Рабочие программы

Савинова Елена Алексеевна

Предварительный просмотр:

Программа факультативных занятий по биологии

для учащихся 6-х классов

За страницами учебника биологии

Пояснительная записка

  Предлагаемый факультативный курс "За страницами учебника биологии" имеет чётко выраженную предметную направленность.

Ведущая идея курса:

  в единстве с основным школьным курсом биологии факультативный курс "За страницами учебника биологии" будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение  и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры.

Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.

  Задачи:

  • формирование в сознании учащихся понимания того, что биологическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;
  • создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
  • формирование  у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;
  • развитие общекультурных  компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов;

  Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса и опирается на знания, которые учащиеся получили при изучении курса природоведения (5 класс)    и         биологии (6 класс).   Она может  изучаться как дополнительно к изучаемому курсу биологии для всех учащихся, так и самостоятельно - факультативно для заинтересованных детей. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

  Программа предполагает проведение лабораторных работ, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские.

   Форму контроля знаний и умений учащихся выбирает учитель по результатам выполнения учащимися необходимого минимума заданий по каждой теме программы.

Структура и содержание факультативного курса

  В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса "За страницами учебника биологии" включает 5 основных тем:

  • Многообразие растений
  • Особенности строения растений
  • Процессы в жизни растения
  • Времена года и растения
  • Правда и вымысел о растениях.

   Каждая тема курса предполагает проведение демонстрационного и ученического экспериментов. Программа создаёт условия для организации учебно-исследовательской деятельности по биологии.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

1.

Многообразие растений.

4

1

3

2.

Особенности строения растений.

4

3

1

3.

Процессы в жизни растения.

15

12

3

4.

Времена года и растения.

4

3

1

5.

Правда и вымысел о растениях

5

5

-

Заключительное занятие

1

1

Итого:

34

26

8

Содержание 

(1 час в неделю; всего 34 часа)

Вводное занятие (1 час)

Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. Эксклюзивные экземпляры.

Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа).

       Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора.Растительность.  

     Признаки царства растений.

     Роль растений в природе и жизни человека.

     Растения своей местности; охраняемые растения.

Лабораторные работы. 1. Одноклеточные растения под микроскопом.

2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов.

3.Охраняемые растения."Красная книга".

Экскурсия  в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»  

Тема 2. Особенности строения растений (4 часа)

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Гомологичные органы.

Видоизменения органов и их значение в жизни растений.

   Лабораторные работы. 4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)

6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).

7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения).

8. Внешнее строение листа.

9. Внутреннее строение листа.

10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).

Тема 3.  Процессы в жизни растения (15 часов).

Процессы жизнедеятельности в растительном организме.

Газообмен. Транспирация.

Растения и вода. Растения морей и пресных водоёмов.

Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.

Рост и развитие растений.  

Растения - паразиты. Растения - хищники. Симбиоз в растительном мире

Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?

Движение у растений. Цветочные часы.

Половое и бесполое размножение.

Расселение растений.

   Лабораторные работы. 11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.

12.Наблюдение процессов транспирации.

13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.

Экскурсия в теплицу «Размножение растений»  

Тема 4. Времена года и растения (4 часа)

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Весенние первоцветы. Растения и свет.

Осенние явления. Период покоя в жизни растений.

Экскурсия  в природу «Сезонные явления в природе»  

Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов)

Легенды и предания о растениях.

Живые барометры.

Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.

Почему их так назвали?

Симметрия  в мире растений.

Растения в символах, гербах, флагах.

Заключительное занятие (1 час)

                                   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

1.

Вводное занятие

Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа)

2.

       Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность.  

     Лабораторные работы. 1. Одноклеточные растения под микроскопом.

2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов.

3.

Признаки царства растений. Роль растений в природе и жизни человека.

4.

Растения своей местности; охраняемые растения.

Лабораторная работа. 3.Охраняемые растения."Красная книга".

5.

Экскурсия  в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»  

Тема 2. Особенности строения растений (4 часа)

6.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

   Лабораторные работы. 4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)

7.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

   Лабораторные работы.

6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).

7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения).

8.

 Гомологичные органы.

  Лабораторные работы. 8. Внешнее строение листа.

9. Внутреннее строение листа.

9.

Видоизменения органов и их значение в жизни растений.

   Лабораторные работы.

10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).

Тема 3.  Процессы в жизни растения (15 часов)

10.

Процессы жизнедеятельности в растительном организме.

11.

Газообмен. Транспирация.

Растения и вода.

12.

   Лабораторная работа. 11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.

13.

   Лабораторная работа. 12.Наблюдение процессов транспирации.

14.

   Лабораторная работа. 13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.

15.

Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.

16.

Растения - паразиты.

17.

Растения - хищники.

18.

Симбиоз в растительном мире

19.

Рост и развитие растений.  

20.

Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?

21.

Движение у растений. Цветочные часы.

22.

Экскурсия в теплицу «Размножение растений»  

23.

Половое и бесполое размножение.

24.

Расселение растений.

Тема 4. Времена года и растения (4 часа)

25.

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Весенние первоцветы.

26.

Растения и свет.

27.

Осенние явления. Период покоя в жизни растений.

28.

Экскурсия  в природу «Сезонные явления в природе»  

Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов)

29.

Легенды и предания о растениях.

30.

Живые барометры.

31.

Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.

32.

Почему их так назвали?

Симметрия  в мире растений.

33.

Растения в символах, гербах, флагах.

34.

Заключительное занятие (1 час)

Требования к учащимся.

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения и жизнедеятельности растений
  • значение растений в природе и жизни человека
  • растения своей местности, их состояние, охраняемые растениями
  • основные принципы построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать растения и процессы их жизнедеятельности
  • проводить элементарные опыты по изучению процессов жизнедеятельности растений
  • пользоваться лабораторным оборудованием,
  • находить необходимую информацию в литературных источниках, интернете;
  • прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы

Результатами данной программы будут:

1. новые дополнительные знания по биологии;

2. овладение новыми практическими навыками;

3. умение работать самостоятельно и в группе;

4. ориентация на выбор естественнонаучного образования в дальнейшем.

Список рекомендуемой литературы

1.  Большая иллюстрированная энциклопедия школьника.- М.: Махаон,  2000.

2.  Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2003.

3. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. - М., Просвещение, 1981.- 127 с., ил.

4. Симаков Ю.Г. Живые приборы.- М.: Знание, 1986.

5.Энциклопедический словарь юного биолога/ сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986.

Энциклопедия для детей. Биология. Т. 5. - М.: Аванта +, 1995.

Источники интернета:

http://www.drevo-spas.ru/publications/tips/ispolzovanie-rasteniy.html/id/216

http://moi-sad.com/e-to-interesno/rasteniya-na-flagah-i-gerbah

http://bio.1september.ru/article.php?ID=200800202

http://vivovoco.astronet.ru/VV/BOOKS/ZINGER/CHAPTER01/CHAPTER01.HTM 

http://www.esmadrid.com/ru/portal.do?TR=C&IDR=326

http://www.what-this.ru/nature/earth/seasonal_changes.php


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРЖУКА «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

(первый ГОД ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ 6-7 КЛАССОВ)

                                                 с. Восток

                                       

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время идеи гумманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направление педагогического процесса, поэтому этот курс  будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, но и формированию коммуникативных навыков.

Усвоение программы данного курса позволит учащимся приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Он нацелен на всестороннее развитие способностей обучающихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитие навыков самостоятельной работы с литературой и документами.

Цель программы: Формирование компетентности воспитанников в области исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.

Задачи:

- обучить алгоритмам выполнения исследования, написания и представление результатов учебно-исследовательской  работы;

- создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;

-  способствовать овладению методологией научного познания;

- создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся.

     Особенности программы

Программа "Я – исследователь» является комплексной. На первом году обучения акценты педагогического процесса смещаются в сторону воспитательных и развивающих задач. Наряду с общетеоретическим материалом по методике научной деятельности, подготовке научного доклада учащиеся получают практические навыки работы с документами, научным текстом, значительно углубляя свои знания по определенному предмету и применяя их на практике. Курс  даст наибольший эффект, если он  будет иметь практическое значение, а умения и знания учащихся носить практическую направленность. Работы, выполненные учащимися в ходе обучения, могут быть представлены на научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Формы работы:

лекции;

практикумы;

самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой;

работа в фондах музеев и архивов;

защита исследовательских работ;

подготовка компьютерных презентаций;

встречи с интересными людьми, работающими в различных областях научного знания;

В результате обучения учащиеся должны овладеть знаниями о:

методах проведения научных исследований;

основных этапах проведения научных исследований;

основных признаках научного стиля речи;

гигиене умственного труда.

Освоив программу школы, обучающиеся должны уметь:

самостоятельно писать рефераты, доклады;

делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;

работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять      

    библиографические списки в соответствии с требованиями;

формулировать тему работы, ее цель, ставить задачи исследования, выдвигать

    гипотезу, определять ее актуальность и практическую значимость;

оформлять учебно-исследовательскую работу;

готовить защиту работу  в форме стендового доклада, используя компьютерные  

    технологии;

выступать с научными докладами, принимать участие в дискуссии.

Ожидаемые результаты:

Так как цель, поставленная в программе, заключается не только в овладении обучающимися основ учебно-исследовательской деятельности, но и в расширении  их мировоззренческого кругозора, то результат обучения по данной программе можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это достижения, выраженные в оценке знаний, в реально подготовленном реферате, докладе, исследовательской работе.

Внутренний результат выражается в изменении потребностей обучающихся, в развитии их коммуникабельности, что можно зафиксировать через проведение мониторинга.

Отслеживание результатов обучения осуществляется путем наблюдений, анкетирования, собеседований, проведения конференций, защиты исследовательской работы или реферата.

Программа школы « Я – исследователь» рассчитана на 2 года обучения 2 часа в неделю для учащихся 6-7 классов 132 часа.

                         

                                        Тематический план

Тема раздела

Количество часов

Примечание

1

Организация работы школы « Я – исследователь».  Введение (2 часа

2

2

Определение тем исследовательских работ, объектов исследования (2 часа)

2

3

Виды исследовательских работ. ( 2 часа)

2

4

Всестороннее рассмотрение выбранной темы ( 2 часа)

2

5

Знакомство с методологией выполнения исследовательских работ (2 часа)

2

6

Общие принципы работы с информацией (2 часа)

2

7

Сбор информации по выбранной теме (2 часа)

2

8

Определение круга источников информации, которые будут использованы при выполнении работы (2 часа)

2

9

Актуальность и практическая значимость проводимых исследований (2 часа

2

10

Структурные части исследовательских работ ( 2 часа)

2

11

Постановка цели и определение задач исследования (2 часа)

2

12

Выдвижение гипотезы исследования (2 часа)

2

13

Выбор методов исследования (2 часа)

2

14

Знакомство с методиками, по которым будет происходить исследование (2 часа)

2

15

Освоение методик, разработка программы исследования (2 часа)

2

16

Формы и способы записи обработанной информации (4 часов)

4

17

Оформление работы в Microsoft Word, Microsoft Power Point. (4 часа)

4

18

Учебно-исследовательская работа (16 часов)

16

19

Окончательная обработка учебно-исследовательской работы (2часа)

2

20

Подготовка к защите результатов исследования (4 часа)

4

21

Публичные выступления (2 часа)

2

22

Тренинг « Я интересен»  (4 часа)

4

23

Аудитория, способы привлечения, удержания и переключения внимания аудитории.      (2 часа)

2

24

Подготовка и произнесение научного доклада (4 часа)

4

25

Подготовка к ответам на вопросы по теме работы и докладу (2 часа)

2

26

Конкурсы творческих работ и научно- практические конференции (2 часа)

2

27

Знакомства с требованиями конкретного конкурса или конференции (2 часа)

2

28

Тезисы как форма представления работы (2 часа)

2

29

Подготовка тезисов работы в соответствии с требованиями конкурса или конференции                   ( 2 часа)

2

30

Подготовка работы к конкурсу или конференции (4 часа)

4

31

Подготовка к представлению работы на конкурсе или конференции (4 часа)

4

32

Предварительная защита работы (2 часа)

2

33

Основные способы широкого представления своей деятельности (2 часа)

2

34

Стендовый доклад ( 2 часа)

2

35

Изготовление стендового доклада(2 часа)

2

36

Анализ учебно-исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы (4 часа)

4

37

Слагаемые успеха ( 2 часа)

2

38

Практические занятия (24 часа)

24

39

Заключительное занятие, обратная связь. ( 2 часа)

2

Содержание программы « Я - исследователь»  

Организация работы школы « Я – исследователь».  Введение (2 часа)

Организационное занятие. Проведение собеседования с желающими продолжать занятия в объединении. Планирование деятельности на предстоящий год. Определение индивидуальных планов.

Определение тем исследовательских работ, объектов исследования (2 часа)

Конкретизация сфер интересов учащихся. Определение тем исследования.

Виды исследовательских работ. ( 2 часа)

Отличие исследовательской работы от других видов деятельности. Особенности работ исследовательского характера по сравнению с другими творческими работами.

Всестороннее рассмотрение выбранной темы ( 2 часа)

Анализ выбранной темы. Выделение возможных аспектов ее рассмотрения. Изучение собранной предварительной информации по выбранной теме. Соответствие собранной информации тому или иному аспекту выбранной темы.

Знакомство с методологией выполнения исследовательских работ (2 часа)

Основные этапы выполнения исследовательских работ. Особенности каждого этапа.

Общие принципы работы с информацией (2 часа)

Особенности некоторых методов отбора необходимой информации.

Сбор информации по выбранной теме (2 часа)

Анализ всей собранной информации. Работа с информационными источниками.

Определение круга источников информации, которые будут использованы при выполнении работы (2 часа)

Виды источников информации. Понятие  достоверности источников информации. Отбор источников для использования в своей работе.

Актуальность и практическая значимость проводимых исследований (2 часа)

Значение проводимых исследований, возможность использования результатов исследования.

Структурные части исследовательских работ ( 2 часа)

Разделы исследовательской работы. Общепринятые требования к тексту исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Постановка цели и определение задач исследования (2 часа)

Постановка цели и определение задач исследования.

Выдвижение гипотезы исследования (2 часа)

Оценка необходимости формулирования гипотезы исследования. Разработка рабочей гипотезы.

Выбор методов исследования (2 часа)

Особенности некоторых методов исследования применительно к избранной теме. Понятие точности и надежности той или иной методики. Подбор методик для проведения исследования по выбранной теме.

Знакомство с методиками, по которым будет происходить исследование (2 часа)

Изучение методик, подобранных для проведения исследования.  Планирование программы исследования.

Освоение методик, разработка программы исследования (2 часа)

Выполнение учебных заданий согласно выбранной методике.

Формы и способы записи обработанной информации (4 часов)

Работа над текстом исследовательской работы и оформление отчета о ходе исследования. План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план. Рекомендации по ведению записей научной информации. Выписки. Тезисы. Цитирование. Конспект как краткое, последовательное, логически связанное изложение содержания текста. Конспекты плановые, текстуальные, свободные, тематические. Советы по оформлению конспекта. Приемы выделения и разделения текста. Составление глоссария — тематического словаря. Систематизация и классификация собранных материалов. Аннотирование.

Оформление работы в Microsoft Word, Microsoft Power Point. (4 часа)

Работа  в редакторе Microsoft Word. Создание электронной презентации с помощью Microsoft Power Point.

Учебно-исследовательская работа (16 часов)

 Составные части научного труда: исследование, изложение результатов исследования, редактирование. Аргументированность выводов. Новизна работы. Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы. Оформление научной работы: титульная страница, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение.

Окончательная обработка учебно-исследовательской работы (2часа)

Правила оформления законченной рукописи: компьютерная верстка, представление иллюстративного и формульного материала, оформление библиографического аппарата исследовательской работы.

Подготовка к защите результатов исследования (4 часа)

Основные положения защиты: дать определения основным понятиям; классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы; ранжировать основные идеи; предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.); выработать суждения и умозаключения; сделать выводы; указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал; подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования; приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Публичные выступления (2 часа)

Цели публичных выступлений. Формы публичной речи в зависимости от поставленной цели. Доступные средства поддержки выступающего. Невербальное общение с аудиторией.

Тренинг « Я интересен»  (4 часа)

Задача обучающихся расположить к себе « незнакомую» аудиторию в любой форме и без ограничения содержания выступления. Время выступления ограничено. Анализ выступления.

Аудитория, способы привлечения, удержания и переключения внимания аудитории.      (2 часа)

Аудитория, уровень подготовленности, численность, однородность. Необходимая и достаточная информация об аудитории, для которой подготовлена речь. Привлечение и удержание внимания аудитории как критерий успеха выступления.

Подготовка и произнесение научного доклада (4 часа)

Доклад как одна из самых распространенных форм публичных выступлений. Последовательность подготовки доклада. Структура научного доклада: введение — краткое описание проблемы, раскрытие темы, цель, методы, проведение исследования: основная часть — изложение содержания вопроса(литературный обзор, методика и результаты исследования): заключение — теоретические выводы, практические предложения. Законы красноречия. Рекомендации по технике речи. Дискуссия и диспут как жанры риторики. Правила ведения дискуссии. Критерии оценки защиты учебно-исследовательской работы, научного доклада.

Подготовка к ответам на вопросы по теме работы и докладу (2 часа)

Почему избрана эта тема, в чем ее новизна; какой была цель исследования; какие ставились задачи; какие гипотезы проверялись; какие использовались методы и средства исследования;   каким был план исследования; какие результаты были получены и какое практическое применение оно имеет; какие выводы сделаны по итогам исследования; что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Конкурсы творческих работ и научно- практические конференции (2 часа)

Основные разновидности конкурсов творческих работ. Специфика проведения конкурсов и конференций различного уровня. Специальные требования к участникам, предъявляемые на некоторых конкурсах и конференциях.

Знакомства с требованиями конкретного конкурса или конференции (2 часа)

Знакомство с требованиями к форме и содержанию работы, к способу и форме представления на различных конкурсах и конференциях. Сравнительный анализ требований. Выбор мероприятий для предоставления работы.

Тезисы как форма представления работы (2 часа)

Печатные публикации: тезисы, статьи. Необходимые требования к содержанию тезисов и статей применительно к материалам конкурса или конференции. Знакомство с требованиями к объёму, содержанию.

Подготовка тезисов работы в соответствии с требованиями конкурса или конференции                   ( 2 часа)

Подбор материалов и написание тезисов. Набор текста на компьютере в соответствии с требованиями конкретного конкурса или конференции к объёму и оформлению.

Подготовка работы к конкурсу или конференции (4 часа)

Приведение базового содержания работы к параметрам, соответствующим требованиям конкретному конкурсу или конференции.

Подготовка к представлению работы на конкурсе или конференции (4 часа)

Определение формы и содержания представления работы в зависимости от требований и технических возможностей конкретного конкурса или конференции.

Предварительная защита работы (2 часа)

Выступление перед группой. Формат выступления, иллюстративный материал, технические средства и регламент в соответствии с требованиями предстоящего конкурса.

Основные способы широкого представления своей деятельности (2 часа)

Область применения каждого из способов широкого представления своей деятельности. Целесообразность и особенности применения в зависимости от поставленных информационных задач и целевой аудитории.

Стендовый доклад ( 2 часа)

Особенности оформления стендового доклада в зависимости от поставленной информационной задачи и целевой аудитории. Подбор материалов для стендового доклада.

Изготовление стендового доклада(2 часа)

Изготовление и вывешивание стендового доклада.

Анализ учебно-исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы (4 часа)

Анализ с обучающимся  его учебно-исследовательской деятельности. Определение направлений дальнейших исследований. Совместное с обучающимся составление  плана дальнейших исследований. Подбор тем из предложенного перечня.

Слагаемые успеха ( 2 часа)

Психологические составляющие данного вида деятельности. Шесть шагов к успеху. Тренинг.

Практические занятия (24 часа)

Работа в библиотеке, архиве, музее. Рецензирование учебно-исследовательских работ. Составление плана научной статьи. Экспертиза. Экспертные оценки. Защита научных проектов. Научно-практическая конференция. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. Творческие встречи с научными работниками. Апонирование.

Заключительное занятие, обратная связь. ( 2 часа)

Обратная связь. Анкетирование.

Учебно-тематический план программы «Я – исследователь»

2 года обучения (2часа в неделю 132ч в год)

№ темы

Название темы

Количество часов

теория

практика

1

Организация работы школы « Я – исследователь».  Введение

2

2

Определение тем исследовательских работ, объектов исследования

2

3

Виды исследовательских работ

2

4

Всестороннее рассмотрение выбранной темы.

1

1

5

Знакомство с методологией выполнения исследовательских работ

2

6

Общие принципы работы с информацией

2

7

Сбор информации по выбранной теме

2

8

Определение круга источников информации, которые будут использованы при выполнении работы

1

1

9

Актуальность и практическая значимость проводимых исследований

2

10

Структурные части исследовательской работы

2

11

Постановка цели и определение задач исследования

1

1

12

выдвижение гипотезы исследования

1

1

13

Выбор методов исследования

1

1

14

Знакомство с методиками по которым будет происходить исследование

1

1

15

Освоение методик, разработка программы исследования

2

16

Формы и способы записи обработанной информации

2

2

17

Оформление работы в Microsoft Word, Microsoft Power Point

2

2

18

Учебно-исследовательская работа

4

12

19

Окончательная обработка учебно-исследовательской работы

1

1

20

Подготовка к защите исследования

2

2

21

Публичные выступления

2

22

Тренинг « Я интересен»  

2

23

Аудитория, способы привлечения, удержания и переключения внимания аудитории

2

24

Подготовка и произнесение научного доклада

2

2

25

Подготовка к ответам на вопросы по теме работы и докладу

1

1

26

Конкурсы творческих работ и научно- практические конференции

2

27

Знакомства с требованиями конкретного конкурса или конференции

1

1

28

Тезисы как форма представления работы

1

1

29

Подготовка тезисов работы в соответствии с требованиями конкурса или конференции

2

30

Подготовка работы к конкурсу или конференции

4

31

Подготовка к представлению работы на конкурсе или конференции

4

32

Предварительная защита работы

2

33

Основные способы широкого представления своей деятельности

2

34

Стендовый доклад

1

1

35

Изготовление стендового доклада

2

36

Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы

2

37

Слагаемые успеха

2

38

Практические занятия

30

39

Заключительное занятие, обратная связь

1

1

итого

50

82

                                               

Список литературы:

Файн Т.А. «Исследовательский подход в обучении»;

Чечель И.Д. «Исследовательские проекты в практике обучения»;

Савенков А.И. «Исследователь ( материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике)»;

Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы»;

Савенкова А.И. «Юный исследователь» (материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике);

Савенкова А.И. «Методика организации игр-исследований с младшими школьниками»;

Файн Т.А. «Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников»;

Пентин А.В. «Учебные исследования и проекты – понятия близкие, но не тождественные»;

Громова Т.В. «Организация исследовательской деятельности»;

Лебедева С.А. «Организация исследовательской деятельности в гимназии»;

Новожилова Н.В. «Использование Интернет -технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся»;

Интернет – портал «Исследователь. ru.» www.intelgame.ru

Журнал «Я исследователь» методический журнал по исследовательской деятельности учащихся за 2005-2007 г.г.

М.Е.Буковский « Юный исследователь» учебная программа .

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ урока

Тема урока

сроки

Планируемые результаты обучения

Д/З

Предметные результаты

КЭС

Контролируемые элементы содержания

КПУ

Проверяемые умения

Личностные/метапредметные результаты

I. Место человека в системе органического мира.2 часа

1

Место человека в системе органического мира.

1.1.4.1.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

2.1.7.

УМЕТЬ объяснять: родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

выделять главные и существенные признаки понятий;

составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста;

осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

выявлять причинно-следственные связи;

работать со всеми компонентами текста;

оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

§1

2

Особенности человека.

4.1.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

2.1.2

родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп)

Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

формирование основ экологической культуры.

§1

II. Происхождение человека.2 часа

3

Эволюция человека

4.1.

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

2.1.7.

Родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий.

§2

4

Расы человека.

П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§3

II. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.1 час

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1.1.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения.

2.8.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§4

IV. Общий обзор организма человека.4 часа

6

Клеточное строение организма.

2.1.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

1.1.2., 2.3.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

хромосом, клеток; распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§5

7

Клеточное строение организма. Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки».

1.3.,2.3.1., 2.3.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§5

8

Ткани и органы. Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей».

2.2.

Ткани, органы, системы органов  и животных.

1.3., 2.3.2.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§6

9

Системы органов. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

2.2.

Ткани, органы, системы органов и животных,

2.3.1., 2.3.2.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§7

V. Координация и регуляция.10 часов

10

Гуморальная регуляция.

4.2.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны

1.3.2.1.11. 1.2.1.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, регуляция жизнедеятельности организма . уметь объяснять роль гормонов  в организме;

М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

выделять главные и существенные признаки понятий;

составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста;

осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

выявлять причинно-следственные связи;

работать со всеми компонентами текста;

оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

формирование основ экологической культуру.

§8

11

Строение и значение нервной системы.

4.2.

Нервная система.

1.3.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. регуляция жизнедеятельности организма .

§9

12

Строение и функции спинного мозга.

4.2.

Нервная система.

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§10

13

Строение и функции головного мозга.

4.2.

Нервная система.

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§11

14

Полушария большого мозга.

4.2.

Нервная система.

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§12

15

Анализаторы.

4.12.

Органы чувств, их роль в жизни человека

2.8

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

выделять главные и существенные признаки понятий;

составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста;

осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

выявлять причинно-следственные связи;

работать со всеми компонентами текста;

оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

формирование основ экологической культуру.

Стр.76-77

16

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

4.12.,4.14., 4.15.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика :нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при повреждении зрения.

2.3.2., 2.7., 3.1.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. для соблюдения мер профилактики: заболеваний, зрения, слуха; инфекционных заболеваний;

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§13

17

Анализаторы слуха и равновесия.

4.12.,4.14.

Органы чувств, их роль в жизни человека .Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика: нарушения зрения и слуха

2.3.2., 3.1.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, зрения, слуха; инфекционных заболеваний;

§14

18

Кожно-мышечная чувствительность.

4.12.,4.14.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§15

19

Обоняние. Вкус.

4.12.,4.14.

Органы чувств, их роль в жизни человека .Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§15

VI. Опора и движение.8 часов

20

Кости скелета.

4.11.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

выделять главные и существенные признаки понятий;

составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста;

осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

выявлять причинно-следственные связи;

работать со всеми компонентами текста;

оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

формирование основ экологической культуру.

§16

21

Строение, свойства костей, типы их соединения. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

4.11.

Опорно-двигательный аппарат.

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§16

22

Строение скелета.

4.11.,4.14.

Опорно-двигательный аппарат . Профилактика: травматизма.

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§17

23

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

4.15.

Приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

2.7., 3.2.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

оказания первой помощи при, травмах. для соблюдения мер профилактики: заболеваний, травматизма; нарушения осанки.

Стр.263-265

24

Мышцы. Общий обзор.

4.11.

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат .

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§18

25

Работа мышц.

4.14.

Профилактика: травматизма.

Для соблюдения мер профилактики: заболеваний, травматизма; нарушения осанки.,

§19

26

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

4.14.

Факторы риска: гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.

2.7.

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. ,

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых травматизма; нарушения осанки.

§44

27

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения.

4.14.

Укрепление здоровья двигательная активность

2.7.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

§47

VII. Внутренняя среда организма.3 часа

28

Внутренняя среда организма и её значение.

4.5.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет

1.2.1.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

Стр.127

29

Кровь. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

4.15.

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при кровотечениях;

1.2.12.3.2..,

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

транспорт веществ. распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§20

30

Защита организма от инфекции

4.14.

Переливание крови. Профилактические прививки. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.

2.1.10., 2.7., 3.1.

Уметь объяснять причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;

§21

VIII. Транспорт веществ.4 часа

31

Органы кровообращения.

4.6.

Транспорт веществ.

1.2.1., 2.3.2.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

транспорт веществ. распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§22

32

Работа сердца. Практическая работа №2 «Измерение кровяного давления».

4.6.

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1.2.1.

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

транспорт веществ.

§23

33

Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Практическая работа №3 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

4.6.

Кровеносная и лимфатическая системы

1.2.1

ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ

транспорт веществ.

§24

34

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

4.14

Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Профилактика: заболеваний.

2.8. 2.7., 3.2. 3.1.,

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье .,

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. оказания первой помощи при .,

 для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых стрессов; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;

§45,46,49

IX. Дыхание.5 часов

35

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

4.4.

Дыхание. Система дыхания.

1.2.1. 2.3.2.,

Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, дыхание.

распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

выделять главные и существенные признаки понятий;

составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста;

осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

выявлять причинно-следственные связи;

работать со всеми компонентами текста;

оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

формирование основ экологической культуру.

§25

36

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

4.4.

Система дыхания.

2.3.2.

Распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§26

37

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

4.4.

Система дыхания.

§26

38

Регуляция дыхания. Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания».

4.4.

Система дыхания.

§25-26

39

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

4.14., 4.15.

Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, другие инфекционные заболевания органов дыхания.

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении  угарным газом;

2.8., 2.7., 3.2. 3.1.,

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье .

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. оказания первой помощи при простудных заболеваниях.,

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;

§45,46,49

X. Пищеварение 5 часов

40

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме.

4.3.

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

выделять главные и существенные признаки понятий;

составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста;

осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

выявлять причинно-следственные связи;

работать со всеми компонентами текста;

оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

формирование основ экологической культуру.

§27

41

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

4.3.

Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

1.2.1., 2.3.2.

Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, питание. распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

§28

42

Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №5 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал».

4.3.

Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

§29

43

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

4.3.

Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

1.2.1.

Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, питание.

§29

44

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

4.14.,4.15

Укрепление здоровья: сбалансированное питание. Гепатит, и другие инфекционные заболевания кишечные.

Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями.

2.7.,2.8., 3.2., 3.1.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. ,

оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями.,

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных заболеваний;

§44,46,49

XI. Обмен веществ и энергии. Витамины.2 часа

45

Пластический и энергетический обмен.

4.7.4.14.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. . Укрепление здоровья сбалансированное питание. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.

2.1.11, 1.2.1.

Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

роль гормонов и витаминов в организме;

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§30

46

Витамины.

4.7.

Витамины. Предупреждение инфекционных заболеваний.

2.1.11.,2.8

Уметь объяснять роль витаминов в организме; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

§31

XII. Выделение.2 часа

47

Выделение. Строение и работа почек.

4.8.

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

1.2.1., 2.3.2.

Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, выделение, транспорт веществ. распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§32

48

Заболевания почек, их предупреждение.

4.14.

Предупреждение инфекционных заболеваний. Инфекционные заболевания: ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания мочеполовые.

2.7.,2.8. 3.1.,

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. ,

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); инфекционных и простудных заболеваний;

§44,46,49

XIII. Покровы тела.3 часа

49

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

4.9.

Покровы тела и их функции. Уход за кожей, волосами, ногтями.

1.2.1., 2.3.2. 2.7.,

Знать и понимать обмен веществ и превращение энергии, выделение, транспорт веществ, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§33

50

Роль кожи в терморегуляции организма.

4.14.

Профилактика: ожогов; обморожений;

2.7. 3.2., 3.1.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

§34

51

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

4.14., 4.15.

Закаливание, Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: ожогов; обморожений; Приемы оказания первой доврачебной помощи: при ожогах; обморожениях.

2.7.,2.8., 3.2., 3.1.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

§48,49

XIV. Размножение и развитие.3 часа

52

Половая система человека.

4.10.

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1.2.1., 2.3.2.

Знать и понимать

рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость. распознавать и описывать:

на рисунках (фотографиях) органы и системы органов человека;

М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

выделять главные и существенные признаки понятий;

составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста;

осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

выявлять причинно-следственные связи;

работать со всеми компонентами текста;

оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

формирование основ экологической культуру.

§35

53

Оплодотворение и развитие зародыша.

4.14.

Укрепление здоровья: двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.

2.7., 3.1.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. ,

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

§35-36

54

Возрастные процессы.

4.14.

Инфекционные заболевания: ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания мочеполовые. Предупреждение инфекционных заболеваний.

2.1.10.,2.8

Уметь объяснять проявления наследственных заболеваний. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

 

§37

XV. Высшая нервная деятельность.6 ча сов

55

Рефлекторная деятельность нервной системы.

4.13.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека.

1.3., 1.2.1.

Знать и понимать регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

М\планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

выделять главные и существенные признаки понятий;

составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста;

осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

выявлять причинно-следственные связи;

работать со всеми компонентами текста;

оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Л\Формирование ответственного отношения к учению, труду;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

формирование основ экологической культуру.

§38

56

Бодрствование и сон.

4.13.

Сон, его значение.

§39

57

Сознание и мышление. Речь.

4.13.

Сознание человека. Речь, мышление.

2.8

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

§40

58

Познавательные процессы и интеллект

4.13.

Познавательная деятельность мозга. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

3.3.

Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

§41

59

Память.

4.13.

Память.

2.8

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

§42

60

Эмоции и темперамент.

4.13.

Эмоции.

§43

XVI. Человек и его здоровье.5часов

61

Здоровье и влияющие на него факторы.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.

3.1. 2.7., 3.1., 3.3.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. ,

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

§44

62

Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа №5 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений».

4.15.

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.

3.2., 3.1.

Оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

§44

63

Вредные привычки. Заболевания человека.

4.14.

Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний.

2.1.10., 2.7., 3.1.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье .

причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

§45

64

Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание.

4.14.

Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух.

2.7.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

§47-48

65

Гигиена человека.

4.14.

Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.

2.8. 2.7., 3.3.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. ,

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

§49

66

Обобщающий урок по всему курсу.

4.1.4.2.,4.,4.4.,4.5.,4.6.,4.7.,4.8.,4.9.,4.10.,4.11.,4.12,4.12.,4.13.,4.14.,4.15.

2.7.,2.8

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.

Л\Формирование целостного мировоззрения; формирование ответственного отношения к учению, труду; знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Р\Уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствие планируемого результата при решении аналитических заданий. П\Планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий. Смысловое чтение.

К\Умение выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом, вырабатывать стратегию).

Повт.

67

Повторение

Повт.

68

Повторение

Повт.