Региональная составляющая в организации образовательной среды

Долюк Наталья Михайловна

Интегрированное занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Сокровища Карелии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по познавательной деятельности в старшей группе «Сокровища Карелии».

Воспитатель: Долюк Наталья Михайловна.

Цель: рассказать детям о том, чем богата Республика Карелия.

Задачи НОД:

Основная образовательная область.

Познавательное: закрепить знания детей о животных, живущих на болоте, о ягодах и грибах растущих на территории Республики, развивать экологическое мышление и экологическую культуру.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Социально - коммуникативное: воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Продолжать расширять,  развивать диалогическую речь ребёнка.

Здоровье: продолжать развивать активность детей в играх.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Михайловна и я приехала к вам в гости, чтобы узнать знаете ли вы, где живете?

- Да. В России.

Воспитатель: Правильно. А, скажите как называется наша Республика?

- Карелия.

Воспитатель: Ребята, вам, наверное, уже известно, что Карелия – это край озер, лесов и рек. А я хочу вам рассказать, чем еще богата наша Карелия.

Предлагаю вам отправиться в поход за поиском Карельских сокровищ.

У вас на стульчиках висят рюкзачки. Давайте наденем их на плечи и отправимся в наше путешествие. А чтобы отправиться в путешествие - оденем невидимые сапоги-скороходы.

Наши сапоги перенесли нас к болоту.

Болота, так же как и реки и озера занимают очень большую территорию нашей Республики.

Воспитатель:Ребята, а вы знаете, кто живет на болоте?

- (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть волшебные картинки, которые нам и покажут, кто же живет на нашем болоте. (опускают картинки в емкость с водой. Появляется изображение)

Воспитатель: Так кто же живет на нашем болоте?

-на нашем болоте живут лягушки, журавли и цапли.

- посмотрите, лягушка предлагает нам перейти  через болото. Нужно перепрыгнуть по кочкам, только по очереди.

Воспитатель:Ребята, посмотрите, что это на кочке?

 - Ягоды

Воспитатель: Правильно. А кто-нибудь знает как называются эти ягоды?

- (ответы детей)

- Клюква и морошка.

Воспитатель: Давайте соберем их в корзинку.

(дети собирают ягоды в корзинку)

Воспитатель: А мы отправляемся  дальше.

- Ребята, посмотрите перед нами самая высокая гора Карелии. Ее высота 577 метров. Кто-нибудь и вас знает как она называется?

Воспитатель: – Нуоронен.

На вершине горы почти полностью отсутствует растительность, практически весь год Нуорунен покрыта льдом и снегом.

-Хотите подняться на нее?

- (ответ детей)

- кто знает, как можно подняться на гору?        

- (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы подняться высоко в горы нужно следовать определенным правилам. Посмотрите, у меня есть крепкая веревка. Давайте с помощью нее поднимемся в гору.

(подъем в гору)

Воспитатель: Ну вот мы и на вершине горы Нуоронен. Посмотрите, какой потрясающий вид на окрестности.

На самой высшей точке горы Нуорунен располагается один из самых крупных карельских сейдов — древних мест поклонения языческим богам. Валун на камнях поменьше. Очень много туристов поднимаются на гору, чтоб посмотреть на него.

Ребята, я предлагаю вам на память об этом месте сделать свой макет этого валуна.

Перед вами пластилин. Вам нужно из него слепить большой валун и маленькие камушки, на которых стоит большой валун.

Ребята, а чувствуете что здесь на вершине прохладнее, чем внизу.

Воспитатель: Ой смотрите, к нам прибежал заяц.  Он наверное замерз. Давайте поможем ему согреться.

-Скок-поскок, скок-поскок,

-зайка прыгнул на пенек,

- зайцу холодно сидеть

- нужно лапочки погреть.

- лапки вверх, лапки вниз,

- на носочках подтянись.

- зайке холодно стоять – надо зайке поскакать.

- кто-то зайку напугал  - зайка прыг и убежал.

Воспитатель: Ребята, зайчик убежал в лес, давайте и мы с вами туда отправимся.

- Посмотрите ребята, а в лесу, оказывается, очень много всего интересного. (показываю на грибы)

- Ребята, вы знаете что это?

- (ответы детей)

Воспитатель: А как они называются? (подосиновики, подберезовики, белые)

Воспитатель: а как вы думаете это съедобные грибы или ядовитые?

- (ответы детей)

Воспитатель: а посмотрите сюда… здесь какие-то ягоды. Вы случайно не знаете, как они называются? (брусника, черника).

-Правильно. А их можно есть?

(ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, у меня есть 3 корзиночки, давайте в одну соберем грибы, во 2-ю – ягоды черники, а в 3-ю – бруснику.

(дети собирают)

Воспитатель: Ребята, вот мы и подошли к тому месту, где можно отдохнуть - сделать привал.

Посмотрите – это специально оборудованное место, где можно развести огонь. (развожу огонь).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши корзины полны сокровищ. Не видите???

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, то, что у нас в корзинах – это дары леса. А еще  их называют «Сокровищами Карелии». Знаете почему?

Потому что в наших ягодах очень много полезных витаминов для здоровья человека. За этими сокровищами к нам в Карелию приезжает очень много людей со всей России.

Воспитатель: Ребята снимайте свои рюкзачки, откройте их и посмотрите, что внутри.

-(чашки)

Воспитатель: правильно. А у меня в рюкзаке есть термос с теплым ароматным чаем. Я вас сейчас им угощу.

Воспитатель: Пока мы с вами сидим и греемся у костра, расскажите – понравилось ли вам наше путешествие. Что интересного вы увидели и узнали?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас ходил в поход вместе с родителями – всей семьей?

(ответы детей)

Воспитатель: Здорово. А кто не ходил – обязательно позовите своих родителей в путешествие. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Клюквенные места».

Воспитатель: Долюк Наталья Михайловна.

Цель: сформировать у детей представление об экосистеме болото, как части природы.

Задачи:

Обучающая:

  • закрепить знания дошкольников о разнообразии животных и растений данной экосистемы;
  • рассказать о том, что такое мох и торф;
  • совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать.

Развивающая:

  • учить планировать свою работу с использованием плана: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей;
  • учить детей создавать выразительные лепные образы.

Воспитательная:

  • совершенствовать умение работать в группе, договариваться между собой.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у меня для Вас есть сюрприз, интересно вам  - что это?

Отгадайте загадку:

На ягодном балу всегда царица,

Блестит вся в капельках воды,

Она на севере родится,

Полезны всем ее дары. (Клюква)

(Показываю, предлагаю детям ее описать)

Воспитатель: А полакомиться хотите клюквой?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, берите ложечку и угощайтесь. Какая она на вкус?  (Кислая)

Воспитатель: А кто скажет, где же растет эта ягодка? (Болото)

Воспитатель: Я хочу узнать, знаете ли вы, что такое болото.

Дети: Вода, кочки, мох, опасное, топкое место.

Воспитатель: Посмотрите на экран и найдите картинку, где изображено болото. (дети показывают указкой).

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в краю лесов, болот и рек.

А где мы живем? (Республика Карелия)

Болота занимают почти половину территории нашей республики Карелия.

Друзья, а хотите узнать, как образуются болота?

(Показ презентации)

Когда-то на этом месте было небольшое озеро и вот берега его стали зарастать камышом и разными влаголюбивыми растениями и травами. Каждый год травы все больше и больше разрастались, переплетались стеблями и закрывали воду. И вот из переплетенных стеблей, листьев и трав получились кочки, островки и вода стала не прозрачной, а темной. И появилось болото.

Воспитатель: Кто скажет, что растет на болоте? (осока, камыш, мох, трава)

У меня для Вас есть мох и торф. Подойдите к столам, и мы их рассмотрим.

Посмотрите на мох: Что Вы можете про него сказать?

У него нет корня, и состоит он из множества сцепленных между собой мягких стебельков.

Что он Вам напоминает? - (губку.).

Мох растет и получается пружинистый матрац. Он поглощает и удерживает в себе  воду. Поэтому на болоте всегда сыро.

Встаньте все вокруг стола на 2 шага подальше, чтобы всем было видно.

ОПЫТ: Наливаем в блюдце воду и кладем губку. Что произошло? — вода исчезает, она впиталась в губку. Сверху кладем бумажную салфетку. Как вы думаете, что случится с салфеткой? (Она осталась сухой.).

Жарким летом мох сверху высыхает, а в глубине всегда есть влага, наступишь и всегда почувствуешь влагу.

Воспитатель: А, под мхом на болоте находится торф.

Давайте разотрем комочек торфа и рассмотрим его в увеличительное стекло.

ОПЫТ: Дети берут комочки и рассматривают через лупу.

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: травинки, листики и т. п.

Воспитатель: правильно, остатки мхов.

Травы, стебельки и листочки год за годом отмирают, перегнивают в воде и ложатся друг на друга и образуется торф на болоте.

Воспитатель: Ребята, кого мы можем встретить на болоте, кто здесь живет? Давайте послушаем звуки болота и вы мне ответите.(Фонограмма)

Воспитатель: Кого Вы услышали?

Дети: лягушки, цапли, комары и прочие. (показ на слайдах)

Воспитатель: Я предлагаю Вам поиграть в игру на внимание «Цапля и лягушки». У нас одна цапля, а остальные лягушата. Здесь болото и живут лягушки, а здесь цапля живет. Пока я буду говорить слова, цапля гуляет вдоль болота, а лягушки прыгают и квакают. Как только я скажу : «Лягушонка хочет сцапать!» лягушата замирают, кто пошевелится, того цапля съест.

Цапля важная идет

По болотам лишь вперед.

Лапки важно поднимает,

И вперед она шагает.

Ходит цапля по болоту

Будто ищет там кого-то.

Ой, боюсь, что эта цапля

Лягушонка хочет сцапать. (2 раза)

Воспитатель: Ребята, а что еще вы знаете о болоте? (Топкое)

Воспитатель:

Болото — это топкое место

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи

Нет опоры для ноги (вношу тесто зеленого цвета)

Воспитатель: Ребята, у меня для вас небольшой кусочек болота, я хочу, чтобы вы друг за другом пальчиками попробовали по нему пройти.

Что вы чувствуете? (пальчики тонут в болоте, проваливаются)

А вы бы хотели сделать свое болото, чтобы и ваши родители увидели?

Дети: Да!

Воспитатель: А у меня есть вот такой материал: шишки, перья, зубочистки, пластилин. Что можно из этого сделать? - ЦАПЛЮ.

Кто сможет справиться с этим заданием? Берите схему, материал и садитесь за стол. Рассмотрите. Подумайте, что сначала, что потом.

А что здесь у меня? - пластилин зеленого цвета, глазки, схема. Что можно из этого сделать? - ЛЯГУШКУ. Кто сможет справиться с этим заданием?. Берите схему, материал и садитесь за стол. Рассмотрите. Подумайте, что сначала, что потом.

Что можно еще сделать? Камыши, ягоды клюквы, У меня есть пластилин, зубочистки. Садимся, разбирает схему, материал. Не забываем договариваться между собой.

Продуктивная деятельность.

Итог образовательной деятельности: Что мы с вами сегодня узнали? (как образуются болота, кто живет на болоте, что такое мох и торф).