Рабочая программа социального проекта

Елена Николаевна Томашевич

Рабочая программа социального проекта по теме: "Моя планета Земля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utverzhdayu.docx35.24 КБ
Файл sots_proekt_1_klass.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор школы:                         

Рабочая программа социального проекта
по экологии
«Моя планета Земля»

Рабочую программу подготовила

учитель начальных классов

«Средней школы № 2 им. Е.В. Камышева

Томашевич Е.Н.


2018-2019 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи программы
  3. Этапы, содержание и календарно-тематическое планирование программы
  4. Критерии эффективности программы
  5. Ожидаемый результат
  6. Литература
  7. Приложение

  1. Пояснительная записка

 

Экологическое воспитание обучающихся становится приоритетным в нашей большой стране. Это одна глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. Но людские блага стоят на первом месте.

Экологическая задача заключается в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить обучающихся с опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве и др. Раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе.

Результаты наблюдений и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию экологического воспитания детей.

При разработке данной программы мы я учитывала основные норамтивные акты и указы Президента Российской Федерации. Среди нормативных актов особое значение занимают Указы Президента Российской Федерации, устраняющие возникающие проблемы, дополняющие существующее законодательство для четкого функционирования единой системы в сфере обеспечения экологической безопасности. Наряду с Конституцией и Федеральными законами, они также являются правовой базой обеспечения экологической безопасности.

  Так, своим указом Президент РФ от 4 февраля 1994 года № 236, утверждает основные положения ”Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития”. Данный указ предусматривает реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений, на пользование природоресурсным потенциалом, в целях поддержания устойчивого развития государства, а также решение текущих социально-экономических проблем в неразрывной связи с адекватными мерами по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль детского учреждения, которое может и должно воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание, как никогда, актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Программа по экологическому воспитанию учащихся “Моя планета Земля” включает  в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды городского, районного, краевого и Всероссийского уровней.

  • Принципы организации экологического воспитания детей:
  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
  4. Процесс формирования экологической культуры у обучающихся опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
  • Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
  1. По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
  2. По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
  3. По улучшению природной среды (посадка растений, уборка прилегающей территории, парков, берегов озер и рек);
  4. По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с друзьями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
  5. По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
  6. Озеленение городской территории, территории дома, групп.
  • Экологические проекты, вошедшие в программу:
  1. Проект «Зимний сад» (озеленение коридоров);
  2. Проект «Цветущее чудо» (разбивка, оформление цветочных клумб на территории школы);
  3. Проект «Огород» (создание удобного огорода, без применения химических удобрений);
  4. Проект «Чистые берега» (уборка мусора на берегах рек и озер);
  5. Проект «Чистый город» (сбор мусора на территории города, в парке отдыха).
  • Формы работы:
  • Беседы;
  • Конкурсные программы;
  • Познавательные и интеллектуальные игры;
  • Экологические акции:
  • Экологические проекты;
  • Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
  • Викторины;
  • Экскурсии;
  • Мастер-классы;
  • Экологические операции;
  • Форумы.
  • Сроки реализации программы: Сентябрь 2018 – май 2019 года.

II. Цели и задачи программы

Цель:

Формирование экологической культуры и экологического сознания обучающихся школы

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Учить видеть и понимать красоту живой природы;
  • Учить основам экологических знаний;
  • Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • Формирование умения и желания активно беречь и защищать природу;
  • Воспитание у обучащихся ответственного отношения к окружающей среде, соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

  • Развитие умения и навыков правильного взаимодействия с природой;
  • Развитие способностей оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
  • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
  • III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы

3.1. Этапы реализации программы:

I этап: Подготовительный и организационный этапы.

  1. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
  2. Формулировка экологической проблемы.
  3. Определение целей и задач экологической проблемы,
  4. Планирование мероприятий по экологическому образованию.
  5. Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию детей.
  6. Организационные работы экологического и трудового отрядов, экологического кружка.
  7. Подготовка территорий для реализации программы (территория дома, парк отдыха);
  8. Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
  9. Подведение итогов I этапа программы.

II этап: Практический этап.

Содержание программы

 «Моя планета Земля»

На данном этапе работы происходит знакомство детей с окружающим миром. Дети получают первоначальные  теоретические знания по экологии. Знакомятся с нормами поведения в природе. Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.

  Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.

Реализация запланированных  проектов.

Работа экологического десанта. Классные часы экологической направленности. Природа в творческих работах. Зарисовки природы по сезонам. Работа с природными материалами.

Вся работа направлена на расширение знаний, умений и навыков по экологии.

Знакомство с растительным миром Смоленской области Гагаринского района. Работа по ранее созданным проектам.

Знакомство с птицами  и животными Смоленской области Гагаринского района. Практическая работа по охране птиц. Операция «Кормушка», акция «Птицы зимой».

Практическая работа по охране животного мира. Экологические библиотечные уроки, экскурсии в музеи.

Участие в акциях «Чистый берег», «Чистый город».

Работа направлена на воспитание экологической ответственности.

Вовлечение детей в реальную деятельность по изучению и охрану окружающей среды. Создание и реализация наглядной агитации по экологическому воспитанию, привлечение масс к данной проблеме.

III этап: Обобщающий этап.

  1. Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
  2. Отчет о проведенной работе.

IV этап: Информационно-просветительский этап.

Распространение через интернет ресурсы и экологически плакаты по экологии о деятельности школьников по реализации программы.

Календарно-тематический план мероприятий

IV. Критерии эффективности программы

Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания воспитанников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.

Методы оценки эффективности:

анкетирование;

- проведение рефлексии;

- качественные результаты;

- количественные результаты.

Критерии эффективности оценки:

- положительная динамика;

- понравилось или нет мероприятие;

- сформированность экологической культуры и экологического сознанияобучающихся;

- объем выполненных работ.

V. Ожидаемый результат

  1. Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания детей.
  2. Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
  3. Развитие организаторских способностей у воспитанников.
  4. Благоустройство, озеленение придомовой  и городской территорий.
  5. Привлечение внимания населения города к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.

Литература

  1. Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
  2. Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
  3. Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
  4. Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
  5. Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
  6. Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
  7. Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
  8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
  9. Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
  10. Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
  11. Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
  12. Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
  13. Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
  14. Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
  15. Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
  16. Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
  17. Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
  18.  Программа по экологическому воспитанию «Живи Земля» для детей разновозрастной группы, Павловская О.В., Голованева Н.И., НС Портал, 2018 г.

Приложение 1.

Календарно-тематический план мероприятий

2018-2019 гг.

№ п.п

Мероприятие

Форма

Сроки

1

«Земля – наш дом»

Классный час

Сентябрь

2

«Уход за цветами. Зачем нам нужны цветы?»

Практическая деятельность

Сентябрь

3

«Огород»

Проект

Сентябрь

4

«Зеленый наряд нашей планеты»

Устный журнал

Октябрь

5

«Что такое красная книга»

Беседа

Октябрь

6

«Покорми птиц зимой»

Региональный конкурс

Ноябрь

7

«Кормушка»

Операция

Ноябрь

8

«Не навреди!»

Экологическая сказка

Декабрь

9

«Зимний сад»

Проект

Январь

10

«Животные Красной книги»

Просмотр видеофильма

Февраль

11

«Природа и здоровье»

Классный час

Март

12

«Выращивание рассады»

Практическая работа

Март

13

«Выращивание рассады цветочных растений в открытом грунте»

Практическая работа

Март

14

«Эко-викторина»

Викторина

Март

15

«Птицы».

Викторина

Апрель

16

Экологический субботник

Практическое занятие

Апрель

17

«Чистый берег», «Чистый город»

Акции

Апрель

18

«Цветущее чудо»

Проект

Апрель

19

«Посев семян культурных растений»

Практическое занятие

Апрель

20

«Береги природу»

Создание экологического плаката

Апрель

21

Кто высиживает у аистов птенцов?

Исследовательский проект

Апрель

25

«Человек и природа»

Викторина

Май

26

«Чистая река»

Экологическая экспедиция

Май

27

«Помоги зеленому другу»

Акция

Май



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №2»

Утверждаю:

Директор школы:____________Чипенюк  

рабочая программа социально-значимого интегрированного  проекта

по окружающему миру и литературному чтению

«Я творю экологию»

составитель:

учитель начальных классов

Томашевич Е.Н..

Сроки реализации: 2019-2020 учебный год

Цель:

приобщить обучающихся к решению экологических проблем своего региона.

Задачи:

- исследовать экологические проблемы своего города;

- содействовать повышению уровня информированности обучающихся по вопросам экологической безопасности через произведения современных писателей, публицистов и поэтов;

- установить причинно-следственные связи между деятельностью человека и уровнем нравственного и интеллектуального развития;

- принять участие в акциях по решению экологических проблем своего города;

- привлечь внимание жителей к соблюдению чистоты в собственном городе;

- создать собственные литературные тексты с целью привлечения внимания общественности к проблемам экологии в регионе;

- принять участие в экологических и литературных конкурсах, посвященным решению проблем экологического характера;

- провести внеурочные мероприятия, с целью приобщения обучающихся школы к решению экологических проблем окружающего мира.

Сроки реализации и место социально-значимого проекта:

МБОУ «Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева» 2019-2020 год

Участники проекта: обучающиеся 1класса МБОУ «Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»».

Вид проекта: социальный, творческий, исследовательский.

По составу участников: групповой.

По срокам проведения: долгосрочный.

Ресурсное обеспечение проекта:

Заместитель директора по воспитательной работе;

Старшая вожатая;

Классные руководители;

Сотрудники филиала МБУК «Баскаковская библиотека»;

Организаторы конкурсов экологического направления.

Формы и виды деятельности социального проекта:

  1. Планирование мероприятий в рамках проведения  социального проекта.
  2. Определение источников информации, ее сбор на темы, запланированные в рамках социального проекта;
  3. Участие в акциях «Чистое село», «Чистый берег», «Мы против мусора».
  4. Проведение экологических и библиотечных уроков на экологические темы.
  5. Участие в конкурсах экологического характера.
  6. Трудовая деятельность – сбор мусора, просветительская деятельность – рисование плакатов, листовок, газет на экологическую тему.

Календарно-тематический план социального проекта.

Количество часов за год – 16 часов

0,5 часов в неделю

№ пп

Мероприятие

Ответственные

Дата исполнения

1.

Составление плана мероприятий по социально-значимому проекту. Выбор ответственных.

обучающиеся 1 класса – классный руководитель – Томашевич Е.Н.

сентябрь 2019  г

2.

Распределение обязанностей между членами-участниками социального проекта;

-сбор фото и видео-материалов;

- определение источников информации по изучению экологической ситуации в регионе;

 – подбор художественных произведений на заданную тему;

- сбор и систематизация материалов;

- составление презентаций на основе собранной информации.

октябрь - апрель 2019-2020 учебный год.

3.

Участие в акциях «Чистое село», «Чистый берег».

октябрь 2019

3.

Создание  умных табличек «Мы против мусора», с целью привлечения жителей села к проблемам по его экологии.

ноябрь 2019

4.

Проведение эко-уроков «Экологический след человека».

декабрь, 2019 год

5.

Библиотечный урок, посвященный чтению произведений русских классиков и современных писателей, затрагивающих в своих произведениях темы экологических катастроф нашей страны.

январь 2020

6.

Участие в региональном конкурсе «Покорми птиц зимой», национальный парк «Смоленское поозерье»

февраль 2020

7.

Конкурс поделок из отходов.

март 2020

8.

Открытое мероприятие по теме: «Человек живет землей, а земля человеком»

апрель 2020 г

9.

- Просветительская и пропагандистская работа с населением села с целью улучшения экологической ситуации в районе.

«Трудовые десанты», «экологические субботники».

май 2020

Результаты реализации проекта.

  1. Привлечение жителей города и обучающихся школы к экологическим проблемам региона.
  2. Развитие творческих способностей обучающихся в рамках создания творческих работ во время реализации социального проекта.
  3. Взаимодействие старшеклассников с обучающимися младших классов, улучшение отношений, благодаря организации совместных дел.
  4. Облагораживание территории школы, города.
  5. Развитие творческих  способностей обучающихся во время участия в социальном проекте.