Математика в старшей группе

Александрова Татьяна Васильевна
Математика в жизни детей старшей группы. С чем бы мы ни сталкивались в жизни в любом возрасте, нам всегда приходится сталкиваться с математическими понятиями. В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться особое место. Это просто необходимо т.к. родители зачастую могут дать ребенку набор готовых знаний который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 20, до 30 и. т. д, не овладев полным знанием в пределах 10, .ребенка учат считать автоматически и он часто не понимает,что такое состав числа. Основное усилие воспитателей, родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания окружающего его мира, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике, а для этого надо развивать в детях любознательность. Знакомство с величиной, формой,пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано,практически с самого рождения. Он на каждом шагу своей начинающей жизни сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, хотя долго может не испытывать, например, потребности в счете. Черпать и осваивать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего мира. Здесь на первое место выходить должны родители ребенка. Все дети от природы любопытны. Вместо того, чтобы задавать им математические вопросы напрямую, можно пробудить любопытство, сначала рассказав им истории о математике. Поиграть в знакомые игры.например "Найди вокруг себя квадраты", Найди знакомые цифры" , чем прямоугольник отличается от квадрата, а круг — от овала. Надо уметь обратить внимание ребёнка на форму различных предметов которые его окружают, их количество. Например, колёса у машины какие - круглые, книга какая- квадратная, прямоугольная, мяч какой - круглые, большой, маленький. Надо учить ребёнка применять геометрические фигуры по форме напоминания того или иного предмета. Научить выбирать предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. (например арбуз – круглый, а шоколадка прямоугольная, самолёт большой, а птица маленькая.) Побеседуйте с ребёнком. Спросите, как он думает, нужна ли людям математика. И почему нужна. Любой ребенок даже, который не изучал математику сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в группе или конфет, чтобы угостить своих друзей. Ребёнку надо объяснить что без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. У нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как ее нужно хорошо скроить, а для этого точно все измерить. Не было бы ни планшетов, ни железных дорог, ни кораблей, ни самолетов. Не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации. Использование математики, измерение «насколько?», «как долго?» являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем. По дороге в детский сад или домой рассматривайте например деревья (выше-ниже, толще- тоньше). Также можно научить ребёнка узнавать номера автобусов которые ходят туда где он живёт. Ребёнок должен знать номер своего дома, номер этажа и номер квартиры. Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у велосипеда два колеса, а у машины четыре, у волка четыре лапы, а у птицы только две). Сравнивайте все вокруг по величине. Ребёнку желательно покупать детские кроссворды, детские журналы, рассматривать детские энциклопедии по разным темам. Во многих детских журналах есть интересные задачки по математике. Они всегда с забавными картинками. Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на автобусе, в календаре, на сотовом телефоне, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на линейке, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке). Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите разложить карточки с цифрами по порядку, как идут числа при счете. Поиграйте в игру «Какое число пропущено?» или "Назови соседей".Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.Поиграйте в игру "Найди на ощупь и сосчитай".(Игра с закрытыми глазами"). Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в» Познакомьте ребёнка с часами. Что значат эти цифры. Что такое минуты. объяснить , для чего они нужны. Обращать внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается. Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег). В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки. Математика необходима для развития детей. Кроме того, что она развивает ум ребенка, она закладывает основу рационального мышления и интеллектуального развития еще на этапе дошкольного обучения. Математика, формируя логику, тренирует наш ум, что позволяет сопоставлять различные понятия, здраво анализировать их и осмысливать. Математика развивает практический ум.