Рабочая программа социального проекта
Рабочая программа социального проекта по теме: "Моя планета Земля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utverzhdayu.docx | 35.24 КБ |
sots_proekt_1_klass.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор школы:
Рабочая программа социального проекта
по экологии
«Моя планета Земля»
Рабочую программу подготовила
учитель начальных классов
«Средней школы № 2 им. Е.В. Камышева
Томашевич Е.Н.
2018-2019 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Этапы, содержание и календарно-тематическое планирование программы
- Критерии эффективности программы
- Ожидаемый результат
- Литература
- Приложение
- Пояснительная записка
Экологическое воспитание обучающихся становится приоритетным в нашей большой стране. Это одна глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. Но людские блага стоят на первом месте.
Экологическая задача заключается в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить обучающихся с опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве и др. Раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе.
Результаты наблюдений и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию экологического воспитания детей.
При разработке данной программы мы я учитывала основные норамтивные акты и указы Президента Российской Федерации. Среди нормативных актов особое значение занимают Указы Президента Российской Федерации, устраняющие возникающие проблемы, дополняющие существующее законодательство для четкого функционирования единой системы в сфере обеспечения экологической безопасности. Наряду с Конституцией и Федеральными законами, они также являются правовой базой обеспечения экологической безопасности.
Так, своим указом Президент РФ от 4 февраля 1994 года № 236, утверждает основные положения ”Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития”. Данный указ предусматривает реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений, на пользование природоресурсным потенциалом, в целях поддержания устойчивого развития государства, а также решение текущих социально-экономических проблем в неразрывной связи с адекватными мерами по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль детского учреждения, которое может и должно воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание, как никогда, актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Программа по экологическому воспитанию учащихся “Моя планета Земля” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды городского, районного, краевого и Всероссийского уровней.
- Принципы организации экологического воспитания детей:
- Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
- Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
- В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
- Процесс формирования экологической культуры у обучающихся опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
- Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
- По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
- По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
- По улучшению природной среды (посадка растений, уборка прилегающей территории, парков, берегов озер и рек);
- По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с друзьями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
- По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
- Озеленение городской территории, территории дома, групп.
- Экологические проекты, вошедшие в программу:
- Проект «Зимний сад» (озеленение коридоров);
- Проект «Цветущее чудо» (разбивка, оформление цветочных клумб на территории школы);
- Проект «Огород» (создание удобного огорода, без применения химических удобрений);
- Проект «Чистые берега» (уборка мусора на берегах рек и озер);
- Проект «Чистый город» (сбор мусора на территории города, в парке отдыха).
- Формы работы:
- Беседы;
- Конкурсные программы;
- Познавательные и интеллектуальные игры;
- Экологические акции:
- Экологические проекты;
- Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
- Викторины;
- Экскурсии;
- Мастер-классы;
- Экологические операции;
- Форумы.
- Сроки реализации программы: Сентябрь 2018 – май 2019 года.
II. Цели и задачи программы
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся школы
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Учить видеть и понимать красоту живой природы;
- Учить основам экологических знаний;
- Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- Формирование умения и желания активно беречь и защищать природу;
- Воспитание у обучащихся ответственного отношения к окружающей среде, соблюдения человеком правил поведения в природе.
Развивающие:
- Развитие умения и навыков правильного взаимодействия с природой;
- Развитие способностей оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
- III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы
3.1. Этапы реализации программы:
I этап: Подготовительный и организационный этапы.
- Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
- Формулировка экологической проблемы.
- Определение целей и задач экологической проблемы,
- Планирование мероприятий по экологическому образованию.
- Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию детей.
- Организационные работы экологического и трудового отрядов, экологического кружка.
- Подготовка территорий для реализации программы (территория дома, парк отдыха);
- Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
- Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический этап.
Содержание программы
«Моя планета Земля»
На данном этапе работы происходит знакомство детей с окружающим миром. Дети получают первоначальные теоретические знания по экологии. Знакомятся с нормами поведения в природе. Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.
Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.
Реализация запланированных проектов.
Работа экологического десанта. Классные часы экологической направленности. Природа в творческих работах. Зарисовки природы по сезонам. Работа с природными материалами.
Вся работа направлена на расширение знаний, умений и навыков по экологии.
Знакомство с растительным миром Смоленской области Гагаринского района. Работа по ранее созданным проектам.
Знакомство с птицами и животными Смоленской области Гагаринского района. Практическая работа по охране птиц. Операция «Кормушка», акция «Птицы зимой».
Практическая работа по охране животного мира. Экологические библиотечные уроки, экскурсии в музеи.
Участие в акциях «Чистый берег», «Чистый город».
Работа направлена на воспитание экологической ответственности.
Вовлечение детей в реальную деятельность по изучению и охрану окружающей среды. Создание и реализация наглядной агитации по экологическому воспитанию, привлечение масс к данной проблеме.
III этап: Обобщающий этап.
- Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
- Отчет о проведенной работе.
IV этап: Информационно-просветительский этап.
Распространение через интернет ресурсы и экологически плакаты по экологии о деятельности школьников по реализации программы.
Календарно-тематический план мероприятий
IV. Критерии эффективности программы
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания воспитанников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Методы оценки эффективности:
- анкетирование;
- проведение рефлексии;
- качественные результаты;
- количественные результаты.
Критерии эффективности оценки:
- положительная динамика;
- понравилось или нет мероприятие;
- сформированность экологической культуры и экологического сознанияобучающихся;
- объем выполненных работ.
V. Ожидаемый результат
- Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания детей.
- Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
- Развитие организаторских способностей у воспитанников.
- Благоустройство, озеленение придомовой и городской территорий.
- Привлечение внимания населения города к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.
Литература
- Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
- Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
- Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
- Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
- Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
- Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
- Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
- Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
- Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
- Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
- Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
- Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
- Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
- Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
- Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
- Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
- Программа по экологическому воспитанию «Живи Земля» для детей разновозрастной группы, Павловская О.В., Голованева Н.И., НС Портал, 2018 г.
Приложение 1.
Календарно-тематический план мероприятий
2018-2019 гг.
№ п.п | Мероприятие | Форма | Сроки | |
1 | «Земля – наш дом» | Классный час | Сентябрь | |
2 | «Уход за цветами. Зачем нам нужны цветы?» | Практическая деятельность | Сентябрь | |
3 | «Огород» | Проект | Сентябрь | |
4 | «Зеленый наряд нашей планеты» | Устный журнал | Октябрь | |
5 | «Что такое красная книга» | Беседа | Октябрь | |
6 | «Покорми птиц зимой» | Региональный конкурс | Ноябрь | |
7 | «Кормушка» | Операция | Ноябрь | |
8 | «Не навреди!» | Экологическая сказка | Декабрь | |
9 | «Зимний сад» | Проект | Январь | |
10 | «Животные Красной книги» | Просмотр видеофильма | Февраль | |
11 | «Природа и здоровье» | Классный час | Март | |
12 | «Выращивание рассады» | Практическая работа | Март | |
13 | «Выращивание рассады цветочных растений в открытом грунте» | Практическая работа | Март | |
14 | «Эко-викторина» | Викторина | Март | |
15 | «Птицы». | Викторина | Апрель | |
16 | Экологический субботник | Практическое занятие | Апрель | |
17 | «Чистый берег», «Чистый город» | Акции | Апрель | |
18 | «Цветущее чудо» | Проект | Апрель | |
19 | «Посев семян культурных растений» | Практическое занятие | Апрель | |
20 | «Береги природу» | Создание экологического плаката | Апрель | |
21 | Кто высиживает у аистов птенцов? | Исследовательский проект | Апрель | |
25 | «Человек и природа» | Викторина | Май | |
26 | «Чистая река» | Экологическая экспедиция | Май | |
27 | «Помоги зеленому другу» | Акция | Май |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №2»
Утверждаю:
Директор школы:____________Чипенюк
рабочая программа социально-значимого интегрированного проекта
по окружающему миру и литературному чтению
«Я творю экологию»
составитель:
учитель начальных классов
Томашевич Е.Н..
Сроки реализации: 2019-2020 учебный год
Цель:
приобщить обучающихся к решению экологических проблем своего региона.
Задачи:
- исследовать экологические проблемы своего города;
- содействовать повышению уровня информированности обучающихся по вопросам экологической безопасности через произведения современных писателей, публицистов и поэтов;
- установить причинно-следственные связи между деятельностью человека и уровнем нравственного и интеллектуального развития;
- принять участие в акциях по решению экологических проблем своего города;
- привлечь внимание жителей к соблюдению чистоты в собственном городе;
- создать собственные литературные тексты с целью привлечения внимания общественности к проблемам экологии в регионе;
- принять участие в экологических и литературных конкурсах, посвященным решению проблем экологического характера;
- провести внеурочные мероприятия, с целью приобщения обучающихся школы к решению экологических проблем окружающего мира.
Сроки реализации и место социально-значимого проекта:
МБОУ «Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева» 2019-2020 год
Участники проекта: обучающиеся 1класса МБОУ «Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»».
Вид проекта: социальный, творческий, исследовательский.
По составу участников: групповой.
По срокам проведения: долгосрочный.
Ресурсное обеспечение проекта:
Заместитель директора по воспитательной работе;
Старшая вожатая;
Классные руководители;
Сотрудники филиала МБУК «Баскаковская библиотека»;
Организаторы конкурсов экологического направления.
Формы и виды деятельности социального проекта:
- Планирование мероприятий в рамках проведения социального проекта.
- Определение источников информации, ее сбор на темы, запланированные в рамках социального проекта;
- Участие в акциях «Чистое село», «Чистый берег», «Мы против мусора».
- Проведение экологических и библиотечных уроков на экологические темы.
- Участие в конкурсах экологического характера.
- Трудовая деятельность – сбор мусора, просветительская деятельность – рисование плакатов, листовок, газет на экологическую тему.
Календарно-тематический план социального проекта.
Количество часов за год – 16 часов
0,5 часов в неделю
№ пп | Мероприятие | Ответственные | Дата исполнения |
1. | Составление плана мероприятий по социально-значимому проекту. Выбор ответственных. | обучающиеся 1 класса – классный руководитель – Томашевич Е.Н. | сентябрь 2019 г |
2. | Распределение обязанностей между членами-участниками социального проекта; -сбор фото и видео-материалов; - определение источников информации по изучению экологической ситуации в регионе; – подбор художественных произведений на заданную тему; - сбор и систематизация материалов; - составление презентаций на основе собранной информации. | октябрь - апрель 2019-2020 учебный год. | |
3. | Участие в акциях «Чистое село», «Чистый берег». | октябрь 2019 | |
3. | Создание умных табличек «Мы против мусора», с целью привлечения жителей села к проблемам по его экологии. | ноябрь 2019 | |
4. | Проведение эко-уроков «Экологический след человека». | декабрь, 2019 год | |
5. | Библиотечный урок, посвященный чтению произведений русских классиков и современных писателей, затрагивающих в своих произведениях темы экологических катастроф нашей страны. | январь 2020 | |
6. | Участие в региональном конкурсе «Покорми птиц зимой», национальный парк «Смоленское поозерье» | февраль 2020 | |
7. | Конкурс поделок из отходов. | март 2020 | |
8. | Открытое мероприятие по теме: «Человек живет землей, а земля человеком» | апрель 2020 г | |
9. | - Просветительская и пропагандистская работа с населением села с целью улучшения экологической ситуации в районе. «Трудовые десанты», «экологические субботники». | май 2020 |
Результаты реализации проекта.
- Привлечение жителей города и обучающихся школы к экологическим проблемам региона.
- Развитие творческих способностей обучающихся в рамках создания творческих работ во время реализации социального проекта.
- Взаимодействие старшеклассников с обучающимися младших классов, улучшение отношений, благодаря организации совместных дел.
- Облагораживание территории школы, города.
- Развитие творческих способностей обучающихся во время участия в социальном проекте.