Классное руководство

Разумова Вероника Владимировна

На данной странице размещены материалы для классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности 5-классников.
Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту.
Адаптация в средней школе.

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

Внутренние изменения.

*  Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ

НОВЫЙ РЕЖИМ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Трудности 5-классников:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

- новые требования к оформлению работ;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Признаки трудности в период адаптации:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Сроки адаптационного периода

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

Помощь родителей в период адаптации:

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны  родителей.

 При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Рекомендации родителям

- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника, посвященного Дню Матери.

Составила: Разумова Вероника Владимировна, учитель английского языка. Классный руководитель 5 А класса МБОУ Лицея №15 города Сарова, дата проведения: 23 ноября 2019 года.

День Матери.

Вступительное слово: говорит Вероника Владимировна.

Ведущий 1 (Вика Шувалова):  Добрый вечер, дорогие наши мамы и бабушки! Мы рады вас приветствовать на нашем празднике, посвящённом дню Матери, который отмечается в последние дни ноября.


Ведущий 2 (Настя Поленова):
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово - «мама»
И нету слов дороже, чем оно.


Ведущий 1: Слова мама, мать - одни из самых древних на земле и почти одинаково звучат на языках всех народов. Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают для них праздник. С 1998 года в России в последний воскресный день ноября празднуется День Матери, Хранительницы очага. Это своеобразный день благодарения, выражения любви и уважения мамам. Они дали нам жизнь, ласку и заботу, согрели любовью.

Ведущий 2: Мы решили устроить для вас праздник, чтобы показать, как мы вас любим и ценим. И начать его мы бы хотели с песни, которую споёт Сергеева Варвара.

Песня.

Ведущий 1: Все мамы имеют вторую профессию - хозяйка дома. Дом держится на маме. Они ухаживают за детьми и семьёй, готовят, убираются и очень многое умеют делать.

Ведущий 2:  А вы знаете, что в течение года мамы вымывают 18.000 ножей, вилок и ложек, 13.000 тарелок , 8.000 чашек.

Ведущий 1: Общий вес посуды , которую наши мамы переносят из кухонного шкафа до обеденного стола и обратно, за год достигает 5 тонн.

Ведущий 2:  В  течение года наши мамы проходят за покупками больше 2 000 км

Ведущий 1: В среднем мамы проводят у постели больных детей более трех тысяч бессонных часов.


Ведущий 2: Мамы, которые не имеют квалификации повара, готовят в течение жизни более  пятисот видов самых разнообразных блюд.


Ведущий 1: А еще они стирают горы белья. Если сложить все постиранное ими белье, то получится гора по высоте с Эльбрус.


Ведущий 2: А если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего Земного шара.

Ведущий 1:  А  если мамы еще работают? То дети должны мамам помогать!

Сценка «Помощник»

Мама: Вика Отрощенко

Мальчик Дима: Сережа Токарев

Мальчик Дима усердно подметает пол, напевая «в траве сидел кузнечик». В дверь входит одетая мама, в руках сумки, во рту- ключ. Смотрит на сына круглыми глазами, испуганно роняя ключи, спрашивает:

Мама: Дима, что случилось?

Дима: Ничего!

М.- Как ничего? А почему ты подметаешь пол?

Д.- А потому что он был грязный.

М.- Дима, я умоляю тебя, скажи, что случилось? Последний раз ты подметал пол, когда тебе поставили двойку за поведение, а предпоследний, когда хотели оставить на второй год.

-Ты и пыль вытер?

Д.- Вытер!

М.- Сам!

Д.- Сам!

М.- Дима, ну скажи, что случилось? Говори, что ты натворил?

Д.- Да говорю же ничего! Просто было грязно, и я убрал.

М.-(подозрительно) А постель свою, почему убрал?

Дима.- Просто так. Убрал и всё.

М.- (завязывает голову полотенцем и садится на стул) Дима, правду!!! За что меня вызывают к директору школы?

Д.- Да не бойся, мама! Всё хорошо. Я и уроки сделал, и пообедал, посуду помыл, и зубы почистил.

М.- Сам?

Д.- Сам.

Мама падает в обморок.

Д.- (испуганно) Мамочка! Что с тобой? Сейчас я тебе водички принесу.

(наливает воды)

Д.- День помощи родителям, день помощи родителям!!! Вот полюбуйтесь! ( показывает на маму) Надо было сразу сказать, что это только на один день.

М.- (заинтересованно поднимает голову) А завтра всё будет по- старому?

Д. По-старому, по-старому! Не беспокойся, мамочка.

(Мама опять падает в обморок)

Реквизит для сценки: веник, ключи, сумки с продуктами, имитация постели, учебники и тетради, посуда чистая. Полотенце (завязать маме голову), стул, стакан с водой.

Ведущий 2: Настя, а как ты думаешь, что лучше всего получается делать у мам мальчиков?

Ведущая 1: Я не знаю… Может быть готовить шашлык? Стрелять из лука? Забивать гол?

Ведущая 2: А вот это сейчас мы и проверим! (приглашаются 2 мамы мальчиков, конкурс с заплетанием косичек – кто быстрее заплетет)

Конкурс с косичками. (нужны расческа и резинки)

Ведущая 1: А я думала мамы мальчишек только и умеют в футбол гонять, а они вот как умело могут и с девчонками справиться! Ну, а что насчет мам девочек? Давайте убедимся, что и они не уступают  мамам мальчиков! (приглашаются 2 мамы, конкурс с галстуками – кто быстрее повяжет галстук)

Конкурс с галстуками.

Ведущая 2:  Да, наши мамы – мастерицы на все руки!

Ведущая 1: Что может быть на свете дороже - мамы? Для любого из нас мама самый родной, самый дорогой человек на свете, давший самое ценное – жизнь. Слово Немовой Василисе.

Стихотворение.

Ведущая 2: замечательное стихотворение, не правда ли? Все женщины – отличные хозяйки, они много времени проводят на кухне. А наши мамы – самые лучшие хозяйки на свете. Сейчас они нам это докажут.  (Амосова Ира и Крючкова Полина)

Что нельзя съесть на завтрак? (обед и ужин)

Я – напиток из бобов, а какой – сказать готов? (какао)

Сидит на ложке. Свесив ножки. (лапша)

Может и вариться. Может и разбиться, может. Если хочешь, в птицу превратиться. (яйцо)

Прозрачный дом и кто это в нем? Не лягушки. А зеленые. Не в морской воде, а соленые? (соленые огурчики)

Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (блин)

Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился. (сахар)

В воде родилась, в огне крестилась,
как на воду пала, так и пропала. (соль)

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто)

Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем вам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него. (торт)

Ножка деревянная,
Рубашка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю. (эскимо)

Ведущая 2: По-моему, наши  мамы замечательно справились с загадками и доказали, что они – самые лучшие хозяйки!

Ведущая 1: ___________ , а кто тебя будит по утрам в школу?

Ведущая 2: будильник!

Ведущая 1: а кого-то …

Сценка (Власова Анита, Васяев Артем):  Утром мама пытается разбудить сына, которому пора отправляться в школу.

Мама:
– Вставай, сынок, ты опять опоздаешь в школу к началу занятий!
Сын:
– Не хочу! Петров всегда со мной дерется!
Мама:
– Ну, сынок, так нельзя, пора вставать, а то опоздаешь в школу к началу занятий!
Сын:
– Ну ее, эту школу! Иванов в меня тряпкой кидается!
Мама:
– Давай, сынок, вставай, ты снова опоздаешь в школу!
Сын:
– Не пойду! Сидоров из рогатки в меня стреляет!
Мама:
– Сынок, ты должен ходить в школу, ты же все-таки директор!

Ведущая 2: продолжим юмористическую тему.

Ведущая 1: мамы, скажите, а ваши дети любят играть? А вы?

Ведущая 2: мы предлагаем вам поиграть вместе с вашими детьми, но для этого нам понадобятся 2 команды: команда мам и команда детей (по 5 чел.)

Игра «Крокодил» (за 1 минуту 1 мама объясняет четырем остальным слова по карточкам, затем то же самое делают дети)

Ведущая 2: Люблю тебя, мама. За что, я не знаю.

Наверно за то, что дышу, и мечтаю,

И радуюсь солнцу и светлому дню —

Ведущая 1: За это тебя я, родная, люблю.

За небо, за ветер, за воздух вокруг...

Люблю тебя, мама. Ты лучший мой друг!

Ведущая 1: Еще совсем недавно вы, мамы, держали на руках своих крошечных, ничего не умеющих детей (ну, разве что плакать и спать)

Ведущая 2: да, а сегодня эти крошки уже совсем большие и время нашего концерта пролетело так же быстро и незаметно, как то время, когда мы были маленькими.

Ведущая 1: и для вас этот замечательный подарок!

Слайд-шоу из фотографий, где дети совсем маленькие, параллельно звучит песня (дети выходят петь) Марсель «Здравствуй, мам»

Вручаем мамам подарки.