Права ребенка

Грищенко Ирина Владимировна

Права ребенка для детей, родителей и педагогов. Консультации, игры, презентации к занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого просмотра для детей старшей группы по правовому воспитанию «Право на образование»

Программные задачи: познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Развивать творческие способности детей.

Оборудование: письмо, посылка со школьными принадлежностями, картина «Учитель».

Ход занятия: (воспитатель вносит в группу посылку и письмо).

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо и посылка. Вскроем письмо и почитаем: «Эта посылка предназначена детям, которые смогут отгадать кроссворд».

Загадки к кроссворду:

1. Зимой в школу он бежит,

А летом дома он лежит.

Как только осень наступает,

Меня он за руку берет.

2. Любят нос везде совать

И чертить и рисовать,

Все раскрашивают сами

Разноцветными носами.

3. Это что тут за зверек

Ходит вдоль и поперек?

В краске выпачканный нос

Деревянный длинный хвост.

4. Открыть свою тайну

Любому готова,

Но ты от нее

Не услышишь не слова.

(Когда дети отгадают кроссворд, воспитатель вскрывает посылку, в которой находятся школьные принадлежности).

- Как можно назвать все эти предметы? Для чего они нужны? (Воспитатель показывает детям картину с изображением учителя).

- Как вы думаете, кто изображен на этой картинке? Как вы догадались, что это именно учитель? У кого-нибудь учатся братья или сестры в школе? Совсем скоро, через несколько месяцев и вы пойдете в школу. Хочу проверить, готовы ли вы к школе?

Игра «Школа»

В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?

Как называется школьный стол?

Часть письменного стола, которую можно выдвинуть?

В чем школьники несут учебные принадлежности?

Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть?

Школьный урок, где позволяют громко петь?

Как называется перерыв между уроками?

Сигнал на урок?

Какой отметке радуются ученики?

- Молодцы, ребята. Знания о школе у вас имеются. Хотите ли вы учиться в школе? Почему? Зачем ходят в школу? Для чего нужны знания? Какие знания вы хотели бы получить в школе?

- Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями. Знания дают возможность развития личности и выбора любимого дела. Недаром народная мудрость гласит:

«Мир освящается солнцем, а человек - знаниями».

- Какие еще пословицы о знаниях вы помните?

«Учение-путь к умению», «У дружбы нет границ, а у знаний нет дна», «Без муки нет науки», «Лучше ученый, чем золоченый».

- Молодцы, дети, все эти пословицы говорят, что знания человеку просто необходимы, и у нас есть право получать эти знания. Но нет прав без обязанностей, потому что учеба - это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это!

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь -

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

- А теперь мы немного порезвимся, устроим веселый урок физкультуры.

Физкультминутка «Юные спорстмены»:

Любим спортом заниматься,

Будем очень мы стараться.

(Принять позу силача)

Мяч бросать и принимать

(Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием)

Метко в даль его кидать,

(Изобразить «метание» выбросом руки вперед)

Ловко прыгать на скакалке

(Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

Ног своих совсем не жалко,

Приседать и вновь вставать,

(Выполнять движения по тексту)

Руки быстро поднимать,

Наклоняться вправо, влево -

(Поднять руки, наклоны)

Все мы делаем умело!

(Развести руки в стороны).

- Мы очень много говорим о том, как необходимы знания. А только ли в школе получают знания? Да, ребята, и в детском саду вы получаете знания. И их мы сейчас проверим в литературной викторине.

Кто первый позвонил К. И. Чуковскому по сказочному телефону?

Ее надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной.

В какой сказке сказочный герой боялся солнца и тепла?

Место, где К. И. Чуковский не рекомендовал гулять детям?

В чем медведь нес Машу и пирожки?

Этот сказочный герой любил кататься на печи.

Какой герой Н. Носова ничего не знал и не любил учиться?

В чьем облике долгое время жила сказочная царевна, оказавшаяся волею злого волшебника на болоте?

Ее выловил Емеля из проруби.

В какой сказке рассказывается о совместной дружной жизни Мухи, Комара, Мышки, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка?

- Молодцы! Вы показали блестящие знания литературных произведений! Хорошо быть образованным человеком, и каждый может быть им, но для этого надо много учиться и в этом нам помогает наше государство. Оно строит большие и светлые школы, а учителя передают вам свои знания. А вы, со своей стороны, должны прилежно учиться.

- А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.



Предварительный просмотр:

«О правах играя» подготовительная группа

Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Задачи:

- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;

- обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

- продолжать развивать умение работать в группе;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма

Ход мероприятия

Появляется Незнайка. Он весело шагает, насвистывая себе под нос и играя в мяч. Навстречу ему идет Знайка. Незнайка случайно попадает в Знайку мячом.

Незнайка. Ой, привет! Куда это ты направляешься?

Знайка. (поправляет очки). Я иду в детский сад. Там дети в школе « Правовых знаний» изучают свои права.

Незнайка. Каких, каких знаний, правовых? (Недоумленно). Там что ходят только направо?

Знайка. Какой ты глупый Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!

Незнайка. О чем, о чем? О каких таких правах?

Знайка. В этом детском саду, незнайка есть «Школа правовых знаний» где ребята изучают свои права. А вот послушай!

Дети исполняют песню. Звучит музыка на мелодию песни «Учат в школе».

Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать,

Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.

И законы уважать,

Малышей не обижать,

Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.

На учебу есть права,

И на отдых есть права,

Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.

На заботу есть права,

На работу есть права,

Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.

Знайка. Понятно?

Незнайка. И что здесь такого? Ну права, ну законы! Я сам себе законы пишу и все знаю!

Знайка. Ничего то ты не знаешь.

Воспитатель. Знайка и Незнайка, а давайте проверим много ли знают наши ребята? Я предлагаю провести КВН. И вы тоже присоединяйтесь к нам. У нас 2 команды. Команда «Почемучек» и команда «Мудрецов».

Задание 1 “Визитка команды”

Эмблема и девиз команды «Почемучки».

Мы пытливые умы, мы с вопросами на «ты»

«Почему?» вопрос любимый, помогает нам расти.

Эмблема и девиз команды «Мудрецы»

Мы почти что Мудрецы, много нам читают,

Умники и умницы, много знать желаем.

Задание 2 «Литературная викторина «Права литературных героев»

Воспитатель: Жители Законии, ребята, прислали вам видеописьмо, и просят помочь им узнать, в каких сказках и у кого из героев нарушаются права? Смотрим на экран.

(просмотр фрагмента презентации «Права литературных героев»).

- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

( В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. « Красная шапочка».)

(Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Он и скушал их потом. Кто же были эти маленькие дети? «Волк и семеро козлят».)

- Почему волк смог нарушить право на жизнь в этой сказке? (волк смог нарушить право на жизнь, потому что козлята не послушали маму и открыли дверь волку)

(Сидит в корзине девочка у мишки за спиной. Не хочет миша девочку отпускать домой и, сам того не ведая, несёт её домой. «Маша и медведь»).

«Колобок», «Гуси-лебеди»,

- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?

(Появилась девочка в чашечке цветка. И бала та девочка не больше ноготка. И бежала девочка с ласточкой на Юг, спасаясь от преследований мыши и крота. «Дюймовочка».)

- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

(Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. А волк хотел проникнуть в их крепкое жилище, конечно, все они спаслись, но долго хвостики тряслись. «Три поросёнка».)

- В чём заключается нарушение права на неприкосновенность жилища в этой сказке? (Волк нарушил право на неприкосновенность жилища, так как два домика разрушил, а в третье хотел без разрешения проникнуть.)

«Заюшкина избушка», «Зимовье».)

- В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?

(«Золотой ключик или приключение Буратино»)

- В какой сказке эксплуатируют героиню? Нарушают право на праздник, развлечение?

(Дразнят Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с печкой я вожусь, вожусь.«Золушка»).

Конкурс 3 «Нарисуй Узор»

Входит Чебурашка. У него грустное лицо. Садиться на стульчик.

Воспитатель. Интересно кто это к нам пришел? Ты кто? Как тебя зовут?

Чебурашка. Я Игрушка. А как меня зовут я не знаю. Имя мне никто не давал.

Воспитатель. Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.

Чебурашка. А я сказочный герой, поэтому имя мне ни кто не давал.

Воспитатель. Не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать?

Дети. Чебурашка.

Воспитатель. Теперь тебя зовут Чебурашка. Нравиться тебе твое имя?

Чебурашка. Очень нравиться. Спасибо вам ребята!

Воспитатель. Знаешь, Чебурашка при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении» (показывает документ). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Чебурашка, мы хотим сделать тебе подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства о рождении, а ты выберешь, то которое тебе больше всего понравиться. И я впишу в него твое имя.

Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».

Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении». Чебурашка выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя и показывает свидетельство детям и Чебурашке.

Воспитатель. Любимый наш Чебурашка, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.

Чебурашка. Спасибо ребята, я очень рад. Пойду покажу это свидетельство своим друзьям. До свидания ребята.

Музыкальная пауза. Группа «Барбарики» песня «Человек-хороший»

Конкурс 4 Игра «Волшебный сундучок».

Воспитатель. У меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг Чебурашка. Давайте посмотрим, что же в нем находиться.

Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.

Сердечко

Воспитатель. Какое право может обозначать сердечко?

Дети. Право на любовь и заботу.

Воспитатель. Что означает забота? Кто заботиться о вас? О ком вы заботитесь?

Свидетельство о рождении.

Воспитатель. Что это за документ? О каком праве он вам напоминает?

Дети. Право на имя.

Воспитатель. Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу? Как следует обращаться ко взрослым людям?

Домик.

Воспитатель. Как вы думаете, почему в сундучке лежит доми? О каком праве он напоминает?

Дети. О праве на имущество.

Воспитатель. Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь? Как люди должны относиться к своему дому?

Конверт.

Воспитатель. О чем вам напомнил этот конверт?

Дети. Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.

Воспитатель. Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?

Букварь

Воспитатель. Узнаете эту книгу? О каком праве детей она напоминает?

ДетиО праве на образование.

Воспитатель. Почему это право необходимо?

Игрушечные утка и утенок.

Воспитатель. Как вы думаете, почему чебурашка положил в сундучок эти игрушки? О чем они напоминают нам?

Дети. О праве ребенка быть вместе с мамой.

Конкурс 5 «Конкурс капитанов».

Воспитатель.Все вы знакомы с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ, поднять карточку с нужной буквой.

1.        В каком документе изложены права ребенка?

А. В конституции РФ.

Б. В конвенции о правах ребенка.

В. В декларации прав ребенка.

2. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

А. Лицо до достижения 18 лет.

Б. Лицо до достижения 14 лет.

В. Лицо до достижения 16 лет.

3. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?

А. Председатель правительства

Б. Президент

В. Председатель Государственной Думы.

4. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

А. Промышленный и военный капитал.

Б. Человек, его права и свободы.

В. Государство

Конкурс 6 «Игра разрезная картинка»

Воспитатель: Одну картинку порвали на7 частей, попробуйте собрать её.

(По образцу дети собирают сюжетную картинку “ Все имеют Права независимо от..”. Знак разрезан на 7 частей - по одной части на каждого ребенка.Дети собирают его на ковре)

1 ребенок. Лишь появиться ребенок

2.        И дышать начнет едва.

3.        У него уже с пеленок

4.        Веские права

5.        Он имеет право жить

6.        Развиваться и дружить

7.        Иметь просторный, добрый дом,

8.        Видеть тихий, мирный сон

9.        Врачей помощь получать,

10.        Обучаться, Отдыхать.

11.        Быть веселым и здоровым

12.        Восхищаться чем то новым

13.        И любить и быть любим

Все… Он на свете не один.

Воспитатель. Ребята, давайте предоставим нашим гостям воспользоваться правом на личное мнение. Возьмем у них интервью. Незнайка будет корреспондентом и будет брать интервью, А Знайка будет репортером снимать на видеокамеру

-Вам понравилась наша игра?

- Что больше всего запомнилось?

- Вам нравиться наш детский сад?

- Спасибо за интервью. Приходите к нам еще. Будем рады видеть вас! Досвидания!



Предварительный просмотр:

Мероприятие «Право жить и воспитываться в семье»

Знакомство с семейным кодекcом

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС

Ребёнком признается лицо, не достигшее 18 лет (совершеннолетия)

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Право знать своих родителей , право на их заботу , совместное проживание с ними.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие , уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей , при лишении их родительских прав и других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

Дорогие ребята! Поговорим сегодня о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

Семья близкие люди, родной дом- самое дорогое , что есть у человека . Попробуйте произнести слово «семья» вот так: семь-я. Как вы думаете , что это значит? Это значит , что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка- папину, цвет глаз у вас такой же как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно , вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей , бабушек и дедушек многие черты характера.

Вопросы:

На кого из родных вы похожи внешне?

На кого вы похожи по характеру?

Как вы думаете , зачем люди создают семьи?

Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга . Недаром в народе говорится : « Не нужен и клад, коли ссемье лад», Согласная семья – самая счастливая!»

Что же такое согласная семья?

Правильно! Это семья, где все живут в согласии. Каждый –и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Самые близкие ребенку люди- его родители. И для родителей дети- смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце- в детках», «Дети не в тягость ,а в радость»- так говорится в мудрых народных пословицах.

Мать малыша и накормит ,и напоит, и приласкает ,и пожалеет, и научит. А если ребенок заболел ,то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родимая матушка»- примечают люди.

Заболел сынок

Простудился Ваня-

Заболел сынок.

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонек.

За окном метели

В стекла бьют упрямо,

От постели сына

Не отходит мама.

Потеплей укрыла

И дала напиться,

О сыночке милом

Станет мать молится!

Папа- тоже самый близкий и дорогой ребенку человек!

Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научится! И не только делать что-то руками, но и выдержке ,спокойствию, доброжелательному отношению к людям.

« Отец сына худому не научит»- говорится в народе.

Мой папа

Папа знает все на свете:

Знает ,где родился ветер,

Как бушует океан-

Ведь мой папа-капитан!!

Мы достанем карту мира,

Вместе станем изучать-

Вот высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это южная Анапа,

Это –северный Ямал.

Обо всем расскажет папа-

Папа всюду побывал!

Вырасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!!

Вопросы и задания

Чему вы научились у папы?

Есть ли у вас сестры и братья? Расскажите о них.

Расскажите о маме.

Вспомните и прочтите стихи, посвященные маме.

Какая профессия у вашей мамы? Ау папы?

Что означает слово «согласная семья»?

Сколько членов в вашей семье? Расскажите о них.

Почему говорят «Родительское сердце – в детках»?

Почему нужно помогать старшим членам семьи?

Расскажите о родном доме.

Как вы понимаете поговорку «Дома и стены помогают»?

Как вы думаете, почему говорят : «Хорошие дети-отцу-матери-венец»?

Расскажите , какие домашние дела вы выполняете?



Предварительный просмотр:

Мероприятие «Мои права, твои права!

Цель:

обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса.

Задачи:

• Расширить знания детей о правах и обязанностях.

• Развивать навыки выразительного чтения стихов.

• Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;

• Развивать умение рассуждать, делать выводы;

• Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, желание приходить на помощь нуждающимся.

Оборудование:

Оформление  плакатами и стенгазетами «Я + мои права», на мольберте большая книга «Права ребенка», выставка детских рисунков «Дети планеты».

Предварительная работа:

• Проведение с детьми познавательных занятий, бесед по ознакомлению с документом «Конвенция о правах ребёнка», «Права ребёнка и обязанности».

• Конкурс рисунков «Дети планеты», изготовление плаката – коллажа и стенгазет для выставки «Я + права ребёнка»

• Подготовка с детьми 3х мини-сценок «Коза с козлятами », «Буратино и Мальвина», «Доктор Айболит».

• Разучивание стихов о семье и правах ребенка.

Ход мероприятия:

В зал под песню «Давайте жить дружно» заходят дети и ведущий.

Воспитатель:Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались в этом зале не зря, и говорить будем о ваших правах и обязанностях.

- Кто из вас знает, что такое права? Права – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Воспитатель - А как вы думаете, в каком документе прописаны ваши права?

Дети: Конвенция о правах ребёнка.

Ведущая: - Правильно. В 1989 году в США Генеральной ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка и является международным документом, признающим все права человека в от¬ношении детей от 0 до 18 лет, который содержит 54 статьи.

В статье 7 написано, что каждый ребёнок имеет право на имя и гражданс¬тво при рождении, а также право знать своих роди¬телей и право на их заботу.

Воспитатель Право на имя. Что это?

Дети: Имя человеку дают в детстве и на всю жизнь.

Воспитатель: Право на имя - одно из личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину, позволяющих выделить конкретного человека из массы других субъектов общественных отношений. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя?

Дети: «Имя, это индивидуальное, по имени нас зовут», «Чтобы понять, кого зовут», «Позвать другого человека», «Имя нужно человеку для того, чтобы контактировать с другими людьми».

Воспитатель Правильно. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на доброе имя. Таким образом, обладателем указанного права является и ребенок. Он имеет право на защиту своей чести и достоинства. Смотрите, сколько ребят у нас в зале. Практически у всех разные имена. Давайте мы с вами поиграем и проверим!?

Игра «Шляпа знакомств».

Воспитатель Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою имя, фамилию и отчество.

Воспитатель Вот видите, мы узнали, что ребенок имеет право не только на имя, но и на отчество и фамилию. Имя ребёнку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Как правило, фамилия ребёнку, определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери.

1 ребенок:

Права нам каждому нужны,

И ими очень дорожим.

Лишь только с ними мы уверено живём,

И от судьбы хорошего мы ждём.

Они все в Конституции записаны,

И положения их там прописаны.

Чтоб все права же соблюдались,

На праздник этот мы собрались.

2 ребенок:

День прав человека мы празднуем вместе,

Пусть радости крик летит в поднебесье!

Дискриминации скажем дружно мы «Нет»,

Достоинство личности – вот наш ответ!

Жить без унижения и нищеты,

Достоин я, достоин и ты!

3 ребёнок:

С рождения мы имеем право

На жизнь, заботу и любовь,

На имя, что родными дано,

На Родину, на отчий кров.

И поздравления у нас сегодня

За этот праздник прозвучит!

Ведь о правах кричим всегда мы.

А про обязанности? – Молчим.

Воспитатель – Я рада, что вы знаете свои права и обязанности. Радует то, что вы наслышаны о важном документе «Конвенция о правах ребёнка», где прописаны права ребёнка. Цель - призвать общество и государство решать проблемы по защите детей, обеспечить им оптимальные условия жизни, дать образование и охранять здоровье. Дети, вы должны знать о своих правах, это способствует становлению и развитию личности. Зная свои права нельзя забывать и про свои обязанности – это поможет вам стать ответственными людьми. Мы должны знать, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими может привести к конфликту между собой.

- А давайте мы с вами вместе вспомним, какие права и обязанности есть у вас.

Маша:

- Право на имя при рождении

- Право на семью

- Право на образования

- Право на медицинскую помощь

- Право на жизнь

Воспитатель Молодцы! А какие у вас обязанности?

- нарушать дисциплину;

- говорить неправду;

- обижать младших и своих сверстников.

Ведущая: разве такие обязанности у детей? Дети, а давайте вспомним какие у вас обязанности (отвечают дети):

- слушаться;

- любить;

- одеваться самостоятельно;

- игрушки убирать за собой;

- старшим помогать.

- Вот это да! Оказывается,у нас есть не только права, но и обязанности.

Воспитатель Молодцы! Для закрепления наших знаний проведём игру «Разрешается, запрещается».

№ 1.

Петь, рисовать и танцевать.

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать -

Это…..(разрешается)

№ 2.

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг,

Выражает свое мнение -

Это …..(разрешается)

№ 3.

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают -

Это…..(запрещается)

№ 4.

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента, извивается,

Бить, наказывать - всегда …….(Запрещается!)

№ 5.

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается,

В детстве тяжкая работа …….(Запрещается!)

№ 6.

Этот черный человек

Пред белым преклоняется.

Быть над слабым господином

Строго ….(запрещается!)

Сценка “Коза с козлятами” песню «Козлятушки» (А. Рыбников, ЮЭнтин)

В зал заходит коза (плача)

Почему открыта дверь?

Видно к нам забрался зверь.

Где мои ребятушки, серые козлятушки?

Воспитатель - Не плачь, Коза, мы тебе поможем!

Эй, козлятки, ребятки,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Козлята вбегают, обнимают маму

Коза: Где вы были, ребятушки?

Козлята:

Мама, мама, Волк опять

Пришел в двери к нам стучать.

– Ну а мы не открывали,

Мы ведь маму свою ждали.

– Мама ведь у нас одна,

Лучше всех у нас она.

Воспитатель -Понравилась вам сказка? Ребята, а как вы думаете, чему нас учит сказка и о каком праве говорится? Молодцы ребята, все правильно ПРАВО НА ЖИЗНЬ.

Главным правом наш ребенок

Наделяется с пеленок.

Ты родился и живи,

Маму с папою люби.

Год тебе всего один.

Но уже ты гражданин.

За тобой стоит закон,

Защищает всех нас он.

Каждый маленький ребенок,

Вырастая из пеленок,

Начинает понимать,

Чем он может обладать:

Все, что может дать страна,

Чем богата и сильна.

Воспитатель – А вот и герои следующей нашей сказки. Давайте посмотрим и узнаем,о каком праве говорится в этой сказке?

Инсценировка отрывка сказки “Буратино” Под музыку «Приключения Буратино» заходят Буратино и Мальвина.

Мальвина (строго). Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берет кусок мела). Мы займемся арифметикой: У вас в кармане два яблока.

Буратино (хитро подмигивая). Врете, ни одного.

Мальвина: А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино: Два!

Мальвина:Подумайте хорошенько.

Буратино (сморщился) Два!

Мальвина (изумленно) Почему?

Буратино: Я не отдам ему яблоки, хоть он дерись!

Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом.

Буратино: Диктант, а это как?

Мальвина: Пишите: "А роза упала на лапу Азора" Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

- Ой! Вскрикнул испугано Буратино, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Мальвина: (всплеснула руками):

- Вы противный мальчишка не хотите учиться,

Вам бы только паясничать и веселиться,

Я добра Вам желаю, а Вы мне вредите,

Вас учить и учить.

Воспитатель – Ребята скажите, какое право вы увидели в этой сказке. Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным. Молодцы. Но у нас впереди с вами ещё одна сказка. Давайте её посмотрим.

Воспитатель Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

Маша, Петя и Серёжка,

Всех излечит, исцелят

Добрый доктор Айболит!

Воспитатель звонит по телефону:

«Приезжайте, доктор,

В детский сад скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

Слышен голос Айболита:

- Ладно, ладно, я бегу, вашим детям помогу.

В зал заходит Айболит:

- «Что такое? Неужели Ваши дети заболели?»

- Здравствуйте дети, кто заболел простудой и ангиной?

А вы знаете, что помогут апельсины.

Ну, а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

У кого болит животик?

Есть такие вирусы,

Вирусы-вредилусы.

Попадут ребёнку в рот –

Заболит от них живот.

Вот какие вирусы,

Вирусы-вредилусы!

(И. Обыдённый)

Айболит: Вот послушайте и отгадайте загадки:

1.Зеленая толстуха

Надела уйму юбок,

Стоит теперь на грядке

Как балерина в пачке. (Капуста)

2.За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.(Морковь)

3.Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло. (Свекла)

4.Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук)

Айболит: Дети, про что наши загадки?(овощи)

- Правильно ребята, ешьте витамины и никогда не болейте! А сейчас ребята, мы с вами встаём и поиграем.

Игра:

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

Словно ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь (бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: А что же нам нужно сделать, если вдруг заболели?

Дети: Обратиться к врачу.

Воспитатель Правильно. И врачи окажут нам медицинскую помощь.

Айболит: Молодцы, ребята и помните, что вы всегда имеете право на помощь врача. Это ваше право – ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.

Ведущая:В заключение нашего праздника мы проведём конкурс стихотворений о семье и правах ребёнка.

Чтение стихов

Воспитатель Так о чём же мы с вами сегодня говорили?

Дети: О правах и обязанностях.

Ведущая: Правильно, сегодня мы с вами говорили о правах ребёнка. И дети в стихах, рассказали о наших семьях и правах. Сейчас жюри подведут итоги конкурса, а мы с вами потанцуем.

Включается песня: “Мы на свет родились, чтобы радостно жить”

Вручение дипломов



Предварительный просмотр:

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Цель

Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.

Задачи

Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Воспитывать моральные и нравственные качества.

Вежливая просьба

Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)

2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?

3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.

Об уступчивости

Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.

1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.

2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.

3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.

4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?

Утешение

Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.

1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).

2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.

3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.

4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.

5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.

Обращение к взрослому человеку

Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.

1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.

2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.

3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» «О правах – играя» Воспитатель: Смаранди М. Д.

Слайд 2

Актуальность данной темы. В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав — щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

Слайд 3

Цели: дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка; формировать элементарные знаний детей о своих правах и обязанностях; воспитывать дружелюбных, миролюбивых, отзывчивых, тактичных детей. Задачи: создание условий для формирования у детей правовой компетентности; ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения; познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка; воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков; создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс.

Слайд 4

У всех людей есть права. О них написано в этой книге, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) Право на жизнь, имя, свободу, семью, жилище, питание, имущество, друзей, собственное мнение, выбор, защиту, заботу, любовь, внимание, помощь, медицинское обслуживание, учение, развитие, отдых.

Слайд 5

Дидактическая игра: «Какие права имеют герои»

Слайд 6

Изучаем права и обязанности. Цель: знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме. Задачи: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев; развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности; воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права; активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.

Слайд 7

Кто и какое право здесь нарушил?

Слайд 8

Кто и какое право здесь нарушил?

Слайд 9

Кто и какое право здесь нарушил?

Слайд 10

Какие права имеют герои ?

Слайд 11

А какие права имеют эти герои?

Слайд 12

Молодцы!

Слайд 13

Поговорим о правах и обязанностях. СТРАНА БЕЗЗАКОНИЯ

Слайд 14

Предварительная работа: Чтение книги “Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых”, автор А.Усачев, 1992. Рисование историй, происшедших с Маленьким человечком. Инсценирование отрывков из книги. Театрализованное представление “Приключение Маленького человечка”.

Слайд 15

1) КАКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЗДЕСЬ НАРУШЕНЫ? 2) КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ В ЭТОМ СЛУЧАЕ?

Слайд 16

1) О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ НАМ ЭТА ФОТОГРАФИЯ? 2) О ЧЕМ ЗАБЫЛ ПАПА МАЛЬЧИКА?

Слайд 17

ПОСМОТРИТЕ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК?

Слайд 18

1) ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ В СУДЕ ЭТОЙ СТРАНЫ? 2) ДЛЯ ЧЕГО СУДЬЕ ПРЕДЛОГАЮТ ДЕНЬГИ? 3) КАКОЕ ПРАВО НАРУШЕНО?

Слайд 19

1) ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ СОБИРАЮТСЯ СДЕЛАТЬ? 2) КАКОЕ ПРАВО НАРУШАЕТСЯ?

Слайд 20

1) КАКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЗДЕСЬ НАРУШАЮТСЯ ? 2) КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ В ЭТОМ СЛУЧАЕ?

Слайд 21

1) КАКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЗДЕСЬ НАРУШЕНЫ? 2) КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ В ЭТОМ СЛУЧАЕ?

Слайд 22

Стихотворение «Права ребёнка» Мамы, папы всей страны Это знать давно должны, Есть права и у детишек На пример на чтенье книжек. Право на заботу, ласку И на жизнь, как будто в сказке, Еще право быть счастливым В нашем самом лучшем мире!

Слайд 23

Диагностика по теме: “Права детей” Все дети имеют одинаковые права независимо от: национальности языка цвета кожи социального происхождения богатства / бедности места жительства пола возраста

Слайд 24

Дети имеют право на: жизнь свободу семью жилище питание имущество друзей имя собственное мнение выбор защиту заботу любовь внимание помощь медицинское обслуживание учение развитие отдых

Слайд 25

Защита ребенка от: разлуки с родителями унижения рабства жестокости непосильного труда купли, продажи, замены

Слайд 26

Обязанности ребенка: забота о людях посильная помощь взрослым самообслуживание помощь младшим и забота о них

Слайд 27

Спасибо за внимание! Творческих успехов!