Консультации для педагогов

Еремина Елена Николаевна

Консультации и методические рекомендации  , направленные на повышение компетентности дошкольных педагогов в вопросах развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx46.99 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Olga\Desktop\Ольга моё\ШКОЛА\разное\Для Рекаевой\герб района.gif

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

____________________________________________________________________________

143405, Московская область, г. Красногорск, бульвар «Южный», д.3

Эл. почта krgr_mbou_12@mosreg.ru Тел./факс 561-2900

Консультация для педагогов

Тема: «Средства развития мелкой моторики рук

у детей с нарушением речи»

Учитель-логопед Еремина Е.Н.

г. Кросногорск 2022

Консультация для педагогов

Тема: «Средства развития мелкой моторики рук

у детей с нарушением речи»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.

С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.

Существует мнение, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

Игры и упражнения  с пальчиками разнообразны:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

-графически е упражнения;

- пальчиковые игры со скороговорками;

           - пальчиковые игры со стихами; 

Пальчиковые игры с мелкими предметами

Игра «Паучок» Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика): Паучок пошел гулять, Паутинку заплетать. Хочет он поймать туда И букашку, и жука.

Игра «Катание ореха» 1) Ребенок катает грецкий орех между ладонями и проговаривают: «Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех». 2) Усложнение - два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Игры с счетными палочками «Выкладываем ракету и звезду» 1)В небо ракета стрелою взлетела, В ней космонавт сидит, сильный и смелый. 2) Звезды нам с небес сияют Ночью путь нам освещают.

Игра «Солнце» (прищепки) Вышло из-за тучки солнце Закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка. И глядит в моё оконце. От него лучей так много, Что просохли все дороги. Игра «Тучки» А вот и облачко – смотри Прищепки вниз цепляем мы. Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка. Это дождь идёт грибной: Весёлый, тёплый озорной

Игры «Фасолинки» без стихотворного сопровождения. Материалы: расчерченый лист бумаги на квадраты, фасоль (или другой мелкий материал). Ход игры: 1) Ребенок самостоятельно выкладывает по одной фасолине в каждую ячейку. 2) Ребенок по клеточкам выкладывает дорожку из фасолинок. 3) Усложнение игры: Ребенок самостоятельно выкладывает по одной фасолине в каждую ячейку, слушая инструкцию взрослого, например: «Положи фасолину в ячейку правого верхнего угла, другую фасолину положи в ячейку левого нижнего угла» и т.д.

Игры с мячиком на столе (на поверхности стола с чередование рук) По столу круги катаю, Из-под рук не выпускаю. Взад-вперед его качу; Вправо-влево - как хочу. (Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад - вперед.) Игра с шишками Даем ребенку шишку. Ребенок катает шишку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки».

Графические упражнения

Задание "Штриховка"

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

Задание "Обведи рисунок"

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Соедини по точкам"

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Нарисуй такую же картинку"

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

Задание "Дорисуй картинку"

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

Задание "Графический диктант"

Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.

Игры на развитие мелкой моторики со скороговорками и стихами

Тема «Игрушки»

«Игрушки».

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Загибают поочередно все пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.

 «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,

Руки сжимают в кулак, поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Ну а это я.

Вот и вся моя семья!

«Я слепил пять караваев».

Я слепил пять караваев

И несу домой.

(Растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.)

Этот — папе,

(Указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)

Этот — маме,

(Указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке.)

Этот — деду,

(Указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке.)

Это — бабе,

(Указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке.)

Ну а этот — мой.

(Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.)

«Дружные пальчики».

Эти пальчики щипают,

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).

Эти пальчики гуляют,

Указательный и средний "идут" по другой руке.

Эти - любят поболтать,

Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).

Эти - тихо подремать,

Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.

Крутим большим пальцем вокруг мизинца. 

 «Осень».

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

 «Огород».

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца

Вырос у нас чеснок,                указательный

Перец, томат, кабачок,        средний

Тыква, капуста, картошка,        безымянный

Лук и немножко горошка.        мизинец

Овощи мы собирали,                мизинец

Ими друзей угощали,                безымянный

Квасили, ели, солили,                средний

С дачи домой увозили.        Указательный

Прощай же на год,                большой палец левой руки

Наш друг – огород!                Большой палец правой руки

 «Фруктовая ладошка».

     Этот пальчик - апельсин,

Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

 

Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

 «Грибы»

Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).

Вылезли на кочке         - мизинец

Мелкие грибочки:         - безымянный

Грузди и горькушки - средний

Рыжики, волнушки. - указательный

Даже маленький пенек- большой

Удивленья скрыть не мог. - большой

Выросли опята, - указательный

Скользкие маслята, - средний

Бледные поганки - безымянный

        Встали на полянке. - мизинец

 «За ягодами».

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибают пальчики, начиная с большого)

«Домашние животные»

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки

«Домашние птицы»

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук.

Тут галдеж и суета

Начинается с утра:

Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение.

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают,

                           болбочут

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

«Одежда».

Я надену сапоги,

Показываем на ноги, туловище, голову.

Курточку и шапку.

И на руку каждую

Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру  ладони, показывая направление надевания перчаток

Натяну перчатку.

Смена рук

 «Ботинки».

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать

Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Будем там тихонько спать.

Укладывают ладони на стол.

 «Зима. Зимние забавы»

Ветер холодный

Пригнал облака,

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

И затянулось все небо с утра.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

Лужи замерзли,

Притихла земля,

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Лег первый снег…

Наступила зима!

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

«Дни недели»

Изучаем дни недели

- хлопаем в ладоши

Их известно ровно семь

- демонстрируем 5 пальчиков одной руки, и 2 другой

Пять рабочих, два других

- 5 пальцев одной руки сжимаем-разжимаем, затем 2 пальца другой руки

Начинаем называть -

- пальцы обоих рук разгибаются и загибаются

Станем пальцы загибать:

- пальчики обеих рук в кулачках

Понедельник, Вторник,

Среда, Четверг, Пятница.

- на каждый день недели, разгибаем пальцы одной руки

Суббота, Воскресенье

Дни для отдыха веселья.

- разгибаем 2 пальца другой руки

 «Кого встретили в лесу?»

Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.

«Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

 «Птички».

Эта птичка – соловей,                     

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.   

(Машут обеими руками, как крыльями.)

Тема «Профессии»

«Повар».

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

(ребром ладони стучат по столу)

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.

(загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!

(разводят руками)

 «Весна». 

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

Движения повторяются.

А из под старой травки

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

Уже глядит цветок...

Ладони сомкнуты «ковшом».

А из под старой травки
Уже глядит цветок

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик

Движения повторяются.

В тени там, где сосна,

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.

Динь-динь, звенит тихонько,

Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь».

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Показывают ладошки обеих рук.

Кресло, стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

 

Шкаф, комод и табурет.

 

Много мебели назвали,

Разжимают кулачки и показывают ладошки.

Десять пальчиков зажали!

Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

«Цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки,

Плавно разжимают кулаки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Машут перед собой руками.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Плавно сжимают руки в кулаки.

Тихо засыпают,

Кладут руки под щеку

Головой качают.

Качают головой.

 «Лето».

Вот и лето наступает,

Всех на отдых приглашает,

Будем плавать, загорать

И на даче отдыхать.

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

Круговые движения кистями, «солнце».

«Домик».

Литература

  1. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973
  2. Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. - СПб.: Литера, 2016. — 32 с.
  3. Ткаченко Т. С пальчиками играем, речь развиваем. Для детей 3-5 лет. - Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016. – 48 с.