В помощь учителю


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Предлагаемый  элективный курс предназначен для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Учащиеся смогут повторить уже имеющиеся знания, актуализировать эти знания, решая нестандартные задачи и те задачи, которым в школьном курсе уделяется очень мало внимания. Школьники смогут попробовать себя и оценить свои силы. Учащиеся должны увидеть, что математика – это не только тяжёлый труд, но и интересное и увлекательное занятие.

Программа курса имеет большое образовательное и воспитательное значение. Курс построен в логике деятельностного подхода, позволяющего участникам образовательного процесса получить знания самостоятельно. Курс может быть полезен всем учащимся, вне зависимости от их дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Программа рассчитана на 17 часов.

Для реализации программы необходимы знания и умения учащихся в рамках школьной программы по математике. Элективный курс может иметь своё продолжение в 10 и 11 классах в связи с расширением области математических знаний.

Программа состоит из 7 разделов. Изучение каждого раздела начинается с повторения. Материал систематизируется, разбираются стандартные задания по данной теме, затем разбираются стандартные задания по этой теме, затем разбираются более сложные и нестандартные задания. По завершению работы элективного курса проводится итоговое занятие – математический турнир как соревнование в командном и личном первенстве. Результатом обучения станут знания и умения учащихся по овладению содержанием разделов курса, сформированная потребность учащихся к самообразованию.

Цель курса:

Предоставить возможность учащимся попробовать себя и оценить свои силы с точки зрения перспективы обучения в профильном классе. Способствовать подготовке учащихся к выпускным экзаменам за курс основной школы.

Задачи курса:

Систематизировать знания учащихся по темам курса, полученные в основной школе.

Предоставление учащимся возможности самостоятельного конструирования задач по математике, их решения и презентации на уроке.

Углубление и расширение знаний по математике.

Воспитание у учащихся устойчивого интереса к предмету.

 Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Сроки проведения

Изменения

1

Числа и числовые выражения. Приёмы устного счёта.

1

2

Алгебраические выражения. Формулы сокращённого умножения. Разложение на множители.

3

3

Степени и корни. Решение нестандартных задач.

2

4

Уравнения. Применение уравнений при решении текстовых задач.

3

5

Неравенства. Графическое решение неравенств. Метод интервалов.

3

6

Функции и графики. Построение эскизов сложных функций.

3

7

Прогрессии.

1

8

Итоговое занятие.

1

ИТОГО

17

Содержание.

Числа и числовые выражения. (1 час).

Число. Числовые промежутки. Модуль числа. Числовое выражение. Порядок выполнения действий. Стандартный вид числа. Погрешность приближения.

На первом занятии учащимся сообщается цель и назначение элективного курса. Вспоминаются известные и показываются новые приёмы устного счёта.

Алгебраические выражения. (3 часа).

Алгебраическое выражение и алгебраическая сумма. Одночлен и многочлен. Формулы сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители. Алгебраическая дробь.

Прогрессии. (1 час).

Применение прогрессий в различных отраслях науки. Демонстрация презентаций.

4.Степени и корни. (2 часа).

Степень числа с натуральным показателем. Квадратный корень. Степень с рациональным показателем. Вычисление сложных радикалов.

5. Уравнения. (3 часа).

Линейные уравнения. Квадратные уравнения. Решение тексовых задач через составление уравнения. Система двух уравнений с двумя неизвестными.

Неравенства. (3 часа).

Числовые неравенства. Неравенства с одной переменной. Линейное неравенство. Квадратное неравенство. Метод интервалов. Системы неравенств. Графическое решение неравенств.

Функции и графики. (3 часа).

Понятие функции, график функции, способы задания функции, свойства функции. Линейная функция. Прямая и обратная пропорциональность. Квадратичная функция. Степенная функция. Построение эскизов сложных функций.

Итоговое занятие. (1 час).

Литература.

Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра, 9. – М.: Просвещение, 2011.

Ю.Н. Макарычев и др. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. – М.: Просвещение, 2009.

Б.Г. Зив, Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. – СПб: ЧеРо-на Неве, 2008.