Инновационная деятельность

Цыденжапова Евгения Баировна

В связи с внедрением ФГОС, который требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования, без внедрения новых идей и технологий невозможно реформирование всей системы ДО. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества. Инновационная деятельность стала неотъемлемой частью деятельности нашего дошкольного учреждения. В своей работе я использую современные инновационные технологии, которые направлены на решение задач образовательной области «Физическая культура», такие как:

- Здоровьесберегающие технологии;

- Технологии проектной деятельности;

- Коррекционные технологии (направленные на профилактику плоскостопия и коррекцию осанки).

Здоровьесберегающие технологии.

В работе с детьми я применяю здоровьесберегающие технологии такие как: босохождение, дыхательная гимнастика по  А. Стрельниковой, игровой массаж по А. Уманской, пальчиковая гимнастика. Большое внимание уделяем массажным дорожкам, которые изготавливаю своими руками. Благодаря использованию разных по фактуре материалов (пуговицы, губки, грубые шнуры, пробки из бутылок наполнители и др.) ходьба по массажному коврику помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия.

Практика показывает, что сегодня нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу, позволяющие грамотно построить процесс обучения, учитывая потребность растущего организма в двигательной активности. Поэтому использую коррекционные технологии, направленные на профилактику плоскостопия и коррекцию осанки.

Йога

Работая с педагогами, анализируя воспитательно-образовательный процесс, мы столкнулись с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад, много часто болеющих детей. У многих детей имеются проблемы нарушения осанки, вследствие чего визуально у них видна неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.

Для формирования правильной осанки я решила использовать технологию “Хатха-йога”.  Почему именно она? Очень просто, ведь как раз этот вид йоги уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Йога, что на санскрите означает «соединение» - естественное состояние детей. Дети  - это маленькие йоги уже только потому, что тело их чистое, мышцы и связки гибкие, а сознание не подвержено стереотипам, страхам и сомнениям. При работе с детьми использовала метод проектов.

 Асаны хатха-йоги - это удобные позы, определенные положения тела, которые развивают у детей гибкость, подвижность суставов, нежно массажируют все органы, что благотворно влияет на развитие всех систем и органов детского организма.

Для занятий не требуется особых приспособлений и сложный инвентарь. Достаточно иметь индивидуальный коврик, массажные дорожки и музыкальное сопровождение.

Занятия йогой я преподношу детям в форме игры, где в ненавязчивой форме им предлагается совершать физические упражнения, которые укрепляют мышцы, улучшают координацию и ловкость. Результат занятий - красивые, пластичные движения ребенка.

Возраст занимающихся от 4 до 7 лет. Занятия веду в 3-х возрастных группах, учитывая физиологические параметры каждого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

Ключевым моментом является сюжетно-игровая деятельность детей, которая строится на основе сюжетно-игровой ситуации.

Результативность освоения детьми программы осуществлялся через использование различных способов проверки:

  • Текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  • Итоговый контроль умений и навыков;
  • Контрольные упражнения и тесты.

Итог подводится по окончании каждой пройденной темы в виде выполнения контрольных упражнений, тестов, осмотра осанки и стоп.

Результаты показали, что использование нетрадиционных форм, занятий йогой, способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения физических упражнений. Система оздоровления детей, о которой здесь рассказано, позволила сократить число случаев их заболеваний по причине простуды. У детей улучшилась физическая подготовленность в целом.

Все проводимые занятия, оказывают тренирующее влияние на организм ребенка, способствуют расширению адаптационных возможностей детей не только к физическим нагрузкам, но и к влияниям внешней среды.

Занятия йогой в детском возрасте формирует у ребенка заботливое отношение к здоровью, дисциплинирует, формирует волевые и нравственные качества. Благодаря занятием йогой вялые и пассивные дети становятся более энергичными, а гиперактивные – более уравновешенными и адекватными.

Игровой стретчинг.

Также, на физкультурных занятиях, я провожу стретчинг под ритмичную музыку, превращая ее в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами сказки. Занятия по методике игрового стретчинга я провожу в виде сюжетно- ролевой или тематической игры. На каждом занятии рассказывается новая сказка, в которой дети превращаются в животных, насекомых выполняя в такой форме сложные упражнения.

В структуру занятия входят три части: вводная, основная и заключительная.

В первой (вводной части) дети выполняют музыкальную разминку. Задача разминки подготовить организм ребёнка к выполнению более сложных упражнений в последующей (основной) части занятия.

Во второй (основной) — переходим к игровому стретчингу. Рассказывается сказка, по ходу которой дети выполняют упражнения стретчинга, все упражнения связаны сюжетом сказки , упражнения охватывающие все группы мышц носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий.

В конце второй части занятия детям я предлагаю подвижную игру , которая так же подбирается исходя из темы занятия.

В заключительной части занятия решается задача восстановления организма после физических нагрузок. Этому способствуют дыхательные упражнения и релаксация.

За одно занятие дети делают:

  • 2-3 упражнения для мышц живота.
  • 2-3 упражнения для мышц спины .
  • 1 упражнения для укрепления позвоночника.
  • 2-3 упражнения для укрепления мышц спины.
  • 1-2 упражнения для укрепления мышц ног,
  • 1-2 упражнения для развития стоп,
  • 1 упражнения для развития плечевого пояса или на равновесие.

Подбирается музыка с ярко выраженным ритмом. Музыка способствует положительному эмоциональному состоянию, побуждает активное желание выражать ее в движении.

 

Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности. После занятий у детей улучшается настроение, взаимопонимание.

Настольный теннис.

Также для оздоровления детей в детском саду я организовала секцию настольного тенниса. На протяжении нескольких лет обучаю детей настольному теннису.

Игра в настольный теннис способствует развитию быстроты, ловкости, координации движений, воли, настойчивости, внимания. Весьма ценное преимущество настольного тенниса - его положительное влияние на развитие ловкости, точности, быстроты рук.

Я начинаю вводить упражнения с элементами тенниса со старших  групп.

Дети 4-5 лет выполняют такие упражнения:

1. Катание шарика по столу ладошкой.

2. Перебрасывание шарика друг другу.

3. Подбрасывание шарика вверх и ловля его двумя руками.

Дети без особого труда овладевают этими элементами. После изучения этих приемов приступаю к изучению более сложных действий для детей старшего дошкольного возраста.

Возможности детей с развитием ловкости, координации движений постепенно увеличиваются: поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка.

Детям 6-7 лет предлагаю выполнить такие упражнения.:

1. Вращать кисть руки с ракеткой.

2. Бросить и поймать шарик обеими руками.

3. Бросить шарик одной рукой и поймать другой.

4. Бросить шарик вниз одной рукой, подождать, пока отскочит и поймать другой.

5. Положить шарик на середину ракетки и как можно дольше удержать его.

6. Подбросить шарик вверх и несколько раз отбить его ракеткой.

7. С помощью ракетки ударить шариком о стену и, не давая ему упасть на пол, повторить упражнение.

8. С помощью ракетки ударить шариком по нарисованным мишеням на стене.

Все занятия по обучению детей спортивным играм проводятся в совместной деятельности. Обучая детей настольному теннису, в своей работе с детьми я использую тематическую программу Н.И.Николаевой «Школа Мяча» и программу обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста А.А.Морозовой «Невская ракетка». Рекомендуемая ими технология предлагает игровые формы физического воспитания. В течение учебного года более 60% проводимых занятий строятся на основе подвижных игр.  Каждое такое занятие проводится с учетом возрастных особенностей, физических возможностей и имеющихся двигательных навыков у детей.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм. Я стараюсь, чтобы занятие проходило как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Опыт практической работы показал, что дети очень любят и подвижные игры с элементами настольного тенниса. Рекомендую  подвижные игры с элементами настольного тенниса.