Мое портфолио
Портфолио
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общие сведения о педагогическом работнике
1.Ф.И.О . Савинова Елена Алексеевна
2. Дата рождения: 6 июня 1968 год.
3.Сведения об образовании:
1990 г. Южно-Сахалинский государственный педагогический институт
Учитель биологии и химии ТВ № 0863398 .
4. Стаж работы: общий трудовой 30 лет и 3 месяца
педагогический 30 лет и 3 месяца
в указанном ОУ 14 лет и 3 месяца
5. Занимаемая должность учитель биологии и химии.
6. Имеющаяся квалификационная категория первая, приказ министерства образования Сахалинской области от 02.03. 2016 года № 262-ОД
7. Полное название образовательного учреждения муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Восток Поронайского ГО Сахалинской области.
Юридический адрес 694201 Сахалинская область, Поронайский район, с. Восток, улица Гагарина, дом 6-а.
E-mail ps_vostok@ mail.ru
Телефон/факс 8-42431-9-85-65
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
9. Обоснование выбора образовательной программы
9.1. Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы ООО
Общая характеристика предмета «Биология».
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Цели и задачи курса биологии в 5-9 классах
1) Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу.
2) Формирование представления о природе как развивающейся системе.
3) Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественнонаучных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.
4) Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.
5) Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека.
6) Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.
Задачи:
· формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
· формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
· приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
· воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.И. Сивоглазова.
Учебно-методический комплект В.И. Сивоглазова для 5–9 классов построен по концентрическому принципу. Учебники линии содержат материал о хозяйственном, экологическом и медицинском значении изучаемых объектов, что обеспечивает практико-ориентированный подход. Основным отличием и существенным преимуществом комплекта, особенно важным на современном этапе развития образования, является наполненность учебников ссылками на электронные ресурсы, которые размещены на интернет-ресурсах корпорации «Российский учебник». Данные электронные ресурсы представляют собой огромную информационную базу, содержащую рисунки, фотографии, схемы, анимированные сюжеты, видеофрагменты, 3D-модели, виртуальные экскурсии, практические работы, интерактивные задания, тесты, кроссворды и другие объекты. Наличие такой электронной базы позволяет выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, работать с учащимися любого уровня подготовки. Электронная составляющая не является компонентом, обязательным для использования. Печатные учебники – это полная и достаточная версия курса биология, поэтому при отсутствии у пользователя возможности работать с электронным приложением никакой потери содержания не происходит.
Учебное содержание курса биологии включает следующие курсы:
Биология. Введение в биологию. 5 класс. 34 ч, 1ч в неделю;
Биология. Живой организм. 6 класс. 34ч, 1ч в неделю;
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс 34 ч, 1 ч в неделю;
Биология. Человек. 8 класс 68 ч, 2 ч в неделю;
Биология. Общие закономерности. 9 класс 68 ч, 2 ч в неделю.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.
Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программах 5–9 классов строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение роли основных функциональных систем в поддержании гомеостаза и постоянства внутренней среды организма. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.
Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. В программе 5–7-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. В программе 8-го класса показано историческое становление основных структур и функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.
Экосистемный подход. Биологическое образование в средней школе должно быть, экологически ориентированным на решение практических задач, стоящих перед человечеством.
УМК.Учебники
№ п/п | класс | название | автор | издательство | год |
1 | 5 | «Введение в биологию», учебник-навигатор. | коллективом авторов под руководством В.И. Сивоглазова. А. А. Плешакова. | М.Дрофа | 2019 |
2 | 6 | «Живой организм», учебник-навигатор. | В.И. Сивоглазов, | М.Дрофа | 2020 |
3 | 7 | «Многообразие живых организмов», учебник-навигатор. | В.И. Сивоглазови В.Б. Захаров | М.Дрофа | 2020 |
4 | 8 | «Биология. Человек», учебник-навигатор. | В.И.Сивоглазов, М. Р. Сапин и А. А. Каменский | М.Дрофа | 2019 |
5 | 9 | «Биология. Общие закономерности», учебник-навигатор. | Сивоглазов В. И., Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Агафонова И. Б. | М.Дрофа | 2019 |
9.2. Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- получение школьниками знаний о живой природе;
- осознание жизни как наивысшей ценности;
- овладение знаниями в области практического применения биологических закономерностей;
- развитие личности учащихся, стремление к самообразованию;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Изучение курса «Биология» в старшей школе направлено на решение следующих задач:
1. Формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
2. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3. Выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
Линия доработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования. Учебники успешно прошли экспертизу и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Учебники под редакцией Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица сочетают в себе традиционность и фундаментальность с современными образовательными тенденциями.
Структура и содержание учебников нацелены на формирование основ предметных знаний по биологии, а также призваны обеспечить достижение личностных и метапредметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС. Система вопросов, упражнений и задач доработана и дополнена, в частности, тестовыми заданиями, способствующими подготовке к ЕГЭ.
Учебники могут использоваться при работе по разным педагогическим технологиям.
Особенности линии УМК
- Содержание учебников соответствует современному состоянию биологии и учитывает её последние достижения.
- Структурно-содержательная модель учебника — эффективное средство для организации собственной учебной деятельности и достижения планируемых результатов.
- Методическая модель учебника построена на приоритете формирования предметных и универсальных учебных действий.
Система вопросов и заданий содержит:
- традиционные предметные вопросы, упражнения, задачи
- задания на работу с текстовой информацией
- лабораторные и практические работы с чёткими инструкциями по их проведению
- задания, ориентирующие на самостоятельный активный поиск информации
- задания на работу в сотрудничестве (рубрика «Анализируем ситуацию»)
- задания на актуализацию ранее полученных знаний
- проектные и исследовательские работы
- задания, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в том числе в медиасреде.
Количество часов, отводимое на изучение биологии в старшей школе, зависит от учебного плана, утверждённого образовательной организацией. Данная рабочая программа рассчитана на проведение 1 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 68 ч, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 10 классе, 34 ч (1ч в неделю) в11 классе.
Курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об основных биологических объектах. Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса биологии в старшей школе более полно раскрывает общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы.
Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
УМК. Учебники
Класс | Название | Автор | Издательство | Год |
10 | «Биология» | Д.К. Беляева, Г.М. Дымшиц | М.:Просвещение | 2020 |
11 | «Биология» | Д.К. Беляева, Г.М. Дымшиц | М.: Просвещение. | 2020 |
Предварительный просмотр:
10. Обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической и психологической диагностики для оценки образовательных результатов.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников основного и среднего общего образования. Она отражена в основной образовательной программе школы. Она разработана на четырехлетний срок- с 2016 года по 2020 год.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
текущая аттестация | итоговая (триместр, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
-устный опрос - письменная проверочная работа; - самостоятельная работа – биологический диктант; - тестовые задания - лабораторная работа; - доклад, -рефераты. -творческая работа -устный зачет по изученной теме.- - практические работы | Мониторинг предметных достижений по биологии : -Входная диагностика: -Промежуточная диагностика
| анализ динамики текущей успеваемости | участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, - активность в проектах и программах внеурочной деятельности; -творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Использование различных средств педагогической диагностики позволяет мне проконтролировать свою объективность в выставлении оценок, скорректировать свою педагогическую деятельность, наметить план дальнейших действий.
Проверка знаний и умений учащихся - это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, оказывающая существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.
В своей работе я использую все виды контроля: текущий, периодический и тематический, итоговый контроль.
На уроках применяю разные типы и формы контроля: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, дифференцированные, с применением ИКТ.
Средства педагогической диагностики | |
Традиционные средства педагогической диагностики | Контрольная работа - объективно оценивает знание, умение и навыки, показывает способности каждого отдельно взятого ученика. Для проведения текущих контрольных работ отводится весь урок или только часть его. |
Самостоятельная работа. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся и усвоения знаний. Индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой–то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. | |
Устный опрос - требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос строится как беседа, рассказ ученика, объяснение, сообщение о наблюдении и т.д. | |
Письменный контроль имеет свои преимущества перед устным опросом, т.к. отличается большей объективностью, охватом нужного числа проверяемых, экономией времени. | |
Инновационные средства педагогической диагностики | Тестирование – одна из инновационных методик педагогической диагностики. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считаю тестирование, потому что они а) относительно краткосрочны, т.е. не требуют больших затрат времени; б) однозначны, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания; в) правильны, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов; г) относительно кратки, требуют сжатых ответов; д) информационные, т.е. обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений; е) удобны, т.е. пригодны для быстрой математической обработки результатов; ж) стандартны, т.е. пригодны для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения. |
Подготовка сообщений с привлечением дополнительной литературы и их устная презентация. |
Обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий.
№ | Название используемой технологии | Классы (группы) в которых используется технология | Обоснование применения | Имеющийся или прогнозируемый результат. |
1 | ИКТтехнологии | 5 - 11 классы | повышение мотивации обучения повышение эффективности процесса обучения; активизация познавательной сферы обучающихся; совершенствование методики проведения уроков; своевременное отслеживание результатов обучения и воспитания; планирование и систематизация свей работы; | Способствовать социализации личности |
2 | Здоровьесберегающие технологии | 5 - 11 классы | формирование навыков ЗОЖ технология обеспечения безопасности жизнедеятельности – соблюдение техники безопасности на уроках, во время проведения практических, лабораторных работ и, соответственно, на перемена, | У на сохранение здоровья учителя и подрастающего поколения. уменьшение заболеваемости учащихся в период обучения |
3 | Технология критического мышления | опрос по цепочке, биологический или графический диктант, тестирование, фронтальный опрос, работа с индивидуальными картами, верные или неверные утверждения, рассказ - предположение и т.д. | ||
4 | Проектная деятельность или технология проектов | личностно – ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно анализировать и систематизировать информацию и конструировать свои навыки и умения, развивать критическое, творческое и логическое мышление | процесс работы над учебным продуктом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного продукта работы. | |
5 | Технология уровневой дифференциации | Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к предмету. обеспечить усвоение учебного материала. создавать условия для максимального развития его способностей в процессе освоения содержания образовательной программы. | ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. |
В своей работе широко применяю проблемно-поисковый метод, исследовательский, познавательные игры и упражнения, самостоятельную работу, метод круговой тренировки.
Цель применения этих методических подходов – это воспитание у учащихся стремления к самопознанию, усиление мотивации и развитие познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями. Также применяю в своей деятельности методические приемы, относящиеся к методу вариативного упражнения, игровой и соревновательный. Таким путем достигается разностороннее развитие различных двигательных способностей, совершенствуется техническое и тактическое мастерство. Организации дифференцированной, индивидуальной, групповой или парной работы с обучающимися на учебных занятиях способствует развитию индивидуальных качеств личности. Применение метода круговой тренировки уже в течение нескольких лет позволяет выделить ряд положительных моментов используемой методики: является универсальной и эффективной для разных видов программы; позволяет включить в деятельность максимальное количество учащихся; повышает динамику и плотность занятий; позволяет снизить утомляемость занимающихся за счет переключения с одного вида упражнений на другой; допускает использование различных методов в комплексе, в том числе коллективный и индивидуальный. Для отслеживания результативности используемой системы провожу два раза в год контрольное выполнение нормативных требований, которые отражают разносторонность подготовленности учащихся по каждой конкретной группе физических упражнений. Критерием характеристики уровня физической подготовленности наряду с выполнением программных требований являются и личные достижения ребёнка, основанные на сравнении с предыдущими результатами. Это дает возможность даже слабому в физическом плане, но старательному и трудолюбивому ученику оценить собственные успехи и стимулировать к дальнейшему самосовершенствованию.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
Применение средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе
№ | Информационные и коммуникационные технологии | Средства ИКТ |
1 | демонстрационные | мультимедийные презентации электронные образовательные |
2 | обучающие | мультимедийные презентации электронные образовательные ресурсы |
3 | информационно-поисковые и справочные | Интернет-ресурсы электронные энциклопедии и справочники |
4 | тренажеры | компьютерные тесты |
Применение ИКТ на уроках дает возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности. Применение ИКТ способствует повышению мотивации к изучению теоретических вопросов физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, вызывает интерес, дает возможность организации дискуссии по сюжетам, непосредственные жизненные примеры позволяют вырабатывать собственные правила поведения
Предварительный просмотр:
11. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
№ | Информационные и коммуникационные технологии | Средства ИКТ |
1 | демонстрационные | мультимедийные презентации электронные образовательные ресурсы |
2 | обучающие | мультимедийные презентации электронные образовательные ресурсы |
3 | информационно-поисковые и спра-вочные | Интернет-ресурсы электронные энциклопедии и справочники |
4 | тренажеры | компьютерные тесты |
Применение ИКТ на уроках дает возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности.
Применение ИКТ способствует повышению мотивации к изучению теоретических вопросов физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, вызывает интерес, дает возмож-ность организации дискуссии по сюжетам, непосредственные жизненные примеры позволяют вырабатывать собственные правила поведения.
Применяю персональный компьютер для подготовки к урокам, проведению мониторинговых исследований.
Использую Интернет ресурсы для подготовки и проведения учебных занятий: http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"; http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоро-вье детей"; http://olympic.ware.com.ua/ - базы данных о всех Олимпиадах начиная с 1896 года (первые игры в Афинах), http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей/сообщество учите-лей физической культуры, https://nsportal.ru/, https://infourok.ru/ ; имею свои мини-сайты на учи-тельский.сайт/117687, на https://nsportal.ru/efimova-olesya-pavlovna, на http://multiurok.ru/miroslava74/files, https://infourok.ru/user/efimova-olesya-pavlovna - использую различные материалы по физкультуре и спорту, различным методикам оздоровления и т.п - ищу новые формы поурочных и тематических календарных планов