Мои педагогические находки

Тактинова Эльвира Борисовна

Предварительный просмотр:

«Использование лэпбука «Декоративное творчество                                       (русское и калмыцкое)» в работе с детьми старшего                            дошкольного возраста»

     №1 В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе  новое, интересное методическое пособие – лэпбук.    Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят,  как в школе делали рефераты  собирали информацию и красиво  её оформляли.  Всё это  незаслуженно забыто. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».

Что же такое лэпбук?

       №2  В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга". Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы поиграть, полистать её, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Лэпбук - это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, что позволяет расширить кругозор ребенка и сформировать новые навыки и умения. Лэпбук своего рода сортировщик информации по той или иной теме, полученной ребенком ранее.

 Требования к лэпбуку, как  к предметно-развивающей среде: Информативность,  Прочность,  Эстетичность,  Вариативность ,  Доступность.                                                                                                                                                                                                          

Работая над своей  темой  по самообразованию  «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством»,   решила систематизировать практический материал по декоративно-прикладному искусству в такую накопленную книгу.

         

 И  результаты такой работы представляю вашему вниманию. Лэпбук «Декоративное искусство».                

№3  В первом кармашке дидактическая игра «Составь узор» (детям предлагается самим выбрать элементы уже известной декоративной росписи, придумать узор и выложить на шаблоне посуды или игрушки).

Следующие кармашки дидактические игры:  №4 «Одень Данира и Даяну», №5 «Собери картинку», №6 «Найди лишнее».

№7 Дидактическая игра «Мемори» очень нравится детям, т.к. определяет победителя  - каждый игрок за один ход открывает две карточки, если они одинаковые забирает себе и делает еще один ход. Кто собрал большее количество парных карточек, тот и выиграл.

 №8 В следующей игре «Уборка в жилище» дети повторяют предметы быта и посуды, учатся наводить порядок, делать перестановку,  накрывать на стол.

Следующий лэпбук «Народные промыслы» состоит из дидактических  игр, как:

№9 «Дорисуй-ка!» Ребенку предлагаются половинки изображений орнаментов и изделий декоративно-прикладного искусства, необходимо  дорисовывать соблюдая  строгую симметрию, подбирая   основные цвета и оттенки  узора так, чтобы изображение носило цельный характер.  

  №10 «Волшебная палитра» Правильно подобрать кружочки с  цветами  и оттенками декоративной росписи.  Выложить на палитре, сравнить результаты с образцом декоративной росписи. В случае необходимости самостоятельно исправить недочеты.        

 №11«Веселая ярмарка» Ведущий ставит сектор  круга  на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать вид промысла, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида;  найти   из  предложенных карточек  изделие, которое соответствует народному промыслу, материал изготовления.

 №12 «Четвертый лишний» Предлагаются карточки с   четырьмя элементами  декоративной росписи,  следует найти один  лишний элемент и объяснить почему, к какому виду декоративной росписи относится, найти сходство у остальных трех элементов (цветовое решение, повторяющиеся элементы узора).

  №13 «Отгадай-ка!» Ведущий  загадывает ребенку загадку. Ребенок  отгадывает загадку, при правильном ответе появляется изображение народного промысла. Он  должен  доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение, виды изделий народного промысла.

 

Хочу отметить, что большинство дидактических игр разработано мною, рисунки авторские. К лэпбуку прилагаются  карточки с описанием игр.

Такие  лэпбуки  формируют   у детей  интерес,  чувство любви к России, к родному краю, его истории, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край,  уважать и развивать традиции.

.



Предварительный просмотр:

Дидактическое  пособие «Дерево. Времена года» по  ознакомлению  детей младшего дошкольного возраста  с природными  явлениями, сезонными  изменениями в живой природе (младший возраст)

Задачи:

  • Познакомить или закрепить знания детей сезонных изменений в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осень.
  • Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
  • Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях дерева, предметах одежды, праздниках, животных и птицах.
  • Развивать у детей память, мышление, воображение.
  • Развивать у детей интерес к живой природе.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Варианты игры:

1. Помоги "Яблоньке" выбрать наряд  (зимой - снежинки, весной - цветы, осенью - листочки, летом - яблоки)

2. Помоги дереву исправить ошибку. Найди,  чего не может быть (например: цветут цветы и зреют плоды одновременно, лежат снежинки и цветут цветы). Почему ты так думаешь?

3. Дидактические игры «Когда это бывает», «Что было бы, если …»  (фантазии  с явлениями природы, с сезонными изменениями)   

4. Найди, "сорви" или повесь: одно яблоко, два листочка  и т. д.

5. Собери  урожай в корзинку.

6. Сосчитай листочки, цветочки, снежинки и т.д.



Предварительный просмотр:

«Пластилиновая живопись в работе с дошкольниками»

 

  Пластилиновая живопись  или  пластилинография   –  слияние двух видов деятельности в гармоничное единое целое, где присутствуют элементы лепки и рисунка. И представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных  объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.  В  пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста, что  способствует их  творческому развитию.

      В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы служат ладошки и пальчики ребенка. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.

        Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна.  Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами;  также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

           В чем же  заключается техника пластилиновой живописи?  Тематика может быть самой разнообразной: сюжетного, предметного, декоративного характера. Работа выполняется  с натуры или по представлению; можно  работать сразу на чистой основе или предварительно выполнить карандашный набросок. Как и в живописи можно использовать наложение одного цвета на другой, смешение разных цветов для получения разнообразной цветовой гаммы. При необходимости можно использовать стеку, которая позволит выполнить очень мелкую прорисовку деталей. Фантазия  ребенка подскажет, что можно использовать в своих работах и другие материалы (бумага, природный материал, печатки).  Чтобы картинка не потеряла своей привлекательности, ее выполняют на плотной пленке  или картоне,  предварительно  проклеенный  скотчем.

      При изображении предмета обращается внимание на передачу формы, пропорций, на колорит, выразительность образа; в  сюжетном  рисунке  внимание обращается на  композицию, умение расположить объекты в перспективе, передачи своеобразия колорита выбранного сюжета; декоративные композиции рассматриваются по умению создавать интересный орнамент на основе определенных законов (ритма, повтора, симметрии и т.п.), умение грамотно использовать сочетание цветов декоративных элементов.

       В процессе обучения детей техникам пластилиновой живописи не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры и отдыха.

       

               Осенью 2020года  участвовала в марафоне «Гамма творчества «Основы пластилиновой живописи» с такими,  на мой взгляд, очень  интересными темами: «Изучение способов рисования пластилином», «Изучение способов пластилинографии», «Рисование аппликативными техниками», «Передача объема в плоском рисовании пластилином»,  «Использование цветовых смешений в пластилинографии »  Прослушав   20 часовой курс повышения квалификации  (с выполнением домашних заданий)  выдали диплом «Пластилинография в ДОО и начальной школе».    



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 Педагогический  познавательный проект

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»

Участники проекта:  воспитанники старшей группы,  родители,  воспитатели  

Проблема:  откуда берется мусор,  и что нужно делать, чтобы он не загрязнял окружающую природу.

Цели  проекта:  привлечение внимания воспитанников и их родителей к  проблеме загрязнения окружающей среды   бытовыми  отходами,  формировать  бережное отношение к природе родного края.

Задачи проекта: 

- дать воспитанникам  представление  об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха;  его последствиях;  мероприятиях по предотвращению загрязнения;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности детей, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать  и делать выводы;

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.

Актуальность: проблема сбора и утилизации бытовых отходов и отходов производства все больше обращает на себя внимание современного общества.   Загрязнение питьевой воды и воздуха, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Проблема усугубляется производством материалов, которые с трудом разрушаются, вызывая горы несанкционированных мусорных свалок,  загрязняя почвенный  покров  земли, что является главной   проблемой нашего региона.

Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.

Продолжительность реализации проекта:  среднесрочный (месяц)

Прогнозируемый результат: воспитанники  будут понимать важность проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека;  научатся бережно относиться к окружающей природе;   повысится уровень экологической культуры  детей и их родителей.

Механизм  реализации проекта:

№ п/п

Этапы

 проектной деятельности

Содержание работы

1

Подготовительно-проектировочный

1 неделя  

Определение цели и задач проекта; анкетирование родителей,  обсуждение вопросов  и мнений  по теме проекта; разработка системы занятий,  подбор  литературных произведений, познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов, подготовка и оснащение  предметно-пространственной развивающей среды.

2

Практический  (основной)-

3 недели

Проведение познавательных бесед,  наблюдений и НОД;  прохождение экологической тропы; закрепление знаний в экспериментальной,  продуктивной и социально-коммуникативной    деятельности (опыты и эксперименты, изобразительная деятельность, игры, в т.ч. интерактивные); формирование  представлений детей о бытовом мусоре (рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций и мультипликационных фильмов; чтение художественной и познавательной литературы);

трудовая деятельность в природном уголке,  в групповой  комнате,  на территории   участка  детского сада;  участие детей , родителей в природоохранной акции.

3

Обобщающе-

результативный

Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний и формулировка выводов; выставка творческих работ детей и совместных работ с родителями.

4

Презентация проекта

Спортивно-экологическое развлечение «Стань природе другом!»



Предварительный просмотр:

                                                                                            1 неделя проекта

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательная деятельность

 НОД «Правило поведение в природе».

 Экологическая тропа «По следам человека»

 Решение проблемной ситуации «Как поступить, чтобы было меньше мусора?»

Эксперименты

«Свойства пластмассы»

Викторина  «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды»

ИКТ

Презентация  «Спасите степь!»

Электронная игра «Сортируй мусор» Черкес А.А

Ежова Н.А.

Мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора»

Презентация

«Красная книга  Республики»

Видеофильм  «Голубая планета»

 

Практическая деятельность

Рисование   «Придумай и нарисуй  экологический знак»

Трудовая деятельность  на участке «Наведем красоту»

Ручной труд

«Забавные человечки» из пластиковых  ложек

Опыты  «Бумага и картон»

Аппликация «Нам  дана для всех одна – планета хрупкая  Земля» (коллективная работа)

 Развитие речи

Чтение стихотворения «Завет» Э.Эльдышев

Придумывание сказки «Как суслик спасал степь»

Поговорки и пословицы о природе

Пересказ экологической  сказки  «Нет места мусору»

Заучивание стихотворения

А. Усачев «Мусорная фантазия»

Игровая  

деятельность

Подвижная игра  «Что в ведро мы соберем».

Сюжетно-ролевая игра «Команда спасателей природы»

Дидактическая игра «Что наносит вред природе?»

Разрезные картинки  

 «Планета Земля»

Работа  с

родителями

Анкетирование        «Утилизация отходов в семье»

Консультация

«Экологическое воспитание  дошкольников»

Работа над созданием альбома «Это  нужно знать о мусоре»

Памятка «Сортируя отходы, сохраняем природу!»

Акция

«Сохраним дерево»

2 неделя проекта

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательная деятельность

 

НОД «Вода – источник жизни»

ТРИЗ « Как человек может сохранить природу»

 Беседа «О свойствах стекла»

Викторина

«Берегите наш город от мусора »

Исследовательская работа

«Волшебная бумага»

Развитие речи

Сказка  «История одной капли»

 рассказа  «Почему у Земли платье зеленое?»     А. Лопатина

Экологическая сказка «Маша и медведь»

 Н.А. Рыжова

Театрализация «Воображаемое путешествие»

Сказка  

«Про Мусорогрязку»

Составление рассказа «Мой чистый город»

Практическая деятельность

Ручной труд

«Цветочные горшки» из пластиковых бутылок

Трудовая деятельность в уголке природы «Зеленые легкие»

 Лепка «Вазочка»   из стеклянных бутылочек с использование круп.

Экспериментальная деятельность «Сроки разложения пищевых отходов»

Экологический плакат  «Земля -  наш общий дом»

 

ИКТ

Интерактивная дидактическая  игра «Четвертый лишний»

Интерактивная игра

«Чистая  планета»

Презентация «Жалобная книга природы»

Электронная игра «Что сначала, что потом»

Семенова Е.В.

Видеофильм « Как создают бумагу»

Игровая  

деятельность

 Словесные  игры

 «Что из чего»,

 «Назови одним словом»

Дидактическая игра      «Что лишнее»,

Подвижная игра            «Птица без гнезда»

Дидактическая игра      «Рассортируй мусор»

Сюжетно-ролевая игра  «Мы идем в поход»

Подвижная игра «Веселая уборка»; Экологический кроссворд

Работа  с

родителями

Папка-передвижка «Вторая жизнь мусора»

Конкурс рисунков  «Мой красивый, чистый город»

«Кормушка для птиц» (из бросового материала)

Экологическая тропа  в детском саду

Экологическая экскурсия  по городу.

3 неделя проекта

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательная деятельность

Беседа  «О  свойствах  резины»

НОД «Опасные отходы»

Проблемная ситуация  «Как мы можем помочь природе?»

НОД «Не бросайте, дети, мусор!»

НОД «Свойства металлических предметов

Развитие речи

 Экологическая сказка «Кто Землю украшает» А.Лопатина

Составление сказки

 по картинкам

Экологический рассказ «Могучая травинка»                              М. Скребцова

Экологическая сказка «Нет места мусору»

Практическая деятельность

Изготовление экологического альбома «Жалобная книга Природы»

Коллаж  «Экология глазами детей»

Ручной труд «Лягушка-квакушка» (из втулки бумажного полотенца)

Рисование

 «Планета заболела»

Изготовление лэпбука

«Береги природу!»

 

ИКТ

Электронная игра «Помоги  мусорщику» Мультфильм «Робокар Поли суета вокруг мусора»

Интерактивная дидактическая  игра «Человек и природа» Ю.С.Харсиа

Интерактивная дидактическая игра «Вода-Воздух-Земля»

Виртуальная экскурсия на  мусоро - перерабатывающий завод.

Экологический мультфильм «Мальчик и Земля»

Игровая  

деятельность

Дидактическая игра  «Найди отличие»

Сюжетно-ролевая игра «Юные  экологи»

Квест-игра                       «Спасательная экологическая экспедиция»

Словесные  игры      «Нужно – не нужно», «Когда это бывает?»

Разгадка ребусов

Подвижная игра «Правильно-неправильно»

Работа  с

родителями

Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Онлайн флешмоб

 «Сортируем мусор»

Конкурс  «Экосумка». 

Субботник  «Наш  чистый участок»



Предварительный просмотр:

Проектная карта 1 неделя

Понедельник

«День солнца»

Вторник

«День воздуха»

Среда

 «День красоты »

Четверг

«День чистоты»

Пятница

«День витаминов»

Познаватель-

ная деятельность

Беседа  «Где ночует солнышко?» 

Рассматривание  «Виды облаков», обсуждение

«На что они похожи? »

Слушание музыки

Чайковский  «Вальс цветов»

Беседа «Для чего нужна вода?»

 

 Беседа «Где живут витамины?»

Практическая деятельность

Аппликация «Солнышко лучистое»

Рисование  «Облака белогривые лошадки»

Лепка «Полянка одуванчиков»

Рисование  «Дождик по земле босиком прошёл…»

- Труд в природе: прополка и рыхление

Художествен-

ная литература

Г.Р.Лагздынь

«Татьянкина кричалка»

 Н.Коростелева  рассказ «Свежий ветер»

А.Кондратьев  «Зеркало»

Я.Бжехва                           «Муха-чистюха»

Н.Кончаловская «Показал садовод, нам такой огород»

ИКТ

Просмотр мультфильма «Трям! Здравствуйте!».

Интерактивная  игра «Третий лишний»

Электронная игра «Овощи-фрукты»

Игровая  

деятельность

Подвижные игры «Поймай солнечного зайчика»,

«Солнышко и тучки»

Дидактические  игры «Собери облако из разрезных карточек»,

 «Найди пару»

Подвижная игра «Цветы и дождик», дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Сюжетные игры «Купание куклы»,

«Постираем бельё для куклы»

 Дидактические игры  «Узнай на вкус фрукты и овощи»,

Работа  с

 родителями

Анкетирование  «Здоровый образ жизни в семье »

Консультация

«Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

Картотека напрокат «Игры с детьми на воздухе»

Консультация «Чистые  руки – здоровая семья »

Конкурс рецептов «Я питаюсь правильно! »

Проектная карта 2 неделя

Понедельник

«День строгих  правил»

Вторник

«День здоровья»

Среда

«День веселых тренировок»

Четверг

«День личной безопасности »

Пятница

«День положительных эмоций»

Познавательная деятельность

НОД  «Что такое режим дня?»

Беседа  «Что такое здоровье?»

  • Беседа «Чтобы быть здоровым!»

Беседа  «Чем я с другом поделюсь» (предметы гигиены)

 Беседа «Смех здоровью пригодится»

Практическая деятельность

Аппликация «Мы микробов не боимся!»

0здоровительная ходьба «Тропа здоровья»

Флешмоб

«Веселая зарядка»

Аппликация «Предметы  личной гигиены»

 Коллективное рисование «Лето красное!»

Художественная литература

У.Серова «Лягушонок»

Потешка  «Где мой пальчик?»

  • В.Голявкина «Про Вовкину тренировку»

П.Воронько                   «Спать пора»

Е. Виеру  «Ежик и барабан»

ИКТ

Слайд-шоу

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»                                

 Мультфильм                 «Маша и медведь»

Игровая деятельность

Подвижные игра «Солнышко и дождик»,

 «По ровненькой дорожке»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Пальчиковая гимнастика «Водичка, водичка»

Русская  народная  игра  «Пошел котик на Торжок»

Дидактическая игра «Чем играть можно, а чем нельзя», 

Подвижная игра  «Воробушки и автомобиль», «Игра с собачкой»

Работа с родителями

Консультация «Режим дня:  в детском  саду и дома»

Рекомендация  «Закаляйся – если хочешь быть здоров…»

  • Фотовыставка «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Плакат- молния «Скажем, НЕТ микробам!»

Развлечение  «В гостях у Клёпы»  к международной неделе клоунов