Рабочая программа 7 класс

Воронкова Галина Яковлевна

По ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа по географии курса География. Материки, океаны, народы и страны, составлена на основе авторской программы И.В. Душиной, Т.Л. Смоктунович, издательства «Вентана-Граф» 2014 г.  Данную программу реализует учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений. Авторы: И.В. Душиной, Т.Л. Смоктунович

Программа составлена в соответствии с ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.

Программа составлена для обучающихся 7-а, б классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области.

Изучение географии направлено на достижение следующих основных целей:

  • создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
  • раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.;
  • воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Данный курс определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по географии

 География материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль  и общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

 Специфика учебного предмета заключается в  конкретизации содержания блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

       

Основными составляющими учебно-воспитательного процесса являются образовательные технологии. Здоровьесберегающие: технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию умения самостоятельно работать с исторической информацией, стимулирует  познавательный интерес к предмету, осуществляет  практическую подготовку экзамену в форме тестирования. Обучающиеся имеют возможность в режиме он-лайн следить за событиями в стране и мире, расширяются возможности в изучении тем, касающихся культуры. Проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку. Технология ситуативного анализа (КЕЙС-технология). В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Особенно целесообразно применять данную технологию на уроках истории и обществознания, так как она позволяет установить непосредственную связь с накопленным опытом, с возможными будущими жизненными ситуациями обучающихся. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Применяемые технологии связаны с использованием коллективной, групповой, индивидуальной, фронтальной работой учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

    Формы уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1).Уроки «открытия» нового знания;

2).Уроки отработки умений и рефлексии;

3).Уроки общеметодологической направленности;

4).Уроки развивающего контроля.

Настоящая учебная программа учитывает направленность (специфику, особенности) класса, в котором будет осуществляться учебный процесс (свободно описать особенности данного класса: возрастные, уровень подготовки по предмету и т.д.)

    Требования к результатам обучения географии

Предметными результатами

освоения основной образовательной программы по

географии являются:

1)понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем

2)формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

3) умение работать с разными источниками географической информации;

4) умение выделять, описывать и объяснять существенные

 признаки географических объектов и явлений;

5) овладение основами картографической грамотности;

6) овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

7)формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей

среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Метапредметными результатами

освоения основной образовательной программы

основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять

способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели исхемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

12)формирование и развитие экологического мышления.

Личностными результатами

обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих

результатов личностного развития:

1)воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства

ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с

учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно

-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6)формирование основ экологической культуры.

        В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  1. готовность делать осознанный и ответственный выбор,
  2. технологическая компетентность,
  3. готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),
  4. информационная компетентность,
  5. социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),
  6. коммуникативная компетентность.
  7. учебно-познавательная

Учебно-тематический план

по географии 7-а класс(2 ч в неделю, всего 68 ч.)

УМК: учебник И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович география. Материки, океаны, народы и страны. М: «Вентана-Граф» 2014

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

1

Введение.

1

2

Современный облик планеты Земля

4

3

Население Земли

5

4

Главные особенности природы Земли

19

5

Материки и страны

36

6

Природа Земли и человек

3

                                                                                      Всего:

68

Практические работы

 ч

Тесты, зачетные занятия

4 ч

Итоговое повторение

4 ч

Всего:

17 ч

Количество уроков с использованием ИКТ

90 %

Количество проектов

2

Количество творческих работ

2

Темы проектов и исследовательских работ обучающихся

№ п/п

Тема проекта и исследовательской работы

Сроки реализации

«Провести исследования языкового состава учащихся 7-х классов» по результатам построить диаграмму.

Октябрь

Информационный проект «Реки Евразии» по учебной теме «Евразия»

Апрель

Календарно-тематический план

по географии  7-а класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)

УМК: учебник И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович география. Материки, океаны, народы и страны. М: «Вентана-Граф» 2014

Тема урока, практической работы

Дата проведения

План

Корректировка

1

Введение.

02.09

2

Источники географических знаний. Методы географической науки

07.09

09.09

3

Происхождение материков и впадин океанов

09.09

4

Географическая среда – земное окружение человеческого общества.

14.09

16.09

5

Разнообразие природы Земли. Широтная зональность. и высотная поясность.

16.09

23.09

6

Зачет по теме: «Современный облик планеты Земля»

21.09

23.09

7

Расселение людей. Численность населения Земли.

23.09

07.10

8

Особенности расселения людей. Сельское и городское население.

28.09

07.10

9

Пр. р. 2 «Построение графика общего, естественного и миграционного приростов населения с 1990 по 2012 гг.

30.09

14.10

10

Народы мира, разнообразие стран. Проект. «Провести исследования языкового состава учащихся 7-х классов» по результатам построить диаграмму.

05.10

21.10

11

Религии мира и культурно-исторические регионы

07.10

21.10

12

Планетарные формы рельефа.

12.10

28.10

13

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

14.10

28.10

14

Пр. р. 3 «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа и полезных ископаемых»

19.10

18.11

15

Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей.

21.10

18.11

16

Климатообразующие факторы.

26.10

18.11

17

Климатические пояса

28.10

25.11

18

Пр. р. 4 «Характеристика климатических поясов»

09.11

25.11

19

Климат и человек

11.11

25.11

20

Мировой океан – основная часть гидросферы.

16.11

30.11

21

Воды суши. Закономерности их питания и режима.

18.11

30.11

22

Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности.

23.11

07.12

23

Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов.

25.11

07.12

24

Природные зоны субтропических поясов.

30.11

14.12

25

Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.

02.12

23.12

26

Пр. р. 5 «Составление комплексной характеристики поясов северного и южного полушарий»

07.12

14.12

27

Особенности природы и населения южных материков.

09.12

23.12

28

Особенности природы и населения северных материков.

14.12

28.12

29

Природа тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

16.12

30

Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

21.12

31

Особенности природы Африки

23.12

32

Пр. р. 6 «Нанесение на контурную карту природных комплексов материка»

28.12

33

Население и политическая карта.

11.01

34

Страны Северной Африки.

13.01

35

Страны Западной и Центральной Африки.

18.01

36

Страны Восточной Африки.

20.01

37

Страны Южной Африки.

25.01

38

Особенности природы Австралии.

27.02

39

Австралия и Океания.

01.02

40

Пр. р. 7 «Нанесение на контурную карту природных объектов Австралии»

03.02

41

Особенности природы Южной Америки.

08.02

42

Население и политическая карта.

10.02

43

Страны Внеандийского Востока

15.02

44

Пр. р. 8 нанесение на контурную карту природных объектов материка»

17.02

45

Страны Андийского Запада.

22.02

46

Особенности природы Антарктиды.

24.02

47

Особенности природы Северной Америки.

29.02

48

Страны Северной Америки.

02.03

49

Пр. р. 9 «Нанесение на контурную карту природных комплексов материка»

07.03

50

Страны Средней Америки

09.03

51

Основные черты природы Евразии. Население материка.

14.03

52

Страны Северной Европы. Повторение. Источники географических знаний.

16.03

53

Страны Западной Европы. Повторение. Происхождение материков и впадин океанов.

21.03

54

Пр. р. 10 «Нанесение на контурную карту природных объектов материка». Повторение. Широтная зональность.

23.03

55

Страны Центральной и Восточной Европы. Повторение. высотная поясность.

04.04

56

Страны Центральной и Восточной Европы. (продолжение). Повторение. Численность населения Земли.

06.04

57

Страны Южной Европы. Повторение. Разнообразие стран мира.

11.04

58

Страны Юго-Западной Азии. Повторение. Планетарные формы рельефа.

13.04

59

Страны Юго-Западной Азии. (продолжение). Повторение. Закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых.

18.04

60

Страны Южной Азии. Повторение. Климатообразующие факторы.

20.04

61

Страны Центральной Азии. Повторение. Климатические пояса.

25.05

62

Страны Восточной Азии. Повторение. Климат и человек.

27.04

63

Пр. р. 11 «Комплексная характеристика одной из стран Евразии». Повторение. Мировой океан – основная часть гидросферы.

04.05

64

Страны Юго-Восточной Азии. Повторение. Воды суши.

11.05

65

Обобщение по теме: « Евразия». Повторение. Природные зоны мира.

16.05

66

Природа – основа жизни людей. Изменение природы человеком. Повторение. Природа Тихого и Индийского океанов.

18.05

67

Роль географической науки в рациональном использовании природы. Повторение. Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

23.05

Календарно-тематический план

по географии  7-б класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)

УМК: учебник И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович география. Материки, океаны, народы и страны. М: «Вентана-Граф» 2014

Тема урока, практической работы

Дата проведения

План

Корректировка

1

Введение.

02.09

2

Источники географических знаний. Методы географической науки

07.09

09.09

3

Происхождение материков и впадин океанов

09.09

4

Географическая среда – земное окружение человеческого общества.

14.09

16.09

5

Разнообразие природы Земли. Широтная зональность. и высотная поясность.

16.09

23.09

6

Зачет по теме: «Современный облик планеты Земля»

21.09

23.09

7

Расселение людей. Численность населения Земли.

23.09

07.10

8

Особенности расселения людей. Сельское и городское население.

28.09

07.10

9

Пр. р. 2 «Построение графика общего, естественного и миграционного приростов населения с 1990 по 2012 гг.

30.09

14.10

10

Народы мира, разнообразие стран. Проект. «Провести исследования языкового состава учащихся 7-х классов» по результатам построить диаграмму.

05.10

21.10

11

Религии мира и культурно-исторические регионы

07.10

21.10

12

Планетарные формы рельефа.

12.10

28.10

13

Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

14.10

28.10

14

Пр. р. 3 «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа и полезных ископаемых»

19.10

11.11

15

Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей.

21.10

11.11

16

Климатообразующие факторы.

26.10

18.11

17

Климатические пояса

28.10

18.11

18

Пр. р. 4 «Характеристика климатических поясов»

09.11

25.11

19

Климат и человек

11.11

25.11

20

Мировой океан – основная часть гидросферы.

16.11

30.11

21

Воды суши. Закономерности их питания и режима.

18.11

30.11

22

Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности.

23.11

07.12

23

Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториальных и тропических поясов.

23.11

07.12

24

Природные зоны субтропических поясов.

30.11

14.12

25

Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов.

02.12

23.12

26

Пр. р. 5 «Составление комплексной характеристики поясов северного и южного полушарий»

07.12

14.12

27

Особенности природы и населения южных материков.

09.12

23.12

28

Особенности природы и населения северных материков.

14.12

28.12

29

Природа тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

16.12

30

Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

21.12

31

Особенности природы Африки

23.12

32

Пр. р. 6 «Нанесение на контурную карту природных комплексов материка»

28.12

33

Население и политическая карта.

11.01

34

Страны Северной Африки.

13.01

35

Страны Западной и Центральной Африки.

18.01

36

Страны Восточной Африки.

20.01

37

Страны Южной Африки.

25.01

38

Особенности природы Австралии.

27.02

39

Австралия и Океания.

01.02

40

Пр. р. 7 «Нанесение на контурную карту природных объектов Австралии»

03.02

41

Особенности природы Южной Америки.

08.02

42

Население и политическая карта.

10.02

43

Страны Внеандийского Востока

15.02

44

Пр. р. 8 нанесение на контурную карту природных объектов материка»

17.02

45

Страны Андийского Запада.

22.02

46

Особенности природы Антарктиды.

24.02

47

Особенности природы Северной Америки.

29.02

48

Страны Северной Америки.

02.03

49

Пр. р. 9 «Нанесение на контурную карту природных комплексов материка»

07.03

50

Страны Средней Америки

09.03

51

Основные черты природы Евразии. Население материка.

14.03

52

Страны Северной Европы. Повторение. Источники географических знаний.

16.03

53

Страны Западной Европы. Повторение. Происхождение материков и впадин океанов.

21.03

54

Пр. р. 10 «Нанесение на контурную карту природных объектов материка». Повторение. Широтная зональность.

23.03

55

Страны Центральной и Восточной Европы. Повторение. высотная поясность.

04.04

56

Страны Центральной и Восточной Европы. (продолжение). Повторение. Численность населения Земли.

06.04

57

Страны Южной Европы. Повторение. Разнообразие стран мира.

11.04

58

Страны Юго-Западной Азии. Повторение. Планетарные формы рельефа.

13.04

59

Страны Юго-Западной Азии. (продолжение). Повторение. Закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых.

18.04

60

Страны Южной Азии. Повторение. Климатообразующие факторы.

20.04

61

Страны Центральной Азии. Повторение. Климатические пояса.

25.05

62

Страны Восточной Азии. Повторение. Климат и человек.

27.04

63

Пр. р. 11 «Комплексная характеристика одной из стран Евразии». Повторение. Мировой океан – основная часть гидросферы.

04.05

64

Страны Юго-Восточной Азии. Повторение. Воды суши.

11.05

65

Обобщение по теме: « Евразия». Повторение. Природные зоны мира.

16.05

66

Природа – основа жизни людей. Изменение природы человеком. Повторение. Природа Тихого и Индийского океанов.

18.05

67

Роль географической науки в рациональном использовании природы. Повторение. Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

23.05

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

  • Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов.  7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина,  В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2009. – 319с.
  • Атлас География материков и океанов с комплектом контурных карт 7 класс. – М.: Федеральное агентство геодезии и картографии, 2010

Литература для учителя

  • Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс: – М.: ВАКО, 2009. -288с.
  • Смирнова М.С. Тесты по географии . 7 класс. М.: Экзамен, 20011г.
  • Справочник по физической географии

Литература для обучающихся

  • Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов.  7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина,  В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2009. – 319с.
  • Атлас География материков и океанов с комплектом контурных карт 7 класс. – М.: Федеральное агентство геодезии и картографии, 2010

Интернет-ресурсы

1.Яворовская И.    – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

2.http: //www.gao.spb.ru/russian

3.http: //www.fmm.ru

4.http: //www.mchs.gov.ru

5.http: //www.national-geographic.ru

6.http: //www.nature.com

7.http: //www.ocean.ru

8.http: //www.pogoda.ru

9.http: //www.sgm.ru/rus

10.http: //www.unknowplanet.ru

11.http: //www.weather.com