Региональная составляющая в организации образовательной среды
Интегрированное занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Сокровища Карелии».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Сокровища Карелии».
Воспитатель: Долюк Наталья Михайловна.
Цель: рассказать детям о том, чем богата Республика Карелия.
Задачи НОД:
Основная образовательная область.
Познавательное: закрепить знания детей о животных, живущих на болоте, о ягодах и грибах растущих на территории Республики, развивать экологическое мышление и экологическую культуру.
Задачи интегрируемых образовательных областей.
Социально - коммуникативное: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Продолжать расширять, развивать диалогическую речь ребёнка.
Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Михайловна и я приехала к вам в гости, чтобы узнать знаете ли вы, где живете?
- Да. В России.
Воспитатель: Правильно. А, скажите как называется наша Республика?
- Карелия.
Воспитатель: Ребята, вам, наверное, уже известно, что Карелия – это край озер, лесов и рек. А я хочу вам рассказать, чем еще богата наша Карелия.
Предлагаю вам отправиться в поход за поиском Карельских сокровищ.
У вас на стульчиках висят рюкзачки. Давайте наденем их на плечи и отправимся в наше путешествие. А чтобы отправиться в путешествие - оденем невидимые сапоги-скороходы.
Наши сапоги перенесли нас к болоту.
Болота, так же как и реки и озера занимают очень большую территорию нашей Республики.
Воспитатель:Ребята, а вы знаете, кто живет на болоте?
- (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть волшебные картинки, которые нам и покажут, кто же живет на нашем болоте. (опускают картинки в емкость с водой. Появляется изображение)
Воспитатель: Так кто же живет на нашем болоте?
-на нашем болоте живут лягушки, журавли и цапли.
- посмотрите, лягушка предлагает нам перейти через болото. Нужно перепрыгнуть по кочкам, только по очереди.
Воспитатель:Ребята, посмотрите, что это на кочке?
- Ягоды
Воспитатель: Правильно. А кто-нибудь знает как называются эти ягоды?
- (ответы детей)
- Клюква и морошка.
Воспитатель: Давайте соберем их в корзинку.
(дети собирают ягоды в корзинку)
Воспитатель: А мы отправляемся дальше.
- Ребята, посмотрите перед нами самая высокая гора Карелии. Ее высота 577 метров. Кто-нибудь и вас знает как она называется?
Воспитатель: – Нуоронен.
На вершине горы почти полностью отсутствует растительность, практически весь год Нуорунен покрыта льдом и снегом.
-Хотите подняться на нее?
- (ответ детей)
- кто знает, как можно подняться на гору?
- (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы подняться высоко в горы нужно следовать определенным правилам. Посмотрите, у меня есть крепкая веревка. Давайте с помощью нее поднимемся в гору.
(подъем в гору)
Воспитатель: Ну вот мы и на вершине горы Нуоронен. Посмотрите, какой потрясающий вид на окрестности.
На самой высшей точке горы Нуорунен располагается один из самых крупных карельских сейдов — древних мест поклонения языческим богам. Валун на камнях поменьше. Очень много туристов поднимаются на гору, чтоб посмотреть на него.
Ребята, я предлагаю вам на память об этом месте сделать свой макет этого валуна.
Перед вами пластилин. Вам нужно из него слепить большой валун и маленькие камушки, на которых стоит большой валун.
Ребята, а чувствуете что здесь на вершине прохладнее, чем внизу.
Воспитатель: Ой смотрите, к нам прибежал заяц. Он наверное замерз. Давайте поможем ему согреться.
-Скок-поскок, скок-поскок,
-зайка прыгнул на пенек,
- зайцу холодно сидеть
- нужно лапочки погреть.
- лапки вверх, лапки вниз,
- на носочках подтянись.
- зайке холодно стоять – надо зайке поскакать.
- кто-то зайку напугал - зайка прыг и убежал.
Воспитатель: Ребята, зайчик убежал в лес, давайте и мы с вами туда отправимся.
- Посмотрите ребята, а в лесу, оказывается, очень много всего интересного. (показываю на грибы)
- Ребята, вы знаете что это?
- (ответы детей)
Воспитатель: А как они называются? (подосиновики, подберезовики, белые)
Воспитатель: а как вы думаете это съедобные грибы или ядовитые?
- (ответы детей)
Воспитатель: а посмотрите сюда… здесь какие-то ягоды. Вы случайно не знаете, как они называются? (брусника, черника).
-Правильно. А их можно есть?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, у меня есть 3 корзиночки, давайте в одну соберем грибы, во 2-ю – ягоды черники, а в 3-ю – бруснику.
(дети собирают)
Воспитатель: Ребята, вот мы и подошли к тому месту, где можно отдохнуть - сделать привал.
Посмотрите – это специально оборудованное место, где можно развести огонь. (развожу огонь).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши корзины полны сокровищ. Не видите???
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, то, что у нас в корзинах – это дары леса. А еще их называют «Сокровищами Карелии». Знаете почему?
Потому что в наших ягодах очень много полезных витаминов для здоровья человека. За этими сокровищами к нам в Карелию приезжает очень много людей со всей России.
Воспитатель: Ребята снимайте свои рюкзачки, откройте их и посмотрите, что внутри.
-(чашки)
Воспитатель: правильно. А у меня в рюкзаке есть термос с теплым ароматным чаем. Я вас сейчас им угощу.
Воспитатель: Пока мы с вами сидим и греемся у костра, расскажите – понравилось ли вам наше путешествие. Что интересного вы увидели и узнали?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас ходил в поход вместе с родителями – всей семьей?
(ответы детей)
Воспитатель: Здорово. А кто не ходил – обязательно позовите своих родителей в путешествие. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Клюквенные места».
Воспитатель: Долюк Наталья Михайловна.
Цель: сформировать у детей представление об экосистеме болото, как части природы.
Задачи:
Обучающая:
- закрепить знания дошкольников о разнообразии животных и растений данной экосистемы;
- рассказать о том, что такое мох и торф;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать.
Развивающая:
- учить планировать свою работу с использованием плана: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей;
- учить детей создавать выразительные лепные образы.
Воспитательная:
- совершенствовать умение работать в группе, договариваться между собой.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у меня для Вас есть сюрприз, интересно вам - что это?
Отгадайте загадку:
На ягодном балу всегда царица,
Блестит вся в капельках воды,
Она на севере родится,
Полезны всем ее дары. (Клюква)
(Показываю, предлагаю детям ее описать)
Воспитатель: А полакомиться хотите клюквой?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, берите ложечку и угощайтесь. Какая она на вкус? (Кислая)
Воспитатель: А кто скажет, где же растет эта ягодка? (Болото)
Воспитатель: Я хочу узнать, знаете ли вы, что такое болото.
Дети: Вода, кочки, мох, опасное, топкое место.
Воспитатель: Посмотрите на экран и найдите картинку, где изображено болото. (дети показывают указкой).
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в краю лесов, болот и рек.
А где мы живем? (Республика Карелия)
Болота занимают почти половину территории нашей республики Карелия.
Друзья, а хотите узнать, как образуются болота?
(Показ презентации)
Когда-то на этом месте было небольшое озеро и вот берега его стали зарастать камышом и разными влаголюбивыми растениями и травами. Каждый год травы все больше и больше разрастались, переплетались стеблями и закрывали воду. И вот из переплетенных стеблей, листьев и трав получились кочки, островки и вода стала не прозрачной, а темной. И появилось болото.
Воспитатель: Кто скажет, что растет на болоте? (осока, камыш, мох, трава)
У меня для Вас есть мох и торф. Подойдите к столам, и мы их рассмотрим.
Посмотрите на мох: Что Вы можете про него сказать?
У него нет корня, и состоит он из множества сцепленных между собой мягких стебельков.
Что он Вам напоминает? - (губку.).
Мох растет и получается пружинистый матрац. Он поглощает и удерживает в себе воду. Поэтому на болоте всегда сыро.
Встаньте все вокруг стола на 2 шага подальше, чтобы всем было видно.
ОПЫТ: Наливаем в блюдце воду и кладем губку. Что произошло? — вода исчезает, она впиталась в губку. Сверху кладем бумажную салфетку. Как вы думаете, что случится с салфеткой? (Она осталась сухой.).
Жарким летом мох сверху высыхает, а в глубине всегда есть влага, наступишь и всегда почувствуешь влагу.
Воспитатель: А, под мхом на болоте находится торф.
Давайте разотрем комочек торфа и рассмотрим его в увеличительное стекло.
ОПЫТ: Дети берут комочки и рассматривают через лупу.
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: травинки, листики и т. п.
Воспитатель: правильно, остатки мхов.
Травы, стебельки и листочки год за годом отмирают, перегнивают в воде и ложатся друг на друга и образуется торф на болоте.
Воспитатель: Ребята, кого мы можем встретить на болоте, кто здесь живет? Давайте послушаем звуки болота и вы мне ответите.(Фонограмма)
Воспитатель: Кого Вы услышали?
Дети: лягушки, цапли, комары и прочие. (показ на слайдах)
Воспитатель: Я предлагаю Вам поиграть в игру на внимание «Цапля и лягушки». У нас одна цапля, а остальные лягушата. Здесь болото и живут лягушки, а здесь цапля живет. Пока я буду говорить слова, цапля гуляет вдоль болота, а лягушки прыгают и квакают. Как только я скажу : «Лягушонка хочет сцапать!» лягушата замирают, кто пошевелится, того цапля съест.
Цапля важная идет
По болотам лишь вперед.
Лапки важно поднимает,
И вперед она шагает.
Ходит цапля по болоту
Будто ищет там кого-то.
Ой, боюсь, что эта цапля
Лягушонка хочет сцапать. (2 раза)
Воспитатель: Ребята, а что еще вы знаете о болоте? (Топкое)
Воспитатель:
Болото — это топкое место
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги (вношу тесто зеленого цвета)
Воспитатель: Ребята, у меня для вас небольшой кусочек болота, я хочу, чтобы вы друг за другом пальчиками попробовали по нему пройти.
Что вы чувствуете? (пальчики тонут в болоте, проваливаются)
А вы бы хотели сделать свое болото, чтобы и ваши родители увидели?
Дети: Да!
Воспитатель: А у меня есть вот такой материал: шишки, перья, зубочистки, пластилин. Что можно из этого сделать? - ЦАПЛЮ.
Кто сможет справиться с этим заданием? Берите схему, материал и садитесь за стол. Рассмотрите. Подумайте, что сначала, что потом.
А что здесь у меня? - пластилин зеленого цвета, глазки, схема. Что можно из этого сделать? - ЛЯГУШКУ. Кто сможет справиться с этим заданием?. Берите схему, материал и садитесь за стол. Рассмотрите. Подумайте, что сначала, что потом.
Что можно еще сделать? Камыши, ягоды клюквы, У меня есть пластилин, зубочистки. Садимся, разбирает схему, материал. Не забываем договариваться между собой.
Продуктивная деятельность.
Итог образовательной деятельности: Что мы с вами сегодня узнали? (как образуются болота, кто живет на болоте, что такое мох и торф).