Для Вас, коллеги!

Тактинова Эльвира Борисовна

Предварительный просмотр:

Статья «Экспериментальная деятельность с дошкольниками»

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Чтобы избежать у детей развития интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из наиболее эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Чем разнообразней и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок и тем быстрее и полноценней он развивается.

В данной деятельности наиболее ярко выражаются процессы целеобразования и саморазвития дошкольников. Дети развиваются любознательными, самостоятельными, с творческим мышлением. Так же формируется умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения и делать элементарные выводы. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды деятельности. Но при разработке совместной деятельности нужно учитывать следующие условия:

Разнообразная интеллектуальная и практическая деятельность. Однообразие информации и способов исследования быстро снижают интерес детей и вызывают скуку.

Содержание занятий должно быть трудным, но посильным для детей. Слишком простой или сложный материал не вызывает интереса и не создаёт чувства радости от победы.

Немало важную роль играет эмоциональность педагога. Его умение направить и поддержать интерес к занятию стимулирует познавательный интерес детей.

Опыты надо проводить с учётом уже имеющихся представлений у детей, которые они получили во время наблюдений или труда.

Важно чтобы при проведении опытов дети были активными участниками, а при обсуждении результата опытов подводить детей к самостоятельным выводам.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно – организованная деятельность с детьми.

Плановые эксперименты, художественное творчество, дидактические игры.

2. Совместная деятельность с детьми.

Наблюдения, труд, беседы, коллекционирование, мини музеи.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Работа в лаборатории.

4. Совместная работа с родителями.

Участие в различных исследовательских проектах.

Правильно организованная экспериментальная деятельность помогает детям удовлетворить потребность в новых знаниях и впечатлениях. Способствует интеллектуальному развитию, воспитывает самостоятельность и любознательность.



Предварительный просмотр:

Спортивное соревнование  

«Кто спортом занимается, тот силы набирается».


Цель:  Совершенствовать физические качества  детей;

Задачи:

  • Способствовать формированию основ здорового образа жизни;
  • Доставить детям радость от участия в спортивных играх;
  • Развивать ловкость, быстроту реакции, выносливость;
  • Учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива;

Интеграция образовательных областей:

  • «Социализация» - Формирование представлений о дружеских взаимоотношений между сверстниками;
  • «Коммуникация» - Развитие свободного общения с детьми и взрослыми;
  • «Физкультура» - Развитие мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании;


Оборудование:  мячи, альчики, герлыги, мешочки,  кегли, фишки, флажки,  магнитофон, аудиозаписи, вымпелы.

Ведущий: Мы рады приветствовать маленьких физкультурников! Скажите, вы любите заниматься спортом?

Ведущий: Тогда  приглашаем вас на «Веселую зарядку» 

«Раз, два  – по порядку, три, четыре  – стройся в ряд

На весёлую зарядку  приглашаем  всех ребят.

Рано утром не ленись  на разминку становись…»

Звучит песня  «Солнышко лучистое» (дети выполняют спортивную зарядку под музыку)

 Ведущий: Сегодня наши соревнования пройдут под девизом – «Кто спортом занимается, тот силы набирается». Вы готовы к соревнованию? Тогда начинаем! За победу в каждой эстафете команда получает фишку. Выигрывает команда, которая наберёт большее количество фишек.

Ведущий:  Конкурс «Приветствие». (Название команды, девиз)

Первое задание: эстафета  «Не урони мешочек». Представители команд кладут на голову мешочки с песком. Их задача – пройти до линии флажка, не уронив мешочек и вернуться обратно, сохраняя равновесие. Мешочек придерживать рукой не разрешается.

Второе  задание:  эстафета «Бег по кочкам». Перед каждой командой на асфальте  нарисованы  пять кругов  – это кочки), дети прыгают из обруча в обруч до флажка, обратно возвращается бегом, передавая эстафету следующему игроку.

Третье  задание: калмыцкая игра «Загони овец в кошару» играют по одному участнику из команды, в руке каждого герлыга (потом по порядку). Задача игроков команды -  загнать своих «овец» в «кошару».

Четвертое задание: «Веселые ребята» Два участника встают лицом друг к другу, а мяч удерживают между животами, руки кладут друг другу на плечи. Вот так, необычно, удерживая мяч, нужно добежать до конуса и вернуться назад, передавая мяч следующей паре.

Пятое задание: «Сороконожка». Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка, получается «сороконожка». По команде ведущего «сороконожка» двигается между кеглей до флажка и, возвратившись, разворачивается, не размыкая рук, становится на прежнее место. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее другой команды, и не сбившая ни одной кегли. 

 Шестое  задание:  калмыцкая игра «Кто самый меткий» Задание для капитанов команд. В центр круга на кон ставят альчики. На расстоянии 5 шагов, капитан команды выбивает из круга альчики. Тот кто выбьет больше альчиков, та команда и победила (предоставляется 3 попытки).

Ведущий: А сейчас всех ребят и участников и зрителей приглашаем на физкультурный  флешмоб.

Ведущий: Вот и закончились наши веселые соревнования, пора подводить итоги. Команды награждаются вымпелами: 1 место, 2 место, 3 место.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

подготовительная к школе группа

тема:  «Весна в окно стучится»

Цель: развитие звуковой культуры речи.

Образовательные задачи:  закрепить умение составлять предложения по картинкам; подбор прилагательных к слову «весна»; закрепить знания детей о звуках, умение определять звуки в словах, определять количество слогов в слове; звуковой анализ слова; закрепить графические образы букв; различать согласные звуки по твердости и мягкости.

Развивающие задачи: развивать речь, внимание, мышление; зрительное восприятие, фонематический  слух.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно; формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование и материалы:  проектор; экран;  цветные карандаши; фишки для звукового анализа;  лэпбук «Буквы и звуки»:  «Определи первый звук», «Где прячется звук», интерактивная игра «Звуковые часы»; смайлики с эмоциональным настроением (веселый, грустный).

Предварительная работа:  беседы о временах года; наблюдения на прогулках за изменениями в природе; рассматривание иллюстраций к рассказам о весне; заучивание стихотворений, пословиц, загадывание загадок, изобразительная деятельность.

Ход занятия

1.Эмоциональный настрой  «Как хорошо на свете жить!» 

Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие)
Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их)
Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе).

 2. Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо. Хотите узнать от кого? Тогда отгадайте загадку:

3. Загадка

Там где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет.

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый. (Белый медведь).

Воспитатель: Правильно, ребята, письмо от Медвежонка Умки. Он живет на Северном полюсе (там всегда зима) и не знает,  что такое весна? Расскажем Медвежонке о весне?

Воспитатель: Ребята, скажите, когда к нам  приходит весна? (весна приходит к нам  после зимы)

- Назовите все времена года по порядку (зима, весна, лето, осень).

- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

Воспитатель: А чтобы подробнее Умке рассказать о весне,  поиграем в игру                                                                                

4. Дидактическая игра «Определи первый звук» (по первым буквам картинок  отгадать слова и составить простое предложение)

ЦВЕТОК - Появляются первые цветы.

 Артикуляционная гимнастика для языка

«Цветы закивали головками» (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). 

ПОЧКИ - На деревьях набухают почки.

Артикуляционная гимнастика  для языка

 «Лопаются почки на деревьях» (подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать).

ЛИСТ - Появляются первые листочки.

ТРАВА - Зеленеет трава.

ЖУК - Жуки  выползают из укрытий.

Артикуляционная гимнастика для языка

 «Бабочка летает вокруг цветка» (приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

ПТИЦА -  Возвращаются перелётные птицы.

ЗВЕРИ - Звери  пробуждаются ото сна.

 Артикуляционная гимнастика для челюсти

 «После зимней спячки» (медведь проснулся после зимней спячки и открывает  рот с глухим вздохом (имитации зевания)

5. Мимическое упражнение «Медведь в берлоге» 

Воспитатель:  Ребята, давайте представим, что мы -  медведи в берлоге.                            Вот  пригрело солнышко, снег растаял, вода попала,  к нам,   в берлогу.                                  (дети показывают, как они испугались, удивились, огорчились, а потом обрадовались, поняв, что пришла весна).

 Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте стихотворение М. Пляцковского. Случайте внимательно, потом  ответите  на  вопросы:

6.  Стихотворения «Весна»

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А  в небе – солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные!  

Воспитатель: Ребята, что происходит с природой в стихотворении? О чем еще говорится? (о солнце, птицах). Правильно, ребята! А какое солнце? Откуда вернулись птицы? О каком времени года говорится? (о весне).

Воспитатель:  Ребята, я приготовила  карточки с буквами,  а вы выложите загаданное слово (дети выкладывают слово «весна»). Правильно, молодцы!

-  Скажите сколько слогов в слове «ВЕСНА»? (в слове 2 слога: вес - на)

-  Назовите ударный слог (ударный слог второй)

-  Проведите звуковой анализ слова «весна»

В –согласный, мягкий

Е – гласный

С –согласный, твердый

Н – согласный, твердый

А –гласный, ударный

7. Физкультурная минутка «Пришла весна»

Улыбаются все люди – веснавеснавесна!

 (дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду – красна, красна, красна! 

(ритмичные повороты головы и туловища)

По лугу, лесу и полянке – идет, идет, идет.

 (ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей согреться – зовет, зовет, зовет!

 (взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно – звенит, звенит, звенит.

 (щелчки пальцами рук)

По камушкам в реке широкой – журчит, журчит, журчит.

 (потирают ладошки)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

 (делают из пальцев бутон, нюхают)

И все живое сразу слышит весенний этот зов. 

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

8. Интерактивная  игра «Где прячется звук?»

Цель: развивать фонематический слух ребенка, учить определять местоположение звука в слове.

Игровой материал: слайды с картинками.

Ход игры:  воспитатель  предлагает посмотреть на картинку, проговорить,  что изображено  и  ответить,  где находится  заданный  звук:  в начале слова; в середине слова; в конце слова.

9. Дидактическая игра  «Звуковые часы»

Цель: учить детей измерять длину слов, развивать мышление, внимание.

Игровой материал: циферблат со стрелкой, карточки.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку подобрать картинки на определенную тему; установив стрелку напротив картинки необходимо определить хлопками количество слогов в слове; сделать звуковой анализ  слова

10. Итог занятия.

Воспитатель:  О каком времени года мы говорили? Как, вы думаете, медвежонок Умка теперь узнал когда наступает весна, какая она? (ответы  детей)

 Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало у вас трудности?

11.   Рефлексия

Воспитатель: Ребята, на столе  лежат разные смайлики. Посмотрите, чем они отличаются? (настроением). Если вам понравилось занятие, вы справились со всеми заданиями, возьмите радостного смайлика, а если вы затруднялись, и не все задания смогли выполнить – возьмите грустного смайлика.



Предварительный просмотр:

«Аппликация как одна из техник

 декоративно-прикладного искусства в ДОО»

        Декоративно-прикладное творчество обладает большими воспитательными возможностями: способствует эстетическому воспитанию детей, формирует художественный вкус, интерес к народному искусству.

 Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявлять свою индивидуальность, а что как не народное декоративное искусство способствует этому. Подлинно народное искусство отличается особой простотой и вкусом. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы  лаконично и метко. Именно поэтому оно понятно и доступно   даже    маленьким  детям.  Научиться видеть и понимать прекрасное  – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте.

На основе знакомства с народным искусством дошкольники  усваивают эталоны красоты, испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Ознакомление дошкольников с  видами декоративно-прикладного искусства проходит не только в непосредственно- образовательной и совместной деятельности, но и в кружковой работе.  Я являюсь руководителем кружка «Малыш Умелец», на занятиях которого продолжаю развивать творческие способности  детей  через приобщение  к русскому и калмыцкому народному искусству.   Наряду с рисованием  красками и пластилином,   лепкой  соленым тестом и полимерной глиной, также  активно использую аппликацию.  

Обучение аппликации, как и обучению всему,  проводится от простых методов к более сложным. Техника работы  аппликацией -  это умение обращаться с ножницами, клеем, бумагой, картоном и другими материалами,  создавать  поделки декоративного искусства, параллельно с этим  детьми постигаются основы моделирования и конструирования.

Простая, традиционная  аппликации,  в этой технике выполнен Гжелевский  кувшин.

 А вот  с применением нетрадиционных материалов можно создать более сложные и оригинальные композиции.

           В технике  мозаика  выполнена  Хохломская  ложка - из фоамирана;

           В технике  коллаж выполнен  Жостовский поднос;

           Пластилин – отличный способ для аппликации:  В технике обратная аппликация выполнены Барыня и Лошадка  - Дымковские игрушки;

           В технике объемная аппликация выполнено  Блюдо  Городецкой росписи;

          Уникальная техника - алмазная вышивка – помогает развивать детское творчество, в этой технике выполнена Калмыцкая манишка. 

И чем разнообразнее художественные материалы, тем детям интереснее с ними работать. У них появляется возможность использовать дополнительные средства, возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов. Ребенок начинает экспериментировать, творить,  находить оригинальные решения; он становится способным ставить и решать более сложные изобразительные задачи.

В заключении, хотелось бы сказать, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами и эмоциями. И чем разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем вероятнее, что интуитивная тяга  к народному искусству станет со временем осмысленнее.  



Предварительный просмотр:

Физкультурное развлечение  младшей группе

«Мы веселые ребята».

Цель: Поднять настроение детям, проявить активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Воспитательные задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем; учить детей играть вместе, не толкая  и не обижая друг друга;  учить детей сочувствовать и сопереживать сказочному персонажу;

Образовательные задачи:  учить детей слушать речь воспитателя; развивать цветовое восприятие; развивать внимание;

Развивающие задачи:   закреплять навыки детей в ходьбе стайкой за воспитателем; продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах; учить детей бегать и останавливаться по сигналу воспитателя;

Материалы и оборудование:   лес (ёлочки, цветы, болото, ручеек (из ткани голубой, корзинки с шишками, грибы.

Ход развлечения:

Дети входят в зал становятся в круг. Воспитатель предлагает им совершить прогулку в лес «на поезде». Малыши занимают места «в вагонах» (строятся в колонну за воспитателем). Песенка  «Поезд».

Поехали в веселом поезде. Приехал поезд шу-шу-шу. Кондуктор объявляет остановку. Ребята «выходят» из вагонов.

Воспитатель: Дети! Мы приехали в лес. Здесь есть веселая полянка. Но чтобы до нее добраться, надо перейти болото, потом перепрыгнуть через ручеек. Давайте вначале сделаем зарядку, тогда легче будет преодолеть препятствие.

Рано утром по порядку, зайка делает зарядку:

Лапки вверх он поднимает, ими весело играет.

Лапки вниз он опускает ими весело играет.

Зайка вертит головой, вот веселый он какой.                                                                    Зайка низко приседает, зайка глубоко вздыхает.

(присесть на корточки и вздохнуть).

Воспитатель: А теперь  пойдем на полянку. Осторожно, здесь болото! Нужно пройти его так, чтобы не замочить ноги.

Игра «По узенькой дорожке» (ходьба по дорожке здоровья», дети по одному идут по дорожке, воспитатель следит чтоб дети не «толкались).

Воспитатель: Молодцы! Никто не замочил ног! А теперь попробуем перейти через этот ручеек.

Игра «Перепрыгни через ручеек»

Ручеек нужно перепрыгнуть там, где он широкий (40 см) и там, где он узкий (20 см)

Воспитатель: Вы, наверное, устали. Сейчас мы отдохнем у этого озера. Дети «садятся» на берегу вместе с воспитателем.

Проводится игра «Кто дальше бросит» дети бросают шишки в озеро, озеро сделано из голубого материала).

(Раздаётся стук в дверь заходит медведь).

Медведь: Здравствуйте,  ребятки,  я пришёл к вам в гости и хочу с вами поиграть.

Проводится игра «У медведя во бору».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» и идет в берлогу.

Воспитатель: А, вот и веселая полянка. Здесь нас ждет красивая карусель (разноцветный обруч с лентами).

Проводится игра «Карусель».

Играющие становятся в круг диаметром 6-8 м. По сигналу руководителя они громко произносят

«Еле-еле, еле-еле. Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом .Все бегом, бегом, бегом».

В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, гак дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:

«Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз-два, раз-два! Вот и кончилась игра!»

Движение карусели замедляется, дети опускают руки; Игра повторяется, дети двигаются по кругу в другую сторону.

Медведь: Ой, спасибо мои ребятки, мне с вами было очень весело, понравилось мне у вас, и я приготовил вам гостинцы (раздаёт). Вместе с детьми благодарим медведя, и провожаем его.

Развлечение в ранней группе

"Веселые зверята"

Ход развлечения:

Ведущий: Все вы знаете ребята,

Что в лесу живут зверята.

Дружно весело живут,

Свои песенки поют.

(Показывает картинку с изображением белочки у дупла).

Ведущий: Дом - дупло, дупло, дупло

В нем и чисто, и тепло,

Белка в домике живет

И решки там грызет.

Воспитатель в маске белочки под музыку исполняет роль белки - обходит зал.

Ведущий: Давайте с нашей белочкой поиграем в игру.

Малоподвижная игра "Найди игрушку"

Ведущий: Из - под елки спозоранку

Выбегает на полянку

Длинноухий шалунишка,

Зайка беленький, трусишка.

Он зверюшек сторонится,

Зайка всех всегда боится!

(Воспитатель в маске зайки под музыку прыгает по залу).

Ведущий: Ну-ка, зайка, попляши!

Твои ушки хороши.

(Дети исполняют пляску, в центре пляшет зайка).

Пляска "Ну-ка зайка попляши"

Ведущий: Это кто там за кустом

С длинным рыженьким хвостом?

Ей на месте не сидится,

Это хитрая лисица!

Шуба рыжая на ней.

Стережет лиса мышей.

(Воспитатель в маске лисы обходит зал).

Ведущий: Лисичка принесла всем в корзинке погремушки. Давайте с ними поиграем.

Русская народная игра "Погремушки"

Ведущий: Мишка, Мишенька идет,

Свою песенку поет.

Свою песенку поет,

Мишка любит сладкий мед.

(Воспитатель в маске медведя обходит зал).

Ведущий предлагает поиграть с ним.

Подвижная игра "У медведя во бору".

(После игры дети прощаются с медведем).