Для родителей


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Воспитание интереса к музыке".

Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившемся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверное хотят видеть своего ребёнка добрым. Чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства.

В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо, как можно больше лучше и многообразнее использовать возможности семьи.
Если вы просто напеваете, он уже приобщается к музыкальному искусству, и тем самым вы передаёте ему частицу вдохновения. А когда у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга ( чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.

В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Музыкальные способности могут проявляться рано, а их отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать действительным. Толька ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально- эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.
Наконец настала пора поговорить о Вас, уважаемые родители, как о начинающих «учителях» музыки. Для этого наберитесь терпения и постарайтесь проводить музыкальные занятия ежедневно. Напомню о том, что ваша задача- учить внимательно слушать музыку, развивать певческие навыки и умения ритмично двигаться под музыку. Само собой всем этим комплексом должны обладать и вы.

Родителям, имеющим музыкальное образование, будет немного легче, т. к. им пригодятся исполнительские навыки, игра на музыкальном инструменте. Мамам и папам не имеющим специальной музыкальной подготовки, совсем не обязательно обладать яркими вокальными или танцевальными данными. Достаточно уметь петь чисто, правильно интонировать музыкальные мелодии, выразительно выполнять плясовые движения.

Будет просто замечательно, если в вашем репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные детские игровые потешки и призывы, заклички. Не забудьте заглянуть в семейную фонотеку. А что там может пригодиться для музыкальных занятий? Вероятно самые разнообразные песенные и танцевальные мелодии – спокойные, плавные, отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, современного танца, плясовой. К стати сказать, детей может привлечь и оркестровая музыка, но желательно с каким- нибудь солирующим инструментом. Например: скрипкой, гитарой, флейтой или баяном, главное чтобы мелодии были несложные и понятные прежде всего вам, а гармонии простые без резких диссонасов.
Рекомендую приобрести CD – диски из комплекта по слушанию музыки в детском саду, а также детский альбом П. Чайковского, «Времена года», музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты» и др. Необходимо также чтобы дома имелись музыкальные игрушки, которые содержались бы в порядке и находились в игровых уголках. Ребёнку очень понравиться если вы на металлофоне исполните с ним незатейливую мелодию. Чаще используйте бубен, барабан, триолу, детский аккордеон или др. музыкальные инструменты Звучание инструментов прекрасно развивает восприятие тембровой окраски звука, обогащает представление детей о звуковой палитре музыки.

Большое познавательное значение имеют для детей телепередачи о композиторах, о музыке и музыкальных инструментах. Можно посещать музыкальные вечера, спектакли. Известно, что в настоящее время дети проводят много времени у телевизора. Но не следует смотреть детям всё подряд, необходимо внимательно просматривать программу телепередач на неделю и отбирать наиболее интересные, познавательные передачи. Для детей можно приобрести «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, « В домике старого музыканта» , «Нотная азбука для детей» Н. Кончаловской, Для вас, родители, книга «Музыка – детям» Михеева, «Музыкально –эстетическое воспитание детей и юношества» В. Шацкой. Книга М. А. Михайловой «Развитие музыкальных способностей детей».
И в заключении хочется напомнить родителям о предметном окружении ребёнка – эстетической среде. Ребёнок замечает, какой порядок и расположение предметов у него в комнате. Они составляют для него ценный мир ярких цветовых сочетаний и самых разнообразных образов и форм. Аляповатая игрушка с размытыми чертами или, ещё хуже, сломанный музыкальный инструмент в руке ребёнка просто недопустимы.
Итак, мамы и папы, вы получили некоторые рекомендации и основные ориентиры, о процессе музыкального воспитания детей. Наряду с этим вы совершенствуете собственные музыкальные способности и наполняете навыки совершенно особенным смыслом существования всех членов вашей семьи. Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание петь, танцевать, играть.

Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека не одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не « приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. От природы все мы музыкальны!



Предварительный просмотр:

Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях

http://www.o-detstve.ru/assets/images/forteachers/DOU/metod/kuprina2.jpg

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями, интериоризируются, переходят во внутренний план. Существенно, что процесс интериоризации двигательного, телесного опыта достаточно длительный  –  охватывает все дошкольное детство.

Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. С естественной необходимостью его реализации связаны у ребенка чувства радости, наслаждения от движений, от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий.

С особым удовольствием ребенок выполняет движения и действия, связанные с творческими заданиями – воплощением различных образов. Звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Воспитатели и педагоги знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы, хороводы или просто произвольные движения под музыку.

Для детей дошкольного возраста разработана система занятий по музыкально-ритмическому движению, вобравшая в себя лучшее из отечественного и зарубежного опыта в этой области. В  концепции отечественной системы занятий по ритмике для детей дошкольного возраста музыке отводится ведущая роль, а движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом как средство усвоения музыкальных закономерностей. Такая расстановка акцентов совершенно справедлива, она способствует тому, что занятия ритмикой в ДОУ занимают важное место в музыкальном развитии дошкольников. В то же время занятия ритмикой дают ребенку возможность телесного выражения эмоциональных переживаний, связанных со звучащими образами. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.

Программы музыкально-ритмического воспитания в ДОУ предусматривают следующие разделы ритмики:

  • музыкально-ритмические упражнения;
  • танцы, пляски, хороводы;
  • музыкальные игры.

Музыкально-ритмические упражнения

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также  упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.

 Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки  реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:

  • метрическую пульсацию;
  • чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей;
  • смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» –  линий и т.д.

Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.

Народные танцы можно рассматривать и как своеобразные тренинги-упражнения по развитию навыков общения у детей. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное – запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.

Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения  индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.

Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые  в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое  отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Музыкальная игра

Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.

 Разделы ритмики, связанные с музыкально-ритмическими упражнениями и танцами для детей довольно подробно и тщательно проработаны в методической литературе, снабжены в программах ДОУ апробированными методиками и музыкальным репертуаром, соотнесенным с возможностями детей каждого возрастного этапа.

В то же время технология организации на занятиях с детьми творческих музыкально-двигательных игр на сегодняшний день находится в стадии становления. Педагоги, работающие с детьми, испытывают потребность в методическом осмыслении, систематизации творческих идей и приемов, «разлитых» в практической педагогической деятельности. Подтверждением тому является всплеск интереса к проблемам творческого музицирования, к игровым технологиям в музыкально-педагогической практике современности.



Предварительный просмотр:

                      Как научить ребенка слушать музыку? 

Таким вопросом задаются родители, глядя на то, как их непоседливые дети бегают, играют, танцуют. Культура слушания музыки заключается не только в том, что ребенок погружается в звуки мелодии, но и делает это в спокойном состоянии (сидя в кресле, лежа на коврике). Как научить ребенка размышлять, прислушиваясь к музыке?

 ЗАЧЕМ УЧИТЬ РЕБЕНКА ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ? Эмоциональность, образность музыки развивает у ребенка память и мышление, воображение и речь. Важно уже с раннего возраста включать детские песни, петь колыбельные. Умственное развитие ребенка невозможно без умения слушать и понимать музыкальный язык. Задача родителей заключается в том, чтобы постепенно, ненавязчиво подвести малыша к самостоятельному прослушиванию и пониманию музыки.

 Уже к 2 годам дети умеют эмоционально откликаться на музыку. Выразительность музыкального языка побуждает ребенка хлопать, приплясывать, греметь погремушкой, бить в барабан. Но внимание малыша быстро переключается с одного предмета на другой. Ребенок не может долго слушать музыку или танцевать под нее. Поэтому родителям не надо настаивать, а следует перейти к другой деятельности.

Став старше, ребенок уже чувствует настроение музыки. Активное развитие речи малыша позволяет рассказать о том, что он почувствовал или представил. Постепенно у ребенка появляется желание самостоятельно слушать мелодии, пропевать их, играть на простейших музыкальных инструментах. Родители должны поддерживать любое творческое начинание ребенка. Вместе с ним подпевать, читать стихи, слушать песни и рассказывать об их содержании. Только вместе с мамой и папой, в процессе общения с ними, у ребенка развивается культура слушания музыки и взаимодействия с ней

. С ЧЕГО НАЧАТЬ? Глядя на то, как ребенок рисует, играет, у родителей возникает вопрос: «А как научить ребенка слушать музыку?» Не стоит сразу прибегать к серьезным классическим произведениям.

Основные критерии для восприятия музыки это: доступность (с учетом возраста и развития ребенка); постепенность.

 Для начала можно вместе с ребенком слушать детские песни. Спрашивать о том, какое настроение вызвала пеня, о чем в ней пелось. Так ребенок начинает не только вслушиваться в слова, но и учится рассказывать об услышанном. Постепенно родители из слушания музыки могут сделать целый ритуал.

 Ребенок удобно садится или ложится на ковер, закрывает глаза и начинает слушать. Многочисленные детские пьесы есть у зарубежных и русских композиторов. Длина звучания не должна превышать 2–5 минут. К 7 годам ребенок научится слушать музыку до 10 минут. Чтоб разнообразить восприятие музыки, можно соединить ее с другой деятельностью. После прослушивания – нарисовать или слепить из пластилина героя музыкального произведения (например, знакомясь с пьесами из «Карнавала животных» Сен-Санса).

Можно сочинить сказку по мотивам прослушанной пьесы. Или приготовить ленты, шары, колокольчики и вместе с мамой закружиться под звуки мелодии. Любая девочка с радостью станцует вальс с новой куклой под музыку Петра Чайковского: При повторном прослушивании пьесы можно предложить ребенку самому озвучить ее, повторить по слуху. Для этого предварительно выяснить настроение музыки, выбрать музыкальные инструменты или предметы для озвучивания. Не обязательно в доме иметь много детских музыкальных инструментов – ими может стать любой предмет быта.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Выбирать пьесы, доступные ребенку по содержанию. Подготовить удобное место для слушания музыки. Не отвлекать посторонними шумами или действиями. Родители вместе с ребенком слушают музыку. Вопросами побуждать к рассказу об услышанном. Учить различать музыкальные инструменты. Интегрировать восприятие музыки с другими видами деятельности. Водить ребенка на концерты детской музыки. Собственным примером учить ребенка культуре слушания музыки. В волшебном музыкальном ящике можно увидеть героев любых сказок (музыка Георгия Свиридова):



Предварительный просмотр:

Что такое голос?

Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос (от лат, vox). И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.

Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому; ребенок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильное и громче его первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного, Слабый голосок или вообще отсутствие его говорит о возможных проблемах здоровья или даже об угрозе жизни новорожденного.

В первые годы ребенок только голосом сообщает о своих потребностях в еде, тепле, в хорошем самочувствии и т. д. Впоследствии развитие речи помогает ему сообщить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.

И в это время мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать ребенка в проявлении эмоций через голос, не в меру часто призывая к тишине: «Не кричи!», «Замолчи!», «Ты мешаешь другим!». Нам кажется, запрещая детям громко говорить, кричать, бегать прыгать тогда, когда им хочется, мы тем самым формируем у них навыки хорошего поведения. На самом деле мы не даем возможности детям выплеснуть накопившуюся энергию хотя бы через голос или движение. Мы забыли, что энергия ребенка, необходимая для его здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как он её истратит. Не сознавая того, родители и педагоги содействуют появлению речевого и двигательного дефицита в развитии ребенка, что задерживает не только развитие голоса и речи, но и способствует постепенному ослаблению физического и психического здоровья детей.

Надо все время помнить, что именно голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей . На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, болен, полон сил и энергии, или устал и т. д.

Следующая функция: голос — это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т. д., отражается личность человека, его психика, Можно сказать, что голос — это «озвученная душа». А звучать он может в зависимости от настроения абсолютно по-разному: задорно, робко, раздраженно, грозно, восторженно, величаво и т. д.

Часто голос выдает то, о чем думает человек. Беседа может быть вежливой, но голос  выражает антипатию или даже ненависть.

Тембр (качество звучания) придает голосу каждого человека абсолютно индивидуальное звучание. Знакомого человека мы сразу узнаем по голосу. Тембр голоса может быть сиплым, визгливым, хриплым, бархатным, ярким, мелодичным и т. д.

Голос не только сообщает нам о характере, настроении и намерениях человека, но и физически включает окружающих людей в процесс проживания звука и отраженного в нем душевного состояния. Многие испытали на себе, как заражают окружающих смех и радость одного человека, как воздействуют рыдания, крик, плач.

 

Если человек не лишен слуха, то он напрямую зависит от того, что звучит вокруг него, т. к. воспринимает любые вибрации. Это могут быть различные звуки окружающего мира: природы, техники или «сигналы» самого человека— его голоса (речи, крика, смеха, пения). При этом ни на один звук человек не реагирует так быстро, как на звуки человеческого голоса.

Когда звучит голос человека (его речь, пение, смех или плач), мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонируем с ним. Человек непроизвольно включает окружающих его людей в процесс проживания своего голоса. При этом всего одна пятая часть производимого человеком звука направлена во внешнее пространство, т. е. на других людей. Остальная же часть вибраций охватывает внутреннее пространство нашего тела, вызывая резонанс всех органов и систем собственного организма. Все вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит и поет; кости рук, ног, мышцы, кровь. Потому так важно для нашего психического и физического здоровья, что и как мы сами говорим. Взаимо – связь  голос -психическое состояние является одним из сильнейших средств воздействия на любого человека, и особенно на детей. Голос взрослого может влиять на их душевное состояние — врачуя или, наоборот, ухудшая их состояние.

Все это доказывает, что голос как средство общения обладает определенной силой воздействия.

И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние.

Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости. Однако надо отметить, что пение, музыкальное интонирование — явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.

Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей (у большинства детей наследственные способности очень скромны или их нет).

Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребенка с рождения. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поет, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.

Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых.



Предварительный просмотр:


Консультация для родителей «Папа, мама, я –музыкальная семья»


http://www.ozedu.ru/files/u2305/3_1.jpg
«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано... Я часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией»,— вспоминал Н. А.Римский-Корсаков.
Этот пример — лучшая иллюстрация того, сколь благотворны были в России традиции с домашнего музицирования». Практически у всех людей знакомство с музыкальным искусством — будь то пение, танец или игра на инструменте — начиналось в семье.
Из поколения в поколение души людей питал фольклор, заменявший крестьянину оперу или симфонические концерты. Дети, услышав первые колыбельные, подрастая, вскоре сами начинали петь веснянки, колядки, запевки, считалки, слушали пение взрослых, слушали, как звучали егорьевские песни на первый выгон скота, как «музыкально» плакали на могилах. И не было для крестьянских детей лучшего учителя музыки, чем сами народная песня и обряд. А путь к ним начинался в избе, от песен и причетов бабушки.
Домашнее музицирование необходимо семье не для того, чтобы выпестовать музыканта. Музыкант — это призвание, осознать которое может только сам человек. Последствия «подталкивания» ребенка на эту, без преувеличения, каторжную дорогу родителями, как правило, плачевны, и особенно для мужчин: скудное существование, уязвленное самолюбие, отвращение в конечном результате к одному из чудес, дарованных человеку — музыке. Не ради этого быт семьи должен быть наполнен музыкой. Дело, по-видимому, в том, что ни один другой вид искусства не может так возвысить культуру человеческого чувства, так расцветить и обогатить человеческое восприятие, как искусство музыкальное. Но нет при этом и более сложного вида искусства, требующего особого усердия и при музицировании, и при восприятии.
Лучше всего приобщать ребенка к музыке не с пеленок, а даже... до пеленок. Надо сказать, что вопрос о музыкально-эстетическом воспитании ребенка еще в утробе матери является одним из наиболее перспективных в современной музыкальной педагогике. Если даже просто в присутствии будущей матери постоянно звучит хорошая и, что очень важно, разнообразная музыка — это уже хорошо.
Но здесь встает проблема вкуса — как определить, хороша музыка или не слишком? Не все, что нравится, истинно хорошо, и не все, что не нравится, истинно плохо. Наверное, в процессе слушания (и, как следствие, музицирования в любой из форм — пение, игра на гитаре, рояле и т. д.) большое место должно быть уделено классической музыке, шедеврам джаза (Эллингтон, Армстронг, Гудмэн, Гершвин) Как быть с классикой?
Очень хорошо, если в семье постоянно звучит музыка Моцарта и Бетховена, Глинки и Римского-Корсакова, Шостаковича и Свиридова. Даже если процесс этот будет бессистемным. Не более ли важны привитый интерес к музыке и культура слуха?
http://savepic.ru/972324.jpg   Ни для кого не секрет, что засилье эстрады на радио, телевидении, концертных площадках сейчас приобрело угрожающий оттенок. Слушание только потока эстрады особенно вредно. Ведь звуковой пустоцвет, кроме сиюсекундного развлечения, человеку ничего не дает. Классическая же музыка (в том числе и «легкая», но высокохудожественная) тем и сильна, что ее отобрал не какой-либо маститый музыкант, а время! Поэтому эстетический целительный эффект гарантирован изначально. Как же ее слушать? Наверное, так же, как читать классическую литературу — ведь системно это мало кто делает.
Известно, что во многих семьях существует традиция обсуждения новостей — бытовых, политических, по работе и т. п. А почему не могут быть в этом перечне новости музыкальные? Существует интерес к музыке новой, молодой: человек сталкивается с неизвестным, может быть, и отталкивающим — скажем, с авангардом или роком,— но новым, современным, требующим обдумать, обсудить. Ведь это так захватывает— следить за новинками! Причем не только за новинками эстрады.
Любой педагог с уверенностью скажет: ничто не может так заинтересовать музыкой, как неподдельная, горячая любовь к ней самого педагога. И в семье то же самое: ценнее всего создать обстановку любовного, трепетного отношения к музыке. И не последнее место здесь занимают совместные разговоры о ней, чтение о ней, размышления о ней с ребенком, сообща.
Музыка, если человек привык к ней с детства и в нем уже проросло замечательное чувство вкуса, может стать для него ярким и ни с чем не сравнимым по силе увлечением. Заметны дети из семей, где музыку слушают и ценят: они всегда ждут прослушивания с нетерпением и, главное, с радостью. А цена этой радости — и мысль, и разноцветие восприятия, и гуманность, и добро, и отзывчивость, и интеллигентность.
Нужно ли делать усилия, слушая классику? Да, бесспорно, и особенно на первых порах. Самообразование — это почти всегда самоотречение. Нельзя скрыть — родители, которые пожелают сделать музыку неотъемлемой частью своего семейного быта, обязательно встретятся с трудностями, если не имеют никакой подготовки в этой области. Но
быстро почувствуют и радость, и преимущества, и нравственное здоровье такого времяпрепровождения. 

http://122012.imgbb.ru/user/58/582680/1/e3ec66358c3cccbd8bab047824503b0c.jpg




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие Музыкального руководителя с родителями МАДОУ «Колокольчик» Музыкальный руководитель Муллагалиева Г.И.

Слайд 2

Человек овладевает музыкальной культурой в течении всей своей жизни. Важнейшим этапом этого процесса является дошкольное детство. Однако успех в формировании музыкально-эстетического сознания ребёнка зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и отношения к музыке в семье . Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей и привить им любовь к музыке.

Слайд 3

Основные цели : Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии музыкальных способностей у ребенка. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей для обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии музыкальных способностей у ребенка. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей для обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

Слайд 4

Задачи : Сформировать у детей потребность в музыке и отношение к ней как к важнейшей духовной ценности. Организация совместной деятельности воспитателей, родителей и музыкального руководителя. Активизация работы с родителями, привлечение семьи к участию в музыкально – образовательном процессе детского сада.

Слайд 5

Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьёй и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении ( по желанию родителей).

Слайд 6

Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями 7. Занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром 3. Открытые музыкальные занятия с детьми для родителей 6. Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи муз. образования детей 2.Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания в семье 4.Индивидуальные беседы с родителями 1. Выступления на родительских собраниях с докладами о музыкальном образовании детей 5. Анкетирование и опросы родителей

Слайд 7

Семья с устойчивыми культурными традициями может более полноценно, учитывая индивидуальные особенности своего малыша, развивать у него те или иные музыкальные способности .

Слайд 8

формы музыкального воспитания детей в семье Разучивание и пение детских песен Посещение концертов и детских музыкальных конкурсов Прослушивание произведений современной и классической музыки Изготовление самодельных шумовых инструментов Домашнее музицырование Подготовка музыкальных номеров к утренникам

Слайд 9

Помощь музыкального руководителя в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», «семейных музыкальных клубов» способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности. Благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют играют огромную роль, ведь детям так важно понимание близких и их поддержка во всех творческих начинаниях.

Слайд 10

Спасибо за внимание!