Русский язык

Хомушку Айзанак Эдуардовна

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_imya_prilagatelnoe.docx27.36 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе

Тема урока

Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи имени прилагательного.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;  

Планируемый результат обучения

Личностные:

- ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

Метапредметные:

-регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Предметные:

- распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Основные понятия

Части речи, члены предложения, имя прилагательное, признаки прилагательных, вопросы к ним: какой?, какая?, какое?, какие?;

Ресурсы

УМК «Школа России», 2 класс; презентация по теме, карточки, тест, наглядное пособие

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

I. Организационный момент

Приветствие учащихся.

      Динь, динь, динь

        Звенит звонок

 А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

- Повернитесь назад и поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь и подарите частичку своего хорошего настроения.

-Садитесь!

Кто настроен на хорошую работу, хлопните в ладоши.

- Хорошо!

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний

Слайд 2

Слайд 3

- В некотором царстве, в тридевятом государстве, которое зовется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе живет много жителей. Некоторых из жителей мы с вами уже знаем.

Посмотрите на доску, давайте все вместе прочитаем эти слова.

Стол, пчелка, падает, идет, ворона, играют, бежит, снег, большой.

Сущ.

Гл.

Прил.

стол

падает

большой

пчелка

идет

ворона

играют

снег

бежит

  Разделите, пожалуйста, эти слова на группы – существительное и глагол.

 -  Ребята, эту работу вы будете выполнять в тетрадях. Сядьте правильно, положите тетради с наклоном, начинаем работу. Разделите страничку на две части: сущ., гл.,

-  Давайте проверим, как вы выполнили работу. Назовите имена существительные.

-Почему вы решили, что в 1 группе это имена существительные? Докажите.

(Если учащиеся не скажут, то учитель задает вопросы: Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Как могут изменяться?)

- Назовите глаголы. Почему вы решили, что во 2 группе глаголы? Докажите.

(Если учащиеся не скажет, то учитель задает вопросы: Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Как могут изменяться?)

 - И так, какое слово осталось?

- Задайте вопрос к слову «большой»

- Молодцы

- Чтобы вы догадались, к какой частью речи относится слово «большой», я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте:                

Я - слово замечательное,-

Я имя прилагательное

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Отвечу всегда на вопросы такие:

Чей? Чьё? Чьи?

Какой? Какая? Какое? Какие?

- Догадались, о какой части речи идет речь?

Учащиеся заинтересовываются в дальнейшей работе

Логические: классификация

Учащиеся смотрят на доску, читают слова.

Учащиеся дают разные ответы

Существительное, прилагательное, глагол

Логические: анализ, сравнение

Учащиеся выполняют задание в тетради

Дети учатся проверять свою работу, соотносить с образцом, исправлять ответы

Эти слова отвечают на вопросы кто? что? Они  обозначают предмет. Могут изменяться по числам. Бывают одушевленные и неодушевленные.

Учащиеся должны назвать грамматические признаки существительного. Доказательность ответов

Эти слова отвечают на вопросы: что делает? что делают? Они  обозначают действие предмета. Могут изменяться по числам.

Эти слова отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Они  обозначают признаки предмета. Они могут изменяться по родам и числам.

Слово «Большой»

Какой?

Познавательная мотивация

Развитие умственных операций через

классификацию

Самостоятельная работа

Аналитический уровень

Развитие умственных операций через анализ, сравнения

Актуализация знаний, умений и навыков

III. Постановка учебной задачи

Слайд 4

-- Правильно. Сегодня на уроке мы будем познакомится  с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;  

Слушают учителя,
предлагают формулировки целей урока

Учащиеся осознают сложность предстоящей работы, получают эмоциональный настрой на восприятие. Принимают поставленные задачи.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Работа в паре. Игра “Найди пару”.

Слайд 5

Игра “Найди пару”.

   Цветы                      свежий

   утро                         душистые

  трава                        весеннее

  воздух                      жёлтый

  одуванчик                зелёная

Правильно соедините существительное с соответствующим ему по смыслу именем прилагательным .

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определить род и число имени прилагательного?

Дети делают вывод: Имя прилагательное связано с именем существительным.

По числам, по родам.

По роду и числу имени существительного, с которым оно связано.

2. Комментированное письмо

Слайд 6

Сейчас мы запишем словосочетание.

Дети записывают словосочетания и определяют род и число имён прилагательных

               жен. род ед. ч

 Например: Красивая яблоня,  

 

Сладкая  ягода,    голубое небо,    нежный цветок, вкусный торт

Дети выполняют задание.

Вывод: Имя прилагательное в предложении всегда связано с существительными. Оно стоит в том же роде и числе, что и имя существительное. Прилагательное изменяется по числам и родом.

Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, делают совместный вывод

Физкультминутка

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

3. Описание
предмета с помощью имен прилагательных

Слайд 7

– Попробуйте наиболее точно описать зимний и весенний снег.
На доске слова:
 колючий, искристый, серебристый, свежий серый, последний, мокрый, грязный, пушистый, мягкий, рыхлый, белый.

– Подчеркните орфограммы, объясните их.

– Вывод: если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя,

Проверка. 

Выполняют задание
по вариантам:

1-й вариант: из слов выберите прилагательные, которые помогут

описать зимний снег.

2-й вариант: из слов выберите прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

Подчеркивают и объясняют орфограммы

Осуществляют классификацию имен прилагательных по описанию предмета. Умеют работать в паре.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Игра «Отгадайте, кто это?»

Слайд 8

– Спелое, круглое, сочное.

– Бурый, мохнатый, косолапый.

– Зеленый, сладкий, сахарный.

– Слова, какой части речи уточняют имена прилагательные?

– Яблоко.

– Медведь.

– Арбуз.

– Имена существительные

Анализируют загадку, высказывают предположения. Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с существительным, число

2. Запись
по памяти

Слайд 9

– Запишите по памяти предложение: Утром запел голосистый соловей.

 

Выделите имя прилагательное.

Подчеркните орфограммы

Пишут по памяти
предложение, подчеркивают имя прилагательное и орфограммы

Осуществляют запись по памяти. Находят имя прилагательное, выделяют его, объясняют орфограммы

3. Обобщающая беседа

Слайд 10-11

ТЕСТ « Имя прилагательное».        

   Выбери верное суждение.

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

а) Кто? Что?

б) Какой? Какая? Какое? Какие?

в) Что делать?

2.Имена прилагательные обозначают:

а) Предмет.

б) Действие предмета;

в) Признак предмета.

3.Имена прилагательные употребляются в речи с:

а) Глаголами;

б) Прилагательными;

в) Существительными;

4.Укажите имена прилагательные:

а) Холодает;

б) Холод;

в) Холодный.

– Для чего же нужны имена  прилагательные?

– Что уточняют имена прилагательные?

Выполняют тест в тетради.

Взаимопроверка.

1.2      2.3   3.3    4.3

– Для описания и уточнения предмета.

– Имена существительные

Привлекают имеющиеся знания для ответа на вопросы

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Слайд 12.

– Закончите предложения:
•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Стол, пчелка , падает, идет, ворона , большой, играют, бежит, снег Сущ. Гл. стол пчелка ворона снег большой падает идет играют бежит

Слайд 4

Я - слово замечательное,- Я имя прилагательное Я равного себе не знаю: Я признаки обозначаю . Без признаков предмета нет- Об этом знает целый свет. Отвечу всегда на вопросы такие: Чей? Чьё? Чьи? Какой? Какая? Какое? Какие?

Слайд 6

Грамматические признаки имени прилагательного Отвечает на вопросы : Обозначает: Изменяется Отвечает на вопросы : Обозначает:

Слайд 7

Изменяется Какой? Отвечает на вопросы : Обозначает: Какая? Какое? какие? Грамматические признаки имени прилагательного признак предмета по числам по родам единствен. число множеств. число Чей? Чья? Чьё? Чьи? М.р. Ж.р. Ср.р.

Слайд 8

Окончания прилагательных

Слайд 10

Игра “Найди пару”. цветы свежий утро душистые трава весеннее воздух жёлтый одуванчик зелёная

Слайд 11

Сегодня на уроке мне: Было интересно … Было трудно … Могу отличать … Могу помочь … Рефлексия

Слайд 12

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились определять род и число имен прилагательных, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке.

Слайд 13

Спасибо за урок!