Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей 6-7 лет "Помощники в путешествие: глобус и карта"

Якатова Юлия Тахировна

Конкурсное  занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globus_karta.docx39.75 КБ
Файл analiz_zanyatiya_yakatova_karta_i_globus.pptx998.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение                                                                                                                                                                    «Детский сад №3»

                                                       

Конспект занятия

Образовательная область «Познавательное развитие»                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Тема:  «Помощники в путешествии: глобус и карта»

Возрастная группа: 6-7 лет № 2

Подготовила:

Якатова Юлия Тахировна,

воспитатель МДОАУ № 3

                                                                                                          Оренбург 2022

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

игровая,

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

конструктивная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Помощники в путешествии: глобус и карта

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесный: чтение сказки о Матери-Природе и двух её сыновьях, беседа о Земле, как об общем доме.

Наглядный: рассматривание глобуса и карты, соотношения воды и суши, схемы группы

Конструктивный: создание маршрута для Айболита, соотношение частей карты с цветом, составление карты Земного шара, и пазла карты России.

Исследовательский: поиск объектов, обозначенных на карте-схеме группы, поиск сходства и различия карты и глобуса

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,

4.

Возрастная группа:

Дети 6-7 лет

5.

Цель:

Формировать элементарные представления детей о глобусе и карте  Земного шара.

6.

Задачи:

6.1

  • Определить сходство и различие между глобусом и картой.
  • Познакомить со словом – атлас и дать о нём представление, как о сборнике различных карт (план группы, карта города Оренбурга, Оренбургской области, карта России, Земного шара).
  • Закрепить цветовое обозначение географической карты (горы, моря, леса, пустыни, ледники).
  • Создать условия для исследовательской активности детей.
  • Закреплять умение фиксировать полученные знания с помощью Кругов Эйлера.

6.2

  • Развивать любознательность, ориентировку по карте, интерес и любовь к путешествию по миру.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей (сигнал Sos!, глобус, карта, условные знаки, полушарие, материки, суша, океан, Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, др.)

6.3

  • Воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому.
  • Воспитывать коммуникативные навыки в коллективной деятельности сверстников (умение слушать, находить общее решение, взаимопомощь, др.).

7.

Планируемые результаты:                

7.1

  • Определяет сходство и различие между географической картой и глобусом.
  • Сформировано понятие об атласе географических карт.
  • Знает цветовое обозначение географической карты.
  • Сформированы  коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес и любовь к природе, эмоциональное восприятие окружающего мира.
  • Расширен словарный запас ребёнка (глобус, карта, условные знаки, полушарие, материки, суша, океан, Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида)
  • Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении  познавательных задач
  • Сформировано бережное отношение к Земле - своему дому.
  • Умение детей применять технологию Круги Эйлера для фиксации результата деятельности .

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Глобус, карта России, карта Оренбургской области. Бумажный круг разделен линиями на части, магнитная доска; карточки с географическими обозначениями для индивид. Работы; презентация для сопровождения занятия: иллюстрации к сказке., план-схема группы; видеообращение Айболита; видеоролик о вращающейся земле в космосе; тарелочка с пластилиновым человечком; шарик.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание глобуса, разгадывание загадок о планетах (их цвете), заучивание считалки

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

 Дети играют. Воспитатель обращает внимание детей на видео звонок. Sos! Sos! Я доктор Айболит, мне сообщили кенгуру, что они заразились вирусом гриппа  и им надо срочно сделать прививку. Я сейчас нахожусь в Америке и не могу добраться до них так как я потерял свой атлас с указанием пути к кенгуру. Кто меня слышит прошу помочь .Сигнал SOS Обращает внимание детей .Ребята  что же это за сигнал?

Ребята, сигнал Sos! – это всемирный сигнал путешественников, которые попали в беду. Кто же прислал нам этот сигнал. Что же случилось с Айболитом?

.

Пояснение сигнала Sos!

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

 Что же делать? Айболит в Америке…А кенгуру..? А где живут кенгуру, ребята?(Ответы детей в Австралии)

Без атласа говорит Айболит не добраться до Австралии. 

1.2

Мотивация деятельности детей

Ребята А мы сможем помочь Айболиту ? Чем мы можем помочь?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Помочь Айболиту отыскать атлас.

II.

Основная часть:

 А что же такое атлас мы с вами знаем? Прежде чем помочь Айболиту мы должны разобраться Что такое Атлас?

Ребята посмотрите на экран. Что вы здесь видите?(Предположения детей. На экране План -схема группы. Находим непонятные знаки. А как вы поняли что это наша группа.(обследуем группу)  Мы можем определить ,где эти знаки. (Решаем определить где они находятся)

 1знак-подходим и находим домик и кусок карты. Кусок карты приклеиваем

на лист А3

Это не простой домик . А давайте проследим цепочку.

Вы живете в доме ?

Вам удобно жить там? Ответы детей

А дом на улице, а улица в городе ,а город в стране ,а страна на земле .Получается что земля наш общий дом.

А удобен ли этот дом для человека(Удобен там есть все что необходимо для человека.)

2 знак-находим свиток со сказкой и кусок карты. Карту присоединяем к первому и предлагаю прочитать сказку. На экране презентация с показом Мать природы и двух ее сыновей.

Вот послушайте сказку. Это было давным-давно. Было у матери природы два сына. Выросли они и настала пора им позаботится о себе и о матери. Как только подошел срок, получил каждый из них по царству. И главным богатством там были полноводные реки и озера, и дремучие  леса.

        Решил старший сын переделать свое наследство так, как ему нравилось. Не хотел он понять, что в природе нет нич его случайного. Что, погубив одно, он тем самым погубит все другое. Старшему сыну казалось, что в лесу слишком много диких зверей, которых он боялся. Слишком много мух и комаров которые досаждали ему…И завизжали пилы… Но когда старший сын закончил работу и оглянулся во круг, то не увидел во круг ни чего кроме разрушения. Погибли звери и птицы, засохли реки и озера.

        А младший сын, увидев такое богатство, понял, что не царь он в этом мире а работник. И как хороший хозяин должен сохранять и умножать то, что ему досталось в наследство. И каждый новый день младший сын начинал с того, что убирал свое царство. Сажал новые деревья взамен тех, которые были больны. Лечил, помогал зверям и птицам, которые обращались к нему за помощью. Потому, что знал, он в ответе за тех, кого приучил.  А земля платила ему за заботу своей щедростью. Чему учит эта сказка ?

3знак –находим тарелку с человечком из пластилина и кусок карты присоединяем его к предыдущим кускам

 - Какой же он, наш общий дом? Об этом думали люди всегда. Очень, очень давно считали, что наша земля похожа на тарелку. Ставим на край тарелку человечка из пластилина До сих пор сохранилось выражение «на краю земли» - значит, очень далеко. Но сколько не шел  до края земли, не дошел ни один. Люди отправляясь в длительное путешествие, обращали внимание, что если идти, ехать плыть все время в одном направлении, то вернешься на то же место.

4 знак- находим шар и последний кусок карты ,который присоединяем и получаем карту.

Карта показывает отдельные части земли например, если карта группы,  города то можем увидеть все улицы города а если области? А если России, то другие города Границы нашей России.а что вы еще сможете увидеть по этой карте.

  Есть такое выражение читать карту? Что это означает?Ответы детей Это значит понимать ее условные обозначения или знаки .С помощью условных обозначений можно узнать где что находиться на земле.. 

 

А для чего же здесь шар интересно? Приходим к выводу. что Глобус модель земли. А земля имеет форму шара. Посмотрите на шар вы видите его край нет, а если его повернуть все ровно нет.

- Глобусы бывают большие и маленькие, а давайте прямо его и отправим Айболиту! Удобно ли  брать их с собой в путь? Неудобно. Почему? Для этого есть карты

.  А откуда мы можем увидеть все материки?  )Из космос)А как называются люди которые летают на ракете(Космонавты),. Что же они видят…..А давайте посмотрим.

- Больше половины суши приходиться на пустыни, льды, горы, то есть на  те места, где человек жить не может.

Посмотрите, какая небольшая часть пригодна для жизни человека..

Посмотрите эполушария земли две стороны глобуса. Рассматриваем его и находим материкам свое  место  Давайте смоделируем карту земного шара.А здесь мы можем выложить маршрут Айболита можем и выкладываем его используя готовые материки. Ребята, а кто помнит что же мы искали сегодня. Атлас А мы до сих пор не выяснили Что такое атлас, смотрите у нас есть карта города, карта области, карта России да еще и карта полушарий получился целый атлас. Атлас ребята это когда все карты собраны в одном источнике

Ну все машрут готов можно и Айболиту отправить. Отправляем бандеролью.

III.

Заключительная часть

 Мы так много нового узнали сегодня. И самое главное, что вы сможете сказать, что общего и чем отличатся глобус?

Как вы думаете, для чего люди рисуют карты?.

Круги Эйлера Глобус имеет форму круглую, Карта-плоская

Глобус передает форму земли Карта не передает

Глобус показывает вращение, карта не показывает

Глобус в путешествии не  удобен,  карта –удобна

Общее что изображают поверхность земли. условные знаки и масштаб.

Людям каких профессий необходимы карты на работе

Что нового вы узнали?  А родителям ,что расскажете?

 

IV.

Дальнейшая разработка темы

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Якатова Юлия Тахировна воспитатель Высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 3» О бразовательная деятельность для детей 6-7 лет «Помощники в путешествии:глобус и карта» ОО «Познавательное развитие»

Слайд 2

Цель : формировать представления детей о глобусе и карте –как о модели Земли.

Слайд 3

Алгоритм НОД Введение в тему (создание проблемной ситуации); Мотивация детской деятельности; Целевая установка (с помощью или без воспитателя) Проектирование решений проблемной ситуации ; Выполнение действий (заданий); Анализ результатов деятельности Подведение итогов

Слайд 4

Введение в тему (создание проблемной ситуации): Айболит потерял атлас с указанием пути к кенгуру … Вводная часть. Организационный момент дети ведут самостоятельную игровую деятельность. Звучит сигнал. На экране появляется сигнал SOS . Выясняется, что Айболит потерял атлас с указанием пути к кенгуру … Мотивация деятельности детей: - Айболиту без атласа не добраться до кенгуру Целеполагание : - Надо помочь Айболиту , отыскать атлас с указанием пути к кенгуру.

Слайд 5

Задачи образовательные: - Определить сходство и различие между глобусом и картой. - Познакомить со словом – атлас и дать о нём представление, как о сборнике различных карт (план группы, карта города Оренбурга, Оренбургской области, карта России, Земного шара). - Закрепить цветовое обозначение географической карты (горы, моря, леса, пустыни, ледники). - Создать условия для исследовательской активности детей Задачи развивающие: - Развивать любознательность, ориентировку по карте, интерес и любовь к путешествию по миру. - Расширять и активизировать словарный запас детей (сигнал Sos !, глобус, карта, условные знаки, полушарие, материки, суша, океан, Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, др.) Задачи воспитательные: - Воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому. - Воспитывать коммуникативные навыки в коллективной деятельности сверстников (умение слушать, находить общее решение, взаимопомощь).

Слайд 6

Организация среды для проведения НОД: Глобус, карта России , карта Оренбургской области . Бумажный круг разделен линиями на части, магнитная доска; карточки с географическими обозначениями для индивид. р аботы ; презентация для сопровождения занятия : иллюстрации к сказке., план-схема группы ; видеообращение Айболита; видеоролик о вращающейся земле в космосе; тарелочка с пластилиновым человечком; шарик

Слайд 7

Планируемые результаты : • Определяет сходство и различие между географической картой и глобусом. • Сформировано понятие об атласе географических карт. • Знает цветовое обозначение географической карты. • Сформированы коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес и любовь к природе, эмоциональное восприятие окружающего мира. • Расширен словарный запас ребёнка (глобус, карта, условные знаки, полушарие, материки, суша, океан, Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида) • Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач • Сформировано бережное отношение к Земле - своему дому

Слайд 8

Спасибо за внимание!