Готовимся к экзаменам

Савинова Елена Алексеевна

Материал для подготовки к ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (= ц. прокариоты).

   Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие оформленного ядра. Самые древние организмы, появились более 3 млрд. лет назад. Распространены повсеместно: больше всего – в почве, меньше – в воде, ещё меньше – в воздухе. Много их в живых организмах

 1. Строение клетки:

- клетка покрыта плазматической мембраной, за которой следует клеточная стенка (из  муреина).

У большинства  слизистая капсула, которая защищает клетку от высыхания и содержит токсины;

- нет мембранных органоидов  (их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны)

- есть рибосомы, более мелкие чем в клетках эукариот;

- генетический аппарат – НУКЛЕОИД  - кольцевая молекула ДНК, не связанная с белками (выполняет функцию хромосомы;

- в цитоплазме есть плазмиды – небольшие молекулы ДНК, определяющие отдельные признаки бактерий.

- органоиды движения — жгутики и реснички.

2. Формы бактерий

  1. шарообразные – кокки (стрептококки, стафилококки)
  2. палочковидные – бациллы (картофельная палочка, молочнокислые бактерии)
  3. спирально извитые – спириллы и спирохеты (бледная спирохета – возбудитель сифилиса)
  4. в форме запятой - вибрионы (холерный вибрион)
  1. Жизнедеятельность
  • питание:

автотрофы

(образуют органические вещества)

гетеротрофы

(питаются готовыми органическими веществами)

фототрофы

хемотрофы

сапрофиты

паразиты

симбионты

(используют энергию солнца)

*цианобактерии

(сине-зелёные водоросли)

(используют энергию хим. связей)

*серо-

бактерии

*железо-бактерии

= сапротрофы

(питаются неживым органическим веществом)

*молочно-кислые бактерии

(используют  органические

вещества тела хозяина)

*болезнетвор-ные бактерии

(живут за счет других организмов, принося им пользу)

*клубеньковые бактерии (живут в симбиозе с бобовыми растениями),

* кишечная палочка (синтезирует витамины группы В, К)

  • дыхание:

аэробы

анаэробы

бактерии, которым необходим кислород

бактерии, для которых кислород губителен

  • размножение: деление пополам каждые 20 минут
  1. Спорообразование – образование спор

Спора – часть клетки, покрытая плотной оболочкой.

Значение: перенесение неблагоприятных условий (холод, засуха).

Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами (УФЛ). При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.

  1. Значение:
  1. польза:

- звено в цепи питания (пища для одноклеточных)

- бактерии гниения образуют перегной

- почвенные бактерии превращают перегной в минеральные соли

- клубеньковые бактерии (на корнях бобовых растений) превращают азот воздуха в соли, которые в растворенном виде всасываются корнями

- молочнокислые бактерии  используются в молочной промышленности, силосовании кормов  

- месторождения серы образованы серобактериями, железорудные  месторождения – железобактериями

 - в биотехнологии (синтез инсулина)

  • вред:

- портят продукты питания, книги в книгохранилищах, сено в стогах

- болезнетворные вызывают болезни: тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, сибирскую язву, бруцеллез, чуму, ботулизм, коклюш, венерические заболевания

6. Способы борьбы с бактериями:

       а) обработка УФЛ;

       б) обработка горячим паром;

       в) стерилизация  (нагревание до + 1200С под давлением)

       г) дезинфекция (обработка химическими веществами – антисептиками)

      д) пастеризация - обеззараживание при 60-70 0 С в течение 20-30 мин.

       е) в домашних условиях: маринование в уксусной кислоте, засолка,  охлаждение и замораживание продуктов;

        ж) использование антибиотиков

           

ЦАРСТВО ВИРУСЫ

   Вирусы (от лат. virus — яд) – частицы, представляющие собой переходную форму между живой и неживой материей и не имеющие клеточного строения.

Открыты в 1892г. русским учёным Д.Ивановским. Он обнаружил и описал  вирус табачной мозаики. Этот вирус поражает табак, вызывая разрушение хлорофилла, из-за чего некоторые участки становятся более светлыми.

   Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа. Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса называется вирион

Отличия от  неживой материи:

  1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)
  2. обладание наследственностью и изменчивостью.

Строение вирусов: 

молекула  РНК или ДНК, заключенная в белковую оболочку, которую называют капсидом (рис.16).

 

                                                                                                                                                                                        Рис. 18  Бактериофаг

Особенности жизнедеятельности

  1. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков.
  2. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков.
  3. Иногда вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки-хозяина, заставляя клеточную ДНК продуцировать вирусные ДНК.
  4. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина (рис. 17).

   Вирусные болезни: 

Организм

Заболевания

Человек

Грипп, оспа, корь, полиомиелит, паротит (свинка), бешенство, СПИД, энцефалит, гепатит, краснуха и др.

Растения

Мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость, жёлтая сеть  и др

Животные

Ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей, лейкоз, бруцеллёз и др.

Бактериофаги (рис.18) – вирусы, паразитирующие на бактериях.

   Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно. Большинство ученых предполагают, что вирусы представляют собой клетки или их фрагменты, которые в ходе приспособления к паразитизму утратили все, без чего «можно обойтись», за исключением своего наследственного аппарата в виде нуклеиновой кислоты и защитной белковой оболочки.

Значение вирусов:

  • Биологические мутагены (вызывают мутации).
  • Бактериофаги используются в медицине против бактерий.
  • Используются в генной инженерии.
  • Возбудители заболеваний.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.

   Болезнь СПИД обнаружена в 1981г., а в 1983г. обнаружен возбудитель – ВИЧ.

ВИЧ  обладает уникальной  изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз больше, чем у вируса гепатита В. Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа.

   Для СПИДа характерен очень длительный инкубационный период. У взрослых он составляет в среднем 5 лет. Предполагается, что ВИЧ может сохраняться в организме человека пожизненно.

Пути передачи ВИЧ - инфекции:

1. Половой (со спермой и  влагалищным секретом) – при непостоянном половом партнере и гомосексуальных отношениях; при искусственном оплодотворении.

2. При использовании загрязненных медицинских инструментов,  у наркоманов – одним шприцем.

3. От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком.

4. Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

   Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т – лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет. В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система.

Стадии болезни СПИДа.

I. Заражение вирусом ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфоузлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к вирусу ВИЧ.

II. Скрытый период (от нескольких недель до нескольких лет): изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудение, понос, повышенная температура тела.

III. СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

Возбудителя СПИДа убивает:

  • 50 – 70о спирт → несколько секунд.
  • Кипячение → мгновенно.
  • То = 56оС → 30 минут.
  • Дезинфицирующие вещества (хлорамин, хлорная известь) → мгновенно.
  • Попадание в желудочно-кишечный тракт → разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой.
  • Попадание на кожу → через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже.  

Тестовые задания в формате ОГЭ

Задание 3. Царство Бактерии. Царство Вирусы.

  1. Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их относят к

       1) эукариотам          2) прокариотам             3) автотрофам               4) гетеротрофам

  1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) клеточной оболочки    2) цитоплазмы     3) ядра           4) рибосом

  1. Какие бактерии считают «санитарами планеты»

1) гниения          2) уксуснокислые              3) молочнокислые              4) клубеньковые  

  1. Большинство бактерий в круговороте выполняют роль

 1) производителей органических веществ      2) потребителей органических веществ

 3) разрушителей органических веществ         4) концентраторов органических веществ

  1. Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с бобовыми растениями, улучшая их питание

      1) калийное       2) фосфорные          3) азотное             4) кальциевое

  1. Бактерии размножаются

      1) спорами   2) с помощью половых клеток   3) вегетативным способом   4) путем деления клетки

  1. Большинство бактерий по способу питания

      1)  производители органических веществ          2) симбиотические организмы

      3) потребители неорганических веществ           4) разрушители органических веществ

  1. Клубеньковые бактерии, обитающие в корнях бобовых растений, являются
  1. симбионтами         2) паразитами          3) автотрофами          4) конкурентами
  1. Генетический материал бактерии содержится в
  1. оформленном ядре                               3) нескольких хромосомах        
  2. в кольцевой молекуле ДНК                4) в кольцевой молекуле РНК    
  1. Бактерии, использующие для дыхания кислород, называются
  1. сапрофиты             2) паразиты              3) аэробы          4) анаэробы
  1. Бактерии, живущие в содружестве с другими организмами – это
  1. сапрофиты       2) паразиты        3) автотрофы       4) симбионты
  1. Фотосинтезирующие сине-зеленые цианобактерии являются
  1. сапрофитами                2) паразитами             3) автотрофами              4) гетеротрофами  
  1. Споры у бактерий обеспечивают
  1. перенесение неблагоприятных условий           3) половое размножение
  2. вегетативное размножение                                 4) бесполое размножение

14.  Какой биологический объект изображён на рисунке?

          1) клетка бактерии   2) спора гриба   3) вирус   ВИЧ     4) семя растения

15. Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в  операционном блоке?

         1) пастеризация                                                                            2) регулярное проветривание

         3) облучение ультрафиолетовыми лучами                               4) мытье полов горячей водой

16. К какой группе тел живой природы относят изображённый на рисунке объект:

1) эукариоты   2) нанороботы   3) прокариоты    4) вирусы

Задание 23. Выберите три верных ответа из шести и запишите  цифры, под которыми они указаны.

  1. . Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в природе

1) сложность внутреннего строения                     4) способность к фотосинтезу

2) сложность обмена веществ                                5) простота внутреннего строения

3) способность быстро размножаться                   6) питание органическими веществами

  1. . Выберите правильные утверждения

1) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом              

2) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ

3) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных

4) бактерии гниения питаются остатками растений и животных

5) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями

6) чтобы продукты не портились, им необходим доступ кислорода

Задание 25. Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

25.1.  Установите соответствие

Признаки                                                                                                               Царства организмов

1) эукариоты        

2) используют для выпечки хлеба                                                                             А) грибы

3) одноклеточные и многоклеточные                                                                        Б) бактерии

4) в клетке одна хромосома

5) некоторые способны к хемосинтезу и фотосинтезу      

6) многие  являются возбудителями  заболеваний                                  

25.2.  Установите соответствие

Признаки                                                                                                               Тип клеток

1) отсутствует оформленное ядро        

2) хромосомы расположены в ядре                                                                           А) прокаритная

3) имеется аппарат Гольджи                                                                                      Б) эукариотная

4) в клетке одна кольцевая хромосома

5) АТФ образуется в митохондриях  

Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.

27.1. ВИРУСЫ

Вирусы - ---------- (А) формы жизни, проявляющие некоторые признаки живых организмов только внутри других клеток. Вирус состоит из генетического материала и -------(Б). Генетический материал образован ------(В): ДНК или РНК. ДНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку встраивают свою ДНК в собственный генетический материал клетки. РНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку сначала преобразуют информацию своей РНК в ДНК, путём -------(Г), а затем она встраивается в генетический материал клетки.

Перечень терминов:

1) белок

2) нуклеиновая кислота

3) клеточная мембрана

4) белковый капсид

5) обратная транскрипция

6) трансляция

7) одноклеточный

8) неклеточный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

А

Б

В

Г

27.2. БАКТЕРИИ

Бактерии в основном _______(А) организмы. При неблагоприятных условиях они могут образовывать ______(Б). Многие бактерии имеют ______(В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в виде ______(Г).

Перечень терминов:

1) ядро

2) ядерное вещество

3) ложноножка

4) спора

5) жгутик

6) циста

7) одноклеточные

8) многоклеточные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

27.3. БИОТЕХНОЛОГИЯ

Биотехнология – дисциплина, изучающая возможности использования биологических объектов для создания живых организмов с необходимыми свойствами. Наибольшие успехи достигнуты в области изменения генетического аппарата бактерий. Вводить новые гены в геном бактерии научились с помощью небольших кольцеобразных молекул ДНК -  _______(А), присутствующих в бактериальных клетках. В них «вклеивают» необходимые _______(Б), а затем добавляют их к культуре бактерий, например _______(В). После этого гибридная кольцевая ДНК _______(Г) в клетке, воспроизводя десятки своих копий, которые обеспечивают синтез новых белков.

Перечень терминов:

1) бактериофаг

2) кишечная палочка

3) ген

4) фермент

5) реплицируется

6) транскрибируется

7) плазмида

8) АТФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответы.

Номер задания

Ответ

3.1

2

3.2

3

3.3

1

3.4

3

3.5

3

3.6

4

3.7

4

3.8

1

3.9

2

3.10

3

3.11

4

3.12

3

3.13

1

3.14

1

3.15

3

3.16

4

23.1

356

23.2

145

25.1

АААБББ

25.2

АББАБ

27.1

8425

27.2

7452

27.3

7325

Литература

  1. Заяц Р.Г., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология. Вся школьная программа в таблицах. Минск: Открытая книга, 2016.-448 с.
  2. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи.- Минск: Юнипресс, 2011.-768 с.
  3. «Решу ОГЭ»: биология. Обучающая система Дмитрия Гущина [Электронный ресурс] – URL:http:// oge.sdamgia.ru



Предварительный просмотр:

Консультация

«Взаимодействие неаллельных генов»

Проявление одного признака может определяться двумя и более парами генов (комплементарность и полимерное наследование) и, наоборот, одна пара генов может влиять на проявление нескольких признаков (множественное действие генов). Кроме того, одни гены могут подавлять действие других (эпистаз). Все эти явления получили общее название взаимодействие генов.

При взаимодействии двух пар генов вероятность появления организмов каждого фенотипа определяется различными сочетаниями двух пар генов, участвующих в развитии признака. Так же, как и в случае дигибридного скрещивания, эти сочетания можно оценивать с помощью решетки Пеннета. В большинстве случаев различные соотношения фенотипов при скрещивании дигетерозигот образованы из соотношения 9:3:3:1 путем сложения отдельных элементов, например, расщепление 9:7 при комплементарном наследовании может быть представлено как 9:(3+3+1).

При решении задач такого типа следует обращать внимание на то, сколько классов фенотипов и в каком количественном соотношении образуется при скрещивании особей с различными генотипами.

Темы главы V

1. Комплементарность

2. Полимерное действие генов

3. Эпистаз

Ответы и решения

1. Комплементарность

Развитие признака может определяться не одной, а двумя или более парами неаллельных генов, располагающимися в разных хромосомах. Если хотя бы одна пара находится в гомозиготном рецессивном состоянии, то признак не развивается или отличен от доминантного.

С биохимической точки зрения зачастую это может быть связано с тем, что развитие признаков обычно представляет собой многостадийный процесс, каждый этап которого контролируется отдельным ферментом (информация о ферменте находится в определенном гене). Если хотя бы один ген находится в рецессивном состоянии, то синтезируется измененный фермент, реакция не идет, и конечный продукт не образуется:

ген

A

B

C

D

фермент

E1

E2

E3

E4

реакции

S1

S2

S3

S4

P (признак)


Расщепление при скрещивании дигетерозигот при
комплементарном наследовании обычно бывает в пропорции 9:7, 9:3:4, или 9:3:3:1, 9:6:1 (часть особей с минимальным выражением признака 7/16, 4/16 и 1/16).

Задача 5-1

У душистого горошка окраска цветов проявляется только при наличии двух доминантных генов А и В. Если в генотипе имеется только один доминантный ген, то окраска не развивается. Какое потомство F1 и F2 получится от скрещивания растений с генотипами ААbb и ааВВ?

Решение

  1. Генотип исходных растений известен по условию задачи. Они гомозиготны и будут давать один тип гамет, которые можно объединить единственным образом. Потомство F1 будет единообразно по генотипу (АаВb) и фенотипу (розовые цветы):

Схема скрещивания

Р

♀AAbb
белый

×

♂aaBB
белый

гаметы  

 гамета Ab 

 гамета aB 

F1

AaBb
розовый
100%

  1. Дигетерозиготные потомки F1 будут давать по 4 типа гамет, которые могут комбинироваться 16 способами. Построив решетку Пеннета, можно убедиться, что организмов, одновременно имеющих доминантные гены А и В (розовые цветы), будет примерно 9/16. То есть, в F2 будет наблюдаться расщепление по цвету в пропорции 9:7.

Схема скрещивания

F1

♀АаBb
розовый

×

♂AаBb
розовый

гаметы  

 гамета AB   гамета Ab   гамета aB   гамета ab 

 гамета AB   гамета Ab   гамета aB   гамета ab 

F2

A*B*
розовый
9/16

A*bb   aaB*   aabb
белый
7/16

Ответ

В F1 все потомство будет единообразным и будет иметь розовую окраску цветов. В F2 9/16 растений будут иметь розовые, а 7/16 – белые цветы.

Задача 5-2

Окраска цветов душистого горошка в красный цвет обусловлена двумя парами генов. Если хотя бы одна пара находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. Одновременное присутствие в генотипе обоих доминантных генов вызывает развитие окраски. Каков генотип растений с белыми цветами, если при их скрещивании друг с другом все растения получились красного цвета?

Решение

  1. Поскольку потомство F1 имело окрашенные цветки, то в его генотипе присутствуют оба доминантных гена А и В.
  2. Все потомство единообразно, следовательно, скрещивались гомозиготные особи.
  3. Родители имели неокрашенные цветки, значит, они не могут нести оба доминантных гена.
  4. Генотип родителей не может быть одинаковым (иначе потомство было бы таким же, то есть имело бы неокрашенные цветки).
  5. Этим условиям удовлетворяет только тот вариант, когда у одного родителя генотип ААbb, а у другого – ааВВ.

Схема скрещивания

Р

♀АAbb
белый

×

♂aаBB
белый

гаметы  

 гамета Ab 

 гамета aB   гамета aB 

F1

AaBb
красный
100%

Задача 5-3

При скрещивании двух растений тыквы со сферической формой плодов получено потомство, имеющее только дисковидные плоды. При скрещивании этих гибридов между собой были получены растения с тремя типами плодов:
9 частей – с дисковидными плодами,
6 частей – со сферической формой плодов,
1 часть – с удлиненными плодами.
Какая закономерность наблюдается в данном случае? Каковы генотипы родителей и потомства?

Решение

  1. Потомство F1 отличалось от родителей и было единообразным, следовательно, оно является гетерозиготным, а исходные особи были гомозиготными.
  2. Исходные особи должны отличаться по генотипу друг от друга, так как при одинаковом генотипе их потомство не отличалось бы от них. Это указывает на то, что в данном случае имеет место комплементарное взаимодействие генов. Генотип родительских особей – ААbb и ааВВ, а потомства F1 – АаВb (см. решение задачи 5-2).
  3. Таким образом, форма плодов определяется двумя парами генов. Если обе пары находятся в доминантном состоянии (генотипы ААВВ, АаВb, ААВb или АаВВ), то форма плодов дисковидная. Если в доминантном состоянии находится только одна пара генов (генотипы ААbb, Ааbb, ааВВ или ааВb), – форма плодов сферическая.
  4. Расщепление в потомстве F2 (9:6:1) отличается от расщепления 9:7, обычно наблюдаемого при комплементарном взаимодействии. 1/16 часть растений имела плоды удлиненной формы. Это может быть только в том случае, если генотип таких особей – ааbb, то есть оба гена находятся в рецессивном состоянии.
  5. Анализ решетки Пеннета подтверждает полученные результаты.

Задача 5-4

Среди ферментов, участвующих в образовании хлорофилла у ячменя, имеется два фермента, отсутствие которых приводит к нарушению синтеза этого пигмента. Если нет одного из них, то растение становится белым, если нет другого – желтым. При отсутствии обоих ферментов растение также белое. Синтез каждого фермента контролируется доминантным геном. Гены находятся в разных хромосомах. Какое потомство следует ожидать при самоопылении гетерозиготного по обоим генам ячменя?

Задача 5-5

У кукурузы нормальный рост определяется двумя доминантными неаллельными генами. Гомозиготность по рецессивным аллелям даже одной пары генов приводит к возникновению карликовых форм. При скрещивании двух карликовых растений кукурузы выросли гибриды нормальной высоты, а при скрещивании этих гибридов в их потомстве было получено 812 нормальных и 640 карликовых растений. Определить генотипы родителей и потомков.

Задача 5-6

У норки известно два рецессивных гена – р и i, гомозиготность по каждому из которых, или по обоим одновременно, обуславливает платиновую окраску меха. Дикая коричневая окраска получается при наличии обоих доминантных аллелей Р и I. При каком типе скрещивания двух платиновых норок все их потомство будет коричневым?

Задача 5-7

При скрещивании двух карликовых растений кукурузы получено потомство нормальной высоты. В F2 от скрещивания потомства первого поколения было 452 растения нормальной высоты и 352 – карликовых. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты.

Задача 5-8

В двух цветоводческих хозяйствах, не связанных друг с другом, длительное время разводили чистые линии душистого горошка с белыми цветами. Какое потомство можно ожидать от скрещивания этих двух чистых линий?

Задача 5-9

Окраска шерсти у кроликов определяется двумя парами генов, расположенных в разных хромосомах. При наличии доминантного гена С доминантный ген А другой пары обуславливает серую окраску шерсти, рецессивный ген а – черную окраску. В отсутствии гена С окраска будет белая. Крольчата какого цвета получатся от скрещивания серых дигетерозиготных кроликов?

Задача 5-10

Окраска бобов может быть пурпурной, желтой и белой. Под действием гена А неокрашенное соединение переводится в пурпурный пигмент. Ген В вызывает превращение пурпурного вещества в желтое. Какое потомство получится от скрещивания растений с генотипами АаВb и ааВВ?

Задача 5-11

Для получения окрашенных луковиц необходимо наличие у растений лука доминантного гена С. При гомозиготности по рецессивному аллелю с получаются бесцветные луковицы. При наличии доминантного гена С вторая пара аллелей определяет цвет луковицы – красный (R) или желтый (r). Краснолуковичное растение было скрещено с белолуковичным. В потомстве были растения с красными, желтыми и бесцветными луковицами. Определить генотипы скрещиваемых растений. Какое расщепление по фенотипу произошло в потомстве? Какое расщепление было бы в потомстве, если бы обе исходные особи были красного цвета?

Задача 5-12

У лука ген R определяет красную окраску чешуй, а ген r – желтую. Любая окраска проявляется только при наличии в генотипе доминантного гена С, при его отсутствии чешуи имеют белую окраску. Определить генотипы исходных форм луковиц с белыми и красными чешуями, если все гибридные луковицы имели красную окраску чешуй.

Задача 5-13

От скрещивания белых и серых мышей в потомстве F1 все особи были черными, а в F2 было 77 черных, 37 серых и 45 белых мышей. Как наследуется окраска у этих мышей? Определить генотипы родителей и потомков.

Задача 5-14

Собаки породы кокер-спаниель при генотипе А*В* имеют черную масть, при генотипе А*bb – рыжую, при генотипе ааВ* – коричневую, а при генотипе ааbb – светло-желтую. При скрещивании черного кокер-спаниеля со светло-желтым родился светло-желтый щенок. Какое соотношение по масти следует ожидать от спаривания того же черного спаниеля с собакой одинакового с ним генотипа?

2. Полимерное действие генов

При полимерном наследовании развитие одного признака контролируется несколькими парами генов, расположенных в разных хромосомах. Чем больше генов находится в доминантном состоянии, тем ярче выражен признак.

Полимерное действие лежит в основе наследования количественных признаков и играет важную роль в эволюции.

Например, степень пигментации кожи определяется двумя парами (на самом деле – большим количеством) генов. В соответствии с этим по данному признаку людей можно условно разделить на 5 фенотипов: негры (ААВВ), темные мулаты (ААВb или АаВВ), средние мулаты (АаВb, ааВВ или ААbb), светлые мулаты (Ааbb или ааВb) и белые (ааbb).

Задача 5-15

Сын белой женщины и негра женится на белой женщине. Может ли ребенок от этого брака быть темнее своего отца?

Задача 5-16

Какой фенотип потомства будет:
а) от брака негра и светлой мулатки;
б) от брака белого и темной мулатки?

Задача 5-17

Какое потомство получится от брака:
а) двух средних гетерозиготных мулатов;
б) двух средних гомозиготных мулатов?

Задача 5-18

Два средних мулата имеют двух детей-близнецов: черного и белого ребенка. Можно ли установить генотипы родителей?

Задача 5-19

От брака среднего мулата и светлой мулатки родилось много детей, среди которых оказалось по 3/8 средних и светлых мулатов и по 1/8 – темных мулатов и белых. Каковы возможные генотипы родителей?

Задача 5-20

Может ли у одной пары родителей родиться двое детей-близнецов, один из которых белый, а другой – негр?

3. Эпистаз

Эпистазом, или противоположным действием генов, называется явление, при котором ген одной аллельной пары (супрессор) в доминантном состоянии может подавлять развитие признака, контролируемого другой парой генов.

В случае
эпистаза при скрещивании дигетерозигот в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 13:3 или 12:3:1.

Задача 5-21

При скрещивании растений одного из сортов тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство F1 имело белые плоды. При скрещивании этого потомства между собой в их потомстве F2 было получено:
204 растения с белыми плодами,
53 растения с желтыми плодами,
17 растений с зелеными плодами.
Определить возможные генотипы родителей и потомства.

Решение

  1. Потомство F1 единообразно. Это указывает на то, что родители были гомозиготны, и признак белой окраски доминирует.
  2. Гибриды первого поколения F1 гетерозиготны (получены от родителей с разным генотипом и имеют расщепление в F2).
  3. Во втором поколении имеется три класса фенотипов, но расщепление отличается от расщепления при кодоминировании (1:2:1) или при комплементарном наследовании (9:6:1, 9:3:4, 9:7 или 9:3:3:1).
  4. Предположим, что признак определяется противоположным действием двух пар генов, причем особи, у которых обе пары генов находятся в рецессивном состоянии (ccjj), отличаются по фенотипу от особей, у которых действие гена не подавляется. Расщепление в потомстве 12:3:1 подтверждает это предположение.

Ответ

Генотипы родителей – ССjj и ссJJ, потомства F1 – СсJj.

Задача 5-22

У кур породы леггорн окраска перьев обусловлена наличием доминантного гена С. Если он находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. На действие этого гена оказывает влияние ген I, который в доминантном состоянии подавляет развитие признака, контролируемого геном С. Какое потомство получится от скрещивания дигетерозиготных по этим генам кур породы леггорн?

Задача 5-23

У кур породы леггорн окраска перьев обусловлена наличием доминантного гена С. Если он находится в рецессивном состоянии, то окраска не развивается. На действие этого гена оказывает влияние ген I, который в доминантном состоянии подавляет развитие признака, контролируемого геном С. Определить вероятность рождения окрашенного цыпленка от скрещивания кур с генотипом ССIi и ссIi.

Задача 5-24

При скрещивании чистых линий собак коричневой и белой масти все потомство имело белую окраску. Среди потомства полученных гибридов было 118 белых, 32 черных и 10 коричневых собак. Предложите гипотезу, объясняющую эти результаты.

Задача 5-25

У лошадей действие генов вороной (С) и рыжей масти (с) проявляется только в отсутствие доминантного гена D. Если он присутствует, то окраска белая. Какое потомство получится при скрещивании между собой белых лошадей с генотипом CcDd?

Задача 5-26

У овса черная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска – доминантным геном В. Ген А эпистатичен гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов окраска семян белая. При скрещивании двух серосеменных растений получили растения с серыми и белыми семенами в пропорции 3:1. Определить генотипы родителей. Какое расщепление в потомстве было бы получено, если бы скрещивались дигетерозиготные формы?

Задача 5-27

Свиньи бывают черной, белой и красной окраски. Белые свиньи несут минимум один доминантный ген I. Черные свиньи имеют доминантный ген Е и гомозиготны по рецессивной аллели i. Красные поросята (eeii) лишены доминантного гена-подавителя I и доминантного гена, определяющего черную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черной гомозиготной свиньи и красного кабана?

Ответы и решения к задачам главы V

5-1. В F1 все потомство будет единообразно и будет иметь розовую окраску цветов. В F2 9/16 растений будут иметь розовые, 7/16 – белые цветы.

5-2. Генотип исходных растений – ААbb и ааВВ.

5-3. Объяснение в тексте.

5-4. 9/16 – зеленые (АаВb, ААВВ, ААВb и АаВВ),
3/16 – желтые (ААbb и Ааbb),
4/16 – белые (ааВВ, ааВb и ааbb).

5-5. Исходные организмы имели генотипы ААbb и ааВВ. Единообразное потомство F1 несло генотип АаВb; в потомстве F2 наблюдалось расщепление 9:7, характерное для комплементарного наследования.

5-6. Для скрещивания необходимо взять животных с генотипами ppII и PPii.

5-7. Наблюдаемое в потомстве F2 расщепление в пропорции 9:7 может быть при комплементарном наследовании, когда развитие признака (нормальный рост) определяется двумя парами генов в доминантном состоянии. Для проверки этого предположения надо провести возвратное скрещивание потомка F1 c одним из родителей. В этом случае должно быть расщепление по фенотипу в соотношении 1:1.

5-8. Возможные варианты: ААbb × ааВВ – окрашенные, ААbb × ААbb – белые, ааВВ × ааВВ – белые.

5-9. Получатся серые, черные и белые крольчата в соотношении 9:3:4.

5-10. Получится следующее потомство: 25% – АаВВ – пурпурные, 25% – АаВb – пурпурные, 25% – ааВВ – белые, 25% – ааВb – белые. Расщепление по фенотипу равно 1:1.

5-11. Генотипы исходных особей – CcRr и Ccrr. В потомстве от их скрещивания наблюдается расщепление по фенотипу в пропорции 3:3:2. Если бы обе исходные особи были красного цвета (генотип – CcRr), то было бы расщепление в соотношении 9:3:4.

5-12. Генотип исходных растений с белыми цветами – ссrr, с красными цветами – CCRR.

5-13. По-видимому, признак кодируется двумя парами комплементарных генов, которые у родителей находятся в разных состояниях (ААbb и ааВВ). Соотношения фенотипов потомства подтверждает это предположение:
А*В* (черных) – 9/16,
А*bb (серых) – 3/16,
ааВ* и ааbb (белых) – 4/16.

5-14. В потомстве следует ожидать следующее расщепление по масти:
А*В* (черная) – 9/16,
А*bb (рыжая) – 3/16,
ааВ* (коричневая) – 3/16,
ааbb (светло-желтая) – 1/16.

5-15. Задача имеет три варианта решения. Во всех вариантах ребенок содержит меньше доминантных генов, чем отец, и, следовательно, будет светлее его.

5-16. а) От брака негра и светлой мулатки в равном соотношении будут рождаться темные и средние мулаты.
б) От брака белого и темной мулатки с равной вероятностью будут рождаться светлые или средние мулаты.

5-17. а) От брака двух средних гетерозиготных мулатов будут рождаться негры (1/16), темные мулаты (4/16), средние мулаты (6/16), светлые мулаты (4/16) и белые (1/16).
б) От брака средних гомозиготных мулатов, независимо от их генотипа, родятся только средние мулаты.

5-18. АаВb и АаВb. Только в этом случае в их потомстве будут одновременно встречаться дети с генотипами ааbb и ААВВ.

5-19. Генотип отца – АаВb, генотип матери – Ааbb или ааВb.

5-20. Может, если близнецы разнояйцовые, а родители являются дигетерозиготными мулатами (генотип АаВb). Тогда у них могут быть потомки с генотипом ААВВ (негр) и ааbb (белый).

5-21. Генотипы родителей – ССjj и ссJJ, потомства F1 – СсJj.

5-22. В потомстве будет 3/16 окрашенных цыплят (С*ii) и 13/16 белых (генотипы **I* и ссii).

5-23. Вероятность рождения окрашенного цыпленка (Ccii) – 1/4.

5-24. Решение аналогично решению задачи 5-21.

5-25. СCDD, CcDD, CCDd, CcDd, ccDD и ccDd – белые (12/16), СCdd и Ccdd – вороные (3/16), ссdd – рыжие (1/16).

5-26. ааВb и ааВb. При скрещивании дигетерозигот было бы получено соотношение черных, серых и белых семян в пропорции 12:3:1.

5-27. Красный кабан по условию задачи имеет генотип eeii. Генотип свиньи не может быть ЕЕII, так как в этом случае она не была бы окрашенной. Следовательно, ее генотип ЕЕii. Каждое из животных дает один тип гамет (ei и Ei соответственно), которые можно объединить единственным образом. В результате этого получатся черные поросята с генотипом Eeii.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: