Главные вкладки
7. Педагогические разработки
Родительские собрания, презентации, проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnye_promysly_nizhegorodskoy_oblasti.docx | 630.07 КБ |
proekt_raznotsvetnoe_leto.docx | 117.13 КБ |
psihologiya._problema_nasledovaniya_sposobnostey.docx | 18.13 КБ |
psihologiya._problema_nasledovaniya_sposobnostey.pptx | 1.22 МБ |
novogodniy_proekt.docx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народные промыслы Нижегородской области»
Выполнила:
Воспитатель Горчицына Валерия Эдуардовна
2017 год
Паспорт проекта
Тип проекта – информационно-творческий.
Участники проекта - воспитатели, дети, родители.
По продолжительности – краткосрочный (ноябрь-декабрь 2017г.)
По количеству участников – групповой.
Актуальность
Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня тысячи мастеров – ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры, резчики и мастера росписи по дереву – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.
Я надеюсь, что реализация данного проекта, даст представление о богатстве народной художественной культуры, о ее древних традициях и о том бережном отношении к этим традициям.
Цели:
-Вызвать у детей интерес к народным промыслам Нижегородской области.
-углубить знания о декоративной росписи родного края (хохлома, городецкая, семеновская и особое внимание уделить познанию росписи нашего района Полховско-майданская).
-формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Для реализации цели решается следующий комплекс задач:
Обучающие задачи:
- Познакомить детей с истоками искусства мастеров, краткой историей;
- Познакомить с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров;
- Формирование специальных навыков и умений для достижения определенных результатов;
- Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора;
- Учить последовательности анализа: самые крупные и мелкие элементы и их месторасположение в общей композиции;
- Формирование у детей устойчивого желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков;
Воспитательные задачи:
- Формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
- Формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям народной культуры;
- Формирование потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками. Стремление сочетать внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру.
Развивающие задачи:
- Развитие креативного мышления детей посредством ознакомления их с различными методами и приемами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
- Развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;
- Развитие творческого потенциала;
- Развитие активности, самостоятельности, общения;
- Развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
- Развитие интереса к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.
Этапы и сроки реализации проекта
Подготовительный этап
- Информирование родителей о данном проекте.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Разработка конспекта, создание развивающей среды.
- Оформление выставочных работ детей по народно-прикладным промыслам для родителей .
- Создание развивающей среды,
- Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей.
Основной этап
- Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
- Знакомство со стихами и потешками о городецкой, хохломской росписях
- Выставка детских работ по мотивам росписей нижегородского края
Заключительный этап
- Анализ результативности.
Ожидаемый результат
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Список используемой литературы.
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 2007.
Приложение
Дидактическая игра «Найди сестричку для матрёшки».
Цель: Развитие внимания, мышления, воображения.
Ход игры:
Вариант 1
«Найди сестренку»
Перед ребенком, на столе, лежат матрешки (большие и маленькие). Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть их, обратить внимание на сходства и различия.
Необходимо по одежке найти сестренку для матрешки.
Вариант 2
«Кто спрятался?»
Педагог: «Матрешки пошли на прогулку, но одна из них потерялась. Посмотрите внимательно, какие у нас матрешки (закрывает матрешек, убирает одну). Какая матрешка потерялась? (варианты ответов: «большая», «маленькая», «мама», «дочка» и т.п.)
Дидактическая игра «Собери матрёшку»
Цель:
Формирование умения не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал: (расписная матрешка, внутри которой несколько вкладывающихся матрешек, наименьшая из которых неразборная)
Ход игры:
Педагог ставит на стол матрешку. Ребенку предлагают открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.
Рисование «Укрась дымковскую игрушку»
Цель:
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.
Задачи:
Образовательные задачи:
Учить рисовать элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку.
Развивающие задачи: Развивать творческую активность, умение различать цвета, любознательность. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Потешки, стихи , загадки
Городецкая роспись.
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….(Городец).
………………………
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Сказочные птицы
Прилетели на цветы,
И украсили мы доски
Небывалой красоты.
……………………………
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.
Золотая Хохлома.
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она!
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
Матрёшка.
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки:
Загорские матрёшки!
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Семёновские матрёшки.
У семёновских матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Любят в прятки поиграть
И попеть и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку.
С. Маршак
Мы – игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Загадка
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Стихотворения о матрешке
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Чистые ладошки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Новые сапожки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Поплясать, поплясать
Мы хотим немножко. (Л.Олифирова)
Консультация для родителей
Народные художественные промыслы Нижегородской области – наследие поколений и душа современных мастеров
Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.
У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.
Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.
А рассказ о гжели можно начать с такой сказки: " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.
Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.
О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.
Много интересного и полезного родители, почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.
Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "
Можно загадать ребенку загадку:
"Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют… .(хохломой).
Народная игрушка – матрешка. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».
Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.
Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:
"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка,
А красавица-девица,
Каждая сестрица -
Для меньшей - темница.
Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "
Предварительный просмотр:
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
607060, г.Выкса, ул. Корнилова, зд. 97, 8(83177)3-55-11,
Электронная почта: zolotaya-fish7@yandex.ru
Летний проект «Разноцветное лето»
городской округ город Выкса
2017год
Проект летней оздоровительной работы «Разноцветное лето»
Актуальность:
Лето – это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета. В связи с этим летний период необходимо организовать так, чтобы вся детская деятельность проходила на открытом воздухе: наблюдения, подвижные игры, игры-эксперименты, прогулки, экскурсии, походы, физкультурные и музыкальные развлечения, закаливающие процедуры.
Цель:
Создание максимально эффективных условий по охране и укреплению здоровья, предупреждению заболеваемости и травматизма детей, обеспечению оптимальной двигательной активности, эмоциональному, личностному, познавательному развитию дошкольников в летний период, использование эффективных форм и методов для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в совместных мероприятиях с родителями.
Задачи:
- Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей за счет широкого использования природных факторов: воздуха, солнца, воды;
- Формирование привычки к здоровому образу жизни и развитию познавательного интереса;
- Формирование навыков безопасного поведения;
- Использование природно – предметной среды для следующих видов деятельности: организация труда в природе (цветник, участок), организация познавательной деятельности, организация различных видов игр, организация различных видов двигательной активности, наблюдений, опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности, организация продуктивных видов деятельности;
- Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления, вовлечение в совместные мероприятия с детьми в летний период.
Вид проекта:
информационный, практико-ориентированный, творческий (сбор информации и реализация её через полную интеграцию образовательных областей)
Участники проекта:
воспитанники ДОУ, педагоги, родители.
Срок реализации проекта:
Июнь- август 2017 г.
Принципы проекта:
- Учет возрастных, психофизических, индивидуально - личностных особенностей детей;
- Системность и культуросообразность педагогического процесса;
- Принцип деятельностного подхода к организации образовательной деятельности;
- Комплексность и интегративность.
Гипотеза реализации проекта:
Грамотная организация летней оздоровительной работы, в дошкольном учреждении охватывающая всех участников образовательного процесса, позволит укрепить физическое здоровье детей, а также повысить информационную компетентность родителей и педагогов в области организации летнего отдыха детей.
Предполагаемый результат:
- Снижение заболеваемости детей дошкольного возраста.
- Оздоровление и закаливание детей в летний период.
- Увеличение показателя естественного прироста физического развития детей в летний период.
- Вовлечение в физкультурно-оздоровительное пространство детского сада детей, родителей.
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Формирование стойкой привычки к здоровому образу жизни, семейной позиции на активный отдых детей и родителей.
Структура проекта:
- Создание условий для всестороннего развития детей.
- Организация физкультурно- оздоровительной работы.
- Организационно- педагогическая и методическая работа с педагогами.
- Воспитательно- образовательная работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Административно- хозяйственная работа.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- Определение целей и задач проекта
- Ознакомление детей и родителей с целью проекта
- Создание необходимых условий для реализации проекта
- Подбор литературы
- Подбор дидактических игр
Основной этап:
- Беседы с детьми: «Насекомые», «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем», «Опасности в лесу», «Что мы умеем делать руками и ногами, а что умели делать, когда были маленькими», «Опасная дорога», «В мире опасных предметов», «Как вести себя во дворе»
- Рисование «Чудо птица», мелками на асфальте «Здравствуй лето», по сырому «Аквариум с рыбками»
- Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Лови – бросай», «Кто скорее добежит до флажка», «Прыгни – повернись», «Лиса и зайцы», «Пугало», «По ровненькой дорожке»
- Чтение: С. Михалков «Песенка друзей», Благина «Лодочки», Л.Толстой «Была у настии кукла», «Петушок и бобовое зернышко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- Опыты «Солнце высушивает предметы»
- Поделки из песка
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»,
- Артикуляционная гимнастика «Ротик – домик язычка»
- Дидактические игры: «Какой игрушки не стало?», «Один – много», «Угадай на чем играю»,
- Музыкальная игра «Если весело живется»
- Лепка: «Летние птички», «Грибочки», «Яблочки»
- Аппликация «Солнышко лучистое», «Поле с цветами», «Бабочки»
Заключительный этап :
«Акция «Помогу собраться в школу»
Предварительный просмотр:
Проблема наследования способностей.
(2)Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Авторы, утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства данной точки зрения используются факты индивидуальных различий, отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. (3)Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна — в четыре. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля — в восемь лет, у Ван Дейка — в десять.
(4)Своеобразным развитием концепции наследования способностей является предположение о связи способностей человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Определение массы мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Однако впоследствии это предположение оказалось несостоятельным, поскольку можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины.
(5)С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галля, получившее название френология (от греч. рhrenos — «ум», logos —«учение»). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея базировалась на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музыке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т. д. Однако этот подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно.
(6)Широкую известность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей. Продолжая линию Гальтона, в 20 веке Коте определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях.
(7)Развитие способностей в значительной степени определяется ролью среды, в которой живет и действует человек. Современные исследования, проводимые с применением близнецового метода, позволяют более точно оценить роль среды и наследственности в развитии способностей. Суть близнецового метода заключается в целенаправленном изучении близнецов. Так, в ряде исследований сравнивались между собой показатели способностей одно-яйцевых (монозиготных) близнецов и просто братьев и сестер (так называемых сибсов). Было установлено, что способности и уровень их развития внутри монозиготных пар совпадают в 70-80 % случаев, а в парах сибсов — в 40-50 %. Данные исследования позволили утверждать, что способности, или по крайней мере задатки, самым тесным образом связаны с наследственностью. Однако по-прежнему остается без ответа вопрос о том, что важнее для развития способностей — среда или наследственность.
(8)Ответ на данный вопрос попытались дать в своих работах Арнольд Басс и Роберт Пломин, которые изучали отдельные характеристики гомозиготных (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной и той же семье. Более того, в некоторых случаях индивидуальные различия между ними даже уменьшаются. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется это тем, что детям-одногодкам, постоянно находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.
(9)Представители другой точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в 18 веке К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода говорят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности о так называемых «детях-маугли». Эти случаи являются доказательством невозможности собственно человеческого развития вне общества. В пользу данного подхода также говорят факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту перцептивную способность с помощью специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звуковысотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые обнаружили также 100 % музыкальности. Эти удивительные различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к тембровым, второй — к тональным языкам. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Данный пример показывает роль условий среды и упражнений в формировании способностей.
(10)Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по умственному развитию детей начинают с 4-5 лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».
(11)В отечественной психологии проблемой способностей занимались такие видные ученые, как Борис Михайлович Теплов, Владимир Дмитриевич Небылицын, Алексей Николаевич Леонтьев и др. В сжатом виде позицию, сложившуюся в отечественной психологии, можно охарактеризовать так: способности человека по своей природе биосоциальны.
(12)Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления. В качестве доказательства данной точки зрения используются факты индивидуальных различий, отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим.
Вольфганг Моцарт Йозеф Гайдн Ван Дейк Рафаэль
Предположение о связи способностей человека с массой его мозга мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г
Учение Франца Галля - «френология» (от греч. рhrenos — «ум», logos —«учение»).
Работы Фрэнсиса Гальтона . Он объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина.
Развитие способностей в значительной степени определяется ролью среды, в которой живет и действует человек. Близнецы (монозиготы) Братья и сестры ( сипсы )
Ответ на данный вопрос попытались дать в своих работах А. Басс и Р. Пломин , которые изучали отдельные характеристики гомозиготных и гетерозиготных. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе.
В 18 веке К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность.
Американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей.
В отечественной психологии проблемой способностей занимались такие видные ученые, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын , А. Н. Леонтьев и др. В сжатом виде позицию, сложившуюся в отечественной психологии, можно охарактеризовать так: способности человека по своей природе биосоциальны.
Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности.
Спасибо за внимание