9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Малина Варвара Евгеньевна

Предварительный просмотр:

                      АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема: «Семья на пороге школы»

(подготовительная группа № 5)

Воспитатель:

        Малина В.Е

                               

Псков

Дата

Группа

Подготовительная №5

Форма организации

Круглый стол, новые технологии

Тема

Семья на пороге школьной жизни ребёнка

Цель:

Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы; повысить уровень педагогической культуры родителей.

Задачи:

Способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников круглого стола, вовлечь родителей в решения проблем выявленных в результате анкетирования.

Оборудование:

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Плакат с темой собрания,2 стола, листы бумаги, ручки, фломастеры, лист ватмана, фотографии родителей в школьные годы.

Предварительная работа

Изготовление индивидуальных пригласительных для родителей, анкетирование родителей на тему: «Что у Вас вызывает тревогу и страх перед школой?»

Время

Организационный

момент

Поместить  плакат с названием темы собрания, соединить два стола и расставить стулья в форме круга. Приглашаем родителей за круглый стол.

1

Мотивационно-ориентированный, побудительный этап (проблема)

Наша встреча носит название «Семья на пороге школы» и конечно всем понятно, что привычный уклад жизни семьи, в  связи с поступлением ребёнка в 1 класс изменится. Как изменится?

2

Практический этап

Прошу Вас высказаться (высказывание родителей, рассуждения, воспоминания  из личного опыта) Задаю родителям  наводящие вопросы: А если вы работаете до 18 часов и некому забрать ребёнка из школы? Надо ли с ребёнком делать уроки поздно вечером? и т.д. (дискуссия).

Вывод: Постарайтесь изменить свою жизнь уже сейчас: прививайте ребёнку самостоятельность, умение организовывать своё пространство и т.д.

Предварительно было проведёно анкетирование родителей: «Что у Вас вызывает тревогу и страх перед школой?» и были выявлены две наиболее часто встречающиеся проблемы: « Адаптация к школьной жизни», « Что будет со здоровьем?» предлагаю Вам их обсудить, найти пути решения. Для этого разделимся поровну на две группы, разъединим столы. На каждом столе лист с проблемой. Вам отводиться 5 минут на её решение, которое за одним столом записываю я, а  за другим Регина Людвиговна мы «кураторы стола»и наша задача познакомить новых участников обсуждения с результатами работы предыдущей группы и фиксировать на листе бумаги идей, варианты, которые вы предлагаете. После того как все группы поработают с проблемами, мы «кураторы стола» обобщим все идеи по проблеме. (Родители делятся на группы и приступают к решению проблем).Результат: «Адаптация к школьной жизни» - соблюдение жёсткого режима дня, достаточная двигательная активность, спокойная доброжелательная обстановка дома и т. д.

«Что будет со здоровьем?» - не затягивать выполнение домашнего задания, т. к  после 19 часов работоспособность снижается, стоит повременить с кружками, сбалансированное питание, увеличить время прогулок и т.д.

Приближается тот день, когда наши дети впервые войдут в школьный класс. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребёнок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Важно душой почувствовать сложность переживаний ребёнка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу и помочь ему.

27

Заключительный этап

И в завершении нашей встречи предлагаем Вам сделать плакат « Мы тоже были школьниками» пусть дети увидят своих родителей в школьные годы (родители изготавливают плакат).

На этом наша встреча подошла к концу, благодарим  Вас за внимание, надеемся, что Вы получили массу полезной и интересной информации.

25

Итого времени

55

Литература

О.И.Давыдова, А.А.Майер «Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО»; С.В.Чирков « Родительские собрания в детском саду».

Приложение

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты

«Семья на пороге школы»

1. Что у Вас вызывает тревогу и страх перед школой? Подчеркните, выбранные варианты или дополните своим вариантом.

- Нам не читается.

- Не опоздаем ли в первый класс?

- Выбор школы и программы обучения.

- Выбор учителя.

- Адаптация к школьной жизни.

- Что будет со здоровьем?

- Останется ли время «на детство»?

Другое___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Изменится ли Ваша жизнь с поступлением ребёнка в 1 класс? Как?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Семья-главный фактор

в становлении гендерной идентичности ребенка»

Уважаемые родители!

В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи.  По-разному происходит и поло ролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек поло ролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой. Поэтому проблема формирования половой идентичности является напоминает о необходимости её решения в интересах подрастающего поколения. И именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

  • От отношения родителей к ребенку,
  • От характера родительских установок,
  • От привязанности матери к ребенку,
  • От привязанности ребенка к матери,
  • От роли отца в воспитании ребенка,

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек — в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.

Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует поло ролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — мускульных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а мускульная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. И для того чтобы максимально помочь вам, в возникших трудностях при воспитания своего ребенка предлагаем Вам, ответить на ряд вопросов.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи – старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудие труда), а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений). С самого рождения в русской семье  учитывались гендерные особенности ребенка.
Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

 Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды. Воспитательное воздействие было инстинктивным, и только впоследствии стали формироваться элементарные педагогические воззрения, закреплявшиеся в образе жизни, слове, обычае.

 Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением пищи, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.д.

 Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше, чем матери, но, начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.

  От девочек и  мальчиков  дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины – матери.  Ее воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.

 Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение6. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

 Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата, Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка, или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.

 Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3 до 4 лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек – матери, а мальчиков – отцами.

 Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучение его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию как должную.

 Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

 Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.

 В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что, с одной стороны, труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом способствовал тому, что у детей просто и естественно формировалась гендерная идентичность.

 С другой стороны – заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

на тему:

«Как воспитывать мальчика?»

Это наша величайшая беда — мы смотрим на мальчиков как на какие-то заводные машины, которые создают постоянный, раздражающий шум и при этом не требуют ни заботы, ни общения, ни участия со стороны родителей. На самом же деле в душе каждого маленького мальчика тайно живет герой — маленький Гек Финн или Тарзан, который только и ждет, чтобы показать свою физическую силу в схватке с могущественным врагом, а также получить одобрение и признание своей уникальности.

Девочки и мальчики используют совершенно разные подходы для установления отношений с другими людьми. Еще до момента рождения мальчики проявляют большую физическую активность. Уже на восьмом месяце беременности в их крови появляется тестостерон; с этого момента начинаются те физиологические изменения, которые характерны для мальчиков. Внимание новорожденных девочек направлено на лица и звуки, а новорожденных мальчиков больше всего привлекают движущиеся объекты. Навыки речи развиваются у мальчиков медленнее, зато многие родители замечают, с какой точностью они имитируют такие звуки, как шум мотора, — причем начинают делать это намного раньше, чем пытаются воспроизвести слова. В процессе развития речи почти все звуки, которые издают девочки, как правило, направлены на установление вербального общения, в то время как у мальчиков таких звуков не более 40 процентов, все остальное — это разные шумы.

Когда дети начинают играть с кубиками, мальчики строят из них значительно большие по размеру и более высокие конструкции, которые занимают больше места, в то время как девочки строят игрушечные домики, куда одна кукла могла бы пригласить другую на чай. Мальчиков тянет к таким игрушкам, как грузовики, они любят играть в песочнице, в то время как девочек привлекают платяные шкафы или кукольные домики.

Мальчики быстро становятся сильнее — их мускульная масса в среднем на 30 процентов больше, чем у девочек. У них больше красных кровяных телец, и они испытывают потребность в большей физической активности. А вот их умственные способности развиваются медленнее, не так быстро нарастает количество связей между левым и правым полушарием. (Это является причиной, по которой речевые навыки у мальчиков развиваются медленнее, чем у девочек, а также более замедленного процесса выздоровления мужчин после инсульта в старости!)

Мозг мальчиков достигает состояния зрелости медленнее, чем мозг девочек, поэтому они не могут так же быстро адаптироваться к школьным занятиям. Научные исследования свидетельствуют также о том, что замедленный «старт» может создавать для мальчиков трудности на протяжении ряда лет. Поэтому, даже если родителям кажется, что их ребенок ведет себя асоциально или проявляет интеллектуальную незрелость, иногда следует набраться терпения и просто подождать.

Самые серьезные исследования показывают, что здоровое социальное развитие как мальчиков, так и девочек требует присутствия двух родителей — мужчины и женщины. Причина этого заключается в том, что существуют фундаментальные различия между полами, поэтому и отец, и мать оказывают влияние на личность ребенка по - разному. Попытки сгладить эти различия могут вызвать у ребенка лишь замешательство и помешать правильному развитию его личности. В следующих главах более подробно будет рассказано о роли отца, о роли матери, о том, как они могут помочь друг другу и что происходит, когда ребенка воспитывает родитель- одиночка.

Ребенку необходимы и корни, и крылья. Корни он получает благодаря сильной привязанности к матери в первые годы жизни, а крылья — благодаря обучению и тренировке, которые может дать отец, близкий и родной человек, вводящий ребенка в большой открытый мир. Мамы учат нас опираться на землю, чтобы чувствовать себя защищенными, в то время как отцы — стремиться к звездам и смело противостоять враждебному миру!

Биологически мальчики как бы самой природой предназначены для борьбы, соперничества, и им это нравится. Это испытание их силы, способностей и энергии, что приносит мальчикам много радости и дает множество ценных жизненных уроков.

У мальчиков тоже богатая эмоциональная жизнь, и нам нужно приложить усилия, чтобы защитить их в этом плане. Еще в совсем юном возрасте предоставив мальчикам возможность разобраться в своих эмоциях, мы поможем им сделать свою жизнь духовно богаче, а связи с окружающими людьми гораздо прочнее и, кроме того, научим их эффективно противостоять тем неприятностям, которые случаются в жизни.

Имеющиеся свидетельства говорят о том, что мальчики и мужчины имеют тенденцию не проявлять свои чувства столь же сильно, как девочки. Иногда они даже могут показаться бесчувственными. Но мальчики поступают так для самозащиты, поэтому, если с ними обращаются как с бесчувственными, они такими и становятся. Мальчики нуждаются в нас, родителях, которые научили бы их понимать свои чувства и помогли бы идентифицировать их скрытые представления о том, что вызывает эти чувства.

Нам также необходимо помочь мальчикам разобраться в отрицательных сторонах молодежной субкультуры, в настоящее время распространенной среди их сверстников. А если это возможно, то мы должны даже постараться сблизиться с этой группой сверстников, чтобы оказать на них положительное влияние.

Есть два особых момента, которые помогут вам в деле воспитания сыновей. Если вы ими воспользуетесь, то они станут вашими союзниками в этом странствии по дорогам воспитания.

Первый момент: если вы покажете мальчику, что у вас есть определенный план, он будет чувствовать себя более защищенным. Здесь не требуется каких-то особых деталей или инструкций, просто нужен общий план, которому он мог бы следовать.

Второй момент: мальчик будет сохранять верность тому, кто дал ему понять, что верит в него. Поверьте в своего сына — и у него все будет хорошо. Ваша вера в его способности и силу характера нужна его мальчишеской душе как воздух.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

на тему:

«Как воспитывать девочку?»

Этот вопрос волнует многих родителей. С одной стороны патриархальные устои говорят нам о необходимости воспитания в девочке прежде всего хозяюшки, заботливой мамы и жены. Ведь с древних времен, женщина была хранительницей домашнего очага. Все бы хорошо, да тогда встает другой вопрос: а где взять такого мальчика, будущего мужчину, которого бы с детства воспитывали быть добытчиком и защитником этого милого создания. И все же те тенденции феминизации, которые наблюдаются сегодня в мире, мягко сказать противоестественны. Все же не сможет женщина быть полноценной матерью, делая при этом головокружительную карьеру. Эти вещи не совместимы. Кто же будет тогда воспитывать наших детей?

Поговорим сегодня о том как воспитывать девочку, а для начала: немножко физиологии и психологии.

Немножко физиологии

Девочки не обладают физической силой, зато наделены стрессо- устойчивостью и способностью выживать в любых условиях. Девочки прекрасны, природа наделила их красотой.

Немножко психологии

Как известно, девочки развиваются раньше мальчиков: они быстрее начинают говорить, более эмоциональны. Девочки используют в своей речи чаще мальчиков слова уменьшительно-ласкательного характера и всевозможные междометия: "ай", "ой".  Девочки обладают большей интуицией, чем мальчики и способны чувствовать и сопереживать эмоционально и глубоко.

Небольшой экскурс в историю

Как известно, в дореволюционной России многие школы практиковали раздельное обучение и воспитание девочек и мальчиков. В результате и те, и другие учились лучше и развивались. Сейчас повсеместно в школах применяется смешанное обучение. Хорошо это или плохо - тема отдельной статьи.

Рекомендации по воспитанию

Учитывая все вышеизложенное, делаем определенные выводы:

1) Безусловно необходимо с детства воспитывать в девочке аккуратность, хозяйственность.

2) Не забываем, что девочка не менее талантлива, чем мальчик и обязательно развиваем в ней ее способности: рисование, театральная деятельность, музицирование, овладение языками. Все эти направления необходимо потихонечку развивать еще до школы, а в дальнейшем выбрать ту область, в которой ваш ребенок по-настоящему талантлив и сможет реализовать свой потенциал.

3)Прививаем девочке чувство прекрасного, эстетический вкус. Старайтесь покупать для дочки платья и юбки, как можно реже одевайте брюки. Поощряйте ее стремление к красоте и гармонии.

4) Не стоит отдавать девочку на карате или другие виды боевых искусств для мальчиков, где учат драться. Лучше танцы, хореография, бассейн, возможно гимнастика.

5) Прививайте необходимые морально-нравственные качества, несмотря на то, что многие считают нравственность устаревшим понятием. Объясняйте что хорошо и что плохо.

6)Не стремитесь объять необъятное и отдать дочку в сотню кружков сразу или нанять десять репетиторов. Здесь нужен здравый подход. К примеру, вы заметили, что ваша дочь прекрасно рисует. Отдайте ее в художественную школу, занимайтесь с ней в этом направлении, не перегружайте ее другими кружками и занятиями. Это чревато ухудшением здоровья ребенка и угасанием интереса. Не позволяйте бросать художественную школу как бы ребенок вас не уговаривал. Лучше смените преподавателя или художественную школу, но продолжайте развиваться в выбранном направлении.

7) Всегда помните, что сила девочки в ее внутренней и конечно же внешней красоте, а не в том, что она должна стать очень физически сильной и вынести на своих плечах груз проблем своих родителей, будущих детей и мужа.

8)Обязательно приобщайте с самого раннего возраста к рукоделию: вышивка, вязание очень развивают мелкую моторику и мозги, а также прививают усидчивость и внимательность.

9)Нельзя в качестве наказания применять грубую физическую силу. Для воспитания девочек это противопоказано. Особенно, если наказывать будет отец. В результате вы получите только исковерканную психику ребенка.
10) Обязательно со школьного возраста помогите ребенку определиться с будущей профессией и покажите те ориентиры к которым должна стремиться дочка. Не забывайте, что всему свое время: время учиться, и время выходить замуж. Так пусть девочка учится нужному еще в школе, не откладывая на потом. Это относится к изучению языков, например. В детском возрасте все эти навыки даются легко. Будучи взрослой, она легко сможет воспользоваться накопленным багажом знаний и умений. К тому же, всевозможные взрослые проблемы вряд ли, в полной мере, ей позволят выучить с нуля язык.

Это лишь общие рекомендации по воспитанию девочек, не забывайте, что каждый ребенок - индивидуален и талантлив по своему. Внимательно изучите интересы и способности своего чада, чтобы действительно помочь дочери в дальнейшем реализовать свой потенциал.



Предварительный просмотр:

1 слайд

Изобразительная деятельность занимает особое место в жизни ребенка.

2 слайд

Изодеятельность — это искусство отображать окружающее и виде художественного образа с помощью определенного «языка», имеющегося в культуре (линия, цвет, цветовой и линейный ритм, композиция).

Включаясь в мир изобразительного искусства, ребенок выражает свои эмоциональные состояния, настроения, переживания, передает свои знания о мире (то, каким он видит этот мир) и свое, подчас не выразимое словами, отношение к нему — личностное мироощущение. Он учится тонко чувствовать и выражать свои чувства в художественной форме, на языке живописи и графики.

3 слайд

С одной стороны, ребенок, рисуя, как бы моделирует окружающее; с другой — эмоционально проживает различные ситуации, стараясь выразить свое отношение к тому, что пытается изобразить.

Программа развития изобразительной деятельности детей предполагает создание детьми художественных образов действительности и обучение способам их изображения с помощью художественных средств.

4 слайд

Работа по данному разделу организуется следующим образом.

Вначале осваивается предметный рисунок — изображение простейших объектов (живых и неживых), обладающих ритмической структурой: запутавшийся клубок ниток, дорожки, колючки свернувшегося в клубок ежа и др.

5 слайд

Затем осваивается работа с цветом — создание на листе гармоничного цветового пространства в виде различных пятен, линий, цветовых переходов (беспредметное изображение). Такое цветовое изображение символически связано с событиями и окружающем ребенка мире или его отношением к ним (например: осень, праздник).

6 слайд

Задача следующего этапа — соединение этих двух подходов и одной работе: создание художественного образа средствами предметной и беспредметной живописи одновременно, благодаря введению тем, которые провоцируют это соединение.

Задача развития познавательных и творческих способностей в изобразительной деятельности решается путем овладения ребенком модельными и художественно-символическими средствами.

Для развития познавательных способностей ребенка важно овладение модельным опосредованием.

7 слайд

 В младшем и среднем дошкольном возрасте вводится предварительное изображение структуры объекта углем или простым карандашом. Такое  изображение объекта в модельной форме отображает выделенные и переданные в форме графического изображения его существенные характеристики.

8 слайд

В старшем возрасте дети моделируют отношения между объектами, что является более сложной задачей.

Графическое моделирование композиционных отношений — важнейшее звено в развитии у старших дошкольников способности к планированию, так как позволяет ребенку создать образ будущего композиционного изображения.

Для выражения эмоциональных состояний и личностного мироощущения в изобразительной деятельности важно овладеть символической формой опосредования.

Вначале ребенок овладевает художественно-символическими средствами в живописных беспредметных композициях через символику цвета. Позже символические средства используются в предметной живописи для выражения отношения к изображаемым персонажам. Этот этап относится к младшему и среднему дошкольному возрасту.

Следующий этап в овладении художественно-символическими средствами относится к старшему дошкольному возрасту.

9 слайд

Ребенок создает предметный образ в цветовом пространстве и через символику цвета учится передавать смысловые характеристики героев, эмоциональную окраску персонажей, отношение к ним.

Форма освоения языка изобразительного искусства и средств художественной выразительности (равно как и овладение техническими навыками и умениями) в нашей программе подчинена решению творческих задач. Ребенку не показывают ни образцов для подражания, ни специальных технических приемов, ни жестко фиксированных способов владения инструментами. Взрослый общается с ребенком индивидуально и показывает что-либо, исходя из особенностей поставленной творческой задачи и потребностей каждого.

10 слайд

Еще один важный аспект изобразительного образования — знакомство с произведениями изобразительного искусства. На начальных этапах работы рекомендуется использовать книжные иллюстрации, встречающиеся при чтении художественной литературы. Наиболее подходящими для рассматривания являются те, где хорошо передан характер, фактура, движение, настроение изображаемого объекта. Блестящим примером таких иллюстраций являются рисунки Е. Чарушина. Далее детей знакомят с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, искусство дизайна, народные промыслы и т.д.). Эта работа проводится постоянно: в повседневной жизни дети привыкают обращать внимание на эстетику быта, красивые изделия, оформление различных уголков детского сада и прогулочных площадок.

11 слайд

Старшая группа

Основная задача — развитие у детей способности к моделированию пространственных отношений объектов и их символизации через построение цвето-ритмической структуры изображения.

Что же это означает на практике?

Начали мы с создания живописной композиции с изображением пейзажа: наблюдение смыкания земли и неба. Предлагали тему для композиции: «Летний день: жизнь на земле и жизнь в воздухе». Объясняем, что в пейзаже обязательно бывает земля и небо, но то, сколько в пейзаже земли и неба зависит от точки зрения, с которой мы видим этот пейзаж: с высокой или низкой. Далее дети рисовали пейзаж с двумя деревьями (одно — близко, другое — далеко).

Затем мы перешли к заданиям, которые предполагают многоразовую работу над композицией. В работе используются различные художественные техники: лепка и графический рисунок, посредством которых  дети осваивают  форму, пропорцию, пластику, а также действия преобразования изображения объекта (сидит, стоит, протянул руку и т.д.) и характеристики отношений с другими объектами; живопись, посредством которой достигается художественная выразительность образов. Это изображение взаимодействия человека с предметом или животным: слепить человечка, который катит большой снежный ком. Показываем способ работы с материалом, вылепливаем фигурку человечка, формируя изображение из целого куска пластилина: способ вытягивания и формирования, а затем изобразить этого человечка  в графике при помощи мягкого графического материала (уголь, сангина, пастель).  При проведении ОС (занятий) соблюдается следующая логика (пластика - графика -живописная композиция).Далее идут блоки например:«Мальчик удерживает собаку», «Мальчик гладит собаку», «Мальчик присел на корточки и кормит собаку», «Мальчик гуляет с собакой».Затем блок примерные темы: «Два человека поднимают бревно», «Акробаты», « Перетягивание каната», «Борцы»,

После проведения вышеописанного цикла занятий мы предложим детям темы по созданию композиций, передающие изображение взаимодействия между персонажами в пространстве пейзажа (графика). Например: Иван-царевич направляется к дубу, на котором висит сундук, где спрятана Кащеева смерть; «Иван- царевич поймал и удерживает волшебную птицу», «Зимние развлечения», «Колобок и лиса», «Старик и золотая рыбка» и др. (живописная композиция).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. В  среднем дошкольном возрасте развивается потребность в «деловом» общении, сотрудничестве со взрослым. На пятом году жизни завершается переход ребенка от деятельности, производимой совместно со взрослым, к деятельности, осуществляемой самостоятельно.
       
Возрастает стремление подражать взрослому в своем поведении. Постепенно поведение взрослого становится для ребенка 4—5 лет образцом, которому он все более осознанно следует. Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. К 5 годам у ребенка возрастает способность к произвольному подчинению своих поступков определенным моральным требованиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что в данном возрасте формируются только элементы произвольности поведения. Дети среднего дошкольного возраста еще достаточно импульсивны, поведение их нередко определяется внешними обстоятельствами, настроением и требует постоянного руководства и разумного контроля со стороны взрослого.
       
На протяжении среднего возраста неуклонно нарастает потребность в общении со сверстниками, разнообразнее становятся формы общения. Возникают довольно устойчивые взаимоотношения между детьми, основанные на личной симпатии. К 5 годам коллективные игры начинают занимать преобладающее место в игровом общении детей. В процессе совместной деятельности дети самостоятельно объединяются в небольшие группы, привыкают согласовывать свои действия друг с другом ради достижения общей цели, помогать сверстникам.
       
Активно развивается эмоциональная сфера. Чувства ребенка начинают приобретать социальную направленность. К 5 годам чувства становятся более устойчивыми и управляемыми, возрастает роль слова в их регулировании. Дети проявляют интерес к занятиям, активно осваивают правила поведения, что постепенно приводит к возрастающей организованности и дисциплинированности. Задачи нравственного воспитания дошкольников предусматривают комплексное развитие нравственных чувств, поведения, нравственных представлений.
Эмоциональная отзывчивость детей среднего дошкольного возраста — одна из важных особенностей, определяющих их нравственное развитие. Задаче формирования нравственных чувств детей уделяется в этот период первостепенное внимание. Происходит дальнейшее развитие чувства любви к близким людям, привязанности к воспитателю. На этой основе формируется признание авторитета взрослого, привычка к выполнению его требований, что обеспечивает к 5 годам становление уважения к старшим и послушания как черты поведения. Продолжается развитие отзывчивости, заботливого отношения к сверстникам. Это становится основой для постепенного формирования коллективизма, гуманного отношения к окружающим.         Ставится задача формирования чувства любви к природе, к родному городу, к детскому саду — важному условию воспитания любви к Родине.
Необходимо придать формирующимся чувствам детей 3—5 лет активный, действенный характер, обеспечить их воплощение в реальных поступках: уход за растениями, поддержание порядка в группе и т. п. Поэтому задача развития нравственных чувств детей неразрывно связывается с задачей формирования основ нравственного поведения, нравственных привычек. С младшей группы активно решается задача воспитания дружеских, доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками. К 5 годам у детей достаточно устойчиво проявляется дружеское расположение друг к другу, умение считаться с интересами и замыслами товарищей, помогать им, стремление дружно играть и трудиться.
     
Большое внимание уделяется задаче воспитания у дошкольников нравственного поведения по отношению к взрослым: слушаться старших (выполнять предъявляемые требования и правила поведения), быть вежливым, уметь выразить взрослым свою привязанность (принести стул и предложить сесть, ласково обращаться к близким, порадовать к празднику подарком: рисунком, поделкой и т. п.).
     
Выдвигается задача овладения основами культуры поведения, формируются привычки вежливого отношения к окружающим.  В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила (здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т. п.). Осваиваются и некоторые правила культуры поведения в общественных местах (не мешать другим, спокойно вести себя, говорить тихо, быть приветливым), правила коллективной игры и труда, закрепляется привычка бережно относиться к вещам, поддерживать чистоту и порядок.
   
Опыт поведения у дошкольников 3—5 лет только складывается, поэтому особое значение приобретает задача своевременного формирования самостоятельности как фактора развития детских взаимоотношений и нравственного поведения. Под влиянием воспитателя происходит переход от элементарной самостоятельности в выполнении отдельных приемов и несложных процессов в младшем дошкольном возрасте к более сложной и разнообразной самостоятельной деятельности в среднем дошкольном возрасте и к формированию в дальнейшем самостоятельности как доминирующей черты поведения и деятельности.
         
Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени младшего и среднего дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т. п. Воспитатель использует конкретные проявления детей в игровой и трудовой деятельности, чтобы раскрыть нравственный смысл их поведения: дружно ли играли, делились ли игрушками, уступали ли друг другу, помогали ли товарищам. Чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, просмотр инсценировок, разговоры с детьми на нравственные темы — все это способствует формированию первых нравственных представлений.
         
В среднем дошкольном возрасте происходит формирование первых представлений о труде людей, об общественных праздниках, о жизни людей.
   
Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взимоотношения со сверстниками. Постепенно ребенок 4—5 лет научается подчинять свои желания требованиям взрослого, замыслам детского коллектива. Появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.
     Таким образом, задачи и содержание нравственного воспитания детей 3—5 лет направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка и затрагивают разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.
       Образ жизни ребенка определяется характером его деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми, а также характером предъявляемых к нему общественных требований. Своеобразие воспитания ребенка в детском саду состоит в том, что его повседневная жизнь и деятельность — игра, труд, занятия — протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. Совместный образ жизни детей в группе детского сада, основанный на общности решаемых задач, совместных радостных эмоциональных переживаниях и стремлениях, равенстве прав и обязанностей, активном сотрудничестве в разнообразной коллективной деятельности, создает основу для нравственного воспитания, формирования основ нравственных отношений между детьми. Целенаправленно обогащая нравственное содержание детской деятельности, совершенствуя способы организации детей, обеспечивая принятие детьми нравственной мотивации деятельности, воспитатель способствует планомерному накоплению дошкольниками ценного морального опыта.