «Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого она - засушенный цветок»

В.А.  Сухомлинский


Каждый ребенок – маленький лучик,

Вместе собравшись - журчащий родник.

Что понесут они речкою жизни?

Ты призадумайся только на миг.

      Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

          Развитие творческих способностей ребёнка было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

        Основная цель – научить детей слышать,  любить и понимать музыку, чувствовать её красоту.

        Учёные давно заметили, что творческие люди совсем по-другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях. А ведь главное богатство любой страны – именно талантливые люди!

        Неважно, чем ребёнку придётся заниматься во взрослой жизни: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить заводы. Главное – делать это творчески, то есть вдохновенно, с фантазией, любовью, выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним обязательно будет интереснее. Конечно, все люди разные. Но в каждом человеке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно рисует, кто-то хорошо поёт, сочиняет стихи, танцует. Несомненно, такой дар есть в каждом ребёнке. Может быть, он и не подозревает, какие богатства в нём скрыты. Творчество, словно золотой ключик, откроет их на радость всем нам. Задача взрослого – помочь ребёнку испытать ни с чем несравнимое счастье творчества, а потом и сама жизнь предоставит ему множество ситуаций, где он проявит свою фантазию.

        Музыкально-ритмические движения – благоприятная почва для становления и развития творчества детей. Движение под музыку является для ребёнка и одним из самых  привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

     Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.    

     Дошкольное детство - период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте 5 - 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

    Детство- это, прежде всего, игра. Если ребѐнок познаѐт мир, получает знания в игровой форме, то эти сведения усваиваются им легче и быстрее. Это подтверждают и ФГОС, отмечая, что игра является адекватной формой работы в ДОУ. В своей работе мы, музыкальные руководители, используем игровые приѐмы почти во всех видах деятельности, а музыкально-ритмические движения выпадают из этого ряда. Ведь музыкально-ритмические движения всегда были предметом обязательной, скрупулѐзной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещѐ не развито чувство ритма, пространственное воображение, а обучение по принципу: «повтори за мной» и поставь ногу сюда, а вот эту вот так», не всегда успешно.

      Неужели всѐ пустить на самотѐк и вести эту монотонную и иногда безуспешную работу и дальше? Как привить детям любовь к обучению музыкально - ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно, тоже через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребѐнок выполнял движения легко и непринуждѐнно, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движения не правильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребѐнку интересно, то гарантия того, что у него получится, возрастает во много раз. Я решила пересмотреть этот вопрос и постараться сделать так, чтобы дети получали навыки музыкально- ритмических движений в игре и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве. Хочу вас познакомить, как я этого добиваюсь? Я хочу предложить оригинальный, игровой подход в обучении детей движениям, с тем, чтобы сделать процесс усвоения интересным и занимательным.

        Любая моя встреча с детьми начинается с музыкально-танцевального приветствия. Оно помогает настроить детей на активную работу, разбудить положительные эмоции, снять напряжение, усталость, и разогреть тело. У самых маленьких я использую приветствие «Здравствуйте, ладошки», «Здравствуйте» ребятки постарше «Приветственная песенка», у старших дошкольников много разных «Доброе утро», «Как здорово что все мы здесь собрались»  и т.д. После приветствия  мы переходим к ритмическим движениям. В этом виде деятельности мы разучиваем новые движения, закрепляем ранее выученные. Как и у всех потом идет активное слушание, распевание, пение. В этих видах деятельности использую ЗСТ (пальчиковую гимнастику, координация речи и движения, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику). Далее у нас разучивание танцев, танцевальное творчество и игра.

     В своей работе использую авторский материал коллеги Ольги Воеводиной из г.Тюмени. Прослушала  уже пять ее вебинаров и приобрела сборники, которые с удовольствием использую в своей работе, а главное это нравиться детям. Материал очень доступный, дети легко запоминают текст и движения. Изготовила много атрибутов к упражнениям. Сейчас я вас познакомлю с некоторыми из них.

    Показ и объяснение материала и атрибутов.

     



Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности.

Муз. руководитель Шалина Т.Д.

Март 2020 г.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • восприятие:

- восприятие музыки, специально созданной для слушания;

- восприятие музыки в связи с ее исполнением;

- музыкально-дидактические игры;

  • исполнительство:

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах;

  • творчество:

песенное творчество;

- музыкально-игровое и танцевальное творчество;

- импровизация на детских музыкальных инструментах;

  • музыкально-образовательная деятельность:

- знания общего характера;

- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

        Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. (Зацепина М. Реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду»// журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007).

        Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, было замечено, что задания, где требуется творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, некоторые из них начинают копировать педагога и друг друга.

        В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углубленное развитие творческих способностей детей. В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.

        Музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности – пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, поэтому необходимо включать творческие задания в каждый из них. Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения.

В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми педагогов. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Для развития творческой деятельности детей требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования.

Выделим приемы, которые можно использовать для развития творческих способностей детей в разных видах музыкальной деятельности.

Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях. Например, мы слушаем марш, проводим элементарный анализ музыки, после чего предлагаем ребенку подвигаться в ритме марша, тут же можем попросить детей подобрать инструменты соответствующие данной музыке и сочинить свой марш, исполнив его на выбранном музыкальном инструменте. В разделе пение можно предложить ребенку сочинить свой марш на слог тра-та-та. В конце занятия можно предложить детям поиграть в игру «Горнист и четыре отряда».

В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами. Это лишь первая ориентировка в творчестве. Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать песни, в которых поется о каком-либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок пароходы выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет фортепианное вступление, затем поет песню без фортепианного сопровождения, и предлагает ребенку закончить песню по-своему, импровизируя гудок парохода. После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.

Задания:

  • петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.);
  • петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;
  • импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив (дети соревнуются, кто больше придумает попевок);
  • «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».
  • «Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского – закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.

Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению. Педагог, направляя деятельность детей, дает им творческие задания с постепенным усложнением. Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.

Задания:

  • «Маленький беленький», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ легко прыгающего зайца);
  • «Вся мохнатенькая», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ мягко двигающейся кошки);
  • «Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ бойкого петуха).

Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии.

Задания:

  • «Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки;
  • «На горе-то калина», русская народная песня, обрю Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …

Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре.

Задания:

  • «Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слов детской народной прибаутки. Необходимо передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика;
  • «Летчики, следите за погодой!», муз. М. Раухвергера. Передать коллективный         полет летчиков, их приземление…

И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.

Задания:

  • «На мосточке», музыка А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, пер. с укр. М. Ивенсен. Дети распределяют роли и намечают план действий: первый эпизод – встреча волка и детей; второй – борьба козлика и волка; третий – общая радость детей и козлика;
  • «Жили у бабуси», украинская народная песня, обр. Н. Метлова. Распределение ролей – бабуси, белого и серого гуся, инсценировка их действий…

Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах.

Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка), обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.

Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе мы используем яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку. Мальчикам нравится больше мишка, они импровизируют марш, колыбельную, плясовую для мишки: один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют с мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую – мишка «начинает плясать». Если мишка «устал», играют колыбельную, дети подпевают «баю – баю», укачивая мишку, другие в это время играют на металлофоне. Девочки же чаще любят «Вальс» Е. Тиличеевой и чаще всего играют его на металлофоне, напевая на слог «ля»; некоторые дети при этом танцуют с куклами. Для развития интереса к имровизации на музыкальных инструментах можно использовать игру «к нам гости пришли», изменив ее содержание. Можно предложить детям определить, кто к ним сейчас придет, и исполнить русскую народную мелодию «Заинька» в обработке Н.А. Римского-Корсакова. Если дети называют ее правильно, взрослый приносит другую игрушку и дети исполняют соответствующую ей музыку. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.

Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.

Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.

Можно предложить детям следующие творческие задания:

  • озвучивание стихотворений, сказок;
  • озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах.

Те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.