Рабочая программа 8 класс

Воронкова Галина Яковлевна

По ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии «География России» 8 класс. (2 учебных часа в неделю). Учебник для общеобразовательных учреждений, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя, «Вентана Граф», 2011г. Данную программу реализует учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений. Авторы: В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя

Программа составлена в соответствии с ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г.

Программа составлена для обучающихся 8-а, б классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского района Саратовской области.

Цель и задачи курса Главная цель курса заключается в развит географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям. Задачи: -сформировать целостное представление об особенностях природы,населения и хозяйства страны; -сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире; -научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей; -развивать картографическую грамотность школьников; -сформировать у школьников образные представления о крупных природно- хозяйственных регионах страны -показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам. Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны,в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

 Специфика учебного предмета заключается в  конкретизации содержания блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

       

Основными составляющими учебно-воспитательного процесса являются образовательные технологии. Здоровьесберегающие: технология сотрудничества, групповые технологии, интерактивные игровые технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют формированию умения самостоятельно работать с исторической информацией, стимулирует  познавательный интерес к предмету, осуществляет  практическую подготовку экзамену в форме тестирования. Обучающиеся имеют возможность в режиме он-лайн следить за событиями в стране и мире, расширяются возможности в изучении тем, касающихся культуры. Проектная технология позволяет развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем), коммуникативный потенциал, решать информационные задачи, создавать комфортные условия обучения, активизировать мыслительную деятельность и снимать нервную нагрузку. Технология ситуативного анализа (КЕЙС-технология). В  жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение. Особенно целесообразно применять данную технологию на уроках истории и обществознания, так как она позволяет установить непосредственную связь с накопленным опытом, с возможными будущими жизненными ситуациями обучающихся. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Применяемые технологии связаны с использованием коллективной, групповой, индивидуальной, фронтальной работой учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

    Формы уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1).Уроки «открытия» нового знания;

2).Уроки отработки умений и рефлексии;

3).Уроки общеметодологической направленности;

4).Уроки развивающего контроля.

Настоящая учебная программа учитывает направленность (специфику, особенности) класса, в котором будет осуществляться учебный процесс (свободно описать особенности данного класса: возрастные, уровень подготовки по предмету и т.д.)

    Требования к результатам обучения географии

Предметными результатами

освоения основной образовательной программы по

географии являются:

1)понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем

2)формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

3) умение работать с разными источниками географической информации;

4) умение выделять, описывать и объяснять существенные

 признаки географических объектов и явлений;

5) овладение основами картографической грамотности;

6) овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

7)формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей

среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Метапредметными результатами

освоения основной образовательной программы

основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять

способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели исхемы для решения учебных и познавательных задач;

8)смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

12)формирование и развитие экологического мышления.

Личностными результатами

обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих

результатов личностного развития:

1)воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства

ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с

учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно

-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6)формирование основ экологической культуры.

        В основе реализации основной образовательной программы лежит системно деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  1. готовность делать осознанный и ответственный выбор,
  2. технологическая компетентность,
  3. готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),
  4. информационная компетентность,
  5. социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),
  6. коммуникативная компетентность.
  7. учебно-познавательная

Учебно-тематический план

по географии 8-а класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)

УМК: учебник В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя «География России» М: «Вентана-Граф» 2014

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

1

Географическое положение и формирование государственной территории России

Географическое положение России

10

2

История заселения, освоения и исследования территории России

4

3

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

5

4

Климат и агроклиматические ресурсы

8

5

Внутренние воды и водные ресурсы

6

6

Почвы и почвенные ресурсы

4

7

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4

8

Природные различия на территории России

10

9

Население России

12

10

Природный фактор в развитии России

5

                                                                                      Всего:

68

Практические работы

 10 ч

Тесты, зачетные занятия

4 ч

Итоговое повторение

4 ч

Всего:

18 ч

Количество уроков с использованием ИКТ

90 %

Количество проектов

2

Количество творческих работ

2

Темы проектов и исследовательских работ обучающихся

№ п/п

Тема проекта и исследовательской работы

Сроки реализации

Провести исследования по теме: «Этапы формирования государственной территории России»

Октябрь

Информационный проект «Реки России» по учебной теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

Март

Календарно-тематический план

по географии  8-а класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)

УМК: учебник В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя «География России» М: «Вентана-Граф» 2014

Тема урока, практической работы

Дата проведения

План

Корректировка

1

 Географическое положение и его виды

02.09

2

Размеры территории и природно-географическое положение России

05.09

3

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

09.09

4

 Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

12.09

5

Государственная территория России. Пр. р. № 1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России»

16.09

07.10

6

Сухопутные и морские границы России

19.09

10.10

7

 Различия во времени на территории России

23.09

14.10

8

 Решение задач по теме: «Различия во времени на территории России»

26.09

14.10

9

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

30.09

17.10

10

Зачет по теме: Географическое положение и его виды

03.10

17.10

11

Заселение и освоение территории России в IX—XVII вв. 

07.10

11.11

12

Изменение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. 

10.10

11.11

13

Пр. р. № 2 «Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв»

14.10

14.11

14

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. 

17.10

14.11

15

 Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории Пр. р. № 3  «Выявление зависимости между тектоническим строение, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий».

21.10

18.11

16

Развитие земной коры. Основные тектонические структуры

24.10

18.11

17

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры

28.10

28.11

18

Формирование рельефа под воздействием геологических процессов

11.11

09.12

19

 Литосфера. Рельеф. Человек

14.11

09.12

20

 Условия формирования климата

18.11

16.12

21

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты.

21.11

16.12

22

 Циклоны и антициклоны

25.11

19.12

23

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России.

28.11

19.12

24

Коэффициент увлажнения Пр. р. № 4 «Определение по картам основных закономерностей распределения основных климатических показателей 

02.12

23.12

25

Климатические пояса и типы климатов

05.12

23.12

26

Климат и человек

09.12

26.12

27

Зачет по теме: Климат России

12.12

26.12

28

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

16.12

29

 Зависимость речной сети от климата Пр. р. № 5 «Составление характеристики реки с использованием различных источников географической информации»

19.12

30

Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды

23.12

31

Многолетняя мерзлота

26.12

32

Воды и человек. Водные ресурсы

13.01

33

Зачет по теме: «Внутренние воды России»

16.01

34

Почва — особое природное образование

20.01

35

 Главные типы почв и их размещение по территории России

23.01

36

Почвенные ресурсы. Почвы и человек

27.01

37

Тестирование по теме: «Почвы России»

30.01

38

Растительный мир России

03.02

39

Животный мир России

06.02

40

Биологические ресурсы

10.02

41

Пр. р. № 6 «Заполнение таблицы по теме биологические ресурсы»

13.02

42

Природные комплексы

17.02

43

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

20.02

44

Северные безлесные природные зоны

24.02

45

Лесные зоны. Тайга

27.02

46

Смешанные и широколиственные леса

02.03

47

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Пр. р. № 7 «Составление прогноза изменения природной зоны в результате хозяйственной деятельности человека»

05.03

48

Высотная поясность

09.03

49

 Моря как крупные природные комплексы. Пр. р. № 8 «Составление характеристики одного из морей России»

12.03

50

Природно-хозяйственные различия российских морей

16.03

51

Особо охраняемые природные территории России

19.03

52

Численность и воспроизводство населения России

23.03

53

Половой и возрастной состав населения.

06.04

54

Средняя продолжительность жизни

09.04

55

Этнический и языковой состав населения России

13.04

56

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

16.04

57

Особенности урбанизации в России.

20.04

58

Городское население

23.04

59

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

27.04

60

Миграции населения в России Пр. р. № 9 «Выявление закономерностей размещения населения»

30.04

61

 Размещение населения России

04.05

62

 Занятость населения

07.05

63

Влияние природы на развитие общества

11.05

64

Природные ресурсы

14.05

65

Пр. р. № 10 «Выявление характера использования природных ресурсов своей местности на основе анализа публикаций СМИ и других источников географической информации»

18.05

66

Природно-ресурсный потенциал России

21.05

67

Обобщающее повторение по теме: «Влияние природы на развитие общества»

25.05

68

Резервный урок

28.05

Календарно-тематический план

по географии  8-б класс (2 ч в неделю, всего 68 ч.)

УМК: учебник В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя «География России» М: «Вентана-Граф» 2014

Тема урока, практической работы

Дата проведения

План

Корректировка

1

 Географическое положение и его виды

02.09

2

Размеры территории и природно-географическое положение России

05.09

3

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

09.09

4

 Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

12.09

5

Государственная территория России. Пр. р. № 1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России»

16.09

6

Сухопутные и морские границы России

19.09

7

 Различия во времени на территории России

23.09

8

 Решение задач по теме: «Различия во времени на территории России»

26.09

9

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

30.09

10

Зачет по теме: Географическое положение и его виды

03.10

11

Заселение и освоение территории России в IX—XVII вв. 

07.10

12

Изменение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. 

10.10

13

Пр. р. № 2 «Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв»

14.10

14

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. 

17.10

15

 Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории Пр. р. № 3  «Выявление зависимости между тектоническим строение, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых на примере крупных территорий».

21.10

16

Развитие земной коры. Основные тектонические структуры

24.10

17

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры

28.10

18

Формирование рельефа под воздействием геологических процессов

11.11

19

 Литосфера. Рельеф. Человек

14.11

20

 Условия формирования климата

18.11

21

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты.

21.11

22

 Циклоны и антициклоны

25.11

23

Закономерности распределения тепла и влаги по территории России.

28.11

24

Коэффициент увлажнения Пр. р. № 4 «Определение по картам основных закономерностей распределения основных климатических показателей 

02.12

25

Климатические пояса и типы климатов

05.12

26

Климат и человек

09.12

27

Зачет по теме: Климат России

12.12

28

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа

16.12

29

 Зависимость речной сети от климата Пр. р. № 5 «Составление характеристики реки с использованием различных источников географической информации»

19.12

30

Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды

23.12

31

Многолетняя мерзлота

26.12

32

Воды и человек. Водные ресурсы

13.01

33

Зачет по теме: «Внутренние воды России»

16.01

34

Почва — особое природное образование

20.01

35

 Главные типы почв и их размещение по территории России

23.01

36

Почвенные ресурсы. Почвы и человек

27.01

37

Тестирование по теме: «Почвы России»

30.01

38

Растительный мир России

03.02

39

Животный мир России

06.02

40

Биологические ресурсы

10.02

41

Пр. р. № 6 «Заполнение таблицы по теме биологические ресурсы»

13.02

42

Природные комплексы

17.02

43

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

20.02

44

Северные безлесные природные зоны

24.02

45

Лесные зоны. Тайга

27.02

46

Смешанные и широколиственные леса

02.03

47

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Пр. р. № 7 «Составление прогноза изменения природной зоны в результате хозяйственной деятельности человека»

05.03

48

Высотная поясность

09.03

49

 Моря как крупные природные комплексы. Пр. р. № 8 «Составление характеристики одного из морей России»

12.03

50

Природно-хозяйственные различия российских морей

16.03

51

Особо охраняемые природные территории России

19.03

52

Численность и воспроизводство населения России

23.03

53

Половой и возрастной состав населения.

06.04

54

Средняя продолжительность жизни

09.04

55

Этнический и языковой состав населения России

13.04

56

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

16.04

57

Особенности урбанизации в России.

20.04

58

Городское население

23.04

59

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

27.04

60

Миграции населения в России Пр. р. № 9 «Выявление закономерностей размещения населения»

30.04

61

 Размещение населения России

04.05

62

 Занятость населения

07.05

63

Влияние природы на развитие общества

11.05

64

Природные ресурсы

14.05

65

Пр. р. № 10 «Выявление характера использования природных ресурсов своей местности на основе анализа публикаций СМИ и других источников географической информации»

18.05

66

Природно-ресурсный потенциал России

21.05

67

Обобщающее повторение по теме: «Влияние природы на развитие общества»

25.05

68

Резервный урок

28.05

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

  • Учебник:  В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс:
  • Атлас География России с комплектом контурных карт 8 класс. – М.: Федеральное агентство геодезии и картографии, 2010

Литература для учителя

 Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География. Программа для 6-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007.  В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: Примерное поурочное планирование: Методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2009  В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012.

В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. География: 8 класс: тестовые задания к учебникуВ.Б. Пятунина, Е.А. Таможней«География России. Природа. Население»:- М.: Вентана-Граф, 2011.

 Атлас и контурные карты по географии 8 класс.- М.: Дрофа, 2012.

Интернет-ресурсы

1.Яворовская И.    – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

2.http: //www.gao.spb.ru/russian

3.http: //www.fmm.ru

4.http: //www.mchs.gov.ru

5.http: //www.national-geographic.ru

6.http: //www.nature.com

7.http: //www.ocean.ru

8.http: //www.pogoda.ru

9.http: //www.sgm.ru/rus

10.http: //www.unknowplanet.ru

11.http: //www.weather.com