Методические пособия

Методические пособия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие вокально – хоровых навыков у детей дошкольного возраста.

1.1.   Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

    В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

   

      Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

       Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

       

1.2. На седьмом году жизни ребёнок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении. В течение этого года жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребёнка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен.  Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, свободно различают звуки по высоте и длительности, у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация. Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определённый запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой.

    В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовой аппарат ребёнка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий.

      Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Фальцетное звучание лишено какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. При правильной постановке голоса дети 6-7 лет могут петь чисто, свободно, звонко, примерно в пределах (до)ре1 –(до)ре2. Детские лёгкие малы по своей ёмкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса, грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Голосовая мышца у детей практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине. Отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

1.3. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

     С целью охраны детского голоса следует:

  • учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен – недопустимо;
  • осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;
  • следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
  • добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.)
  • беречь голос ребёнка  от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более4-5);
  • не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

 В процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов), если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование.

  Одним из средств охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.

1.4. Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, с постановкой певческого корпуса..

    Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус.

    Певческая установка:

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать;
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения. 

Перед пением нужно выполнять упражнения: «Пружинка», «Берёзка», «Пиджачок», «Арбуз». Напоминать о правильном положении корпуса можно речевыми четверостишиями:

     Ноги – раз,

     Руки – два,

     Спинка – три,

     Певческая фигура – замри!

           Или:

Сидит Баба-Яга,

Очень страшная она.

Быть такими не хотим,

Ровно, прямо мы сидим.

 2. 1.   Итак ,вот мы вплотную и подошли к вокально-певческим навыкам,

    а это:

  • правильное звукообразование
  • правильное дыхание
  • хорошая дикция
  • чистота интонации;
  • ансамбль – стройное, согласованное пение;

     Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

      Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

     Все вокально – хоровые навыки развиваются, тесно переплетаясь,

одновременно .

       Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Надо учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены.  Этот навык необходим в пении, и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

      Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

  1. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным [у]) найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя.
  2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.
  3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарат.

     Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым. Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Исполнение текста должно быть чётким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчёркивать голосом логические ударения.

     Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», менее ярко как «е», но ни в коем случае не как «и».

      Согласные выговариваются по возможности быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Кроме того, некоторые согласные (их сочетание) имеют свои особенности произношения в пении, например: согласные [ж], [ш] перед мягкими согласными произносятся твёрдо, частицы «ся» и «сь» (возвратные) на конце слова произносятся твёрдо, как [са] и [с], сочетания «чн», «чт» произносятся как [шн], [шт] и т.д.

    Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

В артикуляционной гимнастике различают статические( неподвижные)

и динамические упражнения.

Примеры статических упражнений:

        « Птенчик» - широко открытый рот.

         « Улыбка» - рот широко растянут.

          « Трубочка» - губы вытянуты вперёд.

Динамические упражнения:  « Язычок проснулся» - толкать язычок в правую и левую щёку .

« Язычок , покажись» - покусать кончик языка.

« Зубов не страшись» - высунуть и убрать язык.

« Зубы кусаются» - покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности.

« Часики» - рот приоткрыт, язык курсирует от правого угла к левому.

  Дыхание. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

     Многие певцы считают, что умение петь – это умение правильно дышать, а точнее правильно выдыхать воздух. Эта задача труднее всего воспитывается у детей, и поэтому обучение пению детей – процесс не нелёгкий. Навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной индивидуальной работе с ребёнком по пению (с ребёнком музыкально одарённым в этом виде музыкальной деятельности) можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из трёх моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:

  1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч.
  2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем: «Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время – «надули шарик»).
  3. Спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям: «Медленно через рот на звук «пФ» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик»).

 Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.

      Очень часто от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряжённости звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Чтобы избежать этого, нужно выработать мышечную свободу и плавность варьирования «подчинения дыхания» с использованием мягкой атаки звука открытой гортани без утрирования звука. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

      Формированию певческого дыхания способствует физическое укрепление организма в целом. Это гимнастика и физкультура, где сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Формирование правильных дыхательных движений ребёнка в свою очередь способствует развитию важного навыка в пении кантилены.(Упражнения: « Воротики», «Хомячок», «Собачке жарко»,

«Собачка лает», « Шарик», «Часики», «Кошечка»).

     Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

      В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины неточного пения различны и достаточно серьёзны, поэтому времени на их устранение не надо жалеть. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребёнка.

       Для достижения чистоты интонации необходимо:

  • выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
  • давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей:
  • систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
  • петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному;
  • вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
  • фальшиво поющим детям уделять особое внимание: лучше их размещать на занятиях ближе к музыкальному руководителю, чтобы они слышали чисто поющих детей сзади;
  • транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, а постепенно, по полутонам, довести её до нужного уровня.

     Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) и обязательно в удобной зоне детского голоса, желательно начинать петь с верхнего звука, чтобы без труда его «впеть». Чтобы дети пели чисто, не фальшивя, надо набраться терпения. Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), т.е. постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трёх звуков  и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.

     Основные усилия педагога должны быть направлены на формирование координации слуха и певческого голоса. Только при полном согласовании слуха и голоса возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

      Ансамбль – стройное слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывают объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно.

       Все перечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.

3.1.       Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является –игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается  интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

        Обучение детей пению начинаю с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу.

         На речевом этапе провожу с детьми артикуляционную гимнастику, в форме сказки «Путешествие язычка». Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, т.о. дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата.

       Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

        Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически использую развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

        Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

         Игры и упражнения начинаю с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаю считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста даю детям различные варианты заданий, например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Очень нравится ребятам, когда они делятся на две команды и играют в «эхо». Например: одна команда произносит текст и хлопает одновременно, а другая, произносит и шлёпает по коленям или первая  только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т.д.

        Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаю детям ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное  выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале.

       Одним из любимых видов деятельности детей на занятиях является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Речевые зарядки проводим в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.)

    На каждом занятии провожу дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных,  ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательную гимнастику также провожу в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

     Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.

      С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание на моих занятиях уделяется распеванию.  Использую два вида упражнений для распевания:

  • специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;
  • упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот.

    Начинаю распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширяю его вверх, предлагаю исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даю 2-3. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаю исполнение упражнений в разных вариантах: использую такие приёмы как «эхо», «перекличка», «соревнование».

     Очень тщательно отношусь к подбору упражнений, учитываю, чтобы было интересное содержание или игровой момент, чтобы упражнения могли заинтересовать детей, ведь  именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.

       В работе использую как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую ставлю перед разучиванием той или иной песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

        Для достижения чистоты интонирования, развития музыкального слуха, а также закрепления навыка правильного дыхания у детей на занятиях использую следующие методические приёмы: пение вслух, про себя (по фразам, по куплетам); пение «цепочкой» (поочерёдное пение). Этот приём даёт мне возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей.

         Для развития устойчивого ладотонального слуха использую пение без сопровождения (а сареllа).

         Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего использую перед разучиванием новой песни. Для развития звуковысотного, гармонического и мелодического слуха применяю муз.-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной, такие как «Бубенчики», «Сколько нас поёт?», «Музыкальное эхо», «Учёный кузнечик», «Птички на проводе», «Теремок».

  Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражает круг интересов ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребёнку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения.

   

   

     


Предварительный просмотр: